Г. Аллегри. Гравюра. 1711 г. Г. Аллегри. Гравюра. 1711 г. Ведущую роль играли муз. центры Сев. Италии, влияние к-рых распространялось непосредственно на заальпийские территории, вплоть до таких отдаленных европ. стран, как Швеция, Польша или Дания, где итал. музыка (особенно сочинения Джованни Габриели (между 1553 и 1556-1612)) была хорошо известна и часто исполнялась. Венеция выделялась прежде всего как столица издательского дела (все основные семейства нотопечатников после Оттавиано Петруччи и Андреа Антико, такие как Гардано, Скотто, Амадино, Винченти и Рампанцетто, работали в Венеции), ее экономическое первенство оставалось неоспоримым со времен появления нотопечатания; кризис настиг ее лишь ок. 1630 г., хотя еще в 90-х гг. XVI в. объем нотопечатной продукции в Венеции превышал количество нотных изданий, выпущенных во всей остальной Европе. Муз. влияние Венеции распространялось прежде всего на обл. Венето и на политически подчиненные или сопредельные города - Тревизо, Падую, Виченцу, Верону, Удине, Брешиа и Бергамо. Брешиа выделялась гл. обр. мастерами по изготовлению муз. инструментов, такими как органные мастера Антеньяти и мастера смычковых инструментов Гаспаро да Сало, тогда как Бергамо прославился музыкально-литургической деятельностью кафедрального собора Санта-Мария-Маджоре с присущим ему пышным многохорным концертным стилем. Важными культурными центрами были также Феррара, Модена, Мантуя и Парма, где церковная музыка была востребована в т. ч. братствами, такими как Академия Страстей (Accademia della Morte) и Академия Св. Духа в Ферраре, Братство ограды (Compagnia della Steccata) в Парме. В Болонье, пользующейся славой культурного центра первостепенного значения, в т. ч. благодаря старейшему в Европе ун-ту, живая музыкально-литургическая традиция развивалась в многочисленных монашеских центрах, а также в муз. капелле Сан-Петронио, особенно в период руководства Маурицио Каццати (1657-1671). В Милане, считавшемся благодаря деятельности архиеп. кард. Карло Борромео (1564-1584) оплотом Контрреформации, не менее 7 муз. капелл, сформированных при городских церквах, развивали экспериментальную практику в области церковной и духовной музыки, особенно в жанре мотета, вырабатывая решения, сильно отличавшиеся от стиля венецианской школы (влиятельной, но не доминирующей в остальной части Сев. Италии), и поддерживая муз. контакты с близлежащей Новарой.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Русские песни (переложения для хора) А.Архангельский «Светит месяц» «У ворот, ворот» «Разненастный день, суббота» «Ночка» Воскресенье. 27 ноября. 1911 год. Петербург. Зал Дворянского Собрания. Юбилейный духовный концерт в честь 10-летнего существования Церковно-Певческого Благотворительного Общества Отделение I. «Отче наш» (для мужского хора) Д. Направник «Гласом моим» (из 17 и 76 псалмов)      Д. Бортнянский «Творяй Ангелы» П. Чесноков «Херувимская песнь» Ю. Сохновский «Верую (баритон соло) А. Архангельский «Блажен разумеваяй» (псалом 40)       А. Архангельский Отделение II. Великая ектения Епископ Серафим Псалом 21-й Ц. Кюи «Достойно есть» Е. Азеев «Благослови, души моя, Господа» А. Гречанинов «К Богородице прилежно»      А. Гречанинов «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянский Четверг. 2 декабря. 1920 год. Зал Хоровой Академии. Второй Исторический концерт Государственного Хорового коллектива (бывш. Архангельского) под управлением А. А.