Вообще сказать, если всему этому придать символический смысл, что Бог, вручив человеку владычество над всею поднебесною и над обитающими в ней животными, не хотел, чтобы и созданный по образу Его (человек) имел одно только сие жилище, доступное и бессловесным; почему особо водружает для него после всего как бы царский чертог – божественный рай, поистине место сладости и обиталище, приличное душам боголюбивым, дабы человек, обитая в нем, оттуда, как бы некоторый бог, надлежаще распоряжался своими подчиненными; ибо для того он и составлен из двух весьма различных между собою по естеству существ, разумного и неразумного, – чтобы разумом он украшал земное, как ангельскими силами (украшается) небесное. Но так как данная заповедь, вместо исполнения ее, была им нарушена, а зло приразилось, то посему, изменившись в естестве и впадши в тление и бедственное скотское житие, он получил общее с бессловесными обиталище; а по изгнании из дарованного ему блаженного жилища, так как неприлично было обитать в месте, не принимающем тления, снявшему с себя светскую одежду нетления, – он по справедливости удален был в сложенный из частей и сродный ему мир, откуда прежде был взят, который, как сродный ему, соделав причастным своей испорченности, он подверг суете и сделал местом тления и озлобления; а сей последний (мир), в свою очередь, сделавшись таковым, справедливо воздает мщение первому, причинившему ему тление (человеку), поражая его сильнее бича заботами, скорбями и печалями житейскими: ибо как огонь, и червь, и ржавчина, появляющиеся на свет, причиняют вред первому тому, что их произвело, так и зло, вошедши в мир, первому причиняет вред человеку – виновнику зла. Итак, рассмотрение истории, представляя состоящий из четырех стихий и соделавшийся причастным нашего тления сей самый мир во всем враждебным нам, действием предписывает нам в течение четырех десятков дней злострадать, советуя и узаконяя, чтобы мы и против воли избегали этого мира просто как бича, а особенно душевной смерти, угрожающей тем, которые всегда привязаны к нему, и стремились восходить к истинному нашему отечеству, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

О восходящих и нисходящих Брак между восходящими и нисходящими, хотя бы они происходили и не от законных браков, запрещается безгранично (во всех степенях), ибо не возможно, чтобы дед сочетался браком со своею внукой; а слово мы разумеем в смысле возможности, а не в смысле бесконечности по природе, ибо роды не бессмертны. О седьмой степени кровного родства Что же касается состоящих в родстве по линии боковой, то брак между ними дозволяется в 8-й степени, – а в 7-й степени совершенно возбраняется, ибо не может кто-либо взять себе в жены дочь своего троюродного брата. Впрочем, прежде, в 7-й степени кровного родства, брак запрещался в том случае, когда испрашиваемо было разрешение на него, но не расторгался, если каким-нибудь образом такой брак был уже совершен, хотя и не оставлялся без епитимий, по причине умолчания закона, который запрещает (брак) только до шестой степени. Закон Ибо говорит: не позволительно мне брать в супружество дочь моего брата или моей сестры, – ни внуку их, состоящую (по отношению ко мне) в 4-й степени, – ни дочь дяди, т.е. двоюродную сестру; ни сыну моему не позволительно вступать в брак с внукою их (т.е. моего дяди или тетки), – ибо они называются троюродными. А поскольку некоторые, по причине тяжести наказаний, тайно совершали таковые браки, то о сем было донесено собору, – когда патриаршим престолом правил божественный Лука, – и по сему случаю святый собор определил и постановил: отнюдь не допускать такового брака, – но, если будет испрашиваемо разрешение на него, – возбранять, а если уже заключен таковый, то брак расторгать, заключивших его между собой – отлучать, а священника, благословившего брак, если он не неведением был вовлечен в обман, извергать. Это соборное деяние утверждено и «определением» приснопамятного Императора Мануила Порфирородного. Посему и не дозволяется кому-либо взять дочь своей троюродной сестры, которая (дочь) приходится ему племянницей; ибо закон, требуя от браков справедливого по естеству, благоприличного и достойного уважения, этим самым наложил на них как бы некоторую узду.