С. 429. Морген фри. — Здесь: вот-те и на! (от нем. morgen früh). 169 С. 429. Адаманталмаз. 170 С. 429. …у него в роде бегуны бывали. — Бегуны — одна из сект русского раскола, возникшая в конце XVIII b. Ее члены жили в лесах и не признавали господствующей церкви и вообще земных властей. Одно из главных убеждений бегунов — требование добровольного принятия страдания — Достоевский считал выражением черты, присущей искони русскому народу: «Я думаю, — писал он, — самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков» (Дневник писателя за 1873 г., гл. V, «Влас»). 171 С. 430. Сидел в мое время один смиреннейший арестант целый год в остроге, на печи по ночам всё Библию читал… — Этот арестант описан Достоевским в «Записках из Мертвого дома». 172 С. 430. …когда цитуется фраза, что кровь «освежает»… — В этих словах Порфирия можно видеть намек на следующее место из библиографической хроники газеты «Голос»: «Основываясь на недавно вышедшем в свет 16-м томе корреспонденции Наполеона и на показаниях врача его, Корвизара, г-н Кенигсберг объясняет, что Наполеону нужно было не завоевание, а собственно война, как средство возбуждения, как опьянение Кровообращение у Наполеона было неправильно и крайне медленно Только среди войны он чувствовал себя хорошо, пульс его начинал биться ровно и с нормальною скоростью Автор находит в этом отношении сходство между Наполеоном и Цезарем; он видит в Цезаре ту же потребность в постоянном самовозбуждении войною…» (Голос. 1865. 7 (19) апр. 173 С. 435. …модный сектант убежит… — Достоевский, вероятно, имел в виду В. И. Кельсиева. В 1862 г. он объявил себя эмигрантом и начал издавать в Лондоне материалы, относящиеся к расколу. Имя Кельсиева, личность которого глубоко интересовала Достоевского, встречается в его записных книжках 1870-х годов. 174 С. 435. …как мичману Дырке… — Мичман Дырка упоминается в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» (д. 1, явл. XVI). Достоевский, по-видимому, спутал его с другим персонажем той же комедии — смешливым мичманом Петуховым (д. 2, явл. VIII). 175

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

И ныне, Богородичен: Жезл убо Моисеов, и жезл Ааронов, странное претворение,/и паче ума смотрение имеша:/Твое же чрево Богородительнице,/рождество обновляет новое. И ныне, Богородичен: Жезл Моисеев и жезл Ааронов/необычайное превращение претерпели/и послужили промыслу, превышающему ум;/чрево же Твое, Божия Родительница,/впервые являет небывалое рождество! Седален, глас 4. Подобен: Явился еси: Седален, глас 4 Смоковницы осуждение да не предварит тя,/но благия плоды потщися/сердца броздами душе Творцу Твоему Христу возвести,/в покаянии Ему приносящи. Вина смоковницы да не падет на тебя, душа,/но постарайся произвести из борозд сердца/добрые плоды Создателю своему Христу,/в покаянии их Ему принося. Песнь 8. Ирмос: На горе святей прославльшася,/и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго,/Господа пойте/и превозносите во вся веки. Песнь 8 Ирмос: На горе святой Прославившегося/и огнем в кусте терновом/Моисею Приснодевы таинство явившего —/Господа пойте и превозносите во все века. Целомудрием украсивше житие,/и мудростию сохранивше веру,/правды нравы взыщем,/да в мужестве споследующе,/Христови сраспнемся. Целомудрием украсив жизнь/и рассудительностию сохранив веру,/праведность нрава покажем,/чтобы с мужеством следуя за Христом,/с Ним сораспяться. Другую Еву обрет египтяныню,/не победися к неподобному деянию патриарх Иосиф,/но ста якоже некий адамант,/от страстей не ят греховных. Другую Еву встретив в египтянке,/не склонился к неправедному делу патриарх Иосиф,/но устоял, как некий алмаз,/не уловленный страстями греховными. Преходя житейская шествия Спасе мой,/взалкал еси волею, спасения всех желая:/сего бо взалкал еси, обращения от Тебе удаленных. Проходя жизненными путями, Спаситель мой,/Ты голод испытал по Своей воле,/стремясь к спасению всех;/ибо того Ты алкал:/обращения от Тебя удалившихся. Праотец вкуш от древа, яко познася наг и посрамлен,/листвие смоковное взем препоясася:/соборище бо обнаженное Христа проображашеся. Праотец, вкусив от древа,/когда осознал, что наг он и постыжен,/листья смоковницы взяв, опоясася:/и тем прообразовал синагогу,/себя обнажившую отвержением Христа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