Архангельского Итальянская хоровая музыка XVI, XVII и XVIII вв. Отделение I. «Ave Regina» Томас Луис де Викториа Месса для 2-х хоров Григорио Аллегри (1560–1652) «Magnificat» (на 12 голосов) Дж. Габриэли (1540–1612) »Benedictus» (на 12 голосов) Дж. Габриэли «Jubilate Deo» Дж. Габриэли Отделение II. Алессандро Скарлатти (1660–1725) Из Missa а) Kurie eleison, Christe eleison; б) Sanctus; в) Agnus Dei. Клаудио Монтеверди (1567–1643) Dixit Dominus (на 6 голосов) Антонио Лотти (1667–1740) Из Missa а) Sanctus (на 4 голоса); б) Crucifixus (на 8 голосов). Архангельский как духовный композитор Среди духовных композиторов русской Православной Церкви за последнее время одно из виднейших мест принадлежит покойному А. А. Архангельскому . Едва ли найдется хор, который бы не пел его произведений, начиная от стильных ученых хоров в столицах и кончая скромными деревенскими хорами. Многие вещи Архангельского пелись наизусть, без нот, в ряду прочего обиходного пения, так они уже сроднились с русским клиросом, что перешли в обиход, вошли в круг, так сказать, канонического церковного, пения, наряду с распевами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не случайно заключительные документы экуменических мероприятий каждый раз формулируются как «экклезиологические», т.е. регламентирующие церковное учение. Как видим, в этом новом лжеучении основополагающее место занимает концепция «многих церквей», которая осмысляется и возносится в ранг догмата. Поэтому следующие 50 лет (а именно — во второй половине ХХ в.) она будет неизменно присутствовать в официальных документах ВСЦ, так как станет основой для развития экуменической «догматики». По прошествии ста лет в тексте Девятой ассамблеи ВСЦ читаем буквально следующее: «Любая Церковь (участница ВСЦ) является Соборной Церковью, а не просто ее частью. Каждая Церковь полностью свободна, только когда находится в общении с остальными Церквами» (Текст об экклезиологии, параграф 6, Порто Аллегри, 2006 г.)19. Можно с уверенностью утверждать, что данный догмат просуществует, покуда жив будет экуменизм, поскольку без него рухнуло бы всё учение, а также утратила бы смысл организация, воспринимаемая как конгломерат «церквей». В то же время каждому православному христианину должно быть ясно, что присутствие указанной идеи является надежным признаком экуменического мышления, находящегося в противоречии с православным. Экуменический догмат об «утраченном единстве» Другой идеей, неизменно присутствующей в экуменических документах с начала ХХ в. вплоть до первого десятилетия XXI века, является идея об «утраченном единстве» христиан. Она фигурирует и в Критских документах. Но давайте начнем с того, что, согласно православной экклезиологии, единство Церкви является ее «основополагающим свойством, заданным самой природой Церкви и выражающим ее самосознание, исторически сформулированное в вероопределении — решении Второго Вселенского собора (381 г.)»20. Как отмечает проф. Димитриос Целенгидис, «церковное единство, как свойство единого Тела Церкви, является совершенным и неотвратимо гарантировано ее Главой, Христом, через постоянное присутствие Святого Духа в ней еще начиная с Пятидесятницы… Единство Церкви не имеет причины в каком-либо качестве нашей природы, еще менее оно является результатом какой-либо автономной деятельности людей, а представляет собой плод и дар Святого Духа, порождаемый их принятием благодатного присутствия Святого Духа, единственно в рамках евхаристического Тела Христова, т.е. одной и единственной Его Церкви. Единство Церкви само по себе онтологически неразрывно и на институциональном уровне выражается в вере, богослужении и управлении Церковью»21 (выделено мной. — Р.К.).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2770

