Четвертая группа работ Алексия, относящаяся к уранографии, представлена двумя трудами. Первый – посвященный Императорской Академии наук «Сравнительно-историческая уранография народов Востока. По Шлегелю, Дюпюи, Шампо-лиону, Шильбруку, с описанием буддийско-китайских сюжетов. Обозреваются небесные сферы: Китайская, Арабо-Персидская, Аль-Суфи, Египетская». Второй – «Главнейшие иконографические и пластические типы в религии народов Востока, в связи с астрономическими и мифологическими понятиями о Божестве, их значение в христианском искусстве» (1910) 178 . Это последнее востоковедческое сочинение Алексия тесно связано с его иконографическими статьями русистского периода. В Оптиной пустыни Алексий занимался не только китаистикой. Не прекратились его занятия церковной архитектурой, на этот раз византийской. В 1907 г. Алексий перевел с французского посвященную данному вопросу работу и скопировал приложенные к ней чертежи 179 . Он продолжал интересоваться археологией и собрал интересный материал у «Бойни» – места, где в 1238 г. козельчане сражались с войсками Бату-хана. Отсюда его мысль о создании в Козельске монумента, проект которого Алексий подготовил 180 . В то же время у него появилась идея о новом исследовании «О монголо-тюркских государствах Восточной Европы» 181 . В то же время Алексий выдвигал предложения просветительского характера: об учреждении в Академии художеств восточного уголка, аналогичного венскому, о посылке русских художников в Китай, о создании под покровительством Академии художеств художественных школ в России 182 . В оптинский период Алексий много рисовал, украшая своими картинами трапезную и монастырскую церковь и к 300-летию дома Романовых оформил две галереи – восточных памятников копий), князей и царей российских, а также духовных лиц (30 копий). 151 Виноградов А. Н. Краткие сведения о деревянных старинных храмах я некоторых при них достопримечательностях, также курганах и насыпях по Весьегонскому уезду Тверской губернии. – «Известия ИРАО», т. IX, вып. 1. С. 71–93.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия. В настоящее время на территории Закарпатской области расположены Мукачевская и Ужгородская епархия и Хустская и Виноградовская епархия. Населённые пункты [ править править код ] Ужгород Святые [ править править код ] 8 июля 2001 г. постановлением Священного Синода УПЦ причислен к местночтимым святым прп. Алексий, исповедник Карпаторусский. Празднование его памяти 2 декабря. Чин прославления прп. Алексия совершен в обители 21 октября 2001 г. Синодальным решением от 21 декабря 2001 г. установлен и 2-й день памяти прп. Алексия – 21 октября. 8 мая 2008 г. Свящ. Синод УПЦ принял постановление о канонизации архимандрита Иова (Кудря). Торжество прославления прп. Иова Угольского в лике святых состоялось 18 сентября 2008 г. в с. Малая Уголька. Кроме дня памяти подвижника (28 июля), установлено празднование в память обретения его мощей (22 октября), которые почивают в новом храме св. вмч. Димитрия Солунского, недавно выстроенном на месте прежнего. Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Свято-Успенский женский монастырь (с. Угля) [ править править код ] Свято-Успенский женский монастырь (с. Угля) В 1921 г. иеромонах Евфимий (Прокоп) возбудил ходатайство о возрождении Угольского монастыря. В том же году углянский житель Богдан Фиринец поставил на месте древней обители часовню. Получив разрешение отстроить монастырь, о. Евфимий, по неизвестной причине, не осуществил своего намерения. Об этом деле вспомнили в 1931 г. при разборе епархиальных бумаг и обратились к прп. Алексию Карпаторусскому (Кабалюку, †1947) с вопросом, кому бы можно было поручить возрождение монастыря. Подвижник указал на иеромонаха Викентия (Ороса). В 1934 г. о. Викентий купил в селе Кричеве два дома, которые разобрал и перевез на место древней Угольской обители, а затем выстроил из них храм и хижину на две кельи. Во время II-й мировой войны иноки покинули монастырь. Тогда о. Викентий поселил здесь нескольких инокинь из Драговской обители. На стыке 50-60-х гг. ХХ в. монастырь повторно закрыли. В 1990 г. он возродился.

http://azbyka.ru/palomnik/Закарпатская_о...

