Не случайно и в символике таинств это находит свое отражение. Соборование для священников в Средние века в Латинской церкви именуется " Dormientium exitium " , то есть " напутствие спящего " . Эпоха Возрождения вносит что-то новое в понимание смерти, особенно человека болящего: возникает концепция смерти как игры, смерти как противостояния. На эту тему есть хороший текст Савонаролы, который говорит: " Человек, диавол играет с тобой в шахматы, пытается овладеть тобой и поставить тебе шах и мат в этот момент. Будь же наготове. Подумай хорошенько, потому что если ты выиграешь в этот момент, ты выиграешь и все остальное, но если проиграешь, то все, что ты сделал, не будет иметь никакой ценности " . С этим связано и иконографическое переосмысление смерти, в том числе и смерти страдающего грешника. Мы все с вами знаем иконографию macabre или dance macabre, " Пляски Смерти " , когда умирающий и смерть изображаются парно. Умирающий страдающий человек всегда представлен на таких иконографиях особо отталкивающе. Его тело показано как разложившееся еще при жизни. Отвратительные куски плоти отпадают во время этого танца. Он пытается схватиться за какие-то богатства земные, как например, на картине Босха, когда дьявол втаскивает на ложе умирающего больного богача мешок с деньгами, но для того это оказывается бесполезным, и он умирает в страшных мучениях. А уже XVI век дает более привычную и известную нам метафору расставания души и тела как мистически окрашенного акта, значительно более приподнятого и важного. Имеются, правда, и обратные примеры: в то же самое время иезуитская традиция, связанная с Луиджи Гонзагой, говорит о том, что ничего не нужно специально делать, не нужно никак готовиться к последнему моменту на земле. Самого Луиджи Гонзагу, по апокрифической традиции, смерть настигает во время игры в мяч, когда его последователь спрашивает: " Что вы будете делать, если смерть придет прямо сейчас? " Гонзага отвечает, что будет продолжать играть в мяч, тем самым демонстрируя разрыв с вскормившей иезуитское движение средневековой концепцией мировидения. Смерть веков XVIII-XIX - это романтическая смерть, время, когда стало возможным говорить о красоте страдания и о красоте смерти. Причем эта терминология все более и более вторгается не только в словарь общества, но и в словарь художественной литературы и становится господствующей. Говорить о смерти прекрасной применительно к Средним векам, как и о прекрасности страдания неизлечимых больных не приходится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/149/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬДЕС Вальдéс [испан. Valdés] Хуан де (ок. 1498, Куэнка, Испания - июль 1541, Неаполь), религ. мыслитель, мистик. Изучал каноническое право и языки в ун-те Алькалы-де-Энареса, где познакомился с идеями христианского гуманизма. В 1524 г. поступил на службу к маркизу де Вильене; часто бывал при дворе имп. Карла V . В. испытал на себе влияние идей Эразма Роттердамского , с к-рым состоял в переписке. Автор произведений: «Диалог о христианском учении» (Diálogo de doctrina cristiana. 1529), «Сто десять божественных рассуждений» (CX divines considerationes. 1530), «Христианская азбука» (Alfabeto cristiano. 1545) и др. В своих сочинениях В. высказывал идеи, близкие к протестантизму, но в то же время никогда не выступал с открытым осуждением католич. Церкви. «Диалог о христианском учении» подвергся критике со стороны католич. духовенства, связывавшего деятельность В. с идеями мистического течения алюмбрадов , но инквизицией не было обнаружено в произведениях В. ничего, что могло бы расцениваться как ересь. Однако В. вынужден был уехать в Италию, некоторое время в Риме исполнял поручения папы Климента VII , а с 1534 г. обосновался в Неаполе. Там он собрал вокруг себя кружок единомышленников, куда вошли мн. знатные люди города, напр. герц. Джулия Гонзага (В. посвятил ей неск. своих произведений). Идеи В. рассматривались то как предреформационные, то как еретические. Последователи В., заподозренные в ереси, после его смерти преследовались инквизицией. По учению В., человек не способен своими силами достичь восстановления и совершенства вследствие поврежденности его природы первородным грехом и обрести утраченный образ Божий, с к-рым он был создан (Diálogo. 9). Познавая эту неспособность, свою беспомощность, человек делает первый шаг к оправданию. Закон Божий, к-рый основан на любви Бога к Своему творению, дает возможность человеку познать бессилие, греховность, склонность к неправедным поступкам, приводя его т. о. к смирению; в то же время Бог всецело поддерживает человека и помогает ему через благодать в милосердии Своем (Diálogo. 36-37; Alfabeto. 22). Стержнем в учении об оправдании В. является концепция «добрых дел» человека и «заслуг» Христа в оправдании человека.

