Башкирский областной отдел ГПУ счёл невозможным поддержать обвинение в открытом суде и направил материалы следствия в Москву в Секретный отдел ГПУ для применения к арестованным внесудебных мер. 24 августа того же года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила владыку к двум годам ссылки в Нарымский край, но, как было сообщено из Башкирского отдела ГПУ, " постановление о высылке условно к Пояркову не применено ввиду того, что Поярков как епископ, пользующийся среди верующих авторитетом, будет использован в работе духовенства " . В конце августа был освобождён из-под стражи и приступил к управлению Уфимской епархией . 26 октября того же года Комиссия НКВД по административным высылкам официально отменила своё решение о ссылке в связи с тем, что в ходе следствия епископ Иоанн " выявил свое отрицательное отношение к черносотенным церковным группировкам " . В условиях ограничения свободы передвижения и вмешательства светских властей в управление епархией деятельность епископа Иоанна приобрела двойственный характер. С одной стороны, имея большой авторитет среди верующих, он продолжал противодействовать обновленческому расколу, в связи с чем, по признанию ОГПУ, " обновленческое движение в Уфимской губернии... развивалось слабо " . 1 января 1924 года с целью сохранения православной иерархии в Поволжье в связи с арестом Самарского архиепископа священномученика Анатолия (Грисюка) и с его согласия епископ Иоанн совместно с викарными епископами Байкинским Вениамином (Фроловым) и Стерлитамакским Марком (Боголюбовым) совершил в Уфе хиротонию иеромонаха Алексия (Буя) во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии (хиротония была совершена вопреки телеграмме патриарха Тихона с просьбой воздержаться от рукоположения до выяснения всех обстоятельств дела, но впоследствии получила признание). С другой стороны, в это время епископ Иоанн пошёл на определенные уступки светским властям, требовавшим от него отделения от Патриаршей Церкви. В январе 1924 года обратился к патриарху Тихону с ходатайством о " временном обособлении " (т.

http://drevo-info.ru/articles/13674629.h...

Б. Церк. управление в России и гос. проекты его реализации 1681-1682 гг.//Гос. учреждения России XVI-XVII вв. М., 1991. С. 37-48; Сысоева М. Краткая история церквей города Воронежа//Воронежский епархиальный вестник. 1992. 10. С. 13-22; 1993. 8-9. С. 78 - 86; Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-е годы: (Процессы Петра (Зверева) и Алексия (Буя))//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127-145; Глазьев В. Н. Еп. Митрофан Воронежский: К истории отношений светской и духовной властей в кон. XVII - нач. XVIII в.//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 71-81; он же. Страницы ранней церк. и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у.//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 45-64; Комолов Н. А. Воронежские архиереи сер. XVIII в.//Из истории Воронежского края. Воронеж, 1998. Вып. 7. С. 64-72; Сапелкин Н. С. Несокрушимая твердыня. Воронежская епархия в 1917-1942 годы//Подъем. 2000. 8. С. 201-222; он же. Воронежская епархия в годы Великой Отечественной войны//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 129-139; Войсковые часовни и храмы//Воронеж правосл. 2002. 2. С. 11; Воронежско-Липецкая епархия и ее архипастырь на рубеже XX-XXI вв. Воронеж, 2002; Комолова Э. В. Церк. развитие южнорус. региона в XVII в.//Из истории воронежского края. Воронеж, 2002. Вып. 10. С. 3-16; Воронежские архипастыри. 2003; Прославленные святые (святители, преподобные и новомученики). Воронеж, 2003. Кн. 1. Иером. Митрофан (Шкурин) Памятники церковной архитектуры Освоение территории В. е. началось со строительства Воронежа (1585) и продолжилось в 30-50-х гг. XVII в., когда были основаны села и многочисленные города-крепости в составе Белгородской черты (Землянск, Орлов, Костёнск, Урыв, Коротояк, Острогожск, Ольшанск, Усерд и др.). Юго-зап. часть губернии с г. Острогожском во 2-й пол. XVII в. была тесно связана с укр. культурой. Со 2-й пол. XVI-XVIII в. край заселялся выходцами из разных, прежде всего центральных, районов России и Украины.

