В Дивеево же паломники оставляют на могилах (а также втыкают в кресты и надгробия) записки «с желаниями» . В псевдоправославной литературе предписываются даже архаические ритуалы «прощания» с землей: «Духи леса голосеевского были почтительны к матушке [Алипии]. И земля была для нее живая. Одна женщина упала, ушиблась. “Поезжай туда, где споткнулась, скажи: Мать-земля, прости меня. Она наказала, а ты смирись, мать у нас справедливая”» . Убеждение в силе «землицы» или «песочка» с могил подвижников было распространено в народе и в XIX–haч. XX в. Так, существовал обычай брать землю с могилы св. прав. Алексия Бортсурманского и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В Санкт-Петербурге «для исцеления душевных и телесных болезней» брали землю с могилы юродивой Анны (Лукашёвой), в Калуге – песок с могилы игумении Агнии (Десятовой). С той же целью в Иркутском Вознесенском монастыре богомольцы брали песок с могилы старца схимонаха Герасима; с этого песка пили воду. Песок с могилы иеромонаха Василия (Кишкина) в Площанской пустыни добавляли в воду или прикладывали к больным местам (с возобновлением паломничества к могиле старца Василия в конце 1940х гг. возродился и этот обычай) . В 1900 г. стало известно о паломничестве в село Черленково Волоколамского уезда к могиле «богоугодного человека именем Филипп». Богомольцы брали с могилы землю: «здоровые для здоровья, больные в надежде исцеления. Стали говорить, что земля от всего помогает, что ее можно есть, и ее брали и ели, настаивали ею водку и пили, и подбавляли в чай» . Массовый характер внезапно начавшегося паломничества в Черленково и слухи о чудесах привлекли внимание как епархиального, так и светского начальства. «Сначала был вызван в Москву старый священник и после опроса устранен от места; затем поручено прокурорскому надзору произвести строжайшее расследование причины слухов, влиявших на массу, и если окажется, что они распространялись с целью получить материальную выгоду, то привлечь виновных к законной ответственности» .

http://sueverie.net/chudotvorna-li-zemel...

В Российской государственной библиотеке Саша заказала сборник жизнеописаний святых Симбирской земли, составленный протоиереем Алексием Скалой в 2009 году. В этом сборнике была глава и о святом Алексии Бортсурманском, в которой была напечатана фотография страницы из дневника святого. Этот снимок мог быть сделан только в наши дни, и автор сборника, возможно, держал дневник в руках. Священник к тому времени уже умер, но было известно, что он жил в Ульяновске, значит, дневник, скорее всего, хранится в Ульяновском (бывшем Симбирском) архиве. Эта догадка оказалась верной. Дневник обнаружился в архивных материалах Следственной комиссии по канонизации иерея Алексия Гнеушева, которая к 1913 году собрала подробные свидетельства о его святой жизни. Канонизация не успела состояться из-за Первой мировой войны, а потом — революций. Сам священник завещал хранить дневник «в роде его» и, как пишут члены комиссии, «тем из его родственников-потомков, которые будут проходить иерейское служение». Сейчас дневник готовится к публикации. «Ныне отврати Г[оспо]дь праведный свой гневъ от нашего рода ныне возвести мне грешному и окаянному о победе Франции. Когда я молился за Божественною Литургиею посла Богъ ангела своего возвестити ученикомъ своимъ и мне яко Петрови ныне двигушася силы небесныя къ намъ на помощь и помятошася силы Галловъ и возрадовася Росия ныне возвеселись и Росия с небесными силами. Аминь. Мы же востахом и справихомся. Господи спаси царя», — говорится в одной из записей, сделанной в 1812 году, когда Наполеон начал войну с Россией. Распорядок дня святого Александрина также расшифровала первоначальное рукописное житие святого, датированное началом 1910-х годов и созданное моим двоюродным дедом Федором Петровичем Арнольдовым. Оно было найдено в тех же ульяновских архивах. В этом житии автор рассказывает о доме, в котором жил святой, и о том, как он проводил день (приводится в оригинале): «Обстановка его убогаго жилища была до крайности простая: небольшая печь, на которой, по ея незначительной величине, нельзя было лежать, жесткая постель, стол с несколькими стульями и — наконец — аналой, поставленный пред образом с постоянно теплившейся лампадой. Здесь он всецело мог посвятить себя религиозно-созерцательной жизни, посту и молитве…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725534...

Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом — отец Алексий, священник из села Бортсурманы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 октября, 2019 8 октября, 2019 21 мая, 2021 18 апреля, 2021 4 декабря, 2020 11 сентября, 2020 2 марта, 2020 17 ноября, 2019 14 ноября, 2019 8 октября, 2019 8 октября, 2019 21 мая, 2021 18 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

А изнутри поднималось что-то щемящее: где-то здесь был их дом, моя прапрабабушка Анна, кругленькая, с норовистым характером, активная, веселая, - я знаю ее по фотографии - хлопотала тут по хозяйству. Звонили колокола к заутрене, прапрадедушка спешил на службу... И все мы родом отсюда - несмотря на все, что нас разделяет во времени и в пространстве - несмотря на 600 километров дороги, на безумный ХХ век и на этот нынешний ад дискотеки... Бортсурманы. Меня нашли А потом я поехала дальше и глубже, еще на одно поколение вниз - в село с дремучим названием Бортсурманы: именно там родился прапрадед Алексий. В Бортсурманах служил его отец, иерей Павел, мой дедушка в шестом поколении, и Успенский храм в этом селе, я знала, возродился и действует. Надо было проехать каких-то 25 километров, чтобы окончательно отменилось время. Я попала в Землю обетованную, откуда мы все происходим. Зеленые просторы, деревенские домики, околицы, козы, петухи и дорога, и холм вдалеке, и белоснежный храм на холме - абсолютно, невозможно прекрасный. Я словно возвращалась домой после долгой разлуки - это чувство узнавания, его нельзя ни с чем перепутать. Но я даже предположить не могла, какое новое потрясение ждет меня здесь. Я подъезжала к храму под звон колоколов. Вокруг было множество машин и людей, радостных, нарядных, собравшихся здесь явно по особому случаю, ведь это был будничный день, вторник. Заканчивалась полиелейная всенощная, и я в нетерпении бросилась расспрашивать бабушку за свечным ящиком, что же здесь за торжество сегодня. Оказалось - канун престольного праздника Обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, священника этой церкви - подвижника, прозорливца, целителя, чудотворца. И мощи его покоятся прямо здесь, в храме. Я увидела раку, украшенную цветами, и припала к мощам неведомого старца - я и имени его никогда не слыхала. Потом купила в лавке книжечку с его житием, отъехала в лесочек неподалеку, чтобы устроиться здесь на ночлег в палатке: в окружении происходящих чудес мне уже ничего не было страшно. Перед сном я достала житие, и мой взгляд сам собой упал на строки, от которых забилось сердце: «За девять лет до своей кончины отец Алексий вышел за штат и передал свое место Павлу Вигилянскому, женатому на его внучке от старшей дочери Надежды». Так, за один день я обрела родословие вплоть до восьмого колена: иерей Алексий Гнеушев , незнакомый дивный святой, память которого чествовали именно сегодня, оказался моим родным дедушкой с пятью «пра».

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/29/ne...

Глава Издательского Совета также отметил, что в современной художественной литературе слабо представлены образы святых миссионеров и еще слабее — образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. «На протяжении двух лет мы объявляли конкурс рукописей на тему о святых мучениках советского времени и добились определенного результата. Но нами произведена лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось бы в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд во славу Божию», — заключил митрополит Климент. На конференции был представлен доклад писателя Вячеслава Бондаренко, который поделился опытом написания книг, посвященных христианским подвижникам: «Моя книга " Святые старцы " , изданная в серии " Жизнь замечательных людей " в январе 2020 года, посвящена великим русским старцам XVIII-XX столетий. Это десять небольших очерков, посвященных судьбам преподобных Василия Площанского, Льва, Макария, Амвросия и Нектария Оптинских, Алексия Зосимовского, Симеона Псково-Печерского, Серафима Глинского, а также святых праведных Алексия Бортсурманского и Алексия Московского. Замысел книги родился в процессе работы над биографией отца Иоанна (Крестьянкина), из мыслей по поводу генезиса русского старчества как такового. Было понятно, что задача чрезвычайно сложна и ответственна. Как и в случае с работой над книгой об отце Иоанне, было даже и страшновато — как прикоснуться к чуду, не упростив, не засушив, не огрубив его? Как рассказать светскому читателю, далекому от мира Церкви, о великих русских святых? Возможен ли этот рассказ вне житийного формата?» Доктор исторических наук Дмитрий Володихин призвал писателей, работая над портретами святых, обращаться к опыту Б.К. Зайцева, создавшего книгу «Преподобный Сергий Радонежский» в 1925 году. «А вот против опыта Георгия Федотова, который написал несколько блистательных с литературной точки зрения книг о святых Древней Руси, я предостерегаю: порой Федотов " окунает " средневековых святых в опыт современной политики, и эта политизация — рискованное дело, можно сорваться в журнализм», — подчеркнул докладчик.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5699556...

