138. Верный послушник Матери Божией В наше скудное верою и духом время как отрадно сознавать, что еще не совсем погас светоч духовной жизни на Руси, что еще не иссяк источник воды живой, текущей в жизнь вечную, в душах православных, что кое-где, – увы, как редко! – есть люди, духом живущие, Богу работающие, люди, в коих светится огонек благодатной жизни, искрится вера, как алмаз чистая и твердая, и они напоминают нам, что человек не есть животное, а есть носитель образа Божия, предназначенный к богоподобию, к жизни в Боге и с Богом в вечности. Когда встречаешь таких людей на жизненном пути, то невольно как-то исторгается из сердца вздох благодарности к Богу, что не укрылись от тебя сии Божии трудники, что ты не только был их современником, но отчасти и собеседником, слышал от них много поучительного, хотя по лености своей, слышал не во спасение души, а в суд себе и осуждение. И скорбью сжи­мается сердце, что вот – сии рабы Божии совершили уже свой жизненный путь и ушли в путь всея земли, в отечество небесное, самым отшествием своим поучая нас, своих ленивых современников, искать единого на потребу. Одного из таких смиренных светочей монашества Матерь Божия воззвала к Себе накануне Своего великого праздника – Успения, яко верного Своего послушника, всю жизнь свою Ей посвятившего, ради Ее земного жребия – святой горы Афонской – Отечество свое оставльшего, но, по Ее же указанию, за святое послушание, в иной Ее жребий, к пределам древ­ней Иверии, посланного, чтобы там, у подножия Кавказских гор, омываемого волнами моря Эвксинского, создать Новый Афон – пречудную обитель, в ответ миру на его многопытли­вый вопрос: на что монастыри? – и во славу Церкви Православной. Кто из русских иноков, внимающих судьбам русского иночества, не слышал имени отца Иерона как строителя новой обители – дщери старого Афона? Но и иноки не все знают, какой крепкий адамант деятельной веры был этот старец Божий. Теперь, когда он ушел к Богу, можно нечто поведать во славу Божию, не смущая его смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Абие - скоро, тотчас, внезапно, сразу, вдруг, немедля; " да возвратятся абие " - да будут немедля обращены назад. Авва - отец. Авель - имя 2-го сына Адама и Евы, убитого старшим своим братом Каином. Агаряне - потомки Измайловы, происшедшие от рабы Авраамовой Агари. Агиасма - святая вода, освященная церковию накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня. Агнец - ягненок. Агнец Божий - так назван Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира. Ад - место тьмы и мучений грешников, преисподняя. Адамант - твердый камень, алмаз. Это название в церковной литературе придается отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры или характера. Адам - евр. - существо, подобное Богу. Имя первого человека, праотца. Аз - я, название первой буквы славянской азбуки. Акафист - неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос, или Божия Матерь, или какой-нибудь святой. Аки - как, как будто. Акрида - род саранчи, кузнечики, которые будучи высушены на солнце, могут употребляться в пищу. Алавастр - узкогорлый сосуд из алебастра, в котором хорошо сохранялись драгоценные ароматы. В церковном употреблении алавастр назначался для хранения мира., Алектор - петух. О петухе упоминается почти у всех евангелистов, но только в связи с его пением. Выражение " пение петуха " употребляется в Евангелии для обозначения разделения времени. Алкати - голодать, сильно хотеть есть, испытывать голод. Аллилуйя - евр.- хвалите Бога, прославляйте Бога, хвала Богу. Алое - душистое дерево, имеющее благовонный запах. Иудеи помазывали мертвых маслами бальзамными и ароматами, и обвивали плащаницами, как видно у евангелиста Иоанна (19,40). Амаликитяне - могущественный кочевой народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. Аминь - истинно, истинно так, да будет так, верно. Аможе - куда. Анафема - означает отлучение человека от сообщества церковного и, следовательно, от общения веры и спасительных таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Значение непонятных слов, встречающихся в тропарях и кондаках Адамант – крепкий, тверже всех камней – алмаз. Амалик – могущественный кочевой народ в Аравии. Аркуд – медведь. Бдети – бодрствовать, не спать. Безменство – безмерно, без перемены. Безответные – не способные оправдаться, защищаться (букв, не могущие дать ответ в свое оправдание на суде). Бесерменский – неверный; татарский или турецкий; мусульманский. Блато – грязь, болото, тина, ил; блатней – заболоченной. Богатно – обильно, изобильно. Брати, братися – воевать, сражаться. Брашно – снедь, пища. Валсам – бальзам. Валя – цена, стоимость (др.