http://pravenc.ru/text/Воронежская и ...

118. [Список прославленных в лике святых новомученников и исповедников российских XX века. Деяние Собора о канонизации других святых XVIII–XX вв.//Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: деяние юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских XX века: Юбилейный Архиерейский Собор. М., 2000. С. 90–112. 119. Фаст, М. В., Фаст, Η. П. Нарымская Голгофа: материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. Из содерж.: [Софроний (Арефьев), архиепископ]. С. 49–54,117–118, 356. 120. Фигуры старых Соловков//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 167–169. 121. Акиньшин, А. Н. «Виновным себя ни в чем не признаю»: [дело «буевцев " 1//Встреча. 1992. С. 34–37: ил. 122. Акиньшин, А. Н. Крест: судьба епископа Алексия Буя//Воронежский курьер. 1992. 10, 13 янв. 123. Алексий (Буй)//России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 822. 124. Андреев, И. М. Епископ Максим Серпуховский (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере//Православный путь (США). 1951. С. 61–70. 125. Горюнов, Ю. П. Возьми крест свой...: Нижегородские священники Державины и их родословие. СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2012. 431 с., л. ил., портр. 126. Житие священномучеников Назария (Грибкова) и Георгия (Колоколова) и мученика Петра (Царапкина)/авт.-сост. игумен Дамаскин (Орловский). Тверь: Булат, 2002. 22, с.: ил., портр. 127. Иеромонах Иларий (Лыюров)//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 181–182. 128. Иоанн. Серафим, патриарх Соловецкий. М.: Правосл. Церковь Божией Матери Державная, 2001. 254, с.: цв. ил. 129. Лозина-Лоэинский, В. Из Соловецких тетрадей/авт. предисл. Ф. Погодин//Ученые записки/Рос. правосл. ун-т ап. Иоанна Богослова. М.: Отдел религ. образования и катехизации РПЦ, 1995. 1. С. 188–199.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

232.Андреевский, И. М. Светлой памяти друга и соузника по Соловецкому концлагерю протопресвитера о. Михаила Польского //Православная Русь. 1960. 11. С. 4. 233. Польский, М. Положение Церкви в советской России: очерк бежавшего из России священника. Нью-Йорк: Изд-ние братства преп. Иова Почаевского Нью-Йоркской и Канадской Епархий Русской Православной Зарубежной Церкви, 1995. 85 с. Петр (Василий Константинович Зверев), архиепископ 234.Акиньшин, А. Н. «Виновным себя ни в чем не признаю»//Встреча. 1992. 10/12. С. 34–37: ил. (Православные страстотерпцы). 235. Акиньшин, А.Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920–1930-е годы (процессы Петра Зверева и Алексия Буя)// Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127–145. 236. Воспоминания И. М. Картавцевой об архиепископе священномученике Петре (Звереве) /публ., вступ., примеч. A.B. Маштафаров//Вестник церковной истории. 2008. 3. С. 153–176. 237. Высотин, A. Анзер-остров: [о Воронеж, святом священномученике Петре (Звереве) ]//Воронеж, неделя. 2013.14–20 авг. 33). С. 9. 238.Дамаскин (Орловский), Столяров В. Голгофа архиепископа Петра//Наука и религия. 1999. 9. С. 8–10. (Новомученики российские). 239. Дамаскин (Орловский). Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский. Тверь: «Булат», 2004. 224 с. 240. Новомученик архиепископ Воронежский Петр Зверев . Воронеж: Изд. Воронеж, епархии, 1994. 8 с.: портр. 241. Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский//Календарь храма Благовещения Пресвятой Богородицы. М., 2003. 2. С. 2–16. 242. Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается. пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 143–150. 243. Список пастырей и верных чад Русской Православной Церкви, невинно убиенных за веру Христову в годы Советской власти//Воронежский епарх. вестник. 