д.). Канон прп. Иоанна Дамаскина (второй праздничный канон): третий тропарь 1й песни, тропари второй и третий 3й песни, второй тропарь 4й песни, первый и третий тропари 5й песни и т. д. 180 Стихиры праздника Преображения: третья стихира на литии и вторая хвалитная стихира; второй канон праздника (первый тропарь 5й песни). 182 Стихиры, поемые на праздник Преображения: стихиры на литии (третья стихира), стихиры на хвалитех (вторая стихира); второй канон праздника (первый тропарь 5й песни). 220 Прп. Исидор Пелусиот . Письма. Книга 1. Письмо 404, диакону Феодосию о воскресении Господнем. То же выражение встречается в службах Цветной Триоди, см., например, стихиры на хвалитех, поемые на утрене в четверг Светлой седмицы (четвертая стихира), стихиры на «Господи, воззвах» Фоминой недели (Антипасхи) (первая стихира), тропарь Антипасхи и т. д. 224 Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875. С. 52. 230 Канон, поемый в день праздника Вознесения на утрене (тропарь на «Слава» 9й песни), а также вторая стиховная стихира праздника. 233 Стихиры, поемые на великой вечерне в праздник Вознесения Господня: стихиры на «Господи, воззвах» (стихира на «Слава»), пятая стихира на литии; на утрене: седален по полиелее и первый канон праздника (второй и четвертый тропари 7й песни, третий тропарь 8й и и 9й песен). 241 В книги Деяний сказано, что апостолы по возвращении с горы Вознесения взошли во горницу – siq то unspftov, где и пребывали ( Деян. 1, 13 ). В церковных песнопениях эта горница представляется на Сионе (см. каноны, поемые на утрене праздника Пятидесятницы, первый канон – второй тропарь 8й песни, второй канон – ирмос 5й песни), почему пребывавшие в ней называются «сионянами» (второй канон праздника, второй тропарь 6й песни). 259 Стихиры на стиховне, поемые на великой вечерне в день праздника Пятидесятницы (вторая стихира); седален по второй кафизме на утрене; кондак праздника. 262 См. каноны, поемые на утрене в день Пятидесятницы: первый канон праздника (второй тропарь 8й песни), второй канон (ирмос 5й песни, второй тропарь 6й песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

В Месяцеслове довольно много богослужебных дней, не отмеченных никаким знаком (например, 2, 10, 27 сентября и другие). В Уставе такие службы святым называются «святыми без знака» или «малыми» святыми. Обычно в чинопоследованиях служб этим святым в Минее находятся только 3 стихиры на «Господи, воззвах…», тропарь и канон на утрене. В дни памяти святых без знака, как и в дни памяти шестеричных святых, в седмичные дни совершается вседневное богослужение, состоящее из вседневной вечерни, малого повечерия, вседневной полунощницы, вседневной утрени, обычных часов и литургии. §6.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день (кроме периода пред- или попразднства) Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) в последованиях служб святым без знака (25 сентября, 27 сентября, 2 ноября и т.д.). Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры Октоиха – 3, стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядовой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха с вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...») 406 . Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира «Славы», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. По Трисвятом: – в храме Господском: тропарь храма (в среду и пятницу тропарь храма опускается), тропарь дня (в четверг – два дневных тропаря), тропари «Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твоих...», «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На Успение Пресвятой Богородицы: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея». «Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея». «Стиховные» стихиры поются не только на вечерне, но также и на повседневной утрене, и в таком случае они имеют стихи: «Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их». «И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи». На вечерне стиховные стихиры торжественнее и значительнее по своему содержанию, чем стихиры на «Господи воззвах». Также и на праздники, в частности, на Пасху, на Рождество и др. Подробнее см. Стиховны . 4. Хвалитные стихиры Хвалитные стихиры названы по имени «хвалитных псалмов» ( Пс.148, 149, 150 ). Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, почему и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия. В архитектонике нашего суточного круга это особенно заметно и показательно. Вечерня начинается с покаянно-скорбных стихир на «Господи воззвах»; несколько более величественны стихиры «стиховные», однако, все это в тонах ветхозаветных, прообразовательных, как и соответствует вечернему богослужению. Утреня, начинающаяся тринитарной доксологией «Слава Святей, Единосущной…» и по существу уже более близкая к новозаветному благовестию, нарастает в своем настроении через весь канон и чтения, и к моменту хвалитных достигает своего апогея. Это – самая торжественная часть утрени. Это заключительная часть утренней синагогальной молитвы (Скабалланович). С древнейших времен она входила в состав христианского утреннего богослужения, чему доказательством служит их наличие и в римо-католической утрени в виде laudes и у всех восточных диссидентов: коптов, армян, несториан, иаковитов. В утреннем богослужении VII века эти стихиры уже присутствуют под именем «тропарей». Позднейшие типики, как Константинопольский Студийский, так и Савваитский Иерусалимский их содержат. Воскресные стихиры предписаны даже в увеличенном числе – восемь.

