Сердечное тебе спасибо за дружеский привет к 6-му декабря. 7-го числа я уже собирался послать тебе ответную телеграмму, как вдруг получил и твое письмо. Решил уже зараз ответить тебе более или менее обстоятельным письмом. Да, ты порядочно напугал меня надвигавшейся было на меня бедой – назначением в Казань Антония Волынского; тогда, конечно, моя служба в Академии едва ли продлилась бы далее 15 августа: как ни был исправен, а все же получал бы постоянно напоминание, хотя бы в самой деликатной форме, о прекращении своей службы и, конечно, volensnolens должен был бы скоро уступить свое место какому-нибудь монаху. Но теперь, быть может, еще послужу: видимо, всещедрый Господь еще терпит моим грехам, посылая к нам архиепископа Иакова Симбирского, который, по общему здесь признанию, человек умный, книжный, самостоятельный, прямой и беспристрастный 92 . Казань должна быть вполне довольна этим назначением; недовольны разве только одни «антониевцы», уже ликовавшие было от уверенности в назначении сюда «волынского». Как это случилось, что последний не попал в Казань, – для нас пока глубокая тайна; объясняют единственно силой и влиянием митроп. Антония, который, говорят, уготовляет место «Волынскому воеводе» где-нибудь в Сибири. Туда же всего приличнее было бы послать и нашего Алексия: последний положительно неисправим и до того всем опротивел, что прямо от лица его бегут. Разочарованный в своих ожиданиях видеть своего друга и покровителя – Волынского – в Казани, не получая сам никакого движения, он положительно рвет и мечет, не разбирая ни лиц, ни мест. Еще на днях был ласков и милостив к студентам, а теперь гоняет их и не удовлетворяет их самых законных просьб. Не дальше как сегодня, приглашенный на 50-летний юбилей начальницы Мариинского духовного училища, явился туда служить Литургию, на 1/2 часа ранее назначенного срока. И так накричал на служащих, что смутил весь юбилей. Горе будет всем, если ему и теперь не дадут никакого движения. Сам он решительно заявляет, что служит уже последний год и, если не дадут ему приличной кафедры, уйдет на покой. И это не мудрено: деньжонок накопил он довольно – на его жизнь хватит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В 1910 г. последовали синодальные указы об увольнении профессоров Бердникова, Ивановского, М. И. Богословского, А. А. Царевского , П. А. Юнгерова (с правом читать лекции на освободившихся после их увольнения кафедрах в течение только 1910/11 уч. г. и с вознаграждением в размере доцентского оклада), прот. Е. А. Малова, Ф. А. Курганова, прот. Н. П. Виноградова , М. А. Машанова (с правом оставаться бесплатными сверхштатными профессорами). В 1911 г. были уволены профессора С. А. Терновский и Я. А. Богородский . На смену им в 1910-1912 гг. пришли молодые магистры богословия: И. Ф. Григорьев , свящ. Ф. П. Успенский , П. Д. Лапин , Н. Д. Терентьев, а также кандидаты богословия: иером. Афанасий (Малинин) , П. И. Верещацкий и И. И. Сатрапинский, иером. Амфилохий (Скворцов), Васильевский, М. Г. Иванов, М. Н. Ершов, А. Г. Лушников, иером. Евсевий (Рождественский) , иером. Варсонофий (Лузин) . Позднее преподавателями КазДА стали кандидаты богословия: священники А. А. Воронцов и А. В. Лебедев, иером. Иона (Покровский), Я. В. Васильев. Всего в 1910-1917 гг. было принято в качестве преподавателей академии 4 магистра богословия (один из них принял священство) и 15 кандидатов богословия (8 мирян, 2 священника, 5 иеромонахов), из к-рых только 6 успели защитить магист. диссертации в срок. В этот период в штате КазДА состояли этнограф Н. Ф. Катанов и профессор, декан Казанского ун-та А. И. Александров, допущенный к чтению лекций на кафедре истории славянских и Румынской Церквей. Впосл. Александров был пострижен в монашество с именем Анастасий , назначен инспектором, а затем и ректором КазДА. Краткое ректорство еп. Анастасия (позже ставшего ректором СПбДА), близкого к академической и университетской среде, сопровождалось полезными в учебном и адм. отношении новациями и было благожелательно воспринято академической корпорацией и студенчеством, особенно после «мрачного» периода ректорства еп. Алексия (Дородницына) . 