е. до эпохи разделения церквей. 2) Издание ученого пресвитера англиканской церкви Бевериджа, или по латинской транскрипции Беверегия, озаглавленное: Συνοδικν, sive Pandectae canonum ecclesiae graecae, вышедшее в 2 фолиантах в Оксфорде в 1672 году. В первом томе содержатся правила всех признанных в восточной церкви вселенских и поместных соборов с толкованиями на них трех греческих канонистов 12 века – Аристина, Зонары и Вальсамона; во втором томе – алфавитная Синтагма, т. е. словарь церковного права, составленный в 14 в. греческим монахом Матееем Властарем, с некоторыми дополнениями в начале. 3) Издание немецкого ученого Левеклава или по-латыни Леунклавия: Jus graeco-romanum – в двух томах, напечатанных в 1596 году во Франкфурте на Майне. В этом издании содержатся источники византийского права не только церковного, но и гражданского. Для нас, конечно, имеют особенную важность источники первого рода. Все они находятся в 1-м томе Леунклавиева Греко римского права, и состоят: а) из новелл византийских императоров по делам церкви, начиная с Юстиниана до последних его преемников на византийском троне; б) из постановлений патриаршего синода в Константинополе, 9 в. до падения византийской империи, и наконец в) из канонических ответов и трактатов разных греческих церковных писателей того же периода времени. Таким образом, издание Леунклавия составляет существенное дополнение к изданию Бевериджа и, вместе с этим последним, было с большим уважением принято не только на западе, но и на востоке. Здесь, на востоке, эти редкие и дорогие книги даже переписывались по распоряжению духовных иерархов. Они же легли в основание официального греческого издания канонического кодекса, получившего название Пидалиона ( Πηδλιον), и другого, озаглавленного: Σνταμα τν Θεων κα ερν καννων, вышедшего в 1852–59 гг. в Афинах, с благословения св. Синода Греческого королевства, под редакцией двух профессоров афинского университета Ралли и Потли. У нас в России издания Бевериджа и Леунклавия переводились на русский язык, по распоряжению патриархов и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Скачать epub pdf Глава 1-я – как происходят избрания рукополагаемых епископов и о бывающем при них прекословии Правило 4-е I Собора говорит буквально следующее: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает митрополиту»: ибо он утверждает избрания, когда выбирает одного из избранных и рукополагает вместе с другими двумя или тремя епископами; а если в епархии митрополита нет такого числа епископов, в таком случае на избрания и хиротонию должно принимать (епископов) и из чужой епархии. То же определяет и 13-е правило Карфагенского Собора. «Аще же кто, – говорит, – поступит вопреки своему согласию, или подписанию, тот произносит суд на себя самого, лишая себя принадлежащей ему чести». А из правил явствует, что незаконно при избраниях присутствовать митрополиту вместе с подведомыми ему епископами, а одним только епископам. А 5-е правило Лаодикийского собора говорит, что при избрании имеющего принять хиротонию не должно присутствовать всякому желающему; ибо в среде избирающих иногда возбуждаются против некоторых обвинения, возбраняющие им, может быть, рукоположение, и если обвинения не останутся тайными для толпы народа, то обвиняемый будет покрыт стыдом и послужит для народа предметом посмеяния, и вместе с тем сие послужит поощрением к злу, ибо от недостаточно утвержденных в вере Божество хулится, как и прославляется чрез добродетельных. То же самое определяет и 19-е правило Антиохийского собора, говоря, что при избрании имеющего принять хиротонию прежде всего должно присутствовать митрополиту области – не для того, чтобы участвовать с епископами в избрании, а для того, чтобы дозволить, ибо без его дозволения невозможно быть избраниям; потом должны быть приглашены все епископы области чрез послания митрополита. Лучше, если соберутся все; а если сие не удобно, то непременно должна присутствовать большая часть их, а неприбывшие по уважительным причинам должны посредством грамот подтвердить сделанное, и таким образом должно совершаться поставление; если же не так будет произведено, то хиротония не действительна. А если избрание будет совершено канонически, как мы сказали, то, если бы некоторые из епископов, по любопрительности, может быть, стали бы противоречить, это не должно препятствовать избранию, но должно иметь силу решение большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   Вальсамон исходит в своих комментариях из принципа, согласно которому законы должны уступать канонам, так как последние имеют двойную санкцию: от церковных Соборов и от самих императоров, а первые — только от императоров.    