10. A божественный Тарасий с вышеупомянутыми епископами отправляется в Никею 861 , и на состоявшемся там Соборе снова получила Церковь свою древнюю красоту, после того как триста пятьдесят отцов, во второй раз собравшись с Никее, постановили покланяться иконам наряду с крестом 862 . 11. Некоторые из приближенных императрицы Ирины, движимые завистью и желая сами управлять делами государства, стали сталкивать мать с сыном, внушив ей, что не определено Богом править ее сыну: «Твое ведь царство». Она же, прельстившись, как это обычно бывает с женщинами, но также и любя власть, утвердилась в мысли, что так оно и есть 863 . И вот император, будучи двадцати лет и весьма сильным и способным в битвах, опечалился, что нет у него никакой власти, и стал злоумышлять против своей матери. Узнав об этом от Ставракия, она, подвергнув побоям, сослала его близких людей, а магистра Петра, патрикия Феодора Камулиана и других сановников сослала в крепости, сыну же своему, сильно обругав его, запретила куда-либо выходить. А всё войско и всех сановников она заставила поклясться: «Покуда ты жива, не позволим мы, чтобы сын твой стал властвовать» 864 . 12. С этим не согласились только Армениаки, но славословили, как было изначально, Константина и Ирину. Она же послала друнгария виглы 865 Алексия, по прозвищу Муселе, чтобы переубедить их. Но те, взяв его, выбрали его собственным начальником, собственного стратига отправив под стражу, и стали славословить одного Константина. Узнав об этом, и остальные люди в фемах стали возглашать славословия таким же образом, ибо дьявол внушил людям такое отречение и клятвопреступление. 13. Ирина, испугавшись восстания остального народа, послала своего сына к войску. Но они прославили его как самодержца, отрекшись от его матери. А Алексия поставили стратигом Армениаков. Вернувшись же в Город, он, нещадно избив, сослал протоспафариев Ставракия и Аэтия, ее доверенных лиц, равно как и остальных ее приближенных евнухов. А саму ее он с гарантиями безопасности поселил во дворце Елевферия, который для нее построил, где она припрятала и много денег 866 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18) Трефолой – две книги, из которых одна напечатана н 1637, а другая в 1638 году, в царствование Михаила Феодоровича, при патриархе Иоасафе. По листам в обеих книгах подписано: «сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии в володимер в собор Успения Пресвятые Богородицы, дана из приказа большаго дворца при протопопе Сергее збратее лета 7147 августа в 20 день». 19) Минея – апрель, напечатанная в Москве в 1646 году, в первый год царствования Алексия Михайловича и в четвертый год патриаршества Иосифа. Книга эта приложена в собор Павлом, Андреем и Григорьем Денисовыми. 20) Книга, глаголемая номоканон, словенским же языком сказаемая закона правило, напечатанная в 1653 г., при святейшем патриархе Никоне. В сей книге номоканон напечатаны, кроме правил, сказания о причинах отделения Восточных Патриархов от Папы Римского, о времени утверждения на Руси христианской веры, о принятии Владимиром святым православной веры и из Греции первого Митрополита Михаила, епископов, пресвитеров, иноков, певцов и книг, – как Русские Митрополиты получили от Константинопольских Патриархов власть поставляться от своих епископов, и как учредился в Москве Патриаршеский престол, а также и о поставлении Великого Государя Филарета Никитича на превысокий престол царствующего града Москвы. В конце книги напечатано о римском падении, како отступиша от православной веры, а по листам этой книги подписано: «лета 7162 марта в 11 день сию книгу закона правило пожаловал Великий Государь святейший Никон Патриарх Московский и всеа великиа и малыя и белыа росии в Володимер в соборную церковь Успение Пречистые Богородицы». 21) Благополезная книга Богомудрое Божественной Литургии толкование, благоявственное таинственных священнодейств сказание и досточудное всех священных вещей знаменование в себе содержащая; напечатана в Москве в 1656 году, при Царе Алексие Михайловиче и при Патриархе Никоне . 