Глава Нижегородской митрополии возглавил торжества по случаю праздника обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского 19 августа 2017 г. 13:39 17 августа 2017 года, в день обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области ( Лысковская епархия ) была совершена праздничная Божественная литургия под открытым небом. Богослужение, состоявшееся возле храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершал служение преподобный Алексий, возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Главе Нижегородской митрополии сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Выксунский и Павловский Варнава , секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, настоятель Успенского храма с. Бортсуманы протоиерей Андрей Смирнов, настоятель храма в честь святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский и клирики Нижегородской и Мордовской митрополий. За богослужением молились настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), а также глава местного самоуправления Пильнинского района Виктор Козлов, глава местного самоуправления Воротынского района Алексей Солдатов, воспитанники военно-патриотического клуба «Пограничник» средней школы села Бортсурманы, многочисленные прихожане и паломники. После богослужения епископ Силуан обратился к собравшимся. Владыка поблагодарил архипастырей за визит и преподнес им в качестве памятного подарка книги. «Русскую землю осеняет благодать святых. В наше непростое время мы укрепляемся, взирая на подвиги великих угодников, и просим их святых молитв для спасения всех душ, которые следуют за Христом», — сказал митрополит Зиновий, пожелав главе Нижегородской митрополии помощи Божией в трудах.

http://patriarchia.ru/db/text/4985717.ht...

Володимир «Ми почали що нащадками святого» 26 листопада 2020 р. 13:09 В августе исполнилось 20 лет со дня канонизации и обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского (1762-1848) — священника из села Бортсурманы Нижегородской области. В Успенском храме, где служил праведный Алексий и где покоятся его мощи, 17 августа, в день их обретения, Божественную литургию возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава . В числе прочих владыке сослужил потомок праведного Алексия Бортсурманского, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ  г. Москвы протоиерей Владимир Вигилянский . Читателям «Журнала Московской Патриархии» ( 9, 2020 ) отец Владимир рассказал, как он узнал об этом факте своей биографии и как это повлияло на его жизнь и жизнь его семьи ( pdf-bepcuя ). Четыре года назад, путешествуя по русским городам, моя дочь Александрина Вигилянская обнаружила на церковном кладбище города Вязники Владимирской области могилу диакона Петра Вигилянского. Ее заинтересовал вязниковский однофамилец, но моей семье о нем ничего не было известно. На этом история могла бы завершиться, но неожиданно мы обнаружили наш старинный семейный альбом, который открывался фотографией моего прадеда протоиерея Алексия Вигилянского. Дочь стала искать, в каком городе и в каком храме служил отец Алексий, нашла сайт, посвященный родословным, где много рассказывалось о священниках Вигилянских, служивших в конце XIX — начале ХХ века во Владимирской губернии. Выяснилось, что в Вязниках живет краевед Лев Вигилянский, внук того самого диакона Петра. Саша с ним познакомилась и узнала, что «владимирские» Вигилянские принадлежат к другой параллельной ветви, а наших прямых предков надо искать в другой губернии. Консисторская фамилия Дело в том, что наша фамилия — церковная, или, терминологически, консисторская. Выпускников духовных семинарий и академий в XVIII и начале XIX века консистории награждали церковными фамилиями — Богоявленский, Спасский, Рождественский и т.д. Иногда давали фамилии c греческими или латинскими корнями — Флоренский, Сперанский и т.д. Вигилянский происходит от латинского vigilia, то есть «всенощное бдение». Поэтому Вигилянских, несмотря на редкость фамилии, среди священно­служителей было много. В Киеве служил епископ с такой фамилией, в Санкт-Петербурге — священник, который был духовником Екатерины Александровны Сушковой, возлюбленной Михаила Юрьевича Лермонтова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725534...

