Отметим также и следующее. Богослужебные тексты, употребляемые в Православной Церкви, принадлежат к той традиции богословской поэзии, которая нашла свое выражение в творчестве преп. Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца. Так же как и в произведениях этих авторов, в богослужебных текстах основным средством передачи содержания является язык метафор и символов, а отнюдь не язык догматических дефиниций. Последнее отнюдь не снижает догматическую значимость богослужебных текстов. Напротив, такой подход приближает авторов богослужебных текстов к изначальной интуиции христианства, основные истины которого были изложены его Основателем не на языке четких богословских формулировок, а на языке притч и метафор. Октоих Начнем с книги Октоих (греч. Oktoiho — «Осмогласник»), включающей в себя богослужебные тексты на каждый день недели от воскресенья до субботы  . Октоих разделен на восемь частей в соответствии с восемью «гласами» (напевами), употребляемыми в богослужении: каждому гласу соответствует свой вариант богослужебных текстов. Целиком Октоих прочитывается (или пропевается) в церкви в течение восьми недель  . В Православной Церкви автором Октоиха традиционно считается преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), однако его перу принадлежат лишь некоторые вошедшие в Октоих песнопения, в частности, отдельные воскресные каноны. Среди других авторов Октоиха — преп. Роман Сладкопевец  , преп. Феодор Студит  , митрополит Смирнский Митрофан, митрополит Никейский Феофан, преп. Феодор Начертанный (все они жили в IX в.). Некоторые песнопения надписаны именами императоров Льва VI Мудрого (886—912) и Константина Багрянородного (913—959)   . Объектом нашего рассмотрения будут тексты вечерни (стихиры на «Господи воззвах», стихиры на литии, стихиры на стиховне, тропарь), утрени (седальны, ипакои, канон, кондак, икос, стихиры на хвалитех), повечерия (канон) и Литургии (стихи на Блаженных)  . Отметим, что из представленных в Октоихе гимнографических жанров наиболее древними по происхождению являются тропари (некоторые восходят к IV веку), кондаки и икосы (V-VIII вв.); каноны и стихиры — более позднего происхождения (VII-IX вв.)  . Из стихир наиболее древними считаются первые три на «Господи воззвах», первая стихира на стиховне и четыре первые стихиры на хвалитех (VIII-IX вв.); к следующему временному пласту относятся те стихиры на «Господи воззвах», которые носят наименование «анатолиевых», те стихиры на стиховне, которые имеют надписание «по алфавиту», и последние четыре стихиры на хвалитех (они относятся предположительно к концу IX в.); самый поздний слой составляют стихиры, заимствованные из Минеи (они относятся предположительно к XI в.)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

На великой вечерне – на Недели (воскресения) поются стихиры на 10-ть. От недели Всех Святых до мясопустной Недели такой порядок пения стихир: 1) Если в воскресенье не случится другого особого праздника, то поются воскресных стихир 7-мь, из Октоиха 352 и святому из Минеи, на 3-и (Тип., гл. 2). 2) Если же случится в Неделю (воскресение) святой шестеричный, то поются воскресные стихиры на 6-ть, и святому на 4-ре (Тип., гл. 5). 3) Если в неделю случится святой с полиелеем или два святых, то поются 4-ре воскресные стихиры, а святому или святым на 6-ть (Тип., гл. 4 и послед. 1 сент.). 4) Если в неделю случится предпразднство, попразднство, отдание праздника, то поются 4-ре воскресные стихиры и из Минеи, на 6-ть, – сперва три стихиры предпразднства или попразднства, а потом три святому (Тип., 21 дек.), а в отдание – 6-ть празднику (Тип., 7, 8, 12 сент. и др.) 5) Если же в неделю случится предпразднство или попразднство и святой с полиелеем, то поются три воскресные стихиры, предпразднства и попразднства три стихиры и святому 4-ре (Тип., 21-го дек.). На Недели (воскресения), в которые поется Постная Триодь, число воскресных стихир Октоиха бывает неодинаково в те и другие Недели, но в иные более, в иные менее, смотря по тому, сколько находится на те Недели (воскресения) стихир в Триоди. Так, на те Недели, на которые в Триоди положено три стихиры на «Господи воззвах» (на Недели: мытаря и фарисея и 4-ю неделю Великого поста), поются семь стихир