Иосифлянство широко распространилось в Центр. Черноземье после того, как управлявший Воронежской епархией Козловский еп. Алексий (Буй) в янв. 1928 г. объявил об отделении от митр. Сергия и об избрании духовным руководителем митр. Иосифа (Петровых) . Митр. Сергия отказались признавать более 80 приходов и до 400 священнослужителей Центральночернозёмной обл.; на территории Л. о. наибольшее распространение движение буевцев получило в современных Усманском, Елецком и Задонском районах. В марте 1928 г. священник елецкой Сергиево-Владимирской ц. Сергий Бутузов посетил в Воронеже еп. Алексия и вместе с приходом присоединился к иосифлянству; еп. Алексий направил в Елец игум. Питирима (Шумских; впосл. архимандрит), способствовавшего организации при Сергиево-Владимирской ц. жен. монашеской общины и переселению в нее мн. насельниц елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря . В Задонском р-не иосифлянское духовенство возглавлял архим. Никандр (Стуров). После высылки из Воронежа еп. Алексий в мае 1928 г. поселился в Ельце, в нач. сент. того же года он посетил Задонск. В это время Елец на короткое время становится одним из центров оппозиции митр. Сергию: еп. Алексия посещали представители общин юга России и Украины, заявлявшие о выходе из подчинения митр. Сергию и присоединении к буевцам. Весной 1929 г. еп. Алексий и мн. его последователи были арестованы. После этого большей частью иосифлянских приходов управлял проживавший в Новомосковске Бахмутский еп. Иоасаф (Попов) , однако архим. Никандр (Стуров) и управляемые им приходы подчинялись Гдовскому еп. Димитрию (Любимову) вплоть до ареста последнего в нояб. 1929 г. В дек. того же года находившийся в заключении еп. Алексий письменным распоряжением передал управление иосифлянскими приходами Воронежской епархии еп. Иоасафу; это решение было санкционировано еп. Димитрием. Еп. Иоасаф руководил иосифлянскими общинами до своего ареста в янв. 1931 г. Во время массовых преследований буевцев в нач. 30-х гг. XX в. власти приписывали их влиянию большую часть крестьянских выступлений против коллективизации, имевших место, в частности, на территории современных Усманского и Елецкого районов. Если в других регионах иосифлянские общины и духовенство к сер. 40-х гг. XX в. в основном воссоединились с РПЦ, то в Центр. Черноземье большинство последователей еп. Алексия (Буя) оставались на нелегальном положении, впоследствии примкнув к катакомбному движению . Истинно православные христиане, катакомбное движение

