Во время запричастного стиха обновленческий архиепископ Алексий подошел к епископу Иоасафу, назвал себя архиепископом Казанским и спросил будет ли он с ним служить. Владыка категорически отказался, справедливо указав, что подобное поставление нового архиерея на место здравствующего митрополита Кирилла противоречит церковным канонам, посему он, будучи православным архиереем и викарием Казанской епархии, стоящим на позиции подчинения патриарху Тихону и митрополиту Кириллу, подобное решение ВЦУ рассматривает как неканоническое и самочинное. Твердая позиция епископа Иоасафа произвела на архиепископа Алексия сильное впечатление, менее всего ожидавшего от него подобной «измены». Между тем протоиерей Η. М. Виноградов и другие священники Казанского монастыря стали подходить к архиепископу Алексию под благословение. По окончании литургии владыка Иоасаф совершал посередине храма чин омовения ног. Поистине трагическими, преисполненными глубокого духовного смысла были те минуты, когда священники пели стих об Иуде-предателе, а сами готовы были уже предать своего архиерея. Когда епископ Иоасаф по примеру Христа, умывшего за Тайной Вечерей ноги учеников, омывал ноги этим пастырям, те, не постигнув евангельского значения происходящего, совещались о подчинении обновленческому иерарху. Уже вечером архиепископ Алексий читал в монастыре двенадцать Евангелий, а владыка Иоасаф служил всенощную во Владимирском соборе Казани, куда его пригласил протоиерей Петр Грачев, оставшийся верным Православию. Однако большинство приходских священников, опасаясь репрессий со стороны гражданских властей, открыто поддерживавших обновленцев, признали архиепископа Алексия. Православные епископы Иоасаф и Афанасий после Пасхи служили тайно, с поминовением Святейшего Патриарха и митрополита Кирилла. Это был первый опыт ухода в нелегальное церковное служение в Казанской епархии. Казанское епархиальное управление, ставшее после ухода из него епископов Иоасафа и Афанасия исключительно обновленческим, приступило к откровенной травле инакомысленных с ним клириков, сплотившихся вокруг своего идейного и духовного вождя – Преосвященного Иоасафа. Из обновленческого епархиального управления направлялись в ГПУ доносы, где неизменно фигурировало имя «староцерковника, контрреволюционера и ярого тихоновца Иоасафа», который своей «протихоновской и прокирилловской» позицией выступал будто бы не только против обновленчества, но и против советской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священника Иоанна Румянцева (1889–?) священника Иоанна Коржавина (1866–1938) священника Иоанна Рождественского (1872–1922) священника Иоанна Розанова (1873–1938) священника Иоанна Успенского (1870–1938) священника Константина Разумова (1869–?) священника Леонида Виноградова (1897–1941) священника Петра Зяблицкого (1873–1938) священника Стефана Преображенского (1860–1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882–1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879–1939) диакона Бориса Семенова (1900–?