воскресных пред Триодными. На те же недели, на которые в Триоди положено 4-ре стихиры (на Недели: блудного сына, мясопустную, сыропустную, 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого поста), поется 6-ть воскресных стихир пред Триодными. Служба рядовым святым, случившимся в Недели (воскресения) пения Постной Триоди, поется на повечерии, исключая того случая, если будет святой с полиелеем. Если в недели пения Постной Триоди случится святой с полиелеем, то не во все Недели бывает одинаковое число пения стихир из Октоиха, Триоди и Минеи. Так: A. На Неделю сыропустную поются: воскресных 4-ре стихиры, святому из Минеи 3-ри и из Триоди 3-ри (Тип., 24 февр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Господских двунадесятых праздников всего семь: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне. Их общая принципиальная особенность заключается в том, что любой из этих праздников полностью отменяет воскресную службу Октоиха, если случится в неделю. Также есть иные общие особенности: отпуст с особой вводной фразой, праздничные антифоны на литургии и другие. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника. Великая вечерня Кафисма: если праздник случится в воскресный день, то поется вся 1-я кафисма. Если в понедельник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Если в другие дни седмицы, то кафисмы нет (см. Типикон, 14 сентября). Стихиры на «Господи, воззвах...» : стихиры праздника на 10 или на 8, «Слава, и ныне»: стихира праздника. Прокимен дня. Однако если праздник случится в субботу, то поется праздничный великий прокимен, который с вечерни 1-го дня попразднства переносится на вечерню праздника (в связи с тем, что в субботу вечером поется «свой» великий прокимен «Господь воцарися…»). Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника; «Слава, и ныне»: праздника. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Величание и избранный псалом праздника. Седальны по полиелеи: седален праздника; «Слава, и ныне»: другой (или тот же) седален праздника. Прокимен и Евангелие праздника. Стихиры по 50-м псалме. Четыре праздника имеют особые краткие стихиры, которые поются на «Слава» и «И ныне» вместо «Молитвами…», – это Рождество Христово, Богоявление, Неделя ваий и Преображение. На остальные праздники на «Слава» поется «Молитвами апостолов…» (разумеется, на «И ныне» поется «Молитвами Богородицы…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– в храме святого: тропари: воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Задостойник праздника (только в попразднство). Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме в честь святого) и рядового святого. §7. Службы в дни памяти святых без знака §7.1. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в неделю (кроме периода пред- или попразднства) Особенности такой службы можно найти во 2-й главе Типикона и в 4-й уставной главе Общей Минеи. Малая вечерня На малой вечерне поются только воскресные песнопения. На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик»). На стиховне: воскресная стихира гласа (1-я стихира с великой вечерни) и 3 стихиры Богородице из Октоиха с их (то есть Богородичными) припевами. «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный гласа. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные Октоиха 7 и святого 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры храма. Если храм Господский или Богородичный, то поется на «Слава, и ныне» еще одна стихира храма. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы». Если святой не имеет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется стиховный Богородичен Октоиха настоящего гласа. