Настоятель Успенского храма получил от владыки Митрофана подарок — икону святого праведного Алексия Бортсурманского. Епископ Варнава в своей речи отметил, какое огромное впечатление произвело на него житие святого, прочитанное впервые много лет назад. Оно послужило укреплению веры молодого священника и сподвигло к еще более ревностному служению. «Святой Алексий достиг великой святости, — сказал управляющий Выксунской епархией . — Сам преподобный Серафим Саровский направлял к нему людей, приходивших из здешних мест, говоря, что у них есть свой молитвенник перед Богом. Одной из главных добродетелей праведного Алексия было смирение. Он считал себя великим грешником, потому что видел даже самые малые движения своей души ко греху. Каждому нужно стремиться к такому душевному устроению, к такой вере». К участникам богослужения обратился и протоиерей Владимир Вигилянский. Он отметил, что с тех пор, как впервые побывал здесь, уже не мыслит своей жизни без Бортсурман и без храмов села Курмыш того же Пильнинского района, которые сейчас восстанавливает семья Вигилянских вместе с другими неравнодушными людьми. В одной из тех церквей – в честь Рождества Богородицы — служил предок отца Владимира и потомок святого Алексия священник Алексий Вигилянский. «По словам Святейшего Патриарха Кирилла, к высохшему колодцу люди не придут, — сказал настоятель храма при МГУ. — Алексий Бортсурманский — это живой родник, к которому едут люди из разных мест, невзирая на расстояния». К участникам торжеств обратилась и Александрина Вигилянская. Она поблагодарила архипастырей за богослужение и поздравила всех с 20-летием обретения святых мощей. Правнучка святого призналась, что сейчас одним из важнейших дел своей жизни считает возрождение храмов в Курмыше с надеждой на помощь праведного Алексия. По окончании Литургии прихожане и паломники приложились к мощам святого в Успенском храме. Святой Алексий (Гневушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании в 1784 году Нижегородской семинарии он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера в той же церкви, и он служил в ней до самой кончины.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Алексей Реутский 30 ноября 2020 г. 13:20 В августе исполнилось 20 лет со дня канонизации и обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского (1762–1848) — священника из села Бортсурманы Нижегородской области. В Успенском храме, где служил праведный Алексий и где покоятся его мощи, 17 августа, в день их обретения, Божественную литургию возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава. В числе прочих владыке сослужил потомок праведного Алексия Бортсурманского, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. Читателям «Журнала Московской Патриархии» отец Владимир рассказал, как он узнал об этом факте своей биографии и как это повлияло на его жизнь и жизнь его семьи. PDF-bepcuя. протоиерей Владимир Вигилянский 25 ноября 2020 г. 17:00 Сегодня, 23 ноября, в Казани состоялось отпевание и погребение митрополита Феофана (Ашуркова). В разные годы он служил в зарубежных епархиях и миссиях Русской Православной Церкви - на Святой Земле, в Аргентине, в Египте. В течение последних двух десятков лет управлял последовательно пятью епархиями Русской Церкви. Об этом он подробно расказал в своем последнем интервью " Журналу Московской Патриархии " , которое будет опубликовано в 10-м номере и отдельно анонсировано на нашем сайте на следующей неделе. А сегодня мы рассказываем о последнем проекте Высокопреосвященного Феофана в его земной жизни - воссоздании Казанского собора Богородицкого монастыря. PDF-bepcuя Дмитрий Анохин 23 ноября 2020 г. 19:50 Две выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, одна из которых посвящена юбилею реставрационных мастерских, «Осенний салон» сергиево-посадских мастеров церковных искусств и псковская экспозиция современных художников. «Журнал Московской Патриархии» — о выставках конца 2020 года, которые нельзя пропустить. PDF-bepcuя Дмитрий Анохин 18 ноября 2020 г. 19:50 В преддверии празднования Казанской иконы Божией Матери " Церковный Вестник " анонсирует интервью в " Журнале Московской Патриархии " с наместником Казанского Богородицкого монастыря игуменом Марком (Виленским) PDF-bepcuя

