И это небо над холмами, где то и дело попадались рощи с березами и кленами в платьицах, желтеющих так нежно, роняющих листву под дуновением ветерка; поля, тихие, с уже убранными рожью и пшеницей; и даже поросшая травой неухоженная земля казалась отцу Алексию сейчас нарядной и красивой, настраивая на поэтический лад. — Унылая пора, очей очарованье, — продекламировал отец Алексий, глянув на Петю Жбанкова, которого он взял с собой в Москву. Петя водит машину, расторопен, готов идти хоть в огонь, хоть в воду за отца Алексия и матушку Елисавету, что уже не один раз доказал с тех пор, как вернулся из колонии для несовершеннолетних к ним в обитель. — Почему «унылая», а, Петр? По-моему, тут Александр Сергеевич неправ. — Вот дальше замечательно: «Приятна мне твоя прощальная краса»… Ну, давай дальше. — Я не знаю. Это Женька у нас по стихам мастак. — Ну, Петр, стыдно. Эти стихи надо знать как «Отче наш». Ты только послушай: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса»… Посмотри в окно, ведь все точно Пушкин запечатлел, да еще как! Петя глянул в окно и увидел легко обгоняющий их «мерседес». Какой-то усач посмотрел на Петю и отца Алексия, как ему показалось, со вниманием, словно изучая. -Я ведь тоже по первому образованию технарь, а литературу и историю всегда любил. Эти предметы надо знать так же хорошо, как и службу, как Новый завет. — Не успеваю я, отец Алексий. Работы много, вы же знаете. — Да, знаю, Петя. Но ничего. Вот будет у нас в обители побольше средств, освободим тебя от полевых работ, наймем тракториста, пока свои подрастут. — Да мне за трактором нравится, — Петя улыбнулся, лицо его со шрамом, шедшим по левой щеке, стало приветливей, мягче. И сразу увиделось, что это подросток пятнадцати лет, еще только набирающий силу, а не прошедший жестокие испытания юноша. — О, Петя, гляди-ка, какая красотища! Это надо посмотреть! Слева от трассы возник рынок, где торговали самыми разнообразными изделиями из хрусталя и стекла — люстрами, вазами, наборами рюмок, фужеров, украшениями в виде хрустальных лебедей, слоников и медведей.

http://pravmir.ru/aleksej-solonicyn-glav...

