225–226). В конце этих вопросов и в одной с ними книге помещена статья, имеющая в себе дивные повести, выписанные из зерцала великого. Последняя статья: Чудеса Пресвятой Богородицы во граде Астрахане 1720 года 28 марта списано сие явление 17 апреля 1721 года, и писано полууставом. 2) Книга Тропник – папы Иннокентия III-ro 1634 г. Надпись следующая: в лето 117 перевёл сию книжицу с польского языка на русский язык Феодор Касьянов сын Готвинский с греческих слов и польских переводчиков в царствующем граде Москве мес. июля в 8 день; всех глав 79, а в синод. библ. 87. (См. опис. синод. рук. отд. 2, стр. 164). В одной книге с Тропником переплетены сочинения св. Димитрия Рост. 1) Краткая беседа милости с истиною, 2) апология в утоление печали. Укажем на книги подобного рода времени св. Иннокентия, которые, несомненно, он изучал и знал, и при том только те, которые находятся в библиотеке Ирк. дух. семинарии. 1) Библия на греч. яз. издан. Венец. 1687 г. Внизу подписано по-гречески: из книг Софрония иеромонаха и учителя Лихуды начальника. 2) Библия, издан. в Москве 1663 года с Острожного издания при Алексее Михайловиче, 3) Новый Завет и при нём псалтырь изд. при архимандрите Киевопечерской Лавры Мелетие Вуяхевиче 1692 г. 4) Новый завет, изд. Киевопечерской Лавры при архимандрите Иоасафе Кроковском 1703 году. 5) Беседы Григория Богослова , Василия Великого , Афанасия Великого , Иоанна Дамаскина 1665 г. В библ. Иркут. духов. семинарии находятся несколько экземпляров этих бесед. На одном из них написано: сия книга Иркутского дому архиерейского, казённая, библиотекарная. 6) Св. Иоанна Златоустог о книга о священстве 1664 г. 7) Диалогизм духовный, изд. 1714 г., с посвящением Иоасафу Кроковскому. 8) Алфавит духовный, первее типом изданный 1710 года 2 февр. в Киевопечерской Лавре иждивением Илии, эконома печерского, с посвящением Иоасафу Кроковскому. В этом посвящении, между прочим, сказано: я недостойный, обретши по разным рукам от многих лет блукавшуюся рукописную, по Бозе житие свое провождающего некоего мужа трудом и искуством сложенную, книжицу, алфавит духовный названную... умолилем братию соборную и проч. 9) Рукописный летописец келейный св. Димитрия Ростовского писан уставом; во многих местах есть приписка на особых бумажках, приклеенных к тем местам, где случались пропуски или дополнения. По сравнении с печатной летописью, он оказался сходным и притом не весь списан. 10) Господь неба и земли 1669 г. (на польском яз. проповеди). Как утверждает надпись, книга эта принадлежала сперва Казанскому митрополиту Маркелу, которым подарена св. Димитрию Ростовскому , а от него перешла к его келейнику Мартину Литовскому на благословение 1709 г. Вероятно привёз её в Иркутск св. Иннокентий. Есть и другие книги, принадлежавшие св. Иннокентию. Но для нашей цели достаточно указать на вышеозначенные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

58 Там же. С. 32. См. также: Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21. М., Л., 1965. С. 152. См. также: Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. Ч. 4. М., 1988. С. 770. 69 Минея Май. Ч. 2. М., 1987. С. 26–37. Возможно, о названном каноне говорится в исследовании, посвященном Троицкому настоятелю: «…по предложению наместника лавры Антония, митрополит Московский Филарет установил празднество в честь Дионисия в Гефсиманском скиту 5 мая; он приказал тогда “править молебен по канону, приложенному к житию его”» (Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкаго-Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое исследование. Тверь, 1890. С. 410). 75 Каган М. Д. Савватий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 324. 76 Виршевая поэзия (Первая половина XVII века). М., 1989. С. 424. См. о нем также: Шептаев Л. С. Стихи справщика Савватия//ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М., Л., 1965. С. 5–28. 83 Там же. С. 202–203. Преподобный Паисий (в миру Павел) был племянником преподобного Макария Калязинского. 84 Там же. С. 241–250. Следующий акростих в Минее, согласно надписанию перед каноном, содержится в службе преподобному Кириллу Белозерскому (Минея Июнь. Ч. 1. С. 274). Однако, как справедливо отметил еще Ф. Спасский, в каноне сохранилось только начало акростиха (Спасский Ф. Русское литургическое творчество… С. 117). 85 Этот же канон см. и в службе на память убиения святых страстотерпцев… Василия и Константина Ярославских чудотворцев (память 3 июля) (Минея Июль. Ч. 1. М., 1988. С. 164–176). 87 Игумен Димитрий, протоиерей Борис Пивоваров. Праздничные Богослужения в Тобольске и Тюмени//ЖМП. 1984. 12. С. 26. 89 Минея Июль. Ч. 2. М., 1988. С. 476–482. В 5-й песни алфавит сбивается, в конце 8-й песни алфавит обрывается на букве “щ”, а затем следует, очевидно, подпись — Ивн. 99 Зиборов В. К. Лаврентий (ум. 11.XI.1672)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И–О. СПб., 1993. С. 213.