1992. 1/2. С. 37. 244. Страстотерпец Петр [Зверев]: Архиепископ «Соловецкий»//Русский паломник. 1995. 11/12. С. 88–105: ил. (Новый российский мартирологий).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В 1929—1931 гг. арестам, ссылкам, тюремному заключению подвергались тысячи священнослужителей. Первый удар нанесли по отделившимся от Патриархии после издания «Декларации» 1927 г. Были арестованы и сосланы митрополит Иосиф (Петровых), епископы Димитрий (Любимов), Алексий (Буй), архиепископ Серафим (Самойлович), епископы Виктор (Островидов) и Дамаскин (Цедрик). В 1930 г. отделившимся от Патриархии иосифлянам в Ленинграде принадлежали соборы Воскресения на Крови, святителя Николая и Владимирский. После закрытия этих церквей последний иосифлянский храм Тихвинской иконы Божией Матери продержался до 1936 г. В Москве «непоминающие» удерживали за собой до 1931 г. храмы святителя Николая на Маросейке и святых мучеников Кира и Иоанна, где постоянно служил отец Серафим (Битюгов). Большая часть иосифлян и других непоминающих клириков в 30-х гг. ушла в катакомбы, совершала богослужения, исполняла требы тайно. Престолы с антиминсами устраивали в частных домах, доступ в которые был открыт только хорошо известным, доверенным лицам. Очаги нелегальной Церкви стали появляться в местах ссылок — в Сибири, на Урале, в Казахстане, а также на Северном Кавказе. Воронежская и Тамбовская епархии оказались опорой для группировки так называемых «буевцев» — сторонников епископа Алексия (Буя). 6 июля 1931 г. в Москве расстреляли епископа Максима (Жижиленко). Еще в 1929 г. в Ленинграде арестованы были все видные священники-иосифляне: протоиереи Василий Верюжский, Феодор Андреев, Иоанн Никитин, Сергий Тихомиров, священник Николай Прозоров, монахиня мать Кира. В феврале 1931 г. по сфабрикованному делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их императрице Марии Феодоровне были расстреляны настоятель Преображенского собора митрофорный протоиерей Михаил Тихомиров, генерал Казакевич, церковный писатель Поселянин и другие лица. По делу о нелегальном вывозе из СССР женщины из аристократической фамилии расстрелян был ее духовный отец протоиерей Михаил Чельцов, приговоренный в 1922 г. вместе с митрополитом Вениамином (Казанским) к смертной казни, но тогда помилованный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В середине 1930-х гг. о. Кассиан, активно занимаясь научной деятельностью, часто покидал Афон. Летом 1934 г. он преподавал на Экуменическом семинаре в Женеве, летом 1937 г. участвовал во Всемирной конференции в Эдинбурге, а летом 1939 г. – во Всемирной конференции христианской молодежи в Амстердаме. В августе 1939 г. архимандрит Кассиан снова приехал на Афон и остался в Свято-Пантелеимоновском монастыре до октября 1945 г. 59 . В 1936 г. после двадцатилетнего перерыва вернулся на Святую Гору архимандрит Евгений (в миру Евгений? Иосифович Жуков). Он родился в 1884 г. в с. Летницкое Медвежинского уезда Ставропольской губернии в крестьянской семье и пришел на Афон в начале XX века. Жуков был принят в обитель св. Архистратига Михаила, пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха и в дальнейшем назначен помощником настоятеля Ставроникитского монастыря. В 1914 г. о. Евгений приехал в Россию, сохранив греческое подданство, и до начала 1920-х гг. пребывал в Лебяжьей пустыни на Кубани, где активно боролся против обновленчества. В 1924 г. он был возведен Патриархом Тихоном во архимандрита, после чего служил в храме станицы Кавказской, неоднократно подвергаясь арестам со стороны советских карательных органов. После выхода в 1927 г. декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти о. Евгений отделился от него и перешел к иосифлянам. В 1928–1929 гг. он окормлялся у епископа Козловского Алексия (Буя), а в марте 1930 – январе 1931 г. у епископа Бахмутского и Донецкого Иоасафа (Попова), который назначил его иосифлянским благочинным Кубани. К отцу Евгению в станицу Кавказскую приезжало много верующих. 