После Мосгейма выделяется доселе весьма популярно изложенный труд Гука, «Le Christianisme en Chine en Tartarie et an Thibet» par M. Hug. Paris. 1857. Приложение 1-е, к § 32. А) Сирийско-китайская таблица VII ст., с надписью, переведенною на русский язык иером. А. Виноградовым, согласно с французским переводом и факсимиле оной Ж. Потье, с приложениями списка разных лиц и замечаниями Сирийско-китайская таблица VII в. в русском переводе иеромонаха Алексия Виноградова согласно с китайским текстом и французским переводом Потье. в его исследовании «inscription Syro-Chinoise». Надпись на каменной плите, найденной 1625 г. в г. Си-ань-фу, свидетельствующая о введении и распространении светоносной Да-цинской религии в Срединном государстве; – самый памятник сооружен и воздвигнут по китайскому обычаю Цин-цзуном, священнослужителем сирийской церкви, в 781 г. по P. X. 1. Бытие самосущее, истинное, абсолютное, единая имманентная и неизменная сила, не имеющее начала, т. е. Господь, есть Творец всех существ; будучи недоступен всякому чувственному понятию, он есть разум, не имеющий телесности. превосходящий в пространстве и времени самое крайнее и последнее, – вечноживущий и чудодейственный. 2. Исследуя, всемогущею десницею всю мрачную бездну мира. Он совершает творение (мир). Этому-то первоначальному Бытию самые высочайшие и тончайшие умы (т. е. ангелы), равно как сонмы святых людей, искони веков благоговейно поклоняются; такова наша Единица-Троица, которой достойная удивления личность безначальна; – есть Господь истинный, именуемый Eloha (евр.), Äloha (сирс.), O-lo-o (по кит. транскрипц.). Усвоив крестное знамение в определении четырех частей мира, Он сообщил движение эфиру и произвел два великих движущих начала (т. е. Ин и Ян, действительное и страдающее) во вселенной; мрачная пустота преобразилась, открылись небо и земля; солнце и луна получили свое правильное обращение по орбите, следствием чего явились день и ночь. 3. Кончив создание всех тварей подобно великому и мудрому художнику, Он образовал и сотворил первого человека; и, в отличие от других тварей даровал ему высшие способности: добродушие и общительность, заповедал быть господином даже над изменяющимися водами и всем что в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

д) Духовного Собора Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, от 28 марта за 472, с уведомлением о получении возвращенной Советом Академии рукописи Лаврской библиотеки под 199. е) Г. Председателя Казанского Окружного Суда, от 14 марта за 502, с уведомлением о получении дела Казанского Окружного Суда, возвращенного Советом Академии (в пяти посылках) при отношении от 3 марта за 101. ж) Г. Председателя Ташкентского Окружного Суда, от 16 марта за 13306, с уведомлением о получении возвращенных Советом Академии дел бывшего Сыр-Дарьинского Областного Суда: 1) о крестьянине Петре Воспитанникове, со следственным производством в I томе, и 2) о крестьянине Уаре Ермоленко, со следственным производством в I томе, и вещественных к означенным делам доказательств в 2-х пакетах. з) Канцелярии С.-Петербургской Духовной Академии, от 1 марта за 206, с уведомлением о получении возвращенного Советом Академии журнала «Theologische Revue» за 1905 год. i) Г. Директора Московского Публичного и Румянцевского Музеев, от 1 и 14 марта за 289 и 357, с препро- —134— вождением нескольких книг, которые и возвращены уже в Музеи при отношениях Совета Академии от 3 и 5 апреля за 215 и 221. и) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 6 марта за 605, с уведомлением о получении возвращенной Советом Академии рукописи Московской Синодальной Библиотеки под 333–218 («Устав») и препровождением на трехмесячный срок, для научных занятий и. д. доцента Академии В.П. Виноградова , рукописи той же библиотеки под 330 («Устав Патриарха Алексия»). к) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 28 февраля, 7 и 9 марта за 387, 456 и 484, с препровождением книг: 1) Theologische Studien. Theodor Zahn. Leipzig. 1908 (для занятий и. д. доцента В.А. Троицкого); 1) Ad. Wagner. Lehr und Handbuch der politischen Oekonomie. 2) Brentano. Ethik und Volkswirtschaft in der Geschichte. 3) Weisengrun. Das Ende des Marxismus и 4) Braun. Archiv für- soziale Gesetzgebung und Statistik (для занятий ординарного профессора. М.М. Тареева ); 1) Gemma Magica или магический драгоценный камень. 2) Божественная и истинная метафизика – 3 тома. 3) Fr. Portal. Des couleurs symboliques dans l’antiquité, le moyen âge et les temps modernes и 4) P. Bungi Bergomatis, Humerorum mysteria (для занятий и. д. доцента священника П.А. Флоренского).