Преподобните глински старци/Църковеи вестник. София, 2009. 1–15 септември. С. 1–3. Рыбина Е.Ф. Духовное возрождение России и юный читатель/Московский Государственный университет культуры – М. 1997. Программа курсов для вузов культуры, педагогических вузов и университетов. Савочкин Владимир. «Самый добрый батюшка на земле». – М. Луг духовный, 2010. С. 9–10. Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе: Методическое пособие. – М., 2000. 80 с. Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь. Жировичские подвижники благочестия. 2008. С. 19. Симон (Новиков), митрополит Рязанский и Касимовский. Путем спасения/Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. – М. 2002. С. 22–24. Скурат К.Е. «Нужно знать и исполнять» (по письмам схиархимандрита Иоанна Маслова) /Алфавит духовный. Живите во славу Божию. По письмам благодатных Наставников Русской Церкви. – М. «Ковчег», 2015. С. 57–105. Скурат К.Е. Глинские старцы (памяти отца Иоанна (Маслова) /Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. С. 265–266. Скурат К.Е. Лампада Глинская: Старчество в современном мире (По Глинскому патерику схиархимандрита Иоанна (Маслова) . – М. Русский Хронографъ, 2005. С. 224. Современные старцы Святой Руси: Наставления, советы, пророчества, – М.: Оранта, 2008. С. 61–83. Софроний (Макрицкий), иеродьякон. Памяти Глинского старца схиархимандрита Андроника (Лукаш , 1888–1974)/Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Неугасимый свет любви. В 2-х частях. Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди . Изд. 12-е, исправленное и дополненное. – М.: «Благословение», 2010. С. 452–453. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) /Жития новопрославленных святых и подвижников Русской Православной Церкви/сост. Данилушкин М.Б., Данилушкина М.Б. – Спб.: Воскресение, 2001. Т. 1. С. 773–779. Т. 2. С. 781–796. Трофимчук М.Х. Иоанн (Маслов) /Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 326, 327.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почитание русских святых дониконовского периода было распространено на Выгу (здесь можно вспомнить, например, такое сочинение, как «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чудесах их» Семена Денисова и другие книжные проекты, в том числе составленные братьями Денисовыми Четьи Минеи). Традицию составлять полные перечни святых продолжил в начале XIX в. керженский инок Иона, составивший «Алфавит духовный» (1807–1811), ныне хранящийся в Ярославском музее-заповеднике (инв. 15544). Следует отметить, что эта тенденция совпала с той, что прослеживается в конце XVIII–haчaлe XIX в. и в официальной церкви, представителями которой, в частности Евгением (Болховитиновым) , в этот период осуществляется сбор данных о всех местночтимых угодниках и святынях допетровского времени. Вернемся, однако, к Бабушкину и его святцам. Из сохранившихся свидетельств видно, что его интересовало как можно более полное указание на святых и на дни их памяти, но не житийные памятники, им посвященные. Одним из способов, которым пользовался Ф. И. Бабушкин для сбора сведений о святых, было пополнение списков месяцесловов новыми памятями. Об этом свидетельствуют списки святцев с его добавлениями. Значительное количество исправлений Бабушкина отмечено в рукописи Святцев с пасхалией 1-й четверти XVIII в. (БАН, Дружинин 736, 4°, 330 л., конволют, первая часть – филигрань типа Дианова. Амстердам. 429 (1735 г.), пасхалия – с 7228 (1720) г.), вставки конца XVIII в. и нач. XIX в. (Pro Patria нескольких типов, в том числе с «белой датой»: 1812 г.): л. 81–88, 120–312, 318–326). Дополнения в Друж. 736 внесены двумя почерками – Бабушкина и другим – более четким полууставом. Они читаются на полях в Друж. 736, и в специально оставленных местах после каждого дня календаря. В рукопись вносились отсутствующие в основном тексте святцев сведения о праздновании памяти святых или днях празднования икон, не только российских, но и восточных церквей. Сведения содержат, как правило, только имя святого или именование иконы, иногда год преставления подвижника или явления образа; частично дублируются. Внесение новых памятей подразумевало, вероятно, копирование этих сведений в дальнейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

