трипеснец прп. Андрея трипеснец прп. Косьмы, стихиры Евангелие тропарь пророчества, паремия чтение Четвероевангелия паремии, Евангелие стихиры трипеснец прп. Андрея двупеснец прп. Косьмы, стихиры Евангелие тропарь пророчества, паремия чтение Четвероевангелия паремии, Евангелие стихиры трипеснец прп. Андрея трипеснец прп. Косьмы, стихиры Евангелие тропарь пророчества, паремия чтение Четвероевангелия паремии, Евангелие   стихиры трипеснец прп. Андрея канон прп. Косьмы, стихиры Евангелие тропарь пророчества, паремия — ? паремии, Апостол, Евангелие стихиры     Кондак трипеснец прп. Андрея Евангелия, антифоны (частично) трипеснец прп. Косьмы, стихиры Евангелия (и прочие чтения), 12 тропарей паремии, Апостол, Евангелие стихиры канон на Плач Богородицы паремии, Апостол, Евангелие четверопеснец прп. Косьмы, стихиры похвалы, тропари по непорочных, пополнения четверопеснца прп. Косьмы, стихира на целование плащаницы паремии, Апостол, Евангелие стихиры воскресные стихиры и догматик   Основные источники   Основная литература   А также святоотеческих (т. н. «уставных чтений»), от которых в современной русской практике, однако, фактически осталось лишь одно - Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста на Святую Пасху. Например, кондак Рождеству Христову (проимий: Дева днесь..., начало первого икоса: Эдем Вифлеем отверзе... ). С утратой традиции исполнения многострофных кондаков икосы, кроме первого, просто перестали копироваться писцами литургических рукописей и впоследствии не вошли в печатные издания литургических книг; новые кондаки стали с какого-то времени сразу создаваться с одним-единственным икосом. Паремии тритекти, вместе с сопровождающими их «тропарями пророчества» и прокимнами, доныне печатаются в Триоди и исполняются, согласно современному уставу, на шестом часе. В связи с этим возгласом следует вспомнить, что оглашенные, готовившиеся к принятию Крещения уже в этом году, именовались «ко святому Просвещению готовящимися». Сокращенная версия этого чина приведена в современном Требнике.

http://bogoslov.ru/article/397608

Когда совершаем на вечерни в притворе литию, тогда на всех молитвах поем Господи, помилуй неодинаковое число раз. Но наконец, при испрошении помилования, поем Господи, помилуй только трижды; и это бывает во славу Пресвятой Троицы, и для выражения того, что все настоящее моление возносится ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы. §31. Стихиры стиховны, пение оных на средине храма и лампада на литии Стихиры суть те тропари, которые поются со стихами, о чем сказано было выше (в §19). Стихиры, поемые на Господи, воззвах и на хвалитех, в какой бы ни было праздник и день, всегда заимствуют для себя стихи из одних и тех же псалмов. Поэтому они и называются или просто стихиры, или стихиры на Господи, воззвах, и стихиры хвалитны. На стиховне же стихиры называются стиховными: 1) потому, что стихи перед этими стихирами всегда полагаются различные, приличные празднуемому торжеству, а не одни и те же; 2) так как на литии стихиры пелись без стихов, а на стиховне, после литии, они поются со стихами, то для различия от тех стихир они и называются стиховны. Эти две причины и кроме сего то, каким образом после литии входят в храм, и для чего оба лика поют стихиры стиховны, сошедшись на средине, Симеон Солунский (в гл. 341) объясняет так: «совершив литию, иерей входит в храм царскими вратами (средними западными), и перед ним несут лампады, которые означают Божественный свет и святых, и которые предносятся во всяком входе. За отцем (игуменом), который входит как бы на небо, следуют и прочие, идя вместе с настоятелем, как с Иисусом Христом, показывающим путь всем. Лики же, соединившись вместе, стоят на средине храма, чем образуют отверзтие нам неба, соединение с нами ангелов, бывшее чрез Христа, и поют стихиры стиховны, а пред ними стихи, приличные празднику. Если день воскресный поются воскресные стихи: Господь воцарися; если же какой-нибудь другой праздник, поются стихи и песни, приличные празднику и для того именно придуманные; если же празднуется какому-нибудь святому, то стихи из псалмов и стихиры поются по чину в честь празднуемого святителя, мученика или преподобного. Вот почему и сии стихиры и называются стиховны. Но называются стиховны и потому еще, что на литии и в притворе стихиры пелись без стихов». §32. «Ныне отпущаеши»