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева (†1928) Михаила Арефьева (1865–1937) Николая Малкова (†1922) Николая Смирнова (1886–?) Ольги Масленниковой (1874–1941) Петра Языкова (1881–1922) Авксентия Калашникова (†1922) Александра Медема (1870–1931) Алексия Ворошина (†1937) Алексия Горбачева (1892–1937) Анастасии (†1922) Анны Остроглазовой(1900–?) Анны Серовой Аполлона Бабичева (1874–1937) Сергия Мефодиева (†1922) Феоктисты Ченцовой (1880–1942) от Казанской епархии: митрополита Казанского Кирилла (Смирнова; 1863–1937) священника Димитрия Шишокина (1880–1918) священника Филарета Великанова (1873–1918) от Красноярской епархии: епископа Енисейского Амфилохия (Скворцова; 1885–1937) протоиерея Николая Казанского (1874–1942) священника Александра Поливанова (†1919) священника Амоса Иванова (†1919) священника Владимира Фокина (†1919) священника Димитрия Неровецкого (†1919) священника Иоанна Пригоровского (1878–1918) священника Михаила Вологодского (†1920) священника Михаила Каргополова (†1919) священника Николая Силина (†1919) священника Порфирия Фелонина (†1919) священника Стефана Семенченко (†1919) священника Трофима Кузнецова (†1919) от Крымской епархии: епископа Уманского Макария (Кармазина; 1875–1937) протоиерея Андрея Косовского (1878–1920) протоиерея Виктора Киранова (1881–1942) протоиерея Димитрия Игнатенко (1872–1935) протоиерея Михаила Богословского (1883–1940) священника Александра Ильенкова (1896–1942) священника Матфея Александрова (1872–1921) Стефана Наливайко (1898–1945) Димитрия Спиридонова (1877–1938)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Цесаревич Алексий: Я хочу, чтобы все были счастливы! 05.11.2021 17:17:18 Ирина Ахундова 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, исполнилось 300 лет Российской Империи. Имевшему все задатки для того, чтобы воплотить идеал русского императора Цесаревичу Алексию Романову не суждено было стать новым русским монархом. Он стал новым русским святым. Накануне дня его именин, который празднуется 18 октября, прихожане строящегося в Петергофе храма, освященного во имя святого страстотерпца Цесаревича Алексия, почтили память светлого отрока, который говорил: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы». В акафисте святого мученика Благоверного Цесаревичу Алексия мы поем: Радуйся, сыне великомучеников.//Радуйся, внуче царя-миротворца.//Радуйся, правнуче царя-освободителя.//Радуйся, наследнице крамолы победителя.//Радуйся, благословение старца Феодора.//Радуйся, страстотерпца Павла императора преемиче.//Радуйся, твердостию воли праотцу Петру великому подобящийся.//Радуйся, тишайшему царю тезоименитый.//Радуйся, материю основателя Дома твоего предреченный.//Радуйся, новый царевич угличский.//Радуйся, Андрея Боголюбивого сродниче./Радуйся, Бориса и Глеба последователю.//Радуйся, царевиче Алексие, защитниче теплый целомудрия. Организатор ежегодного Свято-Алексеевского крестного хода Владимир Знахур ( http://tv.radonezh.ru/radio/2020/08/27/20-32 ), Светлана Геворская и Наталья Виноградова разработали программу по краеведению с элементами интерактива «Петергоф – летняя императорская столица. Царевич Алексей Романов», рассчитанную на школьников младших и средних классов. О новом храме, посвященном наследнику Российского престола, рассказывал слушателям радио «Радонеж» настоятель храма иерей Павел Яковлев ( http://tv.radonezh.ru/radio/2020/12/15/20-12 ). В храмовый комплекс входит и небольшая деревянная церковь во имя святой преподобной Анастасии Киевской, где рядом с ее иконой находятся иконы Божией Матери «Взбранной Воеводе», святых Царственных великомучеников и Всех святых земли Знаменской. В этом уютном храме тепло не только от печки, которую топят дровами, но и от доброты прихожан. Здесь состоялся наш разговор о светлом отроке с Натальей Виноградовой.

