— «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1). Произнесши эти слова, он прослезился и задумал бежать, но едессяне, понявши его намерение, поставили стражей, чтобы не лишиться своего пастыря. И в ту ночь преподобному было видение. Некто явился ему и сказал: — Не уподобляйся ленивому рабу, который скрыл в землю данный ему от Господа талант (Мф.25:18), но уподобляйся рабу, принявшему пять талантов и приобретшему десять, за что он и получил власть над десятью городами (Лк.19:16–17). Не отказывайся носить возложенное на тебя иго Христово! После этого видения святой Феодор сказал: — Да будет воля Господня! И отправился с едессянами, решив более не оставлять своего нового служения и уже не печалясь о выпавшем ему жребии. Когда они приближались к Едессе, то весь город вышел навстречу нового архиерея и православные с неизреченною радостью приняли его. Возрадовался духом и святой Феодор, увидев здание соборной церкви в Едессе, по величине и красоте немногим разве уступавшее Иерусалимской церкви Воскресения Христова. Благословив всех, он припал к честной раке святых мучеников Гурия, Самона и Авива и прослезился. Таким образом святитель Христов принял престол свой — (в то время в греческой империи царствовал Михаил с матерью свое Феодорою) — и стал усердно пасти врученную ему Богом паству и словом и делом, с одной стороны питая ее богодухновенными учениями, с другой наставляя на путь спасения примером своей добродетельной жизни. А так как в том городе было не мало ересей — и несториева и северова и евтихиева и манихейская то он печалился от этом и немало трудов положил на борьбу с еретиками, видя в них хищных зверей. И в православных святитель Христов возбуждал радость, а в еретиках досаду, и православные радовались тому, что у них был такой богомудрый пастырь и учитель, а еретики горевали и замышляли против него зло. Но он был тверд как адамант и никакие нападения не могли лишить его мужества. Ему горько было смотреть на грешников, оставлявших истинную веру, но с другой стороны он радовался при виде мужей добродетельных и утвержденных в благочестии и любил часто дружески беседовать с ними наедине.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Пришедши в селение, увидел он, что жители одержимы безумием идолослужения, и воздохнув заплакал; возведши же очи свои на небо, сказал: " Ты, единый милосердый, единый человеколюбивый, не презри дела рук Твоих! " И с поспешностью послал в город к искреннему другу своему, чтоб выслал ему остатки имения. Получив же это, в несколько дней построил церковь и принес в ней молитву Богу, со многими слезами взывая и говоря: " Господи, собери рассеянных людей Твоих, и введи их в сей храм Твой, и просвети очи ума их к познанию Тебя единого истинного Бога " . И совершив молитву, вышел из церкви, и вступив в языческий храм, ниспроверг мерзости, и жертвенники их разорил. Жители, увидев это, как дикие звери бросились на него и бичами выгнали его из селения. Но он воротился и пришел на свое место, и войдя в церковь, с плачем и сетованием молил о них Бога, чтоб спаслись. Когда же наступило утро, жители, пришедши, нашли его молящегося и ужаснулись от изумления. Каждый день приходили они в церковь не молиться, но смотреть на красоту здания и на украшения в оном. Блаженный начал умолять их, чтоб познали истинного Бога; а они били его палками, как бездушный камень и, подумав, что уже умер, оставили почти полумертвого и удалились. В полночь пришел он в себя и, крепко воздохнув, заплакал и сказал: " почему, Владыка, презрел Ты смирение мое? Почему отвращаешь от меня лице Свое? Почему отвергаешь душу мою и оставляешь без внимания дела рук Своих? Ныне, человеколюбивый Владыка, воззри на рабов Твоих, и дай им познать Тебя, потому что нет Бога, кроме Тебя " . По молитве он встал, пошел в селение, взошел в церковь, стал и начал петь. По наступлении дня, жители снова пришли, увидели его, поражены были ужасом и, предавшись неистовству, эти жестокие, бесчеловечные, не имеющие никакой жалости люди стали немилосердо мучить его и, наложив опять на него веревку, извлекли из селения, как и в предшествовавши день. Но все это терпя, как адамант, до трех лет пребывал Аврамий в этих великих скорбях и нуждах, был бит, оскорбляем, влачим, притесняем, переносил голод и жажду. И при всем, что ни было с ним, не возненавидел он жителей, не имел на них негодования, но исполнялся к ним большею и большею любовью, и своею скромностью утишал гнев их, пылавший подобно горящему костру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/755/...

