Тургенев в своих «Литературных и житейских воспоминаниях» (в статье «Поездка в Альбано и Фраскати») говорит: «Долгое разобщеннее людьми, уединенное житье с самим собой, с одной и той же, постоянной, неизменной мыслью, наложило на Иванова особую печать: в нем было что-то мистическое и детское, мудрое и забавное, все в одно и то же время; что-то чистое, и скрытное, даже хитрое. С первого взгляда все существо его, казалось, проникнуто какою-то недоверчивостью, какою-то суровой, то заискивающей робостью; но когда он привыкал к вам а это происходило довольно скоро, — его мягкая душа так и раскрывалась». Во время совместной поездки в Альбано Тургенев и В. П. Боткин предложили Иванову на следующий день обедать вместе в Риме. _____________________ мою книгу «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция». Гл. VI. «Творчество и эволюция»; см. также мою статью «Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе» в «Сборнике трудов Русского Научного Института в Праге». Вып. 2. 1931. «- Обедать? — воскликнул Иванов и вдруг побледнел. — Обедать! — повторил он. — Нет–с, покорно благодарю; я и вчера едва жив остался… Я не пойду; там меня отравят. — Как — отравят? — Да–с отравят, яду дадут. — Лицо Иванова приняло вялое выражение, глаза его блуждали… Мы с Боткиным переглянулись; ощущение невольного ужаса шевельнулось в нас обоих. — Что вы это, любезный Александр Андреевич, как это вам яду дадут за общим столом? Ведь надо целое блюдо отравить. Да и кому нужно вас губить. — Видно, есть такие люди–с, которым моя жизнь нужна–с. А что насчет целого блюда… да он мне на тарелку подбросит. — Кто он? — Ну вот что я вам предлагаю, Александр Андреевич, — сказал Боткин, — вы приходите завтра к нам обедать, как ни в чем не бывало, а мы всякий раз, как наложим тарелки, поменяемся с вами… На это Иванов согласился, и бледность с лица его сошла, и губы перестали дрожать, и взор успокоился». Даже в такой болезни, как прогрессивный паралич, сопутствующейся все глубже идущими разрушениями мозговой ткани, душевные проявления ее стоят в связи с эмпирическим характером человека, за который он ответствен, так как он сам его выработал Соответственно своему характеру, своему опыту и искусству человеческое «я» борется со своей болезнью и приспособляет остающиеся здоровые клетки мозга для продолжения более доро–гих ему деятельностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

