Однако и то и другое — в большей, как у Каверина, или в меньшей, как у Полонского, степени мифологизированное изображение событий. О документально зафиксированной реакции Сталина на опубликованный в третьем номере журнала платоновский «Впрок» доподлинно известно благодаря усилиям архивистов, которые ввели в научный оборот следующий лаконичный документ, подписанный верховным лицом: «К сведению редакции „Красная новь“. Рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения и опубликованный головотяпами-коммунистами с целью продемонстрировать свою непревзойденную слепоту . И. Сталин P. S. Надо бы наказать и автора и головотяпов так, чтобы наказание пошло им „впрок“». Более пространной иллюстрацией к этому сюжету может служить недатированное воспоминание деятеля РАППа, сотрудника «Красной нови» Владимира Сутырина, записанное Л. Э. Разгоном в 1970 году и впервые опубликованное Галиной Андреевной Белой в 1989-м в книге «Дон-Кихоты 20-х годов». Суть мемуара в следующем. Однажды вечером Сутырина вызвали в Кремль, где уже находился «несколько бледный» Фадеев, а также члены политбюро во главе со Сталиным. «В руках у него был журнал, который легко было опознать, — „Красная новь“. Мы переглянулись с Фадеевым, нам стало понятно, что речь пойдет о рассказе Андрея Платонова. Не приглашая нас садиться, Сталин, обращаясь к Фадееву, спросил: — Вы редактор этого журнала? И это вы напечатали кулацкий и антисоветский рассказ Платонова? Побледневший Фадеев сказал: — Товарищ Сталин! Я действительно подписал этот номер, но он был составлен и сдан в печать предыдущим редактором. Но это не снимает с меня вины, все же я являюсь главным редактором, и моя подпись стоит на журнале». Был вызван прежний главный редактор И. М. Беспалов, который, если верить Сутырину, повел себя перед вождем примерно с той же долей самоуважения, с какой, трясясь от ужаса, оправдывался перед мессиром Воландом подлый доносчик Алоизий Могарыч, и Сталин с воландовской брезгливостью приказал выгнать его вон , а Фадееву велел подготовить и напечатать статью с учетом конкретных, разбросанных на полях замечаний: «Балаганщик», «Беззубый остряк», «Это не русский, а какой-то тарабарский язык» .

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

После продолжительной тяжелой сцены она была выведена дворецким и лакеем. Новобрачная, к счастию вошедшая в домик до этого неприятного случая, села за завтрак, но вдруг почувствовала себя дурно и ушла в свою комнату. Она не возвращалась довольно долго, и отец пошел за ней; горничная сказала ему, что новобрачная зашла в комнату, накинула манто, надела шляпу и побежала по коридору. Один из лакеев показал, что видел, как какая-то дама выходила из дома, но ему и в голову не пришло, что это могла быть его госпожа. Убедившись в исчезновении дочери, мр Алоизий Дорэн, вместе с новобрачным, заявил о случившемся полиции. Приняты энергичныя меры и, по всем вероятиям, это странное происшествие будет вскоре выяснено. Однако, вчера вечером не было еще ничего известно о пропавшей леди. Как говорят, полиция арестовала женщину, произведшую скандал, предполагая, что она замешана в исчезновении новобрачной. Предполагается преступление из ревности или какого-нибудь другого мотива”. – И это все? – Есть еще одна маленькая, но не лишенная значения заметка в другой утренней газете. – Какая? – Арестована мисс Флора Миллар, произведшая скандал. Оказывается, что она была прежде танцовщицей в “Аллегро” и уже несколько лет знает новобрачнаго. Вот и все, что известно об этом деле по газетам. – Замечательно интересный случай. Ни за что на свете не отказался бы исследовать его. Звонят, Ватсон. Недавно пробило четыре часа, и потому я не сомневаюсь, что это наш высокородный клиент. Не думайте уходить, Ватсон; я предпочитаю иметь свидетеля, хотя бы на случай, если мне изменит память. – Лорд Сен-Симон,– доложил мальчик, открывая дверь. Вошел господин с приятным, утонченным лицом, орлиным носом, бледный и с глазами человека, на долю котораго выпала приятная участь повелевать другими. Он вошел бодро, но вообще казался старше своих лет, так как сгибал колени и слегка наклонялся вперед. Волосы у него начинали седеть, а на макушке была лысина. Костюм у него был щегольской: высокий воротник, черный сюртук, белый жилет, желтыя перчатки, лайковые сапоги и светлыя брюки.

http://azbyka.ru/fiction/prikljuchenija-...