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Четвертая степень незапрещенная При патриархе Стипе, например, была разрешена следующая сомнительная комбинация (брачная в трехродном свойстве): некто Константин взял в жены родную сестру некоего Феодора Анну, а по ее смерти взял во второе супружество свояченицу Феодора Ирину, так что Константин сделался и зятем Феодора и его свояком. В этом браке четыре степени: ибо Феодор и Анна второй степени, жена Феодора и Ирина второй степени, итого четыре (степени); а между тем в трехродном родстве закон запретил только два брачных сопряжения, именно те, в которых оказывается одна только степень, не более. Закон Я не могу взять бывшую жену пасынка моего, и мачеха не может выдти в замужество за бывшего мужа падчерицы ее; ибо хотя между ними трехродное свойство, но поскольку пасынок и падчерица по отношению к вотчиму или мачехе занимают место сына или дочери, то и жена (пасынка) или муж ее (падчерицы) заступают место невестки или зятя, а потому таковые браки беззаконны: ибо два главные рода – муж и жена не имеют степени ни относительно друг к другу, ни по отношению к среднему роду, так как брачное сопряжение мужа с женою, когда оно рассматривается само по себе, мы не вводим в степень, но почитаем их составляющими между собою одно; а потому – и жена брата (моего), соединяемая по заповеди единомыслием, по причине теснейшего соединения с ним, состоит со мною во второй степени; а когда отыскивается степень родства по отношению к другому, родственному ей, лицу, степени считаются не так: ибо сестра невестки (жены моего брата) по отношению к ней состоит во второй степени, а по отношению ко мне в четвертой, и тетка ее по отношению к ней состоит в третьей степени, а по отношению ко мне – в пятой; подобным же образом (считаются степени) и по отношению к другим (ее родственникам); ибо невозможно так же, как и мужа, его брата считать единою плотию с невесткою и чрез измышление совокупить вымысел вопреки смыслу закона; ибо родственники по линии боковой не имеют первой степени, но начинают со второй. Итак, в трехродном свойстве закон запретил брачные сопряжения только в первой степени, как сказано, а принятый обычай, кроме сих, не считает беспрепятственными и тех брачных сопряжений в трехродном свойстве, которые выше первой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Законы Оскорбляющий царя не тотчас подвергается смертной казни, или иному какому-нибудь жестокому наказанию: ибо сказал (что нибудь оскорбительное о царе) или по легкомыслию, и заслуживает презрение, или в помешательстве, и достоин сожаления, или потому, что обижен, и заслуживает снисхождения. Относительно его доносится царю и он судит по качеству лица, – должно ли оказать снисхождение, или подвергнуть смертной казни. Кто грешит против царского величества, т.е. составляет заговор против царя, – должен быть казнен мечом. Всякий находящий письмо, содержащее укоризны против царя, – запечатанное или незапечатанное, и не сожигающий его тотчас, но читающий в присутствии других, должен подлежать такому же наказанию, какому подлежал бы и сочинивший самый пасквиль. Глава 8-я – о брачных степенях Думаю, что никто из здравомыслящих не будет упрекать нас в несвоевременности потому, что мы теперь только повествуем о так называемых брачных степенях – именно о близости и отдалении родства между ними: посредством этого от степеней дозволенных ясно различаются и обличаются степени, имеющие запрещение. Некоторые говорят, что степени названы в переносном смысле от ступеней лестницы: ибо как по ним совершается восхождение и нисхождение, так и посредством степеней родства отыскиваются восходящие и нисходящие (родственники); а состоящие между собою в родстве не по прямой линии – познаются (в отношении родственной близости) по линии боковой. Степени обыкновенно идут по порядку рождений, – ибо узаконено, что каждое рождение составляет одну степень. Из степеней одни простираются в широту, другие в глубину; простирающиеся в широту по отношению друг к другу сохраняют один и тот же чин: ибо сыновья все (по отношению к своим родителям) занимают первую степень; братья по отношению друг к другу – вторую, хотя их будет и более десяти: так как необходимо, чтобы связанных между собою единством крови вследствие брака было не более двух (т.