Замечай, что не железом (железным ножом) Сепфора обрезает дитя, ибо железо служит для наказания и приличествует находящимся под наказующим законом, но «камешком» (острым), как написано ( Исх.4:25 ), понимаемым в значении прообраза Христа, ибо этим указывается на непреложность и твердость во всем природы Единородного. Поэтому Бог и Отец чрез святых пророков называл Христа и адамантом (алмазом), говоря так: «Вот Я влагаю адамант в средину народа Моего Израиля» ( Ам.7:8 ). Адамант образно опять указывает нам на то, что Божественная и неизреченная природа Слова отнюдь не может уступать противникам Своим. Таким образом и божественный Иисус, после военачальствования Моисея и его кончины призванный для предводительства (Израилем), по Божественному определению делал чистыми сынов Израиля. И так как им подобало восставать против неприятелей, то и благовременно приказывал им как бы наперед вооружиться посредством обрезания, зная, что иначе не избегнут поражения и не спасутся от смерти уже долженствовавшие немедленно же начать сражение. Написано же о нем так: «И сказал Господь Иисусу: сделай себе ножи каменные из камня острого и, седши, обрежь сынов Израиля 547 ; и сделал Иисус ножи каменные и обрезал сынов Израиля» ( Нав.5:2–3 ). Наименование «камня» здесь указывает нам как бы на твердость и несокрушимость Божия Слова. А название его «острым» обозначает Его силу тонко проникать во все и острейшую Его действенность, как и Павел, воспитанный на Священных и Божественных Писаниях, называет нам Божественное Слово «живым и действенным и острейшим более всякого меча обоюдоострого» и говорит, что оно проникает «до разделения души и духа» ( Евр.4:12 ). Столь тонкое и острое, проникая в наши сердца чрез Собственного Духа 548 , Оно освобождает от всякой нечистоты. Обрезая неизреченным образом то, что наполняет нас превеликою мерзостию, Он делает нас и святыми и непорочными. Замечай, пожалуйста, здесь яснейший образ истины. Обрезывающий Иисус, а подвергающиеся этому от него суть «всякое дитя молодое», как написано, «которое не знает сегодня доброго или злого» ( Втор.1:39 ). Так, вышедшие из Египта имели на себе Божественный гнев возмездием за непослушание и разнообразные наказания постигали их в пустыне, так как Всесвятому Богу благоугодно было справедливо не вводить их в землю, которою клялся отцам их. Бывшие же после них, как свободные от вины непослушания, служили прообразом нового народа, почему и принимают обрезание в духе чрез Христа, между тем как древний и прежний народ, то есть Израиль, как только что говорили мы, приходит к погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   Ст. 4—6. Сице показа ми Господь, а се призва прю во огни Господь, и пояде бездну многу, и пояде часть: и рех: Господи Боже, престаии ныне, кто восставить Иакова? Яко мал есть: раскайся, Господи, о сем: и сие не будет, глаголет Господь.    Созерцал под образом саранчи и гусениц Гога или Ассирийца. Его же именует прею огненною (карою), потому что Вавилоняиам не довольно было истребить железом Ефрема, но они сожгли и множество городов Самарийских. Посему, говорит, пря, то есть — отмщение посредством огня, пояде бездну многу, то есть — Ефрема, именуемого бездною по причине его великого и неизмеримого множества. Точно также пояде и часть малую, то есть — Иуду и Вениамина, потому что заносчивый Рапсак, сожегши не малое, число городов Иудейских, после этого осадил и самый Иерусалим. Далее, когда пророк стал умолять и убеждать Бога всяческих раскаяться или изменить решение, то Владыка всяческих говорит: не будет сего. Что же мы отсюда узнаем? То, что чрезмерные прегрешения страшно оскорбляют Бога, хотя Ему и свойственно величайшее непамятозлобие, и молитвы святых делают, так сказать, бездейственными.    Ст. 7—9. Сице показа ми Господь: и се Господь стояй на ограде адамантове, и в руце его адамант. И рече Господь ко мне: что ты видиши Амосе? и рех: адамант. И рече Господь ко мне: се аз учиню адаманта среде людей моих Израиля, к тому не приложу, еже мимоити его. И потребятся требища смеха, и требы Израилевы опустеют и востану на дом Иеровоамль со оружием.    Бог, показав пророку Ассирийца, или Гога, под образом саранчи и гусеницы и при во огни, затем показывает Себя как бы стоящим на ограде адамантове, чтобы из этого было понятно, что Он, так сказать, достиг обладания неизреченной силою и пользуется непоколебимою твердостию относительно собственных благ, ибо Божество всесильно и имеет прочное основание, поскольку Оно не может изменяться, но стоит выше (всякой) перемены и, как Я сказал, относительно собственных благ всегда и во всем пребывает непоколебимым. Поэтому и является стоящим на ограде адамантове.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3518...