По соседству, в трёх верстах от села Николай-Дар, в 1850 году Больше-Мамлеевскими переселенцами была образована деревня Малое Мамлеево. С этого времени приход Николай-Дарской Дмитриевской церкви значительно вырос. В 1901 году в Мало-Мамлееве была построена и освящена своя деревянная трёхпрестольная церковь Покрова Божией Матери, которая просуществовала до 1939 года и была закрыта. По сведениям из «Адрес-календаря Нижегородской епархии, 1904г., 2й благочинный округ», он характеризуется как храм деревянный 1901 года постройки, трёхпрестольный: главный Покрова Божией Матери; придел правый Святого Николая Чудотворца; придел левый Пророка Илии. В 1903 году при железнодорожной дорожной станции было образовано поселение - Городок Николай-Дар, который по сути являлся выселком села Николай-Дар и всегда входил в приход Дмитриевской церкви. С момента постройки новой Дмитриевской церкви в 2009 году села: Малое Мамлеево, Гари, Волчиха, Новая Москва - стали снова входить в приход церкви села Николай-Дар. Архивные источники: 1. Алфавит дач планов Генерального и Специального межеваний. Лукояновский уезд (1908 г.). Российский государственный архив древних актов. Фонд 1354. Опись 267. Часть 2, деревня Николай-Дар 1843 год 2. ГКУ ЦАНО). Нижегородская духовная консистория, духовные правления и церкви Нижегородской епархии Фонд 570 Опись 10 лукояновский уезд дела постоянного хранения за 1847-1931 гг. 3. Нижегородская губерния Лукояновского уезда. Сводный каталог дел фонда 570 (метрические книги, исповедные росписи, брачные обыски). 4. 2017 Метрические книги Димитриевской церкви с. Николай-Дар (Николай Дар) Лукояновского уезда 1901-1910 — 274 1963. Метрические книги Никольской церкви с. Малая Мамлеевка (Малое Мамлеево) Лукояновского уезда — 153 Метрические книги Покровской церкви с. Малая Мамлеевка (Малое Мамлеево) Лукояновского уезда 1906-1910 — 150 Метрические книги церквей сёл Малая Мамлеевка (Малое Мамлеево), Николай-Дар (Николай Дар) Лукояновского уезда 1911-1918–221 (С. Малая Мамлеевка - 1911-1918 годы.

http://sobory.ru/article/?object=30778

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА КЕРЖЕНСКИЙ († после 1819?), мон.-старообрядец, «керженский постриженик» (см. ст. Керженец ), составитель («издатель») «Алфавита российских чудотворцев» - обширного (641 л. листового формата) сборника житий рус. святых, сказаний о чудотворных иконах и служб им (составляют особый раздел), повестей о мон-рях и др. текстов (перечень наиболее крупных статей см.: Лукьянов. 1959. С. 167). Скудные сохранившиеся сведения об И. К. содержатся в записях переписчика единственного известного экземпляра «Алфавита...» (ЯМЗ. 15544) - московского мещанина Ермила Федорова Бухарина. Вопреки заглавию «Алфавит...» организован по хронологическому принципу («по времени каждаго бытия, держась более времени преставления и убиения»), в нем отсутствует алфавитный указатель (который обещан в предисловии, где упом. «каталог имен и по азбучному алфавиту»). В книге имеются 2 месяцеслова, именуемые «алфавитами» (отдельно к агиографической и к гимнографической частям), что в принципе позволяет использовать сборник и для богослужебных нужд. Время работы над рукописью «Алфавита...» нуждается в дополнительном исследовании, поскольку все даты в ней даны от сотворения мира и потому допускают двойное истолкование при переводе на летосчисление от Рождества Христова (с вычетом 5500 или же 5508 лет). В лит-ре ( Лукьянов. 1959. С. 166; Плугин. 1974. С. 9) кодекс принято датировать 1807-1811 гг., при этом не учитывается, что переписка гимнографической части свода была начата в 1813 г., а дата завершения агиографического раздела не написана. Не менее вероятно (особенно с учетом данных филиграней), что речь должна идти о 1813-1819 гг. (бумага основной части имеет белые даты 1813 и 1814, указатели написаны особым почерком на бумаге с датой 1819). Ряд кратких сведений (памятей святых) приписан на полях разными почерками в позднейшее время. И. К. собирал материалы для свода более 20 лет, делая особый упор на разыскание неизданных агиографических и гимнографических текстов (в предисловии отмечено наличие в «Алфавите...» более 60 житий и 45 служб, отсутствующих в печатных книгах).