е. при определении близости родства), – то посему, рассматривая именно только этих (т.е. двух) из братьев, мы говорим, что они состоят во второй степени, так как между ними два посредствующие рождения; таким же образом – племянники (по отношению к дядям) занимают третью степень, двоюродные братья (между собою) четвертую, троюродные братья – шестую и т.д.; а простирающиеся в глубину не все имеют одну и ту же степень; но сыновья (по отношению к родителям) занимают первую степень, внуки – вторую, правнуки – третью и т.далее; а посему степени удобнее определять не по рождениям, как принято было древними, а по свойству и близости рода и по отдаленности по отношению к родоначальнику, ибо между отцом и сыном существует некоторое малое расстояние, между дедом и внуком – большее, у правнука по отношению к прадеду – еще большее. Так же располагаются степени родства и по линии боковой.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

12-е (правило собора) Неокесарийского – крестившегося по причине болезни и потом сделавшегося здоровым, – как избравшего благое не произволением, но, может быть, по необходимости, и преследовавшего прежде сластолюбивое и плотоугодное житие, не дозволяет производить в священство, разве оказано будет снисхождение по причине последующего рачения о вере и по причине недостатка в людях. Карфагенского (собора правило) 45-е (54-е) – воспретило крестить лишившегося здравого ума вследствие болезней или других припадков, если он, немного оправившись, своего произволения о вере и надлежащего желания не выразит голосом. А если будет засвидетельствовано, что прежде болезни искал крещения, но откладывал по каким-нибудь причинам, то без сомнения должен быть крещен. Ищи еще в 1 гл. буквы Α 12-е правило собора Анкирского. Неокесарийского собора 6-е правило не возбраняет беременным женщинам, по желанию, креститься, ибо не участвует с ними в просвещении и плод их, – не получивший еще от природы произволения доброго и худого, – да и невозможно исследовать того, чтобы плоды имели произволение; а младенцы, дающие согласие чрез восприемников и просвещаемые самым делом, становятся причастниками божественного осияния. 6-е правило Тимофея Александрийского говорит: оглашенная жена, если в тот день, в который она предположила креститься, ей приключится обычное, – должна отложить просвещение на следующий день. 26 . 1-е правило того же (отца) говорит: если отрок оглашенный, или даже и муж, при совершении священной жертвы, приступив без лукавства, причастится божественных даров, то немедленно должен быть крещен, ибо призван от Господа. 20-е правило Великого Василия – женщин еретических, еще не сподобившихся божественного крещения, но пребывающих еще в чине оглашенных, если они дадут обет девства, потом выйдут замуж, не осуждает за то, что изменили обещанию: елика бо закон глаголет, сущем в законе глаголет ( Римл. 3, 19 ). Ибо, крестившись, они получают прощение всех грехов, соделанных до крещения; поскольку и все уверовавшие и крестившиеся не подвергаются никакому наказанию за то, в чем согрешили прежде крещения; ибо это и составляет преимущества и особенности духовного возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