8 мая 1917 г. Синод ввел Временные правила, восстанавливающие академическую автономию.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

8. К этому Феофилу перебежал перс Феофов вместе со своим отцом и 14 тысячами персов, которых он распределил, поселив в фемах и зачислив в турмы, и поныне называющиеся персидскими турмами. А самого Феофова он сделал своим шурином по сестре августы Феодоры. 9. Любитель украшений, этот Феофил соорудил при помощи начальника златокузнецов, человека весьма разумного и родственника патриарха Антония, (так называемый) 923 Пентапиргий 924 (изначала) 925 , и два огромных органа, целиком из золота, украсив их различными камнями и кристаллами, а также золотое дерево, на котором сидели воробьи и искусно пели посредством некоего механизма, (подводящего воздух по потайным каналам) 926 . 927 Сделал император и новые императорские одежды, обновив и расшив золотом так называемые лоры 928 и всё остальное. (И стены Города, которые были низкими, он надстроил.) 929 10. Больше всех царствовавших до него оскорбивший веру и благочестие, он притворялся справедливым в мирских делах. К нему подошла некая вдова во Влахернах (ведь у него был обычай отправляться туда) и закричала, что ее обижает брат августы Петрона, друнгарий виглы: «Ведь он надстраивает свои постройки и обновляет здания, а мои затеняет и превращает в ничто, презирая вдовицу». Он тотчас послал квестора Евстафия, по прозвищу Мономах, жившего в Оксии, вместе со Львом, сыном Самватия, и Димитрием Камулианом посмотреть, причиняет ли вред женщине обновляемое здание 930 . Они отправились туда, увидели именно такой вред, удостоверившись, что сказанное женщиной – правда, и, вернувшись, рассказали императору. И изобличенный ими на глазах у императора этот Петрона был раздет на Месе и получил сильные удары по спине. Было определено также квестору и секретарям отправиться и до фундаментов снести его постройки, передав их этой женщине. 11. Армянина Алексия, по прозвищу Муселе, человека мужественного и могучего, он взял в зятья, [выдав] за Марию, свою любимую дочь, и сделал его патрикием, а немного спустя и магистром. Затем, испытывая относительно него некоторые подозрения, что тот стремится к царству, он отослал его стратилатом и дукой Сицилии. Поскольку же зависть мучительна, некие сицилийцы, приехав, стали клеветать на него перед императором, что «он предает христианские земли агарянам, a сам покушается на твое царство». 12. Когда же, тем временем, Мария, возлюбленная дочь императора, умерла, он сделал ей прекрасный гроб и постановил освобождать от обвинений тех, кто прибегает к нему (это серебро позднее забрал из гроба император Лев).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