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

С юношеских лет привыкший к трудам келейным, Святитель Димитрий всю свою жизнь посвятил служению церкви и науке, которая была для него не целью , но средством к достижению главной цели – душевного спасения через служение Богу и ближнему. Чуждый всякой стяжательности и корыстолюбия, он не собирал для себя сокровищ тленных и после себя не оставил ничего, кроме книг и бумаг, ибо все что получал раздавал бедным и сиротам и не оставил ничего на свое погребение; но зато он, Святитель Ростовский, оставил по себе многочисленное собрание книг на разных языках печатных и рукописных, которые по распоряжению Преосвященного Стефана Яворского были отправлены в Москву, в Патриаршую Библиотеку, а все черновые рукописи Святителя, согласно его завещанию, были положены с ним во гроб, вместо возглавия и подстилки и, при обретении его нетленных мощей, оказались истлевшими. По разнообразному содержанию творений Святителя Димитрия можно сказать, что он упражнялся во всех родах сочинений, он был: 1) Духовный вития – проповедник слова Божия; 2) Богослов – истолкователь догматов Православной церкви; 3) Обличитель заблуждений раскольников разных лжеучений; 4) Философ – мыслитель; 5) Жизнеописатель – составитель Четьи-Миней; 6) Историк; 7) Драматург – сочинитель нескольких духовных драм и 8) Певец – песнописец духовных стихословий. Самые замечательные из его произведений, без сомнения , – Четьи-Минеи или Жития Святых, над составлением которых он трудился более 20 лет и его Проповеди и, Слова, из коих напечатано около ста; более пятидесяти хранящихся в рукописях известных списков; но должно полагать, что есть еще и неизвестные и, по всей вероятности, много утраченных, ибо как ревностный проповедник Слова Божия, он проповедывал весьма часто и в продолжении многих лет, как в Малороссии, так и в Ростове. Список сочинений Святителя Димитрия: 1) Четьи-Минеи – Жития Святых на все 12 месяцев; 2) Алфавит духовный; 3) Руно орошенное или – сказание о чудесах от Иконы Божией Матери в Почаеве; 4) Рассуждение об Образе Божии; 5) Апология для утоления печали; 6) Розыск о раскольнической Брынской вере 3 ; 7) Летопись келейная, доведенная до 3600 года от сотворения мира; 8) Диариум или дневные записки; 9) Епистолярий или записки письмам; 10) Каталог Киевских Митрополитов; 11) Собрание поучит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

12 октября 1835 года 318. К Екатерине Александровне Маркович Чего себе, того и вам желаю: свет, не объемлемый тьмою, да озарит ваше сердце во истинное разумение заповедей Господних! Долгом почитаю сказать, что могу, о ваших книгах: 1-я) «Душевная купель» – показалась мне довольно велеречивою, и сочинителю ее мнится о себе нечто быти; 2-я) «Руно орошенное», содержащее в себе сказания о чудесах Богоматери, написано святителем Димитрием Ростовским , когда он был еще иеромонахом: сия книга назидательна для внимающих с верою. Мне приятно предложить вам для прочтения и для прохождения на самом деле «Духовный алфавит» святителя Димитрия: книжка не велика, но достаточна... Впрочем, многих авторов высокие умствования не служат к назиданию смиренномудрствующих душ, а только развлекают и самую постоянную мысль и приучают бродить по путям непроходимым, основываясь