Эпоха Возрождения вносит что-то новое в понимание смерти, особенно человека болящего: возникает концепция смерти как игры, смерти как противостояния. На эту тему есть хороший текст Савонаролы, который говорит: “Человек, диавол играет с тобой в шахматы, пытается овладеть тобой и поставить тебе шах и мат в этот момент. Будь же наготове. Подумай хорошенько, потому что если ты выиграешь в этот момент, ты выиграешь и все остальное, но если проиграешь, то все, что ты сделал, не будет иметь никакой ценности”. С этим связано и иконографическое переосмысление смерти, в том числе и смерти страдающего грешника. Мы все с вами знаем иконографию macabre или dance macabre, “Пляски Смерти”, когда умирающий и смерть изображаются парно. Умирающий страдающий человек всегда представлен на таких иконографиях особо отталкивающе. Его тело показано как разложившееся еще при жизни. Отвратительные куски плоти отпадают во время этого танца. Он пытается схватиться за какие-то богатства земные, как например, на картине Босха, когда дьявол втаскивает на ложе умирающего больного богача мешок с деньгами, но для того это оказывается бесполезным, и он умирает в страшных мучениях. А уже XVI век дает более привычную и известную нам метафору расставания души и тела как мистически окрашенного акта, значительно более приподнятого и важного. Имеются, правда, и обратные примеры: в то же самое время иезуитская традиция, связанная с Луиджи Гонзагой, говорит о том, что ничего не нужно специально делать, не нужно никак готовиться к последнему моменту на земле. Самого Луиджи Гонзагу, по апокрифической традиции, смерть настигает во время игры в мяч, когда его последователь спрашивает: “Что вы будете делать, если смерть придет прямо сейчас?” Гонзага отвечает, что будет продолжать играть в мяч, тем самым демонстрируя разрыв с вскормившей иезуитское движение средневековой концепцией мировидения. Смерть веков XVIII-XIX — это романтическая смерть, время, когда стало возможным говорить о красоте страдания и о красоте смерти. Причем эта терминология все более и более вторгается не только в словарь общества, но и в словарь художественной литературы и становится господствующей. Говорить о смерти прекрасной применительно к Средним векам, как и о прекрасности страдания неизлечимых больных не приходится.

http://azbyka.ru/zdorovie/otnoshenie-k-b...

В одной из российских школ Монтессори учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского сада-школы и Монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы Монтессори-педагога. Величайшее счастье, которое они испытали в новом качестве, было связано с возможностью наблюдения свободной жизни ребенка, постижения методов экспериментальной педагогики и психологии, а также практической организации условий свободной жизни детей. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори-учителя верят, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Для Монтессори-учителя характерно отступать на задний план, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не бить по рукам. Педагог откликается прежде всего на главную просьбу ученика: помоги мне это сделать самому. Елена ХИЛТУНЕН, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, Москва, 2005 год Предисловие Марии Монтессори Распространению моего метода в работе с детьми начальной школы (с 6 до 10 лет) предшествовали три года экспериментальной работы. В 1911 году мой добрый друг, Донна Мария Марени Герьери Гонзага, впервые решилась испытать, можно ли с нашими пособиями, только более сложными, заниматься с детьми младшего школьного возраста по нашему методу, уже доказавшему свою успешность на ранних этапах развития ребенка. К ней присоединилась баронесса Алис Франшетти, чей талант оказал огромное влияние на создание этой книги. Память о ней осталась не только в сердцах всех, кому посчастливилось ближе узнать эту исключительную женщину, но и в школах, которые она создала для крестьянских детей в своем имении Делла Монтеска. В этих учебных заведениях мой метод был адаптирован к условиям сельской школы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Представитель Всемирного Русского Народного Собора при ООН принял участие в ежегодной конференции неправительственных организаций в консультативном статусе при ООН 18 сентября 2008 г. 19:28 3-5 сентября 2008 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже состоялась 61-я ежегодная конференция неправительственных организаций в консультативном статусе при ООН, организованная Департаментом общественной информации ООН по теме «Утверждая права человека для всех: 60-летие Всеобщей декларации прав человека». Впервые за шестьдесят лет проведения конференция была организована за пределами штаб-квартиры ООН, расположенной в Нью-Йорке. Всеобщая декларация прав человека была подписана в 1948 году в Париже, поэтому именно этот город был избран местом проведения форума НПО. Уже на протяжении шестидесяти лет Всеобщая декларация является основой международных стандартов в области прав человека, став универсальным юридически обязывающим заявлением о принципах присущих человеку прав и общим фундаментом, опираясь на который страны мира определяют степень прогресса в этой области. С приветственным словом на церемонии открытия конференции выступили: заместитель Генерального секретаря ООН по коммуникациям и общественной информации К. Акасака; заместитель министра иностранных дел Франции по правам человека Р. Яде; известный французский политик С. Вейл; Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура; директор подразделения по делам СПЧ Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Б. Ндиае (Женева); председатель 61-ой конференции Ш. де Гонзага. Участников конференции также приветствовали Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Председатель 62-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН С. Керим. Представители более 2000 неправительственных организаций из 90 стран мира приняли участие в конференции, в рамках которой состоялись 42 круглых стола и семинара. В ходе дискуссий были обсуждены социальные, экономические, политические, образовательные, религиозные и иные аспекты прав человека. В частности, были проведены заседания по темам: права женщин и культурное наследие, взаимодействие неправительственных и юридических организаций в деле утверждения прав человека, права человека и партнерство ООН с гражданским сектором, архитектура прав человека в постконфликтный период, человеческое достоинство, права человека и культурные ценности.