Вот и Воланд пробует в Москве, забывшей Христа, выдать себя за Вседержителя. Воланд приходит в Москву, чтобы задать ей вопрос – «Ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?». И навязывает свой ответ: «я и управляю вами». Он приписывает себе Божественные прерогативы: наказание грешников, награды праведникам… Он представляет себя справедливым, просто этаким лицом закона. Воланд уверяет: «Все будет правильно, на этом построен мир». Но действия Воланда в Москве никакой такой правильности не являют. И хотя во всех учебниках пишется, будто «Воланд оказывается носителем высшей справедливости» , но на деле преступления москвичей и наказания, налагаемые на них самозваным судией, все же оказываются несоразмерны. Не только Воланд и его свита, но и Мастер и Маргарита с восторгом смотрят на горящую Москву и на отчаявшихся людей. «Первый пожар подплыл поэту под ноги на Волхонке. Там пылал трехэтажный дом. Люди, находившиеся в состоянии отчаяния, бегали по мостовой...» . «Город горит, – сказал поэт Азазелло, пожимая плечами. Как же это так? – А что ж такое! – отозвался Азазелло, как бы речь шла о каких-то пустяках, – почему бы ему и не гореть! Разве он несгораемый? Совершенно верно! – мысленно сказал поэт, – как это просто, в сущности» . «Я подозреваю, что это они подожгли Москву» – говорит Маргарита Мастеру . В ранних вариантах романа Москва, подоженная свитой сатаны, просто сгорает – как Рим времен Нерона. «Мощное зрелише, – заговорил Воланд, – то здесь, то там повалит клубами, а потом присоединяются и живые трепещущие языки... До некоторой степени это напоминает мне пожар Рима» . И как несправедливы бывают наказания Воланда, так же немотивированны и его амнистии. Главный Иуда московского сюжета – Алоизий Могарыч – нимало не изменившись, преуспевает и после встречи с Воландом, став директором театра варьете. Хорошо ли, что Фрида получает возможность забыть свой страшный грех (убийство ребенка)? Разве она действительно изменилась? Где следы ее раскаяния? Она ненавидит свою тюрьму, а не свое преступление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Дело о сем тянулось до 1872 года и окончилось ничем, так как сей Алоизий оказался совратившимся и от духовных увещаний не известно куда скрывшимся. 613 Нужно заметить, что во многих местах в Литовской епархии гробы простых смертных ставятся прямо на полу в церкви и так отпеваются. 614 Это убеждение заимствовано у католиков, у которых окропление гроба св. водою имеет главное значение и нередко служит основанием того, что более равнодушные к вере или страдающие материальными недостатками считают лишним беспокоить причт приглашением для погребения, предоставляя последнее только людям богатым. Вследствие сего, у католиков образовался почти общий обычай погребать покойников, без участия ксендзов, которые только в особых случаях и только у богатых людей совершают погребение, а в остальных случаях все дело похорон ограничивается одним позвоном и справкой костельного служки, или донесением братчиков о смерти того или другого прихожанина, для внесения в книги, причем погребение совершают нередко сами же миряне с пением набожных песней. Этот обычай весьма соблазнительно действует и на православных, в особенности же на тех, которые, хотя и присоединились к православной церкви, но не окрепли в правилах и обрядах церковных и которые иногда стесняются обнаруживать себя православными пред своими родными и знакомыми католического исповедания. Посему, бывали случаи, когда совращенные упорно не желали приглашать священника к погребению и даже, при появлении его для отпевания покойника, заявляли свой протест, не переставая петь польские похоронные гимны и, притом, несмотря на положенное священником начало к отпеванию, или что ещё хуже, делали священнику заявления относительно того, что такой-то умер и погребен, чтобы исключить его из списков, а, между тем, этот мнимоумерший продолжал жить и считаться католиком. 615 В некоторых приходах Гродненской губернии «поминальные» субботы перед постами, осенью, зимою и песнею, довольно развиты, причем в домах, в Лашанском приходе, наблюдается в эти дни такой обычай, что устраивается ужин из 5–7 блюд, непременно нечетного числа, остатки которого не убираются, а остаются на ночь в таком виде, как осталось, при выходе из-за стола; при выносе же покойника из дома, ударяют гроб о порог его, в знак прощания с ним покойника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 40-50-х гг. XX в. возросла популярность идеи о возвращении к традиц. племенным культам; сторонники этого направления рассматривали христианство как чуждую духу африканцев иностранную религию. Христ. церквам пришлось бороться за сохранение паствы, адаптироваться к местным условиям и африкан. культурному наследию. В 50-60-х гг. христ. церкви поддерживали африканцев в их стремлении противостоять «белому» родезийскому гос-ву. В это время во много раз увеличилось количество членов НАЦ. Местное население соблюдало ритуальные обычаи, оперируя африкан. символами, без вмешательства европ. миссионеров. 1 янв. 1955 г. произошло оформление структуры католич. Церкви страны как самостоятельной церковно-адм. единицы: апостольское вик-ство Солсбери получило статус архиеп-ства. В его состав вошли еп-ство Булавайо (бывш. вик-ство Булавайо), еп-ство Гвело (бывш. вик-ство Форт-Виктория), префектура Умтали (с 15 февр. 1957 еп-ство) и префектура Уанки (с 1 марта 1963 еп-ство). Это стало стимулом к росту активности клира и мирян Католической Церкви Родезии. В 1958 г. еп. Алоизий Хене, швейцар. миссионер, прибывший в Юж. Родезию в 1940 г. и ставший в 1955 г. 1-м епископом Гвело (ныне Гверу), учредил ж. «Мото». Это издание стало активным выразителем идей коренного населения Родезии, часто критикуя колониальное правительство и поддерживая африкан. националистические партии. В 1959 г. католич. епископы Юж. Родезии во главе с Доналдом Ламонтом опубликовали пастырское послание «Купленный народ», в к-ром содержалось резкое осуждение расизма. За последующие 15 лет католич. епископы в 7 пастырских посланиях выступали против расовой дискриминации, что способствовало нарастанию конфликта между Церковью и правительством. В 1961 г. появилась местная Конференция католич. епископов (ККЕ), до 1969 г. Ватикан не признавал ее независимости от ККЕ ЮАР. В 1962 г. ККЕ активно занималась переводом на язык чишона НЗ, к-рый стал бы доступен для понимания на любом диалекте этого языка. Работа была закончена к 1966 г. В это же время все виды мессы стали переводить на языки чишона и чиндебеле. Возникали межденоминационные христ. орг-ции: в 1962 г. церкви евангелического толка объединились в Евангелическое содружество Зимбабве (ЕСЗ), в 1964 г. был создан Зимбабвийский христианский совет (ЗХС), через 2 года было организовано Библейское об-во Юж. Родезии.

