Закон Почему и закон говорит: геометрия изучается открыто, а математика осуждается как запрещенная. А Василий Великий в 7-м правиле отравителей и идолопоклонников и убийц осуждает на двадцать лет; а прелюбодеев, мужеложников и скотоложников на 15, называя идолопоклонниками не явно нечестивых, [т.е. тех, которые приносят жертвы идолам, как изъяснено у Зонары, по толкованию которого и изложено настоящее правило.] но тех, которые после крещения занимаются волшебством и прорицанием, ибо и сии некоторым образом служат идолам, пользуясь призыванием демонов и прося от них помощи; ибо бывшие прежде идолопоклонниками и потом раскаивающиеся и принимающие крещение тотчас допускаются к божественному причащению; а идоложертвовавшие после крещения подвергаются покаянию на всю жизнь и только при конце ее получают божественный дар. [Толков. Зонары на прав. и Вальсам.] Также и в 65-м правиле покаявшегося в волшебстве или в отравлении подвергает (св. Вас. Вел.) суду вольного убийцы, на 20 лет удаляя таковых от общения, и весьма справедливо: ибо волшебство содержит призывания злокозненных демонов, посредством заклинаний на гробах, чтобы у кого-нибудь ослабить, напр. члены, или произвести расслабление на всю жизнь и жизнь сделать для него тягостною; почему волшебство и получило свое наименование от заклинаний и рыданий на гробах. А отравление или умерщвляет, или лишает рассудка и делает смерть желанною для страждущего, когда он придет в себя, или для близких к этому человеку, [Из толкования Зонары на правило 65-е св. Вас. Вел.] или совершаемое иногда для того, чтобы приворожить (кого-либо), производит умопомешательство. А в 72-м (правиле) - предавшего себя волхвователям или " неким подобным " и разделяющего их мудрствования (св. Вас. Вел.) повелевает устроить в продолжении времени, назначенного для убийц; ибо хотя прорицалища и предсказания лжеименных богов прекратились по воплощении Господа, но иногда делаются и ныне посредством обаяний и действия демонов, хотя и оказываются по большей части ложными. [Прав. изложено по толк. Зонары.] Что касается призывающих явно демонов, то таковые не несправедливо подвергаются суду убийц; а прикрывающиеся святостию и добродетелию ради корысти, по-моему мнению, [Согласному с мнением Вальс. в толк. на пр. 72-е св. Вел.Вас.] должны быть наказываемы умереннее, а не одинаково с теми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

А 16-е правило того же собора (Лаод.) повелевает: по субботам с другими Писаниями читать и Евангелие. Ибо прежде существующего теперь чина в молитвах и песнопениях в субботу совершались только молитвы и таким образом священники приносили безкровную жертву; Евангелие же или какое-либо другое Писание не читалось в церкви, так как на основании правил [Ап. 64; VI Всел. 55. Кормч. Изд. 1816 г. стр.53.] обыкновенно праздновали, но не постились и не преклоняли колен в субботу [Пр. изд. буквально, с добавл. из Вальсамона и Зонары.]. А 17-е (того же соб.) с заботливостию повелевает, чтобы псалмы Давида были разделяемы на кафизмы и чтобы между ними были чтения, дабы народ, утомляясь непрерывностию псалмопения, не удалялся от церкви [Изъясн. из Вальсамона. Таковое же указание цели постановления 17-го пр. соб. Лаод. и в слав. Кормч.: " Да не трудни бывше собравшеся, на леность уклонятся " . Стр.53. Пр. Пом. соб. с толк. стр.227-228.]. А 18-е (правило того же соб.) повелевает, чтобы и на девятом часе и на вечерни читались преданные молитвы и чтобы не слагал, кто хочет, собственных молитв и не произносил их в собраниях [Прав. с изъясн. из Зонары и Вальсам.]. Согласно с сими правилами определяет и 103-е (116-е) прав. собора Карфагенского, чтобы т.е. в молебствиях всякой литургии читались только те молитвы, которые составлены просвещеннейшими (мужами) и утверждены собором, и предначинательные, т.е. произносимые до божественного Евангелия, и молитвы предложения оглашенных, в которых священники предлагают их Богу, и молитвы при возложении рук на хиротонисуемых и бывших в покаянии, а не допускать молитв новых, вводимых некоторыми; ибо, что не испытано отцами - сомнительно и возбуждает страх, чтобы не было примешано несоответствующего правой вере [Из Зонары на прав. 106 Карф.]. А 19-е правило собора Лаодикийского говорит, что прежде должны быть молитвы об оглашенных и тех, которые находятся в покаянии, а потом молитвы о верных; потом, определяет правило, одним только освященным позволено входить в алтарь и (там) приобщаться. Ищи еще в 9-й гл. буквы Β правила 5-е и 20-е собора Гангрскаго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Законы Если воин находится в экспедиции, т.