http://radonezh.ru/2021/11/05/cesarevich...

И стоят теперь эти два памятника, друг пред другом, как два символа двуединой эпохи, пронесшейся над русскою церковью и вместе двух жизненных идеалов. И когда смотришь на эти два памятника вместе, невольно сравниваешь и два запечатленных на них жизненных облика. Вот суровая, молчаливая Гефсимания. Там Филарет... Это святыня правды Божией, озаряющая землю с далеких неприступных высот неба... Вот жизнеобильная Вифания. Здесь Платон... Это святыня правды Божией, снисшедшая на землю, облекшаяся в немощь человеческой плоти озаряющая мир из-под густого покрова земных человеческих чувств и желаний. – Неприступные высоты неба вызывают в душе благоговейный трепет, и в этом трепете невольно склоняешься пред Гефсиманией и суровым обликом Филата. Но святыня Божия в одежде немощей человеческой плоти ближе, дороже человеческому сердцу, как ближе, дороже ему явление любви Божией в немощи плоти во Христе, нежели явление той же Божественной любви с грозно-неприступных высот Синая... И сердце влечется к Вифании, сердце молится Платону. 1 Речь, произнесенная (в сокращении) на торжественном акте Вифанской духовной семинарии 11 ноября 1912 г. в память столетней годовщины со Дня кончины митрополита Платона. 2 См. речь прот. А. А. Беляева : «Митрополит Платон, как строитель национальной духовной школы». Богосл. Вестник, 1912 г., декабрь. Относящиеся сюда статьи его же в «Душ. Чт.» разных годов перечислены в нашей статье: Об изучении жизни и трудов и чествовании памяти Платона, митрополита Московского. Богосл. Вестник 1912 г., май. 3 В автобиографии м. Платон пишет: в сем 1805 году случилось для митрополита удовольственное, что утварь чудотворца Алексия: саккос, подризник, епитрахиль и крест, коим до нынешнего года прошло 441 года, которая утварь вся скрыта была в Патриаршей ризнице, по просьбе Платона, и по соизволению Государя Императора, отдана в Чудов монастырь, где мощи Чудотворцовы опочивают и митрополит возъимел желание, посох поставив при гробе Чудотворца, а и прочую его утварь выставить для народного зрения и удовольствия, в особом открытом шкафе, возле самого гроба (См. Снегирева „Жизнь московского митрополита Платона. Изд. 4-е. М. 1891, стр. 252. Существует отдельное издание Автобиографии С. К. Смирнова). «Обрадован я, пишет Платон в письме викарию Августину от 12 февраля 1805 г., что облачение святителя Алексия дозволено в Чудов выдать, как пишут из Питера. Но вместо того просят подворья на Фонтанке для архиереев... (Письма Платона м. Московского к преосвященным Амвросию и Августину. С примечаниями С. Смирнова . М. 1870 г., стр. 102).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Ирина 5 декабря 2013, 01:20 Вечная память и Царство Небесное Великому Пастырю, Проповеднику, Аскету, Христианину! Владыка из руин восстановил Новоспасский монастырь, собрал вокруг себя удивительнейших священников, монахов и мирян. Три года назад ушел из жизни мой духовник, благочинный Новоспасского монастыря, Глинский монах, схиархимандрит Гурий. И теперь еще одна невосполнимая потеря. Я благодарна Богу, что имела честь видеть и слышать таких Учителей! На одной из проповедей Владыка сказал хрестоматийное: " Христианин, ты пришел в мир не для счастья " . Такая вот простая формула борьбы с грехом. Жизнь Владыки Алексия - это служение Богу и ближнему. Таким Великий Пастырь и останется в наших сердцах. Дмитрий Тихонов 5 декабря 2013, 00:59 Жаль,что часто о таких людях узнаешь после кончины.Но не всегда.Схиархимандрита Виталия я знал лично и верю,что все,имевшие с ним духовную связь,не будут лишены блаженства вечного.Царствие небесное Н.Р.Б. арх.Алексию. Татьяна 5 декабря 2013, 00:19 Царство небесное Владыке! Вспоминается, как он, еще в первые годы настоятельства в Новоспасском монастыре, пел на Великом Каноне Андрея Критского " Душе моя, восстани... " Александра 4 декабря 2013, 23:53 Царство Небесное, вечный покой! священник Богдан 4 декабря 2013, 23:47 Царствие Небесное дорогому Владыке Алексию! Анна Виноградова 4 декабря 2013, 23:13 Вечная память и Царствие Небесное дорогому владыке Алексию! Ксения 4 декабря 2013, 22:19 Царство Небесное, вечный покой владыке Алексию!!! Сергей Никулин 4 декабря 2013, 22:01 Упокой, Господи, душу новопреставленного Высокопреосвященного Владыки Алексия (Фролова). Сердечно скорблю. Моя духовная жизнь началась с Московского Новоспасского ставропигиального монастыря, в 2005 году, когда Владыка Алексий был наместником этого замечательного монастыря. При нем монастырь развивался, обретал свои современные формы организации монастырской жизни.Действительно, замечательный Пастырь. Искренно переживали тот момент, когда Владыку перевели на управление Костромской епархией, как будто разорвали связь. Искренно переживали о состоянии его здоровья. протоиерей Павел 4 декабря 2013, 21:47 Царство Небесное! Да упокоит Всемилостивый Господь его душу в Вечных Обителях! Неожиданное конечно известие. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66429.html

