Имп. Александр I. Раскрашенная гравюра. 1814 г. Имп. Александр I. Раскрашенная гравюра. 1814 г. 7 июля имп. Александр I, уступив уговорам приближенных, покинул Главную квартиру и направился в С.-Петербург, чтобы военные неудачи не бросили тень на имп. власть. Несмотря на отъезд из армии, роль имп. Александра I в О. в. не была пассивной, как это неоднократно утверждалось в исторической лит-ре. Являясь верховным руководителем гос-ва, он принимал все важнейшие стратегические и военно-политические решения. Уже в первые месяцы войны российский император объявил борьбу с Наполеоном I всенародным делом и начал антинаполеоновскую пропаганду, оказывавшую значительное влияние на общественное мнение не только в России, но и в Зап. Европе. Однако главная заслуга Александра I заключалась в его непоколебимом решении не заключать мир до тех пор, пока на территории России останется хотя бы один неприятельский солдат. Твердая позиция российского императора свела на нет саму возможность победы Наполеона I, став в конечном счете одной из главных причин буд. триумфа России. 6 июля 1812 г. имп. Александр I подписал манифест «О сборе внутри государства земского ополчения», к-рый свидетельствовал о том, что в борьбе с вторгнувшимся в пределы России врагом император решил сделать основную ставку на Православие и народную войну. Император обращался ко всем своим подданным, «ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским», приглашая их «единодушным и общим восстанием содействовать против всех вражеских замыслов и покушений» (ПСЗ. Т. 32. 25176. C. 388). Он предлагал поражать неприятеля «на каждом шаге» «всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам». Манифест содержал знаменитую фразу: «Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют». По свидетельству современников, манифест оказал существенное влияние на патриотическое настроение широких масс. Прямо противоположное впечатление он производил на офицеров Великой армии, которые увидели в нем «призыв к бесконечной войне» и усомнились в победоносном завершении своего похода. «Как и когда,- писал лейтенант О. Рёдер фон Бомсдорф,- будет закончена борьба с самодержцем девятой части земли, который призвал… своих подданных истреблять нас любыми находящимися в их распоряжении средствами» ( R ö der von Bomsdorff O. W. Mittheilungen aus dem russischen Feldzuge. Lpz., 1816. Bd. 1. S. 111-112).