http://pravenc.ru/text/154023.html

Сей Иясу мученик родился» и т. д. «Благословение молитвы сего Иясу мученика да будет с сыном [т. е. внуком] его царем нашим Иясу [II, 1730 –1755 гг.] и с нами, слушателями, во веки веков, аминь». 79 Здесь (В. 171) он назван «абба Аноре». Вероятно пораженный злодеянием в Чакла-Манзо Аноре принял монашество. 83 Дырмына и Павла привели к царю гожамцы. Вместе с убийцами Иясу был казнен и убийца ныгуса Такла-Хайманот. Как практикуется jus talionis в Абиссинии, см. Massaja, 1, 13, 21. 22; 1, 14, 21. 87 В подлиннике: «взволновался весь myъjynm». Смысл этого слова объяснен Зотанбером (Chronique de Jean. évêque de Nikiou. Texte éthiopien publié et traduit par H. Zotenberg, Paris 1883, p. 407 note Арабы цвет (essence) общества насывают его «глазами» (’àъjàn). Это же понятие (= ρχοντες, castra, придворные) на эфиопском означается отвлеченным «тыъйынт» (от «ъajn» rлaз). След. разумеется преимущественно квартал «кань-бет». 88 У Вг. II, 640, факт имеет другую окраску: власти просили монахов разойтись по своим обителям, а они, в виде новой демонстративной выходки, сошлись на совещание в «ычаге-бет». 89 Абба За-Валда-Марьям, преемник аббы Ыда-Крыстос с 1694 г., бывший с 22 июня 1725 по 2 октября 1729 г. ычаге. 91 Для выяснения смысла абиссинского спора о «соединении и помазании” и для истории дальнейшего движения этого вопроса мы располагаем только теми скудными данными, которые встретили в (цитованных выше) сочинениях миссионеров протестантских: Гобà (Gobat), Изенберга, Крапфа и Майера [Joh. Mayer, его письмо с датою: «Ankober in Schoa, 19. Nov. 1878», в Der Glaubensbote und Mittheilungen aus der Pilger-Mission, II (1879), SS. 44–47. 60–64] – и католических: Сапето, Массая и де-Гонзага [Louis de Gonzague, его письмо с датою: «Kassala, le 6 janvier 1880» в L’Exploration, X (1880), pp. 4 – 8. 71–78 в виде статьи: «Mgr Massaja et l’empereur Joannes " ], равно как и в книге столь близкого к католической миссии д " Аббади. Ср. также Journals of the Rev. Messrs. Isenberg and Krapf, detailing their proceedings in the kingdom of Shoa...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем, около 1476, дерево, темпера Чуткость уха к Божьему слову Совершенно удивительны работы Якопо Беллини, отца Джованни Беллини, где изображена птичка, традиционный щегол, как символ смерти, жертвенной смерти Христа. В данном случае – это соловей, который ассоциируется со слухом, потому что его песня слышна издалека. О чем это говорит? Это намекает на то, что Христос был зачат Марией, согласно апокрифу армянского происхождения, через ухо. Что это значит? Мы, к сожалению, привыкли всё воспринимать впрямую, но здесь совершенно не тот смыл. Богоматерь, Дева Мария зачала Христа, потому что у Нее была особая чуткость уха к Божественному Слову. Через слух человек воспринимает Слово и обращается к вере – вот, в чем смысл. Картина на это и намекает : не только тем, что там изображен соловей, но есть ещё надпись на нимбе Христа, которая как раз обращает внимание на слух. Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем, около 1440, дерево, темпера Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино. Гуальтьери и граждане Салуццо. 1445-1450. Дерево, темпера Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино. Гуальтьери отправляется на охоту, встреча Гуальтьери с Гризельдой. 1445-1450. Дерево, темпера Беноццо ди Лезе ди Сандро, прозванный Беноццо Гоццоли. Мадонна Смирение. Около 1449-1450, дерево, темпера Джованни д’Алеманья. Мученичество святой Аполлонии (Ослепление), около 1440-1445, дерево, темпера Джованни д’Алеманья. Мученичество святой Аполлонии (Вырывание зубов), около 1440-1445, дерево, темпера Бартоломео Виварини. Мадонна на троне, 1448, дерево, темпера Джорджо Чулинович, прозванный Скьявоне. Святой Алессио, 1458-1460, дерево, темпера Франческо Бонсиньори. Портрет Джан Франческо Гонзага, около 1475, дерево, темпера Витторе Карпаччо. Портрет дворянина, 1495, дерево, темпера Алессандро Филипепи, прозванный Сандро Боттичелли, и мастерская. Портрет Джулиано де Медичи, 1478-1480, дерево, темпера Винченцо Фоппа, святой Иероним, 1485-1490, дерево-темпера Алессандро Филипепи, прозванный Сандро Боттичелли, и ученик. Благословляющий Спаситель, около 1500, дерево, темпера