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1934 году педтехникум готовил: учителей, воспитателей детских садов и политработников или, как их называли, избачей (они должны были рассказывать крестьянам о преимуществах советской власти). В 1934–1935 году директором пед-техникума являлся Михаил Павлович Астафьев, затем до 1946 года — Оприц, с 1946 года по 1951 год — Матвей Захарович Кушин. С конца 1941-го — начала 1942 го года в здании размещался госпиталь 2824 для легкораненых солдат на 300 коек. Со станции Ужовка они приходили пешком. Питание в госпитале было скудным. По рассказам очевидцев Березенской слободы, солдаты госпиталя по утрам, когда хозяйки топили печи, заходили в дома и просили поесть. Обычно их угощали горячей картошкой в мундире. Многие женщины заранее ставили в печь чугунок с картофелем и ждали пришельцев. К сожалению, не сохранились сведения о раненых госпиталя. По воспоминаниям очевидцев среди них были: Андрей Виноградов (женился в Починках на Анне Павловне Матвеевой с улицы Красная), Михальченко и Яков Сизякин (украинец, женился в Починках и остался жить). По воспоминаниям другого очевидца находились в госпитале в 1943 году и тяжело раненные солдаты: без рук, без ног. Лежали они на кроватях в окровавленных бинтах и производили тяжелое впечатление. Лечили их врачи районной больницы. Педтехникум в это время временно размещался в бывшем доме купца Носова. С 1949 по 1955 год в бывшем здании Духовного училища был организован педагогический институт, в котором готовили учителей для школ с семилетним сроком обучения. Первым директором института был Матвей Захарович Кушин, его сменил директор Георгий Алексеевич Таратин. После закрытия пединститута, с 1955 по 1956 год в течение одного учебного года в здании располагалась вторая средняя школа (директор И. П. Ганин). Затем открылась школа-интернат на 300 учеников с 10-классным образованием для сельских детей Починковского и соседних районов. Первый выпуск происходил в 1961 году. В конце 1960-х лет на базе школы-интерната для сельских детей была создана коррекционная школа-интернат для детей с задержкой психомоторного развития.

http://sobory.ru/article/?object=58750

XX. " Юэ-лин» – месяцеслов с распределением разных предметов, занятий, празднеств, действий императора, правительственных лиц и народа, в течении XII месяцев года; Общие рубрики: в какой части неба находится солнце и звезда, какой день цикла, – небесный господин или гений-хранитель, какие бывают в каком виде твари, животные и растения, какая музыкальная нота и тон, какое число, и музыкальный инструмент, какой вкус предмета, какие жертвоприношения и какое мясо для них и стола государя, какой ветер, какой апартамент во дворце занимает государь, какое имеет одеяние и шапочку, каких выездных лошадей и сбрую, телегу и пр., какие украшения на сосудах, чем занимается и что говорит, как ведет себя с окружающими народами, как себя держит в отношении к земледелию, какие занятия в школе, какие составляются или утверждаются правила о жертвоприношениях и церемониях, и других предметах для занятий и поведения народа, какие существуют запрещения и на что – полицейско-административные? и проч. и проч. XXI. Мемориал И-чжуна о перенесении 1868 г. изображения императора Дао-гуан, таблицы с его именем, его книг и прочих предметов из г. Пекина в Мукдэн – столицу Маньчжурии. XXII. Этнографическая таблица народов Китая и центральной Азии (по Клапроту), населявших оную до P. X. и по XII ст. по P. X. Хрестоматия китайских текстов в русском переводе иеромонаха Алексия Виноградова I. Учение о Боге, природе и человеке, кратко составленное по излечениям из классических книг китайских философов 168 I. О природе Божией. 1) «Сюнь-цзы» говорит: «Небо не имеет действительной формы и подобно бесконечному пространству пустоты, замечаемому над землею, и называемому твердью». 2) Ян-фу говорит: – «Небо или Бог (кит. «Тянь» или «Тянь-чжу») суть одно. Звезды и видимые изменения в воздухе не суть Небо. Иначе, – собственно Неба (Бога, идеи о нем), мы не можем и не должны искать в чувственном виде». 3) Пань-ку говорит: – «Бог называется Небом». 4) «Чу-цзы» говорит: – «Утверждать, будто Бог подобен идолам, созидаемым рукою художника из глины и отливаемым из меди, значит решительно распространять ложные понятия о нем людям». 3) Лянь-инь (комментарий на «И-цзин»): – – «Бог именуется Духом– «Шень». Дух есть разумное дыхание Божие. Бог есть начало (личность) Духа. Дух – действо Божие. Правитель всех вещей – Бог; чрез своего Духа Он таинственно приводит все в движение». 