Единственное лицо, к которому я мог обратиться с просьбой о ссуде денег, не прибегая к унизительным просьбам и поклонам (и сознавая некоторое нравственное право просить их), был митрополит Московский с его перервинскими суммами, каковым митрополитом в данное время был именно высокопреосвященный Макарий (ставший митрополитом Московским с 8 апреля 1879 года). Когда я сообщил о своем намерении обратиться к преосвященному Макарию с просьбой о ссуде денег, кое-кому из своих академических: то мне выразили крайнее удивление и говорили со смехом: «Поди-ка, сунься, он тебе задаст». Было и ближайшее основание говорить это: в виде некоторой пробы и в виде некоторого, так сказать, заявления о себе ученому миру, в 1876 году я напечатал в «Журнале Министерства народного просвещения» главу из «Истории»: о христианстве в России до святого Владимира 22 , и ходили слухи, что преосвященный Макарий отзывался об этой моей пробе очень неблагосклонно. [Владимир Сергеевич Соловьев передавал в Академии, в которой некоторое время был вольнослушателем, что Макарий очень бранил меня его отцу] 23 . Но так как кроме митрополита обращаться за деньгами мне было совершенно не к кому, то несмотря ни на какие худые пророчества и предзнаменования, я решился обратиться... Приехав в Москву, я остановился на сей раз у преосв. викария Алексия (бывшего профессора Академии А. Ф. Лаврова), чтобы для поездок к преосв. Макарию, который жил на даче в Черкизове, – дело было летом, – пользоваться его архиерейскими лошадями. Узнав о причине презда, т. е. что я приехал просить у митрополита денег взаем на печатание «Истории», преосвященный Алексий рассмеялся и со словами: «Ну гусь» – сомнительно покачал головой и сделал гримасу, которая говорила то же, что говорили мне в Академии, т. е. «Поди, сунься, он тебе покажет деньги». На сомнения преосвященного Алексия я отвечал, что кроме митрополита мне не у кого более просить денег и что если он не даст, тогда делу конец, – и попросил его ссудить меня лошадью. Понятно, что я ехал к преосвященному Макарию не с совершенно полною надеждой и не с особенно спокойными чувствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сообщение Святейшего Патриарха Алексия о перспективах и основных направлениях работы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в 2009 году 22 октября 2008 г. 11:55 На XIX совместном заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов по изданию «Православной энциклопедии» Святейший Патриарх Алексий выступил с сообщением о перспективах и основных направлениях работы Церковно-научного центра в 2009 году. Спасибо, Сергей Леонидович, за Ваше сообщение о работе церковно-научного центра и кинокомпании «Православная энциклопедия» в текущем году. Еще раз благодарю всех членов советов, оказавших поддержку «Православной энциклопедии». Теперь я бы хотел предложить на обсуждение наши планы на 2009 год. Мы предполагаем в будущем году выпустить в свет 19, 20 и 21 тома и завершить редакционную работу над 22 томом. Мы продолжим выпуск научного сборника «Вестник церковной истории». Продолжим и наши архивные исследования. Учитывая позитивный опыт, полученный Церковно-научным центром при составлении подокументного описания архива Совета по делам религий в Государственном архиве Российской федерации, я поручил церковно-научному центру в ближайшее время приступить к подобной работе в Архиве Московской Патриархии. Это долгая работа, рассчитанная на несколько лет, но ее результаты будут востребованы как в работе над самой Энциклопедией, так и в других работах по истории Русской Церкви. Особое значение мы придаем созданию электронной версии «Православной энциклопедии» и развитию нашего Интернет-портала. Мы уже долго и плодотворно сотрудничаем с Министерством культуры и с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в этой работе. Ведь развитие Интернет-портала делает весь накопленный церковно-научным центром интеллектуальный потенциал ближе и доступнее десяткам тысяч пользователей. Недавно я получил письмо от президента Российской академии наук Юрия Сергеевича Осипова с проектом общенационального образовательного Интернет-портала «Знание» и с просьбой разрешить использовать материалы «Православной Энциклопедии» для этого портала. Я с радостью даю такое разрешение, и хочу подчеркнуть, что значение такого образовательного портала трудно переоценить: ведь за последние годы тысячи учебных заведений подключились к сети Интернет, а вот доступного надежного и авторитетного образовательного ресурса пока еще нет. Думаю, что если этот проект будет реализован, то и духовные школы, несомненно, будут получать там необходимые знания.

http://patriarchia.ru/db/text/477793.htm...

Свидетель находки века Сергей Чапнин был первым журналистом, который получил задание рассказать о находке предполагаемых останков детей Романовых в Поросенковом логе 20 октября, 2015 Сергей Чапнин был первым журналистом, который получил задание рассказать о находке предполагаемых останков детей Романовых в Поросенковом логе Сергей Чапнин стал первым журналистом, написавшим о найденных в 2007 году в Поросенковом логе предполагаемых останках двух царских детей – царевича Алексия и великой княжны Марии. «Сейчас уже нет ни одного аргумента, чтобы не верить. Всё доказано», – пожимает плечами Сергей Чапнин в ответ на мой вопрос, верит ли он сам в подлинность находки в Поросенковом логе. После стольких проведенных экспертиз, исследований в России, Англии и США, рассекреченных архивов любой, кто потрудится сесть и прочитать заключения экспертов, сможет сам прийти к выводу, действительно ли останки царевича Алексия и великой княжны Марии были найдены под Екатеринбургом. Но тогда, в 2007-м, когда только-только произошло это историческое событие, никаких «стопроцентных» доказательств не было. Наоборот, колоссальная исследовательская работа ещё только предстояла. Первым журналистом, который получил задание приехать на раскопки и рассказать церковной аудитории о находке в Поросенковом логе, был Сергей Чапнин. Об этом скромно, в виде сноски курсивом сообщается в фундаментальной книге «Царственные страстотерпцы: посмертная судьба». Но за этой сноской – раз в жизни выпадающий шанс: журналисту – поучаствовать в раскрытии настоящей загадки века; христианину – стать сопричастным к обретению мощей святых; гражданину – потрудиться для восстановления исторической правды. Было ли оно – ощущение эпохальности происходящего? Как состоялось личное соприкосновение со святыней? Когда пришло понимание, что всё – правда? И, в конце концов, как принять, что до сих пор эта правда не восторжествовала? Об этом мы говорим с Сергеем Чапниным. Страница первая. 1998 год Сергей Чапнин. Фото Юлии Маковейчук