http://pravenc.ru/text/199795.html

Дрогнула рука и у нынешнего понтифика. Причина проста – Ватикан хочет подписать Конкордат с Израилем, о чем проинформировал власти этой страны еще в марте 1999 года. Речь идет, прежде всего, о праве собственности на шесть католических храмов и гарантии налоговых привилегий для них на территории Израиля. Государство Израиль и еврейские организации по всему миру активно протестуют против канонизации Пия XII, считая его ответственным за Холокост, уничтожение около полумиллиона православных сербов и цыган в Хорватии, Боснии и Сербской Краине преступным режимом усташей в 1941-45 годах. Только в созданном на территории Хорватии концлагере Ясеновац было уничтожено около 700 тысяч человек – сербов и евреев, из них около 20 тысяч детей. Именно туда ведут следы знаменитого «золота усташей», грабивших свои жертвы перед их уничтожением. Это золото хранилось в Ватиканском банке и было использовано, в частности, для организации так называемой «крысиной дороги» – канала переброски нацистских преступников в Южную Америку. Благодаря заступничеству и нелегальной помощи Ватикана даже Анте Павелич не понес справедливого наказания, сбежав в Аргентину «крысиной дорогой», а затем, воспользовавшись «гостеприимством» испанского диктатора Франко, мирно прожил в Испании до 1959 года, где и скончался в возрасте 70 лет. Духовный наставник Павелича, архиепископ Загребский Алоизий Степинач, который не избежал суда и после войны был осужден к 16 годам лишения свободы за военные преступления, после освобождения из тюрьмы в 1952 году был произведен Пием XII в кардиналы. По свидетельствам очевидцев, «золото усташей» было вывезено на десяти грузовиках в Рим, где первоначально хранилось во францисканском монастыре Святого Иеронима в Риме, и где прятались хорватские нацисты, включая их »поглавника» Павелича. Этой операцией руководили католические священники Крунослав Драганович и казначей ордена св. Франциска отец Доминик Мандич. В 1998 году госдепартамент США опубликовал доклад о швейцарских и ватиканском банке, скрывающих награбленные нацистами деньги их жертв.

