Впрочем, в 30-е гг. все эти различия внутри оппозиции отходили на второй план в условиях противостояния “сергиевской” Церкви с одной стороны и перед лицом репрессий — с другой. Тогда оппозиционерам важнее было утвердить свою независимость от иерархии, подотчетной Временному Патриаршему Синоду, показать возможность своего пути в отношениях с властью, отличного как от пути обновленцев, так и от пути митрополита Сергия (Страгородского). Но в 40-е гг. перечисленные нами особенности оппозиционных движений обрели новую актуальность. Процессы 40-х годов 1. Церковное возрождение 40-х гг. и поляризация оппозиции Поведение церковной оппозиции в это десятилетие определяли два разнонаправленных процесса. Для части оппозиции было характерно стремление к воссоединению с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, а для других оппозиционеров — стремление еще более категорично отмежеваться от нее и от своих бывших воссоединившихся с Церковью собратьев. Тем самым происходила поляризация оппозиции: примирение одной ее части и радикализация другой. В целом толчком для этого процесса послужило общее возрождение церковной жизни, ставшее столь явным в 1943–1945 гг. В самом начале 1945 г. в Москве прошел Поместный собор Русской Православной Церкви, избравший Патриархом Московским и всея Руси Ленинградского Митрополита Алексия (Симанского). В том же году находившийся в заключении епископ Афанасий (Сахаров), пребывавший в оппозиции к Патриарху Сергию (Страгородскому), и единомысленные ему священнослужители направляют приветствие новоизбранному Патриарху Алексию I и начинают поминать его в своих молитвах. Одновременно епископ Афанасий и ранее оппозиционные священники известили свою паству о принятом ими решении, призвав и ее воссоединиться с новоизбранным Патриархом 13 . Так началось воссоединение части церковной оппозиции 20–30-х гг. с Русской Православной Церковью Московского Патриархата и возвращение ее представителей к церковному служению. Другой крупной величиной, последовавшей примеру святителя Афанасия, был один из основателей и идеологов иосифлянского раскола протоиерей Василий Верюжский. Он воссоединился с Патриаршей Церковью в 1946 г., вскоре был удостоен звания доктора церковной истории, был профессором Ленинградской Духовной академии и заведующим кафедрой византологии и истории славянских церквей 14 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

Испрашивая святительских Ваших молитв, Вашего Святейшества нижайший послушник и богомолец, епископ Афанасий. Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, 2 апреля 1955 г. Мой адрес: г. Тутаев, Ярославской обл., ул. Свердлова, д. 21. Афанасию Григорьевичу Сахарову. Письмо 121 Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) 11 апреля 1955 г. Тутаев Ваше Святейшество, Святейший Владыко Патриарх, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благодарю Вас за Ваше письмо от 5 апреля, полученное мною вчера, и за Ваши молитвенные благожелания. Благодарю за приглашение быть у Вас и в дорогой мне Лавре. К сожалению, я лишен возможности сделать это. У меня до сих пор нет еще паспорта, а на основании сведений о моих сотоварищах по заключению, раньше меня оказавшихся в таком же, как я, положении, я предполагаю, что и в дальнейшем у меня не будет права отлучаться с места моего теперешнего жительства. Сверх того, состояние моего здоровья таково, что я и при полной свободе не решился бы двинуться в путь. Лишь с помощию моего опекуна, приезжавшего за мной в инвалидный дом, я с большим трудом и изнеможением приехал оттуда в Тутаев. Всякое, и небольшое, движение и напряжение чрезвычайно утомляют меня. И как я уже докладывал Вам в предшествующем письме, вследствие чрезвычайной слабости моих физических сил я не могу принять никакого церковно–общественного послушания. И мое келейное богослужение я иногда вынужден бываю заканчивать лежа. Господь утешил меня тем, что хотя и немногие, но наиболее