http://e-vestnik.ru/jmp/2020/9/

Контроль за строительством храма осуществлялся академиком архитектуры В. П. Цейдлером. 26 августа 1903 года на колокольню был поднят последний Большой колокол, а 12 октября того же года епископ Назарий (1901 – 1910) освятил церковь. Росписи храма частично воспроизводят росписи храма Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве. Они были выполнены по картонам художников Семирадского, Нестерова, Васнецова и др. После революции Спасский храм стал одним из немногих действующих приходов нагорной части города. Некоторое время с начала 20-х годов здесь располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая тогда митрополитом Сергием (Страгородским) (1924 – 1934). С 1924 по 1926 год Владыка числился в клире Спасского храма. Храм был закрыт в 1937 году, в помещении церкви находились складские помещения швейного предприятия «Весна». В 1991 году Спасский храм был возвращен верующим, а в 1992 состоялось повторное освящение церкви. Полным архиерейским чином храм был освящен в 2003 году. Святыни чудотворная икона мученицы Параскевы Пятницы, икона Всемилостивейшего Спаса, икона Божией Матери «Знамение»; крест из Иерусалима; частицы мощей преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, преподобных Алексея и Германа Зосимовских, преподобного Зосимы Владимирского, Варлаама чудотворца, святителя Алексия Московского, праведного Феодора Санаксарского, праведного Алексия Бортсурманского. Расписание богослужений Ежедневно по будням в 7.30 – утреня с литургией. По воскресным и праздничным дням в 6.00 – ранняя литургия, в 9.00 – поздняя литургия, накануне в 16.00 – всенощное бдение. По пятницам в 16.30 (кроме времени от Святой Четыредесятницы до дня Святой Троицы) – молебен с водосвятием и акафистом святой мученице Параскеве Пятнице. По воскресеньям в 15. 00 – вечерня с акафистом иконе Божией Матери «Знамение». Находится по адресу: Нижний Новгород, ул. Горького, д. 177 а источник : http://www.ipnn.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь была построена в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда в 1888 году на Курско-Харьковской железной дороге.

http://sobory.ru/article/?object=01876

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Севастиан (Кузнецов), насельник Валаамского монастыря. По окончании Литургии епископ Троицкий Панкратий от лица братии монастыря и паломников приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону преподобного Германа Аляскинского с частицей мощей святого. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения c Первосвятительским словом . В дар монастырю Святейший Патриарх Кирилл передал икону праведного Алексия Бортсурманского. В благодарность за труды на благо Церкви наместнику Валаамского монастыря епископу Панкратию Предстоятель вручил памятную панагию. Насельникам обители были переданы служебники. Затем во внимание к помощи Валаамскому монастырю церковных наград были удостоены: Верующим были вручены иконки Владимирской Божией Матери с Патриаршим благословением. Далее Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении архиереев и духовенства спустился в нижний храм Спасо-Преображенского собора, где было совершено славление у честных мощей преподобных Сергия и Германа. После молитвы основателям обители Предстоятель поклонился их святым мощам. Также Святейший Владыка поклонился чтимому списку Валаамской иконы Божией Матери и мощам преподобного Антипы Валаамского. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в братской трапезе в Трапезных палатах Валаамской обители. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 .

http://patriarchia.ru/db/text/5943353.ht...

В календарь внесены новые празднования и памяти святых, а также указываются литургические особенности предстоящего года. В частности, в месяцеслов календаря внесены имена прп. Симеона (Поповича) (19 марта/1 апреля), прп. Софии (Хотокуриду) (23 апреля/6 мая), прмч. Ефрема Нового, Неамакринского (5/18 мая), прп. Иустина Поповича, Челийского (1/14 июня), а также празднование Собора Симбирских святых (21 мая/3 июня) и Собора новомучеников Ясеновацких (31 августа/13 сентября). Среди новых памятей, включенных в календарь на 2013 год, — перенесение мощей прп. Нила Столобенского (26 июня/9 июля), обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (11/24 июля), прав. Алексия Бортсурманского (3/16 августа), сщмч. Гермогена, еп. Тобольского (20 августа/2 сентября), сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (13/26 октября), свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (30 октября/12 ноября) и некоторых других новомучеников и исповедников Российских. На 23 апреля/6 мая установлено празднование в честь второго обретения списка Иверской иконы Божией Матери, которое внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В связи с совпадением в 2013 году дня Победы 9 мая н.ст. со Светлой седмицей особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов переносится, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на Радоницу, 1 (14) мая. Официальный церковный календарь по традиции состоит из двух частей — собственно календаря, который на церковном языке называется месяцесловом, и обширного справочного раздела. Месяцеслов календаря на каждый день года содержит список имен святых, празднуемых в этот день Церковью, указания на фрагменты Священного Писания, читаемые за богослужением, а также краткие богослужебные заметки и указания о постах. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года в документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» постановил: «Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви». Во исполнение указанного постановления Архиерейского Собора в календаре на 2013 год в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приводятся имена новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2439977...

