Замечай, что не железом (железным ножом) Сепфора обрезает дитя, ибо железо служит для наказания и приличествует находящимся под наказующим законом, но «камешком» (острым), как написано (Исх.4:25), понимаемым в значении прообраза Христа, ибо этим указывается на непреложность и твердость во всем природы Единородного. Поэтому Бог и Отец чрез святых пророков называл Христа и адамантом (алмазом), говоря так: «Вот Я влагаю адамант в средину народа Моего Израиля» (Ам.7:8). Адамант образно опять указывает нам на то, что Божественная и неизреченная природа Слова отнюдь не может уступать противникам Своим.    Таким образом и божественный Иисус, после военачальствования Моисея и его кончины призванный для предводительства (Израилем), по Божественному определению делал чистыми сынов Израиля. И так как им подобало восставать против неприятелей, то и благовременно приказывал им как бы наперед вооружиться посредством обрезания, зная, что иначе не избегнут поражения и не спасутся от смерти уже долженствовавшие немедленно же начать сражение.    Написано же о нем так: «И сказал Господь Иисусу: сделай себе ножи каменные из камня острого и, седши, обрежь сынов Израиля; и сделал Иисус ножи каменные и обрезал сынов Израиля» (Нав.5:2-3). Наименование «камня» здесь указывает нам как бы на твердость и несокрушимость Божия Слова. А название его «острым» обозначает Его силу тонко проникать во все и острейшую Его действенность, как и Павел, воспитанный на Священных и Божественных Писаниях, называет нам Божественное Слово «живым и действенным и острейшим более всякого меча обоюдоострого» и говорит, что оно проникает «до разделения души и духа» (Евр.4:12). Столь тонкое и острое, проникая в наши сердца чрез Собственного Духа, Оно освобождает от всякой нечистоты. Обрезая неизреченным образом то, что наполняет нас превеликою мерзостию, Он делает нас и святыми и непорочными. Замечай, пожалуйста, здесь яснейший образ истины. Обрезывающий Иисус, а подвергающиеся этому от него суть «всякое дитя молодое», как написано, «которое не знает сегодня доброго или злого» (Втор.1:39). Так, вышедшие из Египта имели на себе Божественный гнев возмездием за непослушание и разнообразные наказания постигали их в пустыне, так как Всесвятому Богу благоугодно было справедливо не вводить их в землю, которою клялся отцам их. Бывшие же после них, как свободные от вины непослушания, служили прообразом нового народа, почему и принимают обрезание в духе чрез Христа, между тем как древний и прежний народ, то есть Израиль, как только что говорили мы, приходит к погибели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

А мысленная Премудрость Божия многоцветна, как и в псалме говорится: «Стала Царица одесную Тебя в офирском золоте, в испещренной одежде». Ничто, сказанное в божественном Писании о птицах и зверях, как уже говорили мы, не бесцельно. Итак, хорошо Естествослов сказал про пантеру. 22 . О ЕДИНОРОГЕ Псалом говорит: «Мой рог Ты возносишь, как рог единорога». Естествослов говорит, что единорог такое имеет свойство: это зверь малый, подобный оленю, но весьма грозный: не может охотник приблизиться к нему, по причине избыточествующей его силы. Рог же у него один посреди главы его. И вот, как уловить его? Деву чистую повергают пред ним, и он приникает к персям ее, она же пригревает зверя на персях своих и несет его к царю во дворец. Сказанное о звере этом приложимо к Лицу Спасителя: «Воздвиг рог спасения в дому Давида, отца нашего, рог спасения нам». Ангелы и Силы не возмогли овладеть Им, но обитал Он во чреве истинно чистой Девы Марии. «И Слово стало плотию и обитало с нами». 32 . О КАМНЕ АДАМАНТОВОМ Естествослов сказал об адамантовом камне, что находят его в стране восточной, но не находят во дни, а лишь в ночи. Адамант же неукротимый именуется потому, что все укрощает, сам же ничем не укрощается. И Господь наш Иисус Христос всех судит, Сам же никем не судим. Сам Он сказал: «Кто из вас обличит Меня в грехе?» Находят Его в ночи, а не во дни. Послушай, что говорит Он: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в страхе и тени смертной воссиял свет». Находят же его в стране восточной; истинно, по слову пророка Восток – имя Его ·, и еще написано в ином месте: «Восмдит звезда от Иакова» ·. И люди бывают такие, что щаманту подобны, каков был Иов, муж от востока солнца ·, которого лукавый не