Святой отвечал: — Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими, измышляемыми против меня, мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи укреплен словами моего Владыки, Который сказал «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). По умерщвлении, Он воскресит меня снова в Страшный День праведного Суда. Царь повелел снова мучить его огнем и ранами: Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада, исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его. Царь сказал ему, насмехаясь: — Где ныне твой Врач? — пусть придет сюда и исцелит тебя ведь ты говорил, что Он может и по смерти воскресить тебя. Святой Меркурий отвечал: — Делай, что хочешь, ты имеешь власть над телом моим, над душою же — Бог: хотя бы ты и умертвил мое тело, однако душа пребудет нетленной во веки. Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый благодатью Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение, оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы которых были окованы медью; и били его так жестоко, что даже земля обагрилась кровью его. Он же, твердый как адамант, мужественно терпел, говоря: — Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за имя Твое. Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, — постановил над ним такой окончательный приговор: — Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую страну и там отрубить ему главу, для вразумления многих, — ибо всякий противящийся царю будет казнен мечем после многих мучений. Воины, взяв святого, положили его на животное и, крепко привязав его (ибо он был весьма расслаблен телом по причине многих мучений), повезли в Каппадокию. Когда они были в Кесарии Господь явился святому и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Удалившись оттуда в окрестности Лакедемона, блаженный Серапион услышал, что один из первых людей города, муж, впрочем, добродетельный, по вере, со всем своим домом, был манихей. Сей наилучший из монахов, так же как и прежде, продал себя этому человеку и в два года успел отклонить от ереси его самого и его жену со всем домом его и присоединить их к Церкви. Они полюбили его не как раба, но более, чем родного брата и отца; содержали его в великой чести и вместе с ним прославляли Бога. Преподав им многие наставления, Серапион, сей духовный адамант, чрез несколько времени удалился от них, отдав и этим своим хозяевам деньги, за которые продал себя, и, не имея с собою решительно ничего, сел на корабль, как будто ему следовало плыть в Рим. Корабельщики, смотря на Серапиона, полагали, что он свои пожитки уже перенес на корабль или что станет тратить золото на издержки, и потому без расспросов приняли его, каждый думая, что другой взял его пожитки. По отплытии, быв уже стадий на пятьсот от Александрии, они около захождения солнца наперед пообедали сами, потом стали есть и прочие бывшие на корабле. Видя, что Серапион не ест в первый день, они предполагали, что сей путешественник получил отвращение от пищи вследствие плавания; то же было и во второй, то же и в третий, и в четвертый день. Но в пятый, во время общего обеда, видя, что он опять сидит спокойно, они сказали ему: " Ты что не ешь, любезный? " . " Мне нечего есть " , отвечал он им. Услышав это, корабельщики стали спрашивать друг у друга, кто взял его запасы на корабль. Когда же узнали, что никто не брал (ибо ничего у него не было), то начали бранить его и говорили: " Как ты вошел сюда без всяких запасов? Чем будешь кормиться в продолжение плавания? " . И еще: " Чем заплатишь нам за перевоз? " . Он равнодушно отвечал: " У меня ничего нет. Отвезите меня и бросьте там, где взяли " . Корабельщики говорят ему: " Что ты сердишься? При настоящем, благодаря Богу, попутном ветре мы не согласимся сделать это, хотя бы ты дал нам и сто золотых. Мы пойдем к своему месту и совершим предлежащий путь " . Таким образом, Серапион пробыл без забот на корабле и корабельщики кормили его до самого Рима. Пришедши в Рим, подвижник Христов осведомился, кто в этом городе лучший подвижник или подвижница.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1973...