Уже из этого перечня трудов о. Алексия мы видим, сколь сложны и разнообразны были его занятия. Однако, пользуясь теми, к сожалению, не очень подробными фактами, которые нам известны, расскажем по порядку о том, где родился, как жил и чем он занимался на свете Божием. Его звали в миру Александром Николаевичем Виноградовым, он родился 5 февраля (ст. стиля) 1845 года в селе Чамерове Весьегонского уезда Тверской губернии, в семье священника Николая Сергеевича Виноградова, известного миссионера, проповедовавшего против старообрядчества. В 1859–1867 годах Александр учился в Петербургской духовной семинарии. Помимо духовных предметов он еще серьезно занимался рисованием, увлекаясь изображением древних русских церквей. Эти его рисунки увидел Федор Григорьевич Солнцев, академик живописи, церковный археолог, автор богато иллюстрированных книг о русских достопамятностях. В результате Александр поступил, не покидая семинарии, в школу рисования Общества поощрения русских художников, а потом и в Академию художеств. По окончании семинарии он год прослужил в ней на какой-то должности и затем отправился в Ярославскую духовную семинарию, куда назначен был учителем иконописания и церковной археологии. Он увлекся церковной стариной, а вместе с тем бытом русского народа, фольклором – впоследствии он передал Т. И. Филиппову рукописный сборник записанных им русских песен. В Ростове Великом, Борисоглебске, Угличе, Весьегонске и многих других древних городах Александр Николаевич находит и зарисовывает старинные деревянные храмы, составляет их подробное описание. Будучи преподавателем, он одновременно учился в Ярославском Демидовском лицее на юридическом факультете, который и окончил блестяще в 1874 году. Уже как юрист он был отозван в Петербург, где его прикомандировали к окружному военному суду. Эта работа оставляла для него много свободного времени, которое он употреблял на поездки для церковно-археологических изучений в русских городах. 5 ноября 1876 года он был избран членом Императорского Археографического общества. 20 мая 1877 года – членом Императорского Географического общества. В постоянных поездках Александр Николаевич сделал около тысячи рисунков с двухсот церквей и часовен – этот богатейший материал лег в основу великолепного справочника с иллюстрациями, изданного Археографическим обществом («Краткие сведения о деревянных старинных храмах…», 1877).

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

В Мэрии Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Юрием Лужковым 5 февраля 2009 г. 19:06 5 февраля в Белом зале Мэрии Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым . Во встрече приняли участие представители Русской Православной Церкви: архиепископ Истринский Арсений , и.о. председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк , заведующий канцелярией Московской Патриархии протоиерей Владимир Диваков , руководитель Службы Патриаршего протокола протодиакон Владимир Назаркин. Со стороны Правительства Москвы во встрече участвовали заместители мэра Владимир Ресин, Людмила Швецова, Юрий Росляк, Валерий Виноградов, Петр Бирюков. В своем выступлении Предстоятель Русской Православной Церкви сказал много теплых слов о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Правительства Москвы: «Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, уважаемый Юрий Михайлович, за неоценимую помощь Русской Православной Церкви, которую Мэрия Москвы оказывала в последнее время», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель выразил благодарность Ю.М. Лужкову за помощь, которую Правительство Москвы оказало при организации погребения Святейшего Патриарха Алексия и проведении Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви: «Благодарю Вас за дружескую помощь и моральную поддержку. Она имела огромное значение для всех нас в это трудное время. Большой поклон Вам и все тем, кто трудится вместе с Вами». Также Святейший Патриарх отметил, что он, являясь правящим Епископом города Москвы, имеет попечение о духовной жизни города и будет продолжать деятельность Святейшего Патриарха Алексия по духовному окормлению жителей города. «Мы видим сегодня нашей задачей духовное возрождение общества и дай Бог процветания нашему Отечеству и городу Москве, — сказал Святейший Патриарх. — Я долгие годы знаю Вас, Юрий Михайлович, мы находились с Вами в добрых и — я не побоюсь этого слова — в близких отношениях в самые трудные годы становления Российского государства».

http://patriarchia.ru/db/text/551581.htm...