на фундаменте самонадеяния... Фарисей много наговорил пред Господом – и тщетно; а мытарь, смирившись, только что воздохнул: «Боже, милостив буди мне грешному», – и вышел оправдан паче законника, по-видимому святого» (см. Лк 18,10–14 ). При сем передаю вам с усердием 5 рублей на украшение иконы святителя Николая Чудотворца и благодарю за ваше усердие; однако святитель Николай Чудотворец не доволен одним внешним украшением иконы его: он ревнует о том, чтобы все, чтущие святую память его, исполняли заповеди Божии. Душевно желаю вам преуспевать во всех христианских благонамеренных делах, Божиею милостью, искренно вам соусердствующий непотребный раб, грешный Георгий Января 4-го дня, 1836 года 320. К Екатерине Александровне Маркович Матушка! За упокой в подаваемых вами записках не оставьте припомнить Алексея убиенного, Анну, Надежду девицу – это родная мне сестра, а то родители. Вот как ознакамливаемся мы с вами в Господе! Сердце есть глубина неизмеримая, известная единому Богу! И когда оно восхищается из глубины своей к небесному, тогда ум безмолвствует, превосходно погружаясь в любовь святую – в любовь Божию... Как редкие говорят то, что изражает сердце, так редкие и принимают просто и прямо сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Его же любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Потеряли узелок, в коем были книги? Если бы гром не грянул: я бы и не перекрестился. Да письма с деньгами? Да благословят души наши Господа, вразумившаго нас. Хватились же верстах в 4-х; за нами же ехали добрые люди, подняли и отдали нам! Если Господь нас, Ему непокорных, хранит, милует, утешает: сколько бы Он нас сберегал, когда бы мы начали Его любить! Нас приняла наша Настоятельница. Князи не суть боязнь добрым делом, но злым. Очень хорошо, очень рада. Хочешь ли не бояться власти? – Живи хорошо! За материнскую любовь мы должны уважать как Господа. Вашу просфорку и рыжички приняла с великою радостию и благодарит Господа, что сподобил принять от вас гостинчик. Дивлюсь такому благоснисхождению преподобныя матери ко мне дерзновенному. Просит она вашего благословения, – Симоне Ионин, аще любиши Мя: паси овцы Моя! И св. молитв за всю обитель? Вас преподобных матерей прошу благословить меня и помолиться о мне червячишке. Посылаю вам ложечку от Соловецких Чудотворцев. Святые Отцы, страдавшие на островах, научите меня, ленивца, хотя в келье-то безропотно жить. За ваше здоровье просфору нашей обители. Царица Небесная! Да очистятся сим святым Даром смердящия мои – душа и тело. Мои сестрицы, живущия со мною, благодарят вас за вашу память. Иде же два или трие собрани во имя Мое: ту посреде их и Аз есмь. Они просят ваших св. молитв. Хранит Господь всех любящих Его. И благословения? Аще хощете и послушаете Его: – благая земли снесте. Остаюсь недостойная, вручая себя молитвам вашим, дочь ваша А. Коль хочешь быть Христова дочь, отринь самоугодье прочь. Коль будешь Агница и Лев: Явишься лучшая из Дев! 85. 1858 года, 8 октября. Хочу, но не могу собою управить? Слушайся Лествичника. В праздности время провожу? Алфавит 15 за это укорит. Как разстроюсь, говорю порывисто, желала бы на это время, чтоб язык мой онемел? Поскорее совсем, а не на время умри, – наука та в Добротолюбии. Такая досада, что не могу совладать с собою!

