Лит.: Graf. Geschichte. 1949. Bd. 3. S. 364-377; Salibi K. The Traditional Historiography of the Maronites//Historians of the Middle East. L., 1962. P. 212-225; Sfeir P. Les manuscrits autographes des annales de Duwah, patriarche maronite (1670-1704)//PdO. 1974. Vol. 5. N 2. P. 281-308; Родионов М. А. Марониты: Из этно-конфессиональной истории Вост. Средиземноморья. М., 1982. С. 20-24, 29-31; Breydy M. La IIIe apologie de Duwayh et la tradition des canons de Timothée Ier, d " Io(?)lsquo;barnun et autres//Actes du 1er Congrès intern. d " études arabes chrétiennes (1980)/Éd. Kh. Samir. R., 1982. P. 241-250. (OCA; 218); idem. Études maronites. Glückstadt, 1991; Moosa M. The Maronites in History. Syracuse, 1986. P. 269-270; Hatem J. La mystique de l " union dans la théologie eucharistique du patriarche Étienne ad-Duwayh (1630-1704)//PdO. 1990/1991. Vol. 16. P. 261-270; Noujaim T. La maronité chez Estéfa  n Duwayh. Kaslik, 1990. 3 vol.; idem. Duwayh et les langues syriaque et arabe//PdO. 1995. Vol. 20. P. 371-397; Jumayyil N. Al-batryark Istifa  n al-Duwayh: Haya  tuhu wa-mu " allafa  tuhu. Bayru  t, 1991; Moubarakah M. Le titre de l " ouvrage de Douaïhy sur la messe: Les Dix Candélabres//PdO. 1992. Vol. 17. P. 193-209; Heyberger B. Les Chrétiens du Proche-Orient au temps de la réforme catholique. R., 1994; Khalif é -Hachem É . La réforme du monachisme maronite de 1695//PdO. 1995. Vol. 20. P. 357-369; Baum W. Douaihy//BBKL. 2009. Bd. 30. Sp. 261-264; Winter S. The Shiites of Lebanon under Ottoman Rule, 1516-1788. Camb., 2010. P. 93-97, 156-157. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления

http://pravenc.ru/text/675035.html

Но, как всегда бывает в «минуты роковые», предательство одних лишь ярче высветило верность, благородство, самоотверженность других. И люди, сохранившие верность святым царственным страстотерпцам, нашлись тоже. Конечно, их было гораздо меньше, чем предав­ших, что вполне закономерно: избирающих крест всегда меньше, чем тех, кто спасает шкуру. Имена верных приближенных, добровольно разделивших с царской семьей заточение и ссылку в Сибирь, навсегда вписаны в страницу русской славы. Это убитые вместе с царственными мучениками доктор Евгений Боткин, камердинер Алоизий Трупп, горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов. Кто немного раньше, кто немного позже царской семьи, но за одно-единственное преступление — верность ей — были убиты также гофлектриса Екатерина Шнейдер, гофмаршал Василий Долгоруков, генерал-адъютант Илья Татищев, камердинер Иван Седнев. Можно назвать немало других имен. Судьбы этих людей заставляют вспомнить слова Спасителя: тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется (Мф. 24, 40–41). После того как 8 (21) марта одновременно были арестованы государь в Ставке и царица с детьми в Царском Селе, всем служащим революционная власть предложила выбор: уйти или остаться, подчинившись тюремным правилам; потом во дворец уже никого не пустят. Предложением уйти воспользовался генерал-адъютант свиты императора А. Ресин, еще некоторые. Зато графиня Анастасия Гендрикова благодарила Бога за то, что успела вбежать во дворец за два часа до того, как двери захлопнулись. В феврале она уехала в Кисловодск навестить заболевшую сестру. По дороге узнала о событиях в Петрограде и, не повидав сестру, помчалась назад, в Царское Село. «Ангел Настенька», как называли фрейлину Гендрикову, последовала за августейшими узниками в Тобольск. Но в Екатеринбург ей ехать не позволили и заключили в пермскую тюрьму. 4 сентября за ней пришли чекисты. Она спокойно сказала: «Что, уже?» — и по-французски попросила сокамерниц написать ее сестре. Графиню повели на расстрел, но в последний момент экономный чекист пожалел пулю и прикладом снес 30летней женщине полчерепа. Труп сбросили в канализационную канаву. Когда впоследствии его обнаружили белые, Гендрикову без труда опознали: тело после 7 месяцев пребывания в нечистотах оставалось нетленным, даже ногти имели розоватый оттенок.