Особенно ярко это чувствуется в первопрестольной Москве, где каждый из них святительствовал столько, сколько ни один из московских архипастырей нового времени: Платон 37 лет (с 31 января 1775 г.), Филарет 46 лет (с 3-го июля 1821 г. по 19 ноября 1867 г.), оба вместе – 83 года. Войдете ли вы в Чудов монастырь в Кремле, чтобы преклониться пред ракой святителя Алексия, вы увидите там среди убранства церковного много такого, что носит явную печать дела рук после платоно-филаретовской эпохи, но у той же раки святителя Алексия вы увидите саккос и другие святительские одежды митр. Алексия; попробуйте поинтересоваться: откуда они здесь, и вы узнаете, что их отыскала и положила сюда со многими заботами и препятствиями заботливая рука митр. Платона; 3 поинтересуйтесь дальше, чьей рукой воссоздан монастырь в своей основе, и вы услышите – рукою все того же архипастыря. Подойдете ли вы к покоям митрополитов московских на Троицком ли подворье, в Чудове ли монастыре, в загородном ли Черкизове, вы заметите признаки капитальных перестроек нового, нашего времени, но все это – перестройки на основании, закрепленном трудами митр. Платона. 4 Не говорю уже о Троицкой Лавре: здесь, 5 можно сказать, трудно указать, что бы не было Платоново пли Филаретово. 6 И совершенно точно так же попробуйте разобрать по составным элементам нашу наличную богословскую науку, наличный строй духовной школы, наличный церковный строй, и вы откроете, что то идет от Платона, а то от Филарета. Наследие Платона и Филарета здесь усложнено новыми элементами, то положительными, то отрицательными, конструировано по новому, но и в этой новой, более сложной конструкции, дело Платона – Филарета лежит всюду краеугольным камнем. Первоклассные умы, первоклассные исторические деятели с выдающимся историческим значением в истории русской церкви нового времени – таковы эти два иерарха Платон и Филарет – учитель и ученик – по величию дел жизни своей. 7 Здесь, можно сказать, они неразделимы. Это два одинаковых солнца, или лучше даже, одно и то же великое солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Постановили: 1. Возблагодарить Господа, Подателя всяческих благ, за Всещедрую Его милость, явленную Русской Православной Церкви через принесение в Россию частицы Честного и Животворящего Креста, а также честной руки святой равноапостольной Марии Магдалины и части мощей святого мученика Кирика Тарсийского. 2. Благодарить наместника монастыря Симонопетра архимандрита Елисея и священноначалие горы Афон за благое соизволение, позволившее совершить принесение святынь в пределы Русской Православной Церкви. 3. Благодарить Полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко и всех организаторов принесения святынь в Россию за понесенные труды. ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Слушали : сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о визите Его Святейшества во Владимирскую епархию Русской Православной Церкви. Справка В 2006 году исполнилось 910 лет со времени первого исторического упоминания Спасо-Преображенского монастыря в городе Муроме. К этому знаменательному юбилею был приурочен визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в обитель. 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии, Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Муром. К месту встречи Святейшего Патриарха были принесены Муромская икона Божией Матери и образ святого Илии Пророка. Его Святейшество встречали архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл (Епифанов), губернатор Владимирской области Н.В.Виноградов, глава администрации округа Муром В.А.Качеван. Затем Святейший Патриарх Алексий посетил Свято-Троицкий женский монастырь и приложился к мощам святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, а также имел беседу с настоятельницей монастыря игуменией Тавифой (Горлановой) и сестрами обители. После этого Святейший Патриарх Алексий прибыл в Муромский Спасо-Преображенский монастырь, у Святых врат которого его встречали братия обители, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В.Степашин, председатель Попечительского совета по воссозданию Спасо-Преображенского монастыря, члены Попечительского совета, гости торжеств и многочисленные паломники.

http://mospat.ru/archive/86323-zhurnaly-...

Под председательством Святейшего Патриарха Алексия состоялось заседание Попечительского совета по возвращению колоколов Свято-Данилова монастыря 20 марта 2007 г. 18:24 20 марта в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил торжественное заседание Попечительского совета по возвращению Даниловских колоколов. Перед началом заседания Святейший Патриарх приватно встретился с делегацией Гарвардского университета. В заседании приняли участие: в качестве сопредседателя полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Г.С. Полтавченко , а также: заместитель руководителя Федеральной таможенной службы В.М. Малинин, посол Российской Федерации по особым поручениям М.В. Майоров, советник министра культуры и Массовых коммуникаций РФ В.И. Карасев, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , заместитель мэра города Москвы в Правительстве Москвы В.Ю. Виноградов, заместитель начальника Департамента по взаимодействию с политическими партиями, общественными и иными организациями аппарата полномочного представителя Президента РФ В ЦФО М.Н. Белогубова, председатель попечительского совета культурно-исторического фонда «Связь времен» В.Ф. Вексельберг, академик Российской академии наук А.О. Чубарьян, наместник Московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» В.С. Воронченко, председатель Комитета по связям с религиозными организациями при Правительстве Москвы Н.В. Меркулов, ассоциированный ректор Гарвардского университета по вопросам искусства и культуры и директор культурных программ Шон Баффингтон, директор Проектного управления Гарвардского университета Питер Райли. Святейший Патриарх Алексий, открывая заседание, обратился с приветственным словом к участникам мероприятия. Затем на заседании выступили Г.С. Полтавченко, В.М. Малинин, В.Ф. Вексельберг и Шон Баффингтон.

http://patriarchia.ru/db/text/216209.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010