2, 6–7). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченного в запятнанные одежды (Зах. 3, 3), и тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей (Зах. 3, 9), и светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее (Зах. 4, 2–3). И после видения коней вороных, черных, белых и пегих, и рассеянных колесниц от Ефрема, и коня от Иерусалима провидит и предсказывает бедного Царя, сидящего на жеребенке, сыне подъяремной ослицы. Малахия открыто в заключение всех пророков говорит об отвержении Израиля и о призвании язычников. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву (Малах. 1, 10–11). Кто может понять или изложить учения Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила? Из них первый, кажется мне, писал не пророчество, а Евангелие. Второй видит ореховую трость и котел, кипящий со стороны севера, и барса, лишенного пестрот своих; и различными метрами составляет четырехкратный алфавит (книга Плача). Третий (Иезекииль) в начале и конце своих пророчеств содержит так много прикровенного, что у евреев эти главы, равно как начало книги Бытия, не позволено было читать до тридцатилетнего возраста. А последний из четырех пророков, знающий времена и всего мира, ясной речью провозвещает о камне, без помощи рук оторвавшемся от горы и ниспровергшем все царства. Давид — наш Симонид, Пиндар и Алкей, также Флакк, Катулл и Серений — звучит о Христе на лире и на десятиструнном псалтири вызывает Его воскресение из гроба. Миролюбивый и боголюбезный Соломон исправляет нравы, изучает природу, соединяет Христа с Церковью и воспевает сладостную брачную песнь святого супружества. Есфирь, прообразуя собой Церковь, избавляет народ от опасности и, вследствие убиения Амана, имя которого значит «беззаконие», доставляет потомству жребий в пиршестве и день празднества.

http://pravoslavie.ru/2718.html

3 . Ничто да не отторгнет тебя от Божест­венной Господней любви, ничто да не воспре­пятствует тебе, ничто да не прекратит ее в те­бе – ни огонь, ни меч, ни гладь, ни гонение, ни глубина, ни высота, ни настоящая, ни бу­дущая, но пусть она только одна пребывает всегда в душе твоей. 4 . Старайся, трезвись и прилагай всякий день усердие к усердию – да всегда восхо­дишь к Нему желанием и любовию, да всегда распаляешь к Нему сердце свое, да будешь весь в Боге и Бог в тебе, да обрящешь тихое пристанище душе своей и сподобишься веч­ных благ. 5 . Ищи Господа день и ночь всем сердцем твоим и всею душою твоею – да, обретши Его, найдешь вечное сокровище и богатство и исполнишься всех благ: «взыскающии Его не лишатся всякаго блага» ( Пс.33:11 ) и получат великую благодать и милость. 6 . Все свое упование, все сокровище, все богатство свое имей в Боге; всю славу и на­слаждение свое в Нем полагай. Это одно не обольстительно и не тщетно. Это одно пребу­дет с тобою в будущей вечной жизни, и ты по­лучишь благую часть, которая не отнимется от тебя вовеки. 7 . Всегда – день и ночь – непрестанно вопий к Богу, день и ночь утреннюй к Богу, денно и ночь взыскуй Бога – да обрящешь Его, да найдешь Искомого, " ищай бо, несо­мненно обрящет, и просяй, без сомнения при­мет и толкущему отверзется», сказал Господь ( Мф.7:8 ). Помни, что все святые имели великую ревность и неутолимую любовь к Богу. От сильной любви к Богу они даже за­бывали иногда: в теле ли они? Ты же и мало­го не имеешь, что бы мог сказать в день суда! 8 . Почему не сделается для тебя сладким пресвятое имя Господа Иисуса? Почему не раз­жжется и не распалится окамененное сердце твое? Почему предпочитаешь обольститель­ную мрачную суету радостному – пресладко­му – взыванию ко Господу? Зачем предпочи­таешь окаянную, расслабляющую леность усердному и теплому восклицанию к Богу? Во­пий, вопий, не ленись, восклицай к Нему тщательно – «не чувствуя усталости». Не давай сна очам твоим и зеницам дремания. Пока не об­рящешь Искомого, и не получишь желаемого, и не соединишься с Присносущным.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