-русск.). Варить – двигать, приводить в движение. Ведати – знать. Велегласно – в полный голос, громко. Велелепие – великолепие, величие. Вельми – весьма. Вемы – знаем, ведаем. Вено – выкуп за невесту. Вепрь – дикий кабан. Вериги – узы (оковы). Вертеп – пещера. Взбранный – храбрый, сильный в сражении. Вина – причина. Вития – оратор. Витийствовати – красноречиво и убедительно говорить. Вожделеть – сильно желать, любить, стремиться. Возгнещающий – зажигающийся, распаляющийся. Возмездитися – получить награду. Возследствовать – последовать. Воньже – в который. Воня – благовоние, благоухание. Восписуем – благодарение возсылаем. Восхитити – похитить, отнять. Выну – всегда, непрестанно, во всякое время. Выспрь – вверх. Выя – шея. Вящше – более, лучше. Годе – угодно. Грезн – виноградная лоза. Дароносить – приносить дары. Двизание – побуждения. Деля – ради. Деспот – правитель, царь (греч.). Дерзновение – иметь смелость, отваживаться, смело устремляться. Дерзость – злодейство, наглость. Дея – деятельно, самим делом учил. Диадима – царский венец. Долги – грехи. Дольняя – внизу, на земле находящееся, земное. Дондеже – доколе, пока; до тех пор, как. Достодолжно – по достоинству, по справедливости. Доящая – кормящая грудью младенца. Дручашеся – томиться, истаивать. Душетлительный – растлевающий душу. Е – то, оное, его. Егда – когда. Жестость – суровость. Животный – имеющий в себе жизнь, подающий жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный: и разви его предо мною, и в том писана быша... рыдание и жалость и горе» ( Иез.2:9–10 ). Глава 3 «И рече ко мне... снеждь свиток сей» ( Иез.3:1 ). Так Бог оказал благоволение Свое пророку; простер к нему десницу Свою, и в свитке заключил пророчество, и этим утешил и подкрепил пророка, чтобы, став причастником таин Божиих, приобщился он и уничижению Господа пророков, и как Господь терпел поругание, когда народ Его нарушал заповеди Его, так и пророк уподоблялся бы Господу. «И снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок» ( Иез.3:3 ). Свиток в устах пророка соделался сладким, как мед, и исполнилось на Иезекииле написанное: «сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом» ( Пс.118:103 ). «Яко не к людем глубокоречивым и косноязычным посылаемь еси... ниже к людем... ихже не разумел бы еси словес». Смотри, как бы говорит Бог , Я послал тебя только к сынам народа твоего, язык которого ты знаешь. А если бы, как Иону, послал Я тебя к одному из языческих народов, «то и тии послушали быша тебе» ( Иез.3:5–6 ). «И се... укрепляю ...чело твое». " Чело твое, – говорит Бог пророку, – сделал... Я в такой мере ...крепче их чела, в какой алмаз... (адамант) крепче кремня» ( Иез.3:8–9 ). «И внидох в пленники», в селение пленников на холме Хив при реке Ховар ( Иез.3:15 ). Здесь, может быть, плененные Иудеи слышали от пророка, что будет с их городом, с их храмом, и со священными сосудами. «Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст Моих и предостережешь их» ( Иез.3:17 ). Вот, поставил Я тебя предостерегать и обличать народ, чтобы и праведнику и грешнику возвещал ты, что поведено тебе, и усугубились бы в праведнике бдительность, а в грешнике готовность к покаянию. «И изыди на поле, и тамо возглаголется к тебе» ( Иез.3:22 ). Господь сделал пророка знамением для народа. И в этот день повелено пророку выйти на поле, услышать там, что будет сказано Богом, и снова узреть то же видение, которое видел при реке Ховар.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

И ныне, Богородичен: Жезл убо Моисеов, и жезл Ааронов, странное претворение,/и паче ума смотрение имеша:/Твое же чрево Богородительнице,/рождество обновляет новое. И ныне, Богородичен: Жезл Моисеев и жезл Ааронов/необычайное превращение претерпели/и послужили промыслу, превышающему ум;/чрево же Твое, Божия Родительница,/впервые являет небывалое рождество! Седален, глас 4. Подобен: Явился еси: Седален, глас 4 Смоковницы осуждение да не предварит тя,/но благия плоды потщися/сердца броздами душе Творцу Твоему Христу возвести,/в покаянии Ему приносящи. Вина смоковницы да не падет на тебя, душа,/но постарайся произвести из борозд сердца/добрые плоды Создателю своему Христу,/в покаянии их Ему принося. Песнь 8. Ирмос: На горе святей прославльшася,/и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго,/Господа пойте/и превозносите во вся веки. Песнь 8 Ирмос: На горе святой Прославившегося/и огнем в кусте терновом/Моисею Приснодевы таинство явившего —/Господа пойте и превозносите во все века. Целомудрием украсивше житие,/и мудростию сохранивше веру,/правды нравы взыщем,/да в мужестве споследующе,/Христови сраспнемся. Целомудрием украсив жизнь/и рассудительностию сохранив веру,/праведность нрава покажем,/чтобы с мужеством следуя за Христом,/с Ним сораспяться. Другую Еву обрет египтяныню,/не победися к неподобному деянию патриарх Иосиф,/но ста якоже некий адамант,/от страстей не ят греховных. Другую Еву встретив в египтянке,/не склонился к неправедному делу патриарх Иосиф,/но устоял, как некий алмаз,/не уловленный страстями греховными. Преходя житейская шествия Спасе мой,/взалкал еси волею, спасения всех желая:/сего бо взалкал еси, обращения от Тебе удаленных. Проходя жизненными путями, Спаситель мой,/Ты голод испытал по Своей воле,/стремясь к спасению всех;/ибо того Ты алкал:/обращения от Тебя удалившихся. Праотец вкуш от древа, яко познася наг и посрамлен,/листвие смоковное взем препоясася:/соборище бо обнаженное Христа проображашеся. Праотец, вкусив от древа,/когда осознал, что наг он и постыжен,/листья смоковницы взяв, опоясася:/и тем прообразовал синагогу,/себя обнажившую отвержением Христа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