В противоположность Зонаре, который всегда опирается на каноны и критикует отступления от них в современной церковной практике, Вальсамон везде пытается доказать, что современная ему церковная практика не противоречит святым канонам. Он, безусловно, оправдывает все действия императоров в делах церковного управления. Вальсамон энергично защищает преимущества Константинопольского Патриарха в сравнении с другими Патриархами (толкования на 31 Апост., 10 прав. VII Всел., 18 прав. I Всел.), часто прибегая к натяжкам.    Апологетическое отношение Вальсамона к действующему церковному праву Византии упрочило его авторитет. Уже в конце XIV века Патриарх Филофей называл его искуснейшим канонистом, голос которого решает самые запутанные вопросы. Авторитет этот также основан на поразительной учености Вальсамона, на его превосходной осведомленности в церковном и светском праве, на редком искусстве в согласовании противоречивых правовых норм.    Помимо толкований на «Номоканон в XIV титулах», Феодор Вальсамон составил 66 канонических ответов на вопросы Александрийского Патриарха Марка, которые вошли в «Афинскую Синтагму».    Толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, авторизованные высшей церковной властью, слились с каноническим кодексом Православной Церкви. Уже в XIII веке некомментированные списки «Номоканона» были признаны устаревшими и стали выходить из употребления. Византийское церковное право XIV столетия    В XIV веке было составлено два новых сборника церковного права, получивших широкое распространение.    В 1335 г. афонский иеромонах Матфей Властарь (до пострига он был юристом) составил превосходный словарь по церковному праву: в него вошли как каноны, так и гражданские законы. Он получил название «Алфавитная Синтагма». Словарь состоит из 24 отделов — по числу букв греческого алфавита. Под каждой буквой собраны каноны и законы, касающиеся предмета регулирования, название которого начинается с этой буквы. Отдел разделяется на главы; в каждой главе за канонами следуют гражданские законы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Ищи в 9-й главе настоящей буквы 16-е (6-е) правило Карфагенского собора и в 1-й гл. буквы Β 48-е правило Лаодикийского собора. 285 В древне-греческом рукописи, изд. Синтагмы 1375 г.: для отыскания, как и в подлиннике правила. См. прим. в Synt. Rhalli et Potli, Tom. VI, p. 357. 287 Из толкования Зонары на правило 36-е соб. Лаодикийского. Ср. прав. Номоканона при большом Требнике: 13, 14, 15, 183. Различие между волхвами, колдунами, чародеями, обаятелями и проч. см. в Реал. слов. клас. древн. по Любкеру. С.-Петербург, 1885 г. под словами: «divinatio», стр. 418–424 и « μadgi» и «magia», стр. 809–812. 291 Согласно с Зонарою. См. Thes. Eccl. tom. 2, p. 285–286. Так же Слов. клас. древ по Любкеру, под словами: «astrologia и astronomia» стр. 172. Ср. правила Номоканона при большом Требнике: 15, 20, 183, 196. 292 т. е. тех, которые приносят жертвы идолам, как изъяснено у Зонары, по толкованию которого и изложено настоящее правило. 299 Сн. о степенях покаяния: св. Вас. Вел. прав. 56, 85, 57, 58, 59, 77, 80, 82, 81; св. Григ. Нис. См. послание к Летоию; schol. Harmenop, in epitame canon can. 58; Вс. 12; Ант. 2; Вас. Вел. 4, 61, 64, 75, 83; Анк. 1, 5, 6, 8, 16, 22; Лаод. 5, 6, 13; Const. Apost, cap. 12; Анк. 4, 25; толк. Зон. и Арист. на 11 и 14 правила I Всел. Соб. 302 Заимствовано в виде извлечения из толкования Вальсамона на прав. 74-е св. Вел. Вас. Этот отрывок вошел буквально, с некоторыми произвольными добавлениями, в наш Требник, в чин исповедания, с указанием его источника: «от Матфея», «М» состава, глава 7. См. Требник, Киев 1877 г. стр. 38, обор, и 39. 309 См. ниже гражданский закон «О производстве епископом игумена». См. толк. Вальсамона на 14-е и 19-е прав. VII Всел. Собора. 314 Замечание о латинянах – из толкования Вальсамона на правило 47-е (по изданию Миня соб. Карфагенского. 315 т. е. дозволяется епископу безнаказанно постригать деву и ранее 25-летняго возраста, по просьбе родителей ее, или имеющих попечение о ней, «по нужде», в опасности, угрожающей целомудрию девы, или когда она ощущает себя в сокрушении от некой опасности смертоносной, дабы не умерла без иноческого образа (см. 40-е правило Карфагенского собора.).

