Вот как вспоминает его в своих записках один паломник: «Появился мой старый друг и приятель отец Харалампий. Весьма характерно для афонского любвеобилия, как мы познакомились с ним. Было это в 1923 году. На Пасху этого года выбрался я на последние деньги со студенческой экскурсией на Афон. Студенческая жизнь моя протекала в великой нужде, и на Афон я прибыл в рваненьком пальтишке и стареньком костюмчике. Денег едва-едва хватило на дорогу. И вот, как сейчас помню, попали мы в книжную лавку Андреевского скита. Глаза разбежались перед множеством духовных сокровищ. Чего бы только не накупить, да вся беда – денег нет. Попалось мне жизнеописание особенно чтимого мной старца Амвросия Оптинского , и невольно потекли слезы от невозможности приобрести даже эту совсем недорогую книжку. Долго я перелистывал ее и со вздохом положил обратно на полку. Так и уехал с Афона без этой книги. Прошло несколько недель по возвращении моем в Белград. Моему другу и однокашнику по богословскому факультету, ныне архимандриту Савве (Советову), духовнику митрополита Дионисия Варшавского, пришла посылка с Афона, и в ней „Жизнеописание старца Амвросия“ со следующей надписью: „По просьбе своего друга иеродиакона Харалампия выпросил у лавочника сию книгу и прошу передать студенту с бородкой, который так хотел и не мог ее приобрести. Иеродиакон Агафангел“. Оказывается, иеродиакон Харалампий был в это время в лавке и имел возможность наблюдать мою скорбь от невозможности приобрести книжку. Так завелось мое знакомство с этим милым и добрым монахом» 458 . Отец Харалампий был также гидом по Афону многих знаменитых гостей. Писатель Вл. Маевский называет его своим другом и спутником 459 . Он также поддерживал духовную связь со многими монахами по всему Афону, многие искали его советов и утешений. Иеродиакон Иоанникий (Погребняков), насельник келлии Белозерка, после смерти отца Харалампия напишет в своем дневнике: «Скончался в Андреевском скиту мой добрый приятель иеромонах Харалампий, а в схиме Евдоким. Добрый был для многих этот батюшка» 460 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евгения от 27 и 30 Мая 1825 г. Ответ от 10 Июня вместе с прошедшим По письму, Милостивый Архипастырь, от 27 Мая о второй части Оссолинского к о. Ректору ходил, и он обещался сообщить о ней с первою почтою в Курское Семинарское Правление. I-я часть и III оных Оссолинского Литературных Ведомостей в Новом Каталоге под 53 иностранных писателей стоит. Есть ли не переменён номер её перепискою посланного каталога к Вашему Высокопреосвященству, то изволите усмотреть, что I-я часть под годом 1819 м, а вторая – 1822-м. Г. Игуменьи письмо доставил в понедельник по случаю отлучек в воскресенье во отыскании Серикова, а потом с Экономом был в Хуторе. Анна Ивановна выздоравливает 81 . Я пред Игуменьею извинялся за позднее доставление ей письма Архипастырского Вашего Высокопреосвященства. За милости отеческие, Высокомилостивый Архипастырь, не смею привести благодарности. Все мои благодарности пред такими отеческими милостями недостаточны, и я нижайший не заслуживаю никак таковых благосклонностей, Св. В. – Высокопреосвященнейший Владыко, каковым удостоиваете и пользуюсь. Елисаветы Ильиничны не нашел дома. В Фарстаре мне не было известно, потому что о. Эконом о двух думал домашних, но и то нетвердо, а потом настаивал у Лаврских, чтобы послать Лаврского. Но Лавра не решилась что-то дать. Но за этим не было остановки, и по приезде Эконома ещё Лаврские выправились дней чрез пять. – Из посылок посланы только: Татищева история и атласная материя, о которых уже мною от 27 Мая донесено и Вашему Высокопреосвященству. В отсылке вин Орлова и Мартусова остановились по последовавшему письму В. В-ва от 13 Мая, коим изволили предписать: остановить и посылать. Почему сняты с ледника тогдаж и поставлены в погреб. Платье от Лаврина взято и отдано Анану. Опись оставшимся вещам и погребным запасам, тогдаж послана, которую может быть уже изволили и получить. О деньгах слышно, что есть предписание от Министра Казённой Палаты; но только будто бы велено выдать медными, и это не так то выгодно. Денег на все постройки предположенные с остатком будет и штатной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Трещина, которой пользовался Гаврош для того, чтобы проникнуть во внутренность слона, находилась в нижней части брюха исполинской фигуры; снаружи она не была заметна при беглом взгляде и притом настолько была узка, что в нее могли пробраться только кошки да дети. – Ну, сначала надо сказать швейцару, что нас нет дома, если кто будет спрашивать, – с важностью проговорил Гаврош. Юркнув в потемки, с уверенностью человека, знающего все закоулки своей квартиры, он достал доску и закрыл ею трещину. Затем дети услышали слабый треск спички, всунутой в пузырек с фосфорическим составом. Спичек в нашем понимании тогда еще не существовало; прогресс в ту эпоху представлялся огнивом Фюмада. Внезапный свет заставил детей зажмуриться. Гаврош зажег кусок фитиля, пропитанного смолою. Такие фитили назывались «погребными крысами». «Крыса» Гавроша, более чадившая, чем светившая, очень слабо озаряла внутренность слона. Озираясь вокруг, маленькие гости Гавроша испытывали нечто сходное с тем, что испытывал бы человек, заключенный в знаменитую исполинскую гейдельбергскую банку или, еще вернее, что испытывал Иона во чреве кита. Они видели охватывавший их со всех сторон гигантский остов. Длинное почерневшее бревно над их головами, от которого на равном расстоянии выгибались по бокам толстые жерди, изображало позвоночный столб с ребрами, от бревна свешивались в виде сталактитов просочившиеся когда-то сверху и застывшие струи штукатурки, а между противоположными ребрами протягивались серыми перепонками густо запыленные паутины. Тут и там в углах виднелись какие-то черные пятна, которые казались живыми; они быстро и суетливо шевелились, точно испуганные. Обломки, упавшие сверху и заполнившие нижнюю часть того, что изображало брюшную полость слона, позволяли свободно ходить в этой полости, как по полу. Младший из мальчуганов прижался к брату и пролепетал: – Ой, как темно! Эти слова рассердили Гавроша. Притом мальчики выглядели такими испуганными, что, по мнению гамена, им нужна была известная встряска.