http://pravmir.ru/svidetel-nahodki-veka/

К Преосвященному Амбросию. Спустя минут сорок отправились с ним на обед в Благородное Собрание, данный от города депутатам, пришедшим из разных мест на праздник Пушкина. Ожидание в зале, причем знакомство с Григоровичем, писате-лем, чрез Тургенева (на подъезде столкнулся еще с Достоевским), причем Григорович хотел попросить чего-то для музея, но другие развлекли. Алексей Алексеевич Гатцук предложил для Миссии «Крестовый Календарь» и другие свои издания — лишь бы известить, куда высылать. Семейство Пушкина — его сыны (полковник-гусар и статский), дочери (что за Герцогом Нассауским, бывшая красавица, и бывшая за Гартунгом, седая), внук (офицер Дуббельт — от первой, бывшей за Дуббельтом прежде). Новикова, любезность ее; Софья Петровна Каткова. Обед — по двадцать пять рублей с персоны. Неудивительно. Такие роскоши — редко. Музыка в соседней комнате (удовлетворяющая по исполнению, думаю, и Рубинштейна, которому только что бы представлен); цветы, великолепное освещение. Закуска с лобстерами почти в аршин; за столом, по левую руку, за неприездом Преосвященного Алексия, — прямо старший сын Пушкина, по правую — Яков Карлович Грот, потом — Иван Сергеевич Аксаков; напротив — Князь Николай Петрович Мещерский, Софья Михайловна Каткова. Обед нам с Преосвященным Амбросием — совершенно постный. Тосты: первый, Министра Народного Просвещения Сабурова, — за Государя; второй — за Принца Ольденбургского (Голова Сергей Михайлович Третьяков предложил); третий — за генерал-губернатора Князя Долгорукова; и так далее — за депутатов, за гостей, за дам и прочих. Речи говорили: первую — Иван Сергеевич Аксаков, вставши против пустого места, где назначено было Преосвященному Алексию, и опершись руками на мой стул; и сын Пушкина, с ораторскими движениями, сказал превосходно (Все о свободе! Бедный русский!). Потом следовали речи Каткова, Преосвященного Амбросия и много других, но мало было слышно — гостей слишком было много, и зала большая (гостей больше двухсот было). Словом, видел все, самое блестящее в сем мире, — цвет интеллигенции и талантов (Майков, между прочим, стихи читал, которому, по выражению Каткова, Пушкин спустил золотую цепь), лучший пир в материальном отношении. Бриллиантами горели предо мною хрустали на шандале, мечты разнообразились и искрились, как цвета, игравшие в хрусталях, — но успокоения не было, манило только в Японию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2436...

Он закрыл тысячи храмов. Он опозорил патриарха Алексия I. На большие советские праздники в Кремль приглашали глав соцстран, дипкорпус, глав религиозных объединений. Восхваляли культ личности Никиты Сергеевича. «Дорогой Никита Сергеевич!» Выступают, хвалят, хвалят. «Слово предоставляется патриарху Алексию!» Он встал — и Хрущев его опозорил: «Садись! Хватит дурманить народ! Ваша эра заканчивается! В 1980 году последнего попа покажу по телевизору!» Тот сел. И «показал»… Он погиб, Хрущев. Я еще работал агрономом — это было в 1964 году… Приходит в восемь утра на работу директор. А ночью объявили, что Хрущева сняли за волюнтаризм. И вот директор — хороший мужик был — как бросит кепку на стол, как заругается: «Кому теперь верить? Сталину верили — его разоблачили. Хрущева разоблачили! Кому?!» Э, думаю, бедный ты человек, не хочет никому верить… Хрущева сняли в 1964 году, а скончался он в 1971-м. И никто не описывал его страшной смерти. Его хоронили на Новодевичьем кладбище. Выкопали могилу, опустили — и гроб рухнул в подземелье. Никто не знает, на какую глубину: земля под ним провалилась. Улетел он в преисподнюю. Несколько самосвалов камней привезли — ничем не засыплешь. Тогда раскопали могилу, переложили железобетонными плитами, сверху засыпали и поставили памятник. В 1971 году это было. До 1980-го он не дожил. А ведь как воевал против Церкви. …В шестидесятом поехал он в Закарпатье — по Западной Украине, поездом. На каждом вокзале пионеры, комсомольцы с букетами его встречали: «Дорогой Никита Сергеевич!» А Западная Украина — Ивано-Франковская, Тернопольская, Львовская области — присоединилась к СССР после войны. Там везде сохранились храмы. На колодцах — кресты. Поезд едет, Хрущев смотрит, что везде кресты, и спрашивает строго: «А что это такое?!» Ему объяснили, что такое. «Чтобы я на обратном пути этого не видел!» И начали закрывать храмы, а с уже закрытых снимать кресты. Я в сельскохозяйственном техникуме тогда учился — большая деревня, три храма. Простые люди кресты с храмов снимать отказывались. А кто тогда будет? Начальство! Председатель горсовета или колхоза или директор.

