Стиховная стихира, пока только одна, должно быть, имеется в виду в известном рассказе о посещении Нила Синайского Софронием и Мосхом (VII b.) под именем «тропаря на Свете тихий или на Сподоби Господи»: тропарями там названы и стихиры на Господи воззвах, термина же «стихира» еще нет в этом памятнике (Вступ. гл., 295). С нынешним именем и в количестве нескольких стиховные стихиры упоминаются Ипотипосисом (IX b.) под именем στιχηρ το στχου [ 510 ], древнейшими Студийскими уставами и Евергетидским; древнейшая греческая ркп. Иерусалимского устава называет их «стихиры το στχου» [ 511 ]. Стиховны воскресны Стиховные стихиры на воскресной вечерне положены в количестве 4, большем на 1, чем для всех других праздников, даже двунадесятых, исключая Пасху. Они имеют свои Богородичны, прославляющие воплощение Христа [ 512 ] или заключающие моления Богоматери об избавлении от напастей, — без отношения к событию воскресения, как и догматики, — почему они служат, как и последние, Богородичнами и для праздников святых — полиелейных и бденных; напевы для них полагаются более торжественные, чем для будничных Богородичное, близкие к напевам догматиков. Стихами к стиховным стихирам служат те же стихи 92 пс, из каких составлен вечерний воскресный прокимен, т. е. «Господь воцарися…», «Ибо утверди вселенную…», «Дому Твоему…» (см. выше, с. 567). В ряду воскресных стиховных стихир первые из них заметно обособляются от остальных: они однородны по строению и содержанию с первыми тремя стихирами на Господи воззвах и, во всяком случае, древнее прочих стиховных. Эти же последние, называемые «стихирами по алфавиту», как начинающиеся по порядку буквами алфавита, составляют благодаря этому для всех гласов одно цельное, разбитое на 8 отделов. Они несколько длиннее и обстоятельнее первых стихир. Древние рукописи уставов приписывают их св. Иоанну Дамаскину. История их Студийско-Алексиевский устав знает только одну воскресную стиховну, конечно, 1-ю из нынешних; для Недель Триоди он предписывает удвоять ее и после нее петь триодную стихиру; следовательно, в простые воскресенья она утроялась. Студийские Типиконы Калабрийской и Сицилийской редакций кроме этой стихиры называют и алфавитные стихиры 3, причем первый называет и автора: «Иоанн». Евергетидский устав указывает после 1-ой 2 алфавитных, обозначая их именем «Иоанна монаха Дамаскина». Грузинск. ркп. Иерусалимского устава указывает алфавитных стихир 3 с именем св. Иоанна, назначая 3-ю на Славу. Греч. ркп. Иерус. устава называют их «ανατολικ τ κατ αλφαβτου», давая к ним и нынешние стихи [ 513 ]. Алфавитное расположение стихир внушает мысль, что они предназначались сначала все для одной службы и, должно быть, играли в ней такую же роль, как кондаки. Богородичны их западные Студийские Типиконы называют το αλφαβτου, и Евергетидский — δευτεροθεοτκια. Отмена и сокращение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

групп стихир (воскресные, восточны, алфавитные, 2 группы стихир Божией Матери на малой и великой вечернях) с богородичнами; степенные антифоны; утренний прокимен; тропари на блаженнах на литургии; литургийные прокимен и аллилуиарий. Помимо песнопений рядового гласа воскресная служба имеет неск. не зависящих от рядового гласа гимнографических текстов: на вечерне в составе бдения - тропарь 4-го гласа «Богородице Дево»; на утрене - тропари по непорочнах 5-го гласа      , тропарь после чтения Евангелия «Воскресение Христово видевше», стихиру 6-го гласа по Пс 50        , воскресный богородичен 2-го гласа         на хвалитех, 2 чередующихся от гласа к гласу воскресных тропаря по великом славословии. Особняком стоят воскресные утренние эксапостиларии и евангельские стихиры, избираемые по номеру утреннего Евангелия. Один из древнейших слоев воскресной службы в совр. Октоихе - воскресные стихиры, происходящие из древней иерусалимской богослужебной традиции IV-IX вв. ( Renoux. 