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-epohu-v...

Во время блужданий в сельской местности Эмилии (западная часть итальянского региона Эмилия-Романья) он нашел партизанскую группу, которая направила его в «Реджиоло» (территория провинции Реджо-Эмилия, граничащая с провинциями Мантуя и Модена). Александр воевал в отряде «Реджиоло», подразделении 77-й партизанской бригады С.А.П. «Фрателли Манфреди», и участвовал в многочисленных боевых действиях. Скромного Алессандро любили и ценили товарищи по борьбе за его бескорыстие и отвагу. Он показал все свое мужество, когда в ходе операции партизан, проводимой в городе Гонзага 19-20 декабря 1944 года, предложил свою кандидатуру, чтобы проникнуть на немецкую гауптвахту в концентрационный лагерь «Дулаг 512», используемый для сбора и отправки рабочих для принудительного труда в Германии. Пойти на этот дерзкий и крайне рискованный шаг он вызвался вместе с партизаном Скарпоне (настоящее имя Алчиде Гараньяни). Оба жертвовали собой, чтобы позволить своим товарищам завоевать позицию, жизненно важную в общей стратегии сражения, и, что самое главное, освободить пленных. Партизан Скарпоне был награжден Золотой медалью «За воинскую доблесть» сразу же после освобождения Италии от фашизма и окончания войны. Однако Алессандро не был награжден, поскольку о нем не знали ничего, кроме его прозвища и того, что он был «русский». Только значительно позже благодаря тщательным исследованиям в архивах Красного Креста относительно русских, плененных немцами в Италии во время Второй мировой войны, удалось определить данные Алессандро и, наконец, дать имя и фамилию «неизвестному» партизану, похороненному на кладбище города Гонзаги: Александр Климентьевич Накорчемный. Получив данные Алессандро, муниципалитет города Гонзаги принял решение оказать ему такие же почести, как и погибшему вместе с ним партизану Скарпоне. Итак, 31 марта 1989 года городской совет Гонзаги единогласно проголосовал за принятие решения о награждении Золотой медалью «За воинскую доблесть» партизана Алессандро со следующей формулировкой: «Драматические перипетии войны привели его в Гонзагу, где вдалеке от Матери-России, по непостижимому стечению обстоятельств, ему было суждено доблестно сражаться и с достоинством погибнуть вместе с итальянским партизаном, героем, награжденным Золотой медалью Алчиде Гараньяни по прозвищу Скарпоне...».

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/02/po...

Херцег-Нови. Церковь Анны Праведной. Церковь Святой Анны /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Престолы: Анны Праведной Год постройки:1985. Адрес: Черногория, Херцег-Нови, ул. Монастырская Координаты: 42.452483, 18.544685 Проезд:Пешком от Старого города на запад в сторону Савина монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Когда-то церковь Святой Анны, построенная на небольшом возвышении возле Старого города, была одним из самых посещаемых религиозных сооружений города. Не таким известным, как монастырь Савина, но все же популярным и у местных жителей, и среди туристов. Однако сейчас этот небольшой католический храм является незаслуженно забытым, в то время как и он сам, и территория вокруг достаточно интересны. Издавна христиане использовали невысокий красивый холм как место для возведения культового сооружения. Ранее здесь была православная церковь Св. Петки, построенная во времена правления династии Неманичей. Турки разрушили ее в конце 15 в., точная дата неизвестна - одни источники называют 1481 г., другие - 1483 г. Некоторое время место пустовало, до тех пор, пока Херцег Нови не заняли испанцы. Они правили городом совсем недолго, но даже за этот непродолжительный период успели внести в его облик кое-какие изменения (например, занялись перестройкой верхнего укрепления, которое сегодня известно как крепость Шпаньола). Возведение небольшого католического храма было начато 1538 г. и заняло всего год. Освятили его в честь Святой Анны. Строительство велось по инициативе и при поддержке дона Ферранте Гонзага, испанского командира, оставшегося в Херцег Нови даже после возвращения города под власть османцев. Гонзага умер в 1550 г. и был похоронен в церкви Св. Анны. Тут же покоятся члены его семьи. К сожалению, надгробная мраморная плита с гербом семейства не сохранилась до наших дней, она была уничтожена во время Второй мировой войны. Долгое время храм принадлежал семейству Гонзага. Потомки испанского командира успешно ассимилировались на новой родине и спустя некоторое время взяли фамилию Никелович, а затем Никичевич.

