Оппозиционные деятели обосновывали свой разрыв с митр. Сергием большей значимостью свободы церковной жизни перед наличием или отсутствием у Церкви легального статуса. Хотя митр. Иосиф не являлся противником офиц. регистрации своей иерархии и был готов исполнять законные требования советских органов, не выходившие за рамки принципов формально провозглашенной в СССР религ. свободы, однако в оппозиционных по отношению к митр. Сергию церковных кругах отчетливо выражалась сознательная готовность перейти в случае необходимости к скрытым от властей (катакомбным) формам церковного служения. Иосифлянство рассматривалось советскими властями как наиболее опасное для них церковное течение. С 1928 г. против иосифлян было проведено неск. репрессивных кампаний. За 2-3 года в заключении оказались практически все иосифлянские епископы и около половины поддерживавшего их клира. Одновременно с репрессиями против духовенства шла ликвидация иосифлянских храмов, при этом большинство из них закрывалось и лишь малая часть передавалась приходам в канонической юрисдикции. К 1931 г. в Ленинграде у иосифлян было лишь 9 действующих храмов, а к 1932 г. там уже практически не было зарегистрированного иосифлянского духовенства. В 1933 г. последний иосифлянский храм был закрыт в Москве. В дальнейшем в СССР уцелели считанные единицы легальных приходов церковной оппозиции. Поставленные перед невозможностью открыто совершать богослужение приходы церковной оппозиции массово переходили к катакомбному служению. Клирики совершали богослужения и исполняли требы тайно. Престолы с антиминсами устраивали в частных домах, доступ в которые был открыт только для членов общин. По версии органов ОГПУ, общины церковной оппозиции являлись «филиалами» контрреволюционной нелегальной «Истинно православной Церкви» (ИПЦ). В дальнейшем в литературе получило распространение мнение, что с кон. 20-х гг. XX в. в СССР действовала катакомбная ИПЦ с многочисленной иерархией, якобы включавшей в себя тайный епископат иосифлянской, андреевской и даниловской (по Даниловской группе) традиций. В наст. время большинство авторитетных исследователей считают утверждения о существовании Катакомбной Церкви как особой церковной организации с иерархичной структурой не соответствующими действительности. Церковная оппозиция представляла собой не единую орг-цию, а совокупность автономных общин и групп, поддерживавших между собой эпизодические контакты. В ряде регионов нелегальные церковные общины, не признававшие митр. Сергия, обобщенно называли по имени местного оппозиционного архиерея: буевцы - сторонники Козловского еп. Алексия (Буя) в Центр. Черноземье, викториане - последователи Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова) в Ср. Поволжье и Предуралье, уаровцы, ерофеевцы, нектариевцы и др. К. д. в кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/1681351.html

Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода по делу «ярославской группы» (митрополит Агафангел Преображенский и др.) 07.05 (09.06).1928. Письмо архиепископа Корнилия [Соболева] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу текущих событий церковной жизни 05.1928. Открытое письмо епископа Павла [Кратирова] «О модернизированной Церкви или о сергиевском православии» 03(16).06.1928. Письмо архиепископа Петра [Зверева] из соловецкого заключения Рапорт протоиерея Воскресенской города Майкопа церкви Сергия Молчанова Феофилу [Богоявленскому], епископу Кубанскому и Краснодарскому, о воссоединении митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием [Страгородским] и Временным Патриаршим Священным Синодом 06(?).1928. Послание бывшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя архиепископа Угличского Серафима [Самойловича] из Буйничского, Свято-Духова монастыря Могилевской епархии и др. Выписки из писем заключённого в Соловках архиепископа Верейского Илариона [Троицкого] по вопросу об «иосифлянской оппозиции» Письмо митрополита Иосифа [Петровых] епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] по поводу «капитуляции» «ярославской оппозиции» Письмо настоятеля Московского Крестовоздвиженского храма священника Александра Сидорова к епископу Гдовскому Димитрию [Любимову] о прещениях, налагаемых митрополитом Сергием [Страгородским] на московских «иосифлян» Ответное письмо (на предыдущее) епископа Димитрия [Любимова] Гдовского московским “иосифлянам” Письмо архиепископа бывшего Саратовского и Царицынского Досифея [Протопопова] к митрополиту Саратовскому Серафиму [Александрову] по вопросу о «григорианском расколе» Характеристика епископа Алексия [Буя], составленная канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Протоиерей Люперсольский Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1929.16.4 Постановление Временного Синода, приравнивающее запрещенных в священнослужении митрополита Иосифа (Петровых), епископа Димитрия (Любимова) и епископа Алексия (Буя) к обновленцам и григорианам. 