2000); восточны и алфавитные стихиры были прибавлены к ним в послеиконоборческое время. Весьма вариативны в рукописях стихиры Божией Матери на малой и великой вечернях, часть из к-рых (на великой вечерне) атрибутируется Павлу Аморийскому (X в.). Отпустительные тропари, седальны и ипакои связаны единством происхождения из древних сборников стихир и седальнов - Стихирокафизматариев ( Hannick. P. 47). Из утренних канонов древнейшими являются воскресные, традиционно приписываемые прп. Иоанну Дамаскину; известия об использовании крестовоскресного канона в службе появляются в студийских памятниках XI в.; богородичного канона - в рукописях Иерусалимского устава. Богородичные каноны на повечерии происходят из сб. Богородичник , содержащего их для всех дней недели всех гласов; первоначально они не выписывались в Октоихе. Троичные каноны принадлежат перу Митрофана Смирнского (IX в.; см.: Valentini. 1957). Степенные антифоны были написаны прп. Феодором Студитом (IX в.) как припевы к 18-й кафизме, ныне исчезнувшей из состава воскресной утрени.

http://pravenc.ru/text/Воскресенье.html

а) В начале существовали разные собрания песнопесний, в зависимости от их песненного или поэтического характера: Кондакарий, Ирмологий, Канонарь, Стихирарь, Кафисматарь и т. д. б) Для каждого воскресенья или праздника существует в этих книгах неопределенное количество песнопений, из которых свободно выбирается нужный для каждого случая материал. в) Студийские типики XI в. определяют раз и навсегда, какие именно песнопения исполняются в каждом монастыре на каждый случай; неиспользуемый материал, часто высокого качества, но всегда в большом количестве, выходит из употребления и забывается. г) Мало–помалу составляются полные и удобные книги из материала, указанного в Типиконах, и так рождаются известные нам сборники Октоих, Триодь и Минея, которые содержат все нужные песнопения, одно за другим, по порядку их исполнения (стихиры на «Господи, воззвах», «догматик», стихиры «на стиховне», тропарь и т. д.) собирая их из отдельных книг, указанных в пункте а. Самые древние рукописи этих систематических сборников старше, чем мы думали в ИТИ:68; итало- греческие Октоихи Х–го в., изученные Ф. Дзелеписом, уже принадлежат этой группе; но их практика не станет всеобщей до появления печати, которая играла огромную, хотя и случайную, роль в окончательном формировании литургических книг. а) Стихиры воскресные (αναστσιμα): всего стихир 64: на вечерне: 3 на «Господи, воззвах» + 1 του στιχου, на утрени: 3 на «Хвалите» + 1 του στιχου. =самый древний Стихирарий: Синай гр. 1593 (VIII-IX в.) б) Стихиры восточные " анатолиевы " (ανατολικα, τα ογδοκοντα): 80 стихир сирийского происхождения, перед VIII в., теперь их 64: на вечерни: 4 на «Господи Воззвах» на утрени: 4 на «Хвалите» (другие 16: 2 на каждый глас, пелись раньше на вечерни)=рукописи: Синай гр. 787 (XII в.) и Синай гр. 795 (XIII в.) в) Стихиры алфавитные (с акростихом Иоанна Дамаскина): на вечерни: 3 «на стиховне» (αποστιχου)· 24 1 богородичен: 8 г) Седальны (καθισματα) и ипакои (разное число в разных рукописях) д) Пентикостарии (тропарь на Пс. 50):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Западные Студийские Типиконы и Евергетидский устав имели 8 стихир на Господи воззвах в воскресенье: 4 воскресных и 4 святого [ 342 ]; Студийско-Алексиевский устав 9 [ 343 ], так как утроял 3 воскресные стихиры (если не было памяти великого святого); то же и по Ипотипосису, § 18, но место читается не во всех ркп.; Иерусалимский устав — искони 10 [ 344 ]. Состав стихир