555 Лес вокруг скита, как бы принадлежавший теперь музею, назван был устроителями «Заповедник имени Ф.М. Достоевского». 556 «При организации музея “Оптина пустынь” 18 мая 1919 г. охрану и временное заведование музеем поручили оптинскому иеромонаху Никону (Беляеву) ; к организационной работе разрешалось привлечь “проживающую при пустыни” Лидию Васильевну Защук (р. 2 июня 1871 г.), которая с 4 декабря 1919 г. стала хранительницей музея (опт. архив ГИМ. Ед. хр. 2. Л. 39), а с ноября 1920 г. по документам она проходит уже как заведующая... Музей “Оптина пустынь” с самого начала ставил перед собой задачу сохранения фондов, монастырских зданий и территории... Музей состоял из библиотеки (30 тыс. томов) и павильонов: Потолочной и стенной живописи; Культового; Макарьевского, Вассиановского; Бытового; Кустарного; Лубка; Исторического; Портретов; Литературного; Гравюрного; Болотовской живописи; Виноградовской живописи (иеромонах Алексий (Александр Николаевич Виноградов, р. в 1846 г.), окончил Демидовский лицей, потом учился в Петербургской Духовной Академии и в Академии Художеств. Кандидат юридических наук, археограф, китаевед, художник. В составе Духовной миссии посещал Китай. Опубликовал ряд работ о Китае. В архиве Оптиной пустыни хранились некоторые его китаеведческие труды, в 1920-е гг. приезжал знакомиться с ними академик Н.И. Конрад. Основное послушание о. Алексия в Оптиной было иконописание. См. его житие в книге: Афанасьев В. Оптинские были. М., 2003. С. 516–525.); Рукодельного» (Письменные памятники в собрании ГИМ. М., 1993. С. 79). 557 ОПИ ГИМ (Отдел Письменных источников Государственного Исторического Музея). Ф. 521. Ед. хр. 4. Л. 35–35 об. 564 Иеромонах Кукша (Крискент Васильевич Степченков), р. в 1859 г. в селе Стариково Курской губернии. Начало своего монашеского жития положил в Глинской пустыни. Перешел в скит Оптиной пустыни 7 апреля 1885 г. Пострижен в мантию 4 декабря 1899 г. Был портным в ризнице и певчим на клиросе. Иеродиакон с 1 марта 1908 г. Иеромонах с 8 февраля 1909 г. Уставщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Алексий (Знаменский): ему вменялось в вину то, что дважды давал крестьянам сахар и совершил религиозный обряд бесплатно 6 мин., 02.08.2021 20 августа 1938 года супруга отца Алексия направила руководству НКВД заявление, прося о пересмотре его дела. «… Ему вменялось в вину, — писала она, — что он дважды давал крестьянам взаимообразно сахар, один раз чай, один раз взаимообразно три рубля деньгами и один раз совершил по просьбе другого лица религиозный обряд бесплатно. Протоиерей Алексий Знаменский с внучкой Нонной, 1935 Как это квалифицировали работники НКВД Виноградовского района и города Коломны, мне неизвестно, но допросы основаны были исключительно на этих фактах, в основу которых и была положена статья: контрреволюция со сроком десять лет. Двадцать лет он жил при советской власти и не был вредным для общества, так как никогда и ни в каких антисоветских выступлениях не участвовал и не мог участвовать по своему, во-первых, исключительно замкнутому характеру и, во-вторых, по состоянию здоровья и возрасту. Но вот на двадцать первом году социалистической революции, будучи совсем больным человеком, доживая, может быть, последние дни, был несправедливо и сурово наказан десятью годами лагеря, имея хроническую малярию, порок сердца и хронический катар желудка, при наличии оставшихся во рту трех зубов, не говоря о потере зрения (с 13 лет в очках). Наше советское правосудие защищает не только политические и трудовые, но и личные права граждан Союза, которые гарантированы Конституцией СССР и конституциями союзных республик. Законно поэтому ли ускорять приближение смерти больному человеку только за то, что тот с семинарской скамьи священник, в то время как советская власть не может руководствоваться чувством мести? Имеет ли смысл „перевоспитывать“ в течение 8–10 лет 60–70-летнего старика в передовой цивилизованной стране, лежащего на смертном одре, которому остается так мало жить...

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-aleks...

