306 См.: Анатолий, иеромонах. Исторический опыт сирийского монашества до середины VI века. Киев, 1911. 307 См. его великие подвиги и чудеса в: Сергий, архиеп. Избранные жития святых. Владимир, 1893. С. 147 и след. 310 Verhandlungen der 43-ten General-Versammlung der Katholiken Deutschlands zu Dortmund. 1896. S. 263–266. 311 Official Report of the Churn Congress at Bradford. London, 1898. P. 203–207. Ср.: 196sqq., 215sqq. 316 France R. Der Werth der Wissenschaft. Dresden, 1906. S. 144. Ср. еще: Milbrn G. A Study of Modern Anglicanism. London, 1901. P. 19–23. Все предыдущие цитаты взяты из; Кожевников В. О значении христианского подвижничества... Ч. 1. С. 12, 13, 15–16,45–47. 317 А если не так, то появляется на смену ему «человек-зверь», «сверхчеловек» и т. п. См.: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 4. 318 Конан-Дойль Л. Сочинения. Т. 1. Приключения Ш. Холмса. СПб., 1901. С. 3; Т. 2. Мемуары Ш. Холмса. СПб., 1901. С. 22–23. 319 Денисов Л. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления иреп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904. С. 456–457. Наставление 39. О жизни деятельной и умозрительной. 322 Подробно о сем см.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 3. Принятие на себя подвигов (выдержки из аввы Коприя, «Отечник»). 324 О монахе, принявшем рабство, см.: там же. Отдел III. Гл. 6. § 5. Виды телесного подвижничества. 326 «Под средними делами разумеются такие, в которых нет вреда, но нет и существенной пользы» (преп. авва Дорофей . Душеполезные поучения. С. 282. Вопросы преп. Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсонофием Великим и Иоанном. Примечание к вопросу 37). 329 См. о ней: св. Иоанн Лествичник . Лествица. Слово 25, 16 (духовный алфавит). См. также у аввы Дорофея , которому Великий Варсонофий сказал, что подвиг милости не относится к нему, поскольку он находится в послушании у старца. См. еще у преп. Исаака Сирина о затворниках, покидающих затвор, ради того чтобы подавать помощь ближним. 330 Излагаю эти примеры по: Кожевников В. О значении христианского подвижничества в прошлом и в настоящем. Ч. 2. М., 1910. С. 34 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Кроме того, из купленного серебра была сделана серебряная позолоченная риза (весом 84 золотника) для иконы Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками 385 . При строителе Александре пополнилась и ризница обители: в 1801 году в нее поступили: парчовая риза, набедренник, три пояса, три пары поручей и два покровца; а в 1802 году – еще три ризы, подризник, поручи и покровец 386 . За период 1764–1800 гг. обогатилась и монастырская библиотека: число книг в ней возросло почти втрое (с 30 до 81). Вновь поступили различные сборники житий святых, поучения св. Кирилла Иерусалимского , св. Иоанна Дамаскина , проповеди митрополита Платона, Акафистники, службы Святителю Николаю Чудотворцу, св. Иоанну Воину; св. праведным Захарии и Елисавете. Об увеличении количества книг в библиотеке заботился и строитель Александр. В 1801 году в нее поступило 17 церковных книг (среди них Служебники, Акафистники, Требник, Триодь цветная, Чин священнослужения и обрядов, слова поучительные блаженного Макария, беседы св. Иоанна Златоуста о покаянии, книги св. Амвросия Медиоланского о должностях, «Алфавит духовный», беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий, Молебное пение во время губительной и заразительной немощи) 387 , а в 1802 году – еще 19 книг (различные слова и беседы св. Иоанна Златоуста , Служебники, Псалтири, каноны Богородице) 388 . К концу 1802 года число книг в библиотеке Глинской пустыни возросло до 117 389 . В описной церковной книге Глинской пустыни содержатся также сведения о некоторых членах старшей братии обители. Так, в 1802 году духовником пустыни был иеромонах Иаков, а казначеем – иеромонах Досифей 390 . 