дорогие для меня книжицы сохранились. По ним, аще Господь благословит, я, может быть, смогу что–либо полезное сделать не для одного себя. А в дополнение к книжному труду я хотел бы в моем уединении, почти в затворе, с Божией помощию исполнять, как мне кажется, самое важное для настоящего времени послушание – присоединить к молитвам Церкви мои грешные покаянные молитвы к Царю Мира и Пастыреначальнику Христу о мире всего мира, соединении и устроении Святых Божиих Церквей, о прекращении попущенных по грехам нашим церковных разделений, соблазнов, смущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Благодарю писаря Вашего, что помогает она Вам по канцелярской части. Радуюсь, что она несколько успокоилась. Христианам не к лицу скорбеть до болезни. У нас есть Утешитель, у нас есть друзья и братья о Христе, которые с готовностью разделят скорбь скорбящих. А скорбь разделенная становится вдвое меньше, как радость, разделенная с близкими, становится вдвое больше. Я не называю по имени всех моих друзей, но о всех с благодарностью всегда памятую. Потрудитесь передать всем мой сердечный привет и молитвенные благожелания... Господь да хранит Вас и милостию Своею да не оставляет. На всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию, благодарный богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий]. Письмо 119 Монахине Маргарите (Зуевой) 4 марта 1955 г. Зубово-Полянский дом инвалидов † Пяток 1-й седмицы Вел[икого] поста Милость Божия буди с Вами, родная моя матушка! Приветствую Вас с окончанием первой седмицы святого поста и с наступлением второй. Дай Бог и все остальные добре совершить и Пасхи Христовой дождаться. Из телеграммы Вы уже знаете, что я освобожден. Георгий Георгиевич обещает приехать во вторник 8-го. Если Бог благословит, не позднее среды двинемся в дорогу. По пути зайду к Преподобному. Очень хотелось бы побывать на могилках мамы и батюшки о. архимандрита Павла. Но сейчас этого сделать не могу. Если Бог благословит, летом получу отпуск и поклонюсь дорогим могилкам. Передайте мой сердечный привет и благословение всем, всем, всем. Тетрадочки, о которых я просил Вас, пришлите на новое место. Мой грипп прошел. Очень рад, что навестили не только Титовну, но и Варю 223 и Грушу 224 . От Вари получил посылочку, сегодня принесли извещение о посылке от Титовны, завтра, вероятно, получу. Прошу у всех молитв о благополучном путешествии и поселении на новом месте. На всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию, благодарный богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий]. Известите Ольгу Александровну. 4 мар[та] 55 г. Письмо 120 Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому)

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

По неофициальным данным он и впоследствии проживал в Монтевидео, где будто бы поддерживал некоторую связь с местными «американскими автокефалистами», состоявшими в юрисдикции митрополита Феофила (Пашковского). Но какого рода была эта связь сказать, конечно, трудно. После Великой Отечественной Войны, в 1947 году, по прошествии двадцатилетнего молчания, Николай (Соловей), как говорили в Москве, «обращался с письмом к Патриарху Алексию (Симанскому), прося его о принятии в свою юрисдикцию. Ответа не последовало...» (епископ Сергий Ларин). Если сказанное соответствует действительности, то, надо думать, в архиве Патриархии сохранится на будущее время это его безуспешное ходатайство. «Благовестник истины Христовой», шизофреник и эротоман А. И. Введенский , отважившийся всенародно выступить со своей неумной и грязной фальшивкой рассчитывал, что он сразу убьет трех зайцев. 