«В подателе сего письма Вы узнаете Г. Тирьона, который отправляется на жительство в Россию на неопределенное время. Положительной и определенной цели он себе не предположил; но у него есть цель отрицательная – избежать неприятностей со стороны своихъ родственников, которые принуждают его искать места римско-католического священника (Тирьон не открыл им своего обращения в восточную католическую веру из опасения потерять какое-то наследство), и не любят его будто бы за то, что он защищает Россию. Между тем он думает найти себе в России какое-нибудь дело по переводам, по обучению детей и т. п., а со временем возвратиться в Париж для действия в пользу православия. Успеха в сем последнем, надобно сказать откровенно, я не ожидаю от Г. Тирьона, как уже это доказано долговременное бесполезное пребывание его в Париже; для успешных действий в сем случае, нужно более ума, убеждения и решительности, чем сколько имеет их Г. Тирьон. С-т Альбан несколько испортил дело поспешностью и горячностью, а Тирьон не принимался за дело. Но утешительно думать о нашей Св. Церкви то, что случилось в жизни патриарха Авраама: он прежде имел Исмаила, а после – Исаака!.. Впрочем, нельзя сказать, чтобы Тирьон был совершенно бесполезен в Париже; потому что он доставил случай русским и некоторым французам имеет Св. Литургию Златоуста на французском языке; был видимым доказательством превосходства православной веры перед римской, так что русские при мысли о нем торжествовали, а французы задумывались; наконец, он был поводом для здешних священников нашего посольства утверждать начала православия по поводу разговора о Г. Тирьоне. Ценя сего священника издали, русские не любили его вблизи за его грубые манеры, простоту слова и всегдашнее домогательство средств для жизни. Неправ или, лучше сказать, неблагоразумен в этом случае Г. Тирьон; но более виноваты в своей холодности наши соотечественники. Как бы то ни было, а он ни на что не может употребить себя в Париже, ни даже на спокойную благочестивую жизнь; потому что нашего богослужения он никогда не посещал. Поездка его в Россию состоялась не вследствие зрело обдуманного плана, а просто представившегося удобного случая быть в России. Но он все лично объяснит Вашему П-ву. Г. С-т Альбан в Бирмингеме, куда он, по всей вероятности, привлечен известным движением в Англии в пользу православия; определенного ничего о нем не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Последнее, что читал я (как ни странно это, быть может, звучит) – Шекспир «Король Лир». В очередной раз оно меня потрясло. Это и о семье, и о старости, и о предательстве — одним словом, тоже вполне церковная литература – несмотря на то, что Шекспир, конечно, никогда православным не был. Протоиерей Михаил Дудко главный редактор газеты «Православная Москва» Действующие лица Лир , король Британии. Король Французский. Герцог Бургундский. Герцог Корнуэльский. Герцог Альбанский. Граф Кент. Граф Глостер. Эдгар , сын Глостера. Эдмонд , побочный сын Глостера. Куран , придворный. Старик , арендатор у Глостера. Врач . Шут Освальд , дворецкий Гонерильи. Офицер на службе у Эдмонда. Придворный из свиты Корделии. Герольд. Слуги герцога Корнуэльского. Гонерилья, Регана , Корделия — дочери Лира. Рыцари из свиты Лира, офицеры, гонцы, солдаты и придворные. Место действия — Британия. Время действия — легендарно относимое к IX веку до н. э. Акт I Сцена 1 Тронный зал во дворце короля Лира. Входят Кент, Глостер и Эдмонд. Кент Я думал, что герцог Альбанский нравится королю больше герцога Корнуэльского. Глостер Так нам всегда казалось. Но теперь, перед разделом королевства, стало неясно, кого он любит больше. Части так выравнены, что при самом внимательном разборе нельзя сказать, какая лучше. Кент Это ваш сын, милорд? Глостер Я причастен, сэр, к его рождению. Я так часто краснел, признаваясь в этом, что постепенно перестал смущаться. Кент Я не понимаю вас. Глостер Зато мать этого молодца поняла меня с первого взгляда и получила сына в люльку раньше, чем мужа в дом. Вы меня осуждаете? Кент Нет, если в итоге получился такой бравый малый. Глостер У меня есть законный сын, сэр, на год с чем-то старше этого, который тем не менее ничуть мне не дороже. Хотя этот сорванец явился на свет без приглашения, мать его была красавица. Его рождению предшествовало много радостей, и я вынужден признать себя его отцом. — Знаешь ты, кто этот благородный господин, Эдмонд?

http://azbyka.ru/fiction/korol-lir-uilya...

Партия разделилась: часть путешественников отправились берегом, часть – на каяках. Однако тут для экспедиции настали еще более трудные времена. Один за другим спутники Альбанова стали умирать от цинги. Береговая партия пропала. Путешественников осталось четверо, и они отправились в дальнейший путь на двух каяках. В тумане Альбанов и Конрад потеряли из виду второй каяк, их начало сносить течением, поднялся ветер. Поскольку при сильном ветре продолжать дальнейшее плавание не было возможности, Альбанов и Конрад решили отдохнуть, и, забравшись на вершину айсберга, устроились на ночлег, закутавшись в малицы. Но спать им пришлось недолго. Лед под ними подтаял и обломился, и путешественники оказались в воде. Малицы примерзли друг к другу, и образовали собой мешок, который быстро наполнялся водой. Казалось, что гибель неизбежна. И тут штурман опять вспомнил про свой сон: «Сознание возмущалось, протестовало против гибели: «а как же сон мой? К чему же было то предсказание? Не может этого быть». Пусть мне верят или не верят, но в этот момент мои ноги попали на ноги Кондрата, мы вытолкнули друг друга из мешка, сбросили малицы, а в следующее мгновение уже стояли мокрые на подводной «подошве» айсберга, по грудь в воде. Кругом нас плавали в воде малицы, сапоги, шапки, одеяло, рукавицы и прочие предметы, которые мы поспешно ловили и швыряли на льдину. …Наши ноги были в одних носках, а так как мы стояли на льду, то они почти потеряли чувствительность. … Еще продолжая стоять в воде, я напрасно ломал голову, что же теперь нам делать? Ведь мы замерзнем! Но провидение само указало, что мы должны были делать в нашем положении. Как бы в ответ на наш вопрос, с вершины льдины полетел в воду наш каяк, который или сдуло ветром, или под которым подломился лед, как подломился он под нами. Не упади каяк, или упади он не так счастливо, т.е. прорвись об острый разъеденный водою лед, я думаю, мы пропали бы на этой льдине, плывущей в море. Завернувшись в мокрые малицы, не имея провизии, дрожащие от холода, мы напрасно старались бы согреться, а потом вряд ли у нас хватило бы решимости что-либо предпринять.

