А когда кто-нибудь строит свой дом посреди улицы или площади, в таком случае, хотя бы размер улицы или площади был и более двенадцати шагов, он не должен отнимать лишнего и не должен прибавлять к своему дому, ибо закон определил двенадцать шагов не на вред народу, но чтобы между домами воздушное пространство было не теснее двенадцати шагов, а если пространства находится более 12 шагов, то никто не должен отнимать от них, но должен сохранять городу его собственность. Если же пространства будет десять шагов и не меньше, в таком случае строящий не должен делать больших окон низко, если не было их и прежде, а должен делать небольшие окна, на расстоянии шести футов от тротуара. Передавать во владение общие дома один из соучастников не может без согласия другого, ни разрушать общей стены, ни возобновлять без согласия соучастника, поскольку он не один есть владелец. Относительно деревьев или садов право вида не сохраняется. Если стоящее посреди двора дерево соседа, распространяя большие корни, вредит основанию моего дома, в таком случае сосед должен быть принуждаем властью начальника вырубить. Несправедливо возбранять соседу отворять на улицу двери, устроенные под навесом его кровли, отчего не причиняется никакого препятствия для прохода. Если в источнике, из которого черпает кто-нибудь воду, высохшем на время, снова откроются его жилы, то возобновляется черпание воды, как и прежде. Ни печи, ни очага никто не может делать в общей стене. Строящему печь живущие в верхних этажах, которым причиняется вред от дыма, могут запретить, разве имел право проводить туда дым, и, опять, живущим в верхних этажах возбраняется лить воду или бросать сор и причинять вред живущим в нижних этажах: ибо и в своих местах позволяется кому-либо делать только то, что не причиняет вреда другому. Если твоя стена на полфута наклонилась к моему дому, то я принуждаю тебя исправить ее. Никто не может бросать сор близ чужой стены, если не имеет на то особенного права (сервитута). Кто без императорского указа загромоздит городскую улицу своими домами, тот бесспорно должен возвратить городу прежние его права.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Синодики – вид трапезитов (2), занимавшихся захватом и конвоированием пленных (то есть «языков»); действовали группами по 5–8 человек. Синод17;ты – так иногда звали халкидонитов. Синона – дословно с греч. «хлебное»; 1) греч. термин соответствовал по смыслу лат. indictio – дополнительной повинности по доставке и продаже зерна по установленной цене; 2) «взыскания» – хлебная торговля по императорскому предписанию, а именно, принудительная скупка казной излишков зерна у частных собственников по средним, твердым, продиктованным властями тарифным ценам; деньги, вырученные за хлеб, в первую очередь должны были покрыть не аннону – натуральную подать, а задолженности в казну собственников зерна (только после этого они получали возможность продавать хлеб в свою пользу); 2) в IX-XI вв. добавочный взнос с крестьян и париков, который взыскивался в ряде фем не только деньгами, но и натурой; размер его зависел от числа используемых при пахоте волов; см.: димосиос канон. Синопа – портовый город в Пафлагонии, на черноморском побережьи центральной части Малой Азии. Римская колония с I в. до н. э. От мыса, лежавшего рядом с С., начинался краткий (прямой) морской путь протяженностью около 300 км через Черное море к южному берегу Таврики, который судно могло преодолеть за два дня. С. был известен в византийское время как важный центр металлургии, добычи железа. Синопсис – дословно с греч. «обозрение, краткий очерк». Синопсис законов – см.: закон. Синоптические Евангелия – тексты Нового Завета от Матфея, Марка и Луки. Синтагмаалфавитный словарь церковных канонов, созданный в 1335 г иеромонахом Матфеем Властарем . Синтаксис – денежные выплаты, которые производила византийская казна. См.: притания. Синтегейя – денежная подать с ранневизантийской деревни за пользование выгоном для скота, общим пастбищем. Синтекнои – «сородители», крестные-анадохи. Синтелейя – денежная государственная подать, вносимая в казнохранилище в ранней Византии. Синтрон – дословно с греч. «сопрестолие»; скамья для духовенства, сослужащих священников, дугой идущая вдоль алтарной апсиды. Может состоять из одной или нескольких ступеней – сидений. В крупных, значительных храмах по центру С. размещался епископский трон («горнее место»). C IX-X вв. число священников, участвующих в службе, уменьшилось. Поэтому С. перестали делать или упростили его до одной скамьи. Епископское кресло также исчезло в связи с тем, что произвольная проповедь в храме уступила место упорядоченным чтениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Над М издевались, били его, так что весь пол его камеры был запачкан кровью. Суд обвинил его в незаконном избрании, отказе повиноваться решениям василевса, в заговоре против царя и приговорил к смерти. После публичного поношения и проведения по городу в разорванном облачении с цепью на шее, М. провел еще 85 дней в тюрьме в одной камере с ворами и убийцами, но затем, в уважение просьбы умиравшего Патриарха Константинопольского, казнь была заменена на ссылку и М. на корабле увезли в Херсон в конце марта 655 г. Он скончался 16 сентября 655 г. в ссылке вследствие болезни и старости. Известен своими письмами, отправленными из ссылки в Константинополь, сторонникам, а также благодаря Мартирию Св. Мартина, написанному незадолго до кончины Папы кем-то из близко знавших его. Мартирий (мартирион) (от греч. мартис – «свидетель, мученик», лат. martyrium) – 1) сочинение из жанра агиографии (по лат. passio), в котором описывается мученическая смерть святого с небольшой «предисторией»; 2) памятная для христиан святыня, место погребения мученика или святого, его мощей, превращенное в объект культа, храм или часовню, молельню. Такое здание обычно имело крестовидную, прямоугольную или круглую в плане форму, иногда с куполом и трехлепестковой апсидой. В М. община верующих собиралась обычно для совместного отправления заупокойного культа, для почитания дня памяти святого или мученика. Мастурбация – сексуальное самоудовлетворение. Термин происходит от лат. manus – «рука» и turbare – «возбуждать». Византийцами обозначалась греч. термином малакиа, что переводится также как «изнеженность, слабость, малодушие». М. оставалась одной из самых распространенных сексуальных практик в Византии, хотя относилась Церковью к числу пороков. См.: олисб. Математическая четверица – Тетрактис тон мафематон (греч), или квад- ривий (лат. quadrivium), четверица наук: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Матфей Властарь – иеромонах, автор «Алфавитной синтагмы», сборника канонов, составленного в 1335 г. Мафит – ученик византийской школы или духовного лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ, ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Значение орфографической реформы и ее характер. Проблема правописания «е» - «э», «и» - «ы», «ё» - «о». Выпадение одной из удвоенных согласных в словах иностранного происхождения. Новые флексии в просторечии и одновременное перемещение ударения. Эмансипация женщины, отраженная в родовом окончании. Множественность имен существительных абстрактных. «Орусачивание» флексий в именах существительных среднего рода иностранного происхождения. Усиленная номинализация имен прилагательных, иногда же причастий и порядковых числительных. Обилие составных прилагательных. Вытеснение кратких форм прилагательных полными формами. Упрощение имен числительных и их производных. Аббревиатура и ее виды (слоговая, инициальная, комбинированная). Превращение некоторых слогов-сокращений в постоянные форманты, наподобие приставок с потерей непосредственной связи с сокращенным словом. Немногочисленность производных от аббревиатур. Сокращение имен собственных. Совпадения аббревиатур в названиях учреждений и организаций с уже существовавшими раньше именами нарицательными. Аббревиатуры как зашифровки фраз антисоветского содержания. Громоздкость и уродливость некоторых аббревиатур. Флективность алфавитно-слоговых аббревиатур. Согласование инициальных аббревиатур в роде и числе с глаголами и прилагательными по основному компоненту. Мужской род как основной род. Синтаксические аббревиатуры — эллипсисы. Продуктивность суффиксов –к, -ик, -щин и охват суффиксами -ец, -ист производных от имен собственных, связанных с различными областями советской жизни. Тенденция к сочетанию русских основ с западно-европейскими. Специфичность форманта -аж. Модификация глаголов в новых агглютинациях с приставками. Приобретение и потеря возвратной формы некоторыми глаголами и образование ими соответствующих существительных. Доосмысление отглагольных существительных, отображающих действие, понятиями, подчеркивающими их субстантивность. Приобретение и утрата глаголами возвратности, равно как и переходности. Незначительность синтаксических изменений. Отрицание И. Сталиным коренных изменений в языке, как результата революции. Отяжеление синтагм путем расщепления частей речи. Плеоназмы. Категорные сдвиги частей речи и влияние их на смысл предложения. Распространение причастных и деепричастных оборотов. Интенсификация полисемии при советах. Фонетические сдвиги.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/26/ro...