http://pravoslavie.ru/38150.html

Относительно рода Лосских, польские гербовники различают две семьи носящих это имя но пользующиеся разными гербами, из которых один называется Brodzic, а другой — Rogala. Мы принадлежим ко второй из этих семей, связанной общностью герба с большим количеством (около 75) польских родов, к которым принадлежат также три знакомые нам, тоже обрусевшие, семьи Левицких, Косинских и Завадских. Герб Rogala, на котором изображены олений и турий рог, был пожалован, по геральдическим преданиям, в 1109 году князем Болеславом Кривоустом состоявшему на его службе отважному немецкому рыцарю Биберштейну (до того носившему в своем гербу только один олений рог) после придворной потехи, на которой он сломал рог бросившемуся на него разъяренному туру. Являются ли все «рогалиты» потомками Биберштейнов и восходит ли этот германский род к Пепину Короткому и, через каролингский дом, к богатырям–Нибелунгам, судить нелегко. Первое известное упоминание имени Лосских герба Rogala встречается в 1432 году. Несколько позже, в 1461 году, Краковский университет даровал степень баккалавра Николаю Лосскому, ставшему впоследствии каноником варшавской епархии. В XVI веке троим Лос–ским — Кристину, Юрию и Андриану — довелось быть мазовецкими воеводами. В книге Herby rycerstwa polskiego (Krak6w, 1858, стр. 655) Бартош Папроцкий пишет: „Dom Chynowskych (т. е. господ вотчины Chynowo) w Mazowszu starodawny, zowiq siq toskimi, w onym kraju Rzeczy Pospolitej znacznie zasfuzony, stawni z tego domu bywali. " Известен был также в первой половине XVIII века Франциск–Алоизий Лосский, варшавский подкоморжий, написавший G о s у poetyckie i oratorskie. К этим, почерпнутым из польских гербовников, данным следует прибавить некоторые семейные предания. Согласно им, наше имя сопровождал przydomek Монтвиц (М q t w i с?) и род был как-то «побочно» связан с Боной Сфорца, женою короля Сигизмунда II, который для нее выстроил Вавельский дворец в Кракове. Любивший подтрунивать над «польским гонором» отец, вспоминая о некоторых польских родственниках, называл их иногда с юмористически–напыщен–ной интонацией „od kr6lowej Bony pochodzqce. " В какую-то связь с нашим захудалым родом ставили не утративших знатности потомков реформатора Яна Лаского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