http://patriarchia.ru/db/text/461708.htm...

В 1623 г. сюда были направлены папские войска. М. был капитаном одного из отрядов пехотинцев, собранных на средства рим. семейства Колонна. 5 марта 1626 г. между Францией, поддержавшей Граубюнден, и Испанией был заключен Монсонский договор, временно уладивший проблему Вальтеллины. Хотя М. не принимал непосредственного участия в военных действиях, его организаторские способности были замечены апостольским комиссаром Джованни Франческо Саккетти. С апр. 1626 г. М. служил под командованием маршала А. Саккетти, а потом стал секретарем Дж. Ф. Саккетти, в янв. 1629 г. назначенного папским нунцием в Милане. Саккетти должен был заниматься разрешением спора о «мантуанском наследстве»: после смерти бездетного герц. Винченцо II Гонзаги на Мантуанское герц-ство претендовали Ферранте II, герц. Гуасталлы (эту кандидатуру поддерживали имп. Фердинанд II Габсбург и Карл Эммануил I, герц. Савойи), и представитель французской ветви рода Гонзага герц. Карл I Неверский (за ним стоял французский кор. Людовик XIII). Саккетти пришлось срочно вернуться в Рим, и, пока в Милан не прибыл новый нунций, племянник папы кард. Антонио Барберини, М. удалось подробными отчетами произвести на папу Римского Урбана VIII хорошее впечатление. 29 янв. 1630 г. в Лионе М. встретился с главным министром Франции кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье . Осенью 1630 г. папское посольство (М. оставался секретарем папского легата) прибыло в Монферрато для переговоров о мире. М. активно участвовал в переговорах, довольно быстро выяснив сильные и слабые стороны противников и стремясь использовать их для достижения главной задачи - подписания мира. Так, ему удалось остановить сражение: 26 окт. у Касале, когда армии Франции и Испании готовились к бою (при этом командовавший испан. войсками Альваро де Басан, маркиз де Санта-Крус, панически боялся потерять свою армию), М. промчался между ними, размахивая листом бумаги и громко крича: «Мир! Мир!» Папа Римский Урбан VIII, оценив талант молодого дипломата, взял М. к себе на службу.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