http://azbyka.ru/stixira

Стихиры на «Господи, воззвах» исполняются на вечерне в связи с псалмами 140, 141, 129. Первоначально эти стихиры назывались тропарями (например, Симеоном Солунским в XV в.). В зависимости от ситуации таких стихир может быть 4 (на малой вечерне), 6 (на вседневной вечерне), 8 или 10 (на великой вечерне). В день Собора святого архангела Гавриила (26 марта) поется 11 таких стихир. В среду пятой седмицы Великого поста используется 30 стихир (6+24). Литийные стихиры поются на вечерне во время выхода священнослужителей в притвор на литию. Если в последовании службы текст этих стихир отсутствует, а лития совершается, используются храмовые стихиры. Стихиры на стиховне называются так потому, что они используются вместе с особыми стихами. Такие стихиры бывают на вечерне (постоянно) и на утрене (в дни памяти святых без знака или с черным праздничным знаком). На вечерне они более торжественны, чем предшествующие им стихиры на «Господи, воззвах». Хвалитные стихиры исполняются на утрени в связи с псалмами 148, 149, 150. Имеют славословный, торжественный характер. Исполняются в самой торжественной части утрени. В древности эти стихиры называли тропарями. Этих стихир может быть 4 или 6. В воскресный день поется 8 стихир. При этом на «Славу» используется особая утренняя стихира, которая находится в приложении Октоиха. Таких утренних стихир 11, поскольку они пересказывают содержание воскресных утренних Евангелий. Автор воскресных утренних стихир на «Славу» – император Лев IV Мудрый (886–911). Если с воскресным днем совпадает великий праздник, утренняя стихира (славник) переносится и поется перед 1 часом. Седален Седальном называется небольшое молитвословие, при исполнении которого сидели. Исключение составлял седален на утрени Великой Пятницы, который поется между чтением 12 страстных Евангелий. В древности седален предварял назидательное чтение (житие, святоотеческое толкование) и назывался тропарем. В современном православном богослужении седален используется Светилен Светилен – небольшое молитвословие, которое поется после канона. Светилен называется также эксапостиларием. Название светильна происходит от того, что он исполнялся в конце утрени, перед рассветом, а также перед возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет».

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Во время пения Постной Триоди в седмичные дни стихиры на «Господи воззвах» поются – то из Октоиха и из Минеи (в сырную седмицу), то из Триоди Постной и из Минеи (в дни седмичные, кроме суббот, Великой Четыредесятницы), то из Октоиха с Триодью (в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), то из одной Триоди Постной (в Лазареву субботу и страстную седмицу, исключая того, если случится Благовещение). Устав пения стихир различается еще, смотря по тому, отправляется ли вечерня с Литургией Преждеосвященных даров или без литургии. На вечерне пред Литургией Преждеосвященных даров поются стихиры на 10-ть. Прежде всего поется из Триоди самогласен дне дважды; но если два самогласна (как в среду 4-й седмицы великого поста), то каждый самогласен по однажды. Самогласны напечатаны в Триоди – на стиховне (там они поются, если не бывает Литургии Преждеосвященных даров). Засим поется мученичен Триоди. На субботу: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста поются мученичны из Октоиха, рядового гласа, три – из положенных на «Господи воззвах» и одна – из стиховен. На субботы же 5-й и 6-й седмиц Великого поста мученичен поется из Триоди. Но если случится храм святого (Тип., храм. гл. 35-я) или день предпразднства – 24-го марта (что в Типиконе указано под 25-м марта), то не поется мученичен Триоди, а поются стихиры Минеи на 5-ть. За мученичнами поются или: стихиры Триоди «подобны» (три), а в субботу 1-й седмицы – святому Феодору (4-ре), в субботу 5-й седмицы – Богородице (три стихиры поются на семь), в субботу 6-й седмицы – святому Лазарю (пять стихир поются на семь), или, если нет в Триоди «подобных» стихир, как в субботы 2-й. 3-й и 4-й седмиц Великой Четыредесятницы, то поются стихиры святому из Минеи, а в предпразднство Благовещения, случившееся в субботу, – стихиры предпразднства на 4-ре. Наконец, вместе с подобнами Триоди поются стихиры из Минеи на четыре: так указаны в Уставе стихиры из Минеи святому, хотя бы случился и великий святой, например 24-го февраля, или предпразднству Благовещения, 23-е марта (что в Типиконе обозначено под 24-м марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Состав: 1) стихиры на вечерне в Великую субботу и «Свете тихий» двух распевов (1–7); 2) канон в неделю Пасхи (8–31); ирмосы: «Воскресения день» и «Святися, святися» положены на несколько напевов. 