Только в Латинской Америке было основано 30 новых епархий. Католическая Церковь установила контакт с Индией, пускала корни в Китае и Японии. Конгрегация пропаганды веры до сих пор считается самым лучшим инструментом, которым когда бы то ни было обладала апостольская столица для развития миссионерской деятельности. Продолжавший дело Григория XV его преемник Урбан VIII (1623–1644) создал в 1627 г. в силу буллы «Immortalis Dei Filius» Папскую коллегию пропаганды веры (Pontificio Ateneo de Propaganda Fide), задачей которой была подготовка миссионеров, их образование и воспитание. Первоначально коллегия состояла из двух факультетов: теологии и философии. В 1933 г. Пий XI создал и включил в коллегию пропаганды веры Папский научный миссионерский институт с правом присвоения академических степеней из области миссиологии и церковного права. Иоанн XXIII на основе моту проприо «Fidei Propagandae» 1962 г. поднял ранг «Урбанианы» и присвоил ей название Папского Урбанианского университета. 682 «... " культ Мадонны», «религия Небесной Девы»...» – Почитание Пресвятой Девы Марии сформировалось уже в IV в. На Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. она официально была признана Богородицей и Царицей Небесной. В католицизме, где культ Мадонны особенно популярен, провозглашен ряд догматов, которых не было в древней церковной традиции. С XII в. на Западе распространяется постулат о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. В 1854 г. это положение официально закрепляется в форме догмата. В 1950 г. принят догмат о телесном взятии Богоматери в небесную славу, а в 1964 г. папой Павлом VI Пресвятая Дева Мария провозглашена «Матерью Церкви». 685 «Мизерере» (лат. «Miserere mei, Deus» – «Помилуй меня, Боже») – католическая молитва , представляющая собою текст 50-го псалма, начиная с 3-го стиха. Исполняется во время утренних богослужений в среду и пятницу на святой Страстной неделе. Музыку на текст «Мизерере» писали многие композиторы. Наиболее знаменито было произведение Г. Аллегри (1582–1652), написанное для Сикстинской капеллы, с которого запрещалось снимать копии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Пред совершением даров он сошел с его высоких ступеней и с умилением стал на колена у приготовленного для него налоя пред алтарем. Должно отдать полную справедливость царственному святителю, что старческое лицо его всегда выражало то искреннее благочестие, каким он проникнут в храме, так что он своей наружностью более прочих внушает благоговение и к себе, и к святыне. (...) В самую минуту освящения даров, когда кардинал-пресвитер поднял к небу освященный Агнец, все присутствующие и все войско, окружавшее престол, пали на колена, воздав оружием своим честь святыне, и хотя самый звук ратного оружия совершенно не в гармонии с мирною жертвою, возносимою на алтарь, но водворившееся после сего глубокое молчание, в необъятном храме, и умилительное зрелище всей церкви на коленях, начиная от папы и до последнего воина, придавало много торжественности сему мгновению, единственному во всем богослужении римском. По окончании литургии папа произнес, с высоты своего престола, благословение всей пастве, с осенением рукою, которое церковь приняла также на коленях; потом, тем же порядком, понесли его из храма, в сопровождении клира, двора и стражи; но не в главные врата, а к боковым дверям, ведущим (с. 105) на лестницу ватиканскую, из придела Св. Тайн; там оставили его кардиналы, и он, сойдя с носилок, возвратился пеший в свои внутренние покои. Таково было для меня первое впечатление торжественной литургии в присутствии папском, где ясно отразился весь характер Церкви, собственно Римской, обремененной готическими формами, которые передали ей на хранение Средние века. Письмо IV. Служба Страстной Недели. Великая среда Первые три дня Страстной недели не были ознаменованы у римлян каким-либо особенным богослужением (...). С вечера Великой среды начался духовный церемониал римский, в придворной церкви ватиканской, сохранившей имя своего основателя папы Сикста IV; туда устремились, в четыре часа пополудни, высшее общество римское и все иностранцы, для слушания знаменитого «мизерере», или псалма «Помилуй мя, Боже», который поют певчие папские на конце всенощной. Музыка сия умилительна и достойна внимания как одно из лучших