http://pravenc.ru/text/578344.html

Премьер-министр России Виктор Зубков осмотрел святыни Эчмиадзина 7 февраля 2008 г. 11:48 Премьер-министр РФ Виктор Зубков в рамках встречи с Католикосом всех армян Гарегином II ознакомился с реликвиями Армянской Апостольской Церкви, передает «Интерфакс». Гарегин II показал главе российского правительства уникальную реликвию Первопрестольного Святого Эчмиадзина — древний каменный крест, изготовление которого датируется 1308 годом. Также В. Зубкову были продемонстрированы армянский алфавит и армянский крест, изготовленные из золота в 1973 году. Гарегин II подарил В. Зубкову армянский крест и альбом с фотографиями Эчмиадзина. В свою очередь премьер-министр РФ вручил католикосу 12 серебряных медалей с образом Николая Чудотворца. В. Зубков осмотрел также кафедральный собор Армянской Апостольской Церкви, построенный в IV веке. Священноначалие Армянской Церкви организовало для российского премьера уникальную экскурсию за алтарь собора, которая редко проводится даже для высокопоставленных гостей. За алтарем В. Зубков осмотрел сокровищницу, в которой хранятся такие реликвии, как частица Ноева ковчега с горы Арарат, частица Креста Господня, древние серебряные кресты и армянские иконы, а также копье, которым пронзили Спасителя, когда Он был распят на кресте. Кроме того, В. Зубков спустился в подземное помещение собора и ознакомился с раскопками на месте самого древнего уровня храма, где на основании древнеязыческого капища в 301 году святой Григорий и основал этот собор. Встречей с Гарегином II, которая прошла в минувшую среду, завершилась программа официального визита В. Зубкова в Армению. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/360731.htm...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 190 опубликовано: 8 ноября 2007г. АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ Австрийская иерархия - см. Белокриницкая иерархия . Рубрики: Старообрядчество Ключевые слова: Старообрядчество Австрийская иерархия - см. Белокриницкая иерархия См.также: ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие «АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель АНАСТАСИЙ (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядч. еп. Донской и Кавказский АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/82191.html

И в каком были восторге и радости, считая себя вполне счастливыми, те, кого заставит старец песочку поносить, дорожки поделать и прочее, приличное Монастырю! Кого заставлял писать молитвы Адриану Чудотворцу, кого – полное житие этого угодника Божия и краткое описание жизни того же угодника, иных – цветы Райские, – чтобы, написавши в своих домах или квартирах, приносили ему. Которые занимались писаньем, после сказывали: что они испытывали в себе особенное чувство к Богу и спокойствие внутреннее, избавлялись от болезней v . скуки и во всем особенное облегчение имели. Таким образом написанныя Преподобномученику Адриану Чудотворцу молитвы, полный его жития, краткия описания его жизни старец раздавал своим близким и приходящим отовсюду в св. Обитель, усердным Богомольцам, для благословения от оной. 1 Около этого времени, по случаю болезни, Батюшка, не имея возможности беседовать лично с теми, которые имели веру и усердие пользовать свою душу беседами старца, разговаривал чрез записочки из кельи в гостиную, которыя и передавались всем чрез руки Матрены Ивановны и прочих, служащих больному старцу. XI Ответ на письмо одной госпоже: Снабдить свободою крестьян? Душеполезный вам изъян!... А скажешь: где тебе покой? В Богадельнях есть такой! А будет ли мне там терпенье? В условье взять себе смиренье! Маленька книжка Алфавит, – На это может вразумить. XII Ответ крестьянам, освобожденным на волю: Счастье выкупа гласит: Из Дворянския б неволи: Покориться б Божьей воле! XIII 1849 года 9 сентября. Старец не всегда имел обыкновение отворять дверь старичку, чрез коего передавались ему нужды на словах и в записочках; и на вопрос – как при этом случае поступать, ответил: При старичковых молитвословиях у дверей моих, я всегда окошечко отворяю, в него бы он записочки опускал и уходил бы. В другой раз прислал записочку для нашего вразумления такого содержания: Если старичок не успеет чего от меня когда-либо получить в желаемое время, то, побывши у дверей минут около 10, не более, уходил бы: а потом опять чрез полчаса приходил бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