6) Цзы-ся, на И-цзин: – «Бог есть Господь мироздания, начало неба и земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Задачи исследования: составление максимально подробной аналитической биографии Кафарова как учёного и дипломата на основе как опубликованных, так и архивных материалов; анализ научных интересов и методов учёного; изучение деятельности Кафарова как дипломата и информатора; составление аннотированной библиографии трудов П. И. Кафарова (доселе отсутствующей); анализ эпистолярного наследия учёного. Основные хронологические рамки работы – годы жизни Палладия (от 1817 до 1878 гг.), где важнейшим периодом являются годы научной и служебной деятельности Кафарова (1839–1878 гг.). В ряде случаев затрагиваются более поздние сюжеты (от 1878 г. до начала XXI в.), касающиеся публикации неизданного наследия и переиздания известных работ Кафарова. Методологическая основа исследования: включает сравнительный анализ сведений о жизни Палладия; изучение его трудов и личных документов (дневников, писем, свидетельств современников и коллег) в ходе которого сделана попытка дать объёмную картину жизни и творчества учёного на фоне его эпохи и окружения. Научно-практическая значимость работы. Изучение традиций российского китаеведения, включая её становление как академического института, создание отечественной школы и её влияние на мировую синологию, без сомнения, является одним из приоритетных направлений синологических исследований в нашей стране. Китаеведение относится к тем наукам, которые немыслимы без знания собственных корней. С точки зрения практической значимости, материалы исследования могут быть использованы для преподавания истории отечественного востоковедения в специализированных высших учебных заведениях, включены в образовательную литературу. Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела Китая Института Востоковедения РАН. Материалы исследования были апробированы автором в пяти статьях, три из которых вышли в журналах из списка ВАК: • «Китайские тетради» из архива Алексия Виноградова и незавершенный замысел Палладия Кафарова »; • «Участие архимандрита Палладия (Кафарова) в Тяньцзиньских переговорах 1858 г.»;

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

И теперь, я думаю, Антоний, ворочающий всеми делами и членами Синода, едва ли допустит мой возврат в Академию, напротив, раз став на путь мести и незаконных средств, не остановится ни перед чем, чтобы настоять на своем; не постесняется, конечно, и в Синоде утверждать обо мне ту же ложь и клевету, пользуясь моей полной беззащитностью. Пусть даже Анастасий 104 заявит о своем желании иметь меня инспектором (он, видимо, доселе смущен тем, что отнял у меня место и готов как-нибудь вознаградить меня); пусть и Иаков сделает обо мне представление снова (он тоже ценит и жалеет меня), но Синод, руководимый Антонием и его приятелями – Саблером и Сергием 105 , – может, конечно, не уважить представления, тем паче, что они ненавидят Иакова, дерзнувшего вопросить Синод, как ему поступить ввиду явно незаконоправильных действий Совета Академии в позорном деле преподнесения докторства Антонию. Словом, я кругом в несчастии и «нет мне помогающего». Только один Бог помощник и Заступник мой, и на Него-то вся моя надежда. Живем теперь в скромненькой и не совсем удобной квартирке – на Пушкинской ул., в доме Молоствовой (наш адрес). Сидим, правда, не без дела: я читаю две лекции в Академии и исполняю разные поручения Совета (сейчас читаю и редактирую магистерскую своего проф[ессорского] стипендиата), потом читаю одну лекцию по патрологии на Богословских женских курсах, служу в разных церквах; но все это бесплатно. Благо – пока есть кое-какие запасы. Но ведь источник не очень обильный и хватит его ненадолго, при скудной э[кстра]ординарной пенсии. Значит, volens-nolens нужно где-нибудь искать себе и платной – конечно, соответствующей сану и характеру – службы. Из других профессоров временно согласились читать – до замены их намеченными стипендиатами только Юнгеров, Богословский, Курганов и Машанов 106 ; прочие же все наотрез отказались, и именно по нежеланию служить при настоящем ректоре – этом поистине «душетленном звере», с которым они не желают нигде даже встречаться (даже 8-го ноября ныне никто из них не был в Академии, и праздник у нас ныне походил на какую-то тризну). А наш ректор, не получая якобы обещанного ему летом назначения, положительно сбесился и бросается на всех как злая собака. Между прочим, последнее время бросился на монахов: отругал в аудитории при студентах э[кстра]ординарного проф[ессора] иером[онаха] Гурия 107 , потом в алтаре отругал иером[онаха] Евсевия (и. д. доцента) 108 «негодяем» и лишив служения Литургии только за то, что тот не хотел принять на себя звания ключаря акад[емической] церкви; студента иерод[иакона] Вениамина обругал «мужиком, негодяем, мерзавцем» и гнал из Академии за какие-то пустяки; тот, впрочем, подал жалобу архиепископу, и неизвестно, чем дело кончится. В Казани положительно все изумляются несносному и дикому нраву Алексия и усердно молятся, чтобы Господь поскорее взял его куда-нибудь. Но довольно. Пиши поскорее. Нижайший поклон тебе шлет Р[аиса] Никандровна и от нас обоих – незабвенной Анастасии Ивановне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Истоки духовного возрождения Руси в XIV веке и его результаты Алексей Виноградов   00:48 23.10.2014 1179 Время на чтение 28 минут Возрождение Руси в XIV веке традиционно связывают с деятельностью преподобного Сергия. Трудам этого великого русского святого по восстановлению подлинного монашества и духовному воспитанию паствы посвящена статья преподавателя Костромской духовной семинарии Русской Православной Церкви Алексея Владимировича Виноградова. Возрождение Руси в XIV веке традиционно и вполне заслуженно связывают с деятельностью преподобного Сергия. Труды этого великого русского святого по восстановлению подлинного монашества и духовному воспитанию паствы нашли отклик и продолжение в его учениках и последователях. Архипастырская поддержка со стороны святителя Алексия митрополита Московского и благословение Константинопольского Патриарха Филофея позволили подвижнику осуществить реформу, связанную с возрождением общежительного устава. Поскольку для древнерусского монашества «образ подвижника имел гораздо больше значения, чем само подвижничество» , личный духовный подвиг преподобного в деле возобновления киновии на Руси также приобрел определяющее значение. Рождение в такую непростую для нашего Отечества эпоху столь знаковой фигуры, каким мы знаем святого Сергия Радонежского, не могло быть событием случайным, оно напрямую связано с глобальными духовно-политическими процессами, происходившими в православном мире. Попробуем хотя бы в общих чертах обозначить эти явления, проследить их влияние и оценить результаты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

415 Автору оно осталось недоступным. — См. о нем: E. Legrand, Bibliographic hellenique, I, Paris, 1885, p. 173. 416 П. Виноградов, Книга для чтения по истории сред. веков II, 1899, стр. 209—210. 417 Сюда же нужно еще отнести триодь из собраний В. И. Григоровича, отчасти описанную И. И. Срезневским в «Памятниках юсового письма» (1868, стр. 117 и 331): автору эта рукопись осталась недоступной. 418 Ср. L. Geitler, Euchologium glagolski spomenik manastira Sinai brda. U Zagrebu 1882, p. 195. 419 Так читалось, быть может, у переводчика в греческом оригинале, или же он смешался здесь, вспомнив сходное выражение из предшествующего данному самогласна — вечера вторника первой седмицы. 420 Здесь одна фраза пропущена. 421 Характерную и принадлежащую исключительно одной Орбельской триоди особенность представляют кондаки на все дни 40-цы: они оказываются просто седальнами 3) из Октоиха в последовательном порядке гласов. 422 По Погодинской триоди, потому что в Орбельской триоди здесь много ошибок переписчиков. 423 Так же и в уставе патриарха Алексия. 424 Исправления текста трипеснцев поддаются определению очень трудно, потому что в каждой рукописи он изобилует вариантами, сделанными переписчиками. Но иногда здесь встречаются варианты, принадлежащие, несомненно, и справщикам: например в 3 тр. 8 п. Иосифова трипеснца на понед. 2 седм. πτερσωμεν в Шафар. т. переведено — взвысимс , в Орб. — въперимс и т. п. Нельзя не отметить также различного количества дополнительных тропарей в трипеснцах св. Феодора по отдельным славянским рукописям: в одних их больше, в других меньше, причем часто переводы их сделаны различно. Это обстоятельство заставляет предполагать, что лица, вносившие указанные тропари в славянскую триодь, если и не исправляли всех трипеснцев, то всетаки сверяли их с греческим оригиналом, по крайней мере, с количественной стороны. Русские триоди по тексту трипеснцев стоят к древнейшей славянской триоди Шафариковской ближе, чем остальные вышеперечисленные триоди. 425 А. П. Сырку, К истории исправлены богослужебных книг в Болгарии, т. I. 1899.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