http://pravoslavie.ru/5271.html

Траурные драпировки, отрубленная голова, потоки крови, разлившиеся по полу, всё исчезло вместе с призраками, только королевская туфля сохранила кровяное пятно, которое должно было напоминать Карлу о событиях этой достопамятной ночи, если б он мог когда-либо забыть их. Возвратившись в свой кабинет, король приказал сделать подробное описание всего, что они видели, подписал его сам и потребовал подписи своих трёх спутников. Самые тщательные предосторожности для скрытия от общества и народа содержания этого странного документа ни к чему не повели, оно сделалось известным ещё при жизни Карла XI. Запись эта хранится до сих пор в государственных архивах Швеции, как нечто, несомненно, подлинное. Замечательна приписка к этому описанию, сделанная рукой короля; «Если то, что рассказано здесь мной за моею подписью, не есть точная, несомненная истина, я отказываюсь от всякой надежды на лучшую жизнь, сколько-нибудь заслуженную, быть может, мной некоторыми добрыми делами, главным же образом, моими усилиями способствовать благоденствию моего народа и поддерживать религию моих предков». Теперь, если вспомним смерть Густава III и суд над Анкарстромом, его убийцей, то найдётся полное соответствие между этим событием и обстоятельствами рассказанного здесь странного пророчества – видения. Молодой человек, обезглавленный в присутствии Государственных Штатов был Анкарстрома. Мертвец в королевских регалиях – Густав III. Ребёнок, его сын и наследник – Густав-Адольф IV. Наконец, старик в мантии – герцог Зюдерманландский – дядя Густава IV, бывший регентом королевства, а потом и королём, по низложении его племянника. (Рассказ Проспера Мериме, сн. «Ребус» 1897 г., 4.  Видение герцога Альбани Герцог Альбани, младший сын английской королевы Виктории, скончавшийся в Каннах, незадолго до своей смерти, говорил некоторым близким друзьям своим, что он имел следующее видение: к нему явилась умершая сестра его, принцесса Алиса, и сказала: – «страдания твои скоро кончатся; ты скоро прейдёшь к нам». Через 3 дня его не стало. Здоровье герцога в то время не внушало никаких опасений, и смерть его последовала от ушиба, полученного им при падении с лестницы за 2 или 3 дня до его смерти. Видение имело место до падения. («Ребус» 1884 г., 5.  Видение императора Павла Петровича