На этом допросы священника были закончены, и следователь стал допрашивать свидетелей, которые показали, что на праздник святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана отец Алексий обратился к верующим со словом, в котором призывал их укреплять веру, чаще посещать храм Божий и молиться Богу о прощении грехов. Свидетели показали, что священник давал им взаймы денег и критиковал колхозы. 28 октября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Алексия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. На следующий день начальник тюрьмы, где находился священник, получил распоряжение отправить его в Хабаровск в Бамлаг. Конечным пунктом заключения отца Алексия стал Тайшетлаг. При прибытии сюда он сразу же попал в лагерную больницу. Из больницы отец Алексий подал жалобу руководству НКВД, написав, что не признает себя виновным и просит пересмотреть дело. Ответ священник уже не успел получить — протоиерей Алексий Знаменский скончался в Тайшетлаге 2 августа 1938 года. Врач, писавший справку о причине смерти, написал, что священник умер от крайнего истощения вследствие голода. Протоиерей Алексий был погребен на кладбище вблизи поселка Квиток Тайшетского района Иркутской области в могиле, которая была обозначена под По заявлению супруги отца Алексия в 1939 году были передопрошены прежние свидетели и допрошены новые, которые ничего не добавили к бывшим ранее показаниям, и начальник Виноградовского районного отделения УНКВД по Московской области Бритов написал, что считает осуждение священника Алексия Знаменского правильным. 24 ноября 1939 года прокурор Московской области по специальным делам вынес решение отказать в пересмотре дела священника. Лишь спустя пятьдесят два года при выдаче справки о реабилитации почившего пастыря его дочери было выражено «глубокое понимание и сочувствие в связи с постигшим семью горем в период жестоких репрессий». Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-aleks...

протоиерея Михаила Дмитрева (1873–1937) священника Гавриила Масленникова (1871–1937) священника Николая Карасёва (1901–1937) священника Николая Пробатова (1874–1918) Александры Устюхиной (1882–1937) Анны Ивашкиной (1894–1948) Виктора Краскова (†1918) Григория Берденева (1890–1937) Дорофея Климашева (1869–1937) Евдокии Мартишкиной (1880–?) Евсевия Тряхова (1870–1937) Лаврентия Когтева (1880–1937) Михаила Якунькина (1878–1937) Петра Гришина (1870–1937) Татианы Бякиревой (1890–1948) Татианы Егоровой (1879–1937) Феклы Макушевой (1901–1954) убиенных в 1918 году мирян: Наума, Иоанна, Алексия, Андрея, Иоанна, Космы, Василия, Агафьи, Павла, Павла, Филиппа. от Самарской епархии: архиепископа Самарского Александра (Трапицына; 1862–1938) священника Александра Иванова (1866–1938) священника Александра Органова (1873–1938) священника Василия Витевского (1873–1938) священника Вячеслава Инфантова (1883–1938) священника Иакова Алферова (1878–1938) священника Иоанна Смирнова (1873–1938) священника Иоанна Сульдина (1880–1938) священника Трофима Мячина (1888–1938) от Саранской епархии: священника Павла Ягодинского (1879–1937) иеромонаха Василия Эрекаева (1879–1937) иеромонаха Михаила (Жука; 1872–1937) монахини Анастасии (Камаевой; 1879–1937) монахини Елены (Асташикиной; 1878–1937) Арефия Ерёмкина (1884–1937) Василия Александрина (1872–1942) Иоанна Ломакина (1884–1937) Иоанна Милёшкина (1902–1937) Иоанна Сельманова (1900–1937) Мавры Моисеевой (1875–1937) от Таллинской епархии: епископа Ревельского Платона (Кульбуша; 1869–1919) протоиерея Николая Бежаницкого (†1919) протоиерея Михаила Блейве (1873–1919) от Тверской епархии: епископа Бежецкого Аркадия (Остальского; 1888–1937) епископа Великолукского Иоанна (Троянского; 1862–1937) протоиерея Александра Колоколова (1880–1937) протоиерея Алексия Виноградова (1873–1938) протоиерея Алексия Никологорского (1869–1937) протоиерея Алексия Успенского (1879–1937) протоиерея Евгения Ивашко (1899–1937) протоиерея Иоанна Васильева (1876–1937) протоиерея Михаила Абрамова (1885–1937)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира. С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече. Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