е. в военных занятиях, для народа полезных, то, сколько бы лет ни прошло, жена его должна ожидать его, хотя бы и не получала от него писем. А если и услышит о его смерти, не должна тотчас вступать в брак, если прежде не спросит хартулариев, действительно ли он умер, и они пред святым Евангелием клятвою не удостоверят смерть его; да и после того опять должна обождать год и тогда может законно вступать в брак. Если же вопреки сему определению вступит в брак, то и она, и взявший ее будут наказаны, как прелюбодеи. А если окажется, что засвидетельствовавшие (о смерти) солгали, то они лишаются службы в войске, а возвратившийся воин имеет право взять, если захочет, свою жену. Относительно взятых в плен новелла Льва Мудрого определяет, чтобы ни брак не был расторгаем под предлогом пленения, ни свободной половине не было позволяемо приступать к другому сожитию; а если и вступит в брак (свободная половина) с другим, то половина, возвратившаяся из плена, имеет право призвать свой член и второй брак расторгнуть. Глава – о том, что с двоеженцем не должно пиршествовать пресвитеру, благословившему (брак) 7-е пр. соб. Неокесарийского полагает, что пресвитеру не должно пиршествовать на браке двоеженца, ибо как можно с тем, на кого он должен наложить епитимию и отлучить на год от божественного причащения 71 , принимать участие в трапезе и посему казаться содействующим такому делу? После же брака есть вместе с тем не должно быть запрещено. Глава – о том, что христиане, приходящие на брак, не должны внимать играм 53-е пр. Лаодикийского собора повелевает, чтобы христиане, приходящие на брак, соблюдали подобающую им скромность и не обращали внимания на пляшущих или играющих. А теперь определением сего правила пренебрегают 72 . Ищи еще в гл. 1-й буквы Q 54-е правило того же (собора) и 24-е пр. VI Всел. Собора. Глава 8-я – о девах, без согласия своих родителей вступающих в брак 38-е пр. Василия Великого – подвластных отроковиц, которые без согласия своих отцов отдали себя в общение брака своим любовникам, осуждает как блудниц. Впрочем, говорит, если родители примирятся с ним и согласятся на сожительство их с любовником и растлителем, то дело беззаконное по началу – последующим согласием родителей «мнится имети врачевание». Впрочем, и тогда, ради прежнего беззакония, таковые (женщины) должны быть удостоены общения после трех лет (епитимии). Но тогда брак был заключаем по одному соглашению, а у нас не может состояться без молитвословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Мы повелеваем, чтобы после священного пения молитв и обычного соблюдения задатка и поцелуя, по прошествии краткого или продолжительного времени, как заблагорассудится сочетающимся, без отказа приступали к законному браку, и чтобы это (вступление в брак) не приходилось в один день и особенно час (с обручением). А если прежде наступления определенного нами времени и без соблюдения сказанного будут заключены обручения и договоры, то таковые обручения истинными ни быть, ни именоваться не должны, хотя и предлежит уплата пени: ибо обручения в собственном смысле не должны быть расторгаемы уплатою пени, о чем в условиях не должно быть и писано, потому что отнюдь не ими утверждаются обручения, но через призывание Бога, почему и остаются вообще нерасторгаемыми, и расторгаются по тем только причинам, по каким и браки. А так как, по древнему законному обычаю, по достижении отроковицею семилетнего возраста, неправильно заключаемы были обручения (ибо всякий, свободно входящий к обручницам, напряженным взором и свободою обращения разжигал пламень любви), то мы определяем и то, чтобы соглашения, как бы под видом обручения бывающие у лиц соглашающихся, в период времени после семилетнего возраста до 14-летнего или 12-летнего возраста, не были относимы к чину вполне законного и твердого обручения, а считались и имели действия только как простые договоры, как и другие соглашения, но чтобы, в видах возвышения порядка, благоприличного в жизни христианина, древний обнародованный закон об обручении имел силу только для тех лиц, коим запрещено (вступать в брак) с разведенною обручницею. Ибо хотя это и не есть обручение в собственном смысле, но, так как оно составляется с целью обручения и полагается в основу предполагаемого брака, то хорошо бы было, чтобы на те лица, коим запрещено законом (вступать в брак), снова наложено было запрещение, и чтобы никто не брал в жены ту, бывшую обручницею некоторого человека, которой и по расторжении обручения закон не позволил вступать в брак с другим. Об обручении клириков