« Умножая , — говорится, — умножу скорбь твою… в печалях будешь рождать детей (Умножая, умножу печали твоя, и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада » (Быт. 3:16). Нигде не назначается ей работа, нигде — пот и нигде — труд, но уныние и стенание, и проистекающее отсюда наказание, равносильное и трудам, и бесчисленным смертям, а вернее — даже и много тягостнее их. Впрочем, что хуже смерти? Не кажется ли она главным из людских бедствий, страшным и невыносимым, и достойным бесконечного плача? Не сказал ли Павел, что она — наказание за самое тяжкое беззаконие? Он сказал, что этому наказанию подвергаются те, кто недостойно приступает к священным таинствам и принимает участие в той страшной трапезе, говоря так: « От того многие из вас немощны и больны и немало умирает » ( сего ради в вас мнози немощни и недужливы, и спят доволни ) (1 Кор. 11:30). И все законодатели не присуждают ли к этому наказанию тех, кто совершил самые ужасные злодеяния? И Бог в законе не наложил ли этого крайнего наказания на великих грешников? Не из–за страха ли перед смертью тот патриарх, победивший и самую природу, решился отдать свою собственную жену в жертву варварского сладострастия и египетской тирании, сам устраивал это деяние бесчестия и увещевал жену вместе с ним притворствовать в этом тяжком и печальном деле? И он даже не стыдится указать причину такого притворства: « Когда Египтяне , — говорит, — увидят тебя, так блистающую юностью и обладающую красотой лица, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя » ( будет, егда увидят тя… убиют мя, тебе же снабдят. Рцы убо, яко сестра моя, да добро мне будет тебе ради, и будет жива душа моя, тебе ради ) (Быт. 12:12–13). Видишь страх, видишь трепет, потрясающий эту высокую и любомудрую душу? Видишь адамант, сокрушенный страхом? Он лжет об ее происхождении, дает жене одно лицо вместо другого и делает агницу легко уловимой для волков, и что всего невыносимее для мужей, именно видеть, что жена обесчещивается, лучше же — даже только подозревать ее, то самое, и даже еще более тяжкое (потому что в данном случае было не подозрение, но обесчещение, на которое дерзали самым делом), он не только видит, но и устраивает так, чтобы на него дерзнули, — и это кажется ему и легким, и выносимым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Услыхавши эти слова, юноша грозно посмотрел на говоривших и спросил их: — О мне ли вы говорите, или, может быть, о ком либо другом? — О тебе, — отвечали они, — а не о ком другом, и разве не правду мы говорим? — Со мною никогда не было и не будет того, — отвечал святой, — чтобы я отрекся от Христа Бога моего, в Трикке ли, в другом ли каком-либо месте. Я живу и всегда буду жить для Христа, Бога моего, и готов всегда умереть за Него. Придя в сильную ярость от таких слов святого, враги его быстро устремились к нему, как бы готовые сейчас же умертвить его, и тотчас же повлекли его к судилищу. Святой юноша шел поспешно, сияя лицом своим, как бы отправляясь на пир. Когда святой был приведен пред судилище, то враги его явились здесь и клеветниками, и свидетелями, и судиями святого. Они обвиняли его единственно в том, что он в фессалийском городе Трикке будто бы открыто отвергся Христа и принял магометанскую веру, а пришедши в Константинополь, снова притворяется христианином и хулит магометан. Начиная допрос, враги святого прежде всего стали выказывать притворное и лицемерное сострадание к нему, как бы жалея его, и стали ласково увещевать его отречься от Христа. Затем увидавши, что он стоит непоколебимо в христианской вере, они стали устрашать его к отречению от христианства угрозами, но не достигнув ничего и этим путем, стали немилосердно бить его, после чего ввергли его в темницу, намереваясь держать его здесь до тех пор, пока не решат, что делать с ним далее. На другой день утром, выведя святого из темницы, нечестивые судьи его стали его спрашивать: — не решил ли он отречься от Христа и принять их веру. Но увидав, что он по-прежнему непреклонно исповедует христианство, они снова начали бить его без пощады толстыми палками. Святой же, как твердый адамант, молчаливо претерпевал наносимые ему побои, как будто били не его, а кого то другого. Он только тихо молился Богу, говоря: — Я ни за что в мире не отрекусь от своей веры; никогда не будет со мною того, дабы я стал веровать по иному, а не так, как это прилично