Разделы портала «Азбука веры» Жития святых Священномученик Ермоген, патриарх Московский. Житие с акафистом Патриаршество святителя Ермогена (1530–1612) совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял он изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Архиепископ Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский. Архипастырь, молитвенник, подвижник Составителю книги Господь дал радость собрать многоговорящий материал. Имелось в виду по возможности не повторять того, что было напечатано вскоре после кончины Владыки. Сост. протоиерей Петр Перекрестов. Житие святого праведного Алексия Бортсурманского «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжённой пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Диадема старца (воспоминания о старце Гаврииле (Ургебадзе)) Эта книга посвящена архимандриту Гавриилу (Ургебадзе), несшему редкий подвиг юродства в наши дни. Удивительная жизнь, «странные поступки», слова, и главное, особенная любовь Христова ко всем — отличали отца Гавриила. Житие преподобного Льва, старца Оптинского Иеросхимонах Лев (Наголкин) был основателем и вдохновителем оптинского старчества, человеком непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца. Карагандинский старец преподобный Севастиан — Королёва В.В. Книга посвящена святому, который был прославлен совсем недавно — всего лишь в 2000 году. Преподобный Севастьян Карагандинский был пострижен в монахи в Оптиной Пустыни, был келейником у двух её старцев. Крестный путь Иоанна Златоуста — Ольга Орлова В основу книги положены переводы: жизнеописание святителя, сделанное его другом Палладием, роман А. Тьерри «Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия», высказывания историков Созомена и Феодорита, протоколы «разбойничьих соборов», осудивших и низвергших Златоуста, и, конечно, слова, письма и послания самого святителя.

http://azbyka.ru/audio/1/zhitiya-i-tvore...

     В наших святцах очень мало мирян. Святых, имею в виду, мирян. Монахи есть, князья есть, есть юродивые, мирян не хватает. По закону подражания (а это очень важный психологический закон) мирянину некому подражать. В случае стремления к святости ему словно говорят: иди в монахи или юродствуй – иначе святость и ты живете на разных церковных полюсах. Для Церкви сегодня это один из важнейших вопросов. Конечно, святые миряне в Церкви были всегда. Только вместо святцев попадали они в светскую литературу. Например, «Живые мощи» Тургенева или «Матренин двор» Солженицына. Это как бы главы из нового патерика, точнее – из «митерикона», поскольку речь в них идет о святых женщинах. Незаметные труженики, терпеливые страдальцы, все те, по чьей жизни можно приблизиться к деятельному изучению Евангелия. Вот их-то и не хватает. В истории живописи, скажем, долго кисти художника удостаивались цари, военачальники, батальные сцены и натюрморты. Потом что-то изменилось в сознании художников, и на полотнах ожили балерины, официантки, «едоки картофеля» и работники портовых доков. Они были, конечно, в жизни и раньше. Но кисть художника не бралась за них, потому что общественное сознание лишало их достоинства героя картины. Дело изменили фламандцы, потом импрессионисты, потом все остальные. И вот маленький человек стал интересен. Он, рыбак, или она, молочница, – в них разглядели ту красоту и глубину образа, которые раньше признавались только за инфантами или благородными барышнями на конной прогулке. Чего-то подобного ждет Церковь. Ждет того изменения сознания, при котором мы увидим неподдельную святость, не обязательно облаченную в схиму или носящую железный колпак юродивого. Так уже было недавно в отношении священства. Священников на Руси были сотни тысяч, но смиренный наш народ даже не ждал от них святости. Ждал треб и Таинств, но не личной святости. Пока не засиял яркой свечой на церковной свещнице Иоанн из Кронштадта. Это было удивительно. Как? Живет в миру! Женат. Не схимник, не столпник, а при этом огненно-свят и чудотворен. С тех пор люди получили возможность искать святости не только в монастыре, но и на мирском приходе. Жизнь священников, надо сказать, усложнилась. Требования к ним значительно повысились. Если один смог, то, значит, не только он один может. И потом был праведный Алексий Московский, канонизация Алексия Бортсурманского… Святость и иерейство стали рифмоваться без натяжки. А пушкинский «поп – толоконный лоб» стал, чем и был, – карикатурой. Вот нечто подобное должно совершиться и в отношении обычного мирянина.