произведений славного Аллегри, но надобно много терпения, чтобы ее дождаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Таким образом эпоха строгого стиля будет представлена в ее историческом ходе, а сочинения Лотти, Скарлатти и Аллегри, в свою очередь, явятся следующим звеном с композициями тех итальянцев, которые писали нашу церковную музыку. в) Что касается до композиторов протестантских, то одного Шютца мало и уже без Баха ни в каком случае не следовало бы обходиться (например, 5 его превосходных мотетов a cappella)» (РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 168). 294 Filioque (лат.) – догмат католической церкви, утверждающий исхождение Св. Духа не от Отца, как в православном учении, а от Отца и Сына. – Сост. 295 При самом начале преобразований в училище и хоре Смоленский, по его собственным словам, оказался «окруженным целым сонмом обозленных людей, которых или прогнал из хора или не отдал которым надлежащего почтения». В газетах стали появляться анонимные заметки. Одну из них, напечатанную 28 декабря 1890 года в петербургской газете «Гражданин» под заглавием «Для кого существует Синодальный хор?», Смоленский характеризует в Дневнике как написанную «весьма полуграмотно и ядовито-зложелательно»: «Я советовал А.Н. Шишкову пренебречь этою заметкой как написанною, очевидно, пристрастным человеком. Андрей Николаевич думает, что такую заметку написали или Гнусии (певчий Синодального хора), или бывший наш певчий Добровольский» (Дневник 1, л. 27). О наиболее агрессивном из критиков реформ – Г.Г. Урусове Смоленский сделал в Дневнике специальную запись: «Герасим Гаврилович Урусов, человек не без способностей и не без любви к музыке, самоучка наисамолюбивейший и негодяй еще более того, не снискал достоинствами своих сочинений чести быть исполняемым в Синодальном хоре и оттого обратился в злющего нашего врага, по временам продергивающего всех нас то в «Русском листке», то в «Гражданине», то в «Курьере». Суть его иногда весьма задорных писаний, на которые я упорно отмалчиваюсь, состоит в том, что мы поем отлично, но сухо; что мы орган, а не живой голос; что мы стоим дорого, а не дешево; что наши увлечения крюками (?) есть возврат к старообрядчеству; что мы испечены на «жидовских, консерваторских дрожжах» и не чествуем «неучей» – то есть истово русских певцов, каков он сам, Урусов, последователь Виктора, Феофана, Багрецова; что сочинения Кастальского – разврат, опасный для церкви и т.д. Урусов написал брошюру под заглавием « Церковь и музыка (старь и новь)», с которою цензор М. В. Никольский прибежал ко мне, испугавшись ее ругательного содержания и не зная, как обойтись с ней в смысле разрешения к напечатанию. (…) М. В. Никольский почему-то настоял в цензурном комитете на запрещении статьи, хотя я нисколько не противился ее выходу в свет, вполне веря, что, увеселивши один ряд читателей, та же статья неминуемо вызовет возражения несогласных с нею людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Авель – второй сын Адама, убитый Каином, в Новом Завете считается первомучеником Авраам – ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа Аврелий Марк Антоний (121–180) – рим. император с 161 Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – публицист, общ. деятель, идеолог славянофильства Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – публицист, историк, поэт, представитель раннего славянофильства Аларих I (ок. 370 – кон. 410) – король вестготов с 395, разграбивших под его предводительством Рим в 410 Александрийский епископ – см. Афанасий Великий Алексей Михайлович (1629–1676) – рус. царь с 1645 Алексий Святой (90-е гг. XIII в. – 1378) – рус. митрополит с 1354, автор многих богословских трудов, переводчик Нового Завета Алкуин Флакк Альбин (ок. 735–804) – англосакс. ученый друг и советник Карла Великого, автор многих богословских трудов Аллегри – см. Корреджо Аллейс (Аллиес, Аллайс) Томас Вильям (1813–1903) – англ. историк, англиканский священник, в 1850 перешедший в католичество. Один из зачинателей т.