Чтобы получить представление об авторе «Сказания о начале Владычнего монастыря», памятник необходимо сопоставить с Житием митрополита Алексия, созданном в конце XVII в. при патриархе Адриане (ГИМ, Синодальное собр., 596. Л. 13—23). Последняя редакция составлена, несомненно, Евфимием Чудовским, поскольку в Синодальной рукописи имеются его автографы — на вклеенных листах 73, 85, 89 (на греческом и русском языках), кроме того, пометами Евфимия буквально испещрены поля всей рукописи  . Сборник Син. 596 написан около 1697 г., бумага с филигранью: Гербовый щит с лилией под короной, под щитом лигатура WR, контрамарка IV — Дианова и Костюхина, 966 (1697 г.). Сказание о Владычнем монастыре и Житие митрополита Алексия сближаются рядом уникальных сведений о Руси XIV в., в основном касающихся личности митрополита Алексия и основанного им Чудова монастыря. Так, Житие рассказывает о древнем «благочинии» в Чудове монастыре, о знакомстве Алексия с греческим языком, его переводе Нового Завета, а также о переводе с греческого книги Литургиария митрополитом Киприаном. «Сказание» содержит сведения о Варлааме, келейнике митрополита Алексия, митрополичьем дьяконе Герасиме, знает точную дату смерти Варлаама (5 мая 1377 г.), описывает освящение церкви Введения Пречистой Богородицы во Владычнем монастыре митрополитом Алексием, называет Алексия «художным» и, в заключение, неожиданно помещает заметку о погребении митрополита Алексия в «созданнем от него» Чудове монастыре. По очевидной связи автора с Чудовым монастырем и проявленным обширным библиографическим познаниям Житие митрополита Алексия давно уже приписывается Евфимию Чудовскому. Мы усиливаем это предположение открытием указанных выше автографов Евфимия в рукописи Син. 596. Добавим, что упоминание в Житии грамоты Алексия, найденной автором в казне Рязанской митрополии, следует сопоставить с данными о работе Евфимия в 1690 г. в Переяславле Рязанском в келии Рязанского митрополита Авраамия (тогда–то Евфимий мог быть и во Владычнем монастыре, расположенном на другом берегу реки Оки). Все изложенное позволяет считать автором «Сказания о начале Владычнего монастыря» монаха Евфимия Чудовского и датировать памятник 90–ми годами XVII в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Евдокия Сергеевна не помнит, в какой день и число Владыка объявил после Литургии в Лавре, что будет перезахоронение о. Алексия. Большое стечение народа было в Голосеевском скиту у могилы о. Алексия. О. Алексий был похоронен в 5-ти метрах от стены церкви «Живоносный Источник». Отслужили всенощную, а утром Божественную Литургию, после Литургии – панихиду по о. Алексию. И вот приближается момент Божия чуда. К месту прибыло много гражданских властей, вооружённых солдат. Начало сделал сам Владыка. Он взял лопату и очистил холмик над могилой, потом дал лопату солдатам, они начали копать в глубину. Не успели прокопать на глубину лопаты, как все провалились в воду, и гроб о. Алексия плавает наверху. Этот страх поразил гражданских властей. Все они разбежались. Владыка с христианами радовались. После успокоения взяли гроб с телом о. Алексия и занесли в церковь , вся она наполнилась благоуханием. Началось всенощное бдение, и после полиелея Владыка умакал стручец в расщелину среди гроба в миро и помазывал народ. Было много плача, многие исцелялись от недугов. Гроб был деревянный, и вода в расщелину не попадала, а там лежало тело и миро, так продолжалось 3 дня. Через 3 дня отслужена была панихида, и похоронили о. Алексия 20 метров ниже от прежнего места, где и на сегодняшний день он почивает. В настоящее время от Голосеевской пустыни осталась пустыня. Храмы Троицкий и «Живоносного Источника» разрушены, остался подвал от «Живоносного Источника», и тот засыпан землёй. Останки старца были обнаружены нетленными. Могила о. Алексия и другие рядом могилки стоят. Много людей приезжают к могилке о. Алексия, служат панихиды, просят его молитв. Это место находится в черте города Киева, ехать 1-ым автобусом до Сельхозакадемии. Этот участок находится под ведением Сельхозакадемии. В настоящее время есть ещё живые свидетели, которые говорят о чудесных предсказаниях преп. Алексия. Дед Афанасий рассказывает: «Я был маленьким, как мой старший брат овдовел, осталось трое детей. После года он решил взять детям матерь, но прежде, чем жениться, он пошёл за благословением к о. Алексию. О. Алексий ему благословил взять мать детям, но не ту, что брат определил, а другую и ему сказал, чтобы готовился в вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15108-zh...

