Ева навлекла на себя и на весь род человеческий проклятие своим непослушанием, а Пресвятая Дева Мария привлекла на Себя и на род человеческий благословение Своим послушанием. Благословена Ты в женах – то есть Отец Небесный Сам восхваляет Тебя за Твою святыню, чистоту, послушание. Что такое благословение священника? – Благословение Иисуса Христа и вместе Отца нашего Небесного. Адам навлек проклятие на себя и на род человеческий, а Господь Иисус Христос, новый Адам, заслужил нам благословение, и это благословение чрез священников преподает всем желающим принять оное. А диаволу это противно, и он внушает и священникам многим не преподавать его, и мирянам не принимать его, но блаженны принимающие. Божественный Предтеча Духа Святого исполнился еще во чреве матери своей. Пресвятая Дева Мария – также во чреве матери Своей и потом во всю жизнь, а для зачатия Сына Божия во утробе Своей всеосвященной Дух Святой особенно нашел на Нее и сила Вышнего осенила Ее. Сам Дух Святой и всеосвящающий и всем жизнь дарующий сочетался с Нею ближайшим и теснейшим сочетанием с того дня и на веки вечные, и всю Ее преумастил благоуханием святыни, и всю Ее утвердил непоколебимо на бесконечные веки, как адамант, как столп или как гору. Освяти и нас – Твое наследие, Владычице Богородице, утверди и нас непоколебимо прейти настоящий век неискушены от злых. Аминь. Имеем ли мы, христиане, в себе Духа Божия? – Имеем по благодати Господа нашего Иисуса Христа, ради веры в Него, ради крещения в Него и помазания святым миром, особенно же ради причащения Святых Его Таин. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6, 56 ], а где Иисус Христос, там и Дух Святой, Дух Христов. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3, 16 ). Не напрасно мы молимся Духу Святому: прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Он вселяется в нас и ходит с нами, по Писанию: вселюсь в них и буду ходить в них ( 2Кор. 6, 16 ). Потому надобно нам, христианам, соблюдать и душу и тело в чистоте, беречься гордости, злобы, упрямства, непослушания, зависти, сребролюбия, чревоугодия, блуда, лжи и обмана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если бы он был убийцей, разбойником или подобным тому, неужели, по твоему мнению, он не стоит куска хлеба и немногих монет? Господь твой и для него повелевает сиять солнцу, а ты считаешь его не стоящим дневного пропитания? Но я скажу тебе и еще больше: хотя бы ты хорошо знал, что он исполнен бесчисленных зол, и тогда ты не будешь иметь оправдания, если лишишь его дневного пропитания. Ты раб Того, Кто сказал: « Не знаете, какого вы духа » (Лк. 9:55); ты слуга Того, Кто оказывал услуги метавшим в Него камнями, или лучше сказать, Кто за них распят. Не говори мне, что он убил человека; если он намеревается убить и тебя самого, и в таком случае не презирай его, когда он голоден. Ведь ты ученик Того, Кто желал спасения распявшим Его, Кто даже на Кресте говорил: « Отче! прости им, ибо не знают, что делают » (Лк. 23:34). Ты раб Того, Кто оказал услугу ударившему Его, увенчал поносившего Его даже на Кресте. Может ли что–нибудь с этим сравниться? Ведь сначала оба разбойника поносили Его, несмотря на это одному из них Он отверз рай. Он плачет о тех, которые намереваются убить Его, беспокоится и смущается, видя предателя, не потому, что Сам будет распят, но потому, что тот погибнет; смущается, потому что предвидит удавление, а за удавлением наказание. Зная лукавство Иуды, Он до последнего часа терпел его и не отринул, но целовал предателя. Твой Владыка целует, допускает прикоснуться к устам Своим того, кто вскоре имеет пролить честную Кровь Его: а ты нищего не удостаиваешь и куска хлеба, не уважаешь закона, дарованного Христом? Ведь этими действиями Он доказал, что не должно отвращаться не только нищих, но и тех, которые ведут нас на смерть. Итак, не говори мне, что такой–то человек причинил тебе зло, но подумай, что сделал Христос пред самым Крестом посредством целования, которым предал Его Иуда, желая исправить предателя. И смотри, в какой стыд должно бы привести его это целование. Христос сказал: « Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? » (Лк. 22:48) Кого бы не смягчил, кого бы не тронул этот голос, какого зверя, какой адамант? Но он не смягчил того несчастного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И опять иных называет псами немыми (Ис.56: 10-11); и опять говорит: “ как глухого аспида, который затыкает уши свои ” (Пс.57:5), разумея тех, которые закрывают уши для учения о добродетели. И много можно найти имен, которые божественное Писание дает людям, по нерадению вдающимся в скотские страсти. Видеть это можно не только в Ветхом Завете, но и в Новом. Послушай, что говорит Иоанн Креститель Иудеям: “ Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? ” (Мф.3:7). Видишь, как и здесь лукавство воли их он обозначил именем зверя? Что же может быть несчастнее людей, преданных нечестию, когда они лишаются и самого имени человека и подвергаются тем большему наказанию за то, что, получив от природы многие средства (к добродетели), не воспользовались ими, по своей воле ниспав (с высоты) и обратившись к нечестию? Таким образом, когда современники (Ноя) явились недостойными имени (человека), а этот праведник, при таком оскудении добродетели, явил в себе столь великую добродетель, то божественное Писание, начав родословие этого мужа, говорит: “ Ной был человек ”. Можно встретить и другого праведника, которому это имя дано вместо величайшей похвалы и который этим именем прославляется преимущественно пред всеми другими, как ревностно подвизавшийся в добродетели. Кто же он? Блаженный Иов, подвижник благочестия, герой вселенной, который один вытерпел те невыносимые беды, и, приняв бесчисленные стрелы от лукавого демона, остался неуязвленным, и, как некоторый адамант, мог перенести все напасти, и не только не погрузился в столь великих волнах, но и стал выше их, – испытав на теле своем все страдания вселенной, от этого явился еще светлее. Непрерывность бедствий, следовавших одно за другим, не только не поразила его, но и возбудила еще к большей благодарности, и он вполне выказал свое благомыслие, нанесши диаволу смертельную рану и доказав, что он напрасно усиливается и идет против рожна. Этого святого хваля и прославляя еще до борьбы и столь великих подвигов, человеколюбец Бог сказал диаволу: “ Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ” (Иов.1:8)? Видишь, и он прежде всего прославляется общим именем человека? – “ Обратил ли ты внимание твое , – говорит, – на раба Моего Иова? ибо нет такого ”, подобного ему человека? Хотя и все подобны, однако не по добродетели, а только по виду; но не в этом – человек, а в том, когда кто, уклоняясь от нечестия, подвизается в добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц, и провозглашать перед ним: преклоняйтесь! И поставил его над всей землей Египетской " (Быт.41:41-43). Так как он имел Бога с собой, то Господь все это предустроил и возвел его на такую степень величия. " И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской " (Быт.41:44). " И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах " (Быт.41:45), желая этим наименованием увековечить память о присущей ему мудрости. А имя это значит: знающий сокровенное. Так как он объяснил то, что было никому неведомо, то, указывая на это, фараон и дал ему это прозвище. Возвышая его честь, дает ему в супружество дочь Петефрия. Но как этим же именем назывался и бывший господин его, то и прибавлено (в Писании): Петефрия, " жреца Илиопольского " (Быт.41:45). Далее, чтобы нам известно было и то, в каком возрасте этот чудный совершил такие подвиги и удостоился такого воздаяния. Писание говорит: " Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал перед лицом фараона " (Быт.41:46). Не подумаем, что число лет здесь показано без цели; это – для нашего вразумления в том, что ни для кого не может быть извинительным нерадение о добродетели, что никому нельзя ссылаться на юность там, где должно показать добродетель. Вот Иосиф был не только юн, но и благообразен и красив лицом. Случается, что и юность бывает лишена телесной красоты. А он с юностью соединял и красоту лица и благообразие и, будучи почти в самом цветущем возрасте, сделался рабом и пленником, – так как сказано, что семнадцати лет он был отведен в Египет. Потом в самом пылу его юношеского возраста нападает на него непотребная египтянка, ставшая его госпожой; но и при этом она не преодолела твердости праведника. Далее – темница и в ней столь долговременное страдание. Но он пребыл тверд, как адамант, не только не ослабевая, но еще более и более приобретая силы, потому что он имел укреплявшую его благодать свыше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Не напрасно святые Отцы уподобили скорби огню: один и тот же огонь солому превращает в пепел, а золото очищает от всякой нечистой примеси. Сказал Спаситель, что тесен и прискорбен путь добродетели, но вместе и утешил, показал великую безопасность и спокойствие на этом пути, и неминуемую опасность на широком пути. Как добродетель полезна даже для временной жизни, так и порок не только губителен для будущей жизни, но вреден и опасен для жизни настоящей. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобляется человеку безрассудному, который построил дом свой на песке : он думал найти свое счастье и спокойствие, довольство в пороке, но что может быть безрассуднее этого? “Еще нет бед, не видно искушений, а порочный человек уже тревожится в своей совести. “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним” ( Притч. 28:1 ). Он трепещет теней, подозревает друзей и врагов, знаемых и незнаемых, терпит муку прежде вечных мучений. Иудеи связали Апостолов и привели их на свое судилище; Апостолы с дерзновением заявляют им, что они не могут оставить свою проповедь. Что же иудеи? Они в недоумении и не знают на что решиться: “что нам делать с этими людьми?” ( Деян. 4:16 ), говорят они. Вот как бессилен порок! “Тот, кто ударяет в адамант, сам ударяется, – говорит св. Златоуст, – кто идет против рожна, сам получит жестокие раны. Так и злоумышляющий против добродетельных сам себя подвергает опасностям. Предтечу Иоанна никто не мог опечалить, напротив, он опечалил Ирода. Не имея ничего, Иоанн восстал против властелина, а властелин, облеченный в порфиру, трепещет и страшится его, и даже не может смотреть без ужаса на его отсеченную голову.” Так бессилен порок даже тогда, когда он по-видимому безопасен. Но что бывает с порочными, когда настанет час испытаний? И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, пришли всякие превратности в земной жизни, и налегли на дом тот – налегли со всей тяжестью на храмину души того грешника, и он упал, и было падение его великое, падение было гибельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Но ничему этому он не уступил, а устоял, как адамант, и непоколебимо соблюл закон добродетели. Затем, чтобы не сказал ты, что он и не испытывал этих – столь естественных – чувств, и что поступок его доказывает не величие души, а бесчувственность, смотри, как он укротил свое раздражение. В нем поднимались волны гнева, и происходило сильное волнение помыслов, но бурю их он укрощал страхом Божьим и боролся с помыслами (своими), как это видно из самого события. " И встал " , сказано, " и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула " . Видишь, какая поднялась буря гнева? Но она не усилилась более и не причинила кораблекрушения, благодаря тому, что кормчий – дух благочестия – тотчас почувствовал (опасность), восстановил тишину вместо бури. " И больно стало " , сказано, " сердцу его " , и он обуздал гнев, как скачущего и бешенного коня (1Цар.24:5-6).   6. Таковы души святых: они восстают прежде, чем упадут, и прежде, чем дойдут до греха, удерживают себя, потому что трезвы и непрестанно бодрствуют. Велико ли было расстояние между телом и одеждой? Однако Давид имел столько силы, чтобы не пойти далее, да и за это самое строго осудил себя: " после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь " . Что такое: " да не попустит мне Господь " ? То есть, да будет, говорит, милостив ко мне Господь, и если бы даже сам я и захотел, да не попустит мне Бог сделать когда-либо это, и да не позволит дойти до этого греха. Он видел, что такой подвиг почти превышает природу человеческую и требует помощи свыше, что и сам он едва не склонился на убийство: поэтому и молится, чтобы Господь сохранил руку его чистой. Что может превзойти кротость этой души? Называть ли еще его человеком, – его, который в человеческой природе совершил подвиг ангельский? Только не позволят этого божественные законы. Скажи мне, кто, в самом деле, решился бы принести такую молитву Богу? И что говорю – такую молитву? Кто без труда удержался бы от молитвы о погибели врага? Многие ведь дошли до такого зверства, что, когда почувствуют себя слабыми и бессильными – сделать зло оскорбившему их, так вызывают на мщение самого Бога, и просят, чтобы Он дал им возможность наказать обидевших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Однажды на святого напали злые и неистовые разбойники. Схватив, они избили его без милосердия так, что он едва не испустил дух от многих ран. Оставив его еле живым, злые те разбойники ушли. Блаженный же, еле оправившись от ран, воздел руки к небу и сказал со слезами: – Владыка и преблагий Царь, призри с небеси на раны, полученные мною за то, что я ради Тебя удалился в сию пустыню. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня разделить страдание с избранными Твоими и носить на теле своем язвы ради имени Твоего святого. Сподоби меня участи святых Своих. Взгляни, как умножились враги мои и возненавидели меня неправедною ненавистью. Сохрани душу мою и избавь, да не постыжуся, ибо я уповал на Тебя. По молитве, блаженный почувствовал облегчение от страданий и благодарил Господа за то, что сподоблен был за любовь ко Христу принять раны на теле своем. И сказал он себе: – Не оставлю места сего, если даже и тьмы козней воздвигнет на меня враг. Я желаю умереть на месте сем, ибо, взыскуя Христа, пришел я сюда. Так говорил святой, укрепляя себя словом Господним: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:28–31, 22 ). Слагая все сие в сердце своем, блаженный укрепился и вооружился как добрый воин Христов, ополчившись духом своим против воинства духов невидимых; и стремился он к большим подвигам и прилагал труд к труду, пост к посту, молитву к молитве, надеясь на мздовоздаяние Небесного Царя. Но бес, начальник зла, снова, как лев, возревел на святого и многими напастями терзал душу его. Но все сии напасти от лукавых бесов и неправедных людей, святой терпел с радостью, будучи непоколебим душою, как крепкий адамант 6418 . Видя свое уничижение, злоковарный бес снова возбудил против святого лукавых и злых разбойников, желая через них причинить святому мучительную смерть на месте сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

от Иерусалима) были населены.  «Этому народу, этим отцам современников пророка «так говорил Иегова воинств: производите суд истинный», нелицеприятный, вполне верный, строго соответствующий делу (ср.  Исх.23,21.22; 23,6–9 ; Лев.19,15–18 ; Вт.10,18.19; 24,14; Ис.17 ; Иер.7,5 ; Иез.18,8 и др.), «оказывайте милость и любовь друг к другу. Вдовы, сироты, пришельца и бедного не обижайте, и зла против брата, против ближнего, который ваш брат (ср. Быт.9,5 ) не умышляйте в сердце вашем». Но они не хотели внимать. Подобно волу, не склоняющему шеи своей под ярмо, они не хотели подчиниться велению Божию, «они оборотились упрямою спиною» к слову Иеговы, и «уши свои отягчили», как бы заткнули, чтобы не слышать приказаний Господа. И сердце свое сделали также твердым, так же не чувствительным к Божиим внушениям, «как адамант», и это сделали для того, чтобы не покоряться закону и словам, которые посылал (проповедовал) Иегова воинств Духом Своим, посредством прежних пророков, так что, в следствие великого и упорного ожесточения народа, «великий гнев пришел от Иеговы воинств». «И было: как Он взывал, а они не слушали, так будут они взывать в нужде, а Я не послушаю», говорил им Иегова воинств. «И подобно вихрю, развею их по всем народам, которые их не знают», и которые следовательно будут обращаться с ними без всякого сострадания и милости, «и земля после них опустеет, так что никто не ходит ни взад, ни вперед», не выходит из какого либо места и не возвращается опять туда же. Так угрожал отцам Господь и грозное слово Свое исполнил, предав народ вавилонянам. И вот эти упорные, с заткнутыми ушами и каменным сердцем люди, навлекшие на себя своим упорством страшный суд Иеговы, через то самое «сделали прекрасную», обетованную, текущую медом и молоком «землю пустынею», они своими грехами привлекли все то несчастие, которое до сих пор, вот уже семьдесят лет, оплакивается во дни поста. Но возгнедовав на Иерусалим за жителей его, оставив на время Сион, это место Своего обитания ( Иез.9,3; 10,0 4 11; 22,23) и предав его полному опустошению врага, Иегова не отказался от тех обетований, которые Он через пророков изрек народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Понял Гиерон слова Симонида, благоговейно поднял глаза к небу и прошептал: – Да. Бог непостижим! Бог есть Дух вечный (Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенной, и от века и до века Ты еси. ( Пс. 89:3 )) Жил один царь, который часто размышлял о вечности, но никак не мог понять