Закрыть itemscope itemtype="" > «Настроить нас на покаяние» Николай Сергеевич Георгиевский о великопостном пении в храмах 16.03.2021 779 Время на чтение 12 минут Источник: Православие и современность Николай Сергеевич Георгиевский Николай Сергеевич Георгиевский († 2019) – выдающийся регент и композитор, верный служитель Церкви Божией и хранитель традиций предков, основатель и первый регент Патриаршего хора кафедрального собора храма Христа Спасителя. Мы представляем читателям одну из бесед с Николаем Сергеевичем, которую записали при его жизни «во дни печальные Великого поста». Это время – одно из самых значимых и любимых многими православными людьми, когда душа отрешается от всего земного и суетного, молитвами церковных чтений и песнопений пытается воспарить к Богу, осознать свои грехи и неправды. И это время, когда особенно раскрывается сокровищница нашей Церкви: ее Предания, ее уставные богослужения, пронизанные воистину небесными звуками вдохновеннейших песнопений, созданных гением наших церковных песнотворцев. И всякий раз хочется впитать, вобрать в себя все лучшее, что нам предлагает Святая Церковь в эти дни, осознать, осмыслить все происходящее в храме и в церковном уставе. А начать, конечно, следует, как с камертона, с Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского, сопровождающего нас в первые четыре дня первой седмицы Великого поста. Николаю Сергеевичу есть что припомнить – и не только из этого благодатного периода церковного года. Ведь его семья принадлежала близкому кругу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). И время, и персоналии той эпохи – теперь уже история. Но история учит. И нас она учит в первую очередь примерами из жизни. Или, лучше сказать, нас учат ее современники. Таким был приснопамятный Николай Сергеевич Георгиевский. Прежде и сейчас – Как-то мы беседовали с вами, Николай Сергеевич, о том, что представляет собой Великий пост и как вы проводили его в детстве. А как вы сегодня проводите Великий пост, что он для вас значит?

http://ruskline.ru/opp/2021/03/16/nastro...