Канонический вклад св. Василия Великого в дело организации монашеской жизни имел широкий отклик и в качестве нормативной системы оказался единственным прототипом ее будущего правового устроения. Как таковая она была утверждена каноническим законодательством Церкви и стала восприниматься как единственная основа, на которую, по сути, опираются все составленные в лоне Восточной Православной Церкви основные монашеские уставы… Кроме того, каноническая система св. Василия легла в основу издававшихся в различное время законов об организации и управлении монастырей, основанных императорами и высшими политическими и церковными деятелями» . Следует также отметить, что «устав» святого Василия Великого лёг в основу «устава» преп. Бенедикта Нурсийского и стал, таким образом, основой законодательства монашеской жизни и на Западе. Кроме свидетельства Седьмого Вселенского собора, мы можем также обратиться к 131 Новелле императора Юстиниана, на которую ссылается, в частности, Матфей Властарь в «Алфавитной Синтагме». Там мы найдём указание на ещё одну группу источников, относящуюся к монашескому праву, а именно — ктиторские уставы. «Из 131-ой Юстиниановой новеллы ты можешь узнать, — пишет Властарь, — что бываемые в монастырях ктиторские уставы должно принимать, если они не противоречат правилам» . Ктиторские уставы — это уставы основателей монастырей, составленные ими (или по их благословению) для духовного руководства братии и упорядочения их богослужебной и монашеской жизни. Излишне напоминать, что ктиторские уставы являются уточнением и выражением учения, изложенного в «уставах» св. Василия Великого. Следует сказать, что в русской канонической науке общие постановления, содержащиеся в правилах Вселенских и Поместных соборов, хорошо известны и всегда привлекались для регулирования монашеской жизни, однако ктиторские уставы монастырей, к сожалению, практически не рассматривались в качестве источников монашеского права. На мой взгляд, это является серьёзным пробелом, поскольку значение ктиторских уставов сложно переоценить не только для формирования монашеской традиции как таковой, но и для формирования всей богослужебной традиции Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/55435.html

Глава 8-я. - об антиминсах Антиминсы, причастные освятительной силы, которую сообщает им последование освящения вновь созданных храмов и семидневное священнодействие над ними, распростертыми на тамошнем жертвеннике, беспрепятственно посылаются туда, где в них есть потребность, и не ограничиваются тою или другою областью, но посылаются и в чужую землю, подобно как и святое миро и другие святыни. А названы так (т.е. антиминсами) потому, что они как бы представляют лице и образ многих таковых столов (minswu), составляющих святую трапезу Господню. [Название их взято от италианского слова minswu. Собственно же антиминсы полагаются на тех трапезах, коих не освятило освящение.] Глава 9-я. - об отлучке епископов и клириков Отцами не оставлены без внимания и отлучки епископов или клириков, ибо 16-е правило собора глаголемого двукратного говорит: епископ, находящийся в отлучке из своей церкви более шести месяцев и проживающий в иной стране, когда не удерживает его ни царское или патриаршее повеление, ни тяжкая болезнь, повергающая его на одре и лишающая его способности передвижения, должен быть отчужден от священства и на епископию его должен быть поставлен (вместо него) другой. Сардикийского (собора правило) 7-е говорит: епископ, если не будет позван царскими грамотами, да не дерзает отходить к царю, особенно ради достоинств, которые приличны более мирским людям, чем епископам. А если он возымеет усердие отправиться к царю для помощи явно обиженным бедным, вдовам и сиротам, или с тою целию, чтобы просить за посланных в заточение за преступления или за подвергаемых другим наказаниям, то таковый у имеющих ум заслуживает более похвалы, чем порицания. 8-е правило того же собора говорит: если епископ объяснит свою просьбу за прибегающих к церкви и нуждающихся в помощи чрез служителя, то не подпадет порицанию со стороны многих и избегнет неприятности в воинском стане. 9-е (правило того же собора) говорит, что письма епископа, посылаемые к царю с соборного разрешения, должно обсуждать митрополиту того города, в котором проживает в то время царь, и если они покажутся ему не тягостными, то подавать, а в противном случае возвращать к пославшему их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Глава 23-я. - о краже Ищи в 32-й главе буквы Ε правило 25-е святых Апостол. 