(22) И распростерто над главою животных, как подобие величественного кристалла. (24) И внегда стояти им, почиваху крила их. Все сии видения, видение блистания, видение животных и кристалла, а также (26) видение камене сапфира и подобие престола, и видение Сына человеческого выше тверди, равно как и прежнее видение Сына человеческого, изображают Эммануила. Ибо Он, соделавшись человеком, явился сущим над всеми (Рим.9:6). Другие же видения разумей так: в видении престола усматривай Престолов, Серафимов и Херувимов; в видении же цвета сапфира, который есть цвет небес, усматривай Силы, Власти и Господствия, в видении же кристалла - Ангелов, Архангелов, Начала; а животные изображают собою святых из земнородных. Глава 2 и 3 (Гл.2:9). И видех, и се рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный. (10) И разви его предо мною, и в том писана быша рыдание, и жалость и горе. (3:1) И рече ко мне: снеждь свиток сей. Так Бог оказал благоволение Свое Пророку; простер к нему десницу Свою, и в свитке заключил пророчество, а тем утешил и подкрепил Пророка, чтобы, став причастником таин Божиих, приобщился он и уничижению Господа Пророков, и как Господь терпел поругание, когда народ Его нарушал заповедь Его, так и Пророк уподоблялся бы Господу. (3) И снедох его, и бысть во устех моих, яко мед, сладок. Свиток в устах Пророка соделался сладким, как мед, и на Иезекииле исполнилось написанное: сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом (Пс.118:103). (5) Яко не к людям глубокоречивым и косноязычным посылаем еси, (6) ниже к людем, ихже не разумел бы еси словес. Смотри, говорит Бог, Я послал тебя только к сынам народа твоего, которого язык ты знаешь. А если бы, как Иону, послал Я тебя и к одному из языческих народов, то и тии послушали быша тебе. (8) Се укрепляю чело твое, (9) как адамант, который крепче кремня; то есть, чело твое, говорит Бог Пророку, соделал Я в такой мере крепче их чела, в какой адамант крепче кремня. (15) И внидох в пленники, в селение пленников на холме Хив при реке Ховар. Здесь, может быть, плененные Иудеи слышали от Пророка, что будет с их градом, с их храмом, и с священными сосудами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1087...

Но яко обратисте суд на горесть, и правду в полынь: (13) веселящиися ни о едином слове, то есть об идолах и о Расине, - сей головне дымящейся (Ис.7:4); и глаголющии: не крепостию ли нашею взяли мы город? разве не сами мы собрали войско и деньги? разве не своею силою покорили себе город? (14) Тем же се Аз воздвигну на вы доме Израилев язык, глаголет Господь Бог сил, то есть на оба царства израильские воздвигну Ассириян и Вавилонян. И сокрушат вас от входа до водотечи пустынной. Это два предела израильские, северный и южный. Так, Бог жезлом Своим сокрушит роги, то есть главы врагов Своих, уповавших на крепость свою. И Он угрожает, что народ, который при помощи Божией, поражал и сокрушал народы языческие, сам будет сокрушен язычниками, когда за грехи его оставит его Бог. Сие относится также и к диаволу, которого глава сокрушена крестом. Глава 7 (1) Сице показа Ми Господь Бог, и се приплод пружий при появлении поздней травы. Таковы именно были Израильтяне для народа, который напал на них во дни Фулбелоха царя ассирийского; именно, то же, что поздняя трава для саранчи. А поздняя трава была после сенокоса царского; то есть после того, как, по приказанию царскому, трава была скошена на лугах, они стали произращать новую траву. Саранчою же называет Пророк Ассириян, потому что они ходили по землям израильским, захватывая более имущества их, собранные грабительством, нежели их самих; почему бедствие сие и отвращено данью в тысячу талантов. Ибо и саранча истребляет не людей, а траву и растения. (4) И се призва прю во огни Господь Бог. Пророк говорит, что, по молитве его, Бог отвратил прежнее бедствие, потому что для малочисленного народа было оно невыносимо; а теперь удерживает и огонь, опустошающий земли Израильтян, удерживает Феглафелаасара, царя ассирийского, который пришел с многочисленным войском, и уподоблялся всепоядающему огню. (7) Се Господь стояй на ограде адамантове, и в руце Его адамант. Стояй, то есть стоит Он за истину, определяет и возвещает истину. Адамант есть царь ассирийский Салманассар, который отвел в плен Израильтян и разорил Самарию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1084...