http://pravoslavie.ru/121548.html

Вышел в свет девятый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год 25 ноября 2020 г. 18:42 Вышел в свет девятый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год. К читателям обратился председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии» митрополит Волоколамский Иларион : «Сентябрьский номер журнала тематически и географически необычайно разнообразен. Наш первый материал о Северной Осетии. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю этого народа, православные осетины выстояли, сумев сохранить в жестокой борьбе с чужеземными завоевателями свою веру, язык, национальную идентичность и культуру. О религиозных вызовах, которым сегодня противостоят наследники древних алан, возрождении храмов, издании духовной литературы на осетинском языке, реконструкции и росписи кафедрального собора в своем интервью рассказывает архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид. Из других публикаций читатели узнают о двух грядущих значимых для православных верующих событиях. Так, в следующем году намечено освящение главного — Казанского — храма Богородицкого мужского монастыря в столице Татарстана, строительство которого перешло в финальную стадию. Напомню, что в этом году отмечается 425-летие возведения первого каменного собора обители, а 110 лет назад по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны здесь началась работа по обустройству пещерного храма. Второй материал рассказывает о запланированной масштабной реставрации старейших церквей и монастырей Псковской области. В августе исполнилось 20 лет со дня канонизации и обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского, который служил в XIX веке в Нижегородской области. Четыре года назад о родстве с этим святым неожиданно узнал настоятель столичного храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. Как это произошло и как повлияло на него самого и на жизнь его семьи, священник рассказывает читателям журнала. В этом номере в рубрике " Экспертиза " мы завершаем рассказ об особенностях строительства храмов в городской черте. Читатель узнает, что многих проблем и конфликтов можно избежать, если соблюдать 15 простых правил». Содержание номера Официальная хроника Церковная жизнь Монастыри и монашество. XXI век Беседа с духовником Церковь и общество Экспертиза Вечная память Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5725078.ht...

Жития святых Церковь празднует память праведного Алексия Бортсурманского Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги Церковь празднует память святителя Николая Сербского Будущий святитель родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в самом центре Сербии, в селе Лелич. Родители будущего архиерея, крестьяне Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми и пользовались уважением соседей. Их первенец вскоре после рождения был крещен с именем Никола в монастыре Челие. Раннее детство его прошло в родительском доме. Мать часто водила сына на богомолье в монастырь, первый опыт богообщения крепко запечатлелся в детской […] Церковь празднует память мученика Агапия и пострадавших с ним семи мучеников 28 марта, ПРАВМИР. Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий пострадали при императоре Диоклитиане (284 — 305) в городе Кесарии Палестинской. Во время одного из языческих праздников христиан, отказавшихся принести жертву идолам, начали публично истязать и казнить. В это время мученик Тимофей был осужден на сожжение, а мученики  Тимофей, Агапий и Фекла и […] Церковь чтит память блаженного Максима Московского Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: 'Хоть люта зима, но сладок рай'. Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Первой мыслью у всех было: «Потеряли!» и лишь потом поняли, осознали, что и «приобрели» Кофе с сестрой Вассой: Иоанн Предтеча, или Не будем затмевать Христа Люди посмотрят на нашу жизнь и спросят, а при чем здесь Христос и Его любовь? Давайте избегать этого Кофе с сестрой Вассой: Василий Великий и его непоследовательность Василий Великий был непоследовательным. И это является здоровым качеством, если задуматься об этом Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/zhitiya-svyatyx/pa...