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Если муж, обвинивший свою жену в прелюбодеянии, изобличит ее, тогда, по совершении развода, повелеваем мужу удержать предбрачные дары, а также и приданое и, кроме того, если не имеет детей, брать из иного имущества жены столько, сколько составляет третью часть ее приданого, так что в собственность мужа обращается и приданое и эта определенная от нас пеня; а если он имеет детей от своей сожительницы, в таком случае приданое и иное имущество жены (повелеваем) сохранять для детей; таким же образом (повелеваем) подвергать наказанию и прелюбодея, законно обличенного, вместе с женою (вступившею с ним в преступную связь): и если прелюбодей имеет законную жену, в таком случае приданое и предбрачные дары (повелеваем) сохранить в ее пользу, а остальное имущество мужа (повелеваем) получать восходящим или нисходящим – до третьей степени, если таковые есть, а если нет, обращать в казну. Прелюбодеи, по телесном наказании и острижении волос, должны быть наказаны вырыванием ноздрей, а те, которые были посредниками и пособниками такового нечестия, по телесном наказании и острижении волос должны быть навсегда сосланы. И 32-я новелла императора Льва определяет подобающие наказания прелюбодеям и прелюбодейцам. Именно, она наказывает прелюбодея и прелюбодейцу отсечением ноздрей и определяет, чтобы муж жены, совершившей прелюбодеяние, брал себе приданое ее, и она была заключена в монастыре, но против воли не была постригаема, а остальное имущество ее, сверх приданого, должно быть разделено между детьми ее и монастырем, или, если у нее нет детей, между родителями ее или иными близкими родственниками. Преступление прелюбодеяния простирается не только на растление законной жены, но и на неимеющий законной силы брак и на беззаконный, и на обручение, и на конкубинат. Застигший прелюбодея в совокуплении со своею женою, если ему придется убить его, не подвергается наказанию как человекоубийца: ибо муж только в собственном доме может убить прелюбодея, застигнутого в самом акте преступления, и при том если это будет служащий на сцене или другой, не имеющий чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А великий Григорий Нисский во 2-м (по книге правил 3-м) правиле говорит буквально следующее: «те, которые приходят к чародеям или к обещающим через демонов учинити некое очищение или отвращение вреда, подробно да вопрошаются и да испытуются: оставаясь ли в вере во Христа, некоею нуждою увлечены они к таковому греху, по направлению, данному им каким-либо несчастием, или несносным лишением, или совсем презрев исповедание, от нас им вверенное, прибегли к пособию демонов. Ибо аще учинили сие с отвержением веры и с тем, чтобы не веровати, яко Бог есть поклоняемый христианами: подвержены будут суду добровольно отрекшихся»; а какой суд для сих, сей святый устанавливает в 1-м своем правиле, которое и ищи в 1-й главе буквы Α. «Аще же, говорит, несносная нужда, овладев слабою их душею, довела их до того, то и сии должны соблюсти меру согрешивших в любодеянии», которая простирается на десять лет. Ищи 3-ю главу буквы Ε. Законы Прорицающий посредством жертв должен быть наказан мечем; а побудивший его к сему усиленною просьбою или наградою должен подлежать ссылке и отобранию имущества в казну. Отравители, если это знатные люди, ссылаются в заточение, а прочие подвергаются смертной казни. Устроивший чарование, располагающее к плотскому вожделению целомудренные помыслы, или злоумысливший против спасения людей наказываются отобранием имущества в казну и ссылкою. Никто да не вопрошает выдающего себя за прорицателя: ибо волхвы подвергаются смертной казни. Призывающие демонов на вред людям должны быть наказаны мечом. Что учиться запрещенному, что учить – равно. Муж, уличивший свою жену в чародействе, имеет благословную причину к расторжению брака разводом, равно и жена (уличившая в сем) – мужа. Давший рабу отраву вместо лекарства подлежит тому же наказанию, как и послуживший причиною смерти, равно и тот, кто неосмотрительно дает отраву. Делающие кого-либо безумствующим посредством отравы повинны закону об обиде. Закону об убийцах подлежит приготовляющий отраву для умерщвления человека, или продающий, или имеющий ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