http://azbyka.ru/fiction/gavrosh-kozetta...

Мы подзадержались осенью на рыбалке. Высотин с папой добирали план, забивали рыбой бочки, спрятанные под берегом в кустах. Высотин солил и коптил рыбу на прокорм большой семье, папа, чуял я, мечтал покутить, хотя сулился справить мне «кустюм и сапоги». Вернувшись уже с «белыми мухами» в Игарку — они здесь начинают летать иным годом в начале сентября, папа где-то отыскал мачеху, и они, как говорилось в старину: «Вновь пали друг другу в объятия». Сейчас я уж и не вспомню, какие извилистые пути привели нас в заброшенное здание драмтеатра, снаружи похожего на ящик из-под стирального мыла, не в партер привели, не в ложу — в подвал, где так и сяк нагорожено было множество клетушек. В клетушках слеплены, сбиты, со строек унесены печи, печки и печурки, трубами выведенные в окна, в стены и куда-то даже вниз, как потом выяснилось, в развалившуюся котельную. Театр, в котором и прежде водились клопы, часто гас свет, выходило из строя паровое отопление, впавший в инвалидное состояние, был проворно от всего отцеплен и отключен, но, изъятый из культурного оборота жизни, он не сдавал свои позиции, и потому спектакли здесь шли круглосуточно, так как народ в нем обитал разнообразный, большей частью пьющий. Театр захватил, можно сказать, впитал в себя моего родителя, и такое началось «искусство», что ни в сказке сказать, ни пером описать! Пока в нашей клетушке и в коридорчике у дверей стояли бочки с рыбой, шумно и весело шла жизнь: играли гармошки, «бацал» папа босиком, невзирая на сквозящую в щели половиц погребную стужу вечной мерзлоты. Братан Колька, изгрызанный клопами до корост, радостно подпрыгивал в люльке, гости выучили его свистеть и материться, и он, едва научившись говорить, такое загибал, что публика впадала в неистовое восхищение, одаривала его конфетками, лобызала, суля мальцу большое будущее. Зима набирала силу. В театре начались пожары оттого, что печки тут палили украденными дровами без учета их технических возможностей. Рыба и деньги у нас кончились. Передравшись с мачехой, папа куда-то исчез. Пришлось мачехе поступать ночным кочегаром в театр, но уже не в тот, где мы жили и действовали, а в другой, в новый, имени Веры Пашенной.

http://azbyka.ru/fiction/poslednij-poklo...