Он также отметил, что в современной художественной литературе слабо представлены образы святых миссионеров и еще слабее – образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. «На протяжении двух лет мы объявляли конкурс рукописей на тему о святых мучениках советского времени, и добились определенного результата. Но нами произведена лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось бы в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд во славу Божию», – заключил митрополит Климент. На конференции был зачитан доклад писателя Вячеслава Бондаренко, который поделился опытом написания книг, посвященных христианским подвижникам. «Моя книга «Святые старцы», изданная в серии «Жизнь замечательных людей» в январе 2020 года, посвящена великим русским старцам 18-20 столетий. Это 10 небольших очерков, посвященных судьбам преподобных Василия Площанского, Льва, Макария, Амвросия и Нектария Оптинских, Алексия Зосимовского, Симеона Псково-Печерского, Серафима Глинского, а также святых праведных Алексия Бортсурманского и Алексия Московского.     Замысел книги родился в процессе работы над биографией отца Иоанна (Крестьянкина), из мыслей по поводу генезиса русского старчества как такового. Было понятно, что задача чрезвычайно сложна и ответственна. Как и в случае с работой над книгой об отце Иоанне, было даже и страшновато – как прикоснуться к чуду, не упростив, не засушив, не огрубив его? Как рассказать светскому читателю, далекому от мира Церкви, о великих русских святых? Возможен ли этот рассказ вне житийного формата?», – говорится в докладе. Доктор исторических наук Дмитрий Володихин призвал писателей, работая над «портретами» святых обращаться к опыту Б.К. Зайцева, создавшего книгу «Преподобный Сергий Радонежский» в 1925 году. «А вот против опыта Георгия Федотова, который написал несколько блистательных с литературной точки зрения книг о святых Древней Руси, я предостерегаю: порой Федотов «окунает» средневековых святых в опыт современной политики, и эта политизация — рискованное дело, можно сорваться в журнализм», – подчеркнул докладчик.