христианину; никогда не будет того, чтобы я был обольщен ласками или побежден мучениями. Делайте со мною, что хотите, дабы скорее я перешел от сей кратковременной жизни к жизни вечной. Как Христов раб, я следую за Христом и за Христа умираю, дабы жить с Ним во веки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Царь сказал: — Я снова рассеку твое тело ранами и посмотрю, исцелит ли тебя Христос, Которого ты исповедуешь. Святой отвечал: — Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими, измышляемыми против меня, мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи укреплен словами моего Владыки, Который сказал «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). По умерщвлении, Он воскресит меня снова в Страшный День праведного Суда. Царь повелел снова мучить его огнем и ранами: Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада, исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его. Царь сказал ему, насмехаясь: — Где ныне твой Врач? — пусть придет сюда и исцелит тебя ведь ты говорил, что Он может и по смерти воскресить тебя. Святой Меркурий отвечал: — Делай, что хочешь, ты имеешь власть над телом моим, над душою же — Бог: хотя бы ты и умертвил мое тело, однако душа пребудет нетленной во веки. Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый благодатью Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение, оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы которых были окованы медью; и били его так жестоко, что даже земля обагрилась кровью его. Он же, твердый как адамант, мужественно терпел, говоря: — Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за имя Твое. Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, — постановил над ним такой окончательный приговор: — Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую страну [ 16 ] и там отрубить ему главу, для вразумления многих, — ибо всякий противящийся царю будет казнен мечем после многих мучений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Что же праведник? Он не смутился духом, не поколебался в мыслях, не пришел в недоумение при столь странном повелении, не стал размышлять или рассуждать сам с собою так: что это значит? Тот, который сверх всякого ожидания, даровал мне помощника, по Своему человеколюбию оживотворил омертвевшую утробу Сарры, теперь, когда сын мой уже воспитан, возрос и находится в цветущих летах, Он повелевает мне умертвить чадо мое и принести во всесожжение? Тот, кто недавно сказал мне: в нем “ наречется тебе семя ”, - теперь требует противного? Как же исполнятся данные Им обетования? Как возможно, чтобы от усеченного корня произросли когда-нибудь ветви, или от срубленного дерева произошел плод, или из иссушенного источника проистекли реки? По человеческому суду это быть не может. Впрочем, для воли Божией все возможно.   2. Ничего однако же, подобного не подумал этот праведник; но, как благодарный домочадец, он оставил всякое человеческое рассуждение и только об одном заботился, чтобы исполнить повеление; он стал как бы чужд человеческой природе, и всякое сострадание и любовь отеческую поставив ниже повелений Божиих, поспешил приступить к исполнению их. “ Авраам , - говорит Писание, - встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог ” (ст. 3). Заметь, как человеколюбец Господь самым расстоянием места искушает добродетель праведника. Представь себе, что должен был вытерпеть праведник в течение трех дней, размышляя сам с собою о данном ему повелении, - о том, как он должен собственными руками заклать столь возлюбленного сына, а между тем никому не мог сообщить об этом деле, - и подивись боголюбивой и мудрой душе его. Понимая всю важность этого повеления Божия, он решительно никому не открывает его, ни рабам, ни самому Исааку, но один сам собою совершает этот подвиг, и остается несокрушим, как адамант, показав все мужество своего духа, не много размышляя, а с полною готовностью повинуясь мановению Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Эта страна Аравия отличается темными и испорченными нравами ее жителей. Все они были беззаконными, враждовали против Бога, все непотребны, горды, подобно отцу своему Исаву преданы были греху. Но такое море нечестия не могло потушить светильника благочестия; такая страна злая не могла затмить красоту его чистоты. Тем больше побуждений имел дьявол напасть на такого праведника. Почему именно? Потому