—490— но и Виктор Димитриевич Кудрявцев, от которого г. Глаголев имеет передать Вам и поклон. От души желая Вам доброго здоровья и всего лучшего, с истинным уважением к Вам имею честь быть Вашего Высокопреподобия всепокорнейшим слугой Иван Корсунский 21 апр. 1890 II Ваше Высокопреподобие, Досточтимый Отец Протоиерей Александр Алексеевич ! Примите мою глубочайшую благодарность за милостивое Ваше ко мне внимание» и дорогую для меня память о присылке огромного труда отца Алексия (Виноградова) . В этом труде много полезного и важного и для библиолога, и для филолога, хотя, естественно, с другой стороны, в таком обширном безмерно труде, и то, к чему приложимо изречение: сие море велико и пространно, и проч. Всё же, к стыду моему, считаю долгом совести сказать, что доселе я не был знаком с этим трудом и снова из глубины сердца воссылаю Вам благодарность за присылку его. От всей души желая Вам доброго здоровья и всего лучшего, с истинным и глубочайшим уважением к Вам имею честь быть и пребыть Вашего Высокопреподобия всепокорнейшим слугой Иван Корсунский 7 сент. 1896 Глаголев С. С. О Ключевском//Богословский вестник 1916. Т.3. 10/11/12. С. 491–510 (2-я пагин.) —491— Что же смотреть ходили вы? Ночь с понедельника на вторник проходила. Был тот предрассветный час, когда спящие спят особенно крепко, а беседа добровольно бодрствующих становится особенно откровенной. Ключевский говорил хозяйке дома: «Л. Н-на! Одна дама высказала мне такие истины: «Почему, спрашивала она, вами интересуются? Ведь, вы даже не умны, но что-то в вас есть». «Я привез вам давеча вторую часть моего курса русской истории; в моих лекциях может быть что-то и было, но это что-то растворилось в книге». Наступила пауза. – «А интересная была дама, которая вам это говорила?», – спросил один из сидевших за столом. – «Как вам сказать? У ней очень маленький нос, а я не люблю дам для открытия носа у которых требуется снаряжать географические экспедиции». – «У вас ведь своеобразный вкус, В.О., – сказал другой, – вот вам нравится m-me М., а что в ней хорошего?» – «А мне нравятся именно те, которые никому не нравятся», – сказал Ключевский. От m-me М. перешли к другой, а потом к третьей. Была общая черта у всех этих дам, черту эту не указывал Ключевский, но ее знали все: все эти дамы были несчастны в семейной жизни, и движимой состраданием Ключевский не только явно симпатизировал им, но и проявлял антипатию к их мужьям. Однако он сам? Неужели он готов был полюбить женщину только за то, что она страдала? Страдание вызывает сострадание, но не любовь. Образ, который любил Ключевский, нашел себе воплощение в литературе. Писателей XX столетия Ключевский не читал и из писателей XIX он уделил внимание немногим, но этих не-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это дочка нашей прихожанки! Так ее юная неокрепшая душа реагирует на то, что происходит в медиа-пространстве. Она еще ничего не знает, но уже против. В детстве мама водила ее к причастию, а сейчас она и крест не носит, и вся ушла в протест. Я посоветовал ей почитать толкование на Евангелие от Марка протоиерея Алексия Уминского – он просто пишет и доступно. Дал ей его книжку, она взяла, но не знаю, прочитает ли. Откуда у нее, причащавшейся в детстве, такое категоричное отрицание Церкви? Ясно, что все идет от телевидения и интернета. Беседовал Леонид Виноградов Читайте также: Протоиерей Всеволод Чаплин в ток-шоу писателя Сергея Минаева Поединок с Владимиром Соловьевым: Максим Шевченко vs Николай Сванидзе — Закон об охране чувств верующих (ВИДЕО) Ток-шоу — кризис формата или духа? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 ноября, 2020 29 мая, 2020 10 ноября, 2023 24 февраля, 2022 5 января, 2022 28 октября, 2021 31 июля, 2021 11 марта, 2021 3 февраля, 2021 18 ноября, 2020 29 мая, 2020 10 ноября, 2023 24 февраля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/sozdat-sensaciyu-mozhn...