http://sobory.ru/article/?object=21751

" Найдите мне хоть одну серую сестру! " " Дамы-благотворительницы " из аристократии и зажиточной буржуазии щедро жертвовали на проекты Венсана де Поля. Под его руководством королева Анна Австрийская, принцесса Мария Гонзага (будущая королева Польши) и многие придворные дамы проводили несколько часов в неделю, ухаживая за бедняками в парижских больницах, но такой помощи было недостаточно. Во Франции XVII века монахини не покидали стен обителей. В то же время священники-миссионеры часто сталкивались с женщинами, которые не хотели уходить в монастырь, но желали бы помогать ближним в миру. В 1633 г. де Поль и его помощница Луиза де Марийяк объединили несколько десятков таких девушек и женщин в неофициальное сестричество, которое стали называть Дочери Милосердия или Сестры Милосердия. (В 1844 г. последнее словосочетание было заимствовано из французского языка для наименования первой в России Свято-Троицкой общины сестер милосердия). Сначала сестры жили в доме Луизы де Марийяк. По воскресеньям они собирались в Сен-Лазар слушать наставления Венсана, а по будним дням ухаживали за бедными больными на дому. Одевались они в серое крестьянское платье, поэтому парижане прозвали их " серыми сестрами " . Венсан де Поль и Луиза де Марийяк подчеркивали, что думали не о создании новой монашеской общины. Смысл служения Дочерей Милосердия был в миру, и хотя они приносили обеты бедности, целомудрия, послушания и служения бедным, эти обеты приносились лишь на один год. Если сестра желала остаться в общине, она ежегодно их возобновляла. Сестры подчинялись настоятельнице, а деятельность всей общины руководилась Конгрегацией Миссий. Де Поль говорил о сестричестве: " Их монастырем будут дома больных и дом настоятельницы. Их кельей - комната, снимаемая внаем. Их капеллой - приходская церковь. Их монастырским двором - городские улицы. Их затворничеством - послушание. Их решеткой - страх Божий. Их покровом - святая скромность. Их обетами - неизменное упование на Божественное Провидение и полная жертвенная самоотдача " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Самое древнее письменное свидетельство об Эдигне датируется 1521 годом. Первые изображения отшельницы появились на створках алтарей в начале XV века, а вотивные таблички, рассказывающие об исцелениях по молитвам к Эдигне, — в 1639 году. Одна из таких табличек изготовлена в баварской деревне Маммендорф Художники изображали Эдигну стоящей или сидящей в липе, а также на телеге со Священным Писанием, колокольчиком и петухом. На более поздних изображениях Эдигна представлена в монашеском одеянии и королевской короной, лежащей у ее ног. Рядом с отшельницей распласталась змея и стоит петух. Ладонь правой руки Эдигны лежит на черепе, а в левой руке – стебель лилии. Имеются изображения, где Эдигна держит Священное Писание с восседающим на нем петухом. Бытует мнение, что мифологический символ петуха как сакральной птицы и другие элементы вотивных табличек и текстов легенды представляют Эдигну как «язычницу» и «богиню Дриаду на дереве». Культ Эдигны широко распространился в Баварии в конце XVI и в XVII веках. Около 1600 года в Пухе обнаружены костные останки Эдигны, и полные мощи отшельницы стали доступными для почитания верующими. Ныне ее мощи находятся за стеклом специального реликвария в левом боковом алтаре местной церкви. В ризнице хранится якобы и ручной «колокольчик отшельницы», но о его происхождении точных сведений нет. Мощи (десница?) блаженной Эдигны находятся также и в баварской деревенской церкви Св. Эдигны в Хофдорфе (Hofdorf). Со времени обретения мощей Эдигны ее стали называть в народе блаженной. Ее имя люди призывали в молитвах в самых различных случаях. Одновременно началось паломничество в Пух из окрестных деревень. Этому способствовал близлежащий цистерианский монастырь в Фюрстенфельде, за которым и была закреплена церковь в Пухе. Отшельница Эдигна стала очень почитаемой в Мюнхене и других городах Баварии. Верующие считали Эдигну своей помощницей в трудных жизненных ситуациях, особенно в несчастных случаях, при утере или краже вещей. Об этом упомянул в 1521 году баварский историк Иоганн Авентин (Johannes Чудесные исцеления через заступничество Эдигны зафиксированы с 1590-го по 1616 год. Ежегодно совершала паломничество в Пух Елизавета Рената Лотарингская, герцогиня и курфюрстина Баварии (1574 — 1635) — супруга Максимилиана I, герцога Баварии. Известно, что последняя супруга императора Священной Римской империи Фердинанда II – Элеонора Гонзага (1598 — 1655), дочь герцога Мантуи Винченцо I и Элеоноры Медичи однажды потеряла ценное ювелирное изделие и по молитвам к Эдигне нашла его Можно привести и другие примеры о паломничестве в Пух и о произошедших исцелениях по молитвам к блаженной Эдигне.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/24/...