http://pravoslavie.ru/64765.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СМИРНОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Алексий Смирнов. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год (fond.ru) — Да, с благочинным Воздвиженским я хорошо знаком и часто посещал его квартиру, — ответил священник. — Следствием установлено, что вы являлись членом контрреволюционной группировки, руководимой Воздвиженским. Признаете ли это? — Нет, это я отрицаю. Членом контрреволюционной группировки я не состоял. — Следствию известно, что вы, состоя членом контрреволюционной группировки, вели контрреволюционную деятельность. Признаете ли это? — Нет, это я отрицаю. — Следствием также установлено, что вы высказывали террористические настроения по отношению к коммунистам. Признаете ли это? — Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Поскольку отец Алексий отказывался лжесвидетельствовать, ему была устроена очная ставка со священником Сергием Сахаровым , который подтвердил показания, необходимые следователям. Но отец Алексий их все отверг, сказав: «Показания Сахарова я отрицаю, так как контрреволюционной деятельности я не вёл». Осуждён тройкой УНКВД по Московской области 15 марта 1938 года, приговорён к расстрелу. Принял мученическую кончину 22 марта 1938 г. на Бутовском полигоне , где и захоронен. Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания. После ареста о. Алексия и с ним вместе двух старушек-просвирней, родные отправились ходатайствовать к вдове Максима Горького, Марии Федоровне Андреевой, которая была тогда директором Дома учёных. Она обещала разобраться. Через некоторое время старушки возвратились из ссылки, однако совершенно больные. Об о. Алексие было сообщено, что он расстрелян... Использованные материалы Редакция текста от: 18.12.2016 15:55:57 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/3375.html