Число чудесных исцелений, совершенных А. Б., очень велико. Однажды он силой своей молитвы воскресил умершего мальчика, исцелил 6-летнюю Татьяну Растригину из г. Курмыш, к-рая от рождения не могла ходить. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве А. Б., устроил в бортсурманской ц. чугунный пол. Перед своей кончиной А. Б. всех утешал и говорил, что не забудет тех, кто будет его поминать. А. Б. погребен напротив алтаря Успенской ц. с. Бортсурманы. Жители села и окрестных деревень чтили его могилу, по воскресеньям и праздникам здесь служили панихиды по А. Б., после к-рых многие просившие исцеления избавлялись от своих недугов. Был распространен также обычай брать землю с могилы святого и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В окт. 1913 г. в Бортсурманы приехала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с А. Б. Чудеса подтвердились, но революции и последующие события не позволили тогда канонизировать подвижника. В советское время власти многократно пытались разорить могилу, но почитание праведника народом, очевидность чудес помешали им это сделать. А. Б. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Подвижник веры и благочестия о. Алексий Бортсурманский. М., 1913; Русские православные пастыри. Харбин, 1942; Дамаскин. Кн. 1. С. 31-46; Материалы, связанные с вопросом о канонизации св. прав. Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848)/Синод. комис. РПЦ по канонизации святых. М., 2000. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64698.html

Сейчас не только жители Курмыша, но и приезжающие из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода волонтеры воссоздают разрушенный храм. Параллельно в Курмыше идет восстановление еще одного храма — в честь Тихона Задонского — и часовни. Есть надежда, что вместе с ними возродится и жизнь умирающего села. Кроме того, по благословению епископа Лысковского и Лукояновского Силуана в столичный храм святой мученицы Татианы при МГУ для иконы праведного Алексия Бортсурманского была передана частичка его честных мощей. Теперь наш храм с этим святым образом стал как бы посольством села Бортсурманы в Москве. И еще одним удивительным открытием хочется поделиться. Неподалеку от сел Бортсурманы и Курмыш, в которых пребывали мои предки, находится городок Лукояново — место, где родился и учился отец Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Михаил Гундяев. На этой земле жил, служил и похоронен и его дед священник Василий Гундяев. Так что мы с Патриархом Кириллом оказались земляками. Александрина Вигилянская: Моя жизнь кардинально изменилась после того, как я стала заниматься историей нашей семьи.С момента, когда в мою жизнь вошли мои дедушки — святой праведный Алексий Борт­сурманский, отец Павел Вигилянский, отец Алексий Вигилянский, — мне стало совершенно очевидно, что мне надо продолжать заниматься историей моих предков. И это главное дело моей жизни. После того как я впервые приехала в Бортсурманы и Курмыш, где служили мои дедушки, теперь при каждом удобном случае, при каждом «окошке» в моей работе я вырываюсь туда, хочу быть рядом, хочу быть там. Добрые люди меня пускали пожить в домик в Борт­сурманах, я там проводила все выходные и отпуска. Я стала ездить в архивы и выяснять подробности жизни праведного Алексия, и стали появляться одни за другим неизвестные до этого факты, свидетельства, обнаружился дневник праведного Алексия и следственное дело 1913 года о причислении его к лику святых. Я подготовила по этим архивным материалам книгу, которая должна в скором времени выйти. Мой прапрадед отец Алексий Вигилянский больше 30 лет был настоятелем в храме Рождества Богородицы в Курмыше, уездном городе по соседству с Бортсурманами. В этом храме до конца 2017 года был сельский клуб. Когда я впервые увидела этот храм, в нем шла дискотека. И это было ужасающее ощущение, потому что сейчас уже все-таки не советские времена и тут вот такое. Так стало больно за поруганный храм, что я решила: его надо восстановить, чтобы здесь снова шли службы. Сначала это воспринималось как совершенно неподъемное и невозможное, потому что я в этом ничего не понимаю, для этого дела нужны немыслимые финансовые вложения. И я пошла напролом, стала просто всюду кричать об этом храме — на радио, в журналах, на Рождест­венских чтениях. И каждый этот шаг влек за собой какой-то невероятный результат. Я поняла, что мне помогает святой Алексий. Я вела с ним монолог: «Как это, дедушка, восстановить храм?» А он мне говорит: «А ты попробуй». И я стала пробовать, и у нас все закрутилось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725534...