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Автор приводит слова Абу Хамида аль-Газали : «Нет никаких разногласий в том, что мусульманин может бросаться в одиночку на ряды врагов и сражаться с ними, даже если знает, что, скорее всего, он погибнет. Также мусульманину дозволяется  сражаться с врагами до тех пор, пока он не будет убит . Все это входит в понятие веления одобряемого и удерживания от порицаемого. Но если человек знает, что его  нападение на врагов никак не повредит им  (например, когда на врагов бросается слепой или калека), то совершение подобного  запрещено . В таком случае нападение на врага подпадает под общий смысл аята, запрещающего подвергать себя смертельной опасности . Тем не менее человек может бросаться навстречу врагу,  если знает , что не будет убит, пока сам не убьет, что  его смелость вселит страх в сердца врагов , заставит их убедиться в отважности мусульман и их любви к смерти на пути Аллаха, в результате чего  силы противника будут сломлены » . Также автор приводит слова другого авторитетного ученого – Шейха аль-Альбани . На вопрос о соответствии шариату военных действий современных «коммандос» (групп смертников), в результате которых они гибнут, нанося урон противнику, он ответил: «Это не является самоубийством, потому что самоубийство – это когда мусульманин убивает себя, желая положить конец своей несчастной жизни. Что же касается данной ситуации, то здесь мы имеем дело не с самоубийством, а с джихадом на пути Аллаха. Однако подобные действия должны проводиться только по приказу командующего. Подчинение ему обязательно, даже если сам боец не доволен этим». По словам аль-Альбани, самоубийство совершает тот, кто возроптал против Господа и не согласен с Божьим предопределением. Поэтому оно строжайше запрещено Исламом. «Рассматриваемое же деяние не является самоубийством.  Подобное совершали сподвижники . Один из них напал с мечом на целый отряд врагов и рубил головы врагам, пока не погиб сам. Он проявил выдержку,  надеясь на награду Аллаха, ибо знал, что его дорога ведет в Рай . Разница между тем, кто гибнет таким образом в джихаде, и тем, кто избавляется от жизни путем самоубийства или же, задрав нос, действует по собственному умозаключению, неизмерима. Второе как раз и означает обрекать себя на гибель» .

http://radonezh.ru/2023/04/24/nemychenko...