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

7 сентября. Письмо XXVII Слава Богу о всем! В Новом Завете все вопросы и все недоумения решаются: полюбите почитывать с верою и любовию, и Господь Иисус Христос управит, просветит и утвердит. С Богом и в аду хорошо. Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца историйка об истинном счастливце для вас весьма назидательна и успокоительна будет. С одною ученицею рукодельем в келье заниматься нельзя, больно худо; надо две или три при себе. Если иметь Господа пред очами, не будешь ни празднословить, ни грешить: память Божия все обдержит, и она-то, как говорят батюшки святые отцы, есть главная добродетель. Надо усерднее молиться Господу Иисусу Христу, и все будет устроено и управлено на пользу по душе и по телу. Решимся поискреннее и будем готовиться с Богом на вечну жизнь, за все будем благодарны, и все претерпится. Алфавит Духовный дивное вразумление и врачевство для души. Мученицы Твои, Господи, во страдании венцы прияша нетленный и пр. тропаря сего. В этом смысле и цари, и вельможи, и всякого звания люди у Бога на ручках, в небесном царствии. Много примеров про нас из житий святых. С благодушием, благодарением и долготерпением поживите пока здесь, все будет на пользу. Да, в подрясничке по-монашески надо спать. Предадимся Господу по-детски и не будем мерить и весить креста своего; а, веруя и любя Господа, будем глядеть на Его Крест, тут сокрыта и решается вся тайна нашего спасения. Не сомневайтесь, поделывайте, Господь и Матушка Владычица Пресвятая Богородица на помощь вам. Новый Завет для сердца – просвещенье. Слава Богу за все! Буди имя Господне благословенно во веки! 28 сентября. Письмо XVIII Слава Богу за все! «Уединяйся ты, беседуй в Божьем Сыне и в мире (среди людей) будешь, словно ты в пустыне». Еще: «Носи в сердце Божье слово, на всех местах оно учить тебя готово». В собраниях с людьми и надо заботиться, чтобы хорошо, умно, кстати на вопрос ответить и назидательно сказать. Еще бы лучше было, если можно собраний избегать и в молчаньи дурочкой и незнайкой пребывать. Имей в глазах Вседержителя, и везде хорошо будет и безопасно: Предзрех Господа предо мною есть выну: да не подвижуся. Молчание лучше бы, но на вопрос будьте готовы благоразумно ответить о вашем уповании, по слову апостольскому. С добрым намерением, с любовию и почтением к ближним, с тайной молитвою, со страхом Божиим, во внимании к себе, в разуме, – будете сохранены Господом и ангелами Его везде и управлены Им везде во благое. Хоть и борет иногда малодушие человеческое из-за тщеславия природного, что на это глядеть?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Он участвовал в споре исихастов и примыкал к сторонникам св. Григория Паламы ; в 1351г. он присутствовал и на соборе, осудившем Варлаама и Акиндина, и подписал соборные анафематизмы следующим образом: «всечестный ( πρτιμος) и экзарх всей Лидии и Вселенский судия ромеев ( καθολικς κριτς τν ρομαων)». Он составил экзегетические сборники на Книгу Бытия, Евангелия от Матфея и Луки. Первый разделялся на две части, в одной из которых представлены извлечения из экзегетических творений св. отцов о происхождении мира, а в другой – о патриархах. Более обширен другой сборник, содержащий толкования на Евангелие от Матфея. Он состоит из трёх частей, каждая из которых разделяется на главы. Третий сборник, обозревающий Евангелие от Луки, разделяется на 24 главы, которые надписываются: «Великий алфавит» и расположены в порядке букв, начинающих каждую из глав. Писатель пользовался здесь многочисленными творениями отцов и учителей Церкви – Игнатия Богоносца , Иустина Мученика , Иринея, Ипполита, Григория Чудотворца , различных экзегетов IV-V bb., Иоанна Лествичника , Максима Исповедника , Симеона Метафраста , Михаила Пселла и Феофилакта Болгарского . Кроме экзегетических трудов, Макарий Хрисокефал пользовался и полемическими творениями св. отцов против язычников, иудеев и еретиков, к которым присоединил и свои собственные аргументы. Другие экзегетические