626 …яко не токмо в Малой России, но и в Великой России редко где обретаются славенския Библии... и иных. – Здесь переложение письма Димитрия Ростовского Стефану Яворскому от 4 декабря 1707 г. Ср.: «Помню, же в нашой малоросийской стороне трудно о Библии славенскии, велми мало, где обретаются и купити насилу достанет, и редко хто от духовного чина ведает порядок историй быблийных, что когда деялося (...) для того хотел бым, аще бы поспешил Господь вашими святыми молитвами, вкратце Быблийную историю подати таковым в ведение, книжкою не зело великою, мерною, чтоб могл всяк недорого купити, и латво о всех, яже в Быблиах, уведати историах, каковым идут порядком». 627 ...по леточислению четвертыя тысячи шестаго ста лет деяния написаны. – «Келейный летописец», как известно, является незавершенным сочинением святителя Димитрия Ростовского . История была доведена до 4600 года от Сотворения мира, или до 908 г. до н. э. 629 Алфавит духовный – сочинение Исайи Копинского (1580(?)–1640), митрополита Киевского и Галицкого (1631–1632), неверно приписываемое Димитрию Ростовскому (ошибка эта встречается и в современных изданиях и исследованиях). Димитрий Ростовский проявлял к этому сочинению большой интерес: в частности, в 1705 г. Димитрий подарил рукопись «Алфавита духовного» тобольскому митрополиту Филофею Лещинскому, а в келейной авторизованной рукописи митрополита имеется список «Алфавита духовного» с указанием на Исайю Копинского как на автора книги (см.: ГИМ, Синодальное собр., 146, л. 2–109 об ). Изначальное название сочинения – «Лествица духовная по Бозе жития иноческого, трудолюбие составлена в пользу иноком и мирским богоугодно жити хотящим». Книга была издана в 1710 г. в Киевской лавре (без указания автора) с заголовком «Алфавит духовный» по названию одной из глав рукописи – кратких поучений, изложенных в алфавитном порядке. По ошибке издателей «Алфавит духовный» был опубликован и в Собрании сочинений Димитрия Ростовского , так как текст находился среди сочинений митрополита. Кроме того, в 1879 г. краткое собрание поучений было издано московским Обществом распространения полезных книг под названием «Краткий духовный алфавит Дмитрия Ростовского ». К тому времени полный текст «Алфавита духовного» Исайи Копинского выдержал уже более 10 изданий, но ни в одном из них автор не был указан, вследствие чего автором сочинения продолжали считать Димитрия Ростовского. Кроме трех предисловий (одно из них – посвящение Иоасафу Кроковскому), «Алфавит духовный» состоит из трех частей и заключительного раздела, включающего 5 стихотворных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петра кн. И. Вишневецкий лишил И. управления Густынским и Мгарским монастырями из-за многократных судебных исков против митрополита, И. переселился в волынское Полесье и оттуда в 1637-1638 гг. через Луцкий гродский суд пытался восстановить свои права на киевский Златоверхий мон-рь. Вероятно, бывш. митрополит жил в единственной к тому времени крупной правосл. обители в Полесье - Милецком во имя свт. Николая Чудотворца мужском монастыре . В нач. 1638 г. И. узнал о ведущихся переговорах о соединении Церквей и о проекте созыва унийного Собора и сообщил братии заднепровских мон-рей, что Петр (Могила) отступил от Православия и намеревается стать патриархом под властью папы. Под влиянием этих сообщений насельники Мгарского и Густынского мон-рей и инокини Ладинской обители вместе с зависимыми от мон-рей крестьянами (всего ок. 100 чел.) летом 1638 г. бежали в Россию. Однако игумен Мгарского мон-ря Каллистрат, ранее бывший сторонником И., в последний момент отказался от эмиграции и обратился к мгарским инокам, бежавшим в Путивль, с призывом вернуться, обвинив И. в обмане. Бежавшие мгарские иноки осудили Каллистрата за то, что он «отрекся общаго отца и пастыря Исаии Копинского, благословение и клятву его поплевал и его самого мало на смерть не предал» (АЮЗР. Т. 3. С. 12, 6). О 2 последних годах жизни И. ничего не известно. Бывший митрополит скончался в Нежине (ныне Черниговская обл., Украина), по дороге в Москву. О кончине И. сообщается в записи, автором которой Я. Д. Исаевич считал жившего в Замостье иером. Кирилла (Ивановича), православного наместника Холмской епархии: «Умер в Нежине 5 октября 1640 г., погребен в Печерску (монастыре) 13 декабря» ( Исаевич Я. Д. Новые материалы об украинских и белорусских книгопечатниках 1-й пол. XVII в.//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1977. Вып. 34. С. 151). Существовало предание, что И. якобы был схвачен сторонниками Петра (Могилы) по пути в Москву и уже мертвым привезен в Киев. С. С. Лукашова, В. Г. Пидгайко «Алфавит духовный» («Алфавит духовный, в ползу иноком и мирским, богоугодне жити хотящим, написанный») - наиболее известный труд И.