1929.8.3 Постановление ВЦИК и СНК о религиозных объединениях: исключение священнослужителей из состава “двадцаток”, запрещение благотворительной деятельности, религиозной пропаганды и т. д. Начало массового закрытия церквей, аресты и расстрелы большинства “непоминающих” священнослужителей. Начало ухода в катакомбы большой части иосифлян и других отделившихся от митрополита Сергия группировок “непоминающих”. Нелегальные церковные группы возникают в местах ссылки “непоминающих” архиереев. 1930.10.7 Митрополит Сергий и Синод увольняют митрополита Евлогия от управления русскими приходами в Западной Европе за участие в молениях о страждущей Русской Церкви, состоявшихся в Англии. 1930.28.1 Чрезвычайный собор украинских “самосвятов” объявил о самороспуске автокефальной Украинской Православной Церкви. 1931.19.2 Митрополит Сергий обращается с посланием к Советскому правительству, выражая протест против массового закрытия церквей, арестов и ссылок священнослужителей и ходатайствуя о возобновлении церковно-издательской деятельности и восстановлении духовных школ. Массовое закрытие церквей начинает идти на убыль. Получено разрешение на издание официального церковного органа, “Журнала Московской Патриархии” (выходил до 1935 года включительно, издано в общей сложности 24 номера). 1931.2 Митр. Евлогий (Георгиевский), управляющий русскими приходами в Западной Европе, перешел со своей митрополией в юрисдикцию Константинопольского патриарха, который образовал из русских приходов в Западной Европе экзархат (во главе с митр. Евлогием). 1931.5.12 Взорван храм Христа Спасителя. “Союз воинствующих безбожников”, организованный в 1925, объявил о начале “безбожной пятилетки”. Упразднение автономии Северо-Американской епархии и запрещение в священнослужении митрополита Платона (Рождественского). Платон не подчиняется приговору Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Но большая часть иосифлян и других отделившихся от митрополита Сергия группировок «непоминающих» в начале 30-х годов уходит в катакомбы, начинает совершать богослужения и исполнять требы для своих единомышленников тайно. Престолы с антиминсами устраивались в частных домах, в подполье, куда доступ был открыт только хорошо известным, доверенным лицам. Очагами деятельности нелегальных церковных групп стали места ссылки - Сибирь, Урал, Северный Кавказ, а Воронежская и Тамбовская епархии оказались опорой для группировок «буевцев» - сторонников епископа Алексия (Буя). Время от времени, выходя на свободу, «непоминающие» епископы объезжали города и села, посещали единомышленных с ними священников, налаживая деятельность нелегальных церковных общин. Отделившиеся от митрополита Сергия клирики предлагали митрополиту Кириллу объявить себя Местоблюстителем. На эти предложения он в январе и феврале 1934 года отвечал в письмах неизвестным частным лицам отказом. В первом письме митрополит Кирилл писал: «Только после смерти митрополита Петра или его законного удаления я нахожу для себя не только возможным, но и обязательным активное вмешательство в общее церковное управление... Дотоле же иерархи, признающие своим Первоиерархом митрополита Петра, вознося его имя по чину за богослужением и не признающие законной преемственности Сергиева управления, могут существовать до суда соборного параллельно с признающими». Во втором, февральском письме митрополит Кирилл объяснял свою нерешительность «не усталостью от долгих скитаний», а «неполным уяснением окружающего меня и всех нас обстановки». «Необходимость исправляющего противодействия сознается, но общего основания для него нет, и митрополит Сергий хорошо понимает выгоду такого положения и не перестает ею пользоваться. В одном из двух писем ко мне он не без права указывает на эту разноголосицу обращаемых к нему упреков и потому, конечно, не считается с ними». В заключение повторяется двусмысленная оценка благодатности духовенства, находящегося в юрисдикции Заместителя Местоблюстителя: «Таинства, совершаемые сергианами..., являются, несомненно, таинствами, спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждения и сомнения в их действительности..., но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду».