эпохи разделения церквей. 2) Издание ученого пресвитера англиканской церкви Бевериджа, или по латинской транскрипции Беверегия, озаглавленное: Συνοδικν, sive Pandectae canonum ecclesiae graecae, вышедшее в 2 фолиантах в Оксфорде в 1672 году. В первом томе содержатся правила всех признанных в восточной церкви вселенских и поместных соборов с толкованиями на них трех греческих канонистов XII века – Аристина, Зонары и Вальсамона; во втором томе – алфавитная Синтагма, т.е. словарь церковного права, составленный в XIV в. греческим монахом Матфеем Властарем , с некоторыми дополнениями в начале. 3) Издание немецкого ученого Левеклава или по-латыни Леунклавия: Jus graeco-romanum – в двух томах, напечатанных в 1596 году в Франкфурте-на-Майне. В этом издании содержатся источники византийского права не только церковного, но и гражданского. Для нас, конечно, имеют особенную важность источники первого рода. Все они находятся в 1-м томе Леунклавиева греко-римского права, и состоят: а) из новелл византийских императоров по делам церкви, начиная с Юстиниана до последних его преемников на византийском троне; б) из постановлений патриаршего синода в Константинополе, с IX в. до падения византийской империи; в) из канонических ответов и трактатов разных греческих церковных писателей того же периода времени. Таким образом, издание Леунклавия составляет существенное дополнение к изданию Бевериджа и, вместе с этим последним, было с большим уважением принято не только на западе, но и на востоке. Здесь, на востоке, эти редкие и дорогие книги даже переписывались по распоряжению духовных иерархов. Они же легли в основание официального греческого издания канонического кодекса, получившего название Пидалиона (Πηδλιον), и другого, озаглавленного: Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, вышедшего в 1852–59 гг. в Афинах, с благословения св. Синода Греческого королевства, под редакцией двух профессоров афинского университета Ралли и Потли. У нас в России издания Бевериджа и Леунклавия переводились на русский язык, по распоряжению патриархов и св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великий Григорий Нисский в 6-м правиле повелевает разбойника раскаявшегося и через покаяние прибегшего к Церкви подвергать суду человекоубийц, ибо разбойник, для достижения своего намерения, говорит св. отец, «употребляет и человекоубийство, и к сему приуготовляется и оружием, и скопищем подобных себе и способностию мест». Глава 7-я – об убивающих разбойников 55-е правило Василия Великого – тех, которые взаимно поражают разбойников, мирян отлучает от общения на трехлетие, как и убивших на войне, а клириков извергает; ибо всякий приемший меч мечем погибнет ( Mф. XXVI, 52 ), говорит (правило), называя мечем и погибелью извержение и лишение таин; ибо для благомыслящих это составляет смертоносное наказание. 282 Но некоторым показалось тяжким и непричастным правого суда, чтобы вместо наград, которые следовало получить подвергающим себя опасности для спасения других и прилагающим старание очистить места от разбойников, подвергать сих епитимиям; а правило подвергает епитимиям не только сих, но и тех, которые противостоят разбойникам, при нападении их, чтобы не быть убитыми: ибо изречение: «всяк приемший меч» не только относится к разбойникам, но и к тем, которые убивают их. Но при Патриархе Константине Хлиарине было исследовано о сем и собором определено, что если кто, имея возможность избежать разбойнического злоумышления, не удовлетворится сим, но, намеренно напавши на него, убьет, должен быть подвергнут наказанию как убийца, и гораздо большему, нежели какое полагается по настоящему (55-му Вас. Вел.) правилу: ибо если бы разбойник остался жив, то, может быть, раскаялся бы, и, оставив разбойничество, обратился бы ко Господу; а если разбойник первый поднял меч на убившего его, в таком случае должно иметь место постановление настоящего правила. 