н. «оксфордского движения» Альфред Великий (ок. 849 – ок. 900) – король англосакс. королевства Уэссекс с 871 Аммиан Марцеллин (Амман; ок. 330 – ок. 400) – рим. историк, автор «Деяний» Анахарсис – скиф, побывавший в Афинах во времена Солона; причислен к семи греческим мудрецам Андрей – апостол; ученик Христа Анна – библейская пророчица Анна – мать преподобного Самуила, в ее молитве впервые упоминается имя Христа Анна – первосвященник Иудейский Ансгар (Ансгариус; 801–865) – фр. священник, миссионер, прозванный «апостолом Севера» за распространение христианства в Сев. Германии, Дании, Швеции Аполлос (Аполоний) – еврей-христианин из Александрии, игравший видную роль в истории ап. Павла. Протестантские проповедники предполагали в нем автора Послания «К Евреям» Арий (ок. 260–336) – пресвитер Александрийский, основоположник арианства, проповедовавший догмат о неравенстве Сына Божия с Богом Отцом. Арианство частично было усвоено европейским католицизмом Ариосто Лудовико (1474–1533) – итал. поэт

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Константин Великий (ок. 285–337) – рим. император с 306 Константинов Егор Константинович – историк Константинов Константин Иванович (1817, по другим данным 1819–1871) – рус. ученый в обл. артиллерии; генерал-лейтенант Констанций II (317–361) рим. император в 337–361 Конфуций (Кун-цзы; ок. 551–479 до н. э.) – др.-кит. мыслитель Конг-фу-тсеу – см. Конфуций Корнилий – рим. сотник Италийского полка, после явления ему ангела принявший крещение от апостола Петра Корнилий – один из первых по времени рус. расколоучителей Корреджо (наст. фамилия: Аллегри) Антонио (ок. 1489–1534) – итал. живописец Корш Евгений Федорович (псевд.: Челышевский Н.; 1811–1897) – рус. журналист, критик, переводчик Коссович Каэтан Андреевич (1815–1883) – санскритолог, переводчик древнеиндийских текстов Кошелев Александр Иванович (1806–1883) – рус. общ. деятель, близкий к славянофилам Крез (595–546 до н. э.) – последний царь Лидии (с 560) Ктезий Книдский (ок. 400 до н. э.) – перс. историк Кузен Виктор (1792–1867) – фр. философ-идеалист, эклектик Кук Джеймс (1728–1779) – англ. мореплаватель Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – писатель, полит. деятель Кювье Жорж (1769–1832) – фр. зоолог Лазарь – брат Марфы и Марии, воскрешенный Иисусом Христом Лакордер Анри Доминик (1802–1861) – фр. проповедник Ламартин Альфонс (1790–1869) – фр. писатель и полит. деятель Лао-цзы (IV–III в. до н. э.) – автор трактата «Дао дэ цзин», основатель даосизма Лаперуз Жан Франсуа (1741–1788?) – фр. мореплаватель Лев Х (1475–1521) – рим. папа с 1513, поощрявший торговлю индульгенциями; в 1520 отлучил от Церкви М. Лютера Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – нем. философ-идеалист, математик, физик, языковед Леклерк Николай Габриель (1726–1798) – фр. врач и историк Лжедмитрий I (? – 1606) – рус. царь с 1605, самозванец (предположительно Отрепьев Г.) Лжедмитрий II («Тушинский вор»; ? – 1610) – самозванец неизвестного происхождения Лже-Нероны – самозванцы, трижды появлявшиеся после смерти в 68 г. рим. императора Клавдия Нерона Либерий – папа рим. в 352–366 гг., отпал от Церкви в арианство