королей. Савойский герц. Эммануил Филиберт (1553-1580) был полководцем на службе Испании и после выгодного для него завершения Итальянских войн перенес свою столицу в Турин (1563). В русле т. н. просвещенного абсолютизма он провел реформы налоговой системы, армии и флота, отменил крепостное право, поощрял развитие экономики. Его сын Карл Эммануил расширил территории герц-ства в И. за счет маркизатов Салуццо и частично Монферрато. В период Тридцатилетней войны и позднее герцоги находились под давлением извне, особенно Франции, в борьбе с к-рой им пришлось отстаивать свои владения и самостоятельность вплоть до нач. XVIII в. В XVI-XVII вв. с политической сцены сошли небольшие, но влиятельные в недавнем прошлом герцогства в Сев. Италии - Мантуя, Модена и Феррара, которые были центрами ренессансной лит-ры и искусства. Их расцвет пришелся на нач. XVI в., когда Изабелла д " Эсте (1474-1539) из семьи герцогов Феррарских стала женой мантуанского герц. Франческо II Гонзаги. При ее дворе бывали лучшие художники и литераторы того времени - Кастильоне, Пьетро Бембо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан. В Ферраре работали Ариосто, автор рыцарской поэмы «Неистовый Роланд», и Торквато Тассо, написавший поэму «Освобожденный Иерусалим». Когда династия герцогов Феррарских в 1597 г. пресеклась, Феррара вернулась под власть Римского папы, вассальным владением к-рого она была, а наследники Эсте сделали столицей г. Модену. Прямая линия Гонзага угасла 30 лет спустя, что привело к войне за «мантуанское наследство» (1628-1631), в итоге на троне утвердилась побочная франц. линия. Во Флоренции укреплению влияния и власти Медичи способствовало избрание на Папский престол Джованни Медичи (папа Лев Х), а затем Джулио Медичи (папа Климент VII), однако неудачи в политике последнего привели к новому перевороту в 1527 г. Флорентийская республика просуществовала 3 года и после упорного сопротивления была разгромлена папой при помощи войск имп. Карла V. Правителем Флоренции стал Алессандро Медичи, незаконнорожденный, как считается, сын папы Климента VII.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

313 Крета (creta) – идентифицируется как: 1) известковые вещества (например, мел, т. е. карбонат кальция); 2) как мергели; 3) как глины; но обычно как мел и белая глина. Селинунтская крета не идентифицируется (или идентифицируется как мел). Кольцовая крета также не идентифицируется. Кретула (в § 49) – уменьшительное от «крета»; здесь – сухой грунт (штукатурка). 317 ...Азии... – здесь, по-видимому, имеется в виду римская провинция Азия (в основном вся западная часть Малой Азии). 319 Выше, в § 55, говорится: «Так (т. е. адамантом) был назван узел в золоте, найденный в рудниках чрезвычайно редким спутником золота, и поэтому думали, что он рождается только в золоте». 325 Птеригии (греч.) – «перышки» или «крылышки». Из многих значений этого слова сюда подходит значение «бельмо» (на глазу). 327 Как отмечается: бобры (на которых охотятся ради «бобровой струи», применявшейся в медицине) при опасности ампутируют свои генитальные части, зная, что их преследуют с этой целью (см.: Плиний. VIII, 109 и XXXII, 26–27). 