Причину всех смут и неприятностей Г. Альбан возлагает на Г. Тирьона, который будто бы известил архиепископа Парижского обо всех обстоятельствах и успехах С-т Альбана с преувеличением, и писал об этом же в полицию. Для архиепископа и полиции довольно одних подозрений, чтобы взяться за дело с большим жаром. Папа успешными преобразованиями в своих владениях и подаваемыми надеждами дает римскому католичеству больше весу во Франции, а сильное покровительство престарелой благочестивой французской королевы поддерживает дух нетерпимости в здешнем духовенстве. Вот обстоятельства и действования несчастных первенцев православной церкви из французов! Впрочем, ни духовенство, ни журналы, ни полиция не сказали по этому случаю ни одного обидного слова о России: говорили, что С-т Альбан ищет России, а не Россия С-т Альбана. Тирьона я не видел уже месяца два с половиной. Королева Нидерландская снизошла на просьбу о. протоиерея, отказалась беспокоить его перемещением в Гагу: я очень рад этому и за него, и за себя. Жаль только, что о. протоиерей не разделяет во многом моих мыслей, впрочем, это не препятствует добрым нашим отношениям. О. диакон Судакевич замедлил в Германии по болезни; приезд его обрадовал меня и русских, которые с нетерпением его ожидали. Особенно приятно то, что он с понятиями и образованием и способен помогать священнику не только при священнослужении, но и в других случаях. Он еще ни разу не служил: время, труд и наставление могут из него образовать достойного служителя церкви. Я, со своей стороны, из благодарности, покорности и уважения к Вашему П-ву и из любви к моему товарищу употреблю все средства к его усовершенствованию. О дальнейшем буду иметь честь доносить. 12 генваря 1847 г.» Письмо 5 «В последнем моем письме, посланном в генваре с Г. Рюминым, я имел честь описать Вашему П-ву печальный оборот дел Г. Альбана; с тех пор я его не видел, и ничего не мог узнать о нем от других – удивительно, куда он делся! Г. Тирьон живет здесь в бедности (на хлебе у своего брата дворника) и без всякой пользы для православия, которого он не поддерживает ни словом, ни делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Случилось так, что в тот час, когда привели Албана, судья как раз возносил жертвы демонам (по христианской традиции Беда везде именует языческих богов демонами). Увидев Албана, он впал в ярость оттого, что его единоверец посмел предать себя воинам и подвергнуться великой опасности ради укрываемого им гостя. Он велел подвести Албана к изображениям демонов, перед которыми стоял, и сказал ему: " Ты предпочел укрыть у себя мятежника вместо того, чтобы выдать его воинам, дабы он понес заслуженное наказание за хулу, возводимую им на богов; за это ты сам подвергнешься каре, которой он избежал, если отвергнешь обычаи нашей религии " . И святой Албан открыто объявил себя перед врагами веры христианином, не убоявшись угроз правителя, и, вооружась на духовную брань, смело отверг его приказание. Тогда судья спросил его: " Из какой ты семьи и какого рода? " Альбан ответил: " Что за дело тебе до моего рода? Если ты желаешь узнать о моей вере, то я христианин и готов исполнить долг христианина " . Судья сказал: " Я требую, чтобы ты назвал свое имя; говори же без промедления " . Он ответил: " Родители мои назвали меня Албаном, и я клянусь всегда служить и поклоняться истинному живому Богу, сотворившему все сущее " . Судья в гневе воскликнул: " Если хочешь наслаждаться дарами вечной жизни, принеси жертвы великим богам " . Албан ответил: " Жертвы, что вы приносите демонам, не помогут жертвующим и не утолят желаний и просьб молящих. Напротив, те, кто поклоняются этим идолам, в наказание будут ввергнуты в ад на вечные муки " . Услышав это, судья пришел в ярость и велел бичевать святого исповедника Божьего, надеясь, что под ударами тот ослабеет и утратит твердость духа, выразившуюся в его словах. Албан же, подвергнутый самым жестоким мукам, сносил их терпеливо и даже радостно во имя Господа. И судья, увидев, что муки не заставили его отречься от христианской веры, приказал казнить его смертью. Когда его вели на казнь, он подошел к быстрой реке (имеется в виду река Вер), протекавшей между городской стеной и ареной, где предстояло ему пострадать, и увидел там великое множество людей обоего пола и всех званий и возрастов, которые сошлись - без сомнения, по промыслу Божьему, - чтобы лицезреть блаженнейшего исповедника и мученика. Они так заполнили мост, что в тот вечер его едва можно было перейти. Там собрались почти все, и судья остался в городе один, без помощников. Святой Албан, горячо желая как можно скорее принять муки, спустился к реке и возвел глаза к небу. Тотчас же дно реки обнажилось в том самом месте, и он увидел, что воды расступились и дали ему дорогу. Среди тех, кто наблюдал это, был и палач, посланный его казнить. Движимый Божьим вразумлением, он поспешил к святому, когда тот шел к месту казни, отбросил бывший у него с собой меч и простерся перед ним, громко возглашая, что готов сам принять смерть вместе с мучеником или даже вместо него.

http://pravicon.com/info-1727

В том мало смеху, что уходит шут. Вас тоже в жизни перемены ждут. Уходят. Акт II Сцена 1 Двор в замке графа Глостера. Входят с разных сторон Эдмонд и Куран. Эдмонд Здравствуй, Куран. Куран Здравствуйте, сэр. Только что я был у вашего отца с извещением, что герцог Корнуэльский и герцогиня Регана предполагают пожаловать к нему сегодня вечером. Эдмонд С какой целью? Куран Не знаю, право. Слышали новости? То, о чем шепчутся кругом. Потому что вслух этого еще не произносят. Эдмонд Нет, не слыхал. Расскажи, пожалуйста. Куран Говорят, что, по-видимому, будет война между герцогами Корнуэльским и Альбанским. Неужели не слыхали? Эдмонд Ни слова. Куран Со временем услышите. Прощайте, сэр. (Уходит.) Эдмонд Здесь будет герцог? Хорошо. Тем лучше. Мне это очень наруку. Отец Велел найти и взять под стражу брата. Еще одно мне дело предстоит: Потребуется скорость и решимость… Брат, на два слова! Слышишь, брат! Спустись. Входит Эдгар. Брат, за тобой отец следит. Спасайся. Он выведал, где прячу я тебя. Беги, воспользовавшись мраком ночи. Скажи, ты ничего не говорил Плохого о Корнуэле? Он к нам едет С Реганой на ночь глядя, второпях. Ты не проговорился ли о ссоре Еще с Альбанским герцогом? Припомни. Эдгар Нет, никогда. Я помню хорошо. Эдмонд Сюда отец идет. Прости. Притворно Я меч свой обнажу против тебя. Вынь свой для вида. — «Отбивай! Сдавайся!» — Теперь, покамест нет отца, беги. — «Огня сюда!» — Спасайся, брат, спасайся! — «Эй, люди с факелами!» — Так. Прощай. Эдгар уходит. Немного крови, чтоб отец подумал, Что бой был жаркий. (Ранит себя в руку.) Люди во хмелю Сильней себя кромсают смеха ради. — Отец! Отец! На помощь!.. Ни души. Входят Глостер и слуги с факелами. Глостер Где этот изверг? Эдмонд Здесь, сейчас, в потемках, Шепча заклятья, он стоял с мечом И призывал луну помочь злодейству. Глостер Но где он? Эдмонд Посмотрите, я в крови. Глостер Но где он, этот негодяй? Эдмонд Он скрылся, Едва лишь убедился, что не мог… Глостер Постой. — Поймать его! Скорей в погоню! Несколько слуг уходят.