И распростерто над главой животных, как подобие величественного кристалла (Иез. 1:22). И внегда стояти им, почиваху крыла их . Все эти видения — видение блистания, видение животных и кристалла, а также видение камене сапфира (Иез. 1:24, 26) и подобия престола, и видение Сына Человеческого выше тверди, равно как и прежнее видение Сына Человеческого, — изображают Еммануила. Ибо Он, соделавшись человеком, явился Сущим над всеми (Рим. 9:6). Другие же видения понимай так: в видении престола усматривай Престолы, Серафимов и Херувимов; в видении же камня сапфира, который имеет цвет небес, усматривай Силы, Власти и Господствия, в видении же кристалла — Ангелов, Архангелов и Начала, а животные изображают собой святых из земнородных.   Глава 2 И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный: и разви его предо мною, и в том писана быша… рыдание и жалость и горе (Иез. 2:9–10).   Глава 3 И рече ко мне… снеждь свиток сей (Иез. 3:1). Так Бог оказал благоволение Свое пророку; простер к нему десницу Свою, и в свитке заключил пророчество, и этим утешил и подкрепил пророка, чтобы, став причастником таин Божиих, приобщился он и уничижению Господа пророков, и как Господь терпел поругание, когда народ Его нарушал заповеди Его, так и пророк уподоблялся бы Господу. И снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок (Иез. 3:3). Свиток в устах пророка соделался сладким, как мед, и исполнилось на Иезекииле написанное: сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом (Пс. 118:103). Яко не к людем глубокоречивым и косноязычным посылаемь еси… ниже к людем… ихже не разумел бы еси словес . Смотри, как бы говорит Бог, Я послал тебя только к сынам народа твоего, язык которого ты знаешь. А если бы, как Иону, послал Я тебя к одному из языческих народов, то и тии послушали быша тебе (Иез. 3:5–6). И се… укрепляю чело твое. «Чело твое, — говорит Бог пророку, — сделал Я в такой мере крепче их чела, в какой алмаз (адамант)… крепче кремня» (Иез. 3:8–9). И внидох в пленники , в селение пленников на холме Хив при реке Ховар (Иез. 3:15). Здесь, может быть, плененные Иудеи слышали от пророка, что будет с их городом, с их храмом, и со священными сосудами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Эта «Книга о седми тайнах» в прошлом и даже в текущем столетии расписывалась миниатюрами. После истории первых человеков следовало изображение Христа, в юношеском виде и с крыльями, затем распятие на осьмиконечном кресте; потом четвероконечный крест, перед которым молящиеся преклоняются по западному обычаю. Известно, что средневековая схоластика и мистика приписывали особенную силу отдельным буквам, составляющим какое-нибудь слово, важное по своей идее. Еще древнехристианские художники, между прочим, изображали Христа под символическим знаком рыбы, на том основании, что греческое слово ιχθυς «рыба» состоит из букв, которыми по-гречески начинаются слова в выражении: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». На Западе даже в XVII веке были в большом ходу разные мистические соображения, основанные на игре букв. Так, в той же книге Эгидия Альбертина, откуда приведен выше анекдот о Маргарите Голландской, серьезно излагаются разные наивные комбинации «священнейшего и вселюбезнейшего имени Мария», в котором будто бы каждая буква содержит один из элементов сокровенного смысла, этим именем выражаемого. А именно, от драгоценных камней: М от маргарита, А от адаманта, Р от рубина, И от иасписа (от яшмы) и А от агата. Само собою разумеется, что при этом случае не забыто суеверное учение о сверхъестественной силе камней: «Как маргарит, или перл, имеет силу уничтожать и очищать, так и Мария очищает и изглаживает наши прегрешения. Как адамант, или алмаз, имеет силу примирять, так и Мария примиряет нас, человеков, с ангелами. Как рубин имеет силу радовать, так и Мария радует весь мир. Как яшма укрепляет человека, так и Мария подкрепляет всех труждающихся и обремененных. И как агат имеет силу поднимать и к себе притягивать, и Мария возносит и привлекает к себе кротких сердцем». Это не просто уподобление, проникнутое искренним благоговением, но вместе и глубокое убеждение, основанное на веровании в чарующую силу каменьев. Отнимите это верование – останется риторическая фраза 174 . Согласно с этими идеями и убеждениями, чернокнижие распространяло в народных книгах особенные причитания и заговоры, составленные будто бы из каких-то имен Христа и Божией Матери. Кто носит эти имена при себе, спасен будет от всякой беды и напрасной смерти, на воде и на суше. Г. Низар приводит из французских книг следующие имена Христа: Trinité. Agios. Sother. Messie. Aigle. Grand homme и проч. Божией Матери: Vie. Vierge. Fleur. Nuee. Reine. Theotokos и проч. 