Р. Исаак сказал: червь причиняет страданье плоти умершего так, как игла плоти живого». – «Говорят, что (усопшие), сознавая свои страдания, не знают страданий другого». «Как не знают? Рассказывают случай с одним благочестивцем. Он дал бедному динарий вечером, накануне Нового года, на голодный год. Жена ругала его из-за этого. Он пошёл и ночевал на кладбище, где слышал двух духов, разговаривавших между собою. Один сказал другому: друг, иди, облетим мир и послушаем за покровом (по ту сторону неба), какие наказанья постигнут мир. Тот сказал своему товарищу: «Я не могу, так как я погребён в тростниковой рогоже, а ты иди и, что услышит, скажи мне». Тот пошёл, облетел кругом, и когда пришёл, то его товарищ сказал ему «товарищ, что ты слышал за покровом (по ту сторону неба)?» Тот ответил ему: «я слышал, что все посеянное во время первого (раннего) дождя, побито градом». (Слышавший это человек) пошёл и посеял во время второго (позднего дождя. У всего мира было все побито, у него же побито не было. Пошёл он во второй год и ночевал на кладбище, и также услышал тех же двух духов, разговаривавших друг с другом. И на этот раз, как и прежде, один приглашал другого облететь по миру и послушать, что говорят за покровом, какие наказания ожидают мир. Как и прежде, один из духов отказался, но другой отправился, облетел мир, послушал, что говорят по ту сторону неба, и узнал, что все, посеянное во время второго (позднего) дождя, будет истреблено засухой. Подслушавший разговор духов, человек и на этот раз воспользовался им. Он посеял во время первого (раннего) дождя, и хотя у всех посевы были иссушены, у него иссушен не был. Жена его стала расспрашивать его о причине этого исключения, и он рассказал ей, как он предугадал момент, в который следовало посеять. Спустя немного времени, жена этого благочестивца поссорилась с другой женщиной, которая была матерью одного из усопших, и в ссоре сказала ей: «пойди, я покажу тебе твою дочь, погребную в тростниковой рогоже». На следующий год этот человек пошёл опять на кладбище, ночевал там, и слышал тех же духов, разговаривавших друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

