Рогнедино. Церковь Алексия, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты Здание, расположенное в с. Рогнедино по ул. Ленина 38, занимаемое в настоящее время церковью свв. мчч. Флора и Лавра , было построено в комплексе с основным зданием кладбищенского однопрестольного храма свт. Алексия, митрополита Московского, и являлось служебным помещением церкви. До половины 18 века Флоро-Лаврский храм находился на княжеской усадьбе между деревнями Гатьково и Пузынино, в версте с небольшим от торгового села Рогнедино (“посада”). Нужно полагать, что храм существовал еще в 12 веке, при жизни княгини Рогнеды. Долго ли существовал храм после смерти Рогнеды, - неизвестно; но с достоверностью можно сказать, что церковь в селе Рогнедино (между Гатьковым и Пузынином) возобновлена или вновь основана во второй половине 14 века, при митрополите Московском Алексии. В последствии церковь была перенесена с княжеской усадьбы в торговое село Рогнедино. Известно, что в 1748 году церковь была уже в торговом селе Рогнедино (“посаде”) - двухэтажная, деревянная, и вероятно, двухпрестольная, с главным престолом- во имя Свв. мчч. Флора и Лавра, и придельным - во имя святителя Алексия. При этом же храме существовало и обширное кладбище. Этот первый приходской храм в селе Рогнедине (“посаде”) просуществовал до конца 18 столетия. С устройством в 1784 году “главного” каменного холодного Одигитриевского храма (который в период гонений в сер. 20 века был взорван) с приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра, - храм во имя свв. мчч. Флора и Лавра с приделом во имя святителя Алексия, за ветхостью был перестроен и стал уже называться “кладбищенским” храмом, однопрестольным во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Этот, второй по счету на сем месте кладбищенский храм просуществовал до 1841 года и был разобран за ветхостью. И на основании храмозданной грамоты за номером 2735 данной 13 мая 1841 года епископом Смоленским и Дорогобужским Тимофеем, помещице села Рогнедино, дочери коллежского ассесора, девице Александре Николаевне Соковниной,- был основан 8 июля 1841 года на сем же месте третий по счету (с 1748г.) теплый каменный кладбищенский однопрестольный храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Этот храм был всецело устроен на средства храмоздательницы - помещицы А. Н. Соковниной; освящен же самолично преосвященным Тимофеем 6 сентября 1845 года. Иконы иконостаса были вновь написаны на средства Соковниной, за исключением древней храмовой иконы свт. Алексия, митрополита Московского, оставшейся от иконостаса, бывшего в том храме, что до 1748г. находился между Гатьковым и Пузынином.

http://sobory.ru/article/?object=09466

В рукописях встречается Житие св. Алексия в двух видах: одно краткое, начинается так: «Сей убо преподобный отец наш Алексий Митрополит беяше родом болярин»; другое начинается следующими словами: «Елма убо божественным мужем, хотящим повести написати»... Сочинитель последнего, Пахомий Серб, пишет: «Да не вознепщует ми кто, яко иное земли суща, неведуща (о житии и чудесах св. Алексия). И в правду: не бо своима очима видех что таково бываемо, но от великих и достоверных муж слышав, яже, глаголют инии, своима очима видевше самого Святаго: не зло бо пред многыми леты беяше; – инаа же от слышаниа; прочаа же и достовернейша навык от самаго того писаниа архимандрита Питирима, иже последи бысть Пръми Епископ. Съи убо Епископ же и мученик нечто мало о святем списа и канун тому в похвалу изложи, и слышав известно о его житии, паче же и от самех чюдес, бывающих от ракы богоноснаго отца. Прочаа же не поспе, времени такова зовущу». Вероятно, вышеупомянутое первое, краткое жизнеописание св. Алексия и есть Питиримово; в нём ещё не говорится об открытии мощей св. Алексия. Св. Питирим поставлен в Епископа Пермскаго между 1441 и 1448 г., скончался мученически в 1455 г. Следовательно, по сказанию