Скачать epub pdf II. Ольга Сергеевна Голубцова 11/24.07.1867 – 20.05.1920 Наше описание жизни А.П. Голубцова будет неполным, если мы не посвятим несколько страниц незаурядной личности Ольги Сергеевны Смирновой, ставшей подругой жизни Александра Петровича и матерью его детей. Ольга Сергеевна Голубцова (1867 – 1920) была дочерью ректора Московской Духовной Академии протоиерея Сергия Смирнова , у которого было 8 детей. 60 Ольга Сергеевна получила хорошее воспитание и образование в одном из частных московских пансионов, о чем будет сказано далее. В традиционно церковной семье Голубцовых было 12 детей, из них двое умерло младенцами. Четверо затем посвятили себя служению Церкви – протоиереи Николай и Серафим, Наталия (монахиня Сергия) и Павел (архиепископ Сергий). Потеряв в 1911 году мужа и кормильца семьи, Ольга Сергеевна очень тяжело переживала свое раннее вдовство. Опору она нашла в духовнике Смоленской Зосимовой пустыни схииеромонахе Алексии (Соловьев ; ск. 2 октября 1928), который был родственником Смирновых 61 . По словам отца Алексия, О. С. Голубцова «была самой преданной его дочерью, отличавшейся смирением и кротостью». Все силы она отдавала воспитанию своих детей, посильней заботе об осиротевших племянниках со стороны мужа, а в Тамбовской губернии 62 еще и уходу за больными крестьянскими детьми. Образ Ольги Сергеевны ярко встает перед нами, когда знакомимся с «Воспоминаниями о маме» ее сына Павлика, написанными вскоре после ее смерти, и с трудом архиеп. Сергия Голубцова (того же «Павлика»), составленным на основе дневников и писем его матери 63 . Вместе с тем перед нами вырисовывается эпоха 60–70-х годов, отмеченная высокими нравственно-социальными устремлениями молодежи. Приведем некоторые выдержки. Воспоминание о маме Как сейчас передо мною стоит образ моей мамы. Она была среднего роста, худая, с лицом загорелым от солнца и покрытым морщинами. Несмотря на свои 53 года, она была совершенно седая. Преждевременная старость была вследствие того, что ей пришлось перенести на своем веку много забот и волнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В воскресенье, 9 ноября, исполнилось 75 лет со дня рождения Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Утреннее радио приносит радостное известие: Указ Президиума Верхозного Совета СССР о награждении Патриарха Алексия за выдающуюся патриотическую деятельность как в период Отечественной войны, так и после нее, – орденом Трудового Красного Знамени. Это уже второй орден Трудового Красного Знамени, полученный Святейшим Патриархом Алексием. Семидесятипятилетие Святейшего Патриарха Русская Православная Церковь ознаменовывает торжественными Богослужениями в храмах нашей необъятной Родины. В Москве, в этот знаменательный день, в Патриаршем Богоявленском соборе, Божественную литургию совершал высокий юбиляр – Святейший Патриарх Алексий, в сослужении Членов Священного Синода: Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины Иоанна, Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Можайского Макария, епископа Ивановского и Кинешемского Венедикта и епископа Кишиневского и Молдавского Нектария, а также протопресвитера Н. Колчицкого, наместника Свято-Троице-Сергеевой Лавры архимандрита Иоанна, ректора Московской Духовной Академии протоиерея К. Ружицкого, настоятеля Болгарского подворья в Москве архимандрита Максима, благочинных храмов города Москвы протоиереев П. Цветкова , А. Скворцова и А. Соллертовского и соборного духовенства. К 10 часам утра собор уже был переполнен молящимися. Под торжественный трезвон колоколов Святейший Патриарх Алексий прибыл в храм. Воодушевленным пением «От восток солнца до запад...» встречает Первосвятителя патриарший хор под управлением В. С. Комарова. Протоиерей П. Цветков кратко приветствует Патриарха Алексия от лица благочинных храмов г. Москвы с днем рождения и, в знак сыновней любви, подносит Святейшему юбиляру мантию, на скрижалях которой художественно изображены небесные покровители Патриарха,– святитель Алексий и преподобный Сергий. Одновременно протоиерей К. Ружицкий приветствует Его Святейшество от Московской Духовной Академии и Семинарии и преподносит Патриарху сосуд для умовения рук при Богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Выступление Святейшего Алексия II на торжественном вечере, посвященном 10-летию Международного Фонда единства православных народов 13 октября 2005 г. 13:54 Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — Председателя Попечительского Совета Международного Фонда единства православных народов на торжественном акте, посвященном 10-летию Международного Фонда единства православных народов. Москва, 12 октября 2005 года, зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя, 17.00 Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемый Георгий Сергеевич, уважаемые зарубежные гости и члены дипломатического корпуса, досточтимые представители российских органов государственной власти, уважаемый президент Фонда профессор Валерий Аркадьевич Алексеев, дорогие собравшиеся, возлюбленные братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, пришедших в этот величественный зал, чтобы в духе братства отметить собравшее здесь всех  нас событие — десятилетний юбилей созданного по нашему благословению Международного общественного Фонда единства православных народов. Этот юбилей значим не только для Русской Православной Церкви или для руководства и членов Фонда. Это важное событие для всей православной общественности, для которой деятельность Фонда стала вдохновляющим примером жертвенного служения ради мира и единения православных народов, во имя чего им свершаются значимые социальные и международные программы. Фонд стал первопроходцем и новатором в деле служения православной общественности, ибо до этого никогда не существовало ни в России, ни в других странах организаций подобного рода. И деятельность Фонда убедительно показала, что и в современном сложном и драматическом мире людям разных призваний: и политикам, и общественным деятелям, и предпринимателям можно деятельно следовать заветам Христа, творить добро и быть полезными ближним и дальним. За десять лет произошли большие общественно-политические перемены в жизни страны, нашей Церкви и всего мира. Мы стояли у истоков создания Фонда и хорошо помним, что его рождение происходило в трудные времена переходного периода для России и многих стран Восточной Европы. И несмотря на имевшиеся тогда большие проблемы, была поставлена перед Фондом смелая и благородная цель — объединить усилия нашей и международной православной общественности, чтобы совместно преодолевать сложности и нестроения в жизни народов России и всего восточно-христианского духовного ареала.