в воскресенье Обычный состав стихир на Господи воззвах: 3 воскресных, 4 других воскресных, называемых «восточны», и 3 из Минеи. Первые 3 воскресные стихиры, составляющие, таким образом, особый отдел стихир, неизвестного автора. Приписывать их св. Иоанну Дамаскину (VIII b.), как обыкновенно делают, едва ли возможно ввиду того, что нек. западные Студийские Типиконы (Николо-Касулянский и др. той же редакции), надписывая именем св. Иоанна Дамаскина алфавитные стихиры на стиховне, настоящие стихиры называют «древними» (αρχαα) [ 345 ]. Они проще по содержанию Дамаскиновых стихир и не заключают его любимых мыслей. — О 4-х «восточных» стихирах в каждой воскресной службе на Господи воззвах нельзя с уверенностью сказать, что означает их название и кому они принадлежат. Греч. слово ανατολικ едва ли может быть переведено, как то делается в славянских книгах на полях: «Анатолиевы» [ 346 ] (это по греч. было бы νατολιακ); притом имя автора в надписании стихир всегда выражается родит. падежом, а не прилагательным; поэтому хотя был песнописец Анатолий, которому принадлежит ряд стихир на некоторые праздники и святым, должно быть, игумен Студийский (IX b.), но ни ему [ 347 ], ни тем более патр. Константинопольскому Анатолию (V b.) [ 348 ], при котором не было еще и такого рода церк. песни, нельзя приписывать «восточных» стихир; это, очевидно, анонимные стихиры, названные так, должно быть, потому, что вошли впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах и не были известны древнейшим Студийским: они упоминаются, и сразу в нынешнем количестве, впервые Иерусалимскими Типиконами, начиная с самых древних списков его [ 349 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Иоанна Дамаскина, установлено (см.: Епифаний (Булаев), Желтов. 2018)), что значительный пласт этой гимнографии (более трети воскресных стихир) принадлежит доиконоборческому периоду; впрочем, нет никаких оснований для отрицания участия прп. Иоанна Дамаскина в редактировании имевшихся текстов, их дополнении и формировании корпуса воскресных стихир как целого. Атрибуция «Анатолиевых», или «восточных», стихир О. осложняется противоречивостью свидетельств рукописных источников. В качестве их автора указываются: свт. Анатолий , патриарх К-польский († 458) (РГБ. Сев. греч. 44), свт. Софроний Иерусалимский (София. Дуйчев. Код. Д. Гр. 93; ЦИАИ. Гр. 815 и Paris. gr. 270), свт. Андрей Критский (Ath. Vatop. 1491 и РГБ. Ф. 173. 1 369. 1), прп. Иоанн Дамаскин (Hieros. Sab. 610; Ath. Laur. Г. 67 и ЦИАИ. Гр. 812) и прп. Косма Маюмский (Ath. Pantel. 43 и Crypt. Ε. α. Χ). Несмотря на то, что нек-рые из «анатолиевых» стихир обнаруживаются в древнем Тропологии (см.: Епифаний (Булаев), Желтов. 2018), сборнике, основу к-рого составляет гимнография доиконоборческого периода, эти стихиры не являются компилятивным собранием разнородных песнопений, но представляют собой единый гимнографический корпус, характеризующийся устойчивым составом и высоким поэтико-мелодическим качеством. Этими свойствами «анатолиевы» стихиры О. отличаются, в частности, и от воскресных стихир, поэтому неудивительным кажется включение корпуса «анатолиевых» стихир в состав песнопений древних нотированных Стихирарей (см., напр., рукописи X в.- Crypt. Ε. α.; VII и XI в.- Ath. Vatop. 1488 и Hieros. Sab. 610), в то время как воскресные стихиры О. появляются в этих сборниках начиная с XVI в. В древних Стихирарях неизменным спутником «анатолиевых» стихир являются «алфавитные» стихиры, корпус к-рых безусловно принадлежит творчеству прп. Иоанна Дамаскина, поскольку их богородичны содержат акростих «Иоанна. Аминь» (греч. ΙΩΑΝΝΟΥ. ΑΜΗΝ, последнее слово заключено в богородичном 8-го гласа, в первых буквах строк этого четверостишия).

