От школы повезли в больницу первых окровавленных ребятишек. Следом за врачами я вбежал в дом, находящийся почти напротив мэрии, в квартиру Татьяны и Георгия Погребных (он - врач " скорой помощи " , русский, она - фармацевт, наполовину осетинка, в девичестве Бекузарова). Здесь я увидел первого юного заложника-христианина - ведь большинство взрослых и детей, захваченных террористами, были мусульманами. В доме на кровати - окровавленный и обожженный мальчик. Пока врач обрабатывал страшные ожоги на спине, Татьяна Погребная с заплаканным лицом твердила: " Я знала, я молилась, Господь помог нам! " Их 13-летний сын Саша, не снявший крестика с шеи, несмотря на угрозы террористов, с криком " Христос воскрес! " прыгнул в разбитое взрывом окно спортзала. После интервью с Погребными я, выполняя категорическое телефонное указание руководства " убираться подальше от места боя " , решил уйти из центра, от школы и... попал под перекрестный огонь солдат, милиционеров, ополченцев и боевиков. К тому времени пространство возле школы стало самым безопасным, там по крайней мере стреляли с одной стороны. Боевики пытались прорваться из школы в разные стороны, по всем азимутам. Подслушанные мною у милиционеров переговоры по рации свидетельствовали, что прорыв удался, и теперь пришлось отстреливать бандитов уже в отдаленных кварталах города. Еще одно подтверждение я получил, когда смог позвонить на мобильный жене моего доброго квартирного хозяина. " Не ходи сейчас к нам домой, - сказала Рита Караева. - Здесь, на Казбека Кусова, бой идет, мы с бабушкой на полу лежим. Ты Владика не видел? Он ведь в центр пошел, и не позвонил даже! " А потом... Я пошел к больнице, а попал в морг - живых детей мне увидеть не удалось, в здание больницы не пропускали даже родственников юных пациентов, не говоря уже о журналистах. А мертвых детей было слишком много - даже если считать только первые 50 носилок. Маленькие и большие, прямые и скрюченные тела с одинаковыми синевато-белыми лицами, черные от копоти и рыжие от крови. В четырехтонный контейнер-холодильник, куда вход собравшимся во дворе людям закрыт, два дюжих санитара вносили черные мешки. " Это фрагменты тел, - сказал мне один из них. - Все, что пока собрали, но там еще много работы " . Попробовал сфотографировать трупы. Толпа, сначала нервно реагировавшая на людей с фотоаппаратами, потом, наоборот, стала звать нас снимать убитых детей: " Пусть весь мир это увидит! " Ничего не получается - руки дрожат, изображение плывет...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В 1820 г. работы по созданию собора возобновились. С уходом И.И. Русско здание собора было освидетельствовано комиссией в составе: асессора войсковой канцелярии Золотарева, полковника Миллера, инженера-подполковника Пейкера, отставного архитектора Бельтрами и архитектора города Таганрога Молло. Постройку собора признали прочной и сделали прогнозы, что с заменой мягкого приморского камня на твердый " грушевский " , (который поставлялся по контракту купцом Фоминым с 1815г.) " крепость собора " еще более увеличится. Свой вклад в укрепление собора внес и войсковой архитектор К.С.Амвросимов, заменивший производителя работ на строительстве собора И.И. Русско. По его предложениям мастера подрядчика урядника Шейкина в 1820 г. заменили в окнах и дверях собора простые деревянные рамы на железные решетки. Но и это не спасло собор от разрушения в будущем. В 1822 г. работы вновь остановились, но теперь уже на 22 года, т.е. до 1844 года. Здание собора к этому времени возвели на высоту в 7 сажень (около 15 м.). Собор по проекту должен был иметь высоту в 26 саженей, т.е. более 50 метров. В 1828 г. в храме под окном заметили трещину. Наказной Атаман Д.Е.Кутейников поручил войсковому архитектору Фомину исследовать причины, приведшие к трещине. Фомин дал заключение, трещина не опасна и постройку можно продолжить. Не удовлетворившись ответом, Атаман поручил войсковой канцелярии дать свое заключение о трещине. Но канцелярия медлила с ответом. Тогда Д.Е. Кутейников пригласил через Министерство внутренних дел архитектора из Симферополя Колодина. В 1830 г. Колодин доложил, что для продолжения постройки собора необходимо разобрать четыре подкупольных столба и уже построенные стены до погребного фундамента. В противном случае зданию угрожает " величайшая опасность " . Строительный комитет, учрежденный при Министерстве внутренних дел, согласился с мнением архитектора Колодина и предложил ему составить смету на слом стен. Но войсковая канцелярия пожалела 900 тыс. руб., уже вложенных в строительство собора, и запросила повторного освидетельствования собора.