http://pravoslavie.ru/54889.html

Главная идея конференции была выражена уже в самом ее названии. Современный православно-католический диалог, о чем сейчас стало модно говорить на всевозможных встречах и форумах, имеет право на существование только после признания Ватиканом преступлений католиков-усташей против православных сербов, принесения извинения потомкам и родственникам жертв и всему сербскому народу. Вести диалог будто не было геноцида сербов в системе лагерей Ясеновац, или будто преступления совершали кучки маргиналов без ведома церковного начальства Независимого государства Хорватия, недопустимо. Это не только противоречит истине, но и означает предательство памяти сербских новомучеников, всех невинных жертв террора. Сегодня в церковное сознание активно внедряется изобретенный недавно термин «церкви-сестры», означающий особый характер отношений Православных Церквей и римо-католиков. Но чтобы он наполнился смыслом, Ватикан должен как минимум осудить преступления своих епископов и прелатов, организовавших геноцид сербов, а также и другие преступления, совершенные по благословению Римского понтифика против православных. Этого, увы, не происходит. Ватикан делает вид, что его это не касается, а у православных участников диалога с католиками не хватает духу таким образом поставить вопрос. Более того, «архиепископ геноцида» Алоизий Степинац канонизирован Римо-католической церковью и в нынешнем году ожидается визит в Хорватию Папы Римского Бенедикта XVI по случаю торжеств по беатификации Степинаца. А если вспомнить, что в последнее время активно обсуждается идея переноса останков убитого в белорусском Полоцке отступника-униата Иоасафата Кунцевича из Рима в Витебск, то впору говорить не о сестринских отношениях, а об агрессивном католическом прозелитизме, сопровождающемся объятиями. По-русски это называется «держать камень за пазухой». Получается, что улыбающийся Папа Римский и его кардиналы «держат камень за пазухой», прославляя лютых ненавистников Православия. В книге представлены наиболее интересные доклады, прозвучавшие на конференции.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/01/...

Все эти прискорбные явления, подобных которым можно множество встретить в польских памятниках XVI века, не были конечно результатом какой-либо серьёзной мысли, а просто были следствием своеволия необузданной шляхты, детским протестом против прав и привилегий духовенства. Здесь естественно является вопрос: каким образом могла сносить вольномыслие и своеволия шляхты римская курия с своею восстановленною всемогущею инквизицией? Мы уже упоминали, что папство было бессильно в Польше, его громы могли вызвать разве одни насмешки в шляхте; римскому первосвященнику оставалось лишь печалиться о состоянии Польши, да рассылать послания, на которые никто не обращал внимания. Правда, во второй половине шестнадцатого столетия папские нунции то и дело являлись в Польшу для спасения католичества, но эти нунции встречали поразительные оскорбления в своём лице папского престола и сами сознавали бессилие своих полномочий. В 1555 году прибыл в Польшу в звании нунция веронский епископ Алоизий Липпомано, за которым „была слава опытного борца, искусившегося в бою с реформацией» 495 . На свои просьбы о принятии мер против распространения реформации в Польше, он получал от Сигизмунда Августа одни только обещания; король отказался от энергического действования против еретиков, и заметил нунцию, что он здесь „король со связанными руками» 496 . Желая обратить в недра католической церкви могущественного покровителя реформации в Польше Радзивилла Чёрного, Липпомано на своё письмо получил такой ответ, что „сам диавол, по словам нунция, не мог бы добыть из ада ничего худшего», чтобы выразить своё презрение и папе, и его нунцию, и всему католическому духовенству» 497 . Общество с своей стороны относилось к нунцию с ожесточённою ненавистью и на каждом шагу преследовало его грязными пасквилями 498 . Вследствие всего этого, Липпомано решился покинуть Польшу. „Достаточно, писал он в Риме, что я тут пробыл один год, и всякий признает, что я и св. отец делали всё, что только можно было сделать; если ничего более мы не сделали, это не наша вина, так что мы с спокойною совестью можем сказать: curavimus Babilonem et non est sanata» 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