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

О стихирах дней Страстной седмицы И. А. Карабинов делает следующее замечание: так как стихиры этих же дней писал и преподобный Косма Маиумский, удается установить, что друзья работали «совместно по одному общему плану». Так, преподобный Косма писал стихиры преимущественно на Великие Понедельник и Среду, а преподобный Иоанн Дамаскин — преимущественно на Великие Вторник и Четверг. Преподобному же Иоанну принадлежат стихиры Великого Пятка: Уже омакается трость изречения и Великой Субботы: Днесь ад стеня вопиет и другие . Согласно И. А. Карабинову, в старой славянской Триоди 24 алфавитные стихиры на вечерни в среду 5–й седмицы Великого поста также приписываются святому Иоанну Дамаскину . Воскресные антифоны Октоиха Особого разбора в смысле их характеристики требуют воскресные АНТИФОНЫ Октоиха. Мы убеждены, что должный анализ их заслуживает специального исследования, где могли бы быть освещены различные вопросы, которые поднимает в тропарях антифонов их создатель. В нашем разборе мы можем это сделать лишь постольку, поскольку касаемся по возможности всего гимнографического достояния преподобного Иоанна Дамаскина. В последнее время появились указания западных богословов на то, что воскресные антифоны следует связывать с именем преподобного Феодора Студита. Вместе с тем ни у преосвященного Черниговского Филарета , ни у профессора А. П. Голубцова , ни у других православных исследователей вопрос о принадлежности антифонов творчеству святого Иоанна Дамаскина не вызывает сомнения; подобный вопрос даже не ставится. Более того, в своем разборе трудов святого Иоанна Дамаскина архиепископ Филарет говорит о том, что антифоны по их «поэтической силе» особенно выделяются среди других произведений Преподобного, что они «превосходны». А. П. Голубцов, перечисляя различные гимнографические произведения святого Иоанна Дамаскина, называет среди них и антифоны. Выражая некоторые критические замечания относительно отдельных песнопений преподобного Иоанна, Голубцов вместе с тем свидетельствует: «Как составитель Октоиха, Дамаскин является замечательною личностью в истории церковного пения, и труды по этой части дают ему высокое и почетное место в ряду литургических деятелей Восточной Церкви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

О стихирах дней Страстной седмицы И. А. Карабинов делает следующее замечание: так как стихиры этих же дней писал и преподобный Косма Маиумский , удается установить, что друзья работали «совместно по одному общему плану». Так, преподобный Косма писал стихиры преимущественно на Великие Понедельник и Среду, а преподобный Иоанн Дамаскин – преимущественно на Великие Вторник и Четверг. Преподобному же Иоанну принадлежат стихиры Великого Пятка: Уже омакается трость изречения и Великой Субботы: Днесь ад стеня вопиет и другие 172 . Согласно И. А. Карабинову , в старой славянской Триоди 24 алфавитные стихиры на вечерни в среду 5-й седмицы Великого поста также приписываются святому Иоанну Дамаскину 173 . Воскресные антифоны Октоиха Особого разбора в смысле их характеристики требуют воскресные АНТИФОНЫ Октоиха. Мы убеждены, что должный анализ их заслуживает специального исследования, где могли бы быть освещены различные вопросы, которые поднимает в тропарях антифонов их создатель. В нашем разборе мы можем это сделать лишь постольку, поскольку касаемся по возможности всего гимнографического достояния преподобного Иоанна Дамаскина . В последнее время появились указания западных богословов 174 на то, что воскресные антифоны следует связывать с именем преподобного Феодора Студита . Вместе с тем ни у преосвященного Черниговского Филарета 175 , ни у профессора А. П. Голубцова 