Однажды наша съемочная группа поздравляла его с днем рождения, и я купила композицию в тяжелой вазе. Дарю ему, он берет, я хочу подхватить, а он говорит: «Ну что вы, Елена Николаевна! Я еще в силах держать». С одной стороны, я чувствовала себя его дочерью, с другой, в нем была такая мужская харизма, такое чувство собственного достоинства. Это проявлялось и в том, как он говорил, как внимателен был ко всем: следил, чтобы всех накормили, всем дарил подарки. Каждого человека пропускал через сердце. За год и месяц до Патриарха Алексия умер мой папа, а когда не стало и Святейшего, я почувствовала себя сиротой, оставшейся без отца. Беседовал Леонид Виноградов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 апреля, 2023 4 февраля, 2023 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 15 января, 2024 24 октября, 2023 2 октября, 2023 9 сентября, 2023 11 августа, 2023 26 апреля, 2023 4 февраля, 2023 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/put-patriarxa-video/

Владыка Сергий (Королев) приезжал из Праги по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). Прибыв в Россию, Владыка Сергий очень хотел повидаться со своим другом и “братиком” архимандритом Исаакием. Встреча была в Москве, куда батюшка приехал из Алма-Аты. Можно представить, какая это была встреча! Возвращаясь в Прагу, Владыка Сергий повез в гостинец пражанам от отца Исаакия хлеб и там раздробил его и раздал почитателям, чадам и знаемым по кусочку в память о батюшке — живом, здравствующем. Раздавал, как святыню, и это было им в радость. Вот где почитание, вот где любовь!” Архимандрит Исаакий до конца дней своих сохранил жизнерадостность, остроумие, шутливость, то целомудрие, при котором всем было легко. Речь отца Исаакия отличалась яркой выразительностью. Очень часто он рассказывал забавные эпизоды из жизни незадачливого бедолаги, который попадал в различные смешные истории. И мы смеялись, а отец широко разводил руками и, улыбаясь, повторял: “Вот как, вот как, серенький козлик!” За обедом всегда шел тихий разговор. Кажется, батюшка забыл твой вопрос и рассказывает о каком-то историческом факте или о чем-то из жизни святых угодников, а ты все сидишь и думаешь о своих житейских проблемах, но, когда уезжаешь, уже в вагоне память восстанавливает эти беседы, разговоры… и вдруг до тебя доходит, что весь смысл этих рассказов — ответы на твои же вопросы. Я тоже смеялась над этим глупым бедолагой, а ведь смеялась сама над собой! Радоваться крестный тоже умел искренне, улыбался всегда по-доброму. Когда ему сообщали какую-то приятную новость или рассказывали об удачном завершении, исполнении дела, крестился и говорил: “Вот и хорошо, слава Богу!” Отец Исаакий любил Пушкина, Достоевского, Чехова, Вальтера Скотта, а жития многих святых знал на память, цитировал оттуда целые фразы, выражения — удивительная была у него память. Вообще он любил читать, читал очень много. Любил читать вслух. Его чтение не было артистическим, однако захватывало. Мы часто плакали, когда он читал нам из житий святых.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Arhiva Unicul colegiu din Rusia care pregtete surori de caritate a anunat admiterea elevilor 3 august 2017 18:28 Свято-Димитриевское училище сестер милосердия объявляет срочный набор выпускников 9-х и 11-х классов на обучение по специальности «сестринское дело». Уникальность училища в том, что наравне со стандартными дисциплинами, изучение которых входит в курс по специальности «сестринское дело», здесь также изучают духовные аспекты профессии. На очную форму обучения (бесплатно) приглашаются выпускники 9-х классов, на вечернее отделение (обучение платное) — выпускники 11-х классов. Продолжительность учебы по специальности «сестринское дело» на очной и очно-заочной (вечерней) формах обучения — 3 года и 10 месяцев.  Свято-Димитриевское училище сестер милосердия  существует с 1992 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси является председателем Попечительского совета училища. Училище стало первым в России и по сей день остается единственным государственным образовательным учреждением в своем роде. Здесь получают среднее профессиональное образование, по окончании которого выдаются дипломы государственного образца. «Духовная составляющая в работе медицинского персонала зачастую не менее важна, чем, например, знание анатомии, — говорит директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Виктория Виноградова. — Поэтому большое внимание мы уделяем преподаванию духовных основ милосердия». В училище стремятся сочетать передовые современные знания по уходу за больными и сестринскому делу с традицией служения сестер милосердия, которые не только оказывают больным квалифицированную медицинскую помощь, но и поддерживают их духовно. Духовные основы милосердия студентам Свято-Димитриевского училища преподает член попечительского совет училища  епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , руководитель православной службы помощи «Милосердие» и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению . Выпускники Свято-Димитриевского училища задействованы во многих социальных проектах  православной службы «Милосердие»  — крупнейшей в России церковной службы помощи. Среди проектов службы «Милосердие»: Свято-Спиридоньевская богадельня для стариков и тяжелобольных людей, патронажная служба помощи на дому, проект «патронажный уход в больницах», служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и другие. Кроме того, выпускникам училища всегда рады в Центральной клинической больнице святителя Алексия митрополита Московского — многопрофильной больнице Русской Православной Церкви на 270 мест. В 2016 году в больнице открылось паллиативное отделение.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4975126...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010