1210. Сборник песнопений на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 28 лл., полууставом конца XVIII в., без переплета, разбит,. Первый лист порван с ущербом для текста. Нет листа между 23 и 24 листами. На первом листе заглавие киноварью: «Октай на осмь гласов – творение великаго светилника преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоанна Дамаскина ». Состав: 1) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер», антифоны степенные и стихиры на «хвалитех» на утрене в неделю перваго гласа (1–13); 2) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» и стихиры «на хвалитех» на утрене в неделю втораго гласа (13–25); 3) стихиры на малой и великой вечернях «в субботу вечер» третьяго гласа (25–28). 1211. Сборник песнопений из октоиха на линейных нотах , в восьмушку, без начала и конца, 41 л., полууставом XVIII в., без переплета; 41 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами: 4 и 5, 33 и 34, 36 и 37. Состав: песнопения: 1) гласа 2-го: богородичен догматик, стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер» и антифоны степенны на утрене в неделю, третий антифон без конца (1–4 об.); 2) гласа 3-го: богородичен догматик и стихира «на стиховне» с богородичном на великой вечерне «в субботу вечер», антифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (5–9 об.); 3) гласов 4–8-го: стихиры: на «Господи, воззвах» с догматиками и стихиры «на стиховне с богородичнами на великой вечерне», «в субботу вечер», аятифоны степенные на утрене и Блаженны на литургии в неделю (9 об.–41 об.), третий антифон 8-го гласа без конца и нет Блаженнов того же гласа. 1212. Сборник песнопений , в восьмушку, 34 л., полууставом XVIII–XIX в.в., в бумажном переплете; 19-й лист чистый. Состав: 1) стихиры воскресныя 1-го гласа с богородичном 1-го гласа и несколько песнопений из пасхальнаго канона, положены на крюковыя ноты (1–18); 2) канон молебен Пасце глас 1-й (20–28); 3) книга Патерик скитский изложение святаго верховнаго апостола Павла покаяние пред образом Божиим кроме иерея како исповедати грехи своя скитским инокам по вся дни (28 об.–34). Начало: «Предано святым апостолом Павлом великому Дионисию Ареопагиту глубина премудростем философу».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

471 В первом из них содержатся стихиры: 1) в праздничные дни всех 12-ти месяцев; 2) во св. Четыредесятницу и Страстную седмицу; 3) в неделю ап. Фомы, Мироносиц, Расслабленного, Самаряныни, Слепого, на день Вознесения Господня, в неделю 318-ти Отец Никейских, в Пятидесятницу и неделю Святых; 4) стихиры воскресны Анатолиевы; 5) 24 стихиры воскресны по алфавиту, монаха Иоанна Дамаскина , а в богородичных монаха Иоанна (Евхаитского митрополита); 6) Степенны Феодора Студита : „Внегда скорбети ми...“; 7) воскресные утренние стихиры Льва Деснота: „На гору учеником...“; 8) стихиры, называемые подобны, во св. Четыредесятницу, Феодора Студита , а больше Иосифа Песпописца; 9) богородичны-догматики, Иоанна Дамаскина : „Всемирную славу... Девственно праздненство... Да взыграет вся тварь... Ублажаем Тя роди вси, Дево“; 10) крестобогородичные стихиры Льва Деснота: „На певке и кедре. Предстоя у креста... Тридневное воскресение...“ (всех 30) и др. – Стихирарь монаха Ахриды 1299 г. разделен на три части: в первой из них содержатся стихиры с 1-го сентября по 31-е августа, какие в 13 веке пелись в праздничные дни каждого месяца; во второй – стихиры св. Четыредесятницы и Страстной седмицы; в третьей – стихиры начиная с Пасхи до недели Всех Святых включительно. – См. Архим. Порфирия Успенского „Первое путеш. в Афон. монастыри“, ч. 2, отд. 2, стр. 98. 473 Об этих и других авторах см. „Теория древнего русского пения“, Ю. К. Арнольда. Введение. 