http://pravenc.ru/text/674836.html

5) Беседы Григория Богослова , Василия Великого , Афанасия Великого , Иоанна Дамаскина , 1665. В биб-ке Ирк. дух. сем. находятся несколько экземпляров этих бесед. На одном из них написано: сия книга иркутскаго дому архиерейского, казенная, библиотекарная. 6) Св. Иоанна Златоустог о книга о священстве, 1664. 7) Диалогизм духовный, изд. 1714 г., с посвящением Иоасафу Кроковскому. 8) Алфавит духовный, первее типом изданный 1710 г. 2 февр. в Киево-Печерской лавре иждивением Илии, эконома печерского, с посвящением Иоасафу Кроковскому. В этом посвящении, между прочим, сказано: «я недостойный, обретши по разным рукам от многих лет блукавшуюся рукописную, по Бозе житие свое провождающего некоего мужа трудом и искусством сложенную книжицу, алфавит духовный названную... умолилем братию соборную» и проч. 9) Рукописный летописец келейный св. Димитрия Ростовского , писан уставом; во многих местах есть приписка на особых бумажках, приклеенных к тем местам, где случались пропуски или дополнения. По сравнении с печатною летописью, он оказался сходным и притом не весь списан, 10) Господь неба и земли, 1669 (на польск. яз. проповеди). Как утверждает надпись, книга эта принадлежала сперва Казанскому митрополиту Маркелу, которым подарена св. Димитрию Ростовскому , а от него перешла к его келейнику Мартину Лаговскому на благословение 1709 г. Вероятно, привез ее в Иркутск св. Иннокентий. Есть и другие книги, принадлежавшие св. Иннокентию. Но для нашей цели достаточно указать не вышеозначенные книги. Говорим, что он окончил учение в 1706 г. Об окончании св. Иннокентием полного курса учения в Киевск. акад. говорят печатные свидетельства («Киев с его училищем академиею» В. Аскоченского. Ч. 1. С. 297). Но в каком году он окончил академическое учение, нигде не говорится. Поэтому, принимая во внимание, что воспитанники академии, кончившие курс и принявшие монашество, в тогдашнее время поступали в лавру и по истечении некоторого времени назначались профессорами академии или настоятелями монастырей и что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010