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Б. На Недели: мытаря и фарисея и блудного сына поются: воскресные 3-ри стихиры, из Триоди 3-ри и святому из Минеи 4-ре (Тип., 30-го янв.). B. На Недели: мясопустную, 1-ю и 3-ю недели великого поста поются: воскресных 3-ри стихиры, из Триоди 4-ре и святому из Минеи 3-ри (Тип., 24 февр., 9 марта). Г. На Недели: 2-ю, 4-ю и 5-ю великого поста поются воскресные 4-ре стихиры: святому из Минеи на 6-ть. Службы Триоди: св. Григорию (во 2-ю Неделю), св. Иоанну Лествичнику (в 4-ю Неделю), св. Марии Египетской (в 5-ю Неделю оставляются, если в эти Недели случится святой с полиелеем. Они поются на повечерии (Тип., 24 февраля, 9-го марта). На Недели (воскресения), в которые поется Цветная Триодь (подобно тому, как при пении Постной Триоди), число воскресных стихир Октоиха (кои печатаются и в самой Цветной Триоди) бывает неодинаково, но в иные недели (воскресения) более, в иные менее, смотря по тому, сколько собственно находится стихир в Триоди на те Недели (воскресения). Так, на Недели, в которые содержится стихир собственно Триоди – три или – на три (в Недели: мироносиц, расслабленного, слепого), поется пред ними воскресных стихир семь; при четырех стихирах Триоди (на неделю Всех Святых) поется воскресных шесть стихир; при шести стихирах Триоди (на неделю самарянина) поется воскресных четыре; при семи стихирах Триоди (на неделю Св. Отец) поются три воскресные стихиры 353 . Если же случится великий святой в недели мироносиц, расслабленного, самарянина, слепого, то поются три воскресные стихиры, три стихиры Триоди недели (или праздника) и четыре стихиры святому (Тип., послед. 23-го апр., 8-го мая, аще в неделю мироносиц, расслабленного и др.). Если случится святой храма или великий святой в Неделю Святых отец (7-ю по Пасхе), и храмовый святой в Неделю Всех Святых, то поются воскресные три стихиры, затем Триоди (св. отец) четыре стихиры со Славным 354 и святому из Минеи три стихиры (Тип., послед. 8-го мая, аще в Неделю Св. Отец, см. послед. 25-го мая, аще в Неделю Св. Отец и хр. гл. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Устав такой службы представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности ее можно найти в Типиконе в последованиях 30 апреля (апостола Иакова Зеведеева), 25 мая (Третье обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 августа (апостола Матфия). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами 188 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. §4.3.3. В случае праздника в честь иконы Божией Матери, совершаемого в соединении со службой святому Богослужение на недвунадесятый Богородичный праздник Устав предписывает совершать в соединении со службой рядовому святому. В частности, на большинство праздников в честь икон Божией Матери полагается совершать полиелей, и устав соединения полиелейной службы Богородице и рядовому святому можно найти в последовании 27 ноября (иконы Божией Матери «Знамение»). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 8: стихиры Богородице – 4; стихиры святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородице. В субботу на «Слава»: стихира Богородице; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии Богородице – 3. Стихиры на стиховне: стихиры Богородице с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородице. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь Богородице. §4.4. Последование великой вечерни, совершаемой в составе бдения Чинопоследование великой вечерни, совершаемой в составе бдения, из­ложено во 2-й главе Типикона 189 . По Уставу всенощное бдение полагается совершать во все воскресные дни, на великие и бденные праздники, а также в случае храмового праздника. Если всенощное бдение начинается великой вечерней (а не повечерием), после 9-го часа совершается малая вечерня, затем по монастырскому уставу полагается ужин (вечерняя трапеза), после которого по истечении небольшого промежутка времени начинается великая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

кондаки: воскресный, храма; «Слава» – кондак святому; " И ныне» – «Предстательство христиан...» Прокимен, Аллилуйя: гласа и святому. Апостол и Евангелие: воскресные и святому. Причастны: «Хвалите Господа с небес...» (воскресный) и святому. Отпуст: дневной, с упоминанием автора Литургии (святого Иоанна Златоустог о). Особенности службы славословному святому в неделю Великая вечерня Стихиры на литии: стихира храма и стихиры святому со стиховни вечерни; «Слава» – стихира святому; «И ныне» – богородичен стиховный из первого приложения по гласу славной стихиры. Утреня Стихиры на «Хвалите»: воскресные – 4, святому – 4; «Слава» – евангельская; " И ныне» – «Преблагословенна еси...» Часы Тропарь воскресный; «Слава» – тропарь святому (на всех часах); кондаки попеременно (на 1-м и 6– м  – кондак