http://pravenc.ru/text/2581703.html

Конечно, современным зоологам нечего делать с этой горой книг, но зато какие там гравюры! Разве можно равнять с ними рисунки иллюстраторов Брема? И те были мастерами первого класса. Каких павлинов они, например, рисовали – великолепных, блестящих, распахнутых, как гигантский веер! Как умели они передать мягкость пуха райской птицы, мельчайшие чешуйки на крыльях колибри, светоносность, изумруд и бронзу оперения зимородка! Они вырисовывали каждое перышко, схватывали свечение раковины, блеск пера, лоск шерсти, тусклый желтый огонь глаз зверя. Но поздно, слишком поздно они пришли со своими кисточками. За сто лет прошло удивление, выдохся восторг первооткрывателей и остались на их долю только верность рисунка, твердость руки, зоркость глаза. И сразу же их великолепные картинки превратились в олеографии. Все удивительное, неповторимое, сказочное ушло из их рисунков безвозвратно. Кто хочет вступить вместе с Робинзоном на его необитаемый остров, кто хочет полюбить Пятницу, пусть отыскивает в музеях и библиотеках старинные альбомы, листает их голубоватые страницы, всматривается в точные и четкие зарисовки! Только там найдешь портреты невиданных людей, зарисовки с еще неизвестных животных. И не в мастерстве, конечно, дело. У рисовальщика была одна задача – дать точный документ, не нарисовать, а запротоколировать. Но разве не чувствуется, когда смотришь на эти необычайные линии, изгибы и формы, дрожь, которая вот-вот охватит карандаш художника? Вот, например, гравюра в одном из томов Бюффона – птица-носорог. Она чудовищна, огромна, зловеща – этакий тропический черный рогатый ворон. Художник был скрупулезен, он ничего не упустил. Его карандаш и резец доходили только-только до определенного предела и останавливались на нем; но чувствуется, как хотелось ему пририсовать этому дьяволу еще второй рог, сделать его клюв крючковатым, как нос у ведьмы, а ногти когтистыми, вообще намекнуть как-нибудь, что тут и до черта не так уже далеко. И другая гравюра – гриф. Смотришь и понимаешь, что художник рисовал птицу, а вспоминал-то дракона. И размах дьявольских крыльев, и перья, похожие на чешую, и стальные когти, и змеевидная, морщинистая шея гада – все, все ясно выдает мысль художника. Он понимал, что гриф вышел из рук создателя не совсем таким, каким был задуман, что не все намеки в нем расшифрованы, не все дожато, додумано до конца. И будь, например, Господом-Богом он, художник, все брошенное мимоходом было бы доведено до полной ясности. Дракон был бы драконом, а черт – чертом. Но над художником стоит ученый, и мысль о всей этой дьявольщине только чуть-чуть сквозит в точных, уверенных линиях его карандаша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛШТАДТ [нем. Karlstadt; лат. Carlostadius; наст. фамилия Боденштайн] Андреас Рудольф (1486, Карлштадт, Германия - 24.12.1541, Базель, Швейцария), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; представитель немецкого протестантизма , один из ведущих деятелей Реформации ; c 1517 г. сподвижник Мартина Лютера (1483-1546), впоследствии его идейный противник. Жизнь, религиозная деятельность, сочинения К. происходил из семьи Петера Боденштайна, уроженца небольшого городка Карлштадт на р. Майн, в политическом и церковном отношении зависевшего от расположенного неподалеку Вюрцбурга. Точная дата рождения К. долгое время была неизвестна, вслед. чего в лит-ре давались различные предположительные датировки (напр., 1477 - Bubenheimer. 1977. S. 2; ок. 1480 - Barge. 1905. Tl. 1. S. 2; и т. п.). В 80-х гг. XX в. был обнаружен памятный листок, выпущенный в Базеле вскоре после смерти К., где сообщалось, что он скончался «на пятьдесят пятом году жизни» (факсимиле см.: Bubenheimer. 2001. S. 19); на основании этого заключают, что он род. в 1486 г. ( Idem. 1988. S. 655). При рождении К. было дано имя Андреас Рудольф; прозвище Карлштадт (первоначально фон К., т. е. «из Карлштадта») он начал использовать в Виттенберге наряду с родовой фамилией; впосл. оно вытеснило фамилию и именно под ним К. стал широко известен ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 2). Андреас Карлштадт. Гравюра. XVI в. Андреас Карлштадт. Гравюра. XVI в. Отец К. был состоятельным человеком и неск. раз избирался городским бургомистром. По словам К., он с детства был воспитан в католич. благочестии (Ibid. S. 3). Первые документальные сведения о К. относятся к кон. 1499 г., когда он прибыл в Эрфурт и начал обучение на фак-те искусств (см. ст. Artes liberales ) Эрфуртского ун-та ( Barge. 1905. Tl. 1. S. 4). В течение неск. семестров он учился в ун-те вместе с Лютером, к-рый находился в Эрфурте с 1501 г., однако нет сведений об их общении в это время. Хотя мн. преподаватели ун-та были приверженцами номинализма и via moderna в схоластике , К., по-видимому, не проявлял интереса к новым веяниям в схоластической теологии. Царивший в Эрфурте дух гуманизма был ему чужд, и во многом вслед. желания получить более традиционное теологическое образование К. переехал в Кёльн (Ibid. S. 4-5).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 В направленной против И. Ф. проповеди цистерцианского аббата Гофрида из Осера (текст сохранившегося фрагмента проповеди опубл.: Grundmann. 1960. S. 545-546) содержится свидетельство, что родители И. Ф. были иудеями. По словам Гофрида, И. Ф. крестился во взрослом возрасте, при этом он сохранил свое иудейское имя; Гофрид утверждал также, что И. Ф. и его последователи скрывали его еврейское происхождение (Ibid. S. 546). Несмотря на то что Гофрид действительно мог быть лично знаком с И. Ф., совр. исследователи считают его свидетельство недостоверным и предполагают, что И. Ф. происходил из христ. семьи и был крещен в детстве (см.: Ibid. S. 518-528; Hirsch-Reich. 1966). Благодаря довольно высокому общественному положению отца И. Ф. получил достойное образование: он прошел начальный курс грамматики, выучил лат. и греч. языки, освоил основы юриспруденции. Завершив обучение, И. Ф. пошел по стопам отца: он служил у архиепископа Козенцы, затем стал нотариусом при дворе наместника Калабрии. Ок. 1166 г. И. Ф. получил должность нотариуса при королевском дворе в Палермо, где он выполнял различные поручения канцлера и архиеп. Палермо Стефана дю Перша ( 1169), к-рый фактически являлся правителем Сицилийского королевства при малолетнем кор. Вильгельме II Добром и регентше Маргарите Наваррской в 1166-1168 гг. Известно, что И. Ф. вместе с другими нотариусами, Перегрином (впосл. епископ г. Умбриатико в Калабрии) и Санктором, входил в состав королевских посольств, к-рые отправлялись в г. Анкону, в Апулею и в район р. Крати ( Grundmann. 1960. S. 481-482). По сведениям, сообщаемым Мартире, во время последнего посольства И. Ф. тяжело заболел; возможно, именно эта болезнь подвигла его впервые задуматься о монашеском пути. Вскоре после возвращения в Палермо И. Ф. оставил королевский двор и отправился в паломничество в Святую землю .