Пахомия, житие св. Алексия им написано до 1441–1445 г. Но в сказании «о памяти обртения телеси св. Алексия», по рукописям, замечено, что оно писано св. Питиримом, «пришедшу тогда от епископьи своея и обитавшу ту в монастыри его» (Алексия). Пахомиево жизнеописание в Степенной Книге (1, стр. 478) относится к седмидесятым годам по преставлении Святаго; в самом заглавии его сказано, что оно писано «по благословению Ионы Митрополита, волею же В. Князя Василия Васильевича». Житие св. Алексия, в виде особой повести, помещено в Никоновской Летописи (IV, 55–65); здесь оно пополнено некоторыми сказаниями из жития преп. Сергия. В пространнейшем же виде оно составлено при Митрополите Макарии и помещено в Степенной Книге 1, 444–478, где прямо сказано, что «повесть иеромонаха Пахомия здесь пораспространена истинно обретаемыми сказании, яже преже не явлена быша зде, за неполучение настоящаго тогда времени, написана же бысть последи; по благословению преосвященнаго Макария Митрополита».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

503. ВСТРЕЧА делегации Константинопольского и МосковскогоПатриархатов. – 1990, 9, 66. 504. ДИМИТРИЙ I, патр. Поздравление (с избранием на Патриарший престол) Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 11, 2. 505. ЕГО ЖЕ. Послание на имя Святейшего Патриарха Алексия II по случаю конфликта украинских греко-католиков с Православной Церковью в Западной Украине. – 1991, 3, 2. 506. ЗАЯВЛЕНИЕ Вселенского Патриархата (по случаю конфликта украинских греко-католиков с Православной Церковью в Западной Украине). – 1991, 3, 2. 507. ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия I Святейшему Патриарху Московскому Алексию II (в связи с переменами в Советском Союзе). – 1991, 5, 5. 508. ВСТРЕЧА Святейших Патриархов Димитрия I и Алексия II. – 1981, 7, 2. 509. НИКОН, иером., КУРАКИН Ю. Патриарший Экзарх Никифор-борец за православную веру. – 1991, 8, 33. 510. ПОЕЗДКА Святейшего Патриарха Московского Алексия II в Стамбул: 1. Слово Вселенского Патриарха Димитрия I после Божественной литургии 14 апреля 1991г. – 1991, 9, 2. 2. Слово Святейшего Патриарха Московского Алексия II после Божественной литургии 14 апреля 1991 г. – 1991, 9, 2. 3. Речь Вселенского Патриарха Димитрия I на официальном обеде в Патриархии 14 апреля 1991 г. – 1991, 9, 5. 4. Речь Святейшего Патриарха Московского Алексия II на официальном обеде в Патриархии 14 апреля 1991г. – 1991, 9, 5. 5. Коммюнике в связи с завершением визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вселенскому Патриарху Димитрию I 12–17 апреля 1991г. – 1991, 9, 6. 511. ДЕРЖАВИН Н. Визит Святейшего Патриарха Московского Алексия II Вселенскому Патриарху Димитрию I. – 1991, 9, 7. 512. СКОБЕЙ Г. Святейший Патриарх Константинопольский Димитрий I (Некролог). – 1992, 1, 58. 513. ПРИВЕТСТВИЕ Святейшего Патриарха Московского Алексия IICbяmeйшeмy Вселенскому Патриарху Варфоломею I по случаю его интронизации на Константинопольский Патриарший престол. – 1992, 2, XII. 514. СКОБЕЙ Г. Избрание и интронизация Предстоятеля Константинопольской Церкви. – 1992, 2, XII.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последняя мечта отца Алексия – церковь Алексия человека Божьего На территории Волховского района присутствуют довольно много памятников истории и культуры, и особое место среди них занимают памятники религиозного поклонения. Темой данного исследования стал один из таких памятников, забытый потомками. Если повернуть от региональной трассы Новая Ладога – Кириши по заросшей, трудно заметной дороге и пройти примерно 1,5 км, можно обнаружить возвышенность, на которой находится забытое кладбище. В центре этого кладбища стоит деревянный крест, вокруг которого разбросаны кирпичи. Сейчас трудно представить, что когда-то здесь находилась церковь преподобного Алексия человека Божьего. Она недолго прослужила людям, но оставила свой след в православной летописи