22) Ирмолог, напечатанный в Москве в 1657 году, в двенадцатый год царствования Алексия Михайловича и в пятый год Патриаршества Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Иоанна Протопопова (1902-1937); от Белгородской епархии: епископа Белгородского Никодима (Кононова; 1871-1919); от Владимирской епархии: протоиерея Петра Чельцова (1888-1972); от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842-1937); епископа Вельского, викария Вологодской епархии Николая (Караулова; 1871-1932), протоиерея Константина Богословского (1871-1937), священника Сергия Рохлецова († 1938), священника Прокопия Попова († 1918), монаха Никифора (Югова; † 1918), Нины Кузнецовой (1887-1938); от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова; 1855-1919); от Крымской епархии: епископа Макария (Кармазина; 1875-1937), священника Елеазара Спиридонова (1873-1937), протоиерея Андрея Косовского (1878-1920), священника Матфея Александрова (1872-1921), протоиерея Димитрия Игнатенко (1872-1935), протоиерея Михаила Богословского (1883-1940), протоиерея Виктора Киранова (1881-1942), священника Александра Ильенкова (1896- 1942), Димитрия Спиридонова (1877-1938); от Курской епархии: архиепископа Дамиана (Воскресенского; 1873-1937) и епископа Иоанна (Пашина; 1881-1937); от Московской епархии: архимандрита Гавриила (Игошкина; 1878-1959), священника Иоанна Артоболевского (1872-1938), протоиерея Сергия Кроткова (1876-1938), монахини Марии (Грошевой; 1876-1938), монахини Матроны (Грошевой; 1882-1938), протоиерея Иоанна Смирнова (1873-1937), протодиакона Николая Горюнова (1880-1938), протоиерея Всеволода Смирнова (1873-1937), священника Петра Орленкова (1876-1937), иеромонаха Иоасафа (Боева; 1878-1937), священника Емилиана Гончарова (1882-1937), протоиерея Василия Соколова (1872-1937), священника Николая Виноградова (1871-1938), священника Михаила Маслова (1874-1938), иеромонаха Герасима (Мочалова; 1870-1937), священника Виктора Моригеровского (1872-1938), Ирины Смирновой (1891-1938), протоиерея Сергия Махаева (1874-1937), Михаила Новоселова (1864-1938), Анны Зерцаловой (1870-1937), священника Алексия Зиновьева (1879-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Ярославль. Церковь Петра и Павла при кадетском корпусе. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Петропавловская церковь при ярославском кадетском корпусе построена на средства ярославского дворянства и освящена 27 декабря 1829 года. Главный престол в честь св. ап. Петра и Павла; праздник 29 июня. Придел в честь св. Захарии и Елисаветы (память их 5 сентября), выстроен на средства яросл. купца Ф.Евгр.Вахрамеева и освящён 5 сент. 1901г. Церковь теплая, каменная. Квартиры священника и псаломщика находятся при здании корпуса. Кадет около 400 человек и служащих при корпусе около 200 человек, не считая жен и детей. Церковная библиотека имеет 420 томов книг религиозного содержания, кроме духовных журналов. Священнику жалованье 750 руб. и квартира за службу при церкви; кроме того жалованье за уроки 1600 р. Диакону жалованье 450 р. без квартиры. Псаломщику жалованье 196 р. с квартирой. Источник: «Монастыри и храмы Ярославской губернии. 1908 г.» В ознаменование рождения цесаревича Алексея Николаевича в Петропавловской церкви на средства ризничего московского Данилова монастыря иеромонаха Иоакима был устроен, щедро обеспечен и 5 сентября 1908 года архиепископом Тихоном освящен придел во имя Алексия, митрополита Московского. День памяти святителей московских (митрополитов Петра, Алексия и Ионы) – 5 октября – кадеты стали праздновать как храмовый. Иконы придела были исполнены в мастерской художника Шварева. В церкви хранился ковчег с частицами мощей Стефана, Иосифа, Моисея и Феодула, на Синае убиенных - дар прихожанки Виноградовой. В ноябре 1909 года, в ознаменование большой даты – 200-летней годовщины памяти святителя Дмитрия Ростовского, храм получил редкостный дар от викария Ярославской епархии Иосифа (Петровых), епископа Угличского – частицу мощей чудотворца. Незадолго до торжества в Петропавловскую церковь была пожертвована «большого размера и древнего письма» икона ростовского митрополита. Благотворитель по окончании праздничного молебна вложил в «нарочито сделанное там [в иконе] на месте панагии углубление заключенную в воскомастику частицу св. мощей и оправленную в сребро-позлащенную звездицу». В 1907 году были перелиты старые церковные колокола, вес большого колокола составил 67 пудов 1 фунт.