http://patriarchia.ru/db/text/52822.html

С.И. Четверухин От редакции Со дня выхода первого издания этой книги прошло более пятнадцати лет. С течением времени открывались все новые и новые сведения, факты, позволяющие расширить жизнеописание старца Алексия (Федора Алексеевича Соловьева; 1846–1928). С появлением в 1995 году первой книги, материал для которой предоставили Сергей Ильич и Ольга Сергеевна Четверухины, дала о себе знать живущая в Москве правнучка иеросхимонаха Алексия – Марина Георгиевна Осколкова, хранительница семейных реликвий, составившая архив, в котором собрано многое из того, что связано с именем ее знаменитого прадеда. Марина Георгиевна помогла исправить некоторые даты, уточнить кое-какие сведения, учтенные в последующих изданиях. Кроме того, она предоставила материал о сыне старца Алексия – своем деде Михаиле Федоровиче, его семье и взаимоотношениях старца и его родных, что, безусловно, обогатило повествование, привнесло новые штрихи и краски в жизнеописание, позволило более зримо представить атмосферу тех дней, ощутить драматизм революционной смуты и всего того, что с этим было связано. Второе издание было дополнено воспоминаниями о старце его родных, а также примерами, подтверждающими высоту его духовных дарований. К тому времени, в августе 2000 года, на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Алексий, Зосимовский затворник, был причислен к лику святых, что также нашло отражение в расширенном, более полном, повествовании о нем. А в марте 2002 года Святейший Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века одного из авторов этой книги протоиерея Илию Четверухина с установлением дня его памяти 18 декабря. Настоящее, третье, издание – это плод совместных усилий Ольги Сергеевны Четверухиной и Марины Георгиевны Осколковой, продолживших поиск новых документов, свидетельств, расширяющих и уточняющих жизнеописание старца и близких ему людей, среди которых есть и те, кто теперь прославлен в лике святых. Составитель книги Сергей Ильич Четверухин умер в 1999 году в возрасте 89 лет, оставив по себе добрую память у родных, надеемся, и у читателей. Предисловие составителя

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Глава 13. Старец иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1897) Старец иеросхимонах Анатолий родился 24 марта 1824 г. в селе Боболи, Калужской губ. Он был сыном дьякона о. Моисея Копьева и его супруги Анны Сергеевны. Родители его были на редкость богобоязненными и желали видеть детей своих в иноческом звании. Они воспитывали своего единственнаго сына Алексея в известной строгости. С 5-летнего возраста отец обучал Алексея грамотности и хотел, чтобы его сын мог читать на клиросе. Но у мальчика был слишком слабый голос. В свое время Алексей был отдан в Боровское духовное училище, а когда окончил курс учения, был переведен в семинарию в Калугу. 14-ти лет он заболел горячкою и пропустил год учения. Здоровьем он не отличался. Стремление к монашеству в нем было развито рано и он чуть не ушел в Рославльские леса к пустынникам. Страшная гроза, которая захватила его в дороге, дала ему понять, что Господь препятствует его намерению. Окончив семинарию, Алексей Моисеевич Зерцалов, как его переименовали в семинарии, поступил на службу в казенную палату. Но вскоре чудо выздоровления от чахотки привело его навсегда в стены Оптиной Пустыни. Он пришел туда с матерью. «Благословенна ты, добрая женщина, на какой хороший путь отпустила сына», – сказал ей там старец Макарий. Он стал обучать молодого послушника Иисусовой молитве и с любовью им руководить. Когда старец бывал занят, он благословил Алексия обращаться к о. Амвросию, объяснив свой выбор: «Он пошустрее». Кроме этого бр. Алексий обращался за духовным руководством и к о. Антонию Путилову с ведома и одобрения о. Макария. Он называл в шутку будущаго о. Анатолия «высочайшим» из-за его высокого роста, но также имея ввиду его духовное устроение. Несмотря на доброе расположение к нему его руководителей, жизнь бр. Алексия в монастыре была полна скорбей и трудностей. О. Макарий вел его тропой иноческого подвига. Сначала он работал на кухне, где приходилось ему мало спать, да еще спать на дровах. Затем его переводили из кельи в келью, не успеет он привести свое помещение в порядок, как его снова переводят.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Патриарх Алексий I (Симанский)      Книга посвящена Алексию I (Симанскому; 1877–1970), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Он прожил долгую и трудную жизнь. Был предстоятелем нашей Церкви в течение 25 лет (1945–1970). На его долю выпало возрождать Русскую Православную Церковь в послевоенные годы. Мудрая позиция Патриарха Алексия I, его исключительно высокий в глазах всего общества авторитет сыграли важнейшую роль в деле сохранения и последующего возрождения церковной жизни в России. Святейший Патриарх Алексий говорил: «Русский народ не верит громким словам иного пастыря-проповедника, словам, в которых не слышно голоса Священного Писания и святых отцов, но в которых обильно рассыпаны земные слова земных художников слова. Речи таких проповедников не проникают в сердце русского православного человека. Он ищет у пастыря разъяснения слова Божия, ждет, чтобы в проповеди своей указал ему путь, по которому ему надлежит идти; и тогда такому пастырю открывается его сердце». Таким пастырем был и сам Святейший Патриарх Алексий I. Его архиерейское служение проходило в чрезвычайно сложное время. Россию потрясали трагические события: Первая мировая война, падение самодержавия, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви двадцатых годов, гонения на Церковь, Великая Отечественная война. Первоиерарх Русской Церкви, всегда разделявший с народом все его испытания, нес бремя великих забот и полагал свою душу за паству, вверенную ему Господом. Святейший Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве. Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству. На внутреннюю атмосферу дома Симанских оказывало большое влияние то, что бабушкой будущего патриарха по материнской линии была игумения Леонида (Озерова), духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря. В гостях у деда Сергея Симанского, Андрея Владимировича, бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1900 году Сергей Симанский поступил в Московскую духовную академию, в 1902 году епископ Арсений (Стадницкий) совершил над Сергеем постриг и нарек его Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского, в 1903 году епископ Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/100504.html