Приложение IV. Указатель имён содержит краткие биографии и фотографии (рисунки) к 186 персоналиям, упомянутым в данной работе, и позволяет шире взглянуть на научный, дипломатический и исторический контекст эпохи Палладия. Приложение V. «Китайские тетради» из архива Алексия Виноградова и незавершенный замысел Палладия Кафарова » содержит статью об уникальном архивном материале – сборнике рукописных тетрадей на китайском языке, снабжённых несколькими сотнями иллюстраций на тему китайских обычаев, вероятно, показывающих интерес Палладия к китайской живописи и этнографии. II. Основное содержание работы Во введении к диссертации обоснована актуальность работы, сформулированы цели и задачи, показаны научная новизна и представлен источниковедческий обзор, даётся историографический анализ. Основные положения введения содержатся в первой части автореферата. Первая глава, состоящая из шести параграфов, в хронологическом порядке освещает подробности биографии Петра Ивановича Кафарова от рождения до кончины. Деление на параграфы в данной главе основано на местопребывании и должности Кафарова в конкретный момент времени. Первый параграф посвящён рождению и получению образования в России: в Казанской семинарии, а затем в Петербургской духовной академии, из числа студентов которой Кафаров поступил в состав российской духовной миссии в Пекине. Для прояснения положения духовной миссии в Пекине во втором параграфе приводятся основные сведения об истории миссии до поступления в её состав Кафарова. Миссия представляла собой уникальное учреждение, совмещающее в себе научно-исследовательские, миссионерские и дипломатические функции. Третий параграф посвящён участию Палладия в составе двенадцатой российской духовной миссии в Пекине. После семилетнего пребывания в Пекине Палладий вернулся в Россию, имея хорошее представление о характере работы миссии. Общение с китайцами и чтение литературы значительно повысило языковые навыки молодого иеродиакона, в связи с чем он был выбран главой новой пекинской миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

После Пасхи я приступил к печатанию частных писем блаженной памяти Владыки Филарета, и 1-я часть почти уже напечатана; 2-я в цензуре. Но в настоящее время я собираю новые материалы для биографии Святителя: это – письма к нему от разных высокопоставленных лиц, хранящиеся в архиве Св. Синода». 29 ч. скончался в Петербурге Гофмейстер, Сенатор Князь Павел Петрович Вяземский, основатель и Председатель общества любителей древней письменности, к которому и я имел честь принадлежать. В 215 Московск. Ведомостей помещено Елпид. Вас. Барсовым весьма сочувственное воспоминание о почившем, ученом любителе древностей, Князе. В тот же день получено было мною из Киева от иеромонаха Киево-Печерской Лавры Алексия (Виноградова) прошение и из Петербурга от А. В. Гаврилова письмо. В прошении своем от 27 ч. о. Алексий изъясняет: «Ваше Высокопреосвященство! Святейшему Синоду благоугодно было перевести меня из состава Пекинской Российской духовной Миссии в число братии Киево-Печерской Лавры. Повинуясь сему определению, я прибыл в апреле месяце сего 1888 года в Лавру, где и поселился для продолжения своих трудов для Русской Церкви, к числу которых относятся разного рода Церковно-археологические материалы по зодчеству деревянных храмов Божиих, украшающих издревле сельские церкви. Будучи семь лет в Пекине, я постепенно рисовал набело и тщательно проверял чертежи храмов Божиих по своим черновым заметкам. Таких храмов с часовнями в обозренных мною местностях Тверской, Новгородской, Ярославской и частью в Сибирских епархиях, накопилось свыше ста, которые и приведены в надлежащий художественно-архитектурный порядок. Ныне я имею в готовности две синоптических таблицы только планов с означенных памятников, и четыре малых таблицы типичных кричовых церквей. Остальные фасады и детали имею желание совершать постепенно. В виду глубокого интереса местных наших памятников старины и возможности иметь приходской церкви точное воспроизведение таковых в рисунках, имею честь предложить Вашему Высокопреосвященству, не благоугодно ли будет произвести зависящее от Вас распоряжение о заказе известного количества оттисков моих рисунков для приложения к Тверским Епархиальным Ведомостям. Такого рода приложение как раз может служить отличным пособием составителям описаний местных памятников по «Метрике» нарочно составленной и разосланной по определению Святейшего Синода в Епархиальные церкви. Те же самые оттиски и в том же виде я предполагаю печатать, с разрешения и выбора Археологического общества Императорского в С.-Петербурге, в «Известиях» сего Общества. Рисунки намерен выполнить посредством гравирования на камне в г. Киеве, при посредстве местных художников и литографов, под личным своим надзором.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010