17 января 1933 г. архимандрит был арестован по обвинению в «причастности к церковно-монархической организации Южно-Русский Синод» и постановлением Особого совещания НКВД от 15 октября 1933 г. по делу Истинно-Православной Церкви приговорен к высылке из СССР, однако направлен в Кемеровские лагеря 60 . В 1936 г., после неоднократных ходатайств, о. Евгений был выслан в Грецию как греческий подданный (по некоторым сведениям, обменян на арестованного греческого коммуниста). В 1936–1972 гг. архимандрит пребывал в монастыре на Афоне, активно переписываясь со своими духовными чадами в СССР и других странах. Он являлся духовным сыном преподобного Силуана и был очень популярен в Греции. Скончался отец Евгений в 1972 г. на Святой Горе 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Лазаренко Григорий Яковлевич; 1879, с. Новоселица Полтавской губ.- 1930, г. Майкоп Северо-Кавказского края), деятель иосифлянского движения (см. Иосифляне ). Из крестьянской семьи. Принял монашеский постриг, рукоположен во иеромонаха. В 1919 г. в Киеве епископами сщмч. Макарием (Кармазиным) и Парфением (Брянских) В. был хиротонисан во епископа Лебединского, викария Полтавской епархии, хиротония была признана Патриархом св. Тихоном . В 1920 г. епископ Хорольский, викарий Полтавской епархии, в следующем году, возможно, был назначен на Богучарское вик-ство Воронежской епархии. С осени 1925 г. епископ Майкопский, викарий Краснодарской и Кубанской епархии. В кон. 1925 г. арестован в Майкопе по обвинению в антисоветской агитации, заключен в тюрьму г. Ростова-на-Дону, позднее отправлен в Москву. Освобожден в нояб. 1926 г., вернулся в Черноморский округ. 12 дек. 1926 г. был арестован в с. Заповедное Туапсинского р-на, в февр. 1927 г. переведен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму, в марте освобожден под подписку о невыезде из Майкопа. После издания «Декларации» 1927 г. отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , уехал на Украину, с авг. 1927 г. по март 1928 г. служил в сельских храмах Сумского и Белгородского округов. В нач. 1928 г. стал активным иосифлянином, ездил в Ленинград к еп. Димитрию (Любимову) . 18 марта 1928 г., приехав в Воронеж, передал объединенные и возглавленные им приходы непоминающих в Харьковском, Сумском округах и на Кубани под окормление еп. Алексия (Буя) , а сам стал представлять его в горах Сев. Кавказа. Жил нелегально в скиту в урочище Пеус, окормлял иосифлян Майкопского, Черноморского и Армавирского округов. Арестован в сент. 1929 г. по обвинению в руководстве «Черноморским филиалом Истинноправославной церкви», бежал в Ср. Азию. 27 февр. 1930 г. заочно приговорен тройкой полномочного представительства ОГПУ в Северо-Кавказском крае к высшей мере наказания. Арестован в 1930 г. в Ср. Азии, перевезен в Майкоп, расстрелян в тюрьме. Арх.: Центральный гос. архив общественных организаций Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. Т. 3; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 76; Ф. 2. Оп. 7. Д. 406. Л. 29; ЦДНИ ВО. Ф. 9323. Оп. 2. Д. П-24705. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 964; Истинно-православные в Воронежской епархии/Публ. М. В. Шкаровского//Минувшее. М.; СПб., 1996. Вып. 19. С. 324, 344-346, 351; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 211; Осипова И. И. «Сквозь огонь мучений и воду слез…». М., 1998. С. 26, 35, 39, 40, 95-103, 107, 110, 230, 266; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 27, 33, 41, 100, 104, 105, 109, 125-128, 276, 286, 290, 360. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154193.html