http://pravenc.ru/text/2110530.html

теплый собор... келейную церковь... могильную церковь... нижнюю колодезную церковь» (ГА Воронежской обл. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473. Л. 141 об.- 142). Для сохранивших верность Святейшему Патриарху свт. Тихону богослужения совершались иеромонахами З. м., не принявшими обновленчество, лишь в Троицком храме Скорбященского мон-ря. Сохранился составленный 1 авг. 1923 г. бывш. благочинным З. м. иером. Пионием список 38 монашествующих обители, состоявших в т. н. рабочей артели. В нем перечислены имена 9 чернорабочих, 7 чел. (включая настоятеля) названы работниками свечного завода, есть сапожник, ложкорез, специалист по ремонту прялок, указан среди прочих и фельдшер. Об остальных, упомянутых в данном списке, в т. ч. и о самом авторе реестра, сказано, что «питаются приношением добрых граждан города Задонска» (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 111. Л. 471-471 об.). В 1923 г. братию возглавлял архим. Никандр (Стуров). Духовным авторитетом среди братии пользовался бывш. афонский монах 80-летний архим. Тимолай († 1927). Пребывая на покое в З. м., он работал «над созданием труда об отношениях Церкви и государства в послереволюционное время, о страшных годах гонений, пережитых и переживавшихся Церковью» (Там же. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 24975. Л. 140). В 1923 г. при храмах З. м. было создано «Тихоновское» религ. об-во, но обновленцы не позволили его членам служить в монастырских храмах (Там же. Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 43. Л. 13 об.). Весной 1929 г. братия получила приказание освободить жилые помещения в 2-этажном здании у свечного завода. Тогда архим. Никандр купил для монахов у Задонского горсовета дом на Дворянской ул., к-рый стал последним приютом общины. Братия поддерживала одного из лидеров иосифлянства, еп. Алексия (Буя) . В июне 1929 г., получив письмо от сосланного на Соловки еп. Алексия, архим. Никандр организовал сбор средств для оказания помощи архиерею (Там же. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 24975. Л. 181 об.). В дек. 1929 г. З. м. был официально закрыт (Там же. Л. 180-181), духовенство Задонского иосифлянского округа окормлялось у бывш.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЙКОПСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия ) РПЦ, существовало в 1925-1927 гг. Осенью 1925 г. Майкопским викарным архиереем был назначен Хорольский (по др. данным, Богучарский) еп. Варлаам (Лазаренко) . Вскоре он был арестован и во время пребывания в заключении (с кон. 1925 по нояб. 1926 и с 16 дек. 1926 по март 1927) непосредственно управлять вик-ством не мог. «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) еп. Варлаам не принял и уехал на Украину, где с авг. 1927 по март 1928 г. служил на приходах. 18 марта 1928 г. он посетил в Воронеже бывш. управляющего Воронежской епархией Козловского еп. Алексия (Буя) , передал ему управление приходами «непоминающих» в Майкопском, Черноморском, Армавирском округах Северо-Кавказского края и на Украине, а также отправил послание духовенству с призывом переходить под руководство еп. Алексия. Вернувшись на Кубань, еп. Варлаам жил на нелегальном положении, окормляя местных иосифлян (см. ст. Иосифлянство ) Майкопского, Черноморского и Армавирского округов до ареста в сент. 1929 г. Среди участников григорианского раскола известен Майкопский еп. Феофан (Прокопович?), хиротонисанный летом или осенью 1926 г. иерархами, к-рые подчинялись Временному высшему церковному совету . 11-13 мая 1927 г. он присутствовал на совещании раскольников в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре , его подпись стоит последней под посланием участников совещания от 12 мая. 15-18 нояб. того же года этот архиерей участвовал в григорианском съезде, проходившем в том же мон-ре. По нек-рым сведениям, еп. Феофан в 1927-1932 гг. возглавлял григорианскую Ростовскую кафедру с титулом «Ростовский и Майкопский». Ист.: Второй московский съезд староцерковников, признающих Высший временный церковный совет, бывший в Москве в Донском мон-ре 15-18 нояб. 1927 г. М., 1928. С. 1. Лит.: Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. С. 56, 61, 74, 77; Акты свт. Тихона. С. 498; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез...»: Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М., 1998. С. 26, 35, 39-40, 95-104, 106-107, 110-111, 266; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Губонин. История иерархии. С. 285, 413, 806; Мазырин А. В., свящ. Высшие церковные иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-х - 1930-х гг. М., 2006. С. 27, 100, 187; Православное церковное сопротивление в СССР: Биогр. справ., 1927-1988 гг./Авт.-сост.: М. В. Шкаровский и Д. П. Анашкин. М., 2013. С. 18. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561238.html