http://sobory.ru/article/?object=01849

ниже); 9 и 10) в северной стене – две четвероугольные башни, из которых первая от Конюшенной называлась Соляной, по устроенному внизу ее амбару для соли, а вторая – Кузничной (о названии которой ниже); 11) на северо-восточном углу – круглая башня, называвшаяся Житничной от находившихся близ нее монастырских житниц; 12) в восточной стене между Житничной и Красной башнями – четвероугольная башня Сушильная, называвшаяся так, вероятно, от бывшего устроенным наверху ее сушила. Из этих двенадцати башен в настоящее время остаются девять: 1) надворотная Красная; 2) Пятницкая, иногда потом называемая еще Пороховой; 3) Луковая; 4) Водяная, называемая теперь Соляной; 5) Плотничная; 6) Конюшенная, или Каличья; 7) Соляная, получившая потом название Звонковой; 8) Житничная, называемая теперь Красной и Утичьей, или Уточьей, и 9) Сушильная, называвшаяся потом еще Келарской и Ректорской. Что касается до остальных трех башен, то Кузничная уничтожена совсем (неизвестно когда), а Погребная, или Пивная, и находившаяся недалеко от нее Келарская обращены в жилье, так что уже не смотрят башнями (наместничьи кельи). О пристройке митрополитом Платоном святых ворот к Красной башне или, собственно, о пристройке к ее святым воротам наружного портала читается в Кратком описании лавры: «при всей великолепности (монастырской) ограды не было особенных святых врат, кои бы приличествовали толь огромному строению; для того в прошлом 1807 году тщанием преосвященнаго митрополита Платона устроены вновь весьма красивыя святыя врата готической архитектуры пред башнею, над вратами стоящею: снаружи оныя украшены полуколоннами и карнизами из белаго камня; на куполе, покрытом белым железом, поставлено изображение преподобнаго Сергия с медным вызолоченным крестом, а пониже купола с передней и других двух сторон помещены пирамиды и другия очень искусно сделанныя фигуры» [Доплатоновский вид ее см. на приложенной фототипической таблице II-й]. В недавнее время, именно в 1855 году, Красная башня совершенно перестроена, причем внешний вид ее (фасад) значительно изменен против прежнего, равно как портал у нее сделан или к ней приделан иной против Платоновского.

http://sedmitza.ru/lib/text/438570/

«Неужели Я не накажу? И не отомстит душа Моя такому народу?» ( Иер. 5:9 ) Нечестивые отсрочкой гневного посещения Божия, долготерпением, продолжающимся единственно для сохранения душ праведных или могущих вырасти среди терния мирского, или выросших, но еще не переселившихся в покой небесный, – этим, говорю, долготерпением успокаивают себя нечестивые среди всех беззаконий, среди всех зол и ужасов. Но мы знаем, слушатели, что праведная десница Божия само же нечестие обращает на уничтожение нечестия. Знаем, что Божие наказание за беззакония там уже началось, где заметны несогласия в семействах, раздоры в соседстве, где слышны хищения, грабежи, убийства. Где бедность и недостатки с часу на час умножаются, где некоторые сословия уже теснотою питаются. Где, хотя с самым спасительным намерением, проливается кровь человеческая. Как нам не верить, что если умолкает голос земного правосудия, то это предзнаменует близкое откровение правосудия небесного на земле. Бог наш сказал устами пророка Иеремии: «утучнились и ожирели, преступили всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу? И не отомстит душа Моя такому народу?» ( Иер. 5:28–29 ) «О горе, город нечестивый! Я, Господь, Я говорю: приду, и сделаю, и не отменю, и не пощажу, и не помилую. По путям твоим, и по делам твоим буду судить тебя» ( Иез. 24:14 ). Суд Божий сотворит на земле ужас и страх: разорится город, разрушится громада государственная и в развалинах своих погребнет нечестие. Любезные соотечественники! Мы до сих пор избавлены от таких ужасов. Еще благое небо посылает на нас щедроты свои. Но что последует с нами, если, примечая быстрый ход нечестия, великие успехи его, на все будем взирать хладнокровно или сами содействовать усилению нечестия? Да не будет, да не будет! Но, вознося на алтаре этом молитвенный фимиам к Престолу Всевышнего о благоденствии блюстителей спокойствия нашего, очистив руки и сердца, обратим их с детскою простотою к Отцу небесному: «Отче наш! Хлеб Твой небесный дай нам сегодня. Как дети просим от Тебя хлеба – мирного спокойствия. Сотвори, да хлеб этот подкрепит силы наши к одолению нечестия». Аминь. Произнесено 21 мая 1809 года. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Хозяйственные заведения: 1) Житенной амбар, в нем четыре закрома для ссыпки всякого хлеба и муки. 2) К нему приделаны две стены, третья каменная оградная, в котором терези с гирями и четыре сороковых бочки для ссыпки пшеничной муки, и мягкой оржаной ситней, гороху и коноплей. 3) Подле его пристенка ледник довольно глубокий с деревянным дубовым обрубом, к верху землею не покрыт, на нем деревянная погребница. 4) Между сим ледником и конюшнею задние ворота створчатые на железных петлях с запорою довольно утвержденною. 5) Конюшня деревянная в ней шесть стойлов, дверь створчатая. Прим. На конюшне три лошади старые. Все строение покрыто тесом. 6) На том же скотном дворе на правой стороне в прошлом году сделан сарай тесом крытый – для складки досок и тесу и для становки телег. 7) К ограде монастырской приделан на том же дворе сарай рубленый крытый тесом Для коров, с верхом, на котором кладется для коров корм. Прим. На скотном дворе две коровы и два теленка. 8) кибиточный сарай с створчатыми воротами. 9) Амбар в котором два закрома для овса, в нем хранится разная сбруя. 10) От сего амбара до нижней келлии сарай для складки дров в одной линии, покрыт тесом. Все оное строение покрыто тесом. 11) Баня с прибанником покрыта дранью. 12) Два гостинных двора: один старый, а другой новый; отдаются в наймы по договорному условию. Эта опись знакомит нас с состоянием монастыря до настоятельства о. игумена Венедикта, в 30-ти летнее управление коего, он в отношении зданий принял совершенно иной вид. О. игумен Венедикт, родом из духовного звания, сын причетника Алексинского уезда, села Симонова; одной брат его постриженник и иеросхимонах Киево-Печерской лавры о. Парфений, пользовался заслуженною известностию, по своей подвижнической жизни и духовным дарованиям коими служил долго многочисленным посетителям лавры в звании её духовника. Расположение многих знатных лиц к о. Парфению, помогло и о. игумену Венедикту, в привлечении внимания к его убогой обители, как епархиального начальства, так и благотворительных особ, при пособии коих он успел поддержать обитель и благоукрасить ее несколькими новыми зданиями. С этой целью, они неоднократно сам ездил за сбором, а в 1847 году, будучи в Киеве у братии, получил в пользу своей обители от щедрот покойной графини А. А. Орловой–Чесменской 20.000 руб. асс. 17 Главные постройки произведенные попечением о. Венедикта, следовали в таком порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Мисаила Бахолдин указывает, кроме мордвы, и татар. Герберштейн, описывая мордву, жившую на восток и на юг от р. Мошки, упоминает, что из них некоторые пребывают в идолопоклонстве, другие «магометане». 1626 Из других данных известно, что принявшая магометанство мордва совершенно отатаривалась, а потому весьма возможно, что в показании Бахолдина под «татарами» именно разумелась мордва магоме- —547— танской веры. Конечно, эти мордвины-магометане, как справедливо догадывается преосв. Филарет, могли разжигать языческую мордву своим фанатизмом. Точно также никто не станет отрицать и той мысли И. Н. Смирнова, что увлечение миссионерским делом и желание совершить его возможно быстро отодвинуло у архиеп. Мисаила мысль о личной безопасности и большей осторожности. Но из всех трех авторов наиболее близко подходит к объяснению печального события в дер. Ямбириной П.И. Мельников. Правда, он не указывает документальных оснований для своей догадки. Но таким основанием является вполне аналогичный эпизод из истории обращения мордвы в XVIII в., особенно, если его сопоставить с некоторыми намеками в приведенном выше рассказе Бахолдина. В 1743 г. архиеп. Димитрий Сеченов, занимаясь обращением нижегородской мордвы, близ с. Сарлей заметил массу низеньких срубьев, разбросанных там и сям среди высоких старых дерев девственного чернолесья. Это было мордовское кладбище, а деревья служили предметом почитания. По приказанию Дим. Сеченова березы срубили, а срубы подожгли. Тогда мордва, до тех пор терпеливо выносившая суровое обращение с ней миссионеров, напала на свиту архиепископа, хотела его самого убить, так что Димитрий едва спасся в погребном амбаре у священника. 