22 февраля 1804 года о. Александр был отозван в архиерейский дом, а на его место определен строитель иеромонах Евфимий, бывший духовником Софрониевой пустыни 391 . Это был муж высокой добродетели, истинный подвижник. Братия Глинской пустыни благоговела перед ним и почитала его. Но по старости лет он не смог долго управлять обителью и возвратился в Софрониеву пустынь. Строителем же в Глинскую обитель, согласно прошению, уже в четвертый раз был назначен иеромонах Александр 392 . Ревностное стремление этого строителя пребывать в Глинской пустыни свидетельствует о том, что и во время бедности этой обители духовная жизнь в ней была на самом высоком уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Сообщ. Протоиерей Александр Сулоцкий . Июнь 1863 г. Омск. 1 Тобольский Митрополит Игнатий (а не Павел, как ошибочно сказано в Дух. Бесед. 1858 г., ч. 3, стр. 403) в то время находился в Москве, и давно уже был отчаянно болен. 2 Русские купцы, езжавшие в Китай с караванами для торговли, распустили слух (дошедший и до Петра В.), будто тогдашний Китайский Император расположен к принятию Христианства. 9 При Корнилии Священник Юрий Крижанич, Серб, написал Обличение Соловецкой Челобитной (Тоб. Губ. Вед. 1858 г. 40, стр. 618); Павел посылал увещателей к самосожигавшимся раскольникам, иногда без успеха, а иногда и с успехом; Игнатий написал три послания против раскольников вообще, и в особенности против раскольников Сибирских. Сими посланиями много пользовались Св. Димитрий Ростовский , при составлении своего Розыска о Брынской вере, и другие, писавшие против раскола, но вполне они напечатаны только в 1855 году, в Православном Собеседнике. 10 Киприян составил первую летопись Сибири и будто бы службу в честь Ризы Господней. Митр. Игнатий написал три послания против раскольников, о чем и сказано уже в предыдущем примечании, Житие праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, и еще другие две книги (Слов. Пис. Дух. чина, ч. I, стр. 195–197). О просвещении Архиеписк. Герасима говорит хранящаяся при Тоб. соборе его книга, Алфавит (Тоб. Губ. Вед. 1858 г. 26, стр. 457), а за образованность Архиеп. Симеона ручается возложенная на него, по его отходе на покой, должность справщика, т. е., корректора, и вместе издателя книг при Моск. Типографии. От третьего Тоб. Архиепископа, Нектария, до сих пор сохраняется в Ниловой пустыне собственноручное, мудрое его послание к духовенству (Губ. Вед. 1859 г., 1, стр. 6). 11 Виниус в 1697–1703 г., по словам Пекарского, управлял Спб. Приказом, управлял хорошо, однако ж с большими выгодами и для себя. См. Наука и Литерат. в России при Петре В., т. 1. стр. 202–224. 13 Думный Дьяк при Царе был тоже, что в настоящее время Государственный Секретарь или Статс-Секретарь при особе Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Слава Богу о всем! Если полюбили вы творения св. Димитрия Ростовского Чудотворца, чрез них решатся все ваши задушевные вопросы, и душа исполнится всякой премудрости, разума и благочестия. Четьи-Минеи, Прологи и Алфавит Духовный дивно пробуждают ревность в душе, исполняют ее многих чувств, разума и благочестия. Об антихристе и страшном суде нет пространнее, чувствительнее и трогательнее учения преподобного Ефрема Сирина , умиляют и приводят в страх его слова. Об антихристе из его же творений есть статейка в письмах Георгия Затворника; прочитайте, очень удовлетворительна. Об антихристе против раскольников много писал Стефан Яворский , митрополит Рязанский. Любите, матушка, с верою и любовию, особенно против других книг, читать Новый Завет, чрез него, яко слово Самого Господа и св. Его апостолов дивно, животворно действует на душу и исцеляет ее, как жену кровоточивую и прокаженных и слепых, от всех недугов. Словами апостольскими вот и мое доброжелательство вам во исцеление души и просвещение мыслей: Да даст вам (Господь) по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани: да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина, и высота. Разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие. Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, их же просим, или разумеем, по силе действуемей в нас, Тому слава в церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков. Аминь. ( Ефес. 3, 16– 21 ). Молю убо вас аз, узник о Господе, достойно ходите звания, в немже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию: тщашеся блюсти единение духа в союзе мира. ( Ефес. 4,1–4 ). В этом-то учении и решаются все вопросы жизни и вся ваша судьба: и временная, и вечная. Молиться надо усерднее. Писали насчет милостыни, подавать ли? Доброе дело милостыня. Но блаженной памяти старица Матрена Ивановна, по многоопытности и мудрости ей данной; монашенкам, бывало, все говорила и упрашивала, особенно которые больно простоваты и увлекательны сердца чувствительностию и доверия ко всякому без разбора: «Девушки, вы не больно подцавайтеся и налагайте на себя заботу подавать нищим, странным, попрошаечкам, которые среди мира по своей воле ходят и имеют возможность на свободе везде выпросить; а лучше поберегайте про своих бедненьких, которые из оградочки-то, по положению девическому и из страха и подчинения, не могут и не смеют на стогнах просить; надо поберечь девичество и благородство монашеского положения, таких-то бедненьких по братству приберечь, чем можно, а мирских – Богу и миру; разве по знаемости кто и в мире ведом истинно и без вреда себе, его можно пожалеть! Но вообще наука спасения требует осторожности, рассуждения и благословения старцев и насчет милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

  Приобретенные знания позволили ему стать апостолом и просветителем зырян. Он перевел на зырянский язык Писание и богослужебные книги, как когда–то святые Кирилл и Мефодий сделали это для славян. Свою проповедь он начал в 1378–1379 году, после рукоположения в священники, в год смерти митрополита Алексия. Он создал совершенно оригинальный зырянский алфавит, не похожий ни на греческий, ни на славянский. В 1383 году митрополит Пимен поставил Стефана епископом Пермским. Он написал обличение стригольников — еретической и анти–иерархической секты, связанной, возможно, с богомилами или катарами.   Св. Стефан умер в 1383 году. Епифаний сравнивает миссионерский подвиг Стефана с проповедью первых христианских апостолов, приводит образцы его поучений, цитирующих византийские источники, когда речь идет о вселенском характере христианства. В конце жития он перефразирует применительно к Стефану «Похвалу Владимиру Мономаху», написанную Илларионом Киевским: «Римская земля восхваляет двух апостолов Петра и Павла; земля азиатская почитает и благословляет Иоанна Богослова; Египет — Марка Евангелиста, Антиохия — Луку Евангелиста; Греция — апостола Андрея, Русская земля — великого князя Владимира, крестившего ее; Москва поклоняется и почитает Петра, митрополита своего, как нового чудотворца; земля Ростовская — своего епископа Леонтия; но ты, о епископе Стефане, получаешь молитвы земли Пермской, ибо через тебя мы узрели свет».   Епифаний делает многозначительное замечание о мировоззрении Стефана в рассказе о его смерти. Кончина Стефана последовала «в правление православного царя греческого Мануила, правителя Царьграда, при патриархе Антонии, архиепископе Константинопольском, при патриархе Дорофее Иерусалимском, Марке Александрийском, Ниле Антиохийском, православном великом князе Василии Дмитриевиче всея Руси, в седьмой год державы его, при архиепископе Киприане, митрополите всея Руси, который тогда (в день смерти Стефана) был в Киеве, при других благочестивых и христолюбивых князьях (следует перечисление, причем упоминаются великий князь Литовский Витовт, о котором не говорится как о «христолюбивом», и великий князь Михаил Тверской), в шестнадцатый год правления царя Тахтамыша, который владел также ордой Мамаевой, а второй царь — Темир Кутлуг — правил Ордой за Волгой».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Вологодский архиеп. Маркелл «по своему обещанью... поехал на Усть-Вым Пермским чюдотворцем помолитись» ( Суворов Н. И. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 22. С. 862). По-видимому, с XVIII в. в Усть-Выми 24 янв.