( < < back) область в юго-западной Сирии, расположенная на берегу реки Оронта. ( < < back) вообще иноплеменник, иностранец. ( < < back) Моисей, Аарон и Ор  — замечательнейшие мужи-израильтяне. Моисей — вождь и законодатель народа еврейского; Аарон — первосвященник; Ор — помощник и сподвижник Моисея, управлявший народом израильским в отсутствие Моисея. ( < < back) < >< back) > Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии Александрия  — знаменитый город, основанный Александром Македонским в IV веке до Рождества Христова на берегу Средиземного моря, при устье реки Нила. Александрия после Рима была первым городом в мире и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства — рассадником христианского просвещения. Христианство было принесено сюда, по преданию, святым Евангелистом Марком около 60 года. Рим  — главный город римского государства — лежит в средней части Италии, по обеим сторонам реки Тибра, при впадении его в море. В Риме скончались мученически при Нероне святые Апостолы Петр и Павел. Афина (также — Паллада или Минерва) — греческая богиня, дочь верховного бога Зевса, родившаяся без матери из его головы. Афина у греков была вообще олицетворенным разумом Зевса: разум и сила — главные черты этой богини. Сохранительница города — Афина поощряет всё, что содействует благосостоянию граждан, земледелие и ремесла; её ум изобрёл многие полезные вещи; она занимается и учит всякому женскому ремеслу; она — богиня всех художеств и ремесел, всякой мудрости и науки. Она блюдет за применением права и закона, за судами и народными собраниями. В то же время она — богиня войны, и изображалась иногда в военных доспехах. Адамант (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившимся твердостью своей веры и характера. Крон или Кронос (или Хронос, — время) — бог времени, сын Урана (небо); он пожирал собственных детей, но супруга его Рея спасла Зевса и спрятала его в камышах острова Делоса, где он был вскормлен козою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В то время прибыл в Александрию беззаконный царь Максимин. Он устроил великолепный праздник в честь своих идолов. Город был переполнен народом; повсюду носился смрад от идольских жертв... Исполнилась божественной ревности святая Екатерина: она вошла в идольское капище, предстала пред самим царем и смело обличила его нечестие. Поражен был царь святым дерзновением мудрой девы; он не нашелся, что сказать ей, приказал лишь взять ее под стражу и после привести в царские палаты. Тут он допросил ее: кто она и что ей нужно? И святая дева отвечала новым обличением его нечестия. Между тем царь ласками и угрозами старался склонить ее к отречению от Христа. Но святая дева мужественно отвечала: – Делай со мной, что хочешь; временным бесчестием ты только приготовишь мне вечную славу; надеюсь, что многие уверуют чрез меня во Христа моего и из твоих палат царских многие пойдут со мной в чертоги небесные. Тогда царь повелел обнажить святую деву и бить ее воловьими жилами беспощадно. Два часа страдала святая мученица; все тело ее представляло одну сплошную рану, кровь лилась рекой. Несмотря на то, что царь несколько раз склонял святую Екатерину к отречению от Христа, мудрая дева осталась при своем – она была непреклонной, как твердый адамант (алмаз). Тогда мучитель приказал отсечь ей главу. Славную мученицу вывели за город; здесь она вознесла усердную молитву ко Господу. Помолившись, она обратилась к мучителю: «Скончай повеленное». Тот поднял меч, и честная глава мудрой Екатерины отделилась от тела. Вместо крови все увидели чистое млеко. А люди достойные сподобились увидеть и то, как тотчас же святые ангелы взяли ее святые мощи и понесли на гору Синайскую, где они и поныне почивают в обители, посвященной ее имени... Молитвами премудрой Твоей невесты великомученицы Екатерины, Господи Иисусе Христе, помилуй нас! 10. Чудное творение Божие – человек Из книги «Моя жизнь во Христе» протоиерея Иоанна Сергиева Человек – чудное, прекрасное, величественное творение Божие, особенно человек святой; это – звезда Божия; это – цвет роскошный, весь прекрасный, чистый, неблазненный; это – кедр благовонный; это – бисер многоцветный; это – камень