смог укротить, или каковц были апостолы, Христа, Восток свой, возлюбившие, как и Павел говорит в некоем месте: «если ищете доказательства, что Христос говорит во мне», – он, от иудеев битый палками, в гонениях, в путешествиях, терпевши опасности на реках, опасности от разбойников, опасности от лжебратий; как адамант, он не поддался, но достославно выстоял, не дал победить себя утесняющим. Таков и весь лик пророков и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Ам. 7 :2. И когда она до конца поела 105 траву на земле, я сказал: Господи, Господи, буди милостив! кто возстановит Иакова? ибо оне мал. Ам. 7 :3. Раскайся 106 о сем, Господи! «И сего не будет», говорит Господь. Ам. 7 :4. Такое видение показал мне Господь 107 : вот призвал суд в огне Господь Богъ 108 , и онъ 109 пожрал великую бездну 110 и пожрал уделъ 111 . Ам. 7 :5. И я сказал: Господи, Господи! остановись ныне, кто возстановит Иакова? ибо он мал. Ам. 7 :6. Раскайся о сем, Господи! «И сего не будет», говорит Господь. Ам. 7 :7. Такое видение показал мне Господь: вот муж, стоящий на адамантовой 112 стене и в руке у него адамант. Ам. 7 :8. И сказал Господь мне: что ты видишь, Амос? И я сказал: адамант. И сказал Господь мне: вот я назначаю (место) адаманта среди народа Моего Израиля, и более не буду проходить мимо его 113 . Ам. 7 :9. И исчезнут жертвенники смеха 114 и священные собрания 115 Израиля прекратятся, и возстану с оружием на дом Иеровоама. Ам. 7 :10. И послал Амасия, Вефильский жрец, к Иеровоаму, царю Израильскому, сказать: возмущения делает против тебя Амос среди дома Израилева, не может земля сносить всех слов его. Ам. 7 :11. Ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль будет уведен в плен из земли своей. Ам. 7 :12. И сказал Амасия Амосу: провидец! уходи и удались ты в землю Иудейскую, и там живи, и там пророчествуй. Ам. 7 :13. А в Вефиле более не пророчествуй, потому что онъ — святыня 116 царя и царский домъ 117 . Ам. 7 :14. И отвечал Амос и сказал Амасии: я не был пророком, ни сыном пророческимъ 118 , а был пастухом и собирал дикия смоквы 119 . Ам. 7 :15. Но взял меня Господь от овец и сказалъ 120 мне: иди, и пророчествуй о народе Моем, Израиле. Ам. 7 :16. И ныне выслушай слово Господне: ты говоришь: «не пророчествуй на Израиля и не возмущай 121 дома Иакова». Ам. 7 :17. За это так говорит Господь: жена твоя в городе будет блудить 122 , а сыновья твои и дочери падут от меча, и земля твоя будет измерена (межевою) вервию 123 , и ты умрешь в нечистой 124 земле, и Израиль отведен будет в плен из земли своей.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

42:5-6). Поревнуем такому мужеству, такой кротости праведника, жившего до закона и благодати, и мы, живущие после закона и по благодати, — чтобы вместе с ним сподобиться вечных обителей, которых и да сподобимся все мы получить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.  1. После страшных, способных привести в трепет и сокрушить самый адамант, предсказаний о будущей участи апостолов по распятии, воскресении и вознесении Его, — Спаситель опять переходит к речи более успокоительного свойства, чтобы дать этим подвижникам возможность вздохнуть и доставить им великое ободрение. Именно — Он не повелевает гонимым вступать в борьбу с гонителями, но убегать от них. И так как это было только еще началом для них и предначатием, то Спаситель и говорит к ним гораздо снисходительнее. Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его, что и показал словами: " не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . Итак, чтобы ученики не говорили: а что, если мы убежим от гонителей куда-нибудь, а они и там найдут нас и опять будут преследовать, — Спаситель, уничтожая такой страх, говорит: вы не успеете обойти Палестины, как Я тотчас приду к вам. Смотри опять, как и в данном случае, Он не уничтожает бедствий, а только является помощником во время опасностей. Он не сказал: Я избавлю вас и прекращу гонения; но что? — " не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий " . И подлинно, для утешения их довольно было того, чтобы только увидеть Его. Итак, смотри, как Он не все и не везде предоставляет благодати, но повелевает им нечто присовокуплять и от себя. Если, говорит Он, вы боитесь, то бегайте; на что Он и указал словами: " бегите " , и: " не бойтесь " . И, однако же, Он не прежде повелевает им бежать, чем начнут их гнать; равным образом, и место назначает им не большое, а повелевает только обойти города израильские. После этого Он опять приготовляет их к другому роду любомудрия. Сперва Он освободил их от попечения о пище, потом от страха опасностей; а теперь освобождает от страха поношения. Освободил их от попечения о пище, когда сказал: " трудящийся достоин пропитания " (Матф. 10:10) и открыл, что многие будут принимать их; освободил от страха опасностей, когда сказал: " не заботьтесь, как или что сказать " (Матф. 10:19), и: " претерпевший же до конца спасется " (Матф. 10:22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

5). Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. «Говорит не о человеческой мудрости, но о духовной, укрепляясь которой мы сможем совершить добро в полной мере» (блж. Феофилакт). «Всякая спасительная мудрость принадлежит Богу и невозможно ее обрести по (одной лишь) человеческой воле, без помощи Божьей благодати. Но здесь Иаков обращает особое внимание на ту мудрость, которая необходима нам в испытаниях. Если кто из вас, говорит он, никак не может понять, почему верным нужно пройти через такие испытания, то пусть просит Бога объяснить ему, что добрый отец наказывает детей, чтобы сделать их достойными ожидающего их наследия вечности» (св. Беда). 6–7). Но да просит с верой, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. " Но да просит с верой, нимало не сомневаясь и да представит Богу свою добрую жизнь, чтобы показать, что он достоин того, чтобы его прошение было услышано. Ведь если кто помнит, что преступил заповеди Господни, тот совершенно справедливо сомневается в том, что Господь его услышит. Как и написано: Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва , – мерзость« ( Притч.28:9 ) (св. Беда). «Если верит, пусть просит, а если не верит, пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого… Если ты не уверен, что Бог исполнит просьбу твою, то вовсе не приступай к прошению, чтобы не оказаться тебе через неразумное двоедушие обвинителем Того, Кто все может. Посему нужно умолять об избавлении от такой постыдной болезни (сомнения) (блж. Феофилакт). «Отчего бывает у человека непоколебимая уверенность в том, что он получит просимое? Не оттого ли, что душа его тверда как адамант, потому что окрепла под гнетом нужды и бед, и что сам он, – человек прямой. Поэтому кто сомневается в получении просимого, тот верно, человек слабый и лукавый, и не имеет сильной нужды» (св Иоанн Кронштадтский . Мысли при чтении Святого Писания).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака сына своего: наколол дров для всесожжения и вставь, пошел на место, о котором сказал ему Бог» (22:3). «Заметь, как человеколюбец Господь самым расстоянием места искушает добродетель праведника. Представь себе, что должен был вытерпеть праведник в течение трех дней, размышляя сам с собою о данном ему повелении, – о том, как он должен собственными руками заклать столь возлюбленного сына, а между тем никому не мог сообщить об этом деле; и подивись боголюбивой и мудрой душе его. Постигая всю важность этого повеления Божия, он решительно никому не открывает его, ни рабам, ни самому Исааку, но один сам с собою совершает этот подвиг и остается несокрушимым, как адамант, показав все мужество своего духа, не много размышляя, с полной готовностью повинуясь мановению Божию» 327 . «И даже не сообщил о том супруге, хорошо и с пользою для себя делая, что женщину не признал достойной вероятия в совете: потому что и Адаму, принявшему совет Евин, не был он полезен. Посему, чтобы Сарра не потерпела чего женского и материнского, и в Аврааме не ослабила чистоты и силы любви к Богу, решился он утаить дело от супруги. Ибо Сарра, если бы узнала, что такое делается, то, по всей вероятности, чего бы не наделала, или как не стала бы плакаться Аврааму? что вытерпела бы она, повергшись на сына и заключив его в объятия, если бы видела, что насильно влекут его на заклание? каких не употребила-бы речей? Пощади естество, муж, не делайся поводом к дурному рассказу в свете! Он единородный у меня сын, единородный по мукам рождения Исаак, один в моих объятиях. Он у меня первый и последний... Это плод долговременной молитвы, это отрасль преемства, это – остаток рода, это – опора старости. Если на него заносить нож, то окажи эту милость мне бедной, на