http://pravoslavie.ru/134358.html

Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу, столь горячими были его молитвы, что враг рода человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям. Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться перед иконой Спасителя, — тогда он увидел, как по иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец праведников. Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все нападения врага человеческих душ. Если бы не было испытаний, не было бы и венцов!» В годы служения он всегда охотно приходил к тем, кто просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные исключительно посту и молитве, он покидал свою келью только чтобы пойти в церковь. Местные помещики и даже землевладельцы из соседних губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой. Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых — и все они исцелялись его молитвами. 1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных служб, но попросил близких отвести его в церковь. Несмотря на слабость, он считал большим грехом не принимать приходивших к нему людей. Дойдя до полного истощения, он завершил свой жизненный путь, полный скорбей, в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, к которому подошел, чтобы благословить множество людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор, пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже более не подняться. Он был погребен в саду при Успенской церкви села Бортсурманы, напротив алтаря.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Ненавидя праздность — матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости. Также он сподобился многих видений и откровений. Однажды, когда отец Алексий был прикован к постели из-за тяжелой болезни, он внезапно услышал небесное пение и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении великомученицы Варвары. Она приблизилась к нему и чудесным образом исцелила. В другой раз ему явился ночью Господь Иисус Христос, облаченный в царские одежды, и благословил. Со Христом были также Его Пречистая Матерь и три девы в белых одеждах — добродетели Вера, Надежда, Любовь. Он услышал голос, который сказал: «Сей есть Сын Мой единородный, Сын Божий». Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен. Однажды перед преложением Святых Даров на литургии, когда отец Алексий читал тропарь «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый…», он услышал голос над Телом и Кровью Христовыми: «Сей есть Сын Мой возлюбленный!» За девять лет до кончины святой Алексий вышел за штат и отстранился от всех приходских и семейных дел, но литургию, как и прежде, служил почти каждый день и богослужений не сокращал, во всем следуя уставу. В последние годы он жил в маленькой келье, единственное окно которой выходило на церковь. Чуждый житейских забот, он всецело посвятил себя молитве. Он выглядел тогда уже стариком, маленького роста, худым и согбенным. Но лицо его, очень напоминавшее лицо преподобного Серафима Саровского, излучало духовную радость, переполнявшую его и потому освещавшую все вокруг. Его взгляд был столь проникновенным, что, казалось, он читает в душах приходящих к нему людей. В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. В какое бы время люди ни приходили к нему в келью, они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Неожиданно для себя я, стоя на амвоне, стал говорить, что мы — русские люди — все являемся потомками наших святых, что мы кровно и духовно соединены с ними и что мы должны быть ответственными перед Богом и людьми за эту связь. Тогда я, конечно, не подозревал, что это абстрактное рассуждение Промыслом Божиим приобретет в дальнейшем конкретные очертания и что я должен ответить на самый, может быть, сложный вопрос в жизни: как с этим дальше жить? Житие праведного Алексия Бортсурманского дает самые прямые ответы на этот вопрос, которые можно суммировать так: непрестанная молитва, аскетические подвиги, любовь к ближним, проявляющаяся в жертвенном служении им. Вернулся домой другим человеком Может быть, сам мой святой предок родился с такими навыками, которые он развил, и они сделали его святым? Но обратимся к его житию — проверим, так ли это? Началось все вот с чего. Отец Алексий Гнеушев очень рано женился, в 22 года, и стал диаконом в селе Бортсурманы. Но в священники его рукоположили в 35 лет. Первое время своего служения отец Алексий не отличался особенной строгостью жизни. ­Однажды ночью приехали его звать к умира­ющему в соседнюю деревню. Отец Алексий рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему, но застал крестьянина уже мертвым, лежащим на лавке под образами, а рядом с ним стоял Ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился. Вернулся домой он уже другим человеком. С этого дня он посвятил всего себя служению Богу и людям — повел праведную, подвижническую и святую жизнь, которой не изменил до самой кончины. Найденный дневник предка Изучая историю рода, Александрина сделала еще одно удивительное открытие. Из книжечки с житием праведного Алексия, купленной в лавке храма в Бортсурманах, она узнала, что священник Алексий Гнеушев вел дневник и завещал его своим потомкам. После его кончины дневник сначала хранился под престолом бортсурманского храма, а затем передавался из рода в род, от одних священников Вигилянских к другим. Но уже в ХХ веке дневник считался утерянным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725534...

«Каждый год мы собираемся у мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, а в этом году особо радуемся тому, что не так давно увидела свет книга о праведном Алексии. Я хочу преподнести ее собратьям-архипастырям. Пусть молитвы великого праведника хранят вас от всякого зла», — сказал епископ Силуан. Митрополит Георгий поблагодарил управляющего Лысковской епархией за подарок и труды по возрождению духовной жизни на территории епархии, а также составителей книги. В своем слове глава Нижегородской митрополии отметил, что отрадно каждый год собираться у святых мощей праведного Алексия Бортсурманского и возносить соборную молитву. Он напомнил, что нужно ценить такую возможность, поскольку в прошлом году противоэпидемические ограничения помешали провести масштабные торжества. «С большой духовной радостью мы с вами посещаем эти благодатные места и прикладываемся к святым мощам великого угодника Божия, сына нижегородской земли — праведного Алексия Бортсурманского. Огромным утешением является то, что мы имеем возможность помолиться здесь соборно, в прошлом году многим помешала эпидемическая ситуация. Нужно ценить то, что имеешь, и благодарить Бога за все. Когда я был еще молодым монахом, один духоносный старец в Троице-Сергиевой лавре сказал мне, что одно из самых страшных явлений в нашей жизни — это ропот и недовольство. Этот человек прошел Великую Отечественную войну, до дна испил чашу страданий и был счастлив, что над головой мирное небо. Все познается в сравнении, и все святые, в числе которых и праведный Алексий, учат нас быть благодарным Господу и за скорби, и за радости. А благодарность Господу — это рука, протянутая за новой милостью. Здесь, у мощей праведного, мы черпаем силы духовные, чтоб учиться отделять зерна от плевел, главное — от второстепенного, учиться радоваться жизни и за все благодарить Бога. С праздником!», — сказал митрополит Георгий. Затем правящий архиерей вручил награды врачам, особо потрудившимся в борьбе с коронавирусной инфекцией. Медали Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность» были удостоены главный врач Пильнинской районной больницы Любовь Блинова и врач-инфекционист Мария Филатова.

http://patriarchia.ru/db/text/5836499.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010