ее. Однажды ему донесли, что некий мальчик-пастух может давать удивительно разумные ответы на все мудреные вопросы. Царь позвал мальчика и спросил: «Скажи мне, дитя мое, как долго продолжается один миг в вечности?» Мальчик подумал и ответил: «В одной стране, государь, есть гора из чистого адаманта, имеющая семь верст в ширину, семь верст в длину и семь верст в вышину. К этой горе один раз через каждые сто лет прилетает маленькая птичка и точит о нее свой крохотный клюв. Когда птичка источит своим клювом всю эту гору, тогда и пройдет один миг в вечности». Адамант, как известно, – это драгоценный камень, самый твердый из камней; и та гора по своей величине огромна. Представь, как велико должно быть то время, которое необходимо для того, чтобы слабая птичка источила своим маленьким клювом исполинскую гору? При этом птичка точит свой клюв о гору только один раз в сто лет. Ясно, что эта огромная гора, по мысли мальчика, никогда не могла быть источена, а если бы это и случилось спустя миллионы лет, то и это время равнялось бы только одному мигу вечности. Сказанным мудрый мальчик хотел объяснить царю, что вечность не может быть измерена так, как измеряются годы и месяцы на земле, и что постигнуть вечность нельзя. Если трудно представить себе вечность, то еще труднее понять вечного Бога. А. Царевский Бог есть Дух истинный О так называемой истинности Божией свидетельствуют многие примеры священной истории. Приведем один из них. Однажды Господь явился Аврааму, повелевая ему выйти из земли Харран в землю Ханаанскую. При этом Господь сказал ему: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение, и благословятся в тебе все племена земные». Эти слова содержат обещание, в силу которого Авраам должен был стать родоначальником великого народа. Между тем, Аврааму исполнилось уже 75 лет, и у него не было сына. В Ханаане затем он дожил до 99 лет, но сына у него все еще не было. В его душе могло возникнуть сомнение: сбудется ли обетование Божие, данное ему. И вот Господь снова явился ему и, указывая на звездный мир, сказал, что число его потомков будет так же велико, как число звезд небесных. И Бог исполнил Свое обещание, даровав ему через год сына Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Представь, как размягчается от любви Павел, даже огнь ни во что вменявший, адамантовый, твердый, непоколебимый, всегда сильный, проникнутый страхом Божиим, непреклонный! " Кто " , – говорит он, – " отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:35)? Но и он, который так дерзает против всего этого и на суше и на море, кото­рый посмеивается, и адамантовым вратам ада, которого реши­тельно ничто не останавливало, – этот адамант, когда увидел слезы некоторых возлюбленных, до того был сокрушен и растроган, что не мог скрыть сильного душевного волнения и тотчас сказал: " что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое " (Деян. 21:13)? Что ты говоришь, скажи мне? Эту адамантову душу могла сокрушить слеза? Да, отвечает, против всего могу устоять, кроме любви. Она одолевает меня и порабощает. Так угодно Богу. Бездна вод не сокрушила его, а немногие слезы сокрушили: " что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое " ? Под­линно, велика сила любви! Хочешь ли видеть его опять плачущим? Послушай, что говорит он в другом месте: " три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас " (Деян.20:31). От великой любви он боялся, чтобы не приключилось какого-либо вреда. И еще: " От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами " (2 Кор.2:4). Что же Иосиф, скажи мне, этот твердый, устоявший против такого насилия, проявивший столько доблести против такого пламени любви, так славно подвизавшийся и преодолевший такое неистовство госпожи? Что тогда не соблазняло его? И красивое лицо, важность сана, многоценность и великолепие одежд, благовоние ароматов, – ведь и это может разнеживать душу, – слова самые нежные. 5. Вы знаете, что (женщина) любящая, и при том так сильно, не откажется ни от чего унизительного, приняв вид умоляю­щей (рабыни). До того поражена была страстью эта жена, носящая златотканные одежды и имевшая почти царское достоинство, что припадала может быть к коленам пленного раба, а может быть, и с плачем умоляла его, обнимая колена; и делала это не однажды, не дважды, а много раз.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010