http://azbyka.ru/fiction/korol-lir-uilya...

агафирсы, античный нар. 150, 150 Адриатика, Адриатическое м. 95, 235, 248, 360 Азия 303, 330 Айдер, р. на датско-немецком пограничье 128 Айхштетт, г. и еп-во в Баварии 110, 118, 277 Алания, аланы, историческая обл. и нар. к сев. от Кавказа (см. также: альбаны, гваланы) 148–149, 148–149, 164 Албания Кавказская, историческая обл. 148 алеманны, как назв. швабов (см.) 216, 244, 244 Алеппо (Халеб), г. в Сирии 37 Аллер, р. в Саксонии, прав. приток Ниж. Везера 234 альбаны, нар. неопределенной идентификации в Вост. Европе 144, 144, 148, 148 Альпы 49, 216, 350 Альтмарк, обл. на вост. Саксонии 219 Альтштеттен, г. в Швейцарии 230 Альштедт, г. и пфальц в Тюрингии 230, 230 амазонки, античный мифический нар. женщин (см. также: женщин земля) 144, 148, 148 амаксобии (гамаксобии), античный нар. 150,150 амброны, античный нар. 148,149 Анатолик, анатолийцы, византийская фема в Мал. Азии и ее население 95, 95 Англия (см. также: Британия), англы (англо-саксы) 18, 34, 86, 111, 132, 132–134, 134, 138,139,153, 153, 195, 216, 239, 281, 338, 340 Ангулем, г. на юго-зап. Франции 86 андрофаги, см. антропофаги (андрофаги) Антиохия, г. в Сирии 59, 160, 160, 212, 239 антропофаги (андрофаги), античный мифический нар. 149,149 Апулия, обл. на юге Италии 86–87, 87, 94, 164,164, 245, 249, 330, 365 арабы, нар. (см. также: мавры, сарацины) 18, 22–23, 22–23, 37, 94–95,136,136,139,164, 222, 281, 327, 330 Аравия, обл. 194, 222 Арагон, кор-во в Испании 111 аримаспы, античный нар. 150,150 Армениак, византийская фема на сев.-вост. Мал. Азии 38, 38 Армения, армяне (см. также: Киликийская Армения) 38, 38 Арнебург, г. на лев. берегу Эльбы, юж. устья Хафеля 219 Асколи, г. на сев. Апулии 94 Ателькузу, историческая обл. в Ниж. Подунавье 30 Атлантический о. (см. также: Британский, Зап., Фризский о.) 141 Африка, африканцы 37, 37, 93, 139, 149 Ахен, г. на зап. Германии 116, 210, 241, 288, 288 Ашерслебен, г. в Тюрингии, к зап. от Ниж. Зале 232 Бавария (Баварское герц-во), бавары (см. также: норики) 18, 25, 29, 31–35, 32, 34, 47, 125, 187, 216–217, 216, 241, 265, 269, 288, 335, 341, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010