А 46-е (правило собора) Карфагенского – глумящихся и позорищных и всех безпечно живущих и для других служащих причиною рассеянной жизни, как-то: чудодеев и плясунов, а также и отступников, т.е. отрекшихся от христианства, если обращаются к Богу с раскаянием, повелевает не отвергать, но давать им благодать, т.е. отпущение грехов 303 и примирение т.е. разрешение от епитимий. 304 Глава 8-я о том, что кающиеся – при наступлении кончины должны быть удостоиваемы божественного причащения; а в случае выздоровления должны снова воздерживаться от него 13-е правило I Собора – состоящих под епитимиями покаяния и впавших в опасную болезнь, угрожающую, насколько можно гадать, отшествием, повелевает не лишать последнего и нужнейшего напутствия, т.е. причащения святых таин, но «со испытанием епископа» при последнем издыхании удостоивать сего; а получившим облегчение от болезни, если так случится, и возвратившимся к здравию, удаляться (повел. пр.) от божественного общения и опять стоять на месте прежних епитимий, доколе не исполнится узаконенное для них время. То же самое определяет и 6-е (прав. соб.) Анкирского, что если состоящему под епитимиею приключится опасность и близость смерти от болезни или от какой-либо иной причины, в таком случае в общение он должен быть принят, но с ограничением, ибо избегшему смерти не должно иметь общения, когда еще не прошло определенное время епитимии. А 5-е (правило) великого Григория Нисского , «аще же кто, говорит, не исполнив время покаяния, определенного правилами, отходит от жизни: то человеколюбие отцов повелевает, да причастится святых таин, и да не без напутствия отпущен будет в оное последнее (и дальнее) странствие. Но аще причастившись святых таин, паки возвратится к жизни: да ожидает исполнения назначенного времени, находяся на том степени, на котором был прежде данного ему по нужде приобщения». Человеколюбие отцов хочет того, чтобы, в случае приближения смерти к очищаемому врачествами покаяния и ожидаемого наступления последнего дня, пресвитерам предоставлено было подавать такому причащение, дабы никому не отойти от сей жизни связанным от них; в случае же выздоровления и неисполнения определенного времени (епитимии) – снова подвергаться прежним епитимиям и от пресвитера ожидать сокращения времени покаяния, по уничтожении скверны греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

15-е, к тому же и 16-е (правила святых Апостол) возбраняют служение клирику, переходящему из одной области в другую без воли епископа, рукоположившего его, и особенно, если, будучи призываем им, не возвратится; впрочем, не запрещают ему иметь там общение, как мирянину; а епископ, принявший его, если, не разузнав о нем, сопричислит к клиру и дозволит ему безбоязненно священнодействовать без увольнительной грамоты собственного его епископа, должен быть, говорит правило, подвергнут отлучению, как учитель бесчиния и нестроения, а если и возвел его на высшую степень, то таковое рукоположение не действительно; посему клирику, если он не принесет увольнительной грамоты, не дозволяет (правило) священнодействовать в чужой стране. То же самое говорит и 16-е (пр.) I Собора. А 3-е (правило собора) Антиохийского, кроме того, повелевает клирика, долгое время упорствующего в неповиновении, совершенно извергать, даже и без надежды восстановления в чине. 13-е (правило) IV Собора и 7-е Антиохийского повелевают, чтобы чужие и неизвестные клирики не служили без представительных грамот собственного их епископа. VI Собора (правило) 17-е подвергает суду извержения и пришедшего к епископу (клирика) и (епископа) его принявшего без представительных и увольнительных грамот, как постыждающих, насколько от них зависит, того, от которого принял рукоположение (пришедший). И 41-е правило собора Лаодикийского, а также и 47-е (чит. 42-е) полагают, что клирику или освященному не должно вообще путешествовать, без позволения своего епископа, или без канонических грамот от него. 106-е (119-е) правило Карфагенского собора определяет, чтобы епископы отлучались в Комитат, т.е. где находится царь, с увольнительною грамотою от митрополита. А 59-е (32-е) правило того же собора повелевает, чтобы без таковой грамоты никто из епископов не совершал морского путешествия. Антиохийского (собора правило) 8-е давать канонические послания, т.е. представительные и мирные, дозволяет одним только епископам, которым принадлежит и совершение хиротоний, но не дозволяет сего и священникам, хотя бы и первенствующим, по той причине, что им не дозволяется рукополагать; а хорепископам, если они будут беспорочны, дозволяет посылать мирные послания соседним епископам, поскольку правила даровали им и иные преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