Митрополит Варсонофий сослужил Патриарху Кириллу за Божественной литургией в Валаамском монастыре июля 2022 Его Святейшеству также сослужили митрополиты Воскресенский Дионисий, Петрозаводский и Карельский Константин, Каширский Феогност, наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий, епископ Костомукшский и Кемский Борис с сонмом духовенства. Богослужебные песнопения исполнил братский хор монастыря (регент - иеромонах Давид (Легейда). В храме присутствовали глава Республики Карелии Артур Парфенчиков, председатель попечительского совета Фонда святого Андрея Первозванного Владимир Якунин, председатель совета директоров компании " НПО Ангстрем " Леонид Рейман, другие представители органов власти, общественных организаций, банковских структур, благотворители и паломники. Епископ Троицкий Панкратий преподнес Его Святейшеству икону преподобного Германа Аляскинского с частицей мощей святого. Предстоятель обратился к верующим с первосвятительским словом . В дар монастырю была передана икона праведного Алексия Бортсурманского. Благотворителям монастыря были вручены церковные награды. Святейший Патриарх в сопровождении архиереев и духовенства спустился в нижний храм собора, где было совершено славление у мощей основателей обители преподобных Сергия и Германа. Предстоятель приложился к их мощам, к чтимому списку Валаамской иконы Божией Матери и мощам преподобного Антипы Валаамского. Богослужение транслировали телеканалы " Союз " и " Спас " , портал Патриархия.ru . ИА " Вода живая " - Патриархия.ру, 11.07.22 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 17:17 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -17:17 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867). д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) – как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) – как преподобномученика. 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение. 4. Службы сим святым составить особые, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минеи, каждому по его чину. 5. Память их праздновать: святителю Макарию – 16 февраля/1 марта; праведному Алексию Мечеву – 9/22 июня; преподобному Алексию, старцу Зосимовой пустыни, – 19 сентября/2 октября; преподобному Серафиму Вырицкому – 21 марта/3 апреля; 34-м преподобномученикам Валаамским – 20 февраля/4 марта; священномученику Арсению Ростовскому – 28 февраля/12 марта; святителю Иннокентию Пензенскому – 10/23 октября; преподобному Макарию – 15/28 мая:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Особым благочестием он не отличался, а даже, наоборот, был подвержен пьянству. Как-то ночью его позвали напутствовать умирающего в соседнюю деревню. Священник рассердился, что его потревожили, и сказал, что, дескать, ничего страшного, доживет больной и до утра. Однако снова заснуть он не смог и через какое-то время решил все-таки навестить умирающего. Но застал крестьянина уже умершим, лежащим под образами, а рядом стоял Ангел и держал Святую Чашу для причащения в руках. Вообще-то подобное каноническое преступление – отказ от напутствия умирающего – обычно карается запретом в священнослужении. Но отца Алексия почему-то не отправили под запрет. Но всю свою последующую жизнь он обратил в покаяние. Он стал ежедневно совершать Литургию, наложил на себя огромное молитвенное правило, стал очень много помогать нуждающимся и обездоленным. Господь дал ему дар исцеления и прозорливости. Сам преподобный Серафим Саровский почитал его как великого подвижника и говорил о нем, что он подобен свече, возженной перед Престолом Божиим. Ныне Церковь почитает этого священника как святого праведного Алексия Бортсурманского . Для чего Церковь оставила в своих книгах эти случаи? Уж, конечно, не для того, чтобы мы занимались осуждением людей, описанных в патериках и житиях. Эти рассказы нужны нам по двум причинам. Первое: показать примеры покаяния и исправления жизни. Второе: дать урок трезвения. Если даже монахи и священники – служители Божии – искушаются диаволом и совершают падение, как же внимательно нужно вести себя мирянам! «Блюдите, яко опасно ходите». Священникам много дано, но с них много и спросится. И соблазнов, искушений у священников может быть больше, чем у людей мирских. Да, мы не отрицаем, что наши священники совершают грехи и правонарушения. Да, мы честно признаём: есть у нас священнослужители, которые позорят Церковь. Отдельные такие случаи имеют место. Никакой – даже самый высокий – сан не страховка от падений и ошибок. Я уже упоминал Евангелие. Один из 12 апостолов, ближайших и любимейших учеников Христа, Его предал, другой отрекся от Него, как только Спасителя взяли под стражу.

http://pravoslavie.ru/88575.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010