И эти случаи, рассказанные моими знакомыми – незначительная часть милости и благодати Божией, которая даётся нам по молитвам за нас святого праведного Алексия. Дивен Бог во святых своих... Ольга Дмитриева, г. Чебоксары. В семье Смирновых, Александра и Натальи, проживающих в р. п. Пильна, что в 25 км. от Бортсурман, 10 лет не было детей, которых очень хотелось. Пытались лечиться, но безрезультатно. Услышали от знакомых, что святой праведный Алексий Бортсурманский помогает обращающимся к нему с этой проблемой. Побывав на Рождественской службе в храме с. Бортсурманы Александр и Наталья помолились у раки со святыми мощами св. прав. Алексия Бортсурманского, просили его помочь им. Осенью того же года Наталья родила девочку в свои 36 лет. Резус крови у неё отрицательный, а потому врачи говорили, что выносить ребёнка ей будет, практически, невозможно, но отец Алексий помог и в этом, и беременность прошла без осложнений. Роды оказались тяжёлыми, девочка попала в реанимационное отделение роддома г. Нижнего Новгорода. Александр и Наталья продолжали молиться отцу Алексию, просили родных съездить в Бортсурманы и попросить священника отслужить молебен у святых мощей. Их надежда не была посрамлена и девочка пошла на поправку. В ближайшее время Смирновы всей семьёй хотят приехать в Бортсурманский храм окрестить девочку и поблагодарить святого праведного отца Алексия. Декабрь 2008 г. Другая пара из Саратова, Виктор и Анна, были бездетными около трёх лет. Они прочитали в книге об отце Алексие Бортсурманском, что он помогает в решении этой супружеской скорби, и решили совершить паломничество в Бортсурманы, помолиться у святых мощей. Желание их было настолько сильное, а вера настолько крепкая, что Анна понесла (забеременела) не дождавшись поездки. И все-таки супруги решили не менять своих обещаний и поехали на общественном транспорте и на попутках в Бортсурманы, несмотря на трудности такого путешествия в положении Анны (хотя могли добраться на личной машине). Отслужив благодарственный молебен угоднику Божию и потрудившись некоторое время при храме, Виктор и Анна отъехали домой в Саратов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2008 г. В пастырской практике священника Сергия Симагина, клирика Смоленской церкви г. Нижнего Новгорода, было несколько подобных случаев. Бездетные пары обращались к нему за советом и он предлагал им съездить помолиться в Бортсурманы к мощам св. прав. Алексия Бортсурманского. И три пары уже получили просимое. Матушка Елена, жена настоятеля храма в с. Бортсурманы, однажды мыла пол дома и уколола палец на руке. Сначала не придала этому значения, но потом в первую же ночь она проснулась от сильной боли. Наутро палец (верхняя фаланга) опух, сильно болел и тукал. Места укола не было видно, но стало понятно, что рана загноилась. Весь следующий день матушка пыталась вытянуть гной из раны народными средствами: опускала в солёный кипяток, прикладывала алоэ и вытягивающие мази, но ничего не помогало. К вечеру второго дня палец стал лилового цвета, боль простреливала руку до локтя, и матушка вынуждена была принять обезболивающее. В ночь к хирургу в райцентр обращаться не стали, решили отложить до утра. Вымотавшись за день от боли матушка обратилась с молитвой к св. прав. Алексию Бортсурманскому, помазала освящённым на мощах маслом и обмазала палец земелькой с могилки отца Алексия. Сделав тугую повязку и выпив обезболивающее, легла спать. Таблетки хватало часов на пять, а потому надо было вставать в два часа ночи для приёма следующей таблетки. Каково же было её удивление, когда она проснулась только в пять часов, повязка еле держалась на пальце, который совсем не болел, нарыв локализовался и прорвался. К хирургу всё же съездили. Осмотрев больной палец, он сказал, что самое страшное уже позади. По возвращении домой, матушка обратилась к отцу Алексию с благодарственной молитвой. Июль 2008 г. У отца Андрея и матушки Елены Смирновых семь лет не было детей. Три года они уже прослужили в с. Бортсурманы и не переставали молиться отцу Алексию Бортсурманскому помочь им. Молитва их была услышана, и за девять лет у них родилось семеро детей. Святый праведный отче Алексие, моли Бога о нас! Старец Зосима (Захария)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вообще много бесноватых возили со всех сторон к отцу Алексию, и все они выздоравливали по его молитве. Один бесноватый купец, которого привезли издалека и который выздоровел по молитве отца Алексия, в благодарность о своём исцелении пожертвовал в Бортсурманскую церковь чугунный пол. Был отец Алексий не только целителем, но и прозорливцем. Однажды бортсурманскому помещику Пазухину пришлось уехать по делам в Москву, и долго не было от него никаких известий, так что жена, Елизавета