При этом Степинац неоднократно оправдывал усташский режим перед Папой. Так, хорватский посланник в Ватикане Никола Русинович 9 мая 1942 г. писал министру иностранных дел Хорватии: " Его Преосвященство Степинац недавно вернулся в Загреб после двенадцатидневного пребывания в Риме. Он находится в прекрасной форме и воинственно настроен ко всем врагам государства! Степинац представил Святому Отцу отчет на девяти машинописных страницах. Он показал его мне, и я могу заверить вас в том, что он поддерживает нашу точку зрения. Выступая против сербов, четников и коммунистов, он обнаруживает доводы, которые мне и не приходили в голову. Никому не будет позволено нападать на Независимое государство Хорватия и представить хорватов в дурном свете " . В мае 1943 г. архиепископ вновь встретился с Папой и затем сказал новому хорватскому посланнику в Ватикане Эрвин Лобковичу, что на приеме " молчал о некоторых вещах, с которыми не совсем согласен, для того, чтобы показать Хорватию в наиболее выгодном свете " [lxi]. 18 мая того же года архиеп. Алоизий Степинац писал в послании Пию XII: " Восточная схизма пробивает ряды католиков и грозит достичь своей темной цели. Победа идеи Великой Сербии будет равносильна уничтожению Католицизма на Северо-западных Балканах, в государстве Хорватия... Нет сомнения, что такие фатальные события будут иметь значительные последствия далеко за границами Хорватии. Волны Православия и наступление Византизма беспрепятственно будут обуревать границы Италии, пока же они разбивались о передовую хорватскую стену. К тому же, благодаря работе хорватских клириков, особенно францисканцев, был заложен фундамент для возрождения Католицизма в Болгарии путем обращения многих павликиан, и остатки верующих в скандерберговской Албании были спасены, и уничтожение основной католической нации на вечно кипящих православно-мусульманских Балканах, пагубно отразится на других разрозненных группах... В отчаянной борьбе за свое существование Хорватия на каждом шагу показывает, что она готова пребыть верной католическим традициям, и готова создать более чистую и лучшую перспективу для Католической Церкви в этой части мира " . Далее архиепископ писал об опасности для перешедших в католичество православных сербов: " ...не только около 240.000 новообращенных из сербской православной веры погибнут тут, но также и все католическое население этой местности вместе с их церквами и монастырями. В естественном порядке вещей, если только Бог не сотворит великого чуда, прогресс Католицизма тесно связан с прогрессом государства Хорватия " [lxii].