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при посещении детского приюта «Отрада» в Свято-Николаевском Черноостровском женском монастыре 12 серпня 2005 р. 17:29 Очередной визит в Калужскую епархию Святейший Патриарх Алексий начал с посещения малоярославецкого Черноостровского монастыря. Находясь в созданном при этой обители детском приюте «Отрада»,  Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый Георгий Сергеевич, многоуважаемый Анатолий Дмитриевич, досточтимая матушка игуменья, уважаемые представители региональной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Совершая архипастырские визиты в различные регионы, находящиеся на канонической территории Русской Православной Церкви, я стремлюсь посетить наиболее значимые для данной области центры духовной жизни и привлечь внимание общественности к наиболее актуальным вопросам современности. Нынешний визит в Калужскую область не стал исключением из этого доброго правила, и поэтому сегодня мы находимся в стенах древнего Свято-Николаевского Черноостровского монастыря. Деятельность игуменьи и сестер обители отмечена активными трудами в социальной сфере, плодом этих усилий стало создание детского приюта для девочек из семей с наркологической или алкогольной зависимостью. Более десяти лет назад, в 1994 году я с радостью благословил эту замечательную инициативу и сегодня можно видеть, что начатое тогда дело приносит добрый плод. Однако всякому здравомыслящему человеку очевидно, что вопрос помощи беспризорным детям, а также детям, оставшимся без должного родительского попечения, несмотря на все усилия сестер обители, не может быть решен силами одного монастыря. Сегодня проблема социального сиротства приобрела поистине государственные масштабы и потому в решении ее должны участвовать не только отдельные церковные структуры, но все российское общество. Исключительная роль здесь принадлежит органам государственной и местной власти, без активного их участия осуществление масштабных инициатив подобного рода представляется в высшей степени затруднительным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201723...