Волховского района. Ранее пределы этого места входили в территорию Сиглинского погоста, находящегося в 6 км от острова Октября. Далее важно сказать об истории острова Октября (Успенского), так как она неразрывно связана с материалами о церкви Алексия человека Божия. Островок на Волхове в середине XIX века назывался Прусынским. Этот остров, площадь которого составляла чуть больше четырех гектаров, был необитаем и почти весь покрыт лесом. Благодаря богатому пожертвованию одной знатной дворянки отец Алексий выкупил остров. Для полного осознания судьбы острова Октября необходимо поведать о личности его основателя. Алексей Колоколов родился 20 февраля 1836 года в деревне Прусынская Горка Новоладожского уезда в семье Петра Дмитриевича, настоятеля местной церкви Пойдя по стопам отца и окончив в 1857 году Санкт-Петербургскую духовную семинарию, отец Алексий был направлен в родной уезд и назначен священником села Хотово Тогда же он женился, но вскоре жена умерла, и, оставшись вдовцом, молодой отец Алексий полностью посвятил себя пасторской деятельности. Многие замечали достоинства вдохновенных слов отца Алексия и его блестящую художественную речь. Он славился умением в своей обаятельной беседе на богословские темы всецело овладеть слушателем, и тогда пасторское слово отца Алексия действовало на их сердца неотразимо. Общения с ним искал не только простой народ. Богатое купечество и многие лица высшего Петербургского общества, узнав про отца Алексия, стали приезжать в Хотово и приглашать его в столицу

http://sobory.ru/article/?object=55956

В рукописях встречается Житие св. Алексия в двух видах одно краткое, начинается так «Сей убо преподобный отец наш Алексий Митрополит бывши родом болярин », другое начинается следующими словами: « Елма убо божественным мужем, хотяшим повести написати «... Сочинитель последнего, Пахомий Серб пишет. «Да не възиепщует ми кто, яко иное земли суща, неведуща (о житии и чудесах св. Алексия). И в правду не бо своими очами видех что таково бываемо, но от великих и достоверных муж слышав, яже, глаголют иные, своими очами видивше самого Святого, не зело бо пред многими леты беяше – иная же от слышания; прочая же и достовернейша навык от самого того писания архимандрита Патирима, иже последи бысть Перми Епископ. Си убо Епископ же и мученик нечто мало о святом списа и канун тому в похвалу изложи, и слышав известно о его житии. паче же и от самих чудес, бывающих от раки богоносного отца. Прочая же не после. времени такова зовущу». Вероятно, вышеупомянутое первое, краткое жизнеописание св. Алексия и есть Питиримово; в нем еще не говорится об открытии мощей св. Алексия. Св. Питирим поставлен в Епископы Пермские между 1441 и 1448 г., скончался мученически в 1455 г. Следовательно, по сказанию Пахомия, житие св. Алексия им написано до 1441 –1445 г. Но в сказании «о памяти обретения телеси св. Алексия», по рукописям, замечено, что оно писано св. Питиримом, «пришедшу тогда от епископа своея и обитавшу ту в монастыре его» (Алексия). Пахомиево жизнеописание в Степенной Книги 1. стр, 478 относится к семидесятым годам по преставлении Святого; в самом заглавии его сказано, что оно писано «по благословению Ионы Митрополита, волею же В. Князя Василия Васильевича». Житие св. Алексия, в виде особой повести, помещенной в Никоновской Летописи (IV, 55 – здесь оно пополнено некоторыми сказаниями из жития преп Сергия, В пространнейшем же виде оно составлено при Митрополите Макарии и помещено в Степенной Книге 1, 444 – 478, где прямо сказано, что повесть иеромонаха Пахомия здесь пораспространена истинно обретенными сказаниями, яже преже не явлена быша здесь, за неполучение настоящего тогда времени, написана же бысть последи по благословению преосвященного Макария Митрополита»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Основываясь на показании проф. В. О. Ключевского , что известие о труде св. Алексия по