- 5 февр. проводилась Герасимовская ярмарка, на к-рую приезжали жители не только Яренского и Усть-Сысольского уездов Вологодской губ., но и Вятской, Пермской, Архангельской губерний. Имя Г. включено под 24 янв. в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 7 об.), а также, в частности, в «Месяцеслов» и «Алфавит русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 7 об., 350 об., 1807-1811 гг.), в др. старообрядческие святцы, напр. Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131 (164). Л. 111 об., 1-я четв. XIX в.). Г. прославляется в службе Собору 3 Пермских святителей и в акафисте Собору 7 Пермских епископов. В обращенных к Г. тропаре и кондаке Церковь величает его «яко священника превелика и апостолов и мучеников совсельника» (Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 313-314). В 1907 г., когда праздновалось 300-летие канонизации первых Пермских епископов, свящ. Афанасий Какорин написал посвященный им цикл поэм. Ист.: АИ. Т. 1. 39. С. 74; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. С. 161, 166; Вып. 2. Стб. 91; Т. 9. С. XXIII; Доронин П. [Г. ] Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. КФАН СССР. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 261; Вычегодско-Вымская летопись//Родники Пармы. Сыктывкар, 1989. [Сб. 1]. С. 25; На земле свт. Стефана//ЖМП. 1996. 7. С. 8; Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы/Подгот. текста: А. Н. Власов, Н. А. Петренко//История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы/Ред. А. Н. Власов. Сыктывкар, 1996. С. 76-92; Низов В. В. «Чюдеса великих чюдотворцев епископов Пермьских Герасима, Питирима и Ионы» как ист. источник//Шведы и Рус. Север: Ист.-культ. связи: К 210-летию А. Л. Витберга: Мат-лы междунар.

http://pravenc.ru/text/164553.html

Христианизация края началась еще в XII веке. Большое значение в этом имели монастыри. Рядом со строящимся Гледеном был основан Троицкий Гледенский монастырь, один из древнейших на Русском Севере. В 1212 году недалеко от устюжского посада гледенский монах Киприан основал Михайло-Архангельский монастырь. В 1290 году епископ Ростовский Тарасий освятил в Устюге деревянный Успенский храм, который со временем стал кафедральным собором. У Успенского собора судьба драматическая: он горел… шесть раз! И всякий раз упорные устюжане заново отстраивали его в дереве на том же месте, пока, наконец, в 1558 году его не выстроили в камне — это было первое каменное здание в городе. Во время очередного пожара он сильно обгорел, и вновь в камне его построили и освятили только в 1669 году! А потом много раз перестраивали… Сейчас последняя его версия красуется в центре города Во второй половине XIII века в Устюге появился величайший святой этих земель — блаженный Прокопий Праведный. Удивительное стечение обстоятельств сделала святым покровителем северного русского города… немца! Ганзейского купца из города Любека. Выросший в знатной и богатой семье, воспитанный в католической вере, в 1243 году после смерти отца он покинул родину и прибыл в Великий Новгород. Там, потрясенный красотой русских храмов, раздал свое имущество нищим, принял православие и по благословению старца Варлаама удалился в Устюг. Стал юродивым (есть версия, что первым на Руси!), жил на подаяние на паперти Успенского храма. Известно житийное предание, что в 1290 году святой предвидел угрозу Устюгу от «каменной тучи», предупредил об этом горожан, призвал их замаливать свои грехи, а сам усиленной молитвой сумел отвести бедствие. В 18 км от города, в местечке Котовалово, где из тучи падали камни, в 1855 году устроили часовню. В 1903 году, к 600-летию преставления чудотворца, ее освятили как церковь. Блаженный Прокопий и преподобный Киприан Устюжские во многом способствовали превращению города в крупнейший православный центр на северо-востоке России. Через этих святых прослеживается связь и с другими, жившими позднее устюжскими праведниками. Например, Прокопий Устюжский однажды поклонился трехлетней девочке Марии, предвидя в ней мать будущего известного просветителя Стефана Пермского. Действительно, сын Марии Стефан (Храп) в 1379 году с христианской миссией отправился в финно-угорские земли, создал для зырян (так раньше называли коми) алфавит, а в 1383 году возглавил Пермскую епархию.