1) Снова (и в который уже раз!) бессовестно осквернял священную для каждого православного русского человека память Великого Первосвятителя и Отца Церкви, Святейшего Патриарха Тихона, представляя его как самого низкопробного политического афериста, под сводами своей кельи заклеивающего в переплет книги указания для какого-то «монархического штаба». Для группы ведущих проходимцев из Синода сообщение это было необходимо и имело принципиально важное значение потому, что парализовало дальнейшие тенденции к примирению с Православной Церковью, намечавшиеся в широких раскольничьих кругах вопреки намерениям Введенского, Блинова, Смелова и им подобных, мечтавших и далее потрясать устои Церкви своим «руководством». Разумеется, что после оглашения этого «покаянного письма» вряд ли у кого повернется язык приглашать к слиянию с «тихоновщиной»; по тем временам это было слишком рискованным и, хотя, как мы видели, на «Помсоборе-25» и объявились некоторые смельчаки, но в целом тяга к Местоблюстителю была, хотя и внешним образом, парализована. 2) Выставляя в фальшивке Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра сообщником контрреволюционных махинаций Патриарха, Введенский во всеуслышание провозглашал его активным антисоветским деятелем и таким же точно «контрреволюционером», как и покойного Патриарха 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

  В октябре 1941 г., когда епископат Российской Церкви состоял из 4 архиереев и возможность соборного избрания преемника казалась нереальной, Блаженнейший и решил составить завещание о преемстве, как этов свое время сделали Святейший патриарх Тихон, а затем Местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Вопрос о преемнике патриарха Сергия был давно известен его ближайшему окружению, а архиепископ Григорий узнал о существовании завещания Блаженнейшего во время своей поездки в Ульяновск на хиротонию. Он писал: «20 октября г.]. Днем заходил на квартиру о. А. П. Смирнова, где остановился Алексий Рязанский. Он заболел (грудная жаба). Завтракали. Много высказывались по поводу меня, выражали какие-то надежды, даже говорили о возможности каких-то перемен в завещании Блаженнейшего в связи с появлением меня в числе архиереев. Проскальзывает мысль о неудовлетворенности м[ итрополитом] Николаем Ярушевичем. Мои воспоминания всех интересуют и у многих раскрываются глаза на иные события и иных лиц… 27 октября. Вечером беседовал с о. Колчицким. Он рассказал что когда Блаженнейший был болен в Москве, он вызывал м[ итрополита] Алексия Симанского и сделал завещание о передаче власти ему, м[итрополиту] Алексию Во время пути с Блаженнейшим находились м[итрополит] Николай и арх[иепископ] Сергий Гришин и очень беспокоились, когда Сергий заболел. Говорили об епископате: плохо, никого выдающегося и вообще, и для замены местоблюстительски. Лучше других – Алексий Симанский, но и тому нужен какой-то помощник в вопросах глубоких (канонических, по сношениям с Церквами за границей и по управлению загран[ичными] церквами и епископатом). Из тех, что были при мне здесь, умнее других Алексий Палицын, но и тот не глубок и не широк; Стефан Проценко наивен, с лукавством, мелок… Алексий Сергеев " за бутылку вина все может сделать " , выразился Колчицкий» 3 ноября 1942 г. на обратном пути из Ульяновска в Саратов архиепископ вспоминал свои беседы с Блаженнейшим и рассказы бывшего там духовенства, в том числе о заграничных архиерееях , и записал в дневнике: «Таково положение в нашей Патриархии. Во всяком случае, надо желать, чтобы Блаженнейший еще пожил возможно долее, чтобы нынешнее положение нашей Церкви получило б ольшую усточивось и упрочилось: без него может быть труднее, п[отому] ч[то] заменить его вполне, по-видимому, сейчас, из наличного епископата некем» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