исправлению славянского текста Нового Завета впервые записано только в житии XVII века, проф. А. И. Соболевский должен был бы принять во внимание и отзыв В. О. К-го о житии св. Алексия, составленном Пахомием: «это житие передает очень мало сведений о жизни Алексия, особенно о самой важной поре её, когда Алексий правил митрополией... но и то, что есть в житии, не всегда ясно и достоверно... набрав известий кой-откуда, Пахомий дал им в житии случайный порядок... Редакция Пахомия прибавляет только новые ошибки к Питиримовским и составлена так, что ниже её в литературном и фактическом отношении стоят не многие жития в древнерусской литературе. Она доказывает только то, что 70–80 лет спустя по смерти знаменитого Святителя в Москве не умели написать порядочной и верной его биографии, даже по поручению великого князя и митрополита с собором». 8 Таким образом причина этого молчания не историческая, а книжно-литературная. При отсутствии действительных оснований отнимать у св. Алексия его труд, напротив имеются некие данные в пользу подлинности сего труда. Сюда принадлежат: 1 . Предание, записанное в 1674-м году, в предисловии к исправленному рукописному евангелию, где сказано: «первая славянская книга бе у переведения сего проводу и рукописания святаго Алексия Митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863, до смерти его за 23 лета, яже и до днесь обретается в обители его, в Чудове монастыре, в книгоположнице блюдома, и прочитаема бывает над болящими». 9 Подобное же в записи на самом чудовском кодексе (в начале): «тетроевангелие чудотворца Алексия Чюдова монастыря; совет даю в сем евангелии чести за здравие над болящими». Оно воспринято и в житие св. Алексия, составленное в XVII веке, быть может тем же сотрудником Епифания Славеницкого по справе церковно-богослужебных книг, известным Евфимием, коему может принадлежать и предисловие к четвероевангелию 1674 года. 10 Достоверность сего предания свидетельствуется: во 1-х тем, что в половине XVII века Чудовской список Нового Завета не только соблюдался в особой книгоположнице как драгоценный останок Святителя Алексия, но и чтилась как чудотворная святыня, – и во 2-х тем, что совершенно точная хронологическая дата написания рукописи (6863 год) совпадает со временем пребывания св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

53. Дудко М., свящ. Настоятель возвращается в свой храм//Православная Москва. 2001. 19/20; С. 13. – О крестном ходе со св. мощами праведника. 54. Меркушин С. На Маросейку – к Московскому старцу//Церковный вестник. 2001. 18. С. 1; «Разгрузка чужого горя»//Там же. С. 12; Куликов А., прот. «И вот теперь у нас радость...»//Там же. С. 13. 55. Перенесение мощей святого праведного Алексия Мечёва //Журнал Московской Патриархии. 2001. 11. С. 34–36; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия по поводу перенесения мощей святого праведного Алексия Мечёва в Москве//Там же. С. 36–37. 56. Прилуцкий Б. Шли дети на богомолье//Семейная православная газета. 2001. 12. С. 3. – Рассказ о семье св. прав. Алексия Мечёва . 57. Прохорова Б. И. Старец протоиерей Алексий Мечёв //Московский журнал. 2001. 12. С. 20–21. – О встрече художника Р. Фалька с прот. Алексием Мечёвым . 58. Акафист святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому. М.: Русский Хронограф, 2002. 32 с. 59. Грубе А. А. «Помяни всех притекающих к раке твоей»//Московский журнал. 2002. 9. С. 36–43. – К годовщине перенесения честных мощей св. прав. Алексия. 60. Житие святаго праведнаго Алексия, старца Московского. М.: Русский Хронограф, 2002. 80 с.: ил. – Случаи прозорливости, прижизненные и посмертные чудеса, знамения, молитвенная помощь старца о. Алексия Мечёва . 61. Воспоминания о школьных паломничествах. М.: Русская история, 2003. 48 с. – Мечёв А., свящ. Путешествие Николо-Клённиковской церковноприходской школы в Сергиеву Лавру; Мечёв Г. А. На богомолье. 