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Если же случится в Неделю праздник или святой с бдением, полиелеем, великим славословием, которому есть в Минее стихиры на «Хвалитех», то поются на «Хвалитех» стихиры воскресные четыре и «святого со славным четыре» (Тип., гл. 3 и 4), т. е. после четырех воскресных стихир поются четыре стихиры на «Хвалитех» святому из Минеи, включая в это число четыре стихиры и ту стихиру, которая в Минее положена на «Слава» («И самогласен иже на славу». Тип., 15-го сентября, аще попразднство в Неделю. См. о стихирах на «Хвалитех»). Если в Неделю (воскресение) случится предпразднство, или попразднство, иди отдание праздника, то, после четырех или пяти стихир воскресных (7-го сентября, 1-го февраля), поются четыре или три праздничные стихиры стиховные утренние (Сент. 15-го и 8-го сент., аще.... в Неделю) со славным, т. е. со стихирой на «Слава». Стихиры празднику поются с праздничными припевами (Тип., послед. 7-го сент., 15-го сент., 25-го поябр. и др.). Если же в Неделю, кроме предпразднства, случится еще святой, которому положены стихиры на «Хвалитех», то в таком случае, стихиры предпразднства или попразднства не поются, а поются стихиры воскресные четыре и святого со славным четыре, с припевы его (Тип., 8-го сентября, аще попразднство в Неделю; 15-го сент., аще попразднство в Неделю). При пении Триоди Постной и Цветной, в разные Недели поется на «Хвалитех» разное число стихир воскресных (Октоиха) и стихир Триодей. Сколько тогда поется тех и других стихир, это указано в Триодях, в последованиях тех Недель. После стихир на хвалитех на «Слава» в Недели (воскресения) поется «стихира Евангельская», которая называется «стихирою утреннею, утренним самогласном» 502 . Стихир Евангельских столько же, сколько воскресных утренних Евангелий, именно 11-ть (сколько и ексапостилариев воскресных). Каждая из 11-ти стихир соответствует по содержанию, читанному из числа 11-ти, воскресному Евангелию 503 . Каждая стихира евангельская всегда поется на глас, и над этими стихирами надписывается на какой глас они должны быть петы. Первые 8-мь стихир поются по порядку на 8-мь гласов. 9-я стихира поется на 5-й глас, 10-я – на 6-й, 11-я – на 8-й глас. Эти стихиры печатаются в Октоихе и Типиконе (глава 54). В некоторые Недели (воскресения) указано петь евангельские стихиры, не после стихир на «Хвалитех», а после утрени, пред 1-м часом, при литии. Вместо же Евангельских стихир поются, после стихир на «Хвалитех», стихиры праздника (из Минеи иди Триоди). По отпусте утрени положено петь евангельские стихиры в Недели (воскресения), в которые случатся праздники Богородичны: Рождество Богородицы, Вход во храм, Благовещение, Сретение, Успение, предпразднство (24 дек.) и отдание (31 дек.) Рождества Христова, отдание Богоявления 13 янв.), а также в Недели (воскресения) от Недели мытаря и фарисея до Недели Всех Святых (Тип., послед. Недели мытаря и фарисея).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Что нужно брать из октоиха при совершении ц. служб? В каждый седьмичный день 1) – для вечерни – стихиры на Господи воззвах и стиховны стихиры, 2) для повечерия – канон Божией Матери, 3) для утрени – седальны по стихословии кафизм, каноны, далее – стихиры на стиховне, а в субботу – стихиры на хвалите – мученичны; 4) для литургии – блаженны, прокимен пред апостолом, аллилуарий и причастен. В воскресные дни – а) для малой вечерни – стихиры на Господи воззвах, прокимен, стиховны стихиры и тропарь, б) для повечерия – канон Божией Матери, такой гласа, – в) для полунощницы – канон Животворящей Троице и молитву Св. Троице, – для утрени – тропарь воскресный с Богородичным, седальны во стихословии, ипакой, степенны антифоны, прокимен пред Евангелием, каноны три воскресный, крестовоскресен и Богородице экзапостилларий, стихиры на хвалите, стихиру евангельскую или утреннюю; на литургии – блаженны 12 . Молитвословия и песнопения октоиха в церк. Уставе обозначаются словами дне, гласа, воскресны, напр., прокимен дне, стихиры воскресни, блаженны гласа. 