— Конечно, конечно... Владыка Питирим был удивительным человеком, не случайно у меня повсюду его портреты: и на столе, и на книжных полках. Есть особенно хорошая фотография: один мой друг, фотограф и корреспондент, сфотографировал владыку со свечой в Иерусалиме. Митрополит Питирим на схождении Благодатного Огня      А вот фотография с кропилом, рядом стоит отец Иннокентий: это в селе Спирове Волоколамского района. Так что владыка Питирим везде, чему я очень рад, потому что личностью он был совершенно уникальной. И по образованности, и по нравственным своим качествам. Я уж не говорю о том, что он сам был сыном священника, в миру его звали Константин Владимирович. Его отцом был протоиерей Владимир Нечаев. – А сам владыка рассказывал о себе: о своих корнях, о своем роде? – В узком кругу... Обычно редакционные советы он проводил в своем кабинете – даже еще в старой редакции (не на Погодинской, а в Новодевичьем монастыре). Потому что начиналась наша редакция еще в Новодевичьем монастыре, в западном крыле Успенского храма. А потом владыке удалось договориться с городским руководством, и нам разрешили занять помещение более пространное, на Погодинке. – Насколько мне известно, это здание было заново построено? – Нет, это был один из новопостроенных домов, не специально для редакции, просто там должны были жильцы разместиться, но один дом отдали нам. Мы в нем прекрасно и разместились, все было чудесно! – Как там все устраивалось, владыка сам принимал во всем участие? – Безусловно, он исключительно сам все распределял, намечал, что, где и как: потому что у него свой был вкус, своя мера. Причем мера удивительно интеллигентная и такая, знаете ли, утонченная. Мне все нравилось во владыке, я удивлялся ему – это был интеллигент духа, интеллигент мысли, интеллигент поведения (причем, церковного поведения). Он же был воспитанником Патриарха Алексия (Симанского), а Алексий (Симанский) по происхождению – дворянин. Это тоже оказало на него влияние. Святейший Патриарх Пимен Хотя, как известно, Святейший Патриарх Пимен не был из дворян, все же он не уступал Патриарху Алексию I в благородстве поведения. Правда, нас, редакторов «ЖМП», он всегда гонял: «Опять тут редакция, опять снимают! Опять что-то такое там записывают…»

http://pravoslavie.ru/66842.html

«Надо еще потерпеть, надо подождать, а недели через 3–4 я и совсем выздоровлю». Во время перехода Патриарха в другую комнату проходил архиепископ Ювеналий, но он почему-то повернулся к Владыке и Патриарху спиной, как будто не желая их видеть. 147 дней пробыл в разлуке с духовными детьми святитель, утешаемый и ободряемый от Господа разными видениями. В конце мая 1932 года он был уже в кругу своей родной семьи. Знаменательные сны о Митр. Серафиме (Чичагове) и отношение Еп. Мануила к последнему и Митр. Алексию (Симанскому) Ни о ком так не снилось много святителю, как о митрополите Ленинградском Серафиме. И сны о нем действительно были знаменательны. Еще будучи в Серпухове, Епископ МАНУИЛ 28 июня 1928 года записал в дневнике: «Днем видел во сне М. Серафима. Будто он лежал в церкви, к народу обращенный лицом, весь худой, несчастный. Я был с ним рядом и поддерживал его. Видом своим походил на отрока лет 10–12. И вдруг он весь разросся, распух, раздулся. И лежал головой к алтарю, почти голый. Мерили температуру и объявили 37,8.Он хныкал и искал поддержки во мне, а мне было его очень жалко» 139 . Два сна через несколько дней один за другим святитель видел в сентябре (1 и 6) 1932 года. Первый сон снился ему в деревне в Волоколамском уезде 1 сентября на новый церковный год. «Вижу я серое небо, – рассказывал Владыка, – мерзлая погода... И не разберешь ни то осень стоит, ни то весна – погода неопределенная... И вот я стою. Чувство такое было и серое небо кругом, мерзло... и вижу (ужас охватывает меня), передо мной лежит митрополит Серафим Чичагов в белом облачении с кровавыми пятнами на лице, с разбросанными крестом руками... Я гляжу и думаю: «Убит!» Так стало тяжело... с ним что-то должно случиться. Сон этот означал, что события разыграются с его моральною? смертью и будет это в течение наступающего церковного года. Это был первый сон. Действительно, вскоре арестовали Владыку Никандра и для митрополита Серафима начался ряд неприятностей. Второй сон. Все в той же деревне Волоколамского уезда, через 4 дня после первого сна.