62. Живети и служити – убави. Животопис московског старца оца Aлekcjя Мечова. Београд, 2003. 278 с: ил. (На сербском языке). 63. Мечёв А., свящ. Путешествие в Сергиеву Лавру//Возглас. 2003. 16. С. 3. 64. Феодоровская икона Божией Матери. Акафист, сказание//сост. Н. Е. Алдошина; Учебный комитет РПЦ. М., 2003. 88 с.: ил. – О почитании св. прав. Алексием храмового чудотворного образа Божией Матери. 65. Фотоотчет о перенесении частицы мощей св. прав. Алексия из храма Свт. Николая в Клённиках в храм Вмч. Георгия в Старых Лучниках 6 апреля 2003 года//Лучники. 2003. 5. С. 10–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

По освящении этой церкви внесены в оную мощи Св. Алексия и поставлены в приделе Благовещения. Нынешняя соборная церковь во имя Архистратига Михаила каменная одноглавая, внутри и снаружи расписана. Иконостас украшен резьбой, оклады на иконах серебряные, а колонны обложены медью золочёной. Стоит она в северо-восточном углу монастыря. 2 . Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Алексия Митрополита. О ней в Прологе 154 повествуется, что построена она была при Великом Князе Иване Васильевиче, Митрополите Всероссийском Геронтии, а при Архимандрите Геннадии; по совершении этой церкви перенесены в неё мощи Св. Алексия, из Благовещенского придела и поставлены у стены на южной стороне. В 7042 году Великий Князь Василий Иоаннович повелел сделать раку серебряную и образ самого Св. Алексия устроить на верхней доске из серебра и украсить златом, каменьями и бисером. А совершена рака эта в 7043 году и стояла тут рака до 7194 года. В 7188 году по обветшании этой церкви повелением Государя Царя Феодора Алексеевича, благословением Святейшего Патриарха Иоакима при Архимандрите Адриане сооружена новая церковь с трапезой, и доныне существующая, на новом месте и почти вся вне монастыря, только малой некоей, как повествуется в том же Прологе, частью и северной единою стеной в монастырь вдалась с церквями, их же единая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, бывшая прежде в приделе (или придельной) при церкви Архистратига Михаила, вторая – вровень с нею во имя Св. Алексия Митрополита; и при них две трапезы и в том же основании в средине церковь соделана во имя Св. Апостола Андрея Первозванного для слушанья братией Божественной службы особо, а наипаче в зимнее время, (ныне церковь сия не существует) на западной стороне всего этого здания – трапеза для братии. В этой церкви устроены два входа, для монашествующих изнутри монастыря и для посторонних извне. Намерение создателя оной было таково, чтобы мужского пола приходящие стояли в Алексеевской, а женского пола – в Благовещенской церкви. По устроению церквей сих и украшению приличным образом перенесены мощи Св. Алексия из старой трапезной церкви в новосозданную руками самих Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича с их Царским Синклитом в препровождении Патриарха Иоакима и прилучившихся в то время в Москве Преосвященных Архиереев и положены на уготованном месте между двух церквей Алексеевской и Благовещенской в 7194 году Мая 12 дня. Мощи сии и доныне тут почивают в среброкованой раке и при них саккос крещатый Св. Алексия, в котором он был погребён и обретено тело его при копании рвов для фундамента церковного. Церковь Св. Алексия освящена тогда же Святейшим Патриархом. Пол в ней чугунный устроен Преосвященным Митрополитом Платоном; его же тщанием обложены иконы серебром позлащённым, сделано паникадило серебряное, над престолом сень на серебряных колоннах, за престолом подсвечник о семи шандалах, и Архиерейское посреди церкви место, также Настоятельское у правого клироса, всё превосходной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Стены сложены из кирпича, оштукатурены и побелены. Крыша – стропильная, с железной кровлей. В середине ХХ в. здание претерпело значительные изменения: были снесены колокольня и пятиглавие над основным