6:25 )? Господь этими словами не говорит, что не нужно трудиться для снискания пищи или одежды. Со времени грехопадения прародителей, когда они изгнаны были из рая, заповедь о труде стала обязательной для всех: в поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт. 3:19 ) и: кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Фес. 3:10 ). Но, увещевая не прилагать излишних попечений о пище и одеянии, Господь открывает неистощимое сокровище любви и милосердия Отца Небесного, Который хочет, чтобы сердце наше, утвердившись несомненной верою и упованием на Его щедрый Промысл, и в самом труде не обременялось и не рассеивалось суетной и безвременной о них заботливостью. Чтобы, трудясь, мы сохраняли внутреннее безмолвие и покой сердца, необходимый для всегдашнего нашего обращения к Нему. Если Отец Небесный даровал нам душу и тело, которые несравненно дороже и выше пищи и одежды, то разве не подаст Он для сохранения жизни нашей всё необходимое? Пища, которая пред Его очами составляет маловажный предмет, подается Им и тварям менее ценным, чем человек, как, например, птицам и зверям. Взгляните на птиц небесных, — говорит Спаситель, — они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их ( Мф. 6:26 )? Господь, указывая на малых птиц, которых Отец Небесный питает без труда их, этим самым являет нам как бы некий постоянный пример, взирая на который, мы не должны прилепляться сердцем к земле и земным попечениям, но постоянно должны преуспевать в вере и уповании на Господа. Если Бог питает таких малых и ничтожных птиц, то оставит ли Он без пищи Своих верных рабов, созданных по образу Его и по подобию, которых искупил Он Божественной кровию Сына Своего и для которых уготовал толикие неизреченные будущие блага! Да и, если будем мы убиваться заботами, сможем ли мы тем самым себе помочь? Нисколько! Напротив, заботами только лишь истощаем свои силы и сокращаем свою жизнь, и без того краткую. И далее говорит Господь: И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры ( Мф.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

   Были среди них старые люди, знаменитые в народе, которые плакали пред святым, говоря: «Горе нам, что мы провели наши дни в суете без пользы; в поклонении мертвым идолам». Святой же вошел в их деревню и приказал им: «Если вы желаете быть христианами, прежде всего сокрушите дом идолов». Но жрец его кричал: «Теперь затрясется земля вся». Когда же разрушили весь тот дом и сокрушили изображения, которые были в нем, и взяли все украшения и деревья и вложили их в огонь, жрец тот увидел, что земля не поколебалась и небо не тряслось, тогда он тотчас подошел к святому и умолял его, говоря: «Ныне я узнал суетность идола и что он не имеет силы помогать, но прошу у твоей власти и меня сделать христианином. И вместо того, чтобы работать идолам, и подвизаться бесполезным подвигом, я обращусь и поработаю Христу, который имеет силу помогать верно служащим Ему». Тогда святой окрестил его со всем народом и повелел старейшинам деревни позаботиться о нем и удовлетворять все его нужды на счет общины. Жрец же тот просил у святого (позволения) сделаться его учеником и дать ему знамение сынов завета (монашества). И постриг его святой своею рукою и написал на дощечке алфавит и поручил старейшине научить его. И пробыл там три дня и окрестил всех язычников той деревни, и говорил к ним полезное слово, и повелел им хранить веру в чистоте и святости. И после того встал святой и пришел к Тигру, чтобы идти в ту обитель, которую основал св. Мар Иаков. И пошли с ним некоторые люди из этой деревни, чтобы проводить его. И тот юноша не отставал от святого, умоляя его о том, чтобы быть с ним. Он же заповедовал ему заботиться о своей матери и братьях. Но богатые люди из числа этих исповедников просили святого, говоря ему: «Мы пред Господом принимаем на себя заботиться о матери и о братьях его, пока они будут в этой    жизни; а он пусть будет с тобою, сколько хочет, и молится Богу за нас». После того святой взял того юношу с собою. 22. Дела св. Мар Авгена в стране Кердо    После того как совершили освящение обители, отправились святой и все братство с ним, и он начал ходить по селениям Кердо, крестить язычников и разрушать дома идолов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Аввакум, «борец» мужественный и твердый, стоит на страже своей и утверждает ногу на укреплении, чтобы созерцать Христа на кресте и сказать: «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» ( Авв.3:3–4 ). Софония – «созерцатель» и познатель тайн Господних, слышит вопль у ворот рыбных и плач в другой части города и большое разорение на холмах. Он также заповедует рыдать обитателям лощины, потому что замолк весь народ Ханаана, погибли все, навьюченные серебром. Аггей – «торжественный» и радостный, сеявший слезами, чтобы пожать радостию, обновляет разоренный храм и вводит Господа Отца, говорящего: «Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами» ( Агг.2:6–7 ). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченного «в запятнанные одежды», и камень, на котором «семь очей» ( Зах.3:3, 9 ), и золотой светильник, и столько же лампад, сколько очей на камне, и две маслины на нем, одна справа, а другая слева ( Зах.4:2–3 ). И после видения коней вороных, белых и пегих, и рассеянных колесниц от Ефрема, и коня от Иерусалима провидит и предсказывает бледного царя, сидящего на жеребяти, сыне подъяремной ослицы. Малахия открыто, в заключение всех пророков, говорит об отвержении Израиля и о призвании язычников: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал.1:10–11 ). Кто может понять или изложить учения Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила? Из них первый, кажется мне, писал не пророчество, а Евангелие. Второй видит ореховую трость и котел, кипящий со стороны севера, и барса, лишенного пестрот своих; и различными метрами составляет четырехкратный алфавит [книга плача]. Третий [Иезекииль] в начале и в конце своих пророчеств содержит так много прикровенного, что у евреев эти главы, равно как начало книги Бытия, не позволено было читать до тридцатилетнего возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Будем и мы прибегать под сень мощей преподобного Сергия, прося его молитв, заступления и покрова от всех враг, видимых и невидимых, а главное — вечного спасения. Будем, благоговейно почитая, поклоняться святым мощам Преподобного, поклоняясь вместе с тем Духу Святому, в них обитающему. И не лишит нас Преподобный скорой своей помощи, потребной для нашего телесного и душевного спасения. И мы тогда с еще большим дерзновением будем взывать к нему с любовью: Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас! Аминь. Немилостив Господь к тем, кто не прощает ближних Господь немилостив бывает к нам, если мы сами немилостивы; что Он не прощает и согрешений наших, если мы сами не прощаем ближним нашим их согрешений против нас. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, — вразумляет нас и в другом слове Своем Спаситель наш, — то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф. 6:14-15 ). И как, братия, не быть нам милостивыми к ближним нашим и не прощать их согрешений против нас, когда Сам Отец наш Небесный любит всех нас? Он благ и к неблагодарным и злым. Он повелевает солнцу светить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Лк. 6:35 ; ср. Мф. 5:45 ). Ясно, что и мы должны любить тех, кого Сам Господь любит; и мы должны быть так же милосерды, как милосерд Отец наш Небесный. Такой-то именно любви, то есть любви к добрым и злым, и такого-то милосердия по Своему великому человеколюбию и требует от нас Спаситель. Любите врагов ваших, — говорит Он, — благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ). И кто из христиан этой любви и милосердия ко всем, в том числе и к врагам своим, не имеет и не проявляет, тот, по учению Спасителя, не вправе считать себя и истинным христианином — членом христианского Царства любви и мира. О воздержании языка Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, и ты предотвратишь ссору, быть может, жестокую и опасную; угасишь вражду, быть может, продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. «Слово — серебро, а молчание — золото», — гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбить святыню или соблазнить чью-либо душу.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