Владимиру не пишет, не отвечает, по недосужеству, советовал, к кому обратиться с просьбою на храм, – к П. П. Боткину, Корзинкиным и прочим, но просил его имени не упоминать как рекомендовавшего; взглянув на план храма, прямо сказал, что «на 1500 человек этот храм за 60 тысяч рублей не построите, больше нужно»; при прощанье сказал: «Еще увидимся», значит, после пожертвует. В передней сострил: «Не беспокойтесь, я ничего не возьму здесь». – Когда он уходил, сказали о мадам Соловьевой, вдове Сергея Михайловича Соловьева – историка. Она привезла в подарок Миссии экземпляр Русской Истории своего мужа, в корзинке из лубка; немножко поплакала о муже, рассказывала о его болезни, о том, как все, касавшееся России, его волновало, бывало, «газету читая, дрожит». – Говорила о сыне – Владимире Сергеевиче Соловьеве. философе, о его детстве, как был серьезен, как все лошадь чистил и подгонял (деревянную). Говорила, что диспут в воскресенье продолжался с одного часу до пяти, что возражали очень много, и какой-то нигилист, возражая, от злобы был сам не свой; Владимир Сергеевич устал очень, но диспут выдержал блистательно. Его сестры ездили из Москвы, чтобы быть на диспуте. У Сергея Михайловича Соловьева осталось семь человек детей: три сына и четыре дочери. Мадам Соловьева очень добрая и умная, кажется. Уходя, предложила маленькое денежное пожертвование; оказалось, сто рублей. Когда Владимир Сергеевич приедет из Петербурга, обещалась адресовать его ко мне, а меня просила поговорить с ним о необходимости частого приобщения Святых Таин. – Только что хотел в город, приехал о. Иоиль с известиями, у кого рекомендовал меня; обещающее есть кое-что; существенного пока нет. О. Иоиль желает быть сотрудником Миссии и иметь книгу для сбора на Миссию; предмет довольно щекотливый; я еще не знаком с ним достаточно. Пообедали с ним вместе (Преосвященного Алексия дома не было) и поехали к о. Гавриилу, чтобы взять у него копии рапорта; дома не застали и, взявши что нужно, направились – о. Иоиль к себе, я – к Александре Николаевне Бахметевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Мария Владимировна Вишняк родилась в Пятигорске в семье художника Владимира Дмитриевича Вишняка. Закончила Детскую художественную школу в городе Минеральные воды. В 1973-1978 гг. обучалась в Московской средней художественной школе имени В.И.Сурикова при Академии Художеств. В 1978-1984 гг. обучалась в институте имени В.И.Сурикова в мастерской портрета выдающегося художника и педагога Ильи Сергеевича Глазунова. С 1982 по 1991 год преподавала в Художественном Лицее имени В.И.Сурикова. Персональные выставки успешно проходят с 1989 года в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Нью-Йорке, Люксембурге, Дели, Вашингтоне и других городах по всему миру. Работы М.В.Вишняк находятся в частных коллекциях и музеях многих стран мира. Некоторые работы были подарены в личные коллекции В.В.Путина и Патриарха Алексия II. Член Союза Художников России. Живет и работает в Москве. Фото: Михаил Терещенко Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 мая, 2020 5 апреля, 2020 11 октября, 2023 21 апреля, 2023 8 июня, 2022 26 октября, 2021 11 сентября, 2021 30 декабря, 2020 1 мая, 2020 1 мая, 2020 5 апреля, 2020 11 октября, 2023 21 апреля, 2023 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/videt-lyubov-vyistavka...

Кроме того, во многих храмах Русской Церкви священники при произнесении этих слов осеняют молящихся Чашей. Однако такую практику вряд ли можно признать правильной, да и трудно найти ей разумное объяснение, ведь претворение Даров происходит позднее, во время евхаристического канона. Замечание 7: «Малые покровцы по установившейся практике, несмотря на замечание Служебника о положении их “на единей стране святыя трапезы”, принято класть не вместе; покров с дискоса кладут налево, сложив его предварительно так, как он был до покрывания на проскомидии; а покров с Потира кладут справа, причем его не складывают, но подгибают одну только его сторону, т к после причастия, при перенесении сосудов на жертвенник, воздýх и дискосный покров в сложенном виде будут лежать на дискосе же, а Чашу со Св Дарами надо будет покрыть ее покровцом» 311 . Замечание 8: Диалог после Великого входа между священником и диаконом мы приводим согласно новой редакции Служебника 312 . Дело в том, что в середине XVII века в данный диалог священника и диакона вкралась неточность: слова «Дух Святый найдет на тя...», которые должны быть обращены к священнику (и были обращены к нему согласно древним рукописям и старопечатным книгам), стали обращаться к диакону. Эта ошибка попала в славянские Служебники из-за некритического подхода к поздним греческим изданиям и долгое время присутствовала в Служебнике 313 . Однако в соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 29 января 2002 года эта неточность была устранена, и теперь в новых изданиях Служебника диалог после Великого входа приводится в исправленном виде 314 . Замечание 9: «Было бы весьма полезным посвятить этот момент литургии назидательному чтению или пению. Если священник сам затрудняется сказать проповедь или нет иного проповедника, то все же живое слово может быть с успехом заменено каким-либо чтением. Следует вспомнить, что в нашем богослужении уставом предусматривается назидательное чтение из святых отцов или житий и патериков. По уставу, на всенощном бдении положено шесть-семь так наз “уставных чтений”, т е по особому расписанию подобранных отрывков из святоотеческих толкований на соответствующие книги Ветхого или Нового Завета или из житийной литературы: Лавсаик, Лествица, Пролог, Синаксарь и пр . Можно было бы во время причащения священнослужителей предлагать народу такие чтения из имеющихся в церковной библиотеке книг. Можно петь и богослужебные песнопения, назидающие верующих и соответственно подобранные ко дню или празднику: ирмосы канона, стихиры, догматики и т д » 315 . §4. Изменяемые части литургии, их особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010