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Скука, тоска. И вдруг голос Джапаридзе: — Придумал! Ура! …бузаси. Упала на пол пиковая десятка, ладонь Офенбаха застыла в центре адмиральского треугольника. И голос Асси становится громким и слышным: — С тысяча семьсот семьдесят четвертого года Николай Михайлович Карамзин предпринял издание «Московского журнала», в коем помещал свои «Письма русского путешественника». С тысяча семьсот девяносто пятого года Николай Михайлович… — Идея! — закричал опять Джапаридзе. Тридцать глаз обернулись в его сторону. — Что? — Какая? — А ну, не тяни! Говори! Джапаридзе ставит вопрос ребром: — Скучно? Полтора десятка глоток: — Скучно. Обросший бородавками палец Джапаридзе поднимается вверх. — Лотерея-аллегри. И снова голос Асси уходит в могилу. — С тысяча восемьсот третьего года-да… Государства Российского-го… Императорский историограф-раф… Класс уподобился развороченному муравейнику. Унылая песня Японца переходит на бешеный темп: Асси в классе, А в классе бузаси, В классе бузаси, В классе бузаси Асси! Асси… Класс взбесился. Скуки нет — какая скука, если в каждой голове клокочет мысль: — Лотерея-аллегри! Долой скуку! Не надо карт, колобков и фальшивого тенора Япошки! — Даешь лотерею-аллегри! В дверь класса просовывается рука с колокольчиком. Рука делает ровные движения вверх-вниз, вверх-вниз, колокольчик дребезжит некрасивым, но приятным для слуха звоном. Асси захлопывает томик истории словесности Солодовникова, голова уходит еще глубже в плечи, руки тонут в разбухших карманах, и Асси — незаметно в общем шуме — выходит из класса. И сразу же у парты Джапаридзе оказываются Янкель, Пантелеев и Японец. — Даешь? — Даешь! Генеральный совет заседает: — Ты, я, он и он… Компания. Идет? — Идет. — Лотерея-аллегри. Черти! И не додумался никто! — Прекрасно. — Лафузовски. — Симпатично. — А вещи? — Какие? Ах, да… Наберем кто что может… Янкель: — Я в отпуск пойду, принесу прорву. — И я, — говорит Пантелеев. Японец, захваченный идеей, решается на подвиг, на жертву. — Все. Бумаги сто двадцать листов, карандаши… Все для лотереи-аллегри.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

В центре зала под пальмами, в окружении живых цветов разместились 4 стола: за одним супруга губернского предводителя дворянства княгиня А.В. Трубецкая продавала цветы, за другим — супруга губернатора М.Н. Кристи, графиня Е.Н. Клейнмихель и А.С. Сабурова продавали дорожные вещи и парфюмерию, за третьим госпожа Иваненко продавала портреты и рамки и, наконец, за четвертым Е.П. Бутурлина — письменные принадлежности . В боковых залах разместились: деревня и дуб с сюрпризами княгини О.В. Волконской; два зала аллегри; в «новом стиле» убранный Гагаринский зал, в котором А.Г. Подгорецкая продавала мебель, блузы и кустарные изделия, и, наконец, угловой зал, где М.Ф. Якунчикова среди убранства старорусского стиля продавала тоже кустарные изделия. В буфете с одной стороны В.В. Дараган и С.Ф. Плещеева продавали различные вещи, тут же разместили бриллианты «Тэт», а с другой стороны в буфете продавали М.П. Соболева и жены офицеров. На открытие базара собрался весь высший свет Москвы. В этот день здесь было 1708 взрослых и 30 детей. Торговля шла очень бойко. Огромное количество людей находилось возле павильона аллегри, где было приобретено более 12 тыс. билетов. В момент открытия аллегри одной даме весьма повезло. Приобретя билет 47, она выиграла рояль фирмы Шредер. Некто выиграл лошадь по имени Петрушка, но тут же вернул ее в фонд аллегри. Около стола Ее Императорского Высочества постоянно находилось множество публики. Все хотели приобрести что-либо из рук Великой княгини, которая очаровывала всех своей любезностью и обходительностью. Общая сумма выручки только за 3 часа достигла 29 870 руб. 62 коп. — большой для того времени суммы. В 11 часов вечера звонок возвестил о закрытии базара, и лишь тогда Их Высочества отбыли в генерал-губернаторский дом . И на второй и на третий день базара интерес к этой массовой благотворительной акции не угасал. Как и прежде, все стремились к столу Великой княгини, желая получить что-нибудь на память из ее рук. На столе Ее Высочества, наряду с художественными предметами, было много недорогих вещей для подарков, ценой от 20 коп.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010