61-е правило Василия Великого говорит: " Украдший, если сам по себе, раскаясь, обнародует грех, на год должен быть удален от причастия только Святых Таин; если же обличен будет, то на два года. Время же сие должно быть разделено для него на припадание только и стояние с верными " , но он не должен быть и с плачущими или слушающими [Добавление - из Вальсамона.]. А 6-е (правило) великого Григория Нисского - тайно, говорит, отнявший чужое, если не вооружился мечем, чтобы удобнее убить сопротивляющегося, и объяснивший чрез исповедь свой грех, должен врачевать недуг милостынею; если же ничего, кроме тела, не имеет, то должен врачевать страсть трудом, как говорит Апостол: крадый ктому да не крадет, но паче да труждается. делая своими руками, да подаст требующему (Еф.4:20). А святый Григорий Чудотворец в 11-м (10-м и 11-м) правиле говорит: нашедшие какие-либо вещи на поле или в домах своих, чужие, брошенные врагами, если, по обвинении, будут обличены, да будут в числе припадающих; объявившие же сами о себе могут и молиться с верными; и исполнять сию заповедь должно без всякого скверностяжательства и совсем не требуя возмездия ни за указание, ни за сохранение, или как бы это ни называлось. Законы Крадущие в каком бы то ни было городе [В подлиннике: государстве.], свободные, но бедные и однажды сие сделавшие, должны быть наказаны (телесно), а если имеют достаточные средства, то к отдаче украденного должны дать двойное количество (украденного) потерпевшему кражу; а дважды пойманные (в краже) должны быть сосланы; если же трижды будут замечены в этом, то у них должны быть отрезаны руки. Неумышленно взятое или нагло украденное, если будет продано, отбирается без возвращения данной за него цены. Возвративший украденное не имеет права требовать данной за то цены. Кто берет чужую брошенную вещь с целью присвоения, хотя бы и не знал, чья она, тот подлежит обвинению в краже, если только хозяин не покинул без попечения: ибо в таком случае, хотя бы кто взял ее и воровски, поелику она перестала быть собственностию хозяина, не подлежит упомянутому обвинению, так как нет кражи, когда нет потерпевшего кражу; а если кто счел оставленным без попечения то, что не было оставлено без попечения, тот не есть вор; если же взял с тем, чтобы отдать хозяину, то не подлежит обвинению в краже, хотя бы и взял вознаграждение за находку.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Ищи еще две новеллы императора Константина Порфирородного, определившие, по качеству убийства, различные наказания, и каких из убийц, прибегающих к церкви, не должно извергать, и каких должно нещадно отгонять. Глава 9-я. - о том, что не должно делать амулетов Ищи 1-ю главу буквы Μ. Глава 10-я. - об осужденных на заключение в темнице Ищи в 11-й главе буквы Τ 3-е правило Фотия Константинопольского и 17-ю главу буквы Ε. Начальникам должно посещать в воскресный день заключенных в темнице, требовать, чтобы стражи человеколюбиво обращались с ними, и заботиться, чтобы у них не было недостатка в пище.  НАЧАЛО БУКВЫ Χ Глава 1-я. - как происходят избрания рукополагаемых епископов и о бывающем при них прекословии Правило 4-е I Собора говорит буквально следующее: " Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает митрополиту " : ибо он утверждает избрания, когда выбирает одного из избранных и рукополагает вместе с другими двумя или тремя епископами; а если в епархии митрополита нет такого числа епископов, в таком случае на избрания и хиротонию должно принимать (епископов) и из чужой епархии. То же определяет и 13-е правило Карфагенского Собора. " Аще же кто, - говорит, - поступит вопреки своему согласию, или подписанию, тот произносит суд на себя самого, лишая себя принадлежащей ему чести " . А из правил явствует, что незаконно при избраниях присутствовать митрополиту вместе с подведомыми ему епископами, а одним только епископам. А 5-е правило Лаодикийского собора говорит, что при избрании имеющего принять хиротонию не должно присутствовать всякому желающему; ибо в среде избирающих иногда возбуждаются против некоторых обвинения, возбраняющие им, может быть, рукоположение, и если обвинения не останутся тайными для толпы народа, то обвиняемый будет покрыт стыдом и послужит для народа предметом посмеяния, и вместе с тем сие послужит поощрением к злу, ибо от недостаточно утвержденных в вере Божество хулится, как и прославляется чрез добродетельных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Разделение родства Родство - понятие родовое; по первому разделению оно рассекается