от Тверской епархии: священника Николая Морковина (1889-1938), священника Василия Никольского (1898-1937), священника Василия Спасского (1878-1938), священника Макария Соловьева (1876-1937), священника Василия Соколова (1880-1937), священника Алексия Никольского (1877-1938), священника Алексия Москвина (1891-1937), священника Михаила Абрамова (1885-1937), священника Александра Талызина (1870-1938), священника Михаила Твердовского (1881-1937), священника Павла Евдокимова (1877-1937), иеромонаха Макария (Миронова; 1878-1938), иеромонаха Иоанна (Смирнова; 1870-1937), иеромонаха Владимира (Загреба; 1870-1938), священника Павла Фаворитова (1883-1937), священника Константина Чекалова (1889-1937), священника Сергия Уклонского (1864-1937), священника Алексия Виноградова (1873-1938), священника Иоанна Томилова (1878-1938), Веры Трукс (1886-1942), Евгении Доможировой (1871-1933); от Чимкентской епархии: архиепископа Великоустюжского Николая (Клементьева; 1873-1937), епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова; 1875-1937), священника Иоанна Миронского (1877-1937), священника Владимира Преображенского (1873-1937), иеромонаха Гавриила (Владимирова; 1873-1937), священника Анатолия Бержицкого (1873-1937), священника Димитрия Легейдо (1880-1938), монахини Серафимы (Горшковой; 1893-1937), монахини Нины (Шуваловой; 1869-1937), священника Николая Протасова (1867-1937), архиепископа Омского Алексия (Орлова; 1862-1937), схиархимандрита Елевферия (Печенникова; 1870-1937), протоиерея Владимира Смирнова (1885-1937), протоиерея Николая Толгского (1886-1937), иеромонаха Иоанна (Лабы; 1863-1937), иеромонаха Илариона (Цурикова; 1856-1937), игумении Евы (Павловой; 1879-1937), монахини Марии (Рыковой; 1892-1937), монахини Евдокии (Перевозниковой; 1880-1937), Феодора Захарова (1874-1937), Людмилы Петровой (1879-1937), священника Феодосия Беленького (1885-1938), священника Феодора Маляровского (1885-1937), Наталии Сиваковой (1872-1941), священника Константина Аксенова (1888-1937), священника Владимира Панькина († 1920);