1627 В следующем 1744 г. мордва дер. Плуксовой жаловалась: «имелась у нас в мордовской вере по тому прежнему обыкновению лачуга, в которой во время прежней веры, как маливались – имели по содержанию пойло – браги и проч., и оная изба от Темниковской воеводской канцелярии и от Темниковского духовного правления у нас сломана»… А в других деревнях новокрещены прямо не позволяли ломать эти лачуги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но этими указаниями Требник не ограничивается. В конце 1-й части помещено 7 готовых поучений, чтобы пастыри по ним наставляли свою паству. Это 1, предмова до крещения, 2, — до исповеди, 3, напоминания духовного отца по исповеди и по причащении, 4, предмова до хотящих причаститися Бож. таин, 5, две предмовы до шлюбу и 6, казанье погребное. Эти предмовы суть не что иное, как краткие поучения, служащие разъяснением таинств. Эти поучения характера общего, каковыми они должны быть по своему назначению для всех пастырей и пасомых. Поэтому они отличаются, как по изложению, так и по развитию мыслей, ясностию и простотою, которые делают понятным рассматриваемый предмет для самого простого слушателя, за исключением, впрочем, двух последних; до шлюбу и казанья погребного. Все они изложены в формы слов с точным обозначением частей. Это уже влияние схоластики: но она у П. Могилы не дошла еще до крайности (как у последующих проповедников, Галятовского и Радивиловского). Проповеди его составляют переходную ступень к схоластическим проповедям. У него уже заметно выступает искусственность формы, но здесь она не наполнена, по крайней мере, тем чуждым ей материалом, какой замечаем у последующих проповедников. Поучение к вступающим в брак Предвечная мудрость Божия, устроив в совершенстве вселенную, отдала ее в заведывание единому человеку, как говорит псалмопевец: вся покорил еси под нози его; овцы и волы вся, еще же и скоты польские и птицы небесные и рыбы морские ( Пс.8:7–8 ). И она тотчас предусмотрела, что такое звание, такое положение одному человеку не по силам: потому божественно установляет ему помощника, говоря: недобро быти человеку единому: сотворим ему помощника по нему ( Быт.2:18 ). Эта помощница так пришлось по сердцу правителю этого мира, — человеку, что он воскликнул: се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея ( Быт.2:23 ). А всемогущий Бог так услаждает для него эту любовь к помощнице, что тут же изрекает: сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей ( Быт.2:24 ).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

—21— б) причисленного к Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода сверх штата, кандидата богословия, Александра Постникова: «Покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии разрешить мне представить на соискание степени магистра богословия сочинение, написанное мною для получения степени кандидата, сделав в этом сочинении погребные изменения и дополнения. В том случае, если Совет признает возможным дать мне просимое разрешение, покорнейше прошу выдать мне на руки, сроком на три (3) месяца, подлинное мое кандидатское сочинение для снятия с него копии. При этом прошу Канцелярию Совета переслать просимое мною кандидатское сочинение в г. С.-Петербург, так как я вследствие моего служебного положения не могу продолжительное время проживать в Сергиевском посаде. Вместе с этим честь имею уведомить Совет, что по снятии копии возвращу просимое мною сочинение без промедления». Справка: 1) Кандидатские сочинения окончивших в минувшем 1898 году курс воспитанников Академии Дмитрия Введенского на тему: «Учение Ветхого Завета о грехе» – и Александра Постникова на тему: «Юридическая теория доказательстве, применявшаяся и применяющаяся в епархиальном судопроизводстве со времени учреждения Святейшего Синода и по настоящее время» – отмечены были высшим баллом 5. 2) Указом Святейшего Синода от 5 июня 1895 года за 2565 Советам Академий предписано «дозволять удостоенным степени кандидата переделывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации с большою осторожностью и не иначе, как с особого разрешения Епархиального Архиерея». 3) По определению Совета Академии от 30-го апреля 1897 года выдача и высылка кандидатских сочинений их авторам прекращена, причем последними для снятия копий с сочинений предоставлено являться в Академию лично. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении профессорскому стипендиату Дмитрию Введенскому и кандидату богословия Александру Постникову переработать их кандидатские сочинения для соискания степени магистра богословия. 