329 Из сардоникса делали и сосуды больших размеров. Самая большая античная камея, так называемая «Большая камея Франции» (хранится в Национальной библиотеке в Париже) сделана из сардоникса с пятью слоями, размером в 310 х 255 мм (начало I или начало II в. н. э.). Знаменита так называемая «Чаша Фарнезе», из сардоникса, диаметром в 20 см (в Национальном музее в Неаполе), с изображениями (в технике камеи). Из трехслойного сардоникса сделана знаменитая «Камея Гонзага» (157 х 118 мм; в Эрмитаже). 330 Здесь имеются в виду геммы-печатки. Среди большого количества античных гемм-печаток значительная часть сделана из сардера и сердолика (ниже, в § 105, Плиний говорит, что для от­тискивания печатей пригодне всего сарда, а описанные далее разновидности и идентифицируют как сердолики и сардеры). 336 Топаз идентифицируется как нын. перидот (оливин, с его разновидностью – хризолитом) (не как нын. топаз). 341 Тибаренские – по названию народа тибаренов в Малой Азии, в горах, у Черного моря. Считают, что это хрисолиты (а не гиацинты), и их предположительно идентифицируют как желтый кварц, называемый цитрином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. черты больших форм искусства - скульптуры и живописи. Для печатей знаменитого резчика Дексамена Хиосского (2-я пол. V в. до Р. Х.), где сохранилась подпись мастера, характерны такие черты, как использование красоты камня, классическое совершенство пропорций, тонкий рисунок, едва уловимые градации рельефа (геммы с изображением летящей цапли, ГЭ, геммы с изображением коня и с портретом неизвестного, Музей изящных искусств, Бостон). Самым знаменитым резчиком IV в. до Р. Х. был Пирготель, к-рому было предоставлено исключительное право гравировать портреты Александра Македонского. Бегущий конь. Камея. 2-я пол. V в. до Р. Х. Мастер Дексамен (ГЭ) Бегущий конь. Камея. 2-я пол. V в. до Р. Х. Мастер Дексамен (ГЭ) В Грецию после походов Александра Македонского стали ввозить многоцветные вост. минералы: алые гранаты, лиловые сир. альмандины, фиолетовые аметисты, зеленые цейлонские бериллы, инд. сардоникс, сочетающий белый и желтый цвета с теплыми красновато-коричневыми, араб. сардоникс, в к-ром преобладали холодные сине-черные и голубоватые оттенки. При дворах греч. монархов особого расцвета достигла портретная Г. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. в моду вошли камеи из многослойного, многоцветного сардоникса, нередко большого размера (напр., «камея Гонзага», или Мальмезонская камея) с изображением егип. царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до Р. Х., ГЭ). К концу эллинистического периода производство предметов Г. стало массовым на всех территориях, затронутых влиянием греч. культуры (от Испании, Карфагена и Юж. Италии до Крыма, Колхиды, Бактрии). Помимо редких камей в основном изготавливались перстни-инталии (δκτυλος, annulus - отсюда дактилиотека) с портретными изображениями, с мифологической сценой, с образом божества или героя или только с именем владельца (σφραϒς, σφραϒδιον - отсюда сфрагистика). Имп. Юлиан Отступник. Бюст. 60-е гг. IV в. (ГЭ) Имп. Юлиан Отступник. Бюст. 60-е гг. IV в. (ГЭ) К посл. четв. I в. до Р. Х. увлечение Г. распространилось в Риме, куда с падением царства Птолемеев (30 г.