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 726; Ф. 797. Оп. 77. Д. 46; ГАНО. Ф. 1016. Оп. 1. Д. 59; Архив УФСБ по Тверской обл. Д. 7564-С; Архив УФСБ по Воронежской обл. Д. П-19568; ЦДНИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 19568. Т. 1-2; ТверЦДНИ. Ф. 7849. Д. 7564-С; ГАОПИ Воронежской обл. Ф. 9353. Оп. 2. Д. П-19568. Ист.: Отчет о состоянии Казанской ДА за 1901-1902 уч. г. Каз., 1902. С. 22, 53, 143; Заседание Миссионерской комиссии//Новгородские ЕВ. 1908. 7. С. 194-196; Определения Свят. Синода//ЦВед. СПб., 1909. 28. С. 284; 1916. 45. С. 401; Определения Свят. Синода//Тульские ЕВ. 1910. 32. Ч. офиц. С. 378; Епарх. хроника//Там же. Ч. неофиц. С. 570; Из Белёва//Там же. 43/44. С. 774-777; Церковно-школьная хроника//Там же. 45. С. 836-838; Щеглов В. Село Песковатое, Белёвского уезда//Там же. 22. С. 416-417; Монастыри и война//Тульские ЕВ. 1915. 8/9. Ч. неофиц. С. 130; А. Д. Воронежские рабочие дадут решительный отпор//Воронежская коммуна: Газ. 1926. 274(2112). С. 1; О широкой городской рабочей конференции//Там же. С. 3. Лит.: Регельсон Л. Л. Трагедия Русской Церкви, 1941-1945. П., 1977. С. 452, 536, 540, 542; Польский. Т. 2. С. 56-66; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 5. С. 376-377; Акиньшин А. Н. «Виновным себя ни в чем не признаю»//Встреча: Культ.-просвет. работа. 1992. 10-12. Вставка: Светочъ. 13. С. 34-37; он же. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-е годы: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя)//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. [Вып. 1]. С. 127-145; он же. Петр Зверев, владыка Воронежский//Воронежский курьер. 1992. 2(208). 6 янв. С. 4; он же. Святитель Петр Воронежский//Правосл. жизнь. Джорд., 1994. 10. С. 1-11; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 173-174; Русские православные иерархи: Исповедники и мученики: Фотоальбом. П., 1986. С. 59; Воспоминания об архиеп. Петре (Звереве)//Надежда: Христ. чт. Fr./M., 1988. Вып. 14. С. 132-155; Волков О. В. Погружение во тьму. М., 1989. С. 86-87; Страстотерпец Петр архиеп. «Соловецкий»//Рус. паломникъ. Chico (Calif.), 1995. 11/12. С. 89-105; Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания: (Зап. соловецкого узника). М., 1997. С. 93-95; Дамаскин. Кн. 4. С. 28-80; Петр (Зверев)//России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 841-842; Священномученик Петр (Зверев), архиеп. Воронежский//АиО. 2003. 1(35). С. 174-181; ЖНИР. Янв. 2005. С. 272-317; Маштафаров А. В., Картавцева И. М. Воспоминания И. М. Картавцевой об архиеп. сщмч. Петре (Звереве)//ВЦИ. 2008. 3(11). С. 152-176; Священномученик Петр (Зверев Василий Константинович), архиеп. Воронежский//Соловецкие новомученики. Москва; Соловки, 2009. С. 31-60; «Я всех люблю и о всех скорблю» Житие сщмч. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, 1876-1929/Сост. мон. Еликонида (Кушлик). М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2580154.html

13 Имеется в виду церковная политика – конфликты между различными церковными группами и лидерами, – необязательно имевшая собственно политическую подоплеку. Ср. Протоиерей Владислав Цыпин . О катакомбах XX века. Беседа в редакции//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 108–109. 