1880 г. О западных музыкологах см. Gerberti, Abbatis monasteruu S. Blasiani «Scriptores ecclesiastici de musica sacra». 476 Перечень этих сочинений с некоторыми замечаниями о них и их авторах см. в „Приложениях“ ко 2 отд. 2 части. „Первого путеш. в Афон. монастыри и скиты“, архим. Порфирия Успенского , Москва, 1881 г., стр. 7487. Срв. Крумбахера Geschichte der byzantin. Litteratur“, § 149. Мüпснеп, 1891. 477 Перечень печатных сочинений о греческой церк. музыке глав, обр. извлечен из письма ко мне о. прот. Д. В. Разумовского, от 6 ноября 1887 г. 478 Почти все эти сочинения перечислены у Крумбахера в Geschichte der Byzantin. Litteratur, § 149 (Мüпснеп, 1891 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Выход на литию воскресной вечерни (обычной) совершается при пении «стихиры храма». Пение такой стихиры естественно при торжественном прохождении храма; и естественно вспомнить в течение всего бдения хотя раз святого, в честь которого храм (древние уставы, как увидим, говорят здесь о пении стихиры именно святого храмового), как он вспоминается и на литургийных песнопениях раз (в тропаре по входе), и который мыслится духовно соприсутствующим с верующими и участвующим в их службе, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество» [ 486 ]. Какую из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает [ 487 ]. В Октоихе, в службе 1-го гласа, замечено: «поем самогласну стихиру Святаго обители, литию творяще в притвор, на нейже поем стихиры Павла Аморрейскаго или что настоятель изволит». Предполагается, что храм, как и бывало почти всегда в древности, в честь святого, и из стихир его указывается для пения самогласная, как наиболее торжественная по напеву, где бы она ни была положена в службе святого; большей частью самогласны положены на Слава и ныне Господи воззвах или стиховных. Что касается стихир Павла Аморрейского, помещаемых в Октоихе на Господи воззвах, Богородичных по содержанию, то Типикон нигде не предполагает их пения на литии, так как в замечаниях относительно воскресной службы в триодные Недели постоянно говорит о пении на литии только одной стихиры храма, не считая славника из Триоди и Богородична [ 488 ]. «По свершении стихир, — продолжает Типикон в настоящем месте, допуская возможность пения на литии и нескольких стихир (что бывает при совпадении с воскресеньем некоторых памятей), — Слава и ныне Богородичен»; какой Богородичен, не указано, но в триодных Неделях здесь указывается всегда Богородичен по гласу последней стихиры (на Слава), и большей частью из воскресных стиховных Богородичнов [ 489 ]. Следовательно, и при пении на литии одной стихиры храма (в обычное воскресенье) Богородичны к ней нужно брать из стиховных воскресных по гласу стихиры. Но если храм Господский и Богородичный, то Богородичным на литии может служить опять только какая-либо из стихир праздника, которому посвящен храм [ 490 ], потому что тогда литийная стихира храма принадлежит к числу таких, которые вообще никогда не соединяются с обычными Богородичными; может быть, ввиду этого и выражение Типикона о Богородичне на литии такое неопределенное. Древние списки Типикона в этом пункте — о литийных стихирах — были определеннее; в частности, некоторые из них указывают петь на литии стихиру храма по гласу Октоиха, т. е. из храмовых стихир выбирать стихиру того гласа, который приходится на известное воскресенье, чтобы выдержать музыкальное соответствие с другими частями службы (см. ниже). Стихира храма на воскресной литии не поется во все двунадесятые праздники, их попразднства и отдания, предпразднство Рождества Христова, в Неделю ваий, Фомы, мироносиц и 7-ю по Пасхе (см. там). Литийные стихиры по древним уставам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Лития возвращается в храм в том же порядке, в каком вышла оттуда, при пении стиховной стихиры: «восклоншеся (поднявшись с колен или подняв голову после главопреклонения) поем стихиру воскресну и входим во храм, предходящим свещником, поюще и прочия стихиры, яже суть по алфавиту». Поются стихиры двумя ликами вместе (см. ниже), почему они становятся на середине храма полукругом пред столом с хлебами. Священник, «предшествуемый светильниками, — идет чрез царские (=красные) врата и — как бы входит на небо. За предстоятелем, под его вождением, следуют прочие, шествуя как бы за Иисусом Христом. А оба лика, соединившись в один и став посередине в знамение того, что отверзлось наше небо и чрез Христа пришли в единение с нами Ангелы, поют стихиры стиховны» [ 507 ]. По древним уставам Подробнее Служебник Петра Могилы: «иерей со диаконом, предъидущим им лампадом, входита в церковь, братия же и вси людие последуют има». Московск. Служ. 1647 г.: «иерей со диаконом отходят во св. алтарь и затворяют двери», т. е. святые. Но Служебн. 