http://pravenc.ru/text/165147.html

В сельском Доме Ребенка, созданном в Палидано в память маркиза Карло Гверьери Гонзага, мы начали изучать мебельное искусство, В каждом уголке Италии таятся сокровища местных художников, нет такой провинции, где бы в прежние времена не создавали удобные, очаровательные предметы, отвечающие нуждам практической жизни и требованиям художественного вкуса. Почти все эти бесценные изделия сегодня потеряны, и даже память о них исчезает под гнетом однообразной, бессмысленной, гигиенически правильной моды наших дней. Следуя гениальному плану Марии Марени, мы тщательно исследовали местные старинные промыслы и использовали их достижения в Доме Ребенка (форма, цвет столов, стульев, сервантов, посуды, рисунок ткани, декоративные мотивы, характерные для старинных сельских домов). Это возрождение деревенского искусства, вернувшее в обиход вещи бедняков эпохи гораздо более нищей, чем наша, выгодно и с экономической точки зрения. Если вместо грубых парт делать простую красивую мебель, мы увидим, как из безобразия рождается красота, отбрасывая дорогие материалы, потому что прекрасное возникает не из роскоши, но из вдохновения. Наша реформа нуждается не в больших средствах, а в утонченном вкусе. Если когда-нибудь удастся изучить местные промыслы разных провинций Италии, каждая из которых имела собственные художественные традиции, тогда возникнет новый тип мебели, способной воспитывать вкус, исправлять нравы. Это станет «средством образования», потому что приобщение к старинному народному искусству вдохновит новую жизнь, почти задушенную призраком гигиены, занятой исключительно безнадежной борьбой с болезнями. Человечность искусства должна развеять мрак. Черные парты в классах, серые стены, украшенные еще менее, чем камера смертника, чтобы ничем не занимать ум ребенка. Ему следует принимать только то неудобоваримое интеллектуальное варево, которое раздает учитель. То есть окружение прежде всего не должно отвлекать ученика. Тогда педагог при помощи своего ораторского мастерства и подручных средств сумеет привлечь к себе непокорное внимание детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Если все же борьба между взрослым и ребенком заканчивается примирением, взрослый принимает детские условия, помогает малышу, то обретает высочайшее в мире наслаждение: возможность следовать за ребенком по пути естественного развития, наблюдать, как растет человек. Если образ распускающегося бутона розы так полюбили поэты, то как прекрасен должен быть расцвет детской души. Это бесценное сокровище, нашу путеводную звезду и опору, мы гневно топчем ногами, проклиная, как безумные. Ребенок что-то делает, хватает руками, несмотря на замечания, — он занят необходимыми для своего развития упражнениями и проявляет столько силы, что мы порой вынуждены отступить. Так же упорно, как дышит, плачет от голода, встает на ножки, пытаясь научиться ходить, малыш тянется к предметам, полезным для него. Если находит их, тратит массу сил, тренируя мускулы, органы чувств, тогда он счастлив. Если не находит того, что нужно, беспокоится (как при всякой неудовлетворенной потребности). Игрушки слишком легкие, а детским ручкам необходимо напрягаться, поднимая и перекладывая разные вещи. Игрушки слишком сложные, а детским органам чувств необходимо анализировать простые впечатления. Игрушки бесполезны, это фикция, пародия на реальность. Однако именно они составляют мир наших детей, где малыши напрасно тратят силы, приходя в ярость. Поэтому и ломают все подряд. Говорят, детям присущ инстинкт разрушения. К счастью, эту сентенцию понимают не лучше, чем другую, противоречащую первой: детям присущ инстинкт собственника, они эгоисты. Ничего подобного. Ребенок испытывает властную потребность расти, совершенствоваться. В каждый период своей жизни он инстинктивно готовится к следующему этапу. Эту идею проще понять, чем те странные инстинкты, которые мы приписываем детям. Предоставьте ребенку возможность действовать свободно, и он изменится. В Доме ребенка «Геррьери Гонзага» достаточно было дать расческу самой непослушной, злой девчонке, которую воспитатели уже давно считали безнадежной, как она становилась милой и веселой, аккуратно и радостно причесывала подружек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Так, А. Теве (1516-1590), не называя своих источников, в соч. «Всеобщая космография» утверждает, что Н. де Л. был сыном иудеев и оставался в иудаизме до 34 лет (см.: Thevet A. Cosmographie universelle. P., 1575. T. 2. P. 596-597); похожие сведения он повторяет в соч. «Истинные портреты и жизнеописания знаменитых мужей», где говорится, что Н. де Л. обратился в христианство под влиянием лекций и проповедей францисканцев и поэтому сам стал членом этого монашеского ордена ( Idem. Les vrais portraits et vies des hommes illustres. P., 1584. T. 1. Fol. 151v). Ф. Гонзага (1546-1620) сообщает др. историю: родители Н. де Л. были иудеями, однако его мать во время беременности сильно заболела и под влиянием христ. подруг дала обет, что буд. ребенок получит христ. крещение и станет монахом-францисканцем, что впосл. и исполнила ( Gonzaga F. De origine Seraphicae Religionis Franciscanae eiusque progressibus. R., 1587. P. 130). Впосл. обе версии были искусственно соединены, так что нек-рые авторы утверждали, будто мать Н. де Л. не исполнила обет, однако сам он его исполнил уже в зрелом возрасте (см., напр.: Du Monstier A. Martyrologium Franciscanum. P., 1638. P. 486; ссылки на сочинения др. авторов см.: Labrosse. 1907. P. 497-500). В нач. XVIII в. протестант. теолог М. Х. Райнхард (1676-1732) предложил обзор и опровержение свидетельств и аргументов в пользу евр. происхождения Н. де Л. (см.: Reinhard M. H. Pentas conatuum sacrorum. Lpz., 1709. P. 147-171). Несмотря на это, мн. авторы продолжали некритически повторять легенду до нач. XX в. Так, в англоязычной Еврейской энциклопедии о происхождении Н. де Л. из семьи иудеев упоминается как о «позднем утверждении», однако без к.-л. опровержения (The Jewish Encyclopedia. N. Y., 1904. Vol. 8. P. 231); в русскоязычной Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона прямо сказано о «еврейском происхождении» Н. де Л. (Еврейская энциклопедия. СПб., 1911. Т. 10. Стб. 233). Убедительные аргументы против достоверности легенды о евр. происхождении Н. де Л.

http://pravenc.ru/text/2566104.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010