Примечание на стр. 149–150 составляют выписки из апологетики Эбрарда. Две последних выписки сопровождаются цитатами, но первые, стоящие вначале, оставлены без цитат (Нужно т. I, стр. 312–313), а с первого взгляда заимствования не ясны, так как делается ссылка на Оригена , приводятся ряды новозаветных цитат. —632— § 83. Преблагословенная Дева-Матерь Господа И. Христа (стр. 150–164). В этом параграфе особенно много о. Малиновский пользуется статьёй архим. Алексия – О преблагословенной Деве, Матери Господа нашего И. Христа, – напечатанной в Прибавлениях к твор. свв. оо. за 1848 год. У меня эта статья в отдельном издании. На стр. 150 у о. Малиновского пересказ стр. 44–47 книжки архим. Алексия. 52 стр. этой книжки о. Малиновский держал пред глазами при написании следующей 151 стр. своей догматики. Сюда же добавил слова Ефрема Сирина , приведённые у Макария (§ 136, т. III, стр. 90), к которым подыскал лишь цитату по новому изданию творений. Первая половина стр. 152 занята выпиской из Иоанна Дамаскина , найденной по указанию архим. Алексия на стр. 51; вторая же половина прямо списана с той же стр. книжки архим. Алексия, откуда взята в прим. 4 цитата из «Камня веры» Стефана Яровского, но цитата искажена: «О призн. свят. II ч. 2 гл.» – нужно: «О призыв. свят., II ч. 2 гл. стр. 545». Далее целых 1½ стр. списано с Алексия, стр. 53, 54–55, вместе с цитатами не на латинские только творения свв. оо., но даже и на митр. Филарета. За этим на стр. 154 следует непосредственно пересказ из Макария (§ 136, т. III, стр. 95), после чего наш автор опять возвращается к архим. Алексию и пишет целую страницу (154–155) почти сплошь его словами (см. стр. 56–59). Здесь, впрочем, о. Малиновский удостаивает архим. Алексия глухого упоминания по формуле: «см. о сём в ст. архим. Алексия». Конец стр. 155 написан по Макарию (т. III, стр. 93). На стр. 156 с кн. Алексия списаны все три примечания со всеми цитатами: 1-ое со стр. 68–69, 2-ое со стр. 6–7 и 3-ье со стр. 60. Но цитаты на архим. Алексия не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все богомольцы, посещающие Куртяево, считают непременным долгом сходить к «тальцу»: здесь они моются или обливаются водою из «Тальца», с верою в ее целебность». В этой же статье дается описание Куртяевской церкви и чудотворного образа св. Алексия: «В Куртяеве находится чудотворный образ св. Алексия, человека Божия, помолиться пред которым я имел давнишнее желание… Не доехав полуверсты до Куртяева, мы увидели средней высоты холм, окруженный почти со всех сторон хвойным густым лесом, с церковию и тремя домами-гостиницами, расположенными на ровной площади... Церковь здесь небольшая, деревянная, с колокольнею, обшита и покрашена желтою краскою. Церковь однопрестольная с приличным иконостасом и древнею иконою во имя св. Алексия, человека Божия. Помолиться сюда приходит издалека немало всякого люда, даже случаются богомольцы из других губерний. Здесь они молебствуют пред чудотворною иконою, многие говеют, освящая себя таинствами покаяния и причащения. Для этой цели временно приезжает сюда причт Ненокского прихода. Более всего скопляется богомольцев в марте месяце, около 17 числа, дня памяти св. Алексия человека Божия, и в июне — в день Тихвинской иконы Божией Матери. …В бытность нашу в Куртяеве богомольцев почти никого не было. Кроме церкви и трех гостиниц никаких других построек здесь нет. Постоянно проживает здесь только один сторож со своею семьею, охраняя и наблюдая за храмом и принадлежащими ему зданиями. В таком виде в настоящее время находится Куртяево, эта настоящая пустыня для спасительного безмолвия и молитвы… вдали от суеты и треволнений жизни» Сам явленный образ святого Алексия, человека Божия, постоянно украшался. Сохранилось несколько его словесных описаний. В 1813 г. записано: «…по рапорту вашему, коим просили вы дозволить изготовляемую по усердию здешним мещанином Андреем Постниковым серебряную ризу возложить на образ Алексия, человека Божия, того Ненокоцкого прихода в Куртяеве состоящий, а имеющееся ныне на оном образе серебро и жемчуг снять, по приличию наложить на другой во имя того Алексия, человека Божия образ…» Далее дается полное описание новой серебряной ризы: «Риза на образе Алексия, человека Божия, сребрянная, чеканная, под золотом, весом 51 золотник, венец таковый же, под золотом, с сиянием мерою в длину 5, поперек 4 вершка, 84 пробы, надпись на оной Алексий, человек Божий» Следует отметить, что иконостас в церкви появился сравнительно поздно, вероятно, по прошению причта и духовенства Ненокского прихода, 1818 Согласно описи 1842 г., в куртяевской церкви насчитывалось 59 икон.