- Спусти! Спустил. - Ол-райт! Оставайся, будешь получать сорок долларов в неделю! Смазчиком имел лишь двенадцать. Потом приказчиком в огромном магазине, заведующим отделом... Ему доверяют... Однажды, рассказывал он мне, ему дали два миллиона долларов отнести в банк: " Иду один и вдруг на уме мысль: а что если скрыться с этими деньгами? Свидетелей же нет?.. Но раздумал, года два нужно скрываться, уезжать из Америки, бояться людей. Нет! И так проживу! " Потом этот, прошедший лишь два класса сельской школы, гродничанин пять лет ведет с успехом газету, изучив предварительно в два месяца технику машин, ведение дел и проч. А содержание статей, особенно об Америке, он сам просматривал: как бы чего не написали там! И дело шло: он зарабатывал, кормились хорошо соработники. шла газета. Но тут однажды подслушал он невольно разговор в автомобиле двух соседей о неспособности русских устраивать дела по погребальному делу. " Русские - дураки " , - говорил галичанин-погребник американцу. " И вот это задело меня. Как дураки?! - говорил он мне. - Я отказался от газеты, собрал от знакомых деньги на веру, без расписки, и открыл свое погребальное бюро. Сначала было трудно. Иной раз и десяти центов не было в кармане. Как жить дальше? Но не унываю, креплюсь. Как-то мою в рабочем костюме автомобиль. Весь грязный. Подходит человек, увидел погребальную вывеску. Оказался немец. Его мать только что умерла, а он из другого места приехал. Спрашивает: - Может ли ваше бюро скоро похоронить? - Пойду доложу, - отвечаю. А сам переоделся во все чистое, причесался: он даже и не узнал меня. Похоронили, получил 1000 долларов. Так и пошло потом " . Кстати, газета после него пропала совсем, и инвентарь продали. Теперь он принимает участие в самых разных делах, и все-то у него идет быстро, гладко и в порядке без неровности, будто между делом, и везде успевает. Ему бы, с образованием, можно поручить любой завод, любое предприятие! А может быть, и министром стал бы. Вот тоже и мой отец, только не с такой энергией, а тихий, методичный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Форма литья Осиповские азбуки; с нею 101 материца медная да 5 материц гладких квадратных. Те же формы 103 слова стальных перержавели, пробивают ими материцы; вперед к делу не годятся. 2 формы литья средние азбуки мастера Никиты; с ними 212 материцы медных словесных. Тех же форм строчных и верхних 117 слов стальных, пробивают ими материцы, многие слова поржавели. Форма литья самые мелкие азбуки мастера Федора Иванова. Те же формы 101 слово стальные, пробивают ими материцы. 115 материц медных. 2 формы бойчатые железные с наковальнями, ветчаны. Форма литья медная бруском мастера Никона, ветчана. 4 формы железных литых поржавели, в дело не годятся. 2 формы литых медных испорчены, в дело не годятся. Половина формы медной, ветчана. 277 материц медных разных азбук, 4 материцы квадратных гладких; в дело не годятся все. 238 слов стальных разных азбук, пробивают ими материцы; и те слова все перержавели, к делу не годятся. Пила брусковая большая мастерская. Другая пила брусковая ж поржавела, меньше той. Третья пила меньше той, брусковая ж, поржавела. Привод мастерской железной. Три резца железных. Форма литья дела столяра Алипка Васильева; с нею 20 слов стальных, пробивают ими материцы. 53 материцы медных верхних слов, 28 материц медных. Форма и слова поржавели, в деле не бывали и вперед не годятся. Те же формы слов оловянных – весом 10 фунтов без шести золотников. 32 слова стальных разных азбук; и те слова все перержавели и к делу не годятся. 11 материц медных разных азбук, в дело не годятся. Палата старая о трех житьях Под нею погреб. Всход и крыльцо каменное. У верхней палаты двери железные, 5 окошек, а в них решетки железные; 5 окошек без решеток, у всех окон затворки железные. На верху палаты на сводах у двух окошек затворки железные. У средней палаты двери железные, 5 окошек без решеток, затворки железные. У нижней палаты двери железные; у тех же дверей изнутри отворяется решетка железная; в окошке решетка и затворка железная. Внизу ж у задней палаты дверь железная, в окошке решетка и затворка железная. У погребного окошка решетка и затворка железная. Погребной выход от палаты отстал; и от выходу двери железные и от другого окошка затворка железная спали. В нижних палатах всяких разных книг в тетрадях печатных:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moskovsk...

14. Глаголев Владимир Сергеевич, профессор Московского государственного института международных отношений МИД РФ, д. филос. н. «Пассионарность интеллигенции как условие воспроизводства традиционного наследия русской цивилизации». 15. Чернов Павел Владимирович, профессор, председатель Комиссии по этнопсихологической безопасности Президиума РАН, д. полит. н. «Геополитическая роль России в мире». 16. Косов Евгений Васильевич, профессор Международного университета, к. э. н. «Русская интеллигенция – совесть нации». 17. Бахтин Максим Вячеславович, гл. специалист Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ, к. филос. н. «Духовные поиски российской интеллигенции на рубеже XXI века». 18. Юдина Тамара Николаевна, доцент кафедры экономической теории факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, к. э. н. «Наследие отечественной экономической мысли и К. Леонтьев». 19. Олейников Александр Алексеевич, доцент кафедры экономической теории экономического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета, к. э. н. «Национальное хозяйство России как механизм воспроизводства русской цивилизации». 20. Гуссейнов Рифат Мирахмедович, профессор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, д. э. н., Заслуженный экономист РФ. «Русский экономический дух». 21. Погребняк Александр Анатольевич, кафедра социальной философии и философии истории, философский факультет СПбГУ, к. э. н. «Современный “экономизм” как онтология псевдонимии». 22. Корепанова Виктория Викторовна, искусствовед, менеджер культуры, координатор Детского православного движения, координатор проектов Центра педагогических исследований «Покров». «Роль искусства в сохранении духовной преемственности российской интеллигенции». 23. Сомин Николай Владимирович, в. н. с. Института проблем информатики РАН, преподаватель ПСТГУ, к. ф.-м. н. «Христианский социализм как русская идея». 24. Писарев Игорь Александрович, литератор, сотрудник Литературного музея. «Литературное наследие России».