Да, вот высылаю Вам книги нашего батюшки. Может быть, чем-нибудь Вам пригодятся. Простите меня, прошу Ваших святых молитв за нас грешных: Алексия, Елену, мл. Музу, Елисавету, мл. Иулианию. Обуховы, г. Волгоград, 22 августа 2002 г. Я, Русеева Галина, была с крестным ходом в селе Бортсурманы 28 июня 2001 года. У меня была согнута спина. Побыв на службе, приложилась к мощам святого праведного Алексия и полежав у могилки его, моя спина выровнялась. Благодарю Господа Бога, который исцелил мою спину по молитвам святого праведного Алексия Бортсурманского. Более двух месяцев я страдал от кожной аллергии. Сильно чесалось всё тело, был нестерпимый зуд, расчёсывался до крови, даже невозможно было спать. Перепробовал много лекарств, таблеток, мазей, микстур. Пробовал и наружное средство: чистотел заваривал в кастрюле и натирался. Но все эти средства лишь ослабевали зуд, а ранки и сыпь не проходили. Но одна благочестивая женщина дала мне святого маслица-елея от мощей святого праведного отца нашего Алексия Бортсурманского, лежащего в селе Бортсурманы Нижегородской епархии. В течении всего нескольких дней я мазал всё тело этим маслицем и читал кроме положенных молитв, молитву и тропарь батюшке Алексею. И вот у меня давно уже всё нормализовалось: зуд прошёл, сыпь исчезла. Слава Богу за всё. Дивен Бог во святых своих. Святый праведный отче наш Алексие Бортсурманский моли Бога о нас! 02.06.2003. 607600 Нижегородская область, Богородский район, дер. Берёзовка, ул. Комсомольская, д. 19 кв. 4, тел. 57–167 Петров Роман Владимирович (25 лет). После приёма земельки от святых мощей Алексия Бортсурманского перестал болеть желудок (лекарства перед этим не помогали). Раньше не мог переносить шум и разговоры людей сидящих около меня. Так же после приема земельки стал все терпеть и слушать. Болящий Анатолий, с. Спасское, Нижегородской обл. Р. Б. Надежда (80 лет) из Пильны по молитвам св. Алексия излечилась от недуга. Болели ноги, спина, не могла ходить. Св. Алексий помог ей подняться, по милости Божией живёт в здравии и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другая бортсурманская крестьянка, Аграфена Крылова, заболев лихорадкой, длительное время принимала по совету местного фельдшера разные лекарства, но ничего не помогало. Тогда мать принесла ей земли с могилки отца Алексия. Три раза приняла она её с водой – и лихорадка оставила ее. У крестьянки села Майданы Курмышского уезда, Анастасии Степановой, хворал четырехлетний сын Ванюша. Временами у него делались припадки, изо рта шла пена. Мать привезла Ванюшу в Бортсурманы, отслужила панихиду на могилке отца Алексия, и мальчик выздоровел. Крестьянин Нижегородской губернии Васильевского уезда деревни Высокая Слобода Николай Юдин однажды сильно заболел. Сначала заболела спина, потом грудь, затем отказали ноги, а потом и всего скрючило. Стал он калекой. В течение четырёх лет лечился он у разных докторов, но ни один не помог ему. По совету бортсурманского крестьянина Семёна Губина велел Николай родным везти себя на могилку отца Алексия. И сразу стало ему там легче, а через несколько дней он и совсем поправился. Незадолго до революции приезжала из Святейшего Синода в Бортсурманы комиссия, собрала необходимые для прославления свидетельства, но помешала революция. А вскоре по всей Руси стали закрывать и рушить храмы, монастыри, сбрасывать колокола, жечь церковные книги, иконы, глумиться над святыми мощами, изымать при помощи пресловутого «Помгола» церковные ценности и вагонами отправлять за границу, сажать и расстреливать священство. В 1937 году был закрыт и разорён и храм в Бортсурманах. Безбожники многократно пытались так же разорить и могилку отца Алексия, но почитание чудотворца народом, очевидность чудес, когда даже исцелялись безнадёжные раковые больные, наконец, понудило власти отступиться. В то тяжёлое время, сказывают, в селе Майданы жила Люба Кузькина. От рождения она была убогая, слабая глазами, а ноги совсем не ходили. Ей было около десяти лет, когда храм в Бортсурманах разорили. Но её мать, Анастасия, зная о множестве чудес, происходящих по молитве праведника, отвезла дочь на могилку к отцу Алексию, сама, как могла (священники были уже арестованы), пропела панихиду. Буквально на второй день по возвращении домой дочь стала ходить, а вскоре и зрение исправилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священный Синод, рассмотрев эти материалы, подтвердил мнение Комиссии о том, что есть все основания для общецерковного прославления в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, на основании всего вышеизложенного предлагается: 1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. 2. Включить имена ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 3. Прославить в лике новомучеников и исповедников 860 мучеников и исповедников, материалы о жизни, служении и мученическом подвиге которых рассматривались Синодальной Комиссией по канонизации святых и одобрены Священным Синодом. 4. Рассмотреть вопрос о канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. 5. Рассмотреть вопрос об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010