Адамант – 23. VII, 1, 17; 41 (δμας) – река, впадающая в Гангский залив (нын. Бенгальский залив), отождествляется с нын. рекой Суварнарекха (=Субарнарекха; устье – 21°35» 87°23»); некоторые отождествляют с нын. рекой Байтарани (20°47» 86°54») или с Брахмани (20°43» 86°54»). Неясно, искаженная ли это передача местного названия или греческое обозначение (перевод?) реки (см. адамант). В VII, 1, 80 Птолемей называет у Ганга народ " сабары, у которых особенно много адаманта»; этот народ локализуют в области реки Суварнарекха. Вслед за устьем реки (к северу) Птолемей называет город Косамба. Алмазные копи находятся вдали от этих мест. Предполагают, что в этот город доставлялись для торговли каменья из отдаленных мест. Адарима – 23. VII, 1, 86 (δαρμα) – внутренний город области Лимирика между реками Псевдостом и Барий; предположительно в области истоков нын. реки Кавери (на юго-западе Индии; истоки Кавери – 12°25» 75°34» в горах Западные Гаты). Адейсага – 23. VII, 2, 23 (δεισα) – местность, названная в числе городов и деревень в Индии по ту сторону Ганга. Считают, что неясно, в области ли истоков реки Даон или реки Бесинг. Отождествляющие Бесинг с нын. рекой Иравади, в Бирме, идентифицируют Адейсагу как нын. Тагаун, 23°33» 96°06» у восточного берега Иравади, считающийся самым древним индийским основанием (VI в. до н. э.; сохранились внушительные развалины и санскритские надписи) в Бирме (Бирма сейчас называется Мьянма). См также Тугма. Адисам – 23. VII, 4, 10 (Р: δσαμον; Η: δεσαμον) – один из шести внутренних городов о-ва Тапробана (нын. Цейлон=Шри-Ланка); не идентифицируется. Адисатр – 23. VII, 1, 23; 35; 68; 75 (Р: δσαθρον ρος – гора Адисатр, или Адисатрская гора, Адисатрские горы; Η: δεσαθρον ρος) – гора (горы) в центральной части Индии. Птолемей (VII, 1, 23) после гор Виндий и Биттиго указывает Адисатр и Уксент. Считают, что все данные у Птолемея, относящиеся к этой горе, не согласуются, поэтому ее не идентифицируют. Неясна и связь горы Адисатр с городом Адисатра и народом адисатров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

LXX перевели словом δμας адамант – твердый камень, имеющий вид железа (слав. «и се муж стояй на ограде адамантове, и в руце его адамант»), Акила – γνωσις, блестящий предмет, Феодотион – τηκμενον. С переводом LXX соглашаются и некоторые новые комментаторы, понимая anach в смысле железа, образ которого обозначает в видении предстоящее разрешение (Condamin, Revue bibl. 1900, 586). Блаженный Иероним принимал anach в значении «полировального свинца», которым выравнивали и обмазывали стены для придания им крепости и красоты. По объяснению блаж. Иеронима, пророк видел Господа стоящего на стене, обмазанной свинцом (евр. al-chomath anach), и с свинцом в руках. Стена, обмазанная свинцом, образ народа Божия; стояние Господа на стене – с свинцом в руках – образ того, что Господь охранял свой народ и как бы украсил его своими благодеяниями. Слова Господа: «вот, положу отвес среди народа Моего» означают, что отныне Господь прекращает укрепление и украшение стены, т. е. народа Израильского, что свинец Он передает самому народу, который должен уже сам заботиться о себе. Толкование блаж. Иеронима принимают и католические богословы (Кнабенбауер Гоонакер). В рус. тексте слово anach понято в смысле свинцовый отвес, употребляемый для выравнивания и исправления кривизны, а выражение al-chomath anach переведено: «на отвесной (вертикальной) стене». Согласно этому переводу смысл видения тот, что Иегова прилагает свинцовый отвес к жизни народа ( «положу отвес среди народа Моего») Израильского, чтобы определить, насколько прямы пути его; и вот, всюду уклонения и кривизны, которые доселе прощал Господь, но которые Он теперь накажет. Такого понимания ст. 7–8 держатся многие комментаторы (Харпер, Велльг., Новак, Юнгеров). Но едва ли это понимание может быть предпочитаемо толкованию блаж. Иеронима. Если принимать anach в значении отвеса, то неясно, какой смысл имеет образ chomathi anach стены отвесной и затем отмечает пророк то, что стена была отвесная, когда других стен и не бывает. Равным образом, не вполне ясно, каким образом выражение «положу отвес среди народа Моего» может указывать на предстоящее разрушение, когда отвес есть инструмент, употребляемый при создании, при постройке.