Дел этих, правда, из-за усилий ОГПУ у архиепископа Серафима оказалось не столь много, сколько могло бы быть. Так, например, архиерейская хиротония за все сто дней его правления, по имеющимся данным, была совершена всего лишь одна (и та - без его личного участия). Уже упоминавшийся Барнаульский епархиальный съезд избрал на эту кафедру архимандрита Владимира (Юденича). Он же, в отличие от большинства членов съезда, не был сторонником григорианского ВВЦС и за санкцией на хиротонию обратился к Угличскому архиепископу, как к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Архиепископ Серафим согласился, но при условии, что тот письменно заявит о признании единственно законной церковной властью в России Патриаршего управления, возглавляемого митрополитом Петром и его заместителями, и осудит Архимандрит Владимир дал требуемую присягу и 20 марта 1927 года был рукоположен во епископа Барнаульского архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым), проживавшим тогда в Николо-Угрешском монастыре под Москвой. Из назначений на кафедры, сделанных архиепископом Серафимом, следует отметить назначение 1 марта 1927 года временно управляющим Воронежской епархией епископа Алексия (Буя), впоследствии известного как главного организатора церковной оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) в Центральном Черноземье России. В церковно-исторической литературе встречаются утверждения, что архиепископ Серафим даже назначил епископа Алексия одним из кандидатов на должность временного исполняющего обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя на случай своего Эти утверждения, однако, нуждаются в проверке, поскольку противоречат вышеприведенным данным о том, что святитель Серафим преемников себе не назначал. Что касается наград, то известно, например, что архиепископ Серафим возвел в сан митрополита своего учителя по духовному училищу архиепископа Полтавского Григория (Лисовского), незадолго до кончины последнего, наступившей 7 марта 1927 года. " Однако, - как замечает митрополит Феодосий (Процюк), - Преосвященный Григорий по скромности не захотел воспользоваться этой наградой и не обнародовал ее "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Горьковский Василий Петрович; 2.08.1864, дер. Нащёкино Бобровского у. Воронежской губ.- 18.02.1938, Ульяновск Куйбышевской обл.), еп. Мелекесский, вик. Ульяновской епархии. Из семьи священника. Окончил Воронежскую ДС, затем КДА (1889) со степенью канд. богословия. (Кандидатское соч. В. «О брачном состоянии клириков в христианской Церкви» - вызвало неоднозначные оценки: по мнению рецензентов, в нем содержались «не вполне взвешенные суждения».) В нояб. 1889 г. В. был назначен преподавателем рус. языка в Павловское ДУ Воронежской епархии, 9 дек. того же года рукоположен во иерея, с 1893 г. помимо работы в ДУ преподавал Закон Божий в Воронежской жен. гимназии. С окт. 1893 г. являлся настоятелем Тихвино-Онуфриевской ц. в Воронеже. 15 марта 1902 г. возведен в сан протоиерея. В сент. 1912 г. назначен смотрителем Павловского ДУ. С 1918 г. настоятель воронежской Рождество-Богородицкой (Пятницкой) ц., с 1920 г. настоятель Владимирского собора в г. Валуйки Воронежской губ. По нек-рым сведениям, в нач. 20-х гг. уклонялся в обновленчество (Акты свт. Тихона. С. 407). В 1923 г. в Валуйках был арестован, обвинен в сокрытии церковных ценностей, осужден на 2 года лишения свободы. Овдовев, в 1926 г. принял монашество, 18 сент. 1927 г. в Москве в ц. во имя сщмч. Трифона состоялась хиротония В. во епископа Богучарского, викария Воронежской епархии, к-рую возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) . В 1928 г. В. осудил попытку Козловского еп. Алексия (Буя) , в то время управлявшего Воронежской епархией, выступить против церковной политики митр. Сергия. 19 марта 1928 г. В. был переведен на Керченское вик-ство Таврической епархии, 14 марта следующего года - на Акмолинское вик-ство Петропавловской епархии. В том же году он был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. С 11 авг. 1932 г. еп. Каменец-Подольский, временно управлявший Донской епархией, 29 июля того же года возглавил Каменское вик-ство той же епархии. С 3 апр. 1933 г. еп. Ржевский, викарий Калининской епархии, с 24 авг. того же года еп. Кунгурский, викарий Пермской епархии, 30 янв. 1935 г. переведен на Сарапульское вик-ство Кировской епархии.

http://pravenc.ru/text/159048.html

Недавно ко мне обратились прихожане из одного села Вятской епархии с просьбой разъяснить им, правильно ли поступает митрополит Сергий и его Синод, не отступили ли они от Православия. При этом добавили, что среди них распространяется письмо Андрея [Ухтомского] Уфимского, где митрополит Сергий и Синод именуются богоотступниками. Я, как мог, уяснил прихожанам всю ложь и неправду этого богоотступника Андрея Уфимского, который теперь, после раскола, перешёл к евангелистам. Не знаю, как прихожане вразумились. Молим Бога, да поможет Вам, о. протоиерей, уяснить колеблющимся всю неправду и ошибку. Помоги Вам, Господи. У нас в Казанской епархии все спокойно и тихо, и никто не восстаёт против митрополита Сергия. По поручению епископов Иринарха [Синеокова], Сергия и Антония [Быстрова?] прошу и молю всех протестантов оставить всякие сомнения и протесты против митрополита Сергия и его Синода. Всё канонично и разумно в действиях митрополита Сергия и его Синода и всё направляется на пользу Церкви. Если бы что-либо было неправильного в действиях митрополита Сергия и его Синода, то я бы и все мы, ссыльные, терпели бы это? Мы все сразу отложились бы от митрополита Сергия и его Синода. Но мы все спокойны и стоим за митрополита Сергия, так как все правильно и законно. Е[пископ] Захария [Лобов] и все марийские ссыльные. 26 января 1928 г. Архив составителя 20. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу о раздорнической деятельности епископа Уразовского Алексия [Буя] Архив составителя Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к петроградской пастве в связи с возникшим там «иосифлянским расколом» ...Начавшийся раскол и побудил митрополита Сергия сперва запретить бесчинников в священнодействии, а потом, когда они не образумились, выступить с посланием к петроградской пастве, в котором называл их «ослеплёнными своею мнимою праведностью, неспособными внимать [ни] голосу благоразумия, ни увещаниям пастырского долга», свидетельствует об увольнении их от викариатств, a паству призывает к повиновению законной канонической власти... [в изложении]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