4) Минея месячная, как и октоих, содержит дополняемый к часослову и служебнику молитвословия и песнопения на каждое число 12-ти месяцев в честь и память св. угодников и праздничных событий, и разделяется на 12-т частей или книг. Что нужно брать из минеи при совершении ц. служб? На каждое число месяца в минеи содержится: а) для вечерни стихиры на Господи воззвах, (в праздники – паримии), стиховны стихиры и тропарь святому; для утрени каноны, стиховны стихиры, а в праздники – седальны по стихословии кафизм, стихиры на хвалите; для литургии – прокимен и причастен, если положено Евангелие святому, а в великие праздники Господни – антифоны. Для повечерия – во дни препразднеств Господних праздников – Рождества Христова, Богоявления полагается трипеснец, и кондак препразднества. В некоторые дни назначены особые молитвословия для часов и полунощницы. В конце минеи месячной приложены: а) Богородичны воскресны догматики, б) Богородичны 8-ми гласов, поемые после положенной в минеи славы святому, по гласу ее, называемые славниками, в) Богородичны отпустителные воскресные, поемые после тропарей святым, и отпустителные Богородичны 8-ми гласов, поемые в непраздничные дни после тропарей святым на вечерни, на утрени на «Бог Господь» и в конце утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме в честь святого) и празднуемого святого. §4.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого в неделю в период пред- или попразднства Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и полиелейной службой святого. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен; – если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать этот Богородичен во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря святого. Великая вечерня Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 3, праздника – 3, святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника (из стиховни вечерни данного дня) и стихиры святого (очевидно, только в том случае, если святой имеет отдельные стихиры на литии); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника (единожды).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

СТИХИРЫ – (στιχηα) – «многостишие», от слов (στιχος – «стих» и αεpεω – «беру», «выбираю». Песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером, на определенный глас, чередующиеся со стихами из Священного Писания, большей частью из псалмов – ветхозаветными поэтическими писаниями, которые у древних Отцов Церкви называются стихирами; по их образцу и начали составляться христианские стихиры. Первым составителем стихир является Анатолий , патриарх Константинопольский , живший в V веке, – первым лишь в том смысле, что более ранние христианские стихиры нам неизвестны. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены Господу, Божией Матери, какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются: «На Господи воззвах» (на вечерне); «на стиховне» (на вечерне и утрени); «на хвалитех» (на утрени). Количество их за различными богослужениями различно. Стихиры на «Господи воззвах» называются так потому, что им предшествуют стихи из псалмов 140, 141, 129, 116, а псалом 140 начинается словами «Господи воззвах». Стихиры «на стиховне» поются в конце вечерни и утрени. От стихир на «Господи воззвах» они отличаются тем, что сочетаются со стихами не одних и тех же, а разных псалмов. Стихиры на «стиховне» – это значит стихиры со своими стихами. Так, например, в будние дни к стихирам «на стиховне» на вечерне в Октоихе всегда указываются два стиха: 1) «К Тебе возведох очи мои…»; 2) «Помилуй нас, Господи…», а на утрени: «Исполнихомся заутра милости Твое…»; «И буди светлость Господа Бога…» Стихиры на «хвалитех» или «хвалитные» поются в конце утрени и предваряются стихами из псалмов 148, 149, 150, называемых но их содержанию псалмами хвалитными, так как в них многократно повторяются слова «хвалите». Кроме этих стихир, есть еще стихиры литий, которые поются на литии (на вечерне). Все стихиры заканчиваются пением Богородична или Крестобогородична на «и ныне и присно…». ТРОИЧНЫ – песнопения, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице положено петь троичный канон, особый на каждый глас, и после канона – особое прославление Пресвятой Троицы – Троичны святителя Григория Синаита . В седмичной службе поются Троичны на утрени, после пения «Аллилуиа», когда оно поется вместо «Бог Господь» (в настоящее время только в Великий пост).