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как сейчас, вижу этого моложавого и крепкого для своих лет, с черной с проседью бородкой, человека, четкие черты его лица, слышу всегда спокойную, несколько мелодичную русскую речь. Он был из офицеров запаса и оказался призванным в армию прямо из иноческой кельи Оптиной пустыни, где, приняв уже малый постриг, жил в обители рядом со своим старцем отцом Нектарием. Из русских монастырей до революции в армию не призывали только «манатейных» (давших обеты), а «рясофорных» брали. Отец Александр был призван. Рассказывал он, что светские люди ему советовали подать прошение о зачислении в какую-либо тыловую часть. Не решаясь этого сделать самовольно, он обратился за советом к старцу Нектарию. И старец сказал ему: «Ничего сам не проси, а иди, куда тебя пошлет Господь через людей и обстоятельства». Инок Александр так и поступил. И Невидимая Рука повела его сразу на самые передовые позиции; он принял участие в первом наступлении русской армии в Восточной Пруссии, которое, как известно, закончилось разгромом наступавшей армии генерала Гененкампфа. Отец Александр был взят в плен немцами как раз у того самого места, где ему была свыше уже приуготовлена духовная паства и ждало его ответственное Божие дело. Войну он, действительно, провел в тылу, но не в русском, а в германском, в лагере для военнопленных. По окончании войны и освобождении из плена, видя творящееся на своей родине, отец Александр задержался в Германии; и здесь-то он был призван к священству, рукоположен во иерея архиепископом Евлогием в берлинском Тегельском храме и получил назначение в Войново, в Восточную Пруссию. Там он и оставался до конца своих земных дней – три с половиной десятилетия. Таким образом, для тех, кто умеет видеть настоящее за оболочкой и скорлупой бытия, ясно, что отец Александр через войну, фронт и плен был послан из Оптиной пустыни в Войново, где оказался как раз нужным пастырем для этих мест, – спокойным, духовно трезвенным, хозяйственным и твердым, как адамант, в вере. Был он терпелив и мужествен спокойным русским мужеством. Никакой ходульности религиозной в нем не было и в помине. Это был хозяин. Он укрепил, расширил приход, не прибегая ни к фанатизму, ни к елейности, а просто делая свое дело, молясь, примерно живя, трудясь на пасеке...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Юношам срок за клевету не грозит, потому что то, в чем они обвинят депутата, не является уголовным преступлением. Даже если “ориентация” не будет доказана, благодаря расследованию пользователи интернета приобретут много поводов для веселья и съедят много попкорна. Имя же депутата будет прославлено в веках — «а , это тот, который мальчиков с айфонами кинул», даже если он их в глаза не видел. Да и любой человек, будь он хоть адамант добродетели, окажется под угрозой. Возможности для шантажа и подсиживания откроются такие, что ими обязательно воспользуются — не в последнюю очередь те, на кого депутат хочет напасть со своим законопроектом. Депутатам следует иметь в виду, что закон может гораздо сильнее ударить по ним, чем по гомосексуалистам. Но это уже о практических последствиях; начинать же надо с того, что закон противен той самой нравственности, которую, предположительно, ищет утвердить. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 апреля, 2024 4 апреля, 2024 4 апреля, 2024 2 апреля, 2024 2 апреля, 2024 2 апреля, 2024 1 апреля, 2024 29 марта, 2024 27 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/zakonoproekt-o-zaprete...