1658 г. вообще «входит в церковь». Согласно со Служ. 1647 г. старообр. Служебник, но Устав — как наш [ 508 ]. СТИХОВНЫ Стихиры «на стиховне» (ες τον στχον, реже τ πστιχα), или «стиховны», представляют второй и заключительный ряд праздничных песней на вечерне, который поэтому уже должен быть выше предыдущего ряда — стихир на Господи воззвах. Как молитвы вечерни все усиливаются с ходом ее, так и песни. Действительно, стиховные стихиры полнее восхваляют событие уже тем, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам (приспособленным к празднику), откуда и название их. Впрочем, они называются так и потому еще, что на литии стихиры без стихов [ 509 ]. Они господствуют над псалмом (т. е. над этими стихами) тем, что открывают свой ряд без псалмического стиха. На многие праздники эти стихиры восторженнее «воззвахов», например, на Пасху ими служат известные стихиры «Пасха священная», поются на более изысканные гласы (3, 5, 7) и имеют наиболее художественные и трогательные напевы («Доме Евфрафов», «Егда от древа»). Потому-то и исполняются они обоими соединенными хорами на середине храма, что для воскресного бдения следует само собою из предыдущего описания (для обыкновенной вечерни это нарочито отмечается — см. 9 гл. Типикона). История их

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Перейдем к будничным дням периода попразднства Пасхи (Цветной Триоди). Это можно почерпнуть в Типиконе, в последовании Св. Пятидесятницы в понедельник второй седмицы Антипасхи на утрени. Там много разных «зри». И есть ремарка: «Подобает ведати: Како поется от недели Фомины Триодь с Минеею во всю Пятидесятницу, коея седмицы, даже до отдания Пентикостии, кроме суббот, и недель, на вечерни, и на утрени». Об этом я и попытаюсь вкратце рассказать. На «Господи, воззвах» на вечерне (устав о кафизмах y нас дан на весь год, с Фомина воскресения начинается обычное чтение кафизм) – три стихиры Триоди и три стихиры Минеи. «Слава» Минеи (если есть), «И ныне» Триоди. На стиховнестихиры Триоди. Это простейший случай – когда один малый святой. Если два малых святых, то все шесть стихир поются из Минеи: три – одному святому и три – другому святому. «Слава» Минеи (если есть), «И ныне» Триоди – то, что там замыкает воззвахи. А вот на стиховне поем стихиры Триоди, но те, которые писаны не на стиховне, а на «Господи, воззвах» (происходит перестановка). Почему? Цветная Триодь – книга немного странна по своему составу в том смысле, что процентов 30 (если не 40) ее текстов переписано из Октоиха. То есть далеко не все, что напечатано в Триоди, принадлежит самой Триоди. Те стихиры, которые в Триоди написаны на «Господи, воззвах», принадлежат самой Триоди и по своей тематике посвящены тем или иным праздникам Триоди. Скажем, сегодня – среда мироносицкой седмицы. Значит, там в среду вечером будут стихиры, посвященные женам-мироносицам. А на стиховне в Триоди напечатаны стихиры, просто переписанные из Октоиха. Значит, сегодня там будет то, что в среду вечером в Октоихе есть в во 2-м гласе. Напомню, что когда наступает какая-либо нужда, устав отменяет песнопения Октоиха, поскольку они достаточно часто повторяются. А вот песнопения Триоди и Минеи никогда не отменяются, потому что они поются только раз в год. Это и есть ответ на вопрос, почему стиховенные стихиры Триоди при двух малых святых отменяются, а воззвашные переносятся на стиховенное место. Значит, при двух малых святых на стиховне поем три воззваха Триоди, «Слава» Минеи (если есть), а на «И ныне» поем то песнопение, которое замыкает стиховенный корпус в Триоди. На «Слава, и ныне» и на стиховне в Триоди написаны песнопения праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010