мне сперва сделай употребление этому ножу; тогда уже что тебе угодно делай над сыном; пусть общая будет у обоих могила, пусть один и тот же прах покрывает тела, пусть общий надгробный памятник возвещает наши страдания, пусть глаз Сарры не увидит ни Авраама, который убивает своего сына, ни Исаака, убиваемого отеческими руками» 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Быть отлученным от Христа было для него подвигом и трудом, или — вернее — выше и подвига и труда, а быть со Христом — наградой, однако, для Христа он избирает первое преимущественно перед последним. Но, может быть, кто–нибудь скажет, что все это было ему приятно ради Христа. И я также говорю, что ему доставляло великое удовольствие то, что нам причиняет скорбь. Но для чего я говорю об опасностях и других бедствиях? Он был непрестанно в скорби, — посему и говорил: « Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? » (2 Кор. 11:29)? Кто–нибудь скажет, что и в скорби есть удовольствие; например, многие, потеряв детей и имея свободу плакать, находят утешение, а если им препятствуют в этом, то печалятся. Так и Павел, проливая слезы ночь и день, находил в них утешение, потому что никто так не плакал о собственных бедствиях, как он о чужих. Что, думаешь ты, чувствовал он, когда, видя, что иудеи не спасаются, просил быть самому ему лишенным вышней славы, чтобы они спаслись (Рим. 9:3)? Отсюда видно, что неспасение их было для него гораздо тяжелее, потому что если бы это не было тяжелее, он не просил бы о том; он избрал то (лишение небесной славы), как легчайшее и более утешительное, и не просто лишь желал, но и взывал так: « что для меня печаль и мучение сердцу моему » (Рим. 9:2). Итак, кто ежедневно, так сказать, плакал о живущих по всей вселенной, и о всех вообще народах и городах, и о каждом порознь, того с чем можно сравнить? С каким железом? С каким адамантом? Какой можно назвать эту душу? Золотой или адамантовой? Она была тверже всякого адаманта, дороже золота и драгоценных камней; первый он превосходил своей твердостью, а последние — своей драгоценностью. С чем же можно сравнить ее? Ни с чем существующим. Если бы адамант сделался золотом и золото адамантом, тогда составилось бы из них некоторое для нее подобие. Но для чего мне сравнивать ее с адамантом и золотом? Весь мир противопоставь ей, и тогда увидишь, что душа Павлова важнее его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В опасностях есть много такого, что облегчает скорбь, например, когда все поощряют, многие одобряют, хвалят и прославляют. Но здесь, в злословии, отнимается и самое утешение. Переносить злословие не считается за великий подвиг, хотя на самом деле злословие уязвляет подвижника более чем самые опасности. Многие налагают на себя руки, не в силах будучи перенести худой о себе молвы. И что дивиться на других, когда эта-то именно причина более всего побудила удавиться того бесстыдного и гнусного предателя, который совершенно потерял стыд ко всему. И Иов — этот адамант, тверже самого камня, — когда потерял свое имущество, претерпел несносные мучения, лишился вдруг всех детей, когда увидел тело свое преисполненное червями, укоряющую жену, то все легко переносил. Когда же увидел друзей, которые его порицали, ругались над ним и, злословя его, говорили, что он терпит это за грехи свои, и несет наказание за пороки свои, тогда и этот мужественный и великий подвижник поколебался и пришел в смятение. 6. Подобным образом и Давид, забыв все, что он терпел, просил у Бога мздовоздаяния только за понесенное им злословие: оставь " его " (Семея) " злословить " , говорит он, " ибо Господь повелел ему " : да " призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие " (2 Царст. 