http://sobory.ru/article/?object=20771

В мае 1881 года Александр Николаевич принял монашеский постриг с именем Алексия (в честь св. прав. Алексия человека Божия), затем был рукоположен в сан иеродьякона и иеромонаха. В конце 1870-х годов он занимался изучением китайского языка и собственно Китая, в основном по трудам великого синолога архимандрита Иакинфа (Бичурина). В 1881 году о.Алексий поехал в Пекин в составе Русской духовной миссии. Там он принял участие в переводе православных церковных книг на китайский язык, в сооружении православного храма в Пекине, в собрании китайских книг и рукописей. О.Алексий имел блестящие способности к изучению языков. Он знал основные европейские языки, из них очень хорошо английский. В Пекине он продолжал заниматься изучением китайского языка и его диалектов, а также монгольского. В Китае о.Алексий заболел и вынужден был просить об освобождении от участия в миссии. В начале 1887 года он выехал из Пекина, имея назначение в Киево-Печерскую лавру, откуда был направлен митрополитом Киевским и Галицким Платоном на подворье Киево-Печерской лавры в Петербурге, находящееся на Васильевском острове. В 1889–1891 годах в Петербурге вышло несколько его научных трудов, за которые он получил от Синода наперсный крест. Императрица Мария Феодоровна удостоила его приема и беседы в Гатчинском дворце. В 1895 году о.Алексий вновь едет в Пекин, но через два года возвращается в Россию. Теперь для жительства его направили в Оптину Пустынь, где его тепло принял настоятель архимандрит Досифей (Силаев). В Оптиной о.Алексий, кроме чередного священнослужения, получил послушание иконописца. Двадцать два года провел он в полюбившейся ему обители, пережив двух настоятелей – архимандритов Досифея и Ксенофонта, и сам скончался при третьем – архимандрите Исаакии, уже последнем перед закрытием монастыря. В начале 1920-х Оптинский музей бережно хранил его письменные и художественные труды, но после закрытия все бесследно пропало. Ни одной иконы, ни одного рисунка не сохранилось. Но в архивы попали его рукописи (часть их в 1923 году увез в Москву академик Конрад, – большей частью то, что касалось Китая), а в библиотеки – книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

353. Пастырское собрание=Пастырское собрание в Петербурге//ЦиН 354. Пастырское собрание (Петропавловский)=Петропавловский А., диак. Пастырское собрание в г. Новгороде//Новгородские ЕВ. 1911. 1, С. 23–26. 355. Пастырское собрание по вопросу о богослужении – Пастырское собрание столичного духовенства с представителями от мирян по вопросу о богослужении//ЦГ. 1906. 46. С. 1267–1269. 356. Певницкий= Певницкий В. [Ф.] О церковно-богослужебном языке//ПЦВ. 1908. 26. С. 1217–1219; 27. С. 1268–1273; 28. С. 1315–1318; 30. С. 1410–1412. 357. Перед Собором=Перед церковным Собором: Труды московской комиссии по церковным вопросам. М., 1906. 358. Пестряков. В защиту=П[естряков] В.,[свящ.] В защиту церковнославянского языка//РдСП. 1911. Т. I. 12. С. 264–278; 13. С. 292–299; 14. С. 324–334. 359. Пестряков. Важный вопрос=Пестряков В., свящ. Важный вопрос церковно-богослужебной практики//РдСП. 1907. 18. С. 1–6. 360. Петр=А[рхимандрит] П[етр]. Порывы души к Богу (Из дневника инока)//ОЖ. 1912. 4. С. 51. 361. Петровский А.= Петровский А. [В.], свящ. Молитвы освящения даров в современном служебнике//ЦГ. 1906. 29. С. 800–803. 362. Петровский С.=Петровский С, прот. Порядок совершения святой и божественной литургии св. Иоанна Златоуста . Опыт перевода с церковнославянского языка на язык русский. Одесса, 1908. 363. Петропавловский=Петропавловский А., свящ. Упрощение богослужения// Кол. 1909 . 989. С. 3. 364. Писаревский=Писаревский Н., прот. Обрядово-богослужебная практика в греческой и русской Церкви//Ст. 1916. 2–3. С. 3–10. 365. Письма патриарха Алексия=Письма патриарха Алексия своему духовнику. [М.]: Изд. Сретенского м-ря, 2000. 366. Письма священника=Письма священника к своим сослуживцам об отношении пастыря к своим церковным обязанностям.//Псковские ЕВ. 1907. 7. С. 185–193. 367. Планы=Планы и проекты церковной реформы//Слово. СПб., 1905. 174. С. 5. 368. Плетнева (автореф.)