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А что Дух Святый изъяснил о сем языком Великого отца Василия в 9-м его правиле, весьма безрассудно было бы не изложить в отдельности. Ибо сообразно было бы с Господним изречением говорить, чтобы одинаково и для мужей и для жен блуд был причиною расторжения брака. Но не то в церковном обычае. О женах находим много строгих изречений. Апостол глаголет: прилепляяйся сквернодейце, едино тело есть ( 1Кор. 6, 16 ). И Иеремия: аще будет жена мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернившеся осквернится (Иерем. 3, 1), если то есть муж не захочет опять принять ее. И Соломон в Притчах: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив ( Притч. 18, 23 ), т.е. смешивающийся с замужнею женою, которая оказывается прелюбодейцею. Женам же предлагает удерживать мужей своих, хотя бы они прелюбодействовали или блудодействовали: ибо, если какой муж и огорчает жену и наносит побои, она должна терпеть; или если муж расточает имение, и жена видит, что ее приданое растрачивается, или она ревниво относится к мужу по той причине, что муж оскверняется с другими женщинами, не позволяется ей ради этого разводиться с мужем; ибо если в том случае, когда один из сожительствующих окажется неверным, не дано права другому разлучаться с ним по неизвестности, что последует, как говорит блаженный Павел: что бо веси, жено, аще мужа спасеши ( 1Кор. 7, 16 ), то каким образом будет невинна та, которая по иной какой-либо причине расторгает супружество? Посему, если без причины оставившая своего мужа будет сожительствовать с другим, то почитается прелюбодейцею; а законно совокупившаяся с оставленным (женою) мужем не осуждается ни как прелюбодейца, ни как блудница. Аще же муж, отступив от жены, поймет иную, то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца, поскольку отвлекла к себе чужого мужа. И это так. А в изданной впоследствии Юстиниановой новелле, которая содержится в 13-й главе настоящей буквы, между различными причинами, по которым женам дается право расторгать супружества, упоминается и сия: именно, если в одном и том же доме или городе муж оскверняется с иною женою, и, не смотря на запрещения и убеждения со стороны своей жены, не соглашается отстать от общения с нею: ибо тогда позволяет (новелла) расторгать браки по причине ревности.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ КРАТОВЕЦ [болг. Димитър Кратовски; македон. Димитар Кратовски] (XV в.), «дьяк», южнослав. книжник. Уроженец или житель Кратова (Македония). Работал по заказу архиепископов Охридских. В болг. исследовательской лит-ре Д. К. называется болгарином, в македонской - македонцем, в сербской - сербом. Д. К. определял свой книжный язык как сербский, во всяком случае не противопоставлял его языку переписываемой им книги. Из письменного наследия Д. К. сохранилось лишь обширное, на 9 листах in folio (РГБ. Григор. 27), послесловие к Алфавитной синтагме Матфея Властаря, переписанной им в 1466-1468 гг. В. И. Григорович нашел рукопись в 1845 г. в Охриде и отделил от нее листы с послесловием ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. М., 18772. С. 156. 23), совр. местонахождение самого кодекса неизвестно. Послесловие Д. К. является самостоятельным лит. произведением, к-рое состоит из поучения о пользе писаных законов и необходимости их соблюдения людьми разного социального положения, исторического повествования о событиях в Охридской архиепископии в 60-х гг. XV в. и выходной записи с пожеланиями благополучия писцу, его родственникам и церковным властям. Из послесловия следует, что Д. К. долго переписывал Синтагму, начал по повелению Охридского архиеп. Дорофея , а закончил уже при архиеп. Марке (см. ст. Марк II , патриарх К-польский). В послесловии Д. К. сообщает о войне султана Мухаммеда Завоевателя с христ. правителями Албании, о постройке тур. крепости Эльбасан (совр. Албания), о перемещении Марка с К-польского престола на Охридскую кафедру, о переселении туда архиепископа вместе со знатнейшими гражданами Охрида и др. уникальные сведения по истории центральной и зап. частей Балканского п-ова в начале тур. владычества. Современники признавали лит. значение послесловия Д. К. Так, Владислав Грамматик использовал его в послесловии к Сборнику житий 1469 г. ( Киселков B. C. Нов лъч върху книжовна дейност на Владислав Граматик//ИБИД. 1948. Кн. 22/23. С. 170-178).