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Сегодня святая Церковь вспоминает великомученицу Варвару, усечённую мечом за веру во Христа Спасителя своим жестоким отцом. Перед кончиной она мужественно претерпела ряд мучений - " лютые раны на всём теле, исторжение власов главы, заключение в темницу, привязание к дереву и опаление горящими свечами, удары по голове молотом... вождение с бесчестием по городу для посмеяния народа и, наконец, усечение мечом от родного отца». Пытавшемуся прельстить её нечестивому мучителю она решительно сказала: «Скорее можешь ты твёрдый адамант (алмаз) в мягкий воск превратить, нежели меня отвратить от Христа Бога моего» (7 Д: 106). Какая же сила укрепляла святую мученицу в её страданиях? «Надежда истинной жизни, нетленной, премирной, вечной, – любовь к истинному Богу». Познавшие и возлюбившие Бога имели такое стремление к Нему, что никакие скорби, страхи, мучения не могли отвлечь их от Него. Святой апостол Павел говорит: “Кто ны разлу чит от любви Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвлявши есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения“ ( Рим. 8, 35–37 )... «О, если бы и мы хотя некоторую долю такой любви имели к Богу!» (7 Г: 86–87). Но на деле видим иное. Из повседневного опыта знаем, «что люди не любят Бога всесердечно... а любят чрезмерно себя... или разные видимые, временные, скоропреходящие блага – богатство, роскошь, красоту, честь и славу земную, земные наслаждения, удовольствия, здоровье и покой, – ложно понимаемую свободу – делать, что хотят, а не то, что угодно Богу и полезно и нужно для души бессмертной... Излишняя и неразумная любовь к себе и к здешней только жизни вытесняет из сердца человеческого любовь к Богу Творцу и... препятствует нам жить для Него, для исполнения Его святой, праведной воли» (7 Д: 105). Да научит нас, да вразумит святая великомученица Варвара своей непобедимой, дивной любовью к Богу «отринуть плотские страсти и суетную любовь к преходящим, мнимым благам мира – и возлюбить Господа всем сердцем» (7 Г: 88). 6. В день святителя Николая Чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В то время прибыл в Александрию беззаконный царь Максимин. Он устроил великолепный праздник в честь своих идолов. Город был переполнен народом; повсюду носился смрад от идольских жертв... Исполнилась божественной ревности святая Екатерина: она вошла в идольское капище, предстала пред самим царем и смело обличила его нечестие. Поражен был царь святым дерзновением мудрой девы; он не нашелся, что сказать ей, приказал лишь взять ее под стражу и после привести в царские палаты. Тут он допросил ее: кто она и что ей нужно? И святая дева отвечала новым обличением его нечестия. Между тем царь ласками и угрозами старался склонить ее к отречению от Христа. Но святая дева мужественно отвечала: – Делай со мной, что хочешь; временным бесчестием ты только приготовишь мне вечную славу; надеюсь, что многие уверуют чрез меня во Христа моего и из твоих палат царских многие пойдут со мной в чертоги небесные. Тогда царь повелел обнажить святую деву и бить ее воловьими жилами беспощадно. Два часа страдала святая мученица; все тело ее представляло одну сплошную рану, кровь лилась рекой. Несмотря на то, что царь несколько раз склонял святую Екатерину к отречению от Христа, мудрая дева осталась при своем – она была непреклонной, как твердый адамант (алмаз). Тогда мучитель приказал отсечь ей главу. Славную мученицу вывели за город; здесь она вознесла усердную молитву ко Господу. Помолившись, она обратилась к мучителю: «Скончай повеленное». Тот поднял меч, и честная глава мудрой Екатерины отделилась от тела. Вместо крови все увидели чистое млеко. А люди достойные сподобились увидеть и то, как тотчас же святые ангелы взяли ее святые мощи и понесли на гору Синайскую, где они и поныне почивают в обители, посвященной ее имени... Молитвами премудрой Твоей невесты великомученицы Екатерины, Господи Иисусе Христе, помилуй нас! 10. Чудное творение Божие – человек Из книги «Моя жизнь во Христе» протоиерея Иоанна Сергиева Человек – чудное, прекрасное, величественное творение Божие, особенно человек святой; это – звезда Божия; это – цвет роскошный, весь прекрасный, чистый, неблазненный; это – кедр благовонный; это – бисер многоцветный; это – камень драгоценный, которому нет цены; это прекрасное плодовитое дерево рая Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вернуться 78 Прудон Пьер Жозеф (1809–1865) – французский философ, социалист, теоретик анархизма, социолог и экономист. Вернуться 79 Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Вернуться 81 Хомяков А.