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

Разнообразная практика вызывает и недоумения, а иногда и соблазн среди верующих. Докладывая о сем, прошу дать руководственные по сему делу указания. Определением своим, от 25 июля с. г. за 94, постановили: Вопрос о чине приема обновленческих клириков вообще и, в частности, обновленческих деятелей решен Святейшим Патриархом Тихоном и Патриаршим при нем Синодом в декабре 1923 г. (см. Постановление 160 от 7/20 декабря 1923 г.), причем представители обновленческой иерархии, начиная с бывшего Нижегородского архиепископа Евдокима [Мещерского], Святейшим Патриархом запрещены в священнослужении. А потому все священнодействия, совершенные обновленческими клириками после 15 апреля 1924 г., недействительны, за исключением Таинства св. крещения, и поэтому крещенных в обновленчестве, при присоединении или приеме в лоно Св. Православной Церкви принимать через миропомазание; браки, заключенные в обновленчестве, навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы: «Отец, Сын и Св. Дух». Таинства, совершенные в отделении от единства церковного отступившими от Патриаршей Церкви последователями бывшего Свердловского (Екатеринбургского) архиепископа Григория [Яцковского] и бывшего викария Московской епархии епископа Можайского Бориса [Рукина] и другими организовавшими ВЦС, как запрещенными в священнослужении, а равно и последователями бывшего Ленинградского митрополита Иосифа [Петровых], бывшего Гдовского епископа Димитрия [Любимова], бывшего Уразовского епископа Алексия [Буя], как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через Таинство св. миропомазания; браки, заключенные в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы: «Отец, Сын и Св. Дух». Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует, хотя бы и по усиленной просьбе родственников, отпевать, как и не следует совершать по них и заупокойную литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию свою Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков (8-е правило 3 Вселенского Собора). Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Письмо митрополита Иосифа [Петровых] к епископу, отложившемуся от митрополита Сергия Дорогой Владыка! Узнав от ... о принятом Вами решении, нахожу и после ознакомления со всеми материалами, что другого выхода нет. Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к Вам, но, конечно, помочь Вам более существенно лишён возможности. Правильно строить своё церковное дело, чтобы мы управлялись самостоятельно каждый, обращая все взоры и надежды на единственно законного Местоблюстителя митрополита Петра и будущий поместный Собор всех нынешних святителей, а не случайного подбора и их отдельными лицами. Этого законного собора только и должны сейчас добиваться всякие правители и Синод и, если они бессильны сделать это, то должны сами сойти со сцены и сказать открыто, что мы готовы на все мучения, но правды Христовой никогда не принесём в жертву и посмеяние мракобесию безбожия. Помоги Вам Господи. Да не уничтожится у нас вера в неложность обетования Господня быть до скончания века. Митрополит Иосиф. Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т.2 Послание епископа Алексия [Буя] к православному клиру и мирянам Воронежской епархии об отмежевании от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в Истине» (3Ин.:1:4). Стоя на страже Православия и зорко следя за всеми проявлениями церковной жизни не только во вверенной нашему смирению епархии, но и вообще в патриархате, мы, к великому нашему прискорбью, обнаружили в последних деяниях возвратившегося к своим обязанностям Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия, митрополита Нижегородского, стремительный уклон в сторону обновленчества, превышение прав и полномочий, предоставленных ему, и нарушение св. канонов (решение принципиальных вопросов самостоятельно, перемещение и увольнение архиереев без суда и следствия и т. п. См. Кирилл. правило 1, Апостольское правило 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Где бы я ни был, моя любовь и моё благословение будет с Вами и с Вашей паствой. Димитрий, епископ Гдовский. г. Петроград, день св. муч. Парамона, 29 ноября (12 декабря) 1928 г. Архив составителя Письмо архиепископа бывшего Саратовского и Царицынского Досифея [Протопопова] к митрополиту Саратовскому Серафиму [Александрову] по вопросу о «григорианском расколе» Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший митрополит Серафим. До меня дошло, что иереи раздорники злоупотребляют моим именем, говоря, что я сочувствую раздорникам, в частности Григорию [Яцковскому], Борису [Рукину] и иже с ними. Это наглая ложь, свойственная григорианам, григорианский раскол я хорошо знаю и, будучи в Саратове, я не раз предупреждал паству об этой опасности. Григорианство положило в основание ложь, обман, и из лжи и обмана ничего доброго не может произрасти. Говорить, что я сочувствую григорианам, это значит говорить, что я не в здравом уме. Я скорблю об этих отпадениях от Св. Православной Церкви, о погибели отпадших, ибо вне Церкви нет спасения. Умоляю отпадших в разум истины прийти, возвратиться в лоно Св. Православной Церкви и во смирении соделать своё спасение. Иереи – раздорники, бывшие раньше обновленцами, полагаю, уклонились опять от Св. Церкви по гордости – самолюбию и расчёту: они ради прибытка обманывают, обольщают легковерных. Умоляю отпадших их собственным спасением возвратиться в лоно Православия – под руководством митрополита Сергия и своего архипастыря – митрополита Серафима [Александрова]. Они это сделают, если им дорого спасение. Прошу Ваше Высокопреосвященство сообщить это прельщённым и прельщаемым. Вашего Высокопреосвященства собрат и сомолитвенник архиепископ Досифей [Протопопов]. Испрашиваю святых Ваших молитв. г. Покровск, 1928 г. 26 декабря (ст. ст.) Характеристика епископа Алексия [Буя], составленная канцелярией Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя ...Канцелярия Патриаршего Священного Синода в ответ на Вашу просьбу – дать имеющиеся в Патриаршем Священном Синоде сведения об епископе Алексии – сообщает: епископ Алексий в прошлом был келейным иеромонахом у архиепископа Томского и Иркутского Анатолия [Каменского] (ныне покойного); в годы церковной разрухи он проживал в Никольском монастыре г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Если бы ссылка архиепископа Серафима и епископа Алексия [Буя] Воронежского были делом митрополита Сергия, то, естественнее всего, Заместителю тогда же бы расправиться со всеми ими, как это, вероятно, делали живоцерковники и обновленцы. А между тем в самый острый тот момент все отколовшиеся Ярославские, Петроградские, Воронежский и Вятский викарии остались на своих местах. Разве это не свидетельствует о том, что митрополит Сергий и в тот печальный момент церковной жизни оберегал церковную свободу и в силу этого принципа не позволял себе делать даже мысленных движений прибегать к греховному содействию безбожных «внешних». Теперь ли, к 17 февраля (2 марта) 1929 г., спустя больше года после Ярославского акта, когда откол почти распался, митрополиту Сергию принимать не соответствующие ни положению, ни принципу, ни его личности меры к отделившемуся от него и не имеющему паствы архиепископу Серафиму, из-за того только, что тот обратился к Церкви с посланием, которое и по содержанию ничего из себя не представляет, кроме тяжёлою самообвинения, и по цели ничего не могло обещать? Не только в применении к митрополиту Сергию, но даже и объективно это недопустимо и психологически. Я говорю о тяжёлом самообвинении посланием архиепископа Серафима. Он обвиняет митрополита Сергия в тяжёлом грехе «увлечения малодушных и немощных братий наших в новообновленчество». Обновленчество ли, новообновленчество ли – эти два однородные понятия указывают на одну и ту же сущность – уклон от Православия, от Истины. Я уже говорил, что слухи о впадении митрополита Сергия и его Синода то в обновленчество, то в другие раздорнические отделения от Церкви ещё до появления Ярославского акта распространялись среди верующих врагами Её, вероятнее всего, теми же обновленцами и членами других отделений, чтобы только сеять в Церкви смуту и производить новые в Ней деления. Это, между прочим, и побудило митрополита Сергия с Синодом обратиться с посланием ко всей Церкви от 18(31) декабря 1927 г. В нем святители открыто и определенно свидетельствуют: “Мы более, чем кто-либо другой, должны быть стражами и блюстителями чистоты нашей веры, правил и преданий церковных; уже в первом своём послании мы ясно и определенно выразили нашу волю быть православными, и от этого своего решения мы ни на йоту не отступили и, Богу поспешествующу, не отступим и впредь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский, фото из дела 1924 г._pstbi.ru Он также отрицал наличие непосредственной связи между снятием креста с монастырского храма и смертью игумении: «После смерти игумении ни лично, ни через кого-либо другого никаких слухов по городу не распускал. Что смерть игумении, последовавшая во время снятия креста с церкви бывшего Девичьего монастыря, вызвана этим снятием, не мог говорить, так как ее поразил, если не ошибаюсь, третий по счету удар за два дня до смерти, и с тех пор она не приходила в сознание, так что я даже не мог ее причастить перед смертью. […] С могилы игумении я ушел до ее закрытия, но действительно благословлял подходивших ко мне…». 