http://pravoslavie.ru/425.html

Столярная снасть: струги, и дорожники, и долотца. Белого железа бочка, весом четыре пуда тритцать фунтов. Короб обресков белого железа, что осталось от пайки главы соборной церкви, да горелого железа же, которое збирано после пожара с церквей, четыре пуды. Два безмены. Одиннатцать пристежей новых, да по скаске казначея монаха Иосифа две пристежи же взял стряпчей Иван Сечихин в прошлом 706-м годе. Кроеного ременья сто семдесят пять. Двенатцатеры гужы. Девять седелных арчагов новых. (Л. 20 об.) Двои вожжи, обшиты сукном, одне вишневым, другие красным. Пять узд да две шлеи ременные. Гусиного пуху семь фунтов, и с наволочками. Одиннатцать подошевных лоскутов. Гиря свинцовая, весом пуд осмнатцать фунтов. Два фонаря выносных болших слюдяных. Подушка пуховая, сверху покрыта бархатом, а понизу камкою. В клюшне девяносто блюд болших и малых. Пятьдесят шесть торелей. Пятнатцать блюдец икорных. Семь солониц оловянных. Пять сковородок с крышками, две без крышек, две с лобатками . Четыре косяка. (Л. 21) Три стокана малых, в том числе два ломаных, тех же стоканов две крышки. Всего оловяной посуды десять пуд шесть фунтов. Медная посуда. Семь торелок. Пять котлов неболших. Шесть противней, в том числе четыре круглых с руковятками, два долгих. Четырнатцать сковородок черных. Три горшка. Восмь сковородок. Четыре чаши. Две братины. Три росолника . Три горшечка луженых. Две игоди, песток железной, рукомой. (Л. 21 об.) Сковоротка с покрышкой. Блюдо зеленой меди ветхой. Всего медной посуды держаной без обжегу семь пуд пятнатцать фунтов. Обоего, клюшенной оловянной и медной посуды, семнатцать пуд дватцать один фунт. В обиходе медной посуды Четыре котла да противень, горшек. Всего четыре пуда пять фунтов . На погребе медной посуды Осмнатцать кунганов болших и малых. Противень ледоносной. Десять яндов болших и малых. Шеснатцать чашек да чарка. Всего весом шесть пуд дватцать пять фунтов. (Л. 22) Оловяной. Шесть оловяников. Три крушки. Семнатцать стоканов, весом пуд пять фунтов. Обоего погребной медной и оловянной посуды семь пуд тритцать фунтов.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

По обеим причинам и решено было построить новую ризницу вместо старой, стройка которой, как мы сказали, произведена была летом 1782 года. [План и фасад ризницы из книги планов и фасадов см. на таблице X.] В 1641 году «сряду» от ризницы находились, или вплотную к ней примыкали, кельи келаря. Это те кельи, в которых перед 1782 годом жили экономы и которые сломаны со всем ризничным корпусом. В нынешнем ризничном корпусе на месте бывших келарских – экономских келей находятся кельи запасные архиерейские, именно назначенные для помещения приезжающих в лавру архиереев. Жили ли экономы то или другое время в этих новых кельях или же они напостоянно переселились в нынешнее свое помещение, находящееся в верхнем этаже корпуса, чт( между Святыми и Успенскими воротами, перед сломкой старого ризничного корпуса, сказать не можем (см. несколько ниже). В 1641 году сзади келаревых келей в монастырской стене на протяжении двадцати саженей от Пивной, или Погребной, башни находились келарские гостиные палаты. Это нынешние наместничьи кельи с сенями перед ними и канцелярией Духовного собора. Должность наместника в лавре учреждена в 1739 году. Так как на него вместо келаря была возложена обязанность принимать и угощать почетных то нужно думать, что он поселился в кельях келаря, а что келарь тогда перешел в северо-восточный корпус, получивший от его житья в нем название келарского (выше, с. 240–241). Когда наместник перешел на житье в келарские палаты, а его место в келаревых кельях занял эконом, сказать не можем, но вероятно в 1764 году, когда учреждена была должность эконома в лавре и были отобраны от нее вотчины, или вскоре после этого года. Лишенная вотчин и посаженная на казенное жалованье (штаты), в росписании которого на прием гостей была ассигнована ничтожная сумма («обще властям для приезжих и праздников и на рыбу братии 500 рублей»), лавра, вероятно, сразу же и прекратила денно-нощный и роскошный прием гостей, так что келарские палаты стали ненужными для их прежней Келарских палат, представлявших собой большие залы, было две – зимняя, теплая, и летняя, холодная, а между ними было келарское крыльцо – выступивший несколько из стены наружу (отчего и название – крыльцо) проход между палатами и вдававшийся внутрь между ними с внутренней стороны, длиной около 3 саженей.

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010