С. (1804–1860) – русский поэт, публицист, один из основоположников славянофильства. Вернуться 84 Фустанелла – традиционная мужская одежда у албанцев и греков: белая рубаха с длинными рукавами, белая короткая и широкая юбка. Вернуться 89 Стасидия – в греческих церквах вокруг стен устроены особые места, чтобы облокачиваться. (Прим, авт.) Вернуться 96 Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII bb.) – игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Вернуться 97 Прево-Парадоль Люсьен Анатоль (1829–1870) – французский журналист, член Французской академии. Вернуться 98 Эвдемонизм – (от греч. – счастье, блаженство) – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Вернуться 99 Кельсиев Василий Иванович (1835–1872) – российский революционер, журналист и переводчик. Эмигрант, сподвижник А. И. Герцена, сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне, этнограф, историк раскола, писатель. Основатель русской социалистической колонии в Тульче (Турция). В 1867 г. отошел от политической деятельности, вернулся в Россию, получил прощение и права гражданства. Вернуться 101 Адаманталмаз, бриллиант; в переносном значении употреблялось о человеке, твердом в своих убеждениях. Вернуться 102 Камилавка – головной убор монахов и священников в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Вернуться 103 См.: «Письма с Афона о современных подвижниках афонских». Соч. Пантелеймона, монаха. Киев, 1871. Вернуться 104 Жорж Санд – псевдоним французской писательницы Авроры Дюпен (в замужестве Дюдеван, 1804–1876). С именем Жорж Санд в середине 19 века были тесно связаны представления о женской эмансипации. Вернуться 105 Имеется в виду роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) (утопический «четвертый сон» Веры Павловны). Вернуться 106 Меттерних Клеменс Лотар Венцель (1773–1859) – князь, австрийский государственный деятель, дипломат. Вернуться 108 Разве может приличный человек иметь такой дурной вкус – по-мещански ревновать свою законную жену? Вернуться 110 Имеется в виду роман «Histoire de Sibylle» (1862). Перевод на русский язык: «История Сивиллы. Роман» (СПб, 1862). Вернуться 111 Вероятно, имеется в виду Франциск II (Франческо II) (1836–1894), последний король Обеих Сицилий в 1859–1861, представитель династии Бурбонов. Вернуться 115 Аксаков И.С. (1823–1886) – публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения, младший сын писателя С.Т. Аксакова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

( < < back) область в юго-западной Сирии, расположенная на берегу реки Оронта. ( < < back) вообще иноплеменник, иностранец. ( < < back) Моисей, Аарон и Ор  — замечательнейшие мужи-израильтяне. Моисей — вождь и законодатель народа еврейского; Аарон — первосвященник; Ор — помощник и сподвижник Моисея, управлявший народом израильским в отсутствие Моисея. ( < < back) < >< back) > Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии Александрия  — знаменитый город, основанный Александром Македонским в IV веке до Рождества Христова на берегу Средиземного моря, при устье реки Нила. Александрия после Рима была первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства — рассадником христианского просвещения. Христианство было принесено сюда, по преданию, святым Евангелистом Марком около 60 года. Рим  — главный город римского государства — лежит в средней части Италии, по обеим сторонам реки Тибра, при впадении его в море. В Риме скончались мученически при Нероне святые Апостолы Петр и Павел. Афина (также — Паллада или Минерва) — греческая богиня, дочь верховного бога Зевса, родившаяся без матери из его головы. Афина у греков была вообще олицетворенным разумом Зевса: разум и сила — главные черты этой богини. Сохранительница города — Афина поощряет всё, что содействует благосостоянию граждан, земледелие и ремесла; её ум изобрёл многие полезные вещи; она занимается и учит всякому женскому ремеслу; она — богиня всех художеств и ремесел, всякой мудрости и науки. Она блюдет за применением права и закона, за судами и народными собраниями. В то же время она — богиня войны, и изображалась иногда в военных доспехах. Адамант (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившимся твердостью своей веры и характера. Крон или Кронос (или Хронос, — время) — бог времени, сын Урана (небо); он пожирал собственных детей, но супруга его Рея спасла Зевса и спрятала его в камышах острова Делоса, где он был вскормлен козою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