воскресный; на 3-м и 9-м – кондак святому). О двух непразднуемых святых, случившихся в неделю Служба одному непразднуемому святому в неделю описана в 2-й главе Типикона и подробно разобрана в 1-й части «Православного богослужения». Поэтому здесь мы рассмотрим объединение службы двум малым святым с воскресной службой. Основанием для нас будет служить 4-я уставная глава Общей Минеи: «О непразднуемом святом или дву, прилучающихся в неделю». Малая вечерня Поются только воскресные песнопения по чину (см. раздел «Малая вечерня» в 1-й части данной книги). Великая вечерня Стихиры на «Господи воззвах...»: воскресные – 4, первому святому – 3, второму святому – 3; «Слава» – первому святому; «И ныне» – догматик настоящего гласа. Стихиры на литии: стихира храма; «Слава, и ныне» – – если храм Господский или Богородичный, то поется еще одна стихира храмового праздника; – если храм святого, то поется богородичен стиховный из первого приложения по гласу храмовой стихиры. Стихиры на стиховне: воскресные «Слава» – первому святому; «И ныне» – богородичен стиховный из первого приложения по гласу стихиры «Славы» (Если в Минее нет «Славы», то на «Слава и ныне» поется рядовой бо-городичен Октоиха). По «Ныне отпущаеши...» и Трисвятом: «Богородице Дево...» – трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Выход на литию воскресной вечерни (обычной) совершается при пении «стихиры храма». Пение такой стихиры естественно при торжественном прохождении храма; и естественно вспомнить в течение всего бдения хотя раз святого, в честь которого храм (древние уставы, как увидим, говорят здесь о пении стихиры именно святого храмового), как он вспоминается и на литургийных песнопениях раз (в тропаре по входе), и который мыслится духовно соприсутствующим с верующими и участвующим в их службе, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество» 2324 . Какую из храмовых стихир петь на литии, Типикон не указывает 2325 . В Октоихе, в службе 1-го гласа, замечено: «поем самогласну стихиру Святаго обители, литию творяще в притвор, на нейже поем стихиры Павла Аморрейскаго или что настоятель изволит». Предполагается, что храм, как и бывало почти всегда в древности, в честь святого, и из стихир его указывается для пения самогласная, как наиболее торжественная по напеву, где бы она ни была положена в службе святого; большей частью самогласны положены на Слава и ныне Господи воззвах или стиховных. Что касается стихир Павла Аморрейского, помещаемых в Октоихе на Господи воззвах, Богородичных по содержанию, то Типикон нигде не предполагает их пения на литии, так как в замечаниях относительно воскресной службы в триодные Недели постоянно говорит о пении на литии только одной стихиры храма, не считая славника из Триоди и Богородична 2326 . «По свершении стихир, – продолжает Типикон в настоящем месте, допуская возможность пения на литии и нескольких стихир (что бывает при совпадении с воскресеньем некоторых памятей), – Слава и ныне Богородичен»; какой Богородичен, не указано, но в триодных Неделях здесь указывается всегда Богородичен по гласу последней стихиры (на Слава), и большей частью из воскресных стиховных Богородичнов 2327 . Следовательно, и при пении на литии одной стихиры храма (в обычное воскресенье) Богородичны к ней нужно брать из стиховных воскресных по гласу стихиры. Но если храм Господский и Богородичный, то Богородичным на литии может служить опять только какая-либо из стихир праздника, которому посвящен храм 2328 , потому что тогда литийная стихира храма принадлежит к числу таких, которые вообще никогда не соединяются с обычными Богородичными; может быть, ввиду этого и выражение Типикона о Богородичне на литии такое неопределенное. Древние списки Типикона в этом пункте – о литийных стихирах – были определеннее; в частности, некоторые из них указывают петь на литии стихиру храма по гласу Октоиха, т. е. из храмовых стихир выбирать стихиру того гласа, который приходится на известное воскресенье, чтобы выдержать музыкальное соответствие с другими частями службы (см. ниже). Стихира храма на воскресной литии не поется во все двунадесятые праздники, их попразднства и отдания, предпразднство Рождества Христова, в Неделю ваий, Фомы, мироносиц и 7-ю по Пасхе (см. там). Литийные стихиры по древним уставам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В Типиконе указано немало случаев, когда совершается память двум святым в один день (2, 3, 4, 22 сентября и др.). При этом чаще всего такие службы не имеют знака, лишь в редких случаях стоит знак шестеричной службы (24 ноября, 15 и 18 января). Также отметим, что последовательность святых (почему именно этот святой выбран первым, а другой – вторым) не связана ни с их статусом (иногда второй святой может быть древнее и выше по статусу, чем первый, например, 4 сентября), ни с удельным весом песнопений каждому из них за богослужением (иногда именно второму святому, а не первому полагаются стихиры на «Слава» и даже прокимен, Апостол и Евангелие на литургии, см. 22 сентября). Устав службы двум святым в седмичный день находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове Типикона в последованиях служб двум святым без знака (2 сентября, 3 сентября и т.д.). Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры 1-го святого – 3; стихиры 2-го свя­того – 3; «Слава»: стихира 1-го святого (редко – стихира 2-го святого, см. 22 сентября); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы»; если же вечерня совершается накануне среды или пятницы, то поется рядо­вой Крестобогородичен Минеи. Стихиры на стиховне: стихиры Октоиха со вседневными припевами вечерни («К Тебе возведох...» и «Помилуй нас, Господи...») 411 . Затем возможны два варианта: – если в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха; – если в Минее содержится стихира «Славы», то порядок исполнения будет следующим: «Слава»: стихира святого (первого или второго); «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы», а накануне среды или пятницы – Крестобогородичен Минеи на ряду. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря 2-го святого. Отпуст вседневный. Повечерие Канон Богородице из Октоиха по обычаю. Иногда на повечерие выносится служба третьему святому (если случится память трех святых, например, 22 сентября, 9 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Малая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (3 стихиры) и стихиры на стиховне. Великая вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» (10 стихир – 3 воскресные, 4 «восточны» 142 и 3 Павла Амморейского) с догматиком на «И ныне», стихиры на стиховне и тропарь воскресный с Богородичным. Повечерие: канон Пресвятой Богородице. Полунощница: канон Живоначальной Троице. Утреня: седальны по 1-й и 2-й кафисме, ипакои, степенны антифоны, прокимен, три канона 143 (воскресный, крестовоскресный и Богородице, по 6-й песни – воскресные кондак и икос), стихиры на «Хвалите…», тропарь воскресный конечный. Также после песнопений утрени следуют некоторые тексты литургии, которые, однако, не выделены в самостоятельный раздел: «Блаженны» и прокимен. Во все седмичные дни помещаются следующие молитвословия: Вечерня: стихиры на «Господи, воззвах…» и стихиры на стиховне. Повечерие: канон Пресвятой Богородице. Утреня: седальны по 1-й, 2-й и 3-й кафисме, два канона, стихиры на стиховне, «Блаженны» на литургии 144 . Отдельно следует указать каноны, помещенные в Октоихе в седмичные дни, и используемые на практике их припевы. Понедельник: покаянный, или «умилительный» (припев – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»), и Бесплотным Силам («Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас»). Вторник: покаянный («Помилуй мя, Боже, помилуй мя») и святому Иоанну Предтече («Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас» 145 ). Среда и пятница: Кресту («Слава Господи, Кресту Твоему Честному») и Богородице («Пресвятая Богородице, спаси нас»). Четверг: святым апостолам («Святии апостоли, молите Бога о нас») и святителю Николаю Чудотворцу («Святителю отче Николае, моли Бога о нас»). Суббота: всем святым («Вси святии, молите Бога о нас») и заупокойный (к 1-му тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко 2-му тропарю: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих»). §7.2. Приложения Октоиха В Октоихе достаточно большое количество приложений. Укажем те из них, которые имеют особое значение и используются в богослужебной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010