Николаевна, стала тревожиться. Жили они душа в душу. Прежде, когда муж бывал в отлучке, то писал ей часто, а тут нет писем и нет. Елизавета Николаевна не знает, на что и думать – не заболел ли, не случилось ли чего. И раз в таких думах застал её отец Алексий. Она очень обрадовалась, стала повествовать ему о своих переживаниях, а он будто и не слышит. Говорит: – Вы о Екатерине Николаевне не горюйте, довольно она пострадала, пришла ей пора и отдохнуть. А Екатерина Николаевна была родной сестрой Елизаветы Николаевны и жила в Москве. Батюшкины слова, разумеется, удивили Пазухину. –      А что это вы, батюшка, говорите про Екатерину Николаевну, как про покойницу? Здоровье у неё, конечно, и всегда было неважное, но, слава Богу, она жива. А батюшка ей опять: –      Да-да, много она помучилась, но теперь отдохнёт. А Вы не горюйте. С тем и ушёл. И осталась бедная барыня в ещё большей тревоге – к переживаниям о муже прибавилось ещё беспокойство о сестре. А вскоре и письмо от мужа пришло. Оказывается, не писал потому, что, как думал, скоро вернётся, но задержала Екатерина Николаевна. Когда он прибыл в Москву, она хворала. Все думали, поправится, а она вдруг умерла. И умерла-то как раз в тот день и час, когда отец Алексий приходил. У помещика Шипилова жила в усадьбе птичница Пелагея Тюрина. Её муж, Гаврила, был человеком жестоким и постоянно бил жену. И сама Пелагея и видевшие всё это безобразие соседи были уверены, что он когда-нибудь её убьёт. Как-то в отчаянии пришла она просить заступничества у отца Алексия. Помолившись вместе с нею, батюшка отпустил её с миром, сказав, чтобы она больше не беспокоилась, муж её больше не тронет. Ко всеобщему удивлению несколько дней подряд прошли спокойно. Потом приехал барин и вызвал к себе Гаврилу. Вышел он на себя не похожий – бледный, глаз не смеет поднять. Пелагея даже обмерла от страха. Ну всё, подумала, сейчас станет бить, но муж не тронул её. Со страхом ждала она ночи, думая, что тогда уж точно ей смерти не миновать. Но и ночь прошла без побоев. А также и все последующие дни. И так до самой смерти, как и предсказывал отец Алексий, муж ни разу больше не обидел её.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К 1948 г. в Горьковской обл. были зарегистрированы 46 храмов, 2 епископа, 58 священников, 18 диаконов и 13 псаломщиков; в Марийской АССР имели регистрацию 16 общин, 19 священников, 2 диакона и 14 псаломщиков. В нач. 1948 г. был открыт храм в с. Пахотный Усад Починковского р-на, вскоре ставший местом массового паломничества. 25 июня 1948 г. Совет по делам РПЦ принял постановление об открытии храмов в городах Лукоянов и Павлово, в с. Тубанаевка Спасского р-на, были зарегистрированы их общины. Однако постановление реализовано не было из-за ужесточения гос. политики в отношении Церкви. В нач. 1949 г. было решено «приостановить выполнением» постановление Совета, впосл. оно было отменено. Три общины, оставшиеся без церквей, сняли с регистрации. Возобновились аресты и высылки священников. В 1948 г. был арестован и осужден свящ. Алексий Нагоринов из с. Куршакова Мари-Турекского р-на Марийской АССР. В 1949 г. по обвинению в антисоветской пропаганде арестовали диак. Александра Соболева из с. Нов. Ключищи Кстовского р-на. Были высланы неск. заштатных клириков, окормлявших нелегальные общины. Давлению и преследованиям подвергались и представители духовенства, осужденные в 20-30-х гг. XX в. по «антисоветским» статьям. К нач. 1949 г. к этой категории относились 32 чел. из 69 клириков, зарегистрированных в Горьковской обл. В 1948 г. был снят с регистрации настоятель Карповского прихода в Горьком прот. Левитский. Уполномоченный отменил регистрацию в Горьковской обл. вернувшегося в 1951 г. из заключения свящ. Датского и добился лишения его прописки. В 1947-1948 гг. власти обратили внимание на то, что заштатный свящ. Димитрий Веденеев служил без регистрации на дому в с. Бортсурманы Курмышского (ныне Пильнинского) р-на; священник совершал панихиды и молебны на могиле прав. Алексия Бортсурманского , похороненного напротив алтаря закрытой Успенской ц. В 1950 г. Курмышский райисполком принял решение перенести почитаемые останки на сельское кладбище. Однако уполномоченный настаивал на сносе могилы потому, что «сборища и молебствия верующих на могиле будут вносить дезорганизацию в работу колхоза» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 763. Л. 11). Ходатайство архиеп. Корнилия о перенесении останков на кладбище было оставлено без удовлетворения, в 1951 г. могила прав. Алексия была уничтожена. В нач. 50-х гг. заштатный свящ. Д. Веденеев был выдворен из Горьковской обл. В 1953 г. по требованию уполномоченного был уволен за штат благочинный 1-го (Горьковского) округа прот. Иоанн Магницкий, служивший настоятелем Печёрского прихода в Горьком. Он обвинялся в том, что совершал нелегальные богослужения в частных домах в пригородах Горького. В том же году уволен с должности настоятеля горьковской кафедральной Троицкой ц. прот. Иоанн Бандулевич, на его место назначен прот. Георгий Молев.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