По версии следствия, «буевцы» — то есть, окружение воронежского архиерея епископа Козловского Алексия (Буя),- «под прикрытием религиозной пропаганды»  готовили «восстановление монархии путем вооруженного восстания крестьянства против Советской власти». Основными пунктами обвинения «буевцев» были агитация против создания колхозов, антицерковной политики властей и распространение соответствующих воззваний. Епископ Алексий (Буй)_ sobor-voronezh.livejournal.com Исходя из материалов дела, отец Иоанн Стеблин-Каменский осуществлял руководство «буевским» движением в Воронеже – возглавлял тайную коллегию по управлению Воронежским епархиальным центром Истинно-Православной Церкви из пяти человек. Кроме него, членами «коллегии» были названы священники Сергий Гортинский, Евгений Марчевский, Иоанн Житяев и епархиальный духовник архимандрит Игнатий (Бирюков) . Принадлежность Стеблин-Каменского к «буевцам» ОГПУ доказало при помощи своего осведомителя из рядов духовенства. Так, вместе с отцом Иоанном был арестован и вывезен с Соловков священник Николай Дулов – бывший подполковник Генштаба царской армии, помещик и князь, принявший священный сан в 1920 году. Отец Николай, по-видимому, был сломлен пытками и согласился сотрудничать со следствием. Он дал требуемые следователем показания в отношении «антисоветской деятельности» отца Иоанна. Отец Иоанн отрицал близкое знакомство с Дуловым: «Оба раза мы виделись с ним в храме, причем первый раз он служил в соборе с причтом бывшего Девичьего монастыря, а второй раз лишь присутствовал на службе. После первой службы я пригласил его со мной пообедать. Никаких совещаний священников с участием Дулова не устраивалось. Никаких брошюр священник Дулов мне не привозил…».  Однако следствие к этим показаниям не прислушалось. Так отец Иоанн стал обвиняемым по делу «буевцев». 20 мая 1930 года отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он «распространял церковно-монархические листовки и брошюры, и разного рода антисоветские провокационные слухи; вел агитацию против всех мероприятий советской власти в области коллективизации, индустриализации СССР. Имея конечной целью подготовить верующую массу к выступлению против советской власти, свержению ее и восстановлению монархии. В результате вышеизложенного во многих районах Центральной Черноземной области были массовые выступления населения против советской власти и ее мероприятий».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Такие оппозиционеры очень скоро были поставлены перед необходимостью пролить кровь, отдать свою свободу и жизнь за исповедуемые взгляды. Сам их мученический подвиг с большой силой свидетельствует о там, что разногласия и разделения их были поиском Истины, имели временный, тактический характер и не повреждали их принадлежности к Полноте Русской Церкви» 961 . Исследовав историографию крайне правых движений, мы обязаны обратиться и к анализу имеющихся в исторической литературе оценок умеренной оппозиции, обычно ассоциируемой с личностью митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). Часть епископата, наиболее авторитетным представителем которого являлся митрополит Кирилл (Смирнов), прекратила церковное общение с митрополитом Сергием в результате несогласия с его администрированием, которое воспринималось как узурпация не принадлежащих ему прав, и как «спорный эксперимент», особенно в области церковно-административного управления (подразумевалось учреждение Временного Патриаршего Священного Синода без согласования с патриаршим местоблюстителем, поспешные прещения на оппонентов, издание постановления от 6 августа 1929 года и пр.). Как отмечал протоиерей Иоанн Мейендорф , не митрополит Сергий первым начал политику поспешных запрещений, ее начали обновленцы («лишив сана» самого патриарха Тихона) и григориане. Но «восприняв эту практику раскольников, – продолжал протоиерей Иоанн Мейендорф , – митрополит Сергий возобновил худшие – и отнюдь не «тихоновские» – черты старого бюрократического централизма» 962 . Позиция умеренной правой оппозиции не покажется столь уж уязвимой, если посмотреть на нее не предвзято. Например, постановление митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода от 6 августа 1929 года уравнивало в каноническом отношении левые расколы (обновленцев, григориан) и правую оппозицию, т. е. сторонников митрополита Иосифа (Петровых) , епископов Димитрия (Любимова), Алексия (Буя) и др. Таинства клириков правой оппозиции объявлялись недействительными, крещенных таковыми клириками следовало принимать через миропомазание (!), а умерших в «указанных расколах не следовало, хотя бы и по усиленной просьбе родственников, отпевать» 963 . Этим постановлением, по мнению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополит Сергий «не для всех еще ясный спор закреплял как непримиримую церковную вражду», обнаруживая в равной мере, как и те, кто отрицал благодатность таинств сергиевой иерархии, «потерю духовного равновесия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Домнино. Монастырь Царственных страстотерпцев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Домнино – центр родового владения, досталось по наследству от родителей Ксении Ивановне Шестовой (в монашестве – великая старица Марфа), матери Михаила Федоровича Романова, позднее перешедшего в собственность Дома Романовых в качестве приданого. В конце осени – начале зимы 1612 года старица Марфа и Михаил Федорович покинули охваченную мятежом и пожарами Москву, удалились сначала в вотчину, а затем под Кострому в Ипатьевский монастырь. 6 января 1613 года Земский собор избрал Михаила Федоровича Романова на царство. 13 марта под Кострому прибыло Великое Московское посольство, которое шесть часов упрашивало и умоляло инокиню Марфу и Михаила Федоровича дать свое согласие на воцарение. Источник: Архимандрит Иоанн (Павлихин) «Церковный вестник» 21(346) ноябрь 2006 г. Успенская с. Домнина каменная, с кам. колокольнею и оградой. Построена в 1817 г. прихожанами, на том месте, как гласит надпись на мраморной доске в стене при входе в церковь, где стоял дом старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича Романова, урожденной Шестовой. Возобновлена в 1831 году по повелению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I. Кладбище в церк. ограде. Престолов 3: а) в ч. Успения Божией Матери, б) во имя святит. Николая, в) в ч. Тихвинской иконы Божией Матери. В церкви есть икона Воскресения Христова и Казанская икона Божией Матери, находившиеся, по преданию, в домовой церкви старицы Марфы Иоан. Расстояние от Костромы 67 в., от г. Буя 38 в. Ближайшие церкви: Преображенская села Хрипелей в 2 верстах, Воскресенская села Молвитина и Николаевская села Соболева в 6 верстах, Троицкая села Исупова в 8 верстах. Источники информации: Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 227, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 235-236 В 2004 году в Домнино был открыт женский монастырь святых Царственных страстотерпцев – императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, – преобразованный из подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы.