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Надежда на будущие поколения вряд ли имеет крепкие основания. Нужно сказать слово и нашему воцерковлённому поколению. При сохраняющихся тенденциях, в будущем церковных людей будет меньше, чем сегодня. Об этом свидетельствует даже статистика молодежи, получающей религиозное образование. Нужно признать, что с духовной, просветительской точки зрения, в нас было вложено невероятно много. И неужели, плода не будет? Неужели вновь восторжествует то, что не приемлют не только верные Церкви, но и большинство здравомыслящих людей? Те, кому сегодня за сорок-пятьдесят лет, взрослели в годы, овеянные атмосферой великого юбилея – Торжества 1000-летия Крещения Руси, давшего большой духовный подъем всему русскому обществу и русской культуре. Потому в 1990-х кто-то в светских ВУЗах на исторических факультетах слушал лекции по философии у воцерковленных профессоров. Кто-то писал курсовые на церковно-исторические темы: о святителе Филарете (Дроздове), разбирал гомилии Иоанна Златоуста, изучал ересь жидовствующих. Кто-то вдохновлялся примером иеромонаха Серафима (Роуза), Оптинских мучеников, убиенных на Пасху 1993 года… Наложило свой отпечаток и то, что духовенство 1990-х – 2000-х годов восприняло традицию Московской Духовной Академии почитания святителя Филарета (Дроздова). Эта традиция в МДА восходит к Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому), писавшему богословскую работу о воззрениях святителя и ежегодно проводившему в Академии торжественный Филаретовский акт. Глубокий знаток Ветхого Завета, митрополит Московский и Коломенский был богодухновенным мыслителем и певцом Самодержавия, не власти государства, но Самодержавия. Еще до революции литература о святителе Филарете была очень обширна и объединялась термином «филаретика». Потому многие епископы и священники, вышедшие из МДСиА еще в прошлом десятилетии, соприкасаясь с духовным наследием святителя, понимали, в чем суть Самодержавия, и не с политической, а религиозной точки зрения. Главный храм МГУ на Моховой улице в конце 1990-х украсился церковью святителя Филарета (Дроздова). Это прекрасно, потому что его духовное, отрезвляющее и вразумляющее слово должно быть рядом с ученой мыслью – с Университетом, и рядом с политической мыслью – с Кремлем.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/17/ce...

«Святую бабушку Надежду» и мать Наталию Николаевну владыка считал подвижницами. Молитвенницы, постницы, труженицы, а главное – смиренницы, с верою и надеждой на Бога превозмогающие скорби и ежедневные труды. Верные дщери Церкви Христовой и самоотверженные служительницы «Церкви домашней», всецело отдающие себя на служение близким людям, то есть ближним. Что еще нужно? К своему «писательству» владыка Вениамин относился очень серьезно. Об этом свидетельствует множество фактов. Так, в одном из «Сорокоустов» владыка писал: «С одной стороны, тянет к уходу. .. Монастырь, внутренняя жизнь, спасение грешной души... Все это верно. И хочется этого ... И нужно... Нужно... Очень... Это переживал ныне на Литургии... А с другой стороны, кажется, будто я еще мог бы послужить и Церкви Божией здесь. Впрочем, есть третий, средний, выход: уйти в обитель и оттуда работать – издательством, писаниями. Это и мне спасительнее, и делу лучше... (Жду из Парижа решения о 7000 фр.: куплю “линотип”.)» («Сорокоуст недоуменного архиерея». Нью-Йорк, 1935. Машинопись.) Пойти по этому «третьему пути» владыке не было суждено. Но в течение всей своей жизни, в самых разных обстоятельствах, он находит время для работы над своими трудами. А в конце жизни, незадолго до того, как уйти на покой в монастырь, приводит в порядок и систематизирует свои произведения, сообщает о них Патриарху Алексию (Симанскому), с которым у него сложились особые доверительные отношения. Среди причин, побудивших когда–то владыку взяться за перо и начать многолетний труд по составлению жизнеописаний современных