176 , ни у других православных исследователей вопрос о принадлежности антифонов творчеству святого Иоанна Дамаскина не вызывает сомнения; подобный вопрос даже не ставится. Более того, в своем разборе трудов святого Иоанна Дамаскина архиепископ Филарет говорит о том, что антифоны по их «поэтической силе» особенно выделяются среди других произведений Преподобного, что они «превосходны». А. П. Голубцов , перечисляя различные гимнографические произведения святого Иоанна Дамаскина , называет среди них и антифоны. Выражая некоторые критические замечания относительно отдельных песнопений преподобного Иоанна, Голубцов вместе с тем свидетельствует: «Как составитель Октоиха, Дамаскин является замечательною личностью в истории церковного пения, и труды по этой части дают ему высокое и почетное место в ряду литургических деятелей Восточной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

От полного забвения «гардамоткмани» и «келтабанисани» спасла популярность некоторых из них, благодаря которой они и перешли в разряд стихир вечерни и утрени. Начало этого процесса зафиксировано уже в самих рукописях Иадгари: так, строфа 18, которая в Кекел. H 2123 еще является «келтабанисай», в Sinait. georg. 18 и 20 уже отнесена к псалмам «Господи, воззвах» 27 . Авторство стихир воскресного Октоиха в свете данных Древнего Тропология Особое значение свидетельство Древнего Тропология имеет для решения вопроса об авторстве стихир воскресного Октоиха и о том, как следует понимать термин «анатолиевы» (греч. νατολικ) в заглавии части из них. Широко распространено мнение, что автором воскресных стихир Октоиха является прп. Иоанн Дамаскин . Такая атрибуция встречается во многих рукописях и изданиях Октоиха; среди исследователей прошлого ее придерживались, например, архиеп. Филарет (Гумилевский) [Гумилевский, 1902, 206–207], Вильгельм фон Крист и Матфей Параникас [Christ, Paranikas, 1871, XLV], еп. Модест (Стрельбицкий) [Стрельбицкий, 1878, 24]. Однако уже М. Н. Скабалланович [Скабалланович, 1913, 117] подверг это мнение серьезной критике; в частности, он отметил, что в византийских литургических памятниках старше XII в. «воскресные» стихиры нередко описываются как «древние», в то время как прп. Иоанну Дамаскину приписываются не они, а «алфавитные» стихиры, а следовательно, «воскресные» стихиры во времена прп. Иоанна уже должны были существовать. Данные Иадгари подтверждают правоту М. Н. Скабаллановича : как минимум часть «воскресных» стихир Октоиха действительно предшествует времени жизни прп. Иоанна Дамаскина и, следовательно, не может принадлежать его перу; более того, некоторые из этих гимнов зафиксированы уже в Иерусалимском Лекционарии или засвидетельствованы в армянской традиции, что еще более подчеркивает их древность 28 . Еще более показательно наличие в Древнем Тропологии не только достаточно большого числа «воскресных» (23 из 64 входящих в состав Октоиха), но и некоторого, хотя и заметно меньшего (6 из 64), количества «анатолиевых» стихир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

214 См. надписания в богослужебных книгах, – также Историч. обозр. книг богослужебных» стр. 82, и Cave Hist. Litter. Т. II. Saeculom Photi-, anum. pag. 16. 215 Хвалитные стихиры 4 и 5 января. В предпразднственных службах Рождеству Христову много есть подобных песнопений в виде бесед между Пресв. Богородицею и родившимся Богочеловеком или между Ею и Его поклонниками, – волхвами. Их сладостно-выспренный тон близко подходит выписанным здесь песням богоявленским. Таковы стихиры: на стиховне 21 декабря, на Господи воззвах 22-го и на Господи воззвах и на стиховне 23-го: доказательство, что эти стихиры празднику Рождества Спасителя принадлежат также св. Феофану, в кондаке сему святому поется: «Возгремев Христово божественное воплощение» и проч. 216 Наприм. Августи в своих Denkwürdigkeiten Th. V. S. 348 и Рамбах в смей Anthologie с. I. р. 186, 187. 