http://pravenc.ru/text/578138.html

ГИМ. Синодальное 993 (IV). Рукопись 2. Л. 121—130 и др. Опубл.: Савелов Л. М. Переписка патриарха Иоакима с воеводами, бывшими в Крымских походах 1687—1689  гг. Симферополь, 1906. 28 с. (оттиск из «Известии таврической Ученой Архивной Комиссии». 40). 475 Богданов А. П.: 1) Литературные панегирики как источник изучения соотношения сил в правительстве России периода регентства Софьи (1682— 1689  гг.)//Материалы XVII ВНСК «Студент и научно–технический прогресс». Серия История. Новосибирск, 1979; 2) Неизвестное сочинение Сильвестра Медведева: похвальная рацея царевне Софье//Там же. Серия Филология; 3) Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1982 г. Л., 1984; 4) Диалектика конкретно–исторического содержания и литературной формы в русском панегирике XVII века//Древнерусская и классическая литература в свете исторической поэтики и критики. Махачкала, 1988 и др. 476 Богданов А. П.: 1) Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения)//Материалы XV ВНСК «Студент и научно–технический прогресс». Серия История. Новосибирск, 1977; 2) Политическая гравюра в России периода регентства Софьи Алексеевны//Источниковедение отечественной истории, 1981 г. М., 1982. 477 Богданов А. П. «Истинное и верное сказание» о I Крымском походе — памятник публицистики Посольского приказа//Проблемы изучения нарративных источников по истории русского средневековья. М., 1982. С. 57— 84. Ср.: Богданов А. П. «Слово воинству»… С. 150—151. 478 О взглядах канцлера В. В. Голицына подробнее см.: Богданов А. П.: 1) Василий Васильевич Голицын//«Око всей Великой России». Об истории русской дипломатической службы XVI—XVII веков. М., 1989; 2) Первые российские дипломаты (Исторические портреты). М., 1991. Гл. 2. Об отношении Голицына к Медведеву см.: Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Спб., 1884. Т. I. Стлб. 551,632 (ср. ст. 331,378.618,631,639—641,676:680,683), 520 (ср. стлб. 561,606,609,623). 552. 479