что он видел, что тот обогащается больше милостыней, чем деньгами. Послушай, что Иов сам говорит неложно: «Я был глазами слепому и ногами хромому» ( Иов.29:15 ), и опять: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» ( Иов.30:25 ). И не только на словах, но и делами он преизобиловал, всю сокровищницу добрых дел обращая на нуждающихся. В самом деле, что говорит он в другом месте? «Благословение погибавшего приходило на меня, сердцу вдовы доставлял я радость»; «и не был ли он согрет шерстью овец моих» бедный ( Иов.29:13, 31:20 ). Очевидно, всеми средствами он обогащал свою сокровищницу – и словами, и делами, и милостыней, и заступничеством за нуждающихся. Но смотри, что делает дьявол. Прежде всего он расхищает все его имущество, а затем лишает его детей. Взял сначала стада верблюдов, стада овец, великое число ослов, многочисленнейшее стадо быков; лишил его всего и наконец – детей. Почему так? Обрати все свое внимание на дальнейшее. Сначала взял у него все имущество, а потом детей; взял все, что считалось наследством, а затем истребил и самих наследников, чтобы совершенно поразить его через детей. Он начал с истребления имения, прежде всего начал расхищать наследство при жизни наследников, чтобы, среди своих сыновей и дочерей, острее почувствовал праведник печаль от утраты своего имущества. Соображал лукавый демон, что, утратив детей, он не придал бы уже никакой важности утрате имущества. Но действительный адамант и благородный борец, потерпевший много ударов и увенчанный за каждый из них, принявший много стрел и поразивший дьявола его собственными стрелами, вооружившийся оружиями правды «десными и шуиими», не утрудился, не заплакал, не поколебался, но ни гибелью имущества не был сломлен, ни с утратой детей не утратил благочестия, но оставался как башня непоколебимая, внизу основанная и коренящаяся в земле и до самых небесных сводов неуклонно возвышающаяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

7 . Сице показа ми Господь: и се муж стояй на ограде адамантов, и в руце его адамант. С Евр: „такое видение мне представил Он: вот Господь стоит на стене, обделанной по отвесу и в руке Его свинцовый отвес“. 8 . И рече Господь ко мне: что видиши Амосе; и рех: адамант. И рече Господь ко мне: се Аз учиню адаманта среде людей Моих Исраиля, ктому не приложу, еже мимоити его. С Евр: „и сказал мне Иегова: что ты, Амос, видишь? Я отвечал: свинцовый отвес. И сказал Господь: вот Я поднял отвес среди народа Моего, Израиля; и уже не прощу ему“; Слово: адамант 161 значит самый твердый камень и металл, ограда адамантова – стена сделанная из крепчайшего камня или металла. Св. пр. Амосу было новое видение: вот некий муж 162 стоит на адамантовой стене и в руке у него адамант. Сам Господь объясняет это видение. Оно означает, говорит Господь, то, что Я учиню адаманта среди людей Моих Израиля, т. е. этот адамант (камень) Я так сильно пущу в людей Моих Израильтян, что он попадет в самую среду Израильского царства, т. е. нанесу им такой удар, что губительная сила его поразит все царство, начиная от центра (Самарии) до окружностей, погублю и уже не помилую, т. е. и более не восстановлю царство Израильское – „Нанесу им (Израильтянам, – так поясняет блаж. Феод.) удар сильный и жестокий, подобно адаманту, твердостью и крепостью превосходящему всякое вещество“. – „Адамант (поясняет Св. Ефр. Сир.) есть царь Ассирийский Салманассар, который отвел в плен Израильтян, и разорил Самарию“. 9 . И потребятся требища смеха, требы Исраилевы опустеют, и востану на дом Иеровоамль со оружием. С Евр: „и будут опустошены высоты Исааковы, и разорены святилища Израилевы; и возстану на дом Иеровоамов с мечем“. Требища смеха, 163 т. е. истребятся жертвенники, достойные смеха. „Феглафелассар и Салманассар, цари Ассирийские, (так поясняет Св. Ефр. Сир.), разрушать капища Израильские, истребят жертвы и достойное смеха служение идолам“. И требы 164 Исраилевы опустеют, т. е. идольских празднеств и обрядов уже не будет, когда враги вторгнутся в царство Израильское и опустошат оное. И востану на дом Иеровоамль со оружием, т. е. в лице Ассириан буду воевать с мечем против царства Израильского. „Престол царства Израильского, гов. Св. Ефр. Сир., называет пророк Иеровоамлим; потому что Иеровоамом положено начало сему царству, продолжавшемуся и при его преемниках“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010