Но, по внушению ксендзов и помещиков, они скоро опять отстали от православия, а лица, содействовавшие возвращению в православие леонпольцев, в том числе и местный священник Алоизий Юревич, были смещены под разными предлогами. Оставлен на месте только дьячок латинского вероисповедания. С перечислением в 1844 году всех церквей Дисненского уезда к Литовской епархии, дело о совращении леонпольцев перешло в руки Иосифа. Иосиф немедленно удалил из Леонполя дьячка католика и неблагонадежного священника I и возвратил сюда священника Юревича. Юревич был награжден скуфьей еще в 1841 году за содействие к возвращению в православие леонпольцев и теперь снова энергически принялся за то же дело. Между тем граф Буксгевден, по небрежности или по недобросовестности, донес в Петербург, что священник Юревич совращает леонпольцев в латинство и требовал выслать его в великороссийские губернии. Высокопреосвященный Иосиф решительно отверг это обвинение, ссылаясь на расследование на месте гражданского губернатора и указывая на действительных возмутителей – ксендзов и помещиков, и, при содействии того же Юревича, тогда же возвратил совращенных леонпольцев в православие. С каким фанатизмом относилось к православным латинское епархиальное управление, видно из следующих случаев. Один ксендз не противился возвращению в православие совращенных в латинство некоторых своих прихожан и, кроме того, посетил высокопреосвященного Иосифа, когда тот, проезжал по Лидскому уезду. В наказание за это римско-католическое начальство низвело ксендза в викарные и перевело на худший приход. На его место назначен был ксендзом такой фанатик и нахал, что допустил собравшимся к нему на праздник соседним ксендзам остричь бороду и волосы у приехавшего к нему в гости старца, православного священника Гречихи. Ксендзы были озлоблены закрытием, множества латинских монастырей, введением, под влиянием Иосифа, новых, весьма невыгодных для них, сравнительно с прежними доходами, штатов, но еще более негодовали на Иосифа за перенесение в Вильну православного епархиального управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Иеромонах Игнатий (Шестаков). Когда террор становится законом (версия для печати)/Православие.Ru Когда террор становится законом Православие.Ru , 19 октября 2006 г. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Исповедник митрополит Загребский Дасифей (Васич) Исповедник Досифей (Васич) митрополит Загребский был канонизирован Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в мае 2000 года в числе других сербских новомучеников, пострадавших в середине XX века от рук хорватских усташей и террора коммунистов. Страдания Сербской Церкви по своим масштабам и жестокости вполне сопоставимы с тем, что пришлось перенести в минувшем столетии Церкви Русской, но, к сожалению, сведений об исповедничестве и жизненном пути сербских новомучеников в России до сих пор крайне мало. После поражения Югославии в апреле 1941 года в Загребе было провозглашено Независимое Государство Хорватия (Независна Држава Хрватска — НДХ). На территории, вошедшей в его состав, до войны проживало около 5 млн. католиков — в основном хорватов, почти 2 млн. православных сербов и около 750 тысяч мусульман. 13 апреля 1941 года, после вхождения в Загреб немецких войск, встреченных цветами и песнями, сюда приехал и вождь хорватских фашистов-усташей Анте Павелич. На следующий день его посетил Загребский католический архиепископ Алоизий Степинац, который приветствовал и благословил главу нового государства. В это же время в газетах публикуются распоряжения, согласно которым все православное сербское население должно покинуть столицу Хорватии в течение 12 часов, а всякому, кто укроет православного, грозит арест. На Пасху 1941 года, благословляя от имени Ватикана Апте Павелича, Загребский архиепископ Степинац сказал: «Сердечно поздравляя вас, как главу НДХ, мы молим Бога Небес, да ниспошлет свое небесное благословение вам, вождю нашего народа». Павелич, для которого была чрезвычайно важна поддержка Ватикана, 18 мая 1941 года с большой делегацией усташей прибыл в Рим, чтобы с благословения Ватикана передать корону Хорватии Томиславу II. Папа Пий XII принял делегацию и имел с Павеличем продолжительную беседу. Тогда же Павелич встретился и с Бенито Муссолини.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Поэтому академику приходится ссылаться на известного мистификатора профессора В.Сироткина, которого он ради приличий называет « хорошо информированным профессором Дипломатической академии». И нам предлагается поверить без каких-то доказательств, что Сталин поручил соорудить могилу, что это называлось операцией «Крест», которую курировал Молотов. Никаких документов, никаких даже намёков на документы. Поэтому Мановцеву приходится прибегать к весьма сомнительному трюку. Мол, там в недрах ФСБ есть некие секретные документы, которые от общественности скрывают. Между тем, есть один вопрос, который Андрей Мановцев и его единомышленники старательно обходят, не желают не только обсуждать, но даже и ставить его. Ну допустим, что могилу создали после войны или после выхода книг Соколова и других лиц причастных к белому следствию. Допустим, что убили некую семью, в которой было четверо дочерей и один сын. Допустим убили ещё трех мужчин и одну женщину, примерно подходивших по возрасту мученически погибшим царским слугам. И даже нашли одного человека со вставной челюстью, как у страстотерпца Евгения Боткина и другого с признаками принадлежности к беломоро-балтийской расе, к которой принадлежал Алоизий Трупп. Но зачем было рядом сжигать два тела, если могила фальшивая? Что, это Сталин дал указание непременно сжечь два тела? Видимо, для того, чтобы это соответствовало содержанию «записки Юровского»? Хотя нет никаких доказательств, что Сталин знал про эту записку. А если бы и знал, то не проще ли было переписать записку, тем паче она была секретной? Как-то нет во всём этом логики. Для ясности повторю свою позицию, которая у меня сложилась после достаточно глубокого знакомства с материалами по убиению и последующей судьбе останков Царской Семьи и их слуг. 1. Остаётся очень много вопросов, на которые хотелось бы получить ответ от следствия. Вопросы эти касаются в основном исторической экспертизы, которую, к сожалению, изначально не захотел проводить прежний следователь В.Н. Соловьёв. Надо признать, что на многие вопросы можно получить только гадательные ответы, поскольку многие документы утрачены. Есть вопросы не только по исторической части, и тут я кое в чём согласен с Андреем Анатольевичем Мановцевым. Есть недоумения по некоторым выводам стоматологической экспертизы. Нужна почвоведческая экспертиза. Кстати, хорошо бы провести анализ религиозной принадлежности цареубийц, в особенности, русских. Не были ли они раскольниками и сектантами?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/07/o_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010