138. Верный послушник Матери Божией В наше скудное верою и духом время как отрадно сознавать, что еще не совсем погас светоч духовной жизни на Руси, что еще не иссяк источник воды живой, текущей в жизнь вечную, в душах православных, что кое-где, – увы, как редко! – есть люди, духом живущие, Богу работающие, люди, в коих светится огонек благодатной жизни, искрится вера, как алмаз чистая и твердая, и они напоминают нам, что человек не есть животное, а есть носитель образа Божия, предназначенный к богоподобию, к жизни в Боге и с Богом в вечности. Когда встречаешь таких людей на жизненном пути, то невольно как-то исторгается из сердца вздох благодарности к Богу, что не укрылись от тебя сии Божии трудники, что ты не только был их современником, но отчасти и собеседником, слышал от них много поучительного, хотя по лености своей, слышал не во спасение души, а в суд себе и осуждение. И скорбью сжи­мается сердце, что вот – сии рабы Божии совершили уже свой жизненный путь и ушли в путь всея земли, в отечество небесное, самым отшествием своим поучая нас, своих ленивых современников, искать единого на потребу. Одного из таких смиренных светочей монашества Матерь Божия воззвала к Себе накануне Своего великого праздника – Успения, яко верного Своего послушника, всю жизнь свою Ей посвятившего, ради Ее земного жребия – святой горы Афонской – Отечество свое оставльшего, но, по Ее же указанию, за святое послушание, в иной Ее жребий, к пределам древ­ней Иверии, посланного, чтобы там, у подножия Кавказских гор, омываемого волнами моря Эвксинского, создать Новый Афон – пречудную обитель, в ответ миру на его многопытли­вый вопрос: на что монастыри? – и во славу Церкви Православной. Кто из русских иноков, внимающих судьбам русского иночества, не слышал имени отца Иерона как строителя новой обители – дщери старого Афона? Но и иноки не все знают, какой крепкий адамант деятельной веры был этот старец Божий. Теперь, когда он ушел к Богу, можно нечто поведать во славу Божию, не смущая его смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Весь Христови, т. е. всего себя отдал Христу, все силы свои посвятил исполнению заповедей Христовых. Всевидящее око, т. е. всевидящий Бог. Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патриарха Цареградского Константинополь или Царьград — столица Византийской, ныне Турецкой, империи; основана императором Константином Великим в IV в. по Р. Хр. на месте прежнего города Византии. Константин V Копроним царствовал с 741 по 775 год. Нотарий собственно значит скорописец. В первые века по Р. Хр. так назывались императорские секретари, скреплявшие акты. При Константине Великом была учреждена тайная канцелярия нотариев, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний. Секретари Константинопольского патриарха также назывались нотариями. Адамант в переводе с греческ. языка значит алмаз — камень, отличающийся своею твёрдостью. Никея — в описываемое время значительный город Вифинской приморской области, ныне представляет собою бедное селение с названием Исник. Замечателен в истории христианской церкви тем, что здесь был первый (в 325 г.) Вселенский собор. Лев IV Хазар царствовал с 775 до 780 года. За малолетством ее сына, императора Константина (Порфирородного), в начале царством управляла Ирина. Седьмой Вселенский собор 787 г., бывший в Никее, осудил иконоборство и восстановил иконопочитание. Босфор или Константинопольский пролив, соединяющий Черное море с Мраморным, назван Фракийским в отличие от многих проливов получивших то же название. Никифор царствовал с 802 г. по 811 г. Патриархом был с 784 г. по 806 г. Память его 25 февраля. Михаил I — с 811 г. по 813 г. Киропалат — начальник дворцовой стражи. Лев Армянин царствовал с 813 г. по 820 г. «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19). Преп. Феодор Студит еще в юных летах вступил на путь иноческой жизни, подвизаясь в начале под руководством своего дяди, преподобного Платона (память его 5-го апреля), защитника иконопочитания на 7 Вселенском соборе. Впоследствии преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010