283 А кто по усиленной просьбе, для общей пользы, приложив старание отыскать разбойника, найдет его и убьет, тот и по гражданским и по церковным законам не только не подвергнется наказанию, но должен быть удостоен и наград, как спасший от смерти своих единоплеменников и сделавший страну безопасной. Но ради большей безопасности угодно было собору, чтобы и сии подвергались трехлетней епитимии, как и убившие на войне. Клирики же, совершившие какое бы то ни было убийство, тотчас извергаются, так как для них в этом случае не полагается никакого различия между неприятелем, или разбойником, или кем бы то ни было другим, как это явным становится из определения того же патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Вальсамон исходит в своих комментариях из принципа, согласно которому законы должны уступать канонам, так как последние имеют двойную санкцию: от церковных Соборов и от самих императоров, а первые - только от императоров. В противоположность Зонаре, который всегда опирается на каноны и критикует отступления от них в современной церковной практике, Вальсамон везде пытается доказать, что современная ему церковная практика не противоречит святым канонам. Он, безусловно, оправдывает все действия императоров в делах церковного управления. Вальсамон энергично защищает преимущества Константинопольского Патриарха в сравнении с другими Патриархами (толкования на 31 Апост., 10 прав. VII Всел., 18 прав. I Всел.), часто прибегая к натяжкам. Апологетическое отношение Вальсамона к действующему церковному праву Византии упрочило его авторитет. Уже в конце XIV века Патриарх Филофей называл его искуснейшим канонистом, голос которого решает самые запутанные вопросы. Авторитет этот также основан на поразительной учености Вальсамона, на его превосходной осведомленности в церковном и светском праве, на редком искусстве в согласовании противоречивых правовых норм. Помимо толкований на «Номоканон в XIV титулах,» Феодор Вальсамон составил 66 канонических ответов на вопросы Александрийского Патриарха Марка, которые вошли в «Афинскую Синтагму.» Толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, авторизованные высшей церковной властью, слились с каноническим кодексом Православной Церкви. Уже в XIII веке некомментированные списки «Номоканона» были признаны устаревшими и стали выходить из употребления. Византийское церковное право XIV столетия. В XIV веке было составлено два новых сборника церковного права, получивших широкое распространение. В 1335 г. афонский иеромонах Матфей Властарь (до пострига он был юристом) составил превосходный словарь по церковному праву: в него вошли как каноны, так и гражданские законы. Он получил название «Алфавитная Синтагма.» Словарь состоит из 24 отделов - по числу букв греческого алфавита. Под каждой буквой собраны каноны и законы, касающиеся предмета регулирования, название которого начинается с этой буквы. Отдел разделяется на главы; в каждой главе за канонами следуют гражданские законы.

http://sedmitza.ru/lib/text/432365/

В V т. помещены решения синодов и постановления патриархов константинопольских, новеллы византийских императоров, и разные канонические ответы, послания и т. п. вносившиеся греческие канонические сборники с XI в.: Евстафия патриция, Дмитрия синкелла, митрополита кизического, Петра хартофилакса и т. д. 891 . Здесь же помещается список епископских кафедр, подчиненных патриархам, список автокефальных церквей восточного православия, список церковных должностей при патриархах с образцами церковных грамот и документов, выдаваемых по разным поводам. В VI томе издана алфавитная синтагма афонского иеромонаха Матвея Властаря. 828 Heimbach, Griechisch-römisches Becht, §§ 30–31. Mortreuil, III, pag. 123–190. Zhishman, Das Eherecht, S. 18 sqq., 182 sqq. Лебедев, Очерки внутренней истории восточной церкви в IX, X, XI вв. (Чтения в общ. люб. дух. просв. Москва, 1876, ч. 1). Суворов, Объем дисциплин. суда, стр. 288–295. Текст императорских законов издан Цахарие фон Лингенталем (Jus graeco-romanum, III tom.). 829 Лебедев, Очерки, стр. 217 и сл. Область священнодействия, впрочем, считалась изъятой из компетенции царской власти в том смысле, что император признавался неправоспособным к совершению литургии. См. ответ Дмитрия Хоматина, архиепископа болгарского, Константину Кавасиле, архиепископу диррахскому, Συντ. V, 429. 