В стихотворении «Я не Тому молюсь» автор прямо заявляет, что он молится не Христу-Богу, а Христу-человеку. У Надсона дух противоцерковный чувствуется ясно. Как можно видеть отчасти из приведенных образцов, в русской литературе последнего времени происходит какое-то передвижение идеалов: верховные идеалы низводятся до низших слоев, а подонки поднимаются на высоту. В области религиозно-философской это делают новохристиане, уравнивая дух с плотью и дьявола со Христом. В области непосредственно наблюдаемой жизни это исполняют те писатели, которые идеализируют подонков общества, преступников возводят на высоту героев и сверхчеловеков. Если бы в этом процессе происходило сближение низших слоев и высших для действительного подъема на духовную высоту низших слоев, то это был бы счастливый процесс. Но здесь происходит обратное явление: низшие сами не поднимаются на высоту, а между тем умаляют в своем сознании достоинство высших духовных светочей, чем совершенно теряют их для себя. И таким образом последствием всего процесса является непроницаемая духовная тьма. Позволительно после всего опять спросить: может ли человек, не верующий в Бога или маловерный, уразуметь и изобразить пред другими сокровеннейшие проявления веры и духовной жизни? Послушаем ответ на сей вопрос у святого апостола Павла: душевный человек (который все хочет познать своим умом) не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (проникнутый верой) судит о всем, а о нем судить никто не может ( 1Кор.2:1415 ). Святитель Димитрий Ростовский дает к сему такое разъяснение. «Как человек, не учившийся у людей, не может как должно разуметь учения человеческого, так и душа, не наученная от Бога чрез умное деланье, чрез молитву и сердечное умиление, не может научиться Божественному разуму и всему Божьему. Но, научившись от Бога Божественному, может разуметь и все человеческое, не учившись никакому учению человеческому» (Алфавит духовный. Ч. 2. Гл. 4). Таким образом, специалист греховных состояний и человек неверующий, безусловно, не может сам разуметь и других поучать тому, что касается веры и благодатной жизни хотя бы с той стороны их, которая граничит с обыкновенным естественным состоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В условиях религиозно-политического преследования неосмотрительно называть всё прямо и своими именами вряд ли было разумно. Благодаря шифровке через еврейский алфавит можно было избежать дополнительной опасности для христиан в том случае, если текст попадет в руки их гонителей. Хотя Иоанн и взывает к готовности христиан принять мученичество, он нигде не пишет о том, что христиане обязаны умереть мученической смертью . Наиболее признанное до сих пор толкование сводит число 666 не к имени императора Калигулы, а к имени Нерона. Это толкование аргументировано опирается на очень распространенную в те времена легенду о Нероне воскресшем (Nero redivivus). Подавляющее большинство современных специалистов согласно в том, что число 666 – означает «Кесарь Нерон», если эти слова написать еврейскими буквами. Но число это относится не к историческому императору Нерону, а к грядущему Антихристу как «Nero redivivus». И это толкование построено на числовых значениях букв именно еврейского алфавита: Nrwn qsr (nun=50 resh=200 waw=6 nun=50 qoph=100 samech=60 resh=200). Такое толкование способно объяснить и появление варианта 616 как неслучайного. Дело в том, что еврейскими буквами можно было транскрибировать либо греческое имя Нерона ( Neron ), либо его латинское имя ( Nero ). Разница всего в одну букву « n ». В еврейском числовом обозначении n=50. Получается, что при транскрипции с латинского языка число 666 уменьшается на 50, то есть 666 – 616=616. Так и число 666, и число 616 объясняются из имени Нерона. «Седьмой и восьмой» Числовая загадка семиглавого «зверя из моря» не ограничивается числом 666. Глава 17 предлагает ещё одну шараду. «И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (17,7–11). Из всего стиля повествования следует, что семь голов «зверя», они же «семь царей» в ситуации, описываемой Иоанном, символизируют семь исторических персон, а именно Римских императоров. Остаётся выяснить, кто они. После Юлия Цезаря в качестве императоров выступали последовательно: Октавиан Август ( 14 г. РХ), Тиберий (14–37), Калигула (37–41), Клавдий (41–54), Нерон (54–68), Веспасиан (69–79), Тит (79–81) и Домициан (81–96). Исключаются три кесаря междуцарствия: Гальба, Отон и Вителлий (68–69), которых историки не склонны были включать в список законных императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Воистину блаженно то тело, которое сохранит себя в непорочности и будет достойно прославления, имеющего последовать во время Всеобщего