Что такое фреска и как её пишут 10 июля, 2012 Что такое Фреска Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно. Как создаются фрески Фресковая живопись Мы можем полюбоваться фресками еще на античных памятниках монументальной живописи. Но популярны фрески были и для украшения жилых домов, в основном, знатных и богатых людей. Во время эпохи Возрождения фрески приобрели особую популярность. Они украшали дворец герцога Людовика Гонзага, над ними работали величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо. Интересно, что людям нравилось изображать на фресках дома быть своей семьи. С XVI в. в Италии распространилась « чистая» фреска (« буон фреско«) без применения темперы. При этом верхний слой грунта ( интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII— XVIII вв. В XIX в. В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы. Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками. Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится. Самые известные фрески Микеланджело. «Дельфийская сивилла». Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512. Источник: dic.academic.ru Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область Источник: dic.academic.ru

http://pravmir.ru/chto-takoe-freska/

Мы составили список святых Британии, просиявших до Нормандского завоевания, чьи мощи полностью или частично сохранились: Кроме того, в Оксфорде имеется католическая часовня св. Алоизия Гонзага (Oratory of St Aloysius Gonzaga, Oxford), хранящая частички мощей несчетного числа ранних святых более позднего времени. Коллекция содержит мощи как упомянутых выше святых, так и других. К сожалению, многие святыни часовни были уничтожены во время пожара в 1970-е годы. Святая преподобномученица Вита Дорсетская, моли Бога о нас! Рейтинг: 10 Голосов: 265 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии о.Дионисий 14 сентября 2021, 12:29 Димитрий, нужно говорить Спаси Бог или Спаси Господи. Катя 21 июня 2021, 09:45 Святая Этельдреда также известна как Святая Одри. Тамара 16 июня 2020, 23:29 Очень интересно и познавательно было читать о житии святой. Всё было и в Европе, пока она исповедовала православную веру.. Потом разделение, отход от православия, католицизм, протестанты, а теперь и сплошное безбожие..И нет Европы.. ГОСПОДЬ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ!! Ирина 16 июня 2020, 20:52 Дмитрий. Спасибо за статью. Великолепная! особенно впечатлило начало статьи с описанием Дорсета - места где жила святая Вита. Представляешь все как наяву. Спасибо за искренность и образный язык , позволяющей нам воочию увидеть святую Виту и места где она проживала. Ирина (А.С.) Дмитрий 15 июня 2020, 15:00 Огромное спасибо всем за отзывы! В православном храме свт. Иоанна Шанхайского в Колчестере гр. Эссекс (St John the Wonderworker Orthodox Church Colchester, Essex) также хранятся частички мощей следующих святых: равноап. императрицы Елены; свт. Григория Двоеслова, папы римского; свт. Августина Кентерберийского; прп. Беды Досточтимого; свт. Кутберта Линдисфарнского; прп. Вальбурги, игуменьи Хайденхаймской (St Walburga, Abbess of Heidenheim); прп. Геновефы (Женевьевы) Парижской. В список не были включены места, где сохранились только раки святых (без мощей) или где наличие мощей угодников не подтверждено, хотя есть такая вероятность. Даст Бог, такой список подготовим к одной из следующих статей

http://pravoslavie.ru/131802.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010