29 мая во время повторного допроса отцу Иоанну было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности. Священник отвечал:  «Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю ни в малейшей степени. За все время своего пребывания в Воронеже как на духу, так и с амвона, и в частных беседах, не столько по страху наказания, сколько по своему миросозерцанию, всегда учил кротости, терпению и покорности гражданским законам. Никого около себя не группировал и, оставшись случайно временно исполняющим должность епархиального благочинного, с марта сего года с духовенством епархии имел лишь официальные сношения справочного характера. Распускать какие бы то ни было слухи считаю ниже своего достоинства как служителя духа…». Показания священника были проигнорированы. Дело в отношении отца Иоанна, как и в отношении большинства безвинно пострадавших тех лет, было решено во внесудебном порядке. 16 августа 1929 года постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ отец Иоанн был приговорен к заключению в Соловецкий концлагерь сроком на три года. Так отец Иоанн отправился на Соловки во второй раз. Но пробыл он там недолго. Уже в мае 1930-го он был вновь арестован и переправлен в знакомую ему Воронежскую тюрьму чтобы стать обвиняемым по делу «буевцев». «Буевцы» В архивно-следственном деле 24705 «Церковно-монархической организации «Буевцы» в Центрально-Черноземной области (февраль — июль 1930 года) – последнем, по которому проходил священномученик Иоанн, — семь томов. Всего по делу было привлечено 492 человека, из них 134 были арестованы. Обвинительное заключение составлено на 38 человек. 12 человек, включая епископа Алексея (Буя), были приговорены к расстрелу (впрочем, епископа Алексия расстреляли позже, в 1937-м), 14 человек — к 10 годам лагерей, 10 — к 5 годам, один был выслан на 5 лет в Северный край и один приговорен к 3 годам лагерей условно.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21 февраля (6 марта) Священномученики Александр Вислянский и Даниил Алферов С вященномученик Александр родился в 1870 году в селе Архангельское Землянского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Иакова Вислянского. Окончив в 1893 году Воронежскую Духовную семинарию, Александр Яковлевич был до 1894 года учителем пения в Введенской церковноприходской школе в городе Воронеже; в том же году он был рукоположен во диакона к храму в женском Богородице-Тихоновском Тюнинском монастыре, где также преподавал в монастырской школе пение. 30 марта 1897 года он был рукоположен во священника к Архангельской церкви в селе Рогожино Задонского уезда Воронежской губернии, в котором он служил до прихода к власти безбожников, ввергнувших страну на многие годы в кровопролитную смуту. Во второй половине двадцатых годов отец Александр служил в храме в селе Семидесятное Гремяченского района Воронежской области. Как и многие другие священники Воронежской области, он мужественно боролся против обновленцев, пытавшихся захватить православные храмы, и, как и многие, весьма настороженно отнесся к переговорам заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с представителями советской власти, а также и к сделанным им заявлениям; за богослужениями он поминал только Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) и правящего архиерея Воронежской епархии епископа Алексия (Буя). Священномученик Даниил родился в 1870 году в селе Тройня Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Василия Алферова. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен во священника и уже при власти безбожников служил в храме в селе Никольское Гремяческого района Воронежской области по соседству с приходом отца Александра Вислянского. До революции отец Даниил принимал участие в народно-религиозных движениях, таких, как Союз русского народа, члены которого постоянно принимали участие в крестных ходах.

http://fond.ru/kalendar/248/aleksandr/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010