http://sever.foma.ru/velikij-ustjug-bez-...

Благодарим вас за отеческие милости и любовь духовную, что вы пробудили нас спящих и оживили веру нашу. Даруй вам, Господи, желающим спастися, усердно печься о благополучии ближних. Ещё просим вас, батюшка: и впредь не истребите из своей памяти нас невежд убогих? Любящие Господа ненавидите злые. Просим заочного вашего благословения? Господь благословит люди Своя миром. Скажем вам свою радость о прибытии нашей матушки? Вот, ну уж: есть чему порадоваться? Это: этакой – то строгой, т.е. брюзгунье! 534. В. И. 1851 года 18 Октября. Батюшка! уведомляю вас, что мы с монахиней не отправились в Россию? Да, стыдиться должно: при обилии воды жаждой истаивать. У меня грудь болит сильно, да и разные болезни? В Патерике лекарств много. Да и с болезнью пошли бы, да денег не имеем? Чем беднее, тем смирнее. Я душевно желаю к вам идти? У Печерских Чудотворцев много добра. У М. все мужчины пристают? Это смерть для души. Ещё хочется в Почаев: как благословите? Покойник из гроба не выходит. Я слышала: мои родные хотят быть в Киеве, – я бы не хотела видеть их? Да и не должно. Мне и так скорби? Чтобы меньше гордилась. Благословите С. нашего благодетеля? Благословен грядый во имя Господне. Батюшка! я не жалею, что Господа прогневлю? Следовательно, ты не стыдишься сподобиться Иуде. А только скорблю о том, чтобы не быть в муке? Слушайся Иоанна Лествичника . Удивляюсь на себя, как осмеливаюсь так беспокоить вас, простите? За прежние мои к тебе обиды. Каждый день хочу лучше жить: напротив всё хуже! Не льститесь: Бог поругаем не бывает. Так случается со мной: думаю умру от скорби? Алфавит воодушевит. Не оставьте, батюшка: помолитесь? Хочешь Бога: когда хочет человек. Кланяюсь в ножки: подкрепите нас? Добротолюбие сильно к Богу вести. Монахиня отчаивается: что вы ей не отвечали на её письма? Она глуха: а я кричать не могу. 535. Д. Е. А. 1849 года 6 Мая. Батюшка! Христос воскресе? Воистину воскресе! Усердно прошу вашего благословения? Библия и Добротолюбие, да наставит нас на Боголюбие! Вам до земли кланяемся в купе с товарочкой?