http://sobory.ru/article/?object=16014

Но и то, что есть в житии, не всегда ясно и достоверна Так, время рождения Алексия определяется тремя известиями, из которых каждое противоречит двум остальным: 1) Алексий родился в великокняжение Михаила Ярославича Тверского, до убиения Акинфова; следовательно, в 1304 году, когда стал великим князем Михаил и убит его боярин Акинф; 2) Алексий был 17 годами старше вел. кн. Симеона (Гордого); следовательно, родился в 1299 году; 3) Алексий скончался 85 лет от роду, следовательно, родился в 1293 году 176 . У Пахомия в рассказе до вступления Алексия на митрополию встречаем опущенную в кратком житии легенду о пророческом гласе, слышанном 12-летним боярским сыном во время ловли птичек. Но, с другой стороны, Пахомий далеко не воспроизводит всего, что есть в кратком житии одни черты его он опускает, заменяя их общими местами житий, другие передает неточно, не вникнув в связь и последовательность событий. По краткому житию, Алексий родился в Москве, по переселении сюда родителей, при великом кн. Михаиле Тверском и при митр. Максиме, до убиения Акинфа, и его крестил кн. Иван Данилович; Пахомий, не разобрав или не запомнив этих сложных указаний, рассказывает проще, что отец Алексия переселился в Москву во дни великого кн. Ивана Даниловича, «тогда убо тому великое княжение держащую, то есть делает анахронизм почти на 30 лет. Точно так же назначение Алексия на митрополию он относит исключительно ко времени вел. кн. Ивана Ивановича и ни слова не говорит об отношениях Алексия к вел. кн. Симеону и митр. Феогносту, ясно указанных в кратком житии и подготовивших это назначение. Зато в описание святительства митр. Алексия Пахомий вводит новые эпизоды, которых нет в кратком житии. Из них рассказ об основании Андроникова монастыря и о попытке Алексия уговорить преп. Сергия на митрополию Пахомий буквально выписал из своего жития Сергия 177 . Сверх этого Пахомий рассказывает о двух поездках Алексия в Орду: к царю Бердибеку – довольно близко к рассказу летописи под 1357 годом и к Амурату, хану с 1361 года, для исцеления его жены, не названной у Пахомия по имени. Некоторые летописи и житие по редакции XVI века, согласно с сохранившимся ярлыком, называют царицу Тайдулой, женой Чанибека, и относят ее исцеление к тому же 1357 году. Приняв эту поправку, церковные историки, однако ж, рассказывают вслед за Пахомием о двух поездках Алексия, относя обе к 1357-у, одну ко времени Чанибека, другую ко времени сына его Бердибека, в том же году севшего на место отца 178 . Но ни одна летопись не говорит о двух поездках; по одной ясно видно, что Алексий поехал еще при Чанибеке, но вернулся при Бердибеке; согласно с нею и позднейшие редакции жития говорят только об одной поездке 179 . По всей вероятности, историки впадают здесь в одинаковую ошибку с Пахомием, различно повторяют одно и то же событие, заимствуя его из разных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Обретение его мощей 20 мая (2 июня) Еще при жизни своей святитель Алексий высоко чтим был всеми за свое благочестие и добродетели и славим как чудотворец. По преставлении святителя Алексия святость его непрестанно просиявала в нетленных его мощах, которые с верою приходящим подавали благодатные исцеления. Во дни великого князя Василия Темного, в 1431 году, 20 мая, при сооружении нового храма, честные мощи св. Алексия и самые ризы, в коих они почивали, обретены целы и открыты; и в этот день установлен Церковью для всей России праздник преставления и обретения мощей св. Алексия, митрополита и чудотворца всея России. По создании церкви св. тело его положено было в приделе Благовещения 1572 . Вскоре по обретении мощей святителя Алексия Церковь около 1445 г. приняла от Питирима, который был четвертым епископом Пермским, описание жития св. Алексия и канон на обретение мощей его. В каноне Питирим возглашает: «Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам от многих лет сокровенныя честныя твоя мощи нетленны, святителю Алексие: тобою благодать приемлем, всю бо страну сию и вся ны, чудесы и добротою обогащаеши, действом благодати, данныя ти. Радуйся, отче, светило России». В 1485 году нетленные и чудотворные мощи св. Алексия перенесены были в новосоздалный в Чудовом монастыре храм во имя св. Алексия. В 1519 году «Бог, – как говорится в летописи, – обновил их славою многих новых чудотворений», и они торжественно признаны святыми. В 1535 году они переложены в серебряную раку, устроенную великим князем Иоанном Васильевичем 1573 . 