Актеры русского духовного театра «Глас» удостоены церковных наград Москва, 28 июня 2007 г. 26 июня в Русском духовном театре " Глас " состоялось уникальное событие - церемония награждения орденами Русской Православной Церкви ведущих актёров театра - заслуженного артиста Чувашии Николая Калёнова и заслуженного артиста РФ Евгения Галаева – орденом преподобного Сергия Радонежского, III степени. Эту награду обычно вручают священнослужителям Русской Православной Церкви, меценатам и мирянам, внесшим особый вклад в развитие Православия в России. По словам Никиты Сергеевича Астахова, художественного руководителя театра, «мы стали свидетелями огромного события для театрального мира, для нашей страны. Театр сегодня становится другим, он уходит от атеистического мировосприятия. Церковь заметила стремление православного художника создать православный театр и засвидетельствовала его». сообщает Седмица.Ru . В этом году артисты отпраздновали свои юбилеи: Е.Галаев – 60-летие, Н.Каленов – 70-летие. Русская Православная Церковь не оставила без внимания деятельность актеров на ниве православного просвещения и отметила их наградами. Ордена от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вручил архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и друг театра, внесший особый вклад в его становление. Пьеса «Китеж» архимандрита Иоанна много лет идет на сцене театра «Глас» и пользуется любовью зрителей. Татьяна Георгиевна Белевич, директор Русского духовного театра «Глас», отметила: «Это пятая церковная награда в творческом коллективе. Значит, и мы, актёры, можем трудиться во славу Божию». После церемонии вручения один из виновников торжества, Николай Матвеевич Калёнов поделился: «Признаюсь, я не ожидал такого внимания. У меня есть много наград светских. Но эта - особенная, я бы сказал, самая высокая награда, которую я когда-либо получал». Артисты театра неоднократно получали награды Русской Православной Церкви: главному режиссеру театра Никите Астахову вручен Орден Святителя Макария, III степени. Директор театра Татьяна Белевич удостоена Ордена Равноапостольной Княгини Ольги. Заслуженному артисту России Павлу Шальнову Русской Православной Церковью преподнесен Орден Преподобного Сергия Радонежского. Весной 2007 года руководители театра Т. Белевич и Н. Астахов были удостоены золотых орденов семьи Романовых.

http://pravoslavie.ru/22899.html

архиеп. Григорий (Афонский) Содержание Предисловие Глава 1. Введение в каноническое право Задача науки церковного права Сущность церковного права Связь церковного права с другими науками Методы изучения церковного права Власть Вселенской Церкви Канонический кодекс Вселенской Церкви Канонические сборники Толкователи канонов Канонический строй Православной Церкви Глава 2. О сущности церковных канонов Глава 3. Каноническое положение патриарха Константинопольского в Православной Церкви Приложение 1 Правило 3 II Вселенского собора: Правило 9 IV Вселенского собора: Правило 17 IV Вселенского собора: Правило 28 IV Вселенского собора: Правило 36 VI (Трулльского) Вселенского собора: Библиография   Этот скромный труд посвящен верным чадам Православной Церкви: новомученику духовнику Киевского духовенства протоиерею о. Михаилу Едлинскому и Ректору новозрожденной Киевской Духовной Семинарии протоиерею о. Сергию Афонскому. Архиепископ Григорий (в миру Георгий Сергеевич Афонский) родился 17 апреля 1925 года в г. Киеве. Два его прадеда, со стороны отца и матери, оба деда и отец были священниками. К началу войны 1941–1945 гг. он окончил 7 классов киевской средней школы. Однако, далее судьбе было угодно, чтобы после насильственного вывоза в Германию и рабского труда на заводе в 1942–1945 гг. будущий архиепископ оказался в Америке. Там вначале работал на фабрике, а затем, когда служил псаломщиком и регентом церковного хора, параллельно окончил духовную Семинарию и Академию, после чего был хиротонисан в сан пресвитера и принял монашество. В мае 1973 года в г. Ситка (бывший Новоархангельск на Аляске) состоялось рукоположение архимандрита Григория во епископа Ситки и всея Аляски. Рукоположение совершил Блаженнейший Иреней в сослужении с архиепископом Киприаном и епископом Феодосием, нынешним предстоятелем Православной Церкви Аляски и Канады. 23 года отдал Владыка Григорий служению на Аляске. Свое столь долговременное служение в этой епархии с ее протяженностью в несколько тысяч километров и чрезвычайно трудными климатическими условиями сам Владыка объясняет так: « Я благодарю Бога за то, что Он дал мне на Аляске таких чудесных людей, дал такое большое поле для выращивания виноградника Господня и особенно за то, что Он дал мне детей, молодых, добрых и искренних прихожан. Это для меня дар Божий... Другой судьбы мне не надо». Кроме своей архипастырской деятельности Владыко Григорий известен также как преподаватель и ученый-историк: его главные научные труды посвящены истории православия в Америке и, в частности, на Аляске. В 1996 г. по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, архиепископ Григорий посетил Москву и Киев, где литургисал в храмах и монастырях обеих столиц. Покидая родной город после более чем 50-летней разлуки, Владыка Григорий благодарил верующих за возможность общей молитвы и пожелал народу Украины мира, спокойствия и благополучия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vveden...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010