http://pravenc.ru/text/178211.html

   Василевса хотят на Западе представить, как главу церкви, что неверно, поскольку речь идет о теоретическом принципе. Могли быть и несомненно были случаи вмешательства и даже узурпации отдельных императоров честолюбцев в дела церковного управления. Но это было и всеми рассматривалось, как неправильное и прискорбное явление. В принципе же, в самом каноническом сознании большинства византийцев, в предносившемся их государственно-церковному мировоззрению идеале этого не должно было быть. Государь — не глава церкви. Он — по примечательному выражению одной новеллы импер. Исаака Ангела, одного из наиболее высокомерных по отношению к церкви государей, с яркими подчас узурпаторскими тенденциями, — он является только «епистимонархом» церкви. Думается, что неправ проф. Лебедев, когда он толкует это выражение, как «опытнейший правитель» церкви, и считает, что Исаак Ангел выражает «понятие об отношении высшей светской власти к церкви с замечательным самообольщением. Гораздо точнее и глубже объясняет это проф. И. Соколов, приводя этот термин в сопоставление с храмовым, литургическим обиходом: «В самом деле термин этот церковного, монастырского происхождения и содержания. Епистимонарх принадлежал к числу должностных монастырских лиц с обязанностью наблюдать за дисциплиною в обители и поведении монахов. С его стороны не допускалось произвола в расширении обязанностей и применении способов действий, — он должен был только напоминать, побуждать, наблюдать, заботиться. Устав монастыря был высшим критерием деятельности Епистимонарха…» Впервые, по мнению проф. Соколова, это епистимонаршее право высказано было в Эпанагоге IX в., хотя самого выражения «епистимонарха» и нет. Потом оно все сильнее обнаруживалось в последующих юридических памятниках: пространной Эпанагоге, Алфавитной Синтагме, и в новеллах импер. Исаака Ангела. В них господствовало воззрение о дуализме властей, о согласном действовании власти духовной сравнительно с царской, соответственно превосходству церковных канонов перед гражданскими законами. Итак, были случаи ярких узурпаторских стремлений государственной власти, были в ответ на это случаи, и прискорбного конформизма власти церковной, с желанием теоретически обосновать приоритет государства над церковью, но в официальное церковное мировоззрение византийцев это вошло только, как эпизодические и уродливые явления.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Закон А приснопамятный император Алексий Комнин писанным указом повелевает чествовать принявших хиротонию в какую-нибудь епископию церквей восточных, находящихся еще во власти варваров, большими пожертвованиями взносов; ибо утверждает за ними и предстоятельства в монастырях, и потребное на ежегодное пропитание, и другое подобное. Глава 21-я – о епископиях, обращаемых в митрополии, и о том, что в одной области не должно быть двум митрополитам 12-е правило IV Собора угрожает страшным наказанием тем из епископов, которые покушаются посредством царских грамот разделять одну область на две и свою епископию именовать на основании прагматических грамот новой митрополией. Такая прагматическая грамота некогда была дарована Великому отцу Василию, когда была разделена Каппадокийская область, ради новой Тианской митрополии 175 ; а дерзающих делать впредь что-нибудь подобное удаляет (правило) от священства. А тем епископиям, которые царскими грамотами прежде всего почтены были именованием митрополий, правило повелевает пользоваться одною только честию и предстоятелям их именоваться митрополитами, и только, а за истинной митрополией отнюдь не меньше сохранять неизменными ее прежние права. Но теперь не все постановления сего правила соблюдаются: ибо мы видим, что и у нас многие епископии, на основании императорских указов, возводятся на степень митрополии 176 . А 17-е (правило того же Собора) говорит: если императорскою властью вновь устроен город и воздвигнут с основания, или впредь будет устроен и воздвигнут и будет почтен императорскими публичными (грамотами) уставами, т.е. писаными постановлениями, дарующими ему гражданские преимущества, или честь епископии, или митрополии, в таком случае и порядок церковных епархий и дел должен следовать сим царским уставам и самый город должен быть почислен епископиею, или митрополиею, так как отцы говорят почти следующее: так как мы не имеем возможности противиться царям, то пусть определениям их следует и церковный порядок. Об императорских преимуществах.