=Плетнева АА. Вопрос о богослужебном языке в конце XIX – начале XX века [Автореф. канд. дисс]. М.: РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова , 1999. На правах рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В советское время храм прп. Сергия частично был разрушен (передан РПЦ в 1993). После возвращения из лагеря и ссылки неск. инокинь поселились в с. Виноградове (ныне частично в черте Москвы) и близ него, где во Владимирском храме служил схиархим. Иларион (Удодов), бывш. насельник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне, а затем московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастыря . С 20-х гг. XX в. он окормлял ивановских монахинь. Нек-рые сестры похоронены на Старом Марковском кладбище. В кон. 1991 г. в бывш. монастырской часовне поселились Екатерина Ростковская (в иночестве Елисавета, в схиме София), к-рая считается 1-й насельницей возрожденного мон-ря. В 1992 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II М. И. м. был приписан к храму равноап. вел. кн. Владимира в Ст. Садех, настоятель к-рого прот. Сергий Романов в 1987-1990 гг. служил во Владимирском храме с. Виноградова. В том же году в бывш. зданиях причта М. И. м. была открыта Свято-Владимирская правосл. гимназия. К 1995 г. сложилась небольшая сестринская община (10 чел.), службы совершали в возвращенном бывш. больничном Елисаветинском храме (освящен 28 апр. 1995). 5 мая 1999 г. при М. И. м. было учреждено Патриаршее подворье. 11 авг. 2000 г. решением Синода М. И. м. был открыт. В 2001 г. в Соборе Московских святых была прославлена блж. Марфа. Летом 2001 г. ко дню праздника Рождества св. Иоанна Предтечи монастырский собор был передан обители. Патриаршим указом от 26 дек. 2001 г. настоятельницей М. И. м. была назначена благочинная Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря мон. Афанасия (Грошева), 11 сент. 2007 г. возведенная в сан игумении. 18 янв. 2002 г. обители были возвращены ее главные святыни - древняя икона св. Иоанна Предтечи и чудотворный обруч, а также икона прп. Елисаветы Чудотворицы. 19 янв. того же года в соборе была отслужена 1-я всенощная служба. 27 марта обитель впервые посетил патриарх Московский Алексий II и передал насельницам Черниговско-Гефсиманскую икону Божией Матери. 11 сент. 2002 г. в М. И. м. состоялась 1-я архиерейская служба, которую возглавил архиеп. Истринский Арсений (Епифанов) , и отслужен молебен на ступенях монастырского собора. В 2003 г., в канун 4-й недели Великого поста, в М. И. м. состоялись первые постриги: в иночество были пострижены 4 сестры, стоявшие у истоков возрождения обители. 24 дек. 2004 г. Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских прот. Алексия Петровича Скворцова (1875-1938), служившего в приходском храме бывшего мон-ря. 6 окт. 2006 г. канонизирован др. пастырь, служивший в М. И. м.,- прот. сщмч. Владимир Алексеевич Смирнов (1877-1937). Они были расстреляны на Бутовском полигоне. 11 сент. 2008 г. в подклете собора открылся монастырский музей истории обители. При восстановительных работах были обнаружены склеп благотворителей купцов Винокуровых и захоронение игум. Филареты (Ивановой; † 9 авг. 1907) с надгробным памятником.

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Семидесятичетырехлетний иеромонах Алексий (Виноградов) не вставал с постели с декабря 1918 года. Келейник его с трудом отыскивал под снегом щепки или обломки хвороста и иногда протапливал времянку. Остатки красок в банках заледенели, кисти засохли – о. Алексий уже не работал. В эту последнюю зиму своей жизни он много молился, не выпускал из рук четок Навещали его архимандрит Исаакий, о. Никон с Лидией Васильевной Защук. Приносили ему, что могли, из пищи, ставили сами самовар и согревались вместе с болящим чаем. Нельзя было не посоветоваться с ученым монахом – историком, археологом, художником – о делах музея. Он передавал музею все, что имел, – рукописи, книги, художественные работы, целый архив папок с записями. Просматривал и отдавал, а какие-то рукописи просил келейника сжечь. Среди множества книг по русской истории, церковной археологии, богословию, а также богослужебных были и его собственные труды, изданные в разное время, в частности: «Краткие сведения о деревянных старинных храмах» (1877 год), «О деревянных старинных храмах Весьегонского уезда» (1877 год), «Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства» (1877 год), «Родословное древо по памятникам христианской иконографии» (1879), «Исторический опыт западных христианских миссий в Китае» (1886), «История Библии на Востоке» (1889), «Китайская библиотека и ученые труды членов императорской духовной и дипломатической миссии в г. Пекине» (1889), «Миссионерские диалоги М. Риччи с китайскими учеными о христианстве и язычестве» (1889), «История английско-американской Библии» (3 тома, 1890-е годы) и другие книги. Передал он и массу не напечатанных нигде работ по археологии, церковной истории и китайскому языку, в частности, православный молитвенник на китайском языке и учебник грамматики китайского языка для русских, а также папки с записями и рисунками, сделанными во время археологических раскопок в Козельске. В Оптиной по предложению историка В. О. Ключевского, редактировавшего по просьбе Синода новое двенадцатитомное издание Житий святых, о. Алексий написал замечательные Жития святых – великомученика Георгия Победоносца и Пафнутия Боровского , которые и были помещены в соответствующих томах этого издания (ныне репринтно перепечатанного издательским отделом Оптиной Пустыни). Конечно, здесь перечислены не все труды о. Алексия, так как полных сведений о нем самом и о его трудах пока не собрано.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