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

7538. ЧИЖАКОВ С. “Маленькая дверь в большой мир”. – 1994, 6, 140. 7539. ВАСИЛЕНКО А., ВАСИЛЕНКО Н. Белое пятно в истории храмового зодчества в России. – 1994, 6, 141. 7540. Е.П. Православная книгоиздательская деятельность на современном этапе. – 1995, 5, 62. 7541. ТАРАСОВ К. Выставка православной книги. – 1993, 8, 106. 7542. ЕГО ЖЕ. Новые указатели библиографических пособий по русской духовной литературе. – 1995, 1–4, 63. 7543. ПЕРВАЯ международная выставка православной литературы. – 1995, 9–10, 23. 7544. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии первой международной выставки православной литературы, 3 сентября 1995 года. – 1995, 9–10, 24. 7545. ЕВАНГЕЛИЕ в красках Палеха. – 1996, 2, 31. 7546. ПОЛИЩУК Е. Библиография русской богословской и церковно-исторической науки. – 1996, 12, 71. 7537. ЗАВЕРШЕНИЕ многотомного издания “Истории Русской Церкви”. – 1997, 9, 48. 7538. Слово Святейшего Патриарха Алексия на торжестве по случаю завершения издания “Истории Русской Церкви”. – 1997, 9, 49. 7539. САЛТЫКОВ А., прот. Как учить церковной истории? Рецензия на книгу Д. Поспеловского “Православная Церковь в истории Руси, России, СССР”. (Учебное пособие/Библейско-Богословский институт св.ап. Андрея. М., 1996). – 1997, 9, 77. 7540. ПРАВОСЛАВНЫЙ журнал “Вышенский паломник”. – 1997, 12, 23. 7541. ВИНОГРАДОВ А. Опыт новой редакции Жития святого великомученика и Победоносца Георгия. (Библиографический комментарий). – 1998, 4, 61. 7542. ДАНИЛЕНКО Б., прот. Конференция в Синодальной библиотеке. – 1999, 1, 42 7543. Приветствие Святейшего Патриарха Алексия участникам конференции “Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России”. – 1999, 1, 41. 7544. ОКУНЕВ А. О Библейской энциклопедии. – 1999, 10, 66. 7545. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на торжественном представлении тома “Русская Православная Церковь ” – первого тома 25-томной “Православной энциклопедии”. –2000, 7, 11. Издания Московской Патриархии 7546. НИКИТИН В. Всемирная конференция “Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы”. (Москва, 10–14 мая 1982 года). –Изд. МП., М., 1983, 231с. – 1984, 3, 78.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Алексия о состоявшемся официальном визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Кипрской Православной Церкви Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II, Священный Синод возблагодарил Господа за состоявшееся братское общение Предстоятелей двух поместных Православных Церквей и отметил единомыслие в понимании сложных проблем современной церковной жизни, проявившееся в ходе переговоров. Священный Синод счел важным для укрепления всеправославного единства дальнейшее развитие двусторонних связей Кипрской и Русской Православных Церквей. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о мероприятиях, посвященных 90-летию мученической кончины святых Царственных страстотерпцев — императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, Священный Синод выразил надежду, что проведенные мероприятия послужат правильному пониманию мученической кончины святых Царственных страстотерпцев, а также будут способствовать сохранению в исторической памяти народа трагических событий, которые пережило наше Отечество в XX веке. Священный Синод заслушал сообщение Патриарха Алексия о состоявшихся 15–16 сентября 2008 года мероприятиях по случаю завершения реставрации Марфо-Мариинской обители милосердия и выразил благодарность всем жертвователям и всем потрудившимся над восстановлением святой обители. Заслушав доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Священный Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Екатеринбургской епархии: архимандрита Ардалиона (Пономарева; 1877 — † 29 июля 1938); от Московской епархии: священника Сергия (Спасского; 1884 — † 27 ноября 1937) и послушницы Марии (Виноградовой; 1886 — † 17 февраля 1938); от Чувашско-Чебоксарской епархии: священника Василия (Константинова-Гришина; 1874 — † 14 марта 1943).