на два вида: I) родство по природе и II) родство по положению; родственник по природе есть, например, отец, сын, мать, дочь, брат, племянник, двоюродный внук, - родившийся от племянника и прочие таковые; родственники по положению суть: тесть, зять, шурин, усыновленный сын. I.Poдcmbo по природе опять подразделяется на два вида: 1)на родство законное, происходящее от брака и 2)родство, происходящее от блуда. II.Poдcmbo по положению, в свою очередь, подразделяется: 1)на свойство и 2)усвоение. Свойство есть родство, происходящее от принятия зятя; свойство есть также родственная близость лиц, связанных с нами посредством браков, помимо родства кровного; а усвоение есть усыновление помимо плотского совокупления. О братотворении [Обычай братотворения состоял в том, что два неродственные лица давали друг другу обет братской любви и взаимной самоотверженной помощи; этот братский союз был освящен особым чинопоследованием, входившим в состав требников и греческих (Goar. ed. Venet. 1730 г., p.706-708) и славянских (напр, в Потребнике XVI в. Софийской библиотеки, N836, л.244-247; полный славянский текст чина братотворения по этому Потребнику издан Проф. Св. Горчаковым в приложении II к его книге " О тайне супружества " , стр.4-5. Лица, вступившие в духовное братство при посредстве Церкви, считались состоящими в тесном родстве, - предоставлявшем право наследования без завещания и служившем препятствием к браку между нисходящими и даже некоторыми боковыми их родственниками. Против этих юридических последствий братотворения и направлено имеющее основание в законах гражданских Властарево замечание о незаконности братотворения. Более подробные сведения о братотворении см. у А.С. Павлова, в толк. к ст.165 " Номок. при большом требнике " ; Одесса. 1872 г., стр.150-151; в его же " 50 гл. кормчей книги " - стр.187-190; ср. о том же в книге проф. Горчакова " О тайне супружества " , стр.34-35.] Братотворение не законно: ибо усыновление мы придумали ради наследия имущества, " понеже иногда прилучается нам не имети чад " , - а для братотворения нет ни одного благословного предлога. Итак, что имеет благословную причину, то принял и закон, а что не таково, - не принял [Трактат о братотворении вошел в 50-ю гл. нашей Кормчей книги, ч.II, стр.226; " 50-я гл. Кормч. кн. " Пр. А.С. Павлов, стр.313, прим.3-е.].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

А из учения божественных отцов люди узнают, что должно принимать и чего отвращаться, будут направлять жизнь свою к добродетели страхом угрожающих наказаний и не будут страдать недугом неведения. А епископа, не так поступающего, настоящее правило не наказывает. Апостольское же 58-е (правило) епископа или клирика, нерадящего о собственном клире и не учащего благочестию, отлучает, а остающегося в лености - извергает. О том, что не должно изрезывать священных книг 68-е (правило VI Собора) [VI Всел. Соб. В подлиннике не обозначено.] повелевает книги богодухновенного Писания Ветхаго и Новаго и признанных и испытанных отцов и учителей сберегать и не изрезывать или портить, и не отдавать книгопродавцам или мироварцам для истребления, " разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются совершенно негодными к употреблению " , а того, кто будет усмотрен делающим что-либо таковое, отлучать на год. Законы Сочинения против христиан Порфирия и иных еретиков должны быть сжигаемы; также и (сочинения) Нестория и все те, какие не согласуются с Соборами в Никее и Ефесе и с Кириллом Александрийским, от веры которых не должно отступать. Имеющие же и читающие сказанные книги должны быть подвергаемы тягчайшему наказанию. Числогадатели, не сожигающие при епископах своих книг и не приходящие к благочестию, изгоняются из всякого города, обретающиеся же в городах заточаются или ссылаются. Имеющий манихейские книги и не предъявляющий их для сожжения наказывается. У имеющих сочинения Севира и не сожигающих их отсекаются руки. Глава 12-я. - об умерших насильственно, или самоубийцах Тимофей Александрийский в 14-м прав. велит лишать обычного за благочестивых приношения, молитвы, псалмопения и узаконенного поминовения умерших насильственно, кои, т.е., имея здравый разум и не повредив ума от болезни, от печали или малодушия, из страха или " обиды " каковой-либо, сами на себя наложили руки. Закон Убивший самого себя, или покусившийся на самоубийство, из-за страха преступления, а не по болезни, наказывается как убивший другого, и имущество его отбирается в казну.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010