1 октября реликвии возвратились на Святую гору Афон в монастырь Симонопетра. За время пребывания в пределах Русской Православной Церкви им смогли поклониться более девятисот тысяч жителей России. ПОСТАНОВИЛИ: 1.  Возблагодарить Господа, Подателя Всяческих благ за Всещедрую Его милость, явленную Русской Православной Церкви через принесение в Россию частицы Честного и Животворящего Креста, а также честной руки святой Равноапостольной Марии Магдалины и части мощей святого мученика Кирика Тарсийского. 2. Благодарить наместника монастыря Симонопетр архимандрита Елисея и священноначалие горы Афон за благое соизволение, позволившее совершить принесение святынь в пределы Русской Православной Церкви. 3. Благодарить полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко и всех организаторов принесения святынь в Россию за понесенные труды.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о визите Его Святейшества во Владимирскую епархию Русской Православной Церкви. Справка В 2006 году исполнилось 910 лет со времени первого исторического упоминания Спасо-Преображенского монастыря в г.Муроме, к этому знаменательному юбилею был приурочен визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в обитель . 2 августа, в день памяти святого Пророка Божия Илии Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Муром. К месту встречи Святейшего Патриарха были принесены Муромская икона Божией Матери и образ святого Илии Пророка. Его Святейшество встречали архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий , наместник Муромского Спасо-Преображенского монастыря игумен Кирилл (Епифанов), губернатор Владимирской области Н.В.Виноградов, глава администрации округа Муром В.А. Качеван. Затем Святейший Патриарх Алексий посетил Свято-Троицкий женский монастырь и приложился к мощам свв. Благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромский, а также имел беседу с настоятельницей монастыря игуменией Тавифой (Горлановой) и сестрами обители.

http://patriarchia.ru/db/text/149541.htm...

14. Случился пожар, и сгорел триклиний патриаршего дворца, так называемый Фомаитий, и сводчатые палаты под ним, где лежали и листы со всеми записями толкований святого Иоанна Златоуста ; и прошло пламя до Милия и Квестория, распространяясь повсюду, покуда всё не сгорело. 15. Император пошел на болгар и, разорив их и победив, возвратился. Таким же образом отправившись и в Tape с большим войском против арабов и взяв много пленников, возвратился. 16. По просьбам своей матери и многих сановников, император снова возвращает ее и повелевает всем прославлять, как было изначально, Константина и Ирину 867 . И все повиновались – одни Армениаки сопротивляются и требуют Алексия Муселе, которого император почтил саном патрикия и держал при себе. И вот, за это требование и за некоторые слухи, будто тот хочет царствовать, побив и постригши, он заключил того в тюрьму. 17. А тагмы и фемы собрались в Городе и захотели сделать императором Никифора, бывшего кесаря. Узнав об этом и послав, он вывел всех сыновей Константина, своего деда, к Святому Маманту и Никифора жестоко ослепил, а Христофору, Никите, Анфиму и Евдокиму отрезал язык. Вместе с ними он ослепил и Алексия Муселе, послушавшись советов матери. Армениаков же он схватил или победил в битве, а начальников их наказал, сделав у них на лицах черные татуировки «армениак-заговорщик» и сослав их на Сицилию и на прочие острова. 18. Возненавидев свою жену Марию, он по подсказке своей матери, которая стремилась к власти и к тому, чтобы его возненавидели, заставил ее постричься. А сам обручился против закона с кувикуларией Феодотой и короновал ее 868 . Отделился же от патриарха Платон, игумен Сакудиона, и прочие из-за того, что он причастил императора после второго брака, – император причинил им много скорбей, а мать его защищала их, так как они ненавидели ее сына. 19. Кардам, государь Болгарии 869 , написал императору: «Либо договорись со мной о дани, либо я дойду до Золотых ворот». А император, бросив в платок конский навоз, послал ему со словами: «Какая тебе приличествует дань, такую я и послал. Ты старик, и я не хочу утруждать тебя путем сюда, но я сам приду к тебе». И, собрав людей и выступив, император прогнал его восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010