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

С момента основания К. К. м. являлся одним из центров книгописания. Перепиской книг занимался сам прп. Корнилий. С обителью связана деятельность известных книжников - пострижеников прп. Корнилия каллиграфа Исаака Собаки и мон. Артемия († ок. 1575). На рубеже XVI и XVII вв. в мон-ре хранилась сборная рукопись, содержащая «Повести о видении Антония Галичанина», которую переписал мон. Досифей (Топорков (Вощечников)) . В Смутное время (нач. XVII в.) б-ка понесла существенные потери. Часть книг вывезли «черкасы», некоторые рукописи были изъяты для разоренного литовцами вологодского Софийского собора. В описи 1657 г. отмечены 221 рукописная и 114 печатных книг, а также еще 16 книг (не указано, печатных или рукописных). Описание 1657 г. свидетельствует, что в каменном монастырском книгохранилище кроме книг ВЗ и НЗ, уставов, богослужебных текстов находилось значительное число четьих книг. Данных о житийной лит-ре мало, поскольку все жития, кроме Жития свт. Николая Чудотворца, входили в состав сборников, содержание которых не раскрыто. Заметное место занимали труды отцов Церкви: святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, рукописи святых Дионисия Ареопагита, Петра Дамаскина, «Григория Беседовника» (свт. Григория, папы Римского), Симеона Нового Богослова, Григория, еп. Омиритского. Имелись в монастырской б-ке «Повесть о Варлааме и Иоасафе» и «Лимонарь, сиречь цветник» (К., 1628; извлечение из Синайского патерика). В 1676 г. в монастырской б-ке находилось 223 рукописи, 122 печатные книги и еще 19 книг. К 2015 г. местонахождение большинства рукописей неизвестно. В хранилищах Москвы, С.-Петербурга и Вологды выявлено всего 16 рукописей кон. XV-XVIII в., происходящих из К. К. м. (Отписная книга. 1994. С. 153-156; Сергеев. 2008. С. 477-492). В XIX в. состав б-ки немного изменился. По наблюдениям О. А. Наумовой, в 1885 г. монастырское книгохранилище насчитывало 367 книг в 487 томах. Кроме грамот и богослужебных книг имелись «Правила монашеского жития» (12 книг), «Устав общежития», «Алфавит духовный, в ползу иноком и мирским, богоугодне жити хотящим, написанный» митр.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Ты творишь ангелов Своих духами, служителей Своих – пылающим огнем» ( Пс. 103:1–4 ). «Дивно Ты ответствуешь нам по правде Твоей, Боже Спаситель наш, надежда всех пределов земли и народов, отдаленных морем, поставивший силою Своею горы, препоясанный могуществом, утишающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! Благоговеют пред чудесами Твоими живущие на пределах земли ; все, появляющееся утром и вечером, Ты возбуждаешь славить Тебя. Взираешь на землю и орошаешь ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб для них, ибо Ты так устроил оную; напояешь борозды ее, равняешь глыбы ее, дождевыми каплями размягчаешь ее, благословляешь ее произращать; Ты увенчиваешь год, Тобою облаготворенный; следы Твои умащены туком; тучнеют пустынные пажити 27 , и холмы радостию препоясываются; луга покрываются стадами, и поля одеваются пшеницею, торжествуют и поют " ( Пс. 64:6–14 ). «Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя как горы Божии, суды Твои – бездна великая! Человеков и скот хранишь Ты, Господи!» ( Пс. 35:6, 7 ). «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты давал им пишу их в свое время. Даешь им – приемлют, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; сокроешь лице Твое – смущаются; возьмешь от них дух – умирают и в прах свой возвращаются; пошлешь Дух Твой – созидаются, и обновляешь лицо земли» ( Пс. 103:27–30 ). «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна богатства Твоего» ( Пс. 103:24 ). «Твой день и ночь Твоя: Ты поставил светила и солнце, Ты утвердил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил» ( Пс. 73:16–17 ). «Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих. Он взглянет на землю – и она трепещет; коснется гор – и дымятся« ( Пс. 103:31, 32 ). »Посылает глагол Свой на землю; быстро течет слово Его. Дает снег как волну; сыплет иней как пепел. Бросает лед Свой кусками – пред мразом Его кто устоит! Пошлет слово Свое – и все растает; дхнет духом Своим – и потекут воды» ( Пс. 147:4–7 ). «Он превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, плодородную землю – в соленую степь за нечестие живущих на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010