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами: «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Великая вечерня Поется «Блажен муж...» Стихиры на «Господи воззвах...» Для малой вечерни стихиры праздника можно брать из чинопоследования службы данному празднику. на 8: стихиры праздника 348 – 3 и стихиры святого на 5; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника (в субботу – догматик воскресный уходящего гласа). Совершается вход, поется прокимен дня. Паремии святого – 3 (если совершается празднование апостолу и читаются паремии из Нового Завета, то царские врата на время чтения паремий остаются открытыми). Стихиры на литии (если служится бдение) – стихиры праздника (со стиховни данного дня без припевов) и стихиры святого; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника Стихиры на стиховне: стихиры святого 349 с их припевами; «Слава» – стихира святого; «И ныне» – стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: Если совершается служба бденному святому – тропарь святого (дважды) и тропарь праздника (предпразднства) единожды 350 , а в службе полиелейному святому – тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). Малое повечерие (если не совершается бдение) Канон не поется, кроме периода предпразднства Рождества Христова и Богоявления, когда поется трипеснец предпразднства (см. 20 декабря). По Трисвятом – кондак святого; «Слава, и ныне» – кондак праздника (см. 52-ю главу Типикона). Полунощница (если не совершается бдение) В праздники полиелейных святых совершается вседневная (в субботу – субботняя) полунощница по чину без особенностей. Однако в праздники бденных святых, если по какой-либо причине не совершается всенощное бдение, служится праздничная полунощница со следующими особенностями (см. 2-ю храмовую главу): По 1-м Трисвятом: тропарь святого; «Слава, и ныне» – тропарь праздника (предпразднства). По 2-м Трисвятом: кондак святого; «Слава, и ныне» – кондак праздника (предпразднства). Затем «Господи, помилуй» (12 раз), после чего сразу следует молитва «Преславная Приснодево...» (т. е. молитва «Помяни, Господи, в надежди...» опускается).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: тропарь праздника Богородицы. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 4, Богородицы – 3, святого – 3. «Слава»: стихира праздника Богородицы, «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии Богородицы – 3. Стихиры на литии: стихиры Богородицы; «Слава»: стихира святого 429 , «И ныне»: стихира Богородицы. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого, «И ныне»: стихира Богородицы. Если святой не имеет стихиры, то поется на «Слава, и ныне» стихира Богородицы. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь праздника Богородицы (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь Богородицы. Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Величание и избранный псалом Богородицы. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален Богородицы по 1-й кафисме, седален Богородицы по 2-й кафисме, «Слава»: седален Богородицы по полиелеи, «И ныне»: другой (или тот же) седален Богородицы по полиелеи. Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, Богородицы (из Минеи) на 6 и святого на 4. Катавасия рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос Богородицы, кондак и икос святого, седален святого; «Слава, и ныне»: седален Богородицы. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: светилен Богородицы. Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Октоиха – 4; стихиры Богородицы со стихирой «Слава, и ныне» на 4, причем последние две стихиры поются с припевами Богородицы (со стиховни великой вечерни); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: « Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святого храма (в храме в честь святого) и рядового святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Интересно, что до середины XVII века схема пения стихир на «Господи, воззвах…» в Неделю о мытаре и фарисее, согласно рукописным и старопечатным Уставам, соответствовала общей норме: Октоиха на 6 и Триоди на 4 л. 1027/а ] 7 . Но после исправления книг при Патриархе Никоне количество стихир Триоди было уменьшено на единицу (в соответствии с греческим Типиконом). Стихиры на литии: стихира храма; «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы» 8 . Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха – 4 с их припевами. «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» трижды. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (службы предварительных воскресных дней Триоди отдельного тропаря не имеют, но в недели самого поста особые тропари есть). Далее до канона все воскресное (кроме стихир по 50-м псалме). По 50-м псалме вместо обычных «Молитвами апостолов…» и «Молитвами Богородицы…» поются особые стихиры: «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «И ныне»: «На спасения стези…» Припев «Помилуй мя, Боже…» и стихира «Множества содеянных мною лютых…» . Это – самая заметная особенность Недель Постной Триоди и одна из самых видных особенностей Недели о мытаре и фарисее, так как в эту Неделю стихиры «Покаяния отверзи ми двери…» поются впервые. Всего эти стихиры поются максимум 9 раз в году (до Недели 5-й Великого поста включительно), однако они опускаются, если в Неделю Постной Триоди случится двунадесятый Богородичный праздник (Сретение Господне или Благовещение Пресвятой Богородице) или храмовый праздник. Отметим, что до середины XVII века в России особые стихиры на «Слава» и «И ныне» начинали петь только в Неделю сыропустную, тогда как в Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и мясопустную пели обычные «Молитвами апостолов…» и «Молитвами Богородицы…», а единственной особенностью этих трех Недель Постной Триоди было пение стихиры «Множества содеянных мною лютых…» (вместо «Воскрес Иисус от гроба…»). Лишь после реформы в середине XVII века стихиры «Покаяния отверзи…» и «На спасения стези…» были добавлены и в службы этих Недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– Если случится в субботу святой, имеющий в Уставе праздничный знак, или два святых, из которых каждому положены стихиры по Минее, то стихиры Октоиха оставляются и поются стихиры святого или святым по Минее; если же в субботу не случится таких святых, то на «Господи воззвах» поются три стихиры по Минее и три стихиры – мученичны по Октоиху (Уст., 12 гл., 1-е зри); поэтому на вечерне в субботу, когда поётся «Бог Господь», не указаны стихиры на «Господи воззвах» по Октоиху, а на вечерне в субботу, когда вместо «Бог Господь» поётся «Аллилуиа», указаны стихиры на «Господи воззвах» по Октоиху. – На вечерне в седмичные дни из шести стихир на «Господи воззвах», положенных по Октоиху, последние три стихиры поются только в том случае, «аще несть святого по Минее», а между тем в Минее есть служба на каждый день года и, таким образом, из шести стихир на «Господи воззвах», находящихся в Октоихе, последние три обыкновенно не поются. Это объясняется тем, что последования служб седмичных, находящиеся в Октоихе, и Устав об отправлении этих служб были составлены прежде, чем появились полные Месячные Минеи: самое полное издание Минеи вышло у греков в сравнительно позднее время – в XVII-м веке (Ворон. Е.В. 1891, 15); к тому же, возможно и в настоящее время, при существовании этих Миней, отсутствие их в иных церквах (сн. ниже, следующее прим.). – В Октоихе на воскресенья сначала положены «стихиры воскресны» св. Иоанна Дамаскина . В число этих стихир включаются и следующие за ними стихиры «восточны». Эти стихиры в греческих богослужебных книгах надписываются – «Ανατολικ», или «Анатолиевы», по имени их составителя – Анатолия, которым, по мнению одних, был св. Анатолий, патр. Цареградский (см. 245 стр. печатного оригинала), а, по другому мнению, (считаемому в последнее время более основательным) – Анатолий Студит (IX в.), ученик св. Феодора Студита и игумен Студийской обители (см. подр. Рук. д.с.п. 1894, 9); но славянские переводчики указанное греческое надписание приняли за прилагательное и перевели словом – «восточны» (от νατολ – восток); только в службе великой вечерни субботы 4 гласа удержано греческое надписание: «творение Анатолиево».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010