http://religare.ru/2_97102.html

В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии). Григорианский календарь Григорианский календарь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366. 365,2425=365 + 0,25 — 0,01 + 0,0025=365 + 1 / 4 — 1 / 100 + 1 / 400 Отсюда следует распределение високосных годов: • год, номер которого кратен 400 — високосный; • остальные годы — год, номер которого кратен 100 — не високосный; • остальные годы — год, номер которого кратен 4 —високосный. Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением. Месяцы Согласно григорианскому календарю год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня: История Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке лат.  Inter gravissimas («Среди важнейших»). • Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. • Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Критикуя слабые стороны теории фикции, Н. С. Суворов справедливо замечает, что понятие юридического субъекта нельзя ограничивать областью только имущественных отношений гражданского права. Всякая цивилистическая теория, в том числе теория юридической личности, должна быть проверяема ее пригодностью для области публичного права. При этом отождествление «юридического субъекта» с «лицом» 36 не может быть желательным, равно как и подведение под понятие юридического лица всех субъектов права, включая естественное лицо – человека. Поэтому, считал Николай Семенович, мы должны отказаться от мысли о юридическом лице как о чем-то фиктивном (с. 141). По мнению Н. С. Суворова , для того, кто поддерживает единство понятия юридического субъекта для публичного и частного права, еще менее состоятельной оказывается теория бессубъектных прав (с. 142). Выразители этой теории пришли к выводу, что есть случаи, когда в действительности субъекта нет (Виндшейд 37 , Кеппен 38 ) или субъектом является понятие, цель (Алоизий Бринц 39 ), или субъектом выступает то, что дает лицу власть распоряжаться правом, например, ценная бумага (Беккер 40 ). Сторонниками данной концепции являлись также Демелиус 41 , Брунс, Белау 42 и другие известные правоведы. Давая оценку теории «целевого» или «бессубъектного имущества», Н. С. Суворов солидарен с Бернатциком в том, что право судить, наказывать и собирать подати, которое не имеет субъекта, – это есть верх нелепости (с. 142). В действительности, корпоративные и институтные органы, кроме обладания имущественными правами, правами заключения гражданских сделок и защиты гражданских интересов перед судом, осуществляют разные другие функции административного и даже законодательного характера. Отвлечение частноправовой стороны от других сторон государственной и корпоративной жизни было громадным прогрессом в области гражданского оборота. Вместе с тем очевидно, что государство, которое в римском праве рассматривалось как юридическое лицо, не перестает быть государством и не становится фикцией, хотя и отказывается от своего величества для гражданских отношений с частными лицами (с. 143). Н.С. Суворов соглашается с Лассоном 43 , что юридическое понятие лица, даже в применении к отдельному естественному человеку, есть абстракция, поскольку из всех качеств и сторон человеческой жизни берутся только те, которые необходимы для сферы гражданских отношений. Точно так же государственное право оперирует понятиями гражданина и подданного. Однако это не означает, что в обоих случаях создается какое-то искусственное, фиктивное существо, по природе отличное от естественного человека (с. 142 – 143).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Но есть один простой аргумент, на который не могут дать вразумительного ответа сторонники версии следователя Н.А.Соколова об уничтожении останков в урочище «Ганина яма» и, вытекающей отсюда версии создания ложной могилы в урочище «Поросёнков лог». Я уже писал об этом год назад в статье «Что же теперь делать с " екатеринбургскими останками " »? Аргумент этот исходит из обстоятельств «создания ложной могилы», как считают Мановцев и другие. Ну, давайте допустим, что могила ложная, созданная для того, чтобы ввести в заблуждение. Правда, сразу возникает вопрос: кого хотели ввести в заблуждение? Белых? Тогда могилу должны были создать в июле 1918 года, когда большевики собирались бежать из столицы Урала. Это маловероятно, поскольку в суматохе отступления провернуть всё это – убить одиннадцать похожих людей, закопать девять тел, два сжечь – было весьма затруднительно. Это кто-то должен был делать, но нет никаких свидетельств: ни подбора жертв, ни их убийства и создания этой ложной могилы. Говорят, что могли создать могилу в конце сороковых, когда была возня вокруг Лжеанастасии, и Запад мог потребовать от советской власти выплатить «царские деньги» (какие, правда, совсем непонятно). Но и тут возникают тот же вопрос: зачем было делать всё так сложно? Почему нет никаких свидетельств? Ведь, кто-то убивал, кого-то убивали... А теперь самое главное. Можно допустить, что нашли 9 человек, из которых как минимум пятеро должны были быть родственниками (мать, отец и три девушки – дочери или племянницы), поскольку родство доказывают антропологи. Можно допустить, что нашли ещё четверых – трёх мужчин в возрасте и одну женщину, сколько было слуг, чтобы было всё похоже на правду. Можно даже допустить, хотя уже сложнее, что нашли мужчину со вставной челюстью, как было у страстотерпца Евгения Боткина. Можно допустить, хотя это еще сложнее, что один из мужчин должен был иметь признаки представителя балтийской расы, каковым был Алоизий Трупп… Почему сложно? Да потому что могила делалась не для того, чтобы кто-то её раскапывал и проводил экспертизы. Кто мог в советское время допустить проведение столь серьёзных раскопок и исследований?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/16/a_...