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Хендерсоном и А. Джонстоном, лордом Уорристоном, включал текст Исповедания 1581 г., акты парламента, осуждавшие папство, и протесты против епископального управления Церковью, а также порицание тех действий короля Карла I, которые «...стремятся к воссозданию папской религии и тирании и к свержению и краху Реформатской веры, наших свобод, законов и сословий». Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Переговоры короля с шотландцами результата не принесли, в нояб. 1638 г. в Глазго Генеральная ассамблея Церкви Шотландии приняла решение об отмене «Пяти пертских статей», Высокой комиссии и ликвидации епископата как несовместимого с пресвитерианской верой. Попытка королевского комиссара лорда Дж. Гамильтона распустить ассамблею потерпела полную неудачу. Карл I, убежденный в необходимости существования епископата для осуществления королем контроля над церковью и как глава епископальной Церкви Англии, не признал решения Генеральной ассамблеи. Манифестом восставших стали решения Национального ковенанта 1638 г., идеи к-рого нашли широкий отклик у шотл. народа. Вся страна, за исключением немногих убежденных роялистов в Абердиншире, объединилась против посягательств короля. К. удалось закупить в континентальной Европе вооружение и обмундирование. Была также налажена система набора в шотл. армию, во главе которой встали вернувшиеся в страну командиры наемных отрядов, участвовавшие в Тридцатилетней войне (напр., А. Лесли). К. получили поддержку шотл. поселенцев в Ольстере и англ. пуритан, также боровшихся с усилением королевского абсолютизма и религ. реформой архиеп. У. Лода. Малочисленные сторонники короля в Шотландии объединились вокруг Дж. Гордона, маркиза Хантли, и Абердинского ун-та. Король не смог собрать большую армию, т. к. в казне не было денег, поэтому он мог опираться только на англ. подразделения, находившиеся в сев.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Парламент Шотландии исключил из своего состава представителей духовенства, ликвидировал Комитет статей, а ковенант был объявлен обязательным к подписанию для всех граждан страны. На фоне начавшейся в Англии революции Карл I был вынужден утвердить решения шотландского парламента и цели, к-рые ставили перед собой К., были достигнуты. Однако уже в парламенте 1639 г. проявились противоречия между 2 направлениями ковенантского движения: умеренного (маркиз Монтроз и лорд Гамильтон, выступившие за предоставление королю права назначить своих представителей в Комитете статей) и радикального во главе с графом Аргайлом, добивавшимся равного представительства всех сословий в комитете. После упразднения Комитета статей и исключения из парламента духовенства в Шотландии по примеру Англии был утвержден т. н. Трехгодичный акт: парламент должен был собираться не реже 1 раза в 3 года, а король лишался права на его роспуск; высшие должностные лица становились подотчетными парламенту. Т. о. в нач. 1641 г. в Шотландии образовалась парламентская монархия. Влияние умеренных К. (Дж. Лесли, графа Роутса, Дж. Элфинстона, лорда Балмерино, маркиза Монтроза) постепенно уменьшилось, и на 1-й план вышли радикалы во главе с графом Аргайлом. Визит короля в Шотландию осенью 1641 г. и его переговоры с К. не привели к увеличению числа его сторонников, хотя он и назначил Дж. Кэмпбелла, графа Лаудона, канцлером, графа Аргайла - казначеем, командующий А. Лесли получил титул графа Ливен. Гражданская война в Англии поставила К. перед выбором: принять сторону парламента или короля. Торжественная Лига и Завет. Гравюра. 1643 г. Торжественная Лига и Завет. Гравюра. 1643 г. Предпосылки для сближения англ. и шотл. Церквей возникли в ходе развития Английской революции и движения К. в Шотландии. В Долгом парламенте Англии большинство перешло к пуританам, чьи религ. воззрения были близки к пресвитерианству. Начавшаяся в 1642 г. гражданская война между сторонниками короля и парламента и первые победы роялистов, помощь к-рым оказали ирл.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Король Речи Посполитой Сигизмунд III. Гравюра. 1594 г. (РГБ) Весной 1595 г. намерения западнорус. епископов были преданы гласности и вызвали протесты со стороны православных, возмущенных изменой епископов своей вере из-за низменных, материальных побуждений, нарушением епископами клятвы верности своему верховному пастырю К-польскому Патриарху, а также тем, что столь важные решения были приняты на тайных совещаниях, без созыва Собора. Влиятельнейший правосл. вельможа кн. К. К. Острожский обратился к королю с просьбой о созыве Собора для обсуждения сложившегося положения, но король, не ожидая от такого шага желаемых результатов, просьбу отклонил, предложив православным повиноваться своим епископам. 25 июля 1595 г. кн. Острожский обратился к православным Речи Посполитой с окружным посланием, напечатанным в Острожской типографии, с призывом следовать вере отцов и не признавать епископов, согласившихся на унию с Римом, своими пастырями. Против унии выступили братства, значительная часть правосл. шляхты, мн. представители духовенства (особенно резко обличал организаторов унии Стефан Зизаний (см. Зизании )). Под влиянием развернувшегося движения Львовский еп. Гедеон (Балабан) и Перемышльский еп. Михаил (Копыстенский) отказались от участия в переговорах об унии и заявили о своей верности Православию. Находившийся в Яссах экзарх К-польского Патриарха Никифор 17 авг. 1595 г. обратился с посланием к епископам и православным Киевской митрополии. Епископов он призывал покаяться, если же этого не произойдет, Никифор предлагал православным не признавать архиереев-униатов своими пастырями и прислать к нему кандидатов для поставления на епископские кафедры. Западнорус. архиереи оказались в критическом положении: они могли теперь сохранить за собой свои кафедры лишь при поддержке королевской власти, а такая поддержка могла быть оказана лишь после заключения унии, поэтому они стали торопиться с отправкой в Рим послов для совершения торжественного акта «подчинения» Киевской митрополии папе.