Воскресения из мертвых. И, напротив, достойно осуждения и оплакивания то тело, которое самоохотно предало себя этой нечистоте и, следовательно, погибели. Радуйтесь и веселитесь вы все, дорогие подвижники благочестия, ради сохранения чистоты подчас и испытывающие скорби, но борющиеся с нападением плотских вожделений, укрощающие их по любви к Господу, ибо великая награда уготована вам за это воздержание! В скорбях и трудностях, испытываемых во время сей лютой брани, да будут помощниками вашими Сам Подвигоположник Господь наш Иисус Христос, Путеводительница нашей жизни Пречистая Дева Мария, все святые и теплейший наш молитвенник и покровитель преподобный Сергий. Не отчаивайтесь и вы, которые почему-либо пали. Не унывайте, двери покаяния пока еще не заключены, милосердный Отец Небесный еще ждет обращения Своих блудных сынов. Вот наступает Великий пост, когда Господь особенно бывает близок к кающимся. Припадите со слезами к Нему, как припал блудный сын (см. Лк. 15:18-19 ), и скажите: «Согрешили мы, Господи, пред Тобою и недостойны называться детьми Твоими, но прими нас хотя в число наемников Твоих». И Он, Милосердный, простит грех и, очистив душу от скверны, убелит ее и напитает Агнцем, закланным за грехи всего мира. Таким образом, все призываются к целомудренной жизни, люди всякого состояния. Чистота девственников должна заключаться в совершенном удалении себя от чувственных удовольствий, чистота вдовых — в воздержании от плотских наслаждений после кончины супруга или супруги до самой смерти своей, чистота лиц, находящихся в браке, — в сохранении супружеской верности и умеренном пользовании своими супружескими правами. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:11-13 ), Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и похвала ныне и во веки веков. Аминь. Веруй, что Господь всегда с тобой

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Господь не оставит тебя в твоем безнадежном состоянии, если ты только обратишься к Нему с молитвой и просьбой облегчить твое положение. Но в том-то и дело, что мы в это время — время искушения — часто забываем о Боге. Нас постигают бедствия, неудачи, скорби, так что одно несчастье приходит за другим. Мы не знаем, за что ухватиться среди этих скорбей и несчастий, и скоро впадаем в уныние духа, опускаем руки и думаем про себя: «Всё для меня кончено, не видать мне здесь, на земле, больше радости и утешения». И приходим в отчаяние, забывая в это время обратиться к Богу. Разве не Господь послал нам испытание? Но Он же может послать терпение, и подкрепление, и утешение. Господь накажет — Он же и помилует и утешит. У Него много средств для этого, ибо Он знает, как пролить утешение в сердце самого безотрадного страдальца. Да, не роптать и отчаиваться нужно в подобных трудных случаях, а скорее взывать к Господу: «Господи, спаси меня, я погибаю! Господи, подкрепи меня, пошли мне терпение, чем и как знаешь, утешь меня». Поверь: как явился Господь сомневающимся и устрашенным ученикам Своим, так явится духовно и тебе и, что потребно для истинного блага твоего, даст тебе. Внимание человека должно быть обращено на исполнение воли Божией Дорогие во Христе братия и сестры, Господь говорит во святом Евангелии: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю ( Лк. 6:46 )? И еще: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф. 7:21 ). Этими изречениями Господь показывает нам, что всё внимание наше должно быть обращено на исполнение воли Божией, на исполнение нравственного закона Божия. Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом. Это положение подтверждается и другим изречением из Евангелия, в котором Господь обличал фарисеев и еврейский народ за их бездушную молитву, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Мф. 15:8-9 ). Но на исполнение каких христианских правил должно быть обращено всё наше усердие, чтобы подъятый подвиг действительно был угоден Богу, послужил к нашему духовному усовершенствованию и мы могли бы надеяться на спасение? Правила эти Спаситель преподал всем христианам в Нагорной Своей проповеди, в так называемых заповедях Блаженства, еще в самом начале Своего общественного служения человеческому роду. Вода живая учение Христово

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010