В речи на Архиерейском Соборе 1943 г. митрополит Сергий, вспоминая начало войны, говорил: «О том, какую позицию должна занять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили». 12 октября митрополит Сергий написал завещание, в котором на случай своей смерти передавал полномочия местоблюстителя митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому). Через неделю после составления завещания, когда фронт приблизился к сердцу России и над Москвой нависла опасность, Патриархия была эвакуирована в Ульяновск, бывший Симбирск. Туда же был перемещен и обновленческий центр. Патриархия разместилась в маленьком доме на окраине города. Рядом с главой Русской Церкви находились управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий и келейник местоблюстителя иеродиакон Иоанн (Разумов) (позже митрополит). Окраина тихого провинциального города стала в годы войны духовным центром России. Сюда, в Ульяновск, к предстоятелю Русской Церкви приезжали оставшийся в Москве экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Николай, архиепископы Можайский Сергий (Гришин) и Куйбышевский Андрей (Комаров), другие архиереи. В первосвятительских посланиях к пастве, которые митрополит Сергий рассылал из Ульяновска по церквам России, он обличал оккупантов за их злодеяния, за пролитие невинной крови, за осквернение и разорение религиозных и национальных святынь. Предстоятель Русской Церкви призывал жителей областей, захваченных врагом, к мужеству и терпению. 24 ноября митрополит Сергий обратился из Ульяновска вместе с митрополитом Киевским и Галицким Николаем, архиепископами Куйбышевским Андреем, Можайским Сергием и Ульяновским Иоанном (Соколовым) с новым посланием к пастве, в котором развенчал лицемерие нацистской пропаганды: «Гитлеровский молох продолжает вещать миру, будто бы он поднял меч «на защиту религии» и «спасение» якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрывать свои злодеяния. Во всех порабощенных им странах он творит гнусные надругательства над свободой совести, издевается над святынями, бомбами разрушает храмы Божии, бросает в тюрьмы и казнит христианских пастырей, гноит в тюрьмах верующих, восставших против его безумной гордыни, против его замыслов утвердить свою сатанинскую власть над всей землей. Православные, бежавшие из фашистского плена, поведали нам о глумлении фашистов над храмами…».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После усиления влияния коммунистической партии в Румынии, к 1950 г. было возобновлено давление на старокалендарную схизму. Основной акцент представители гражданской власти делали на идее разгрома Слатиоарского монастыря, рассматривавшегося как духовный центр румынского старостильничества. В феврале 1952 г. все насельники обители были арестованы, осуждены на два года заключения и отправлены в лагеря, из которых некоторые монахи так и не вернулись. Старостильная группировка, лишившись государственной регистрации, снова перешла на нелегальное существование. По истечении срока наказания схизматики вернулись в Слатиоару. Было решено возобновить переговоры с епископом Галактионом 998 .   V.6.6. Румынская Старостильная Церковь в 1955–2007 гг. Весной 1955 г. старостильническая делегация встретилась с епископом Галактионом, который уже был готов исполнить свое прежнее обещание. Официальное свидетельство о добровольном переходе епископа Галактиона (Кордуна) в старостильничество было составлено и заверено подписью государственного нотариуса 5/18 апреля 1955 г. 999 В этом же документе уклонившийся в раскол иерарх наградил себя пышным титулом «архиепископ и митрополит Традиционной Православной Церкви Востока». Вскоре после этого была составлена Омология, в которой новоизбранный митрополит Галактион, заявляя о своей приверженности церковной традиции, констатировал переход в старостильничество. Данная омология 13 апреля 1955 г. была отправлена патриарху Московскому Алексию I (Симанскому) и патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову), с которыми митрополит Галактион был знаком еще со времен обучения в Санкт-Петербургской Духовной Академии 1000 . Однако поддержки с их стороны он не добился, а, спустя несколько дней, патриархом Румынским Юстинианом был запрещен в священнослужении 1001 . Несмотря на пребывание под каноническим прещением, митрополит Галактион в июне 1955 г. прибыл в Слатиоару, где был радушно встречен и отслужил торжественную литургию, во время которой возвел иеромонаха Гликерия во архимандрита 1002 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1943 г. (ЦА ФСБ РФ) Священноисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. Фотография. 1943 г. (ЦА ФСБ РФ) В 1936 г. А. был арестован в составе группы церковнослужителей и мирян Владимира по обвинению в создании контрреволюционной орг-ции «истинно-православной церкви», отправлен в Белбалтлаг на 5 лет. По прибытии в лагерь святителя назначили инкассатором, к концу первого месяца работы у него оказалась недостача. Хотя недостающая сумма была возмещена друзьями А., тем не менее к его сроку наказания добавили еще год и перевели на общие работы на лесопункт. После начала Великой Отечественной войны владыка был отправлен пешим этапом за 400 км в Онежские лагеря Архангельской обл., 13 июля 1942 г. направлен в бессрочную ссылку в Омскую обл., где в совхозе «Голышманово» 4 месяца работал ночным сторожем, затем ок. года жил в г. Ишиме. Святитель совершал богослужения у себя дома, на службы приходили жители города, к-рые стали хлопотать об открытии церкви. В нояб. 1943 г. А. был арестован по обвинению «в проведении профашистской агитации, распространении провокационных слухов и участии в антисоветской агитации», проходил по одному делу, называвшемуся «Антисоветское церковное подполье», с Кинешемским еп. сщмч. Василием (Преображенским) , иером. Иераксом (Бочаровым), прот. Петром Шипковым, К. И. Гришановой, Н. В. Трапани. Владыку признали виновным в совершении тайных богослужений, рукоположений, монашеских постригов и приговорили к 8 годам ИТЛ. А. отбывал срок сначала в Сибирских, затем в Темниковских лагерях, с июля 1947 г.- в Дубравлаге, с мая 1954 г.- в Зубово-Полянском доме инвалидов для заключенных. В заключении А. узнал об избрании на Поместном Соборе 1945 г. Патриархом Алексия (Симанского) . Сразу после получения этого известия он и близкие ему священнослужители стали возносить в молитвах имя Патриарха Алексия, «как имя законного первоиерарха Русской Православной Церкви» (Письмо свт. Афанасия Патриарху Алексию от 2 апр. 1955 г.//Молитва всех вас спасет. С. 400).

http://pravenc.ru/text/76846.html

А в докладе крымского протоиерея А. Архангельского митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) от 13 июля 1944 г. говорилось, что во время оккупации протоиерей кладбищенской церкви г. Симферополя Николай Швец зачитал прихожанам антифашистское воззвание Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и был расстрелян гестапо: «Н. Швеца обвиняли еще в том, что он крестил евреев» 676 . Однако часть украинских националистов добровольно и активно участвовала в уничтожении евреев. В основном они относились к Грекокатолической