объемом, заделан западный вход и устроен южный путем растески окна. Несмотря на утраченные завершения, храмовая часть и сейчас доминирует в композиции благодаря более широкому и высокому объему, выделенному четырехскатной сомкнутой крышей, и декоративным акцентам на фасаде. Алтарь покрыт пятискатной крышей, а притвор и паперть объединены общим двускатным покрытием. Сохранилась первоначальная пластика фасадов, включающая обрамления окон, ниши, лапатки, профилированные карнизы. Святыни [ править править код ] Старинная храмовая икона святого преподобного Алексия, человека Божия Престольные праздники [ править править код ] Алексий, человек Божий, преподобный - 30 марта Контакты [ править править код ] Адрес: 186314 Республика Карелия, Медвежьегорский район, село Великая Губа, улица Механизаторов, дом 1 Электронная почта: alexievsky-hram@yandex.ruа Как добраться: поездом до Медвежьегорска, далее автобусом до Великой Губы, время в пути около 2 часов. Из Петрозаводска — автобус, но идет он 5 часов. Летом из Петрозаводска в Великую Губу по Онежскому озеру ходит «Метеор», раз в день и не каждый день, расписание надо узнавать на Водном вокзале (социальный маршрут). Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются еженедельно. Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Страница храма Храм Алексия Божьего Человека в деревне Великая Губа Церковь Алексия, человека Божия в Великой Губе Церковь Алексия, Человека Божия с. Великая Губа (1866 г.) Церковь Алексия, человека Божьего (Великая Губа) В день 150-летия со дня освящения храма во имя преподобного Алексия, человека Божия с. Великая Губа митрополит Константин совершил здесь Божественную литургию Восстановление церкви Алексия, Человека Божия в с. Великая Губа Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Алексия,_...

Сестра Марии Феодоровны, Ольга Феодоровна, тетка отца Алексия, была замужем за Матвеем Дмитриевичем Глаголевым, настоятелем Николо-Покровской церкви в Москве, а сын ее, двоюродный брат отца Алексия Дмитрий Матвеевич Глаголев, был товарищем отца Алексия по семинарии и личным его другом. Скончался 13 мая 1917 г. Братья и сестры Всех детей у отца протоиерея Алексия Петровича было десять. Трое из них, как я уже упоминала, умерли в продолжение одного года во младенческом возрасте, остальные семь шли в таком порядке: 1 . Самая старшая была дочь Анна Алексеевна, бывшая замужем за Семеном Сергеевичем Владимирским. Семен Сергеевич был сперва профессором и секретарем Московской семинарии, потом священником и протоиереем московской церкви Смоленской Божией Матери на Плющихе. Сын их, племянник отца Алексия Алексей Семенович, учился в Московском университете, сделался педагогом, одно время был преподавателем латинского языка в Московской 2-й гимназии и классным наставником моего мужа, Ильи Николаевича (в 3-м кл.). Потом был директором сначала Тульской гимназии, а затем Подольской. Анна Алексеевна умерла в 1898 г., 68 лет, пережив мужа на десять лет. 2 . Сергей Алексеевич умер от чахотки в 1856 г., тотчас же по окончании семинарии. 3 . Петр Алексеевич, окончивши семинарию, женился на дочери диакона Успенского собора Покровского, на сестре друга и однокашника отца Алексия Петровича. Короткое время был диаконом в церкви при Шереметьевской больнице. Накануне свадьбы на вечеринке Петр Алексеевич простудился, венчался уже больным, потом перенес тиф и, получив скоротечную чахотку, вскоре умер 8 ноября 1867 г. 4 . Феодор Алексеевич – будущий старец отец Алексий. 5 . Екатерина Алексеевна, любимая сестра старца отца Алексия, двумя годами его моложе. Была замужем за протоиереем Владимиром Павловичем Беневоленским, заместителем своего тестя Алексея Петровича у Симеона Столпника. После смерти матери она часто живала у Владимирских. И она, и дети ее – два сына и младшая дочь – большие почитатели отца Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010