памятники византийских богословов написаны в форме вопросов и ответов и содержат преимущественно изъяснения наиболее трудных и недоуменных мест из Св. Писания как Ветхого, так и Нового Завета. Образцовым трудом этого рода могут служить «Амфилохии» Константинопольского патриарха Фотия, где значительная часть ответов писателя на вопросы Кизического митрополита Амфилохия относится к экзегетике Пятикнижия, Псалтири и Евангелия. Фотий при составлении своего труда пользовался и святоотеческой литературой и, между прочим, часто ссылается на творения Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского , Феодорита [Киррского], Германа Константинопольского , Иоанна Дамаскина , но писатель относится к своим источникам с большой долей самостоятельности, систематизирует заимствованные из них данные применительно к своей задаче исследования тех или иных недоуменных вопросов, обрабатывает и дополняет находившийся в его распоряжении материал, собранный им вполне целесообразно, излагает его прекрасным литературным языком и вполне убедительно с логической точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Желание ваше помолиться, во святой Адриана Чудотворца Обители, меня премного обрадовало. Поговорить с вами я никак не смею. Беспокойство моего ума обещают поправить Прологи. Головную боль лечить: многими земными поклонами и натощак не малым питьём воды. Возненавиди всё, что от Христа тебя Стремиться отвлекать, – друзей и сам себя. Коль будет так душа, как дева очищенна. То будет в вечности с Софией сопряженна. 479 Не забудьте, батюшка, во св. молитвах: только бы дождаться хозяев, – решилась бы всё устроить по вашему душеполезному совету? Даруй, Господи, поскорее. Простите, Господи ради: теперь преступила ваши духовные советы? Слушайся Прологов. Батюшка! Посылаю вам три ру. 50 к. Получил Адриан. Прошу вынуть просфору о здравии Александра, Терезы и всех детей их? О Проскомидии позаботимся. 480 Посылаю нижайшее почтение? И от меня прошу принять до земли поклон. Поклон от всего моего сердца и души? Верю, радушница, сударыня. Прошу вас помолиться, чтобы избавил Господь В. От болезни? Богу молиться усердно, да слушаться Прологов. Ещё Любовь просит у вас благословения: в Петербурге ей жить или ехать в свою сторону? С Богом везде хорошо. Преподаю к стопам ног вашего преподобия! Поусерднее Господа умоляй, да глас чистой совести уважай. 481 Батюшке отцу Адриану кланяюсь до земли? И от меня вам до земли поклон. И благодарю за его неоценённое предложение? А вас нижайше благодарю за ваши великие милости. Вы мне советуете оставить Петербург? Да, сударыня: умоляем с Христианскими слёзаньками. Очень рада: если Богу будет угодно? Он давно тебя призывает и теперь ожидает. 482 Батюшка! Прошу вашего духового благословения? Люби Алфавит. Скорблю: хозяева пишут подождать до Августа месяца? Исполняй порученное тебе дело с Христианской любовью; и молись Господу Богу усердно: с терпеливым пожданием, при помощи Библии. 483 Почто не слушает Святых Писаний мир? Ах! слышать может ли и чувствовать кумир? Коль многие во сне погружены глубоком; Что под ними ад, – не видят мутным оком! Кто бы ни был ты таков, но помни человек:

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Поновление игум. Герасимом (Кремлёвым) Тихвинской иконы Божией Матери. Миниатюра из рукописи XVIII в. (Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН) Поновление игум. Герасимом (Кремлёвым) Тихвинской иконы Божией Матери. Миниатюра из рукописи XVIII в. (Отдел редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН) В 1646 г. по благословению Г. в Тобольске началось строительство деревянной соборной ц. Софии, Премудрости Божией о 13 главах (в честь Спасителя и 12 апостолов) взамен сооруженной при архиеп. Киприане в 1621-1624 гг. и сгоревшей 14 авг. 1643 г.; одновременно заново отстроили архиерейский дом и подворье (вместо сгоревших в 1643). Софийский собор был освящен 13 авг. 1648 г. и просуществовал до 1677 г. По благословению Г. для него были написаны «иконы