подвижников XIX века: епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819) — праведника, почитаемого за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству; архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). Ревностно исполняя повеление Воскресшего Господа идти, учить все народы (Мф. 28:19), архимандрит Макарий со смирением и самоотверженностью потрудился «во благовестии Христовом» народам алтайского края. Новое поколение христианских миссионеров видит в нем образец апостольского горения; народ церковный благоговейно хранит память о нем, его трудах и чудесах по его молитвенному предстательству, на протяжении всего времени со дня его смерти не угасает особое почитание подвижника в Алтайской и Орловской епархиях; священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), – подвижника и аскета Нижегородской епархии, за праведность удостоенного Богом даров исцеления и прозорливости, сподобившегося многих видений и откровений. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся им чудеса. Народ почитает его скорым помощником и ходатаем пред Богом, и великое множество людей с теплой верой и любовью и до ныне ходит молиться на его могилу; игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) – память о его трудах на благо Церкви, его добродетелях и мученической смерти от крымских татар-мусульман и поныне бережно хранится в Крымской епархии. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступили материалы: – о праведной жизни, исполненной смирения и благодатных даров Святого Духа, чудесах и молитвенном подвиге преподобного Иова (+1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита. Память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году; – о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных Оптинских старцев, причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году. Со дня их прославления в Оптину пустынь обратилось около 300 приходов и монастырей Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей с просьбой выделить частицы святых мощей преподобных Оптинских старцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Прибыв с группой помощников в назначенное время вечером, отец Дамаскин обговорил со всеми план действий на следующий день. Утром 17 августа я (настоятель храма), игумен Дамаскин, отец Максим (секретарь Синодальной комиссии по канонизации) со своими помощниками (12 человек), ещё один священник из села Спасского, прихожане, отслужили молебен перед началом всякого дела и панихиду, со страхом приступили к заветной могилке. Всё происходящее фиксировала на кинокамеру приехавшая с игуменом Дамаскиным Медведева Галина Павловна, впоследствии снявшая документальный фильм «Святой праведный Алексий Бортсурманский». Могила отца Алексия находилась за главным алтарём Бортсурманского храма. Могила всегда была ухожена. Даже когда были особо сильные гонения на веру, и могилу богоборческие власти буквально сравнивали с землёй, на следующий же день могильный холмик снова возвышался на своём месте. Захоронение даже пытались разорить, останки перезахоронить и скрыть от верующих, но поговаривали, что вроде непосредственные исполнители таких указов вовремя одумывались и, обманывая своё начальство, имитировали результаты своей работы. В связи с этим было сомнение, находятся ли святые мощи на своём месте, поэтому прошение правящему архиерею подавалось именно на исследование захоронения. День был пасмурным, временами накрапывал дождик. С самого начала работы игумен Дамаскин начал читать Святое Евангелие, и читалось оно посменно до самого завершения работы для того, чтобы Господь сглаживал возникающие искушения – а их, по уверению игумена Дамаскина, не раз обретавшего мощи, будет много. И действительно скоро стали подходить сельчане, которые в храм не ходили, а потому не были подготовлены к обретению, и возмущаться, что, мол, столько лет отец Алексий пролежал в земле, и не надо бы его беспокоить. Другие стали говорить, что отца Алексия хотят у них забрать и увезти в Москву, а их оставить сиротами. Страсти накалялись. Одна женщина, не разобравшись в слухах, позвонила в районный центр, в Пильну, в милицию, сообщив, что в Бортсурманы понаехали «чёерные бородатые люди с золотыми цепями на иномарках с чужими номерами и раскапывают могилы около церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сидела-сидела и вдруг мысль: иди на могилку и просить. Пошла. Просить не могу, стала на колени