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

По воспоминаниям современников, «отец Алексий был очень любим и чтим прихожанами и сам был крайне привлекательным человеком. Высокого роста, дородный, с длинными русыми волосами, всегда оживленный и красноречивый...» Дополнить его портрет мы можем по некоторым косвенным источникам. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», — гласит народная мудрость. В дневниках тульского протоиерея Капитона Виноградова мы часто встречаем имена членов семьи о. Алексия Троицкого. О. Капитон с 1887 по 1899 г. служил в селе Спас-Тешилово, располагавшемся в пяти с небольшим километрах от Липиц, и с тех пор их семьи поддерживали дружеские отношения, которые не прервались с переходом о. Капитона в Александро-Невский храм г. Тулы. «Общение наших семей было частое и очень дружественное» , — вспоминал сын о. Капитона Виктор. Они ездили друг к другу в гости, переписывались, отмечали праздники и памятные даты, присутствовали на крещении детей. Со временем эта дружба естественным образом переросла в кумовство. Нам известны по крайней мере два таких случая. О. Петр Троицкий в 1888 г. совершил крещение и стал восприемником сына о. Капитона Виктора, а о. Алексий Петрович в 1898 г. также крестил и воспринял от святой купели дочь Виноградовых Марию . Некоторые дневниковые записи прот. Капитона Виноградова по общему настроению и тону напоминают дневники праведного Иоанна Кронштадского: «После исповеди как легко-усладительно совершается служение. В четверг после утрени исповедывался. Иерею надлежит первее всех самому исповедываться, чтобы потом испов-[едыва]ть других. Как разрешить других связанному? Какое обличение и наставление можно преподать от сердца, отягченного греховностию! Опыт показал, что при чистоте совести научение льется благодатною рекою и внушительно для слушающего. А то и от слова Божия говоришь, но недейственно. О, как бы всесильно было слово иерея, его молитва и дела, если бы он сам с благоговейным настроением и сердечным умилением, и горением любви приступал и совершал Бож.[ественную] Литургию. Мы тяготимся тем, в чем наша сила, честь и слава. Быть приближенным архиерея почитаем за счастие, а Архиерея, прошедшего небеса, божественную трапезу, обожествляющую нас, почитать бременем: не крайнее ли лишение себя “возблагодати”, неведомой и ангелами! Не оттого ли безплодно и пастырское наше служение!»

http://pravoslavie.ru/93189.html

32) Жезл Правления, печатанный в 1666 году, в царствование Алексия Михайловича. 33) Меч духовный, или проповеди слова Божия – Лазаря Барановича Епископа Черниговского и Новгородского, печатанные в Киевопечерской лавре в 1666 году. Все проповеди иллюстрированы, применительными к заключающемуся в них учению, рисунками. 34) Мессия Правдивый, Иоанникия Голятовского. Эта книга напечатана в 1669 году, в Киевопечерской лавре. 35) Пентикостарион, печатанный в Москве в 1670 году, в царствование Алексия Михайловича и при Патриархе Иоасафе. 36) Триодь постная, печатанная в Москве в 1672 году в царствование Алексия Михайловича, при Патриархе Питириме. 37) Последование молебного пения, печатанное в Москве в 1676 году, в царствование Феодора Алексиевича, при Патриархе Иоакиме. 38) Огородок Марии Богородицы иеромонаха Антония Радивиловского, печатанный в Киевопечерской лавре в 1676 году. 39) Патерик Печерский, печатанный в 1678 году в Киевопечерской лавре. 40) Псалтирь Царя и Пророка Давида, рифмы преложенная. Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий . Напечатана в 1680 году, в царствование Феодора Алексиевича, при Патриархе Иоакиме. 41) Евангелие учительное, воскресное, печатанное в 1681 г. в Москве, при Царе Феодоре Алексиевиче и при Патриархе Иоакиме. 42) Книга обед душевный, на все воскресные дни всего года, из пищи слова Божия, уготованный трудолюбием Симеона Полоцкого . Напечатана в Москве в 1681 году. По листам сей книги подписано: «лета 7191 февруариа во 2 день Великие Государи Цари и Великия Князи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич всеа Великия Малыя и Белыя Росии самодержцы и Благоверная Государыня Царевна и Великая княжна София Алексеевна пожаловали сию святую книгу обед душевный во град Владимир в соборную Апостольскую церковь Успения Пресвятыя Богородицы в вечное пребывание ради всенедельнаго прочитания Божественных словес в нем сущих на душеспасительную пользу всем усердно слушающим православным христианом, того же Успенскаго собора при протопопе Григорие Гаврилове с братиею, а ходатайствовала к их царскому пресветлому Величеству о сей книге святой Благоверная княгиня Анна Андреевна Мещерская, а подписал сию Богодухновенную книгу Благовещенскаго собора, что у Великих Государей на сенях священник Иоанн Афанасьев сын Леднев Владимирец».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010