деисус, праздники, и пророки, и праотцы, и иные иконы», в т. ч. храмовая икона Софии, Премудрости Божией (по ее образцу в 1673 написал икону Софии Премудрости тобольский летописец и иконописец С. У. Ремезов). В 1649 г. в Мангазее были явлены мощи прав. Василия Мангазейского , от к-рых начали происходить многочисленные чудотворения. По-видимому, в Сибири Г. не оставлял занятий иконописанием. Н. А. Абрамов сообщал, что в Иоанновском Межигорском мон-ре неподалеку от Тобольска находился образ свт. Николая Чудотворца, как свидетельствует надпись на нем, созданный Г. в 1645 г. ( Абрамов Н. А. Старинные иконы в Тобольской епархии//ИИАО. 1859. Т. 1. Вып. 6. С. 352-357). Возможно, Г. в период игуменства в Тихвинском мон-ре был причастен к составлению одной из Пространных редакций «Сказания о Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы». Предположительно архиерей является автором рукописного «Алфавита неудобь разумеваемых речей, иже обретаются во святых книгах славенского языка» (книга содержит запись-автограф Г. 1645 г.: «Сия книга, глаголемая Алфавит, Сибирскаго архиепископа Герасима» - Ромодановская. С. 345). В Тобольске по благословению Г. дьяк С. Есипов в 1642 г. создал Пространную редакцию «Сказания об Абалацкой иконе Божией Матери» (сохр. рукопись с выходной записью, к-рая об этом сообщает - РГБ. Унд. 400. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/164579.html

В монастыре было много книг, он их усердно изучал и заслужил репутацию превосходного переписчика («святыя книги писавше хитре и гораздо и борзо»). Он также научился греческому языку и в своей келье всегда держал греческие книги. Приобретенные знания позволили ему стать апостолом и просветителем зырян. Он перевел на зырянский язык Писание и богослужебные книги, как когда-то святые Кирилл и Мефодий сделали это для славян. Свою проповедь он начал в 1378-1379 году, после рукоположения в священники, в год смерти митрополита Алексия. Он создал совершенно оригинальный зырянский алфавит, не похожий ни на греческий, ни на славянский. В 1383 году митрополит Пимен поставил Стефана епископом Пермским. Он написал обличение стригольников — еретической и анти-иерархической секты, связанной, возможно, с богомилами или катарами. Св. Стефан умер в 1383 году. Епифаний сравнивает миссионерский подвиг Стефана с проповедью первых христианских апостолов, приводит образцы его поучений, цитирующих византийские источники, когда речь идет о вселенском характере христианства. В конце жития он перефразирует применительно к Стефану «Похвалу Владимиру Мономаху», написанную Илларионом Киевским: «Римская земля восхваляет двух апостолов Петра и Павла; земля азиатская почитает и благословляет Иоанна Богослова; Египет — Марка Евангелиста, Антиохия — Луку Евангелиста; Греция — апостола Андрея, Русская земля — великого князя Владимира, крестившего ее; Москва поклоняется и почитает Петра, митрополита своего, как нового чудотворца; земля Ростовская — своего епископа Леонтия; но ты, о епископе Стефане, получаешь молитвы земли Пермской, ибо через тебя мы узрели свет». Епифаний делает многозначительное замечание о мировоззрении Стефана в рассказе о его смерти. Кончина Стефана последовала «в правление православного царя греческого Мануила, правителя Царьграда, при патриархе Антонии, архиепископе Константинопольском, при патриархе Дорофее Иерусалимском, Марке Александрийском, Ниле Антиохийском, православном великом князе Василии Дмитриевиче всея Руси, в седьмой год державы его, при архиепископе Киприане, митрополите всея Руси, который тогда (в день смерти Стефана) был в Киеве, при других благочестивых и христолюбивых князьях (следует перечисление, причем упоминаются великий князь Литовский Витовт, о котором не говорится как о «христолюбивом», и великий князь Михаил Тверской), в шестнадцатый год правления царя Тахтамыша, который владел также ордой Мамаевой, а второй царь — Темир Кутлуг — правил Ордой за Волгой».

http://sedmitza.ru/lib/text/438213/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010