218 Этот канон надписан: «Господина Иосифа» и, значит, принадлежит св. Иосифу Студиту по следующему ниже примечанию. Но шесть начальных его песней составлены по алфавиту, две последние с акростихом: оди Иосиф. Что за разнообразие? При том алфавитное краегранесие означает всегда полноту, законченность песни. Потому должно думать, что последние две песни сего канона составлены Иосифом Песнописцем. 219 См. надписания в богослужебных книгах. На многих из песней его надписано одно имя его, в других прибавлено и песнописец. Но и надписанные именем Иосифа песнопения принадлежат ему, а не Студийскому Иосифу. Ибо к имени последнего прибавляется всегда кир, означающее его достоинство Архипастырское, что и служить отличием его песней от песней Иосифа Песнописца, как сказано о сем в житии последнего. 220 Особенная любовь св. Иосифа к песнопениям Космы по преимуществу заметна в предпразднственных канонах его Рождеству Христову и Богоявлению; эти песни суть самое близкое подражание канонам Космы. 221 См. трипеснцы: пятка 6-й недели по Пасхе, субботы той же недели, вторника 7-й недели и пятка Пятидесятницы. 228 Diatriba Allat. de Georgiis in Bibl. Fabr. T. 10 p. 612.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Стиховные стихиры на воскресной вечерне положены в количестве 4, большем на 1, чем для всех других праздников, даже двунадесятых, исключая Пасху. Они имеют свои Богородичны, прославляющие воплощение Христа 2350 или заключающие моления Богоматери об избавлении от напастей, – без отношения к событию воскресения, как и догматики, – почему они служат, как и последние, Богородичнами и для праздников святых – полиелейных и бденных; напевы для них полагаются более торжественные, чем для будничных Богородичное, близкие к напевам догматиков. Стихами к стиховным стихирам служат те же стихи 92 пс, из каких составлен вечерний воскресный прокимен, т. е. «Господь воцарися…», «Ибо утверди вселенную…», «Дому Твоему…» (см. выше, с. 567). В ряду воскресных стиховных стихир первые из них заметно обособляются от остальных: они однородны по строению и содержанию с первыми тремя стихирами на Господи воззвах и, во всяком случае, древнее прочих стиховных. Эти же последние, называемые «стихирами по алфавиту», как начинающиеся по порядку буквами алфавита, составляют благодаря этому для всех гласов одно цельное, разбитое на 8 отделов. Они несколько длиннее и обстоятельнее первых стихир. Древние рукописи уставов приписывают их св. Иоанну Дамаскину . История их Студийско-Алексиевский устав знает только одну воскресную стиховну, конечно, 1-ю из нынешних; для Недель Триоди он предписывает удвоять ее и после нее петь триодную стихиру; следовательно, в простые воскресенья она утроялась. Студийские Типиконы Калабрийской и Сицилийской редакций кроме этой стихиры называют и алфавитные стихиры 3, причем первый называет и автора: «Иоанн». Евергетидский устав указывает после 1-ой 2 алфавитных, обозначая их именем «Иоанна монаха Дамаскина». Грузинск. ркп. Иерусалимского устава указывает алфавитных стихир 3 с именем св. Иоанна, назначая 3-ю на Славу. Греч. ркп. Иерус. устава называют их « ανατολικ τ κατ αλφαβτου», давая к ним и нынешние стихи 2351 . Алфавитное расположение стихир внушает мысль, что они предназначались сначала все для одной службы и, должно быть, играли в ней такую же роль, как кондаки. Богородичны их западные Студийские Типиконы называют το αλφαβτου, и Евергетидский – δευτεροθεοτκια. Отмена и сокращение

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010