http://pravenc.ru/text/Брестская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНОКЕФАЛИЯ Кинокефалы. Миниатюра из: Marco Polo. Livre des merveilles (BNF. Fr. 2810. Fol. 76v) Кинокефалы. Миниатюра из: Marco Polo. Livre des merveilles (BNF. Fr. 2810. Fol. 76v) [от греч. κυνοκφαλοι - собакоголовый], отраженное в античной и средневек. лит. и художественной традициях представление о существах с телом человека и собачьей головой (кинокефалах), повлиявшее на христ. иконографию. Упоминание о кинокефалах стало обязательным сюжетом географических и исторических описаний Земли греческими, а затем западноевроп. авторами (вплоть до XVIII в.). Они служили образом дикого, варварского народа и соответственно наделялись такими чертами, как неумение говорить или общение на смеси человеческих слов и собачьего лая, имели одежды из звериных шкур и т. п. Начало традиции положил Геродот, согласно к-рому кинокефалы обитали на северо-востоке Африки ( Herod. Hist. IV 191). Симмий Родосский (кон. IV - нач. III в. до Р. Х.) считал, что они живут на неких островах в мифологической Гиперборее ( Ioannis Tzetzae Historiarum variarum Chiliades. Lipsiae, 1826. P. 266). Соч. «Индика» Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.) содержит сведения об одном из народов Индии, представители к-рого имели собачьи головы ( Nichols A. The Complete Fragments of Ctesias of Cnidus: Transl. and Comment. with an Introd.: Diss. Gainesville (Florida), 2008. P. 113-114). В отличие от Ктесия, к-рый пользовался сведениями, полученными от персов, др. автор IV в. до Р. Х., Мегасфен, посетил Индию в качестве посла Селевка I Никатора в правление Чандрагупты Маурьи, поэтому современники и потомки считали, что он лично видел кинокефалов. Тексты обоих авторов сохранились только в цитатах, в частности у Гая Юлия Солина и Плиния Старшего, чьи произведения пользовались наибольшим авторитетом ( Plin. Sen. Natur. hist. VII 2. 23). Кинокефал. Гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ) Кинокефал. Гравюра (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) (РГБ)

http://pravenc.ru/text/1684666.html

М. А. Корзо Иконография Архим. Иннокентий (Гизель). Гравюра мастера школы П. П. Бекетова. 1843 г. (РГБ) Архим. Иннокентий (Гизель). Гравюра мастера школы П. П. Бекетова. 1843 г. (РГБ) Сохранился живописный портрет И., предположительно 1-й пол. XVIII в. (после 1718), крупного размера (228 ´ 105 см, НХМУ - Украïнський портрет XVI-XVIII ст.: Кат.-альбом/Авт.-укл.: Г. Бeлikoba, Л. Членова. К., 2004. С. 171. 152), входивший в цикл полотен с изображениями настоятелей Киево-Печерской лавры. Эти портреты, выполненные в лаврской живописной мастерской, помещались в Успенской (Великой) ц., впосл. поступили в ризницу собора (Там же. С. 168; Лопухина Е. В. Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево-Печерской лавры//Филевские чт.: Тез. конф. 10-12 окт. 2006 г./ЦМиАР. М., 2006. С. 47-49). И. представлен в рост, вполоборота влево, в мантии лаврского архимандрита и черном клобуке, с наперсным крестом, в руках - жезл и четки. Облик И. сохраняет индивидуальные черты - нос с горбинкой, впалые щеки, небольшая, узкая на конце борода с проседью. Как и др. архимандриты, он показан в интерьере с драпировкой на фоне и с распятием Христовым на столе, слева вверху - герб, внизу написаны краткие биографические сведения. В 70-х гг. XIX в. др. портрет И. находился в конгрегационном зале КДА (Для посетителей портретной залы при КДА: [Кат.]. К., 1874. С. 6). Изображение И. сохранилось в серии портретов, награвированных по заказу П. П. Бекетова первоначально для издания «Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания» (М., 1843; лист в собрании ЦАК МДА). Погрудный образ иерарха вполоборота влево, с округлой бородой средней величины, в клобуке, в мантии с херувимами на скрижалях и с наперсным крестом, заключен в овал (2-е изд. выполнено для кн.: Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии. М., 1844). Близкое повторение этого портрета в круге имеется на гравюре пунктиром А. А. Осипова (6 изображений на листе), помещенной в кн.: Источники малороссийской истории, собранные Д. Н. Бантыш-Каменским и изданные О. М. Бодянским. М., 1858-1859. 2 ч.

http://pravenc.ru/text/389655.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010