2) Просьбу канди-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тым часом все сдиялось до ладу, и мы, взгромоздывши на колокольню старого слипого сторожа, щоб на окуляры дывивсь (в очки смотрел) на дви дорози: Ясногородску и Музыцку, хто буде дуже шпарко котыться по дорози. Але ж то, отцове, як був тоди вельми велыкий и холодный витер, то раз сторож збунтовав нас, що катыться брыль по дорози, зирванный з головы Пылипона Крупчатника… Другий раз нас сполошыв, як побачив, що пид корчмою на самисинькой дорози покатывься соцький, як иого сперещив москаль по потылицы (солдат съездил по затылку). Третий раз усе-таки наш слипый сторож крычав на дзвиницы як дурный, побачивши, що гончар перекунывсь, идучи (едучи) з Ясногородки, и горшки з воза (телеги) покотылись… А в четвертый раз… да вже совсим не до ладу, та що же маете работы… оглашенный дид крычыт, що котыця овечка! Тпфу ты пропасть! Ходым до хаты, да вин, старый дурень, ще не так буде нас дурыть. Ото мы пошли в комнату вдовой госпожи, не успели там натощак выпить по стакану канунного меду, как увидели запыхавшись бегущих мужичков и уверяющих, что два экипажа от Ясногородки уже приближаются к селу. Тут можно было и в самом деле ошибиться, ибо два экипажа — коляски, впряженные по четыре хороших лошади с фурманами и лиокаями, — але ж то ехали подле церкви паны якись-то и покатылись по гребли. Мы опять возвратились в комнату госпожы, колы глядь, аж наш сторож полиз уже в свый погребнык и каже: — Я поснидаю, — та, надивши кожух, вылизу на дзвоныцю, то певне вже як засну, то мени во сни що-нибудь прывидится. — Ей, гляды ж, диду, гляды, а мы пойдем снидати, або вжей обидати до прыкащика, г. Сотничевского — Амфилохия Петровича». «Это было уже в часу втором пополудни, и то дай бог здоровье его жене (то есть Сотничевского, Амфилохия Петровича), подкрепились сперва водочкой и маринованною рыбкою, а потом чаем и рябиновым пуншиком, к которому приехал и отец Стефан с нетрезвым Н-м. Испив в заключение кружку очень приятного хлебного квасу, мы, в часу пятом, опять пошли к госпоже М-ой. Тут является наш хромоногий курьер из Ясногородки и уверяет, что сейчас только возвратился посланник из Плисецкого в Ясногородку с известием, что должно всенепременно владыку ожидать на следующих за сим двух днях, и что он уже неотменно будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

е. как умываться, одеваться, держать себя с товарищами и дома, на прогулке, в школе, в соблюдении разных приличий, порядка, услужении родным, больным, здоровым и проч. В сем малом трактате собрано все лучшее из книг буддийских, даосских, конфуцианских, потребное для добрых нравов, и обычаев, с характеристикою добродетели и порока. Есть и другие издания «Цюань-ши-вэнь» новейшие и более или менее содержательные, но нет надобности вдаваться в подробности, какими они излагаются Г. Ейхлером в рассуждении о сем предмете сокращенно нами изложенном. III) «Лей-шу» –народный сборник. Состоит из трех томов и обнимает все жизненные условия, отношения и народное законодательство. По содержанию и разнообразию предметов в нем трактуемых это самый лучший, по отзыву многих китайских ученых, о том нам лично сообщавших. Предлагаем в русском переводе оглавление содержания, с заглавиями китайскими, в русской транскрипции. Язык книжек сего сборника – пекинский сухуа – разговорный, самый легкий. Издание это, новейшее и приобретено нами в Пекине в 1885 г. Том первый (тоу), в восьми книгах (бэнь), сорок три главы (му-му). 1) После оглавления и предисловия (I-я бэнь) излагается: 2) О почитании государя, родителей, старших (в 22 главах), установляется о них понятие. 3) Определяются обязанности супружеские; муж должен – кормить, одевать жену, помогать в хозяйстве и воспитании детей, жена должна повиноваться и исполнять все погребное от неё как супруги, матери, хозяйки; характеристика супругов. 4) Наставления детям отеческие. 5) Собственное домоводство. 6) Услужение людям в разного рода профессиях. II-я бэнь. 1) Мирные дела: оказание добра людям, стремление быть добродетельным, запрещение всякого рода зла и проч. 2) Сто правил школьного устава – сюэ-танн тяу-юэ-и-бай. 3) О методе и способе чтения книг и усвоения их умом – 27 правил – Ду-шу синь-фа. 4) Правила (8) для ученых, учителей – ши-фань или ань-фэнь. 5) Средства, способы воспитания детей, 8 правил – Кэ-эрр па-фа. 6) Восемь школьных правил, для учеников – сюэ-сюнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010