и положила голову на могилку. Минут через пять появились силы. Я поднялась и доработала до конца. Тут пришёл отец Андрей Смирнов, настоятель храма, с матушкой Еленой и детками, и мы вместе отправились служить панихиду. После службы, испрашивая благословения на дорогу, я спросила, можно ли положить в рот на рану земли с могилки. Отец Андрей ответил, что с верою всё можно. Прикладываю. Все уходят, я остаюсь одна у могилки. Молюсь своими словами, со слезами, прошу батюшку помочь. Сколько времени просила – не знаю, верно, минут пятнадцать, когда же очнулась – на голове точно чугунный обруч надет, боль страшная. Пошла ко всем, о чём говорят – не понимаю. Староста раздаёт на память фотографии иконы отца Алексиея. Прошу Надежду Янчук довести меня до машины – едем на святой колодец. Когда облилась холодной водой, голове стало легче, усталость немного отошла. А по дороге домой почувствовала, что исцелилась полностью. Все радостные, поют молитвы и я с ними. Дома дети спрашивают, как моё самочувствие. Я отвечаю: «Прекрасное!» Тогда они просят меня показать рот. Я открываю. Ни разреза, ни резинки нет – все удивлены. К стоматологу больше не ходила». Обретение святых мощей (рассказ настоятеля – священника Андрея Смирнова) За две недели до знаменательного события в Бортсурманы приехал игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации, составитель книги «Подвижники веры и благочестия». В первом томе этой книги впервые появилось житие отца Алексия Бортсурманского. Игумен Дамаскин сказал, что на предстоящем юбилейном соборе будут прославлять в чине всероссийских святых нашего отца Алексия и что к этому событию можно приложить обретение мощей. Для этого необходимо испросить благословение у правящего архиерея на исследование захоронения. Не откладывая в долгий ящик, я в ближайший понедельник поехал с заготовленным прошением на приём к митрополиту Николаю (Кутепову). Прошение моё владыка быстро подписал, и я сразу же по телефону сообщил об этом игумену Дамаскину, который назначил время приезда комиссии на 16 августа 2000 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я уже знала, что каждый новый виток этой истории обязывает меня сделать очередной шаг - как ответ на полученные благодеяния. Это было похоже на движение по спирали, где с каждым кругом, с открытием новых высот, от меня требовалось очередное усилие - восхождение на следующий круг. У меня оставался еще вопрос - самый интригующий и таинственный из всех, перед которыми я оказывалась до сих пор. Из жития святого было известно о дневнике, который он вел при жизни и завещал своим потомкам: дневник сначала хранился под престолом бортсурманского храма, а потом передавался из рода в род, от одних священников Вигилянских к другим. Последней читательницей дневника, по всей видимости, была жительница Бортсурман, помещица Мария Пазухина - она дружила с правнучкой святого Алексия, Марией Люцерновой, в доме которой и хранились эти записи в начале ХХ века. В 1913 году Мария Пазухина стала автором самого полного и подробного жизнеописания старца и издала брошюру «Иерей Алексий Гневушев - подвижник веры и благочестия». Ее содержание легло в основу нынешнего жития святого. Там-то и приводилось несколько цитат из его дневника: благодаря им мы знаем о чудесных откровениях, которых старец сподобился в своей жизни, - о явлениях Господа и святых Его. Дневник считался потерянным или сгоревшим, потому что с тех самых пор он бесследно исчез из поля зрения. Но меня грела надежда, что дневник, заповеданный и предназначенный нам, потомкам, возможно, жив и лежит где-нибудь в архиве, ожидая своего возвращения. Я искала следы дневника в московской Государственной библиотеке и, не найдя ничего из моего списка, заказала книгу протоиерея Алексия Скалы - сборник жизнеописаний святых Симбирской земли. В этой книге есть и глава о святом праведном Алексии Бортсурманском. Что именно толкнуло меня заказать давно знакомую книгу, я не знаю: по логике вещей, перечитывать ее заново не имело смысла. Но я это сделала, наверное, просто чтобы взять в руки живую бумажную книгу. Я сидела в читальном зале и неторопливо скользила глазами по знакомому тексту. Но ближе к концу я оторопела: в книге была фотография страницы из дневника святого... Фотография могла возникнуть только в наши дни - отец Алексий Скала, возможно, держал дневник в своих руках, а значит, он все-таки сохранился! К сожалению, автора уже не было в живых, и выяснить, где именно он нашел драгоценные записи, не представлялось возможным. Зато я узнала, что жил отец Алексий в Ульяновске, и ответ напрашивался сам собой: дневник, скорее всего, спокойно хранится в том самом архиве, который уже не раз мне помогал.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/29/ne...