16:11-12). И Павел восхваляет не только подвергающихся опасностям, не только лишающихся имения, но и тех, которые терпят злословие, говоря: " вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий " (Евр. 10:32). Потому и Христос положил за это великую награду. Но чтобы кто не сказал: почему же Ты ныне не отмщаешь злословящих и не заграждаешь уст их, а обещаешь награду на небесах? — Христос представил для этого пророков, показывая, что Бог и в их время не отмщал врагам их. Но если и тогда, когда воздаяние было на виду, Бог поощрял их надеждой на будущее, то, гораздо более Он поощряет ныне, когда и самая надежда на будущее прояснилась и любомудрие стало выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Видя его полное бесстыдство и дерзость, не знаю как, но я сказала ему: «Человек, прекрати оскорблять авву Кирилла, потому что ты поносишь не его, а Бога, Которому служит. Весь мир провозглашает его истинным рабом Божиим, смотри не потерпит тебя Бог и поразит через Ангела Своего». Через некоторое время у воина началась страшная боль в желудке, он кричал, и не прошло и часа, как (о! чудо) все его внутренности выпали, и воин умер». Мелимаврас сказал об этом случае мне, а я посчитал достойным записать его ради Сказавшего: «Что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» ( Мф. 10: 27 ). В возрасте девяносто лет преподобный заболел, и хотя он был измучен старостью и устал от болезни, но прежний свой подвиг не оставлял, но лежал, как адамант, как будто страдал кто-то другой, или как будто он был бесплотным. Преподобный победил господствующее чрево и достиг крайнего бесстрастия, шестьдесят лет питаясь хлебом, травой, водой да и этим понемногу. Он сам говорил: «С тех пор, как я стал монахом, то не пил воды досыта. А поскольку язык мой прилипал к гортани, то прежде чем положить хлеб в рот, я края губ смачивал одной или двумя каплями воды, чтобы можно было его проглотить». Когда царь услышал о его болезни, то пришел к нему со всей семьей. Увидев его мучения, царица собственными руками стала кормить его, (еду она принесла с собой) и дала попить немного вина. Поскольку же преподобный был уже несколько туговат на ухо, то царь велел своему слуге спросить, правильно ли он поступит, если сейчас пойдет на восток, чтобы воевать с безбожными турками. Немного подумав, преподобный сказал: «Ты примешь мой совет, и сейчас не пойдешь на восток, но, когда благоволит Бог, пойдешь, и Он Сам уготовит путь твой» ( Мк. 1: 2 ). Услышав это, царь встал и, поклонившись Богу, сказал. " Аминь, да будет мне по слову твоему» ( Лк. 1: 38 ). Затем, получив его святые молитвы, царь вышел из кельи преподобного. Увидев, что монастырская церковь разваливается, он приказал разрушить ее до основания и выстроить заново, что и было исполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Даша плещи свои презирающыя (под. Иер. 2:27 ). Сими словами (поясняет бл. Феодорит) Господь «назвал бесчувственность, переносный образ речи взяв с рабов, которые терпят наказание бичами, но пользы от сего не извлекают». Как бы, отвернулись, как отвертываются люди, не желающие слушать увещателя; и ушеса своя отяготиша (под. Ис. 6:10; 59:1 ), отягчили, как бы, заткнули, дабы не слышать слов Божиих; сердце свое соделали непокориво – сделали, как бы, адамантовым 101 , т. е. таким твердым и жестким, как адамант – камень самый твердый и жесткий, а потому, такое ожесточенное сердце не только не принимало слов Божиих, но отталкивало их от себя; все увещания, какие Бог дедал Иудеям (через пророков), не достигали своей цели, оставались тщетными, презирались, (под. Иез. 11:19; 36:26 ; Мих. 3:8–12 ). И бысть гнев великий от Господа Вседержителя, – говорит пророк, – т. е., за такое упорное непослушание Богу и было от Него тяжкое наказание Иудеям – именно: плен Вавилонский, сожжение храма, разорение Иерусалима и опустошение земли Иудейской врагами. (Сн. 1:2). Ст. 13. И будет, якоже рече, и не услыташа Его: сице возопиют, и не имам услышати, глаголет Господь Вседержитель. С евр.: И было, как Он взывал, а они не слушали; так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. И будет. Т. е., следствием такого упорного непослушания было то, что, как Я взывал к Иудеям, увещевал их через пророков, а они не слушали, так и Я их не послушал, не внимал их мольбам и воплям, когда разразились над ними несчастия. Под гневом Божиим (ст. 12) разумеется плен Вавилонский (см. ст. 14); а потому, бл. Феодорит замечает, что «здесь у 70 переменен вид времени. О прошедшем говорится, как о будущем, сказано: возопиют, вместо возопил, и не имам услышати, вместо не услышал. Ст. 14. И отвергу я во вся языки, иже не разумеша, и земля запустеет последи их от проходящаго и от возвращающагося, и учиниша избранную землю в запустение. С евр.: И я развеял их по всем народам, которых они не знали: и земля сия опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и они сделали вожделенную страну пустыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010