Правка . Изготовление списка В происходило под наблюдением Симеона Полоцкого ; просматривая рукопись, он вносил правку в текст стихов, следил за составом стихотворной книги. В стихотворении «Господь с тобою» над строкой вписал «да есть». «Господь да есть с тобою, та главу отсече» (135). В стихотворении «Господь с тобою 2» над строкой написал слово »Сына«: «Да истиннаго Бога сущи Сына мати» (136). В стихотворении «Дела благая 2» во вторую строку внес слова «за», »есть», «...не себе ради, но за адамант есть честный» (155 об.). В стихотворении «Язык 3» над строкой им вписано местоимение «сам»: «Скорпий егда усекнет, сам в целбу бывает» (552 об.). В стихотворении «Крещение кощуна» в результате редакторской правки были вычеркнуты две последних строки: «Зри, и от некрещенных крещение свято,/яко в болных и в здравых руках честно злато» (585 об.; см. примеч. к стихотворению в настоящем издании); к ним на внешнем поле относится замечание Симеона «изменити " (первый слог срезан при обрезании листов, и помета имеет форму »менити«). На внешнем поле рядом с зачеркнутым на л. 618 об. стихотворением «Слово Божие» – помета Симеона «Есть», поскольку то же самое стихотворение имеется выше на л. 426 об. («Слово 18»). Еще более основательно список В редактировал С. Медведев. Он руководил работой по упорядочению стихов в последовательности алфавита их названий, им сделаны некоторые из помет: «Писано на листе ФНЕ» (618), «Зри и на листе...» (42, 96, 98, 118 об., 129, 140, 145 об., 154 об., 155, 172, 222 об., 277, 286 об., 294, 318, 319, 352 об., 360, 361, 365 об., 371, 375 об., 376, 417 об., 419 об., 435 и т.д.). С. Медведев внес добавления в «Оглавление». Он продолжал уделять внимание тексту стихов. Текст 154-го стихотворения из цикла «Вивлиа» был заклеен полоской бумаги, на которой написан новый вариант с учетом правки, внесенной С. Медведевым в автограф. В конце стихотворения «Рыбы» его рукой написаны три строки на обороте вклейки (409). Из двух стихотворений под заглавием «Демон изочает» (142) Сильвестр наделил второе отдельным названием: «Демон, яко пес прицепленный». Им же написаны заглавия: «Веры смерть» (117 об.), «Жена равная» (171 об.), «Змий враг» (184), «Отечество Христово» (345) и др. На полях рукописи часто встречаются пометы его руки с указанием источников (см.: 20 об., 31 об., 68, 104 об., 125, 151, 163 об., 203, 231 об., 232, 249, 258, 295, 303, 339, 340 об., 350, 354 об., 357, 358 об., 385, 392, 395, 396 об., 402 и т.д.). К стихотворению «Суд Христов» на внешнем поле – маргинальная помета его руки: «в конце», конкретизирующая указание, содержащееся в строках: «Сице собор Эфеский верных поучает./в тридесять первой главе хотяй да читает» (464 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Между тем важные персоны в Византии из числа друзей и родственников Кантакузина, а заодно и некоторые иным образом связанные с ним, опасаясь, как бы не случилось с ними, если их переловят по одному, чего-нибудь недостойного их мужества, собрались вместе в доме одного из них и, посовещавшись, направили посольство к патриарху и Апокавку насчет того, чтобы с ними не случилось ничего из тех ужасных вещей, о которых ходили слухи, потому как невыносимо просто так, без причины, терпеть что-либо унизительное, еще даже ничего не сделав. Но те ничего ими не ответили, a послали по всему Византию гонцов, чтобы подстрекнуть толпы через их лидеров (τν δημρχων) 38 и разжечь против них бессмысленную и безудержную ярость народа (το δμου), [вооруженного] луками, мечами и попавшимися под руку камнями. Они же, вопреки всем ожиданиям видя это, когда толпа уже собралась против них, подобно потоку, рою пчел и волнам бурного моря, тотчас устремились к одним из многих закрытых ворот в стене, взломали их и, выйдя оттуда, бежали все невредимыми в количестве свыше шестидесяти человек. Тот вечер и следующий день до темноты они провели под открытым небом в одном из предместий Византия, ожидая, вероятно, из Византия какого-нибудь кроткого и миролюбивого слова. А когда услышали о внезапном разорении их домов и расхищении и конфискации имущества, и всем прочем, что было ровно противоположно их надеждам, то, снявшись с места, во весь опор прискакали в Дидимотихон, весьма удивляясь и сетуя на неожиданность случившегося с ними несчастья. Когда же Кантакузин увидел и услышал все это, то опечалился душою и был готов заплакать, и пришел от недоумения в сильное смятение помыслов, будучи изумлен абсурдностью этого дела. Еще не улеглась первая волна, как поднялась вторая, гораздо худшая прежней. Ибо на следующий день пришел некто с известием об унизительном помещении под замок матери [Кантакузина], разрушении принадлежащих ей домов и конфискации всего имущества, и о том, что многие из его родных терпят все виды мучений, будучи каждый день допрашиваемы насчет ее денег. Так что ничего удивительного, что ввиду такого несчастья он не испустил дух и не сошел с ума; гораздо удивительнее то, как он, осознав это как наказание Господне 39 , приготовился к подвигам 40 терпения и пребыл словно адамант, стойко перенося все беды. Ибо время день за днем посылало на него одну за другой волны бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010