1686 года 20 мая при державе царей Иоанна и Петра мощи святителя и чудотворца Алексия перенесены и поставлены на возвышении между соединенными церквами Благовещения и во имя святителя, и с тех пор светло празднуются дни преставления и обретения мощей его. Паримии во дни богослужения в честь святителя Алексия произносятся общие святителям, указанные, например, в 13-й день ноября, 9 мая и проч. Равно Евангелие утреннее, чтение Апостола и Евангелие на литургии те же, что и в день св. Николая Мирликийского, 9 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1190. О.К. “Яко целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросия, отче наш…” (Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Оптину пустынь). – 1998, 12, 22. 1191. КИРЬЯНОВА О. На святой Воронежской земле. – 1999, 1, 24. 1192. ЖИЛКИНА М. Радоница в Белграде. – 1999, 5, 33. 1193. КИРЬЯНОВА О. Торжества в Тульской епархии. – 1999, 8, 23. 1194. ЕЕ ЖЕ. Молитва на поле русской славы. (Поездка Святейшего Патриарха в г. Можайск). – 1999, 8, 34. 1195. ЕЕ ЖЕ. Празднование юбилея Калужской епархии. – 1999, 9, 16. 1196. САФОНОВ В. Десятилетие возрожденных северных обителей. – 1999, 9, 33. 1197. ЕГО ЖЕ. На Русском Севере. – 1999, 10, 16. 1198. КИРЬЯНОВА О. Один день в Коломне. – 1999, 10, 25. 1199. ГЕННАДЬЕВА О. Освящение храма на станции Любань. – 1999, 11, 31. 1200. КИРЬЯНОВА О. На Донской земле. – 1999, 11, 35. 1201. ЕЕ ЖЕ. Юбилей Пензенской епархии. – 1999, 12, 25. 1202. САФОНОВ В. На Самарской земле. – 1999, 12, 38. 1203. КИРЬЯНОВА О. Святые дни во Святой Земле. –2000, 2, 28. 1204. ЕЕ ЖЕ. Первосвятительский визит в Сибирь. –2000, 3, 31. 1205. ЖИЛКИНА М. Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Японскую Автономную Православную Церковь . –2000, 6, 27. 1206. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на молебне в г. Хакодате. –2000, 6, 51. 1207. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на приеме, посвященном интронизации Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви. –2000, 6, 52. 1208. ЖИЛКИНА М. Святейший Патриарх Алексий на Дальнем Востоке. –2000, 7, 17. 1209. ЕЕ ЖЕ. Поездка Святейшего Патриарха Алексия в Петрозаводскую епархию. –2000, 7, 38. 1210. ЕЕ ЖЕ. Паломничество Святейшего Патриарха Алексия на Валаам. –2000, 8, 21. 1211. ЕЕ ЖЕ. Паломничество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. –2000, 9, 73. 1212. ЕЕ ЖЕ. Пастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Саранскую епархию. –2000, 9, 84. 1213. ЕЕ ЖЕ. Пастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Екатеринбургскую и Челябинскую епархии. –2000, 11, 33.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соч.: Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу//АИ. Т. 1. 3. С. 3-4; ПДРКП. Ч. 1. 19. Стб. 167-172; Поучение Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом//ПрТСО. 1847. Ч. 5. С. 30-39; Невоструев К. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России//ДЧ. 1861. Ч. 1. С. 449-467; Леонид [Кавелин], архим. Село Черкизово//Моск. вед. 1882. 17 июня. 166. С. 4; Холмогоровы В. и Г. Радонежская десятина (Московского уезда)//ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 30. Примеч. 2; Слово преосвященного Алексия митрополита// Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 325-330; Т. 11. С. 29-35; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31-33, 39-40, 84, 91-92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74-76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123-124, 126; Т. 20. С. 271-276; Т. 21. Ч. 2. С. 346-386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16-17; Т. 34. С. 200; Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом//ЧОЛДП. СПб., 1877-1878. Т. 4. 