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Закон Благочестивейший император Мануил, подтверждая сии правила, издал царский закон, чтобы правители казны не похищали принадлежащего епископам, переменяющим жизнь на смерть. Ищи еще 3-ю главу буквы C. Глава 28-я – о том, что не должно епископу нисходить на степень пресвитера 29-е правило IV Собора полагает, что епископа не должно низводить на степень пресвитера, ибо, говорит, сие есть решительное святотатство, потому что как бы похищается священство у того, кто несправедливо лишен онаго. Тому, кто явно впал в преступления, отнимающие у него священство, не должно быть даваемо и место священника, а свободный от преступлений не должен быть лишаем ни епископства, ни священства, ибо одно следует за другим. Об отречении епископов Согласно с сим определяет и святый Кирилл в 3-й главе своего послания к Домну, – ибо, говорит, с церковными правилами не согласно, чтобы священнодействующие отрекались от своих церквей: ибо достойные священнодействовать не должны отрекаться, а если недостойны, то должны выходить не по отречению, но по обнаруженным преступлениям. Если же и случится кому-нибудь отречься от епископии и оставить вверенную паству, то несправедливо потом тому удерживать священнослужение: ибо неразумно, тяжело и трудно допустить, чтобы оказавшийся нерадивым относительно попечения о душах, от предстоятельства, т.е. от учительства и усовершенствования народа и от того, чтобы по силе препятствовать стремлению его к худшему, отрекался, а то, что доставляет честь и уважение, удерживал и присвоял себе. И из 16-го правила так называемого I и II Собора обнаруживается крайнее безрассудство решающих таким образом, что якобы можно архиереям от епископии отрекаться, а священство удерживать и потом: ибо сие правило пробывшего в отлучке от своей епископии более шести месяцев и не задерживаемого каким-либо необходимым предлогом повелевает лишать и епископии и священства; а если меньше согрешивший так осуждается, то каким образом совершенно отрекшийся от епископии и пренебрегший в течении всей жизни заботою о стаде не только не подвергнется большему наказанию, как оставивший, насколько от него зависело, волкам вверенное ему от первого Пастыря Иисуса Христа священное стадо, но еще такому могут быть оставлены преимущества священства, как награда, о чем говорит и 10-е правило святого Дионисия 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Матфей Вяастарь. Алфавитная синтагма. Буква Г. Глава XI В древних книгах, в которых подробно описан чин различных хиротоний, говорится и о возрасте, какой должна иметь диаконисса, а именно – сорокалетний, и об одежде, что [должна носить] в полном виде монашескую, и о жизни, что должна подражать добродетели высоких мужей, и об обязанностях, которые те же, что и у диаконов, кроме немногого, – что она приводится к священному престолу и покрывается мафорием концами вперед и после слов «Божественная благодать, немощная врачующая» она не сгибает в коленях ни одну из ног, но преклоняет только голову, и архиерей, возложив на нее руку, молится о том, чтобы она, соблюдая целомудренный и честный образ жизни, непорочно совершила дело служения и таким образом пребывала постоянно при святых храмах. Однако он отнюдь не дозволяет ей служить при Пречистых Тайнах или брать в руки рипиды, подобно диакону. Потом архиерей под мафорием возлагал на нее диаконский орарь, перенося вперед оба его конца. Она причащается Божественных Таин после диаконов и, приняв чашу из рук архиерея, никому не преподает, но тотчас ставит ее на святую трапезу [престол]. Ordo Romanus ad diaconam faciendam Monumenta. P. 59–61: Hittorp Μ. De divinis catholicae ecclesiae officiis et mysteriis//Magna Bibliotheca veterum Patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. [Coloniae Agrippinae, 1618–1622. T.7.P. 471]. P, 1644. T.X. Col. 161–162. Издан впервые: Antiquitates Italiae/ Ed. L. A. Muratori. Milan, 1741. Vol. V. P. 577. Др. изд.: PiniusJ. Tractatus PRAELIMINARIS DE ECCLESIAE DIACONISSIS//ACTA SANCTORUM BOLLANDI. Parisiis, Romae, 1868 (Antverpiae, 1746). T. 4L Septembris: T. 1. P.X–XI; PL. LXXVIII. 1003 SQQ.; Warren F E. The Leofric Missal. Oxford, 1883. P. 216. Частичное воспроизведение: Monumenta vetus Liturgiae Alemannicae/Ed. M. Gerbertus. Mon. St. Blasii, 1779. P. 505 (Disqu. V, c. 4); Martène E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antverpiae, 1763. L. II. С. VIL Р. 199. См. также сайт «Women Deacons» 226 , на котором

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010