3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848) и игумена Кизильташского монастыря Парфения (1816-1867). 4. Одобрить с учетом высказанных суждений представленные Комиссией проекты икон Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора святых, которые будут прославлены на предстоящем Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Слушали: Рапорт архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна о переименовании Марфо-Мариинского женского монастыря в селе Зимовеньки Шебекинского района Белгородской области в Воскресенский женский монастырь (по названию главного храма) и о преобразовании Белгородского подворья этой обители в Марфо-Мариинский женский монастырь. Постановили: 1. Благословить переименование Марфо-Мариинского женского монастыря в селе Зимовеньки Шебекинского района Белгородской области в Воскресенский женский монастырь. 2. Благословить преобразование подворья обители в Белгороде в Марфо-Мариинский женский монастырь. Слушали: Рапорт архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна об открытии Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района Белгородской области. Постановили: Благословить открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района Белгородской области для возрождения в нем монашеской жизни. Слушали: Прошение архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа об открытии мужского монастыря в честь Преображения Господня в селе Вожгалы Куменского района Кировской области и о назначении наместника обители. Постановили: 1. Благословить открытие мужского монастыря в честь Преображения Господня в селе Вожгалы Куменского района Кировской области. 2. Утвердить наместником обители иеромонаха Зосиму (Поздеева). Слушали: Прошение архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа о назначении монахини Кириллы (Коршуновой) настоятельницей Христорождественского Богородичного женского монастыря. Постановили: Утвердить настоятельницей Христорождественского Богородичного женского монастыря в городе Вятские Поляны Кировской области монахиню Кириллу (Коршунову) с возложением наперсного креста по должности.

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

Накануне позвонил отец Андрей и, приглашая, между прочим, сказал, что, как правило, паломничество к батюшкиной могилке сопряжено с различными непредвиденными обстоятельствами. И это оказалось правдой. Хорошо помню ужасную, со стороны села Спасского, через поле, дорогу, куда мы зачем-то заехали, наши плутания, переживания, страхи, поспеем ли, туда ли едем, не подведёт ли машина... Но никакие трудности, конечно, не могли идти в сравнение с той пасхальной радостью, которую пережил я тогда и после Всенощного бдения, вычитывая вечером правило в уютной, очень тесной каморке маленького, недавно купленного домика тогда ещё бездетных отца Андрея и матушки Елены, и особенно после Литургии, крестного хода и панихиды на могилке Вортсурманского праведника. Было ясное майское небо над нами (как, впрочем, и во все последующие годы), играющее, как на Пасху, солнце, торжественные возгласы «Христос воскресе» (практически, всегда торжества проходили и поныне проходят в дни последования Святой Пасхи) и не менее радостные отклики молящихся «Воистину воскресе». И, пожалуй, только теперь я понимаю, почему преподобный Серафим Саровский считал отца Алексия своим сотаинником по благодати: оба – отцы пасхальной радости! На службах обоих среди лета или в начале оного, или в конце поют «Пасху»... И если ко всему этому вспомнить, что пока во всей истории Русской Православной церкви отец Алексий единственный прославленный в чине Всероссийски чтимых святых простой сельский батюшка, обременённый к тому же и немалым семейством, то невольно начинаешь разделять удивление преподобного Серафима Саровского , поставившего Бортсурманского праведника по святости жизни «выше многих монахов». И теперь, сидя в ПАЗике, неторопливо и нудно тащившем нас на край географии Нижегородской области, глядя на «эти бедные селенья, эту скудную природу», на этот «край родной долготерпенья», я думал о том, что если бы не отец Алексий, и о Бортсурманах можно было бы сказать то же, что и о всех сёлах нашего многострадального Отечества – Богом забытые.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010