830 De Manuele Comneno lib. VII, c.5. Corpus scriptorum historiae byzantinae, Bonnae, 1835. pag. 274: «λλ’ ε μ κα σοφο δοκοεν κα θεοεκελοι την μορφν κα ρωες τν σχν κα ς Σολομν θεσοφοι κα δογματιστα θειτατοι κα καννες τν καννων εθστεροι κα πλς θεων κα νθρωπνων πραγμτων προσφαλες γνμονες… ο ατο δογμτων εσηγητα κα δικαστα τοτων κα ριστα, πολλαχο δ κα κολαστα τν μη συμφονοντων ατος γνονται». 831 См. Georgii Cedreni, Historiarum compendium (Corp. scriptor. historiae byzantinae, Bonnae, 1839) pag. 368. 832 «κα ς πος επεν πλν μνου το ερουργεν, τ λοιπ ρχιερατικ προνμια σαφς εκονιζει βασιλες φ’ ος πρττει νομμως τ κα κανονικς». Συντ. V, 429. 833 Ср. новеллы Льва Мудрого II, XVI, LXXV и IV, XV, XXX, CXI и CXII. Объем дисципл. суда, стр. 288–292. 835 Так, напр., была принята, как обязательный церковный закон, новелла Алексея Комнена о дозволительности брака дяди и племянника с теткой и племянницей. Zachariae, III, р. 412. 840 Heimbach, §§ 30–31. Mortreuil, Histoire du droit byzantine, III, 382 sqq. Азаревич, II, 185–206. Текст издан в IV и V томах синтагмы Раллиса и Потлиса. 842 Дмитрий Хоматин в ответе Константину Кавасиле выразился так: « βασιλες γρ, οα κοινς τν κκλησιν πιστημονρχης κα ν κα νομαζμενος, κα συνοδικας γνμαις πιστατε, κα τ κρος τοταις χαρζεται». Συντ. V, 429.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

67 В списке закона судного, напечатанном во II части „Русских Достопамятностей”, издан. москов. общ. истор. и древн. росс., нет слова; „куепетра» иди „купетра». Статьи о незаконном вступлении в брак лиц, состощих в духовном родстве между собою, читаются здесь так: “O куме. Иже поймеши куму свою жене, по закону людскому носа обеима урезати и разлучите я”. „О дцери. Иже дцерь свою поймет от святого крещения, суд тот же по людскому закону, якоже и кумом, якоже прежде рехом такоже и казнь”. Постновление же греческой эклоги, о незаконной связи с замужнею сочадною ( πανδρος ντεx νος) выделяется в этом списке в особую статью и притом редактировано так, как будто здесь речь идет о незаконной связи с замужнею женщиной вообще, т. е. о прелюбодеянии, а не о преступной связи с замужнею кумою. В византийской эклоге о прелюбодеянии есть специальная статья (27-я), непосредственно следующая за статьей, в которой определяется наказание за связь сь πανδρος ντεx νος – Список закона судного, напечатанный в Русск. Достопамятн. служит представителем так называемой обширной редакции, о которой подробнее будет сказано ниже. Список этот, по мнению проф. Павлова (Первоначальный Номоканоп, 95), принадлежит XIV-мy веку. Список же, изданный Строевым в Софийском Временнике (и позднее напечатанннй в VI томе Полн. Собр. Рус. Летоп.), вообще отличающийся, как объяснено будет ниже, теденцией согласовать две разные редакции, содержит в себе следующие слова; „иже поймет куепетру, рекже куму свою, жене себе», Строевскии список принадлежит XVI веку. 68 См. печатн. кормч. гл. 48, гр. 39, ст. 63 и гл. 49, зач. 16, ст. 38. а также ст. 48 „закона о казнях”в „Книгах законных”, изданных А. С. Павлоым, Спб. 1885. 69 Так напр., в трактате „о средствах в тайне супружества”, вошедшем в 50-ю главу кормчей книги, там, где речь идет “о сродстве еже от святого крещения”, вопрос патриарха Марка александрийского Вальсамону: ,, υμπενθερα τν υντx νων μεχρ π ου βαθμο x ωλεται”; переводится: “сродство кмотров даже до какого степени препинаются”? И далее в ответе на этот вопрос встречаются слова: “кмотры”, (с пояснением на поле кормчей: “восприемники”, “кумовья”) и “кмотрство” (с пояснением на поле: “кумовство”). Те же самые слова читаются в следующей за ответом Вальсамона выдержке из алфавитной синтагмы Матвея Властаря. См. в печатной кормчей 50-ю главу, а греческий текст, вместе и со славянским переводом, в выше поцитированном исследовании проф. Павлова об этой главе, стран. 303–306.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010