http://sobory.ru/article/?object=04253

В условиях ограничения свободы передвижения и вмешательства светских властей в управление епархией политика И. приобрела двойственный характер. С одной стороны, имея большой авторитет среди верующих, он продолжал противодействовать обновленческому расколу, в связи с чем, по признанию ОГПУ, «обновленческое движение в Уфимской губернии... развивалось слабо». 1 янв. 1924 г. с целью сохранения правосл. иерархии в Поволжье в связи с арестом Самарского архиеп. сщмч. Анатолия (Грисюка) и с его согласия И. совместно с викарными епископами Байкинским Вениамином (Фроловым) и Стерлитамакским Марком (Боголюбовым) совершил в Уфе хиротонию иером. Алексия (Буя) во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии (хиротония была совершена вопреки телеграмме Патриарха Тихона с просьбой воздержаться от рукоположения до выяснения всех обстоятельств дела, но впосл. получила признание). С др. стороны, в это время И. пошел на определенные уступки светским властям, требовавшим от него отделения от Патриаршей Церкви. В янв. 1924 г. И. обратился к Патриарху Тихону с ходатайством о «временном обособлении» (т. е. временной автономии) «Восточной Церкви» в составе Уфимской и некоторых соседних с ней епархий Поволжья и Урала. Согласно ходатайству, автономия предполагала возможность рукоположения епископов и учреждения новых епископий без согласия Патриарха, созыв Малого Восточного церковного Собора, прием обновленческих женатых епископов в сущем сане в случае их покаяния при одобрении Малого Восточного Собора. 31 янв. на совещании духовенства в канцелярии И. было принято решение об отмежевании от Патриарха Тихона. Постановлением Патриарха и Временного Патриаршего Синода от 3 февр. 1924 г., подтвержденным постановлением от 17 февр., И. был освобожден от временного управления Уфимской епархией и назначен временно управляющим Екатеринбургской епархией; при этом ему напоминалось об архиерейской присяге и о церковных канонах. И. предупреждали, что если он прекратит связь с Патриархом и Синодом, то будет подлежать суду архиереев.

http://pravenc.ru/text/469532.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010