14 Различение «левых» и «правых» расколов внутри Православной Российской Церкви, хотя и не является методологически выверенным, довольно часто используется исследователями. К первым относят «обновленческий раскол» 1922–1946 гг., который был спровоцирован властями в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, и «григорианский раскол», получивший свое название по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского), возглавившего Временный высший церковный совет (ВВЦС), образованный в 1925 г. несколькими архиереями после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) . Обе группы пытались захватить церковную власть в обход существовавших распоряжений священноначалия о ее преемстве и поддерживались властями как «альтернатива» патриаршей Церкви. Ко вторым относят различные движения, вставшие в оппозицию церковноначалию Российской Православной Церкви во главе с митрополитом Сергием (Страгородским) с 1927–1928 гг. На территории СССР это прежде всего «иосифлянская» оппозиция, получившая название по имени митр. Иосифа (Петровых) и имевшая своим центром северо-запад России; «викторовская» оппозиция (по имени еп. Виктора (Островидова)) в Верхнем Поволжье; «буевская» (по имени еп. Алексия (Буя)) оппозиция в Центральном Черноземье. Мы назвали только наиболее значительные разделения, которые имели место на территории СССР и которые будут упоминаться на последующих страницах. Отметим, что разделения внутри Российской Церкви в XX веке – одна из значительных и болезненных страниц ее истории советского периода, которую также нужно рассматривать в контексте последствий политики советской власти в отношении Церкви. См. также Беглов А. Церковная оппозиция в 1940-е годы//Альфа и Омега. 2006. 2(46). С. 111–133.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[…] В таком же положении находятся и заграничные расколы, напр. Карловацкий» Кого митрополит Сергий зачислял в подобные обновленцам и григорьевцам безблагодатные «современные иерархии», можно понять из определения его Синода, приятого в июле 1929 года. В этом определении в числе «раскольников» упоминались «последователи бывшего Ленинградского митрополита Иосифа [Петровых], бывшего Гдовского епископа Димитрия [Любимова], бывшего Уразовского епископа Алексия [Буя]» то есть те, кого обобщенно называли тогда «иосифлянами». Наложение на них запрещения в священнослужении, согласно митрополиту Сергию, автоматически делало их священнодействия недействительными (кроме крещения), то есть отторгало их не только от административного, но и от благодатного церковного единства. Проблема, однако, заключалась в том, что в реалиях того времени высшая церковная власть в лице митрополита Сергия в наложении канонических прещений была далеко не свободна. Так, в декабре 1927 года начальник 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ (отвечавшего за борьбу с «церковной контрреволюцией») Е.А. Тучков просил сообщить своим ленинградским «товарищам» (в совершенно секретном порядке, разумеется): «Мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиц[ионных] епископов» И действительно, вскоре после этого заявления Тучкова митрополитом Сергием и его Синодом было наложено запрещение в священнослужении на двух оппозиционных ленинградских епископов — Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина), последователей митрополита Иосифа (Петровых), после чего их, по учению митрополита Сергия, следовало считать безблагодатными. Получалось, таким образом, что действие благодати находилось в прямой зависимости от административных актов Московской Патриархии, которая сама пребывала под сильнейшим влиянием ОГПУ. То есть, упрощенно говоря, чекист Тучков оказывался в итоге своего рода «распределителем благодати». Если же вспомнить, что в задачу ОГПУ входило всемерное разложение Церкви изнутри, дробление ее на максимальное число частей, нетрудно понять, чем оборачивалась «дисциплинарная экклесиология» митрополита Сергия и его апологетов для церковного единства.

http://patriarchia.ru/db/text/2257926.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010