30-е (правило того же святого отца) похищающих жен и тех, которые содействуют им, осуждает на стояние в продолжение трехлетия вне (общих) молитв, вместе с слушающими. А если жена, говорит св. Отец, предала себя добровольно, и если этому не предшествовали ни растление, что говорится собственно по отношению к девам, ни татьба, т.е. тайное смешение, то взявший ее не повинен епитимиям настоящего правила, так как (тут) не было насилия, а особенно в том случае, если она полновластна, т.е. вдова, и от нее зависело последовать (за мужем) или нет; ибо «нам не должно», говорит св. Отец, «пещися о показуемых видах», т.е. о вымысле и притворстве: ибо бывает иногда, что жена, стыдясь отдаться любящему или любимому человеку, показала вид, что она похищена, а на самом деле добровольно последовала за ним. Итак, если похищение совершено было для видимости, то ни епитимии не должны иметь места, ни положенные на похитителей законы, а только подлежат иску за оскорбление со стороны отцов те, которые взяли подвластных (им); ибо они расторгают и брак, который заключен без их согласия. 28-е (27-е) правило IV Собора и 92-е правило IV Собора в одних и тех же выражениях определяют – похищающих жен под видом супружества, или содействующих, или соизволяющих (в подлиннике: «похитителям»), если они клирики – извергать, а если миряне – предавать анафеме. Таким образом эти правила подвергают тем же наказаниям и соизволяющих помогать похитителям. И весьма справедливо. Ибо похититель в оправдание (хотя оно и весьма слабое) похищения представляет любовь, которая, подстрекая его к беззаконному действию, взяла верх над рассудком; а кто из здравомыслящих простит содействующему, не имеющему никакого другого побуждения к такому нечестивому действию, кроме своей развращенности, которая, кроме других нелепостей, ниспровергает и общественное благоустройство? Содействующим называется тот, кто помогает похищению делом, а соизволяющим – тот, кто предлагает планы и советы. Законы Кто похищает женщину, обрученную с кем-либо, или необрученную, или вдову, благородная ли она, раба ли, или отпущенная на свободу, а особенно если она посвященная Богу, хотя бы кто похитил свою невесту, если совершил похищение с оружием, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Итак великий Григорий Нисский , в послании к (Литоию епископу Мелитинскому) знаменитому по мудрости и духовному разумению, исследуя происхождение всех наших грехов, в первом правиле говорит: «В душе нашей усматриваются три силы: сила ума, сила раздражения и сила вожделения. В сих бывают и подвиги упражняющихся в добродетели и падения уклоняющихся на зло». Доброе проявление силы ума состоит в благочестивом понятии о божественном, в искусстве различения добра и зла и познания того, что в предметах вожделенно и что достойно отвержения и отвращения. Злое же направление силы ума, по противоположению, есть нечестие относительно божественных вещей 1 ; например, если кто-нибудь, отрекшись от веры во Христа, совратился в иудейство, или идолопоклонство, или манихейство 2 , – или, отшедши к чародеям и магам, был уловлен ими и теми, кои обещают чрез демонов делать некоторые очистительные действия и отвращения вреда 3 , – и, просто сказать, – кто погрешает в суждении о предметах, почитая свет тьмою, а тьму светом, по Писанию (Иса. 5, 20). Опять, доброе проявление силы вожделения состоит, конечно, в том, чтобы стремиться к добродетели, – т.е. всею силою любви и всецелым расположением души прилепляться к Богу и ничего не предпочитать любви к Тому, Который источает людям добродетель и всяк дар совершен (как негде говорит божественный Иаков – I гл. 17 ст.). Уклонение же сей способности есть сластолюбие, сребролюбие, пожелание тщетной славы и цветущей красоты телесной, которое, овладев душею, оканчивается блудом, или прелюбодеянием 4 . Прелюбодеяние св. отец определяет 5 , как «навет и обиду чуждому союзу», а блуд, не разрушающий супружества ближнего, «как исполнение одной похоти». К нелепому прелюбодеянию относится мужеложство и скотоложство, потому что и сии грехи св. отец почитает прелюбодеянием против естества; как причинение обиды чуждому роду, и притом вопреки естеству 6 . Похвальное, наконец, и сообразное с природою действие силы раздражения у подвизающагося за веру и добродетель состоит в ненавидении зла, борьбе со страстями, укреплении в мужестве, неустрашимости угроз смертию, безтрепетном перенесении жесточайших мучений и непоколебимости при разлучении от того, что есть приятнейшего, или обычного. Уклонение же и превратное направление сей силы – есть зависть, памятозлобие, ссоры, которые оканчиваются поражениями, а иногда и убийствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010