драгоценный, которому нет цены; это прекрасное плодовитое дерево рая Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вернуться 96 Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII bb.) – игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения». Вернуться 97 Прево-Парадоль Люсьен Анатоль (1829–1870) – французский журналист, член Французской академии. Вернуться 98 Эвдемонизм – (от греч. – счастье, блаженство) – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Вернуться 99 Кельсиев Василий Иванович (1835–1872) – российский революционер, журналист и переводчик. Эмигрант, сподвижник А. И. Герцена, сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне, этнограф, историк раскола, писатель. Основатель русской социалистической колонии в Тульче (Турция). В 1867 г. отошел от политической деятельности, вернулся в Россию, получил прощение и права гражданства. Вернуться 101 Адаманталмаз, бриллиант; в переносном значении употреблялось о человеке, твердом в своих убеждениях. Вернуться 102 Камилавка – головной убор монахов и священников в виде расширяющегося кверху цилиндра, обтянутого материей. Вернуться 103 См.: «Письма с Афона о современных подвижниках афонских». Соч. Пантелеймона, монаха. Киев, 1871. Вернуться 104 Жорж Санд – псевдоним французской писательницы Авроры Дюпен (в замужестве Дюдеван, 1804–1876). С именем Жорж Санд в середине 19 века были тесно связаны представления о женской эмансипации. Вернуться 105 Имеется в виду роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) (утопический «четвертый сон» Веры Павловны). Вернуться 106 Меттерних Клеменс Лотар Венцель (1773–1859) – князь, австрийский государственный деятель, дипломат. Вернуться 108 Разве может приличный человек иметь такой дурной вкус – по-мещански ревновать свою законную жену? Вернуться 110 Имеется в виду роман «Histoire de Sibylle» (1862). Перевод на русский язык: «История Сивиллы. Роман» (СПб, 1862). Вернуться 111 Вероятно, имеется в виду Франциск II (Франческо II) (1836–1894), последний король Обеих Сицилий в 1859–1861, представитель династии Бурбонов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди. Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова. Аполлоний Тианский — языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма. Это было 17 ноября 307 года. Багряница — длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана. Артемида — иначе Диана — известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей). Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа. Адамант (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера. И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.

http://pravoslavie.ru/43178.html

Для умонастроения того времени характерно, что ростовчане отнюдь не бросились на помощь своему воеводе или на защиту городских стен, но при первом известии об опасности стали собираться бежать в Ярославль, умоляя Филарета последовать с ними. Вскоре к этим просьбам присоединился и разбитый в поле воевода Третьяк Сеитов, говоривший о столь плачевном состоянии укреплений, что можно было считать, будто «в Ростове града нет». Жители Ростова, как отмечали и напавшие на них переяславцы, и скорбевшие о падении главного города епархии устюжане, были беспечны. А заставить их выйти на общественные работы, как показывают многочисленные примеры по другим городам в Смуту, означало почти наверняка подвигнуть ростовчан перейти в противный лагерь (Всенародное ополчение поднялось, когда горожане убедились, что «тяготы» им творит любая власть). Так что и воевода, и жители, не позаботившиеся о крепости города, вели себя логично, предпочитая удариться в бега, пока захватчики будут увлечены грабежом. Филарет же повел себя героически, то есть крайне неблагоразумно с точки зрения здравого смысла. Собственно, Ростовский митрополит поступал как положено, как должно, но даже в панегирическом описании «Нового летописца» выступление Филарета на фоне реальных условий выглядит нелепо. Ростовчане, по словам летописца, «пришли всем городом к митрополиту Филарету и начали его молить, чтобы им отойти в Ярославль. Он же, государь великий, адамант (алмаз. — А. Б.) крепкий и столп непоколебим, на то приводил и утверждал людей Божиих, чтоб стояли за веру истинную христианскую и за государево крестное целование, чтоб стать против тех злодеев. И многими их словами утверждал, глаголя: Если мы и побиты будем от них — и мы от Бога венцы восприимем мученические! Слышав же воевода и все люди, что им не повелевает города покинуть, молили его, чтобы он с ними пошел в Ярославль. Он же им всем сказал: Если прийдется — многие муки претерплю, а дома пречистой Богородицы и Ростовских чудотворцев не покину! Услышав же они от него такие слова — многие побежали в Ярославль».

http://sedmitza.ru/lib/text/439760/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010