Идея возрождения Речи Посполитой, которая постоянно возбуждала восстания в Польше, имела сторонников и среди русской полонизированной шляхты в Западной Белоруссии. Результатом волнений 1830 года стали действия русских властей по деполонизации Западного края: перевод делопроизводства и обучения в учебных заведениях на русский язык, закрытие Виленского университета, аресты инсургентов и увольнения со службы шляхтичей, участвовавших в восстании. В конце концов, в 1839 году на Полоцком соборе была ликвидирована уния, а униаты переведены в православие. Как всегда, государственная машина разворачивалась тяжеловесно, не замечая деталей. Дворянское достоинство Савичей подтвердили в 1847 году. Документы подоспели к похоронам. Пан Тадеуш и его жена Анна умерли от холеры, оставив малолетнего Людвига на попечении дяди. Егор Савич служил управляющим у помещика Алоизия Пржецишевского, в его имении Изряки, что под Полоцком. 6 1863 год ввел в исторический обиход понятия «белые» и «красные». «Белой гвардией» называли партию польских магнатов, которые последовательно стремились восстановить Польшу в границах Речи Посполитой 1772 года. «Красные» же подбивали на бунты крестьян и включали в свою программу решение аграрного вопроса. Не имея сил на открытые столкновения с русскими войсками, повстанцы действовали методами партизанской войны. Усадьба пана Пржецишевского превратилась в гнездо восстания. Отправив жену с младшими детьми в Ниццу, пан Алоизий всей своей мятежной душой окунулся в дело «белой гвардии». По улицам фольварка разъезжали телеги с вооруженными людьми, на вспененных лошадях мчались из Варшавы в Минск курьеры в вязаных конфедератках. В костелах распевали патриотические песни и оскорбительные куплеты, прятали оружие и прокламации, а католическое духовенство открыто призывало: «Лучше забыть обиду на панов и помнить, что главный враг – это москаль!» Магнаты вывозили за границу имущество из имений и выходили «до лясу», где составлялись вооруженные отряды для войны с «пшеклентыми москалями»: мелкая шляхта, чиновники, разночинцы, гимназисты, дворовая челядь. Смута охватила все шесть губерний Западного края. Горели православные церкви, целые деревни, населенные староверами, казенные присутствия. Повстанцы врывались в волостные управления, срывали портреты Александра II, рубили телеграфные столбы.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

(См. также Календарь ). Необходимость исправить календарь диктовалась смещением дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю и увеличившимся расхождением пасхальных и астрономических полнолуний. Задачей реформаторов было вернуть праздник Пасхи на то время года, в к-рое он праздновался во времена I Вселенского (Никейского) Собора (325), и предотвратить его серьезное смещение в обозримом будущем. Исправление календаря обсуждалось в Римской курии при папе Павле III и на Тридентском Соборе в 1563 г., но решение по этому вопросу не было принято. Итал. астроном Алоизий Лилий (Луиджи Лилио) разработал проект реформы, переданный комиссии кардиналов его братом Антонио, тоже астрономом. Этот проект, исправленный и обнародованный в 1577 г. как «Руководство по восстановлению календаря» (Compendium novae rationis restituendi kalendarium), обсуждался астрономами и математиками. Новый календарь был введен буллой папы Римского Григория XIII «Inter gravissimas» от 24 февр. 1582 г. Для того чтобы весеннее равноденствие соответствовало 21 марта, потребовалось единовременно исключить из календаря 10 дней, поэтому после 4 окт. 1582 г. следовало 15 окт. Кроме того, 14-й день луны был приведен в соответствие с астрономическим полнолунием. Это позволило согласовать даты празднования Пасхи с теми, к-рые были установлены Никейским Собором. Количество високосных годов сократилось: вековые годы (1800, 1900 и т. д.) исключили, но те годы, к-рые можно было разделить на 400 (1600, 2000), остались високосными. Было решено составить новые таблицы для определения даты Пасхи с использованием даты весеннего равноденствия 21 марта по новому календарю. Папа Григорий XIII призвал всех католич. правителей ввести в своих странах новый календарь. Это сразу же было сделано в итал. государствах, а также в Испании, Португалии и Речи Посполитой. В заморских владениях Испании и Португалии реформа календаря была проведена в 1584 г. К кон. 1582 г. новый календарь были принят во Франции и в Лотарингии, в 1583-1584 гг.- на католич. землях Свящ. Римской империи и в католических кантонах Швейцарии, позднее - в Венгрии (1587) и Трансильвании (1590). В протестант. гос-вах реформа была проведена в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010