1-2; Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891; Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892; Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции//ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85-152; Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г.//РИБ. Т. 6. Прил. 9. Стб. 41-52; Грамота Патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем//Там же. Прил. 28; Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием//Там же. Прил. 29; Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским//Там же. Прил. 30; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216-218; Ярлык Алексия от Тайдулы//РФА. М., 1987. Вып. 3. С. 593. 9.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Москва. Церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь святителя Алексия митрополита Московского построена в 1748 году на месте старой. Архитектор Д. Ухтомский. В писцовых книгах упоминается как «что на Подкопе». По преданию, построена на месте, где находилась палатка св. Алексия, в которой он останавливался при осмотре построения Спасо-Андроникова монастыря. Имеет приделы: св. Алексия и св. Николая Чудотворца. В советское время была закрыта. В здании находилось СМУ. В начале 1990-х годов передана верующим. Церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем. Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов. Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне.

http://sobory.ru/article/?object=03336

4369. СЛОВО Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на приеме у Президента СССР М.С. Горбачева 12 июня 1990 года. – 1990, 9, 27. 4370. НАГРАЖДЕНИЕ А.С. Буевского. – 1990, 11, 13. 4371. АЛЕКСИЙ II, патр. Президенту СССР М.С. Горбачеву. (Поздравление в связи с присуждением Нобелевской премии мира). – 1991, 1, 7. 4372. ВЫСТУПЛЕНИЕ Святейшего Патриарха Алексия II на заседании Верховного Совета СССР в Кремле при обсуждении законопроекта “О свободе совести и религиозных организациях” 26 сентября1990 года. – 1991, 1, 56. 4373. АЛЕКСИЙ II, патр. Письмо Председателю Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцину. – 1991, 4, 6. 4374. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: О передаче РПЦ из архива КГБ СССР материалов, относящихся к жизни Святейшего Патриарха Тихона. – 1991, 5, 8. 4375. ПОЗДРАВЛЕНИЕ (М.С. Горбачеву с 60-летием) от Святейшего Патриарха Алексия II. – 1991, 5, 11. 4376. ВРУЧЕНИЕ А.С. Буевскому ордена Дружбы народов. – 1991, 7, 5. 4377. Е. К. Церковь – юридическое лицо. – 1991, 9, 35. 4378. ЗАЯВЛЕНИЕ, Обращение и Послание Патриарха Алексия II по поводу августовских событий. – 1991, 10, 2–3. 4379. ПЕРЕДАЧА церковных ценностей из фондов Гохрана. – 1991, 10, 8. 4380. НА ЦЕРЕМОНИИ присяги Президента России. – 1991, 10, 9. 4381. ВСТРЕЧА Святейшего Патриарха Алексия II с М.С. Горбачевым. – 1991, 10, 13. 4382. ТЕЛЕГРАММЫ Святейшего Патриарха Алексия II Президенту СССР М.С. Горбачеву и Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину (после августовских событий). – 1991, 11, 6. 4383. ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха и Священного Синода к чадам Русской Православной Церкви. – 1991, 11, 7. 4384. ВЫСТУПЛЕНИЕ Святейшего Патриарха Алексия II на внеочередном Съезде народных депутатов СССР 2 сентября 1991 года. – 1991, 12, 3. 4385. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ в МВД СССР. – 1992, 1, 57. 4386. ЗАЯВЛЕНИЕ Священного Синода Русской Православной Церкви. – 1992, 3, II. 4387. ВСТРЕЧА (Патриарха Алексия II) с Президентом России. – 1992, 5, III. 4388. АЛЕКСИЙ II, патр. Письмо премьеру правительства г. Москвы вице-мэру Ю.М. Лужкову (по поводу строительства “Диснейленда”). – 1992, 5, VI.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010