праведников, нельзя не назвать и еще одну. Его, прекрасного рассказчика, уже за рубежом, в период «беженства», с интересом слушали в разных аудиториях. Сам он в предисловии к «Оптиной» пишет: «Я многим рассказывал свои впечатления о монастырях и святых людях. И не раз слушатели просили меня записать мои воспоминания для пользы другим, которые уже не видели и даже не слышали о подобных предметах прошлого времени» (см. «Предисловие» к настоящему изданию). Эти «другие» – представители нового поколения эмиграции – остро ощущали нехватку той особой духовной атмосферы, которая существовала в прежней России. В воспоминаниях одного из участников Русского студенческого христианского движения Николая Зернова говорится: «другим лицом, оставившим яркий след в Пшерове, был епископ Вениамин. Как метеор, он неожиданно на одни сутки появился на съезде, приехав из Прикарпатской Руси. Весь его облик, его рассказы о своей молодости и о жизни Церкви до революции перенесли всех в тот православный мир, который, как многие тогда верили, продолжал существовать под игом коммунизма». (Н. Зернов. Съезд в Пшерове и начало Русского Студенческого Христианского движения/За рубежом. Белград, Париж. Оксфорд. (Хроника семьи Зерновых) (1921–1972)/Под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA–Press, 1973.)

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Церковь находилась в аварийном состоянии, крыша зияла многочисленными дырами. По храму летали голуби, на стенах, вместо икон, были портреты партийных лидеров. Штукатурка почти полностью осыпалась, роспись, к сожалению, была практически утеряна. Вокруг церкви был участок 14 соток, без жилых построек, то есть жить было негде, и братия поселилась в пожертвованном неотапливаемом «финском домике», где зимой в стакане замерзала вода... Тяжело, на первых порах, было братии, которые, разбирая руины, возрождали историю, сохраняя дух православия, которым дышали фундамент и стены храма-памятника. И заработали строительные инструменты, и закипела кропотливая трудоемкая робота, а параллельно проводились благодатные службы Богу. В 2002 г. на престольный праздник Покрова Божьей Матери Преосвященнейшим Агапитом епископом Мукачевским и Ужгородским была освящена памятная доска в честь 80-летия основания храма и установлен мраморный Крест Господень на пожертвования мецената монастыря М.М. Рябца с семьей. На сегодня в монастыре проживает 16 насельников - 12 монахов и 4 послушника. Братией монастыря строится большой храмовый и хозяйственно-жилищный комплексы. Проводится миссионерская работа с молодежью Закарпатья и других регионов нашего государства. Ведется благотворительное сотрудничество с домами-интернатами, домами престарелых и малообеспеченными жителями. В монастыре проходят каждодневные богослужения. Также, каждую пятницу вечером, проводится молебен с акафистом «Покрову Божьей Матери» и чтением заклинательных молитв на избавление от нечистых духов, на исцеление от различных болезней и недугов (алкоголизма, наркомании и пр.). Эти богослужения посещает множество жителей Закарпатья, соседних областей, Киева и соседних государств. Чтимые святыни обители: - Иверская Икона Божией Матери. Подарена Иерусалимским патриархом Иоаникием патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому) (1945-1970). Патриарх, за верную службу в патриархии, дарит икону Божией Матери схимонахине Мокрине (Мацько) насельнице Свято - Николаевского монастыря г. Мукачево. Матушка в 1994 г. подарила чудотворную икону своему земляку, духовному чаду, настоятелю Свято - Покровского мужского монастыря - архимандриту Митрофану (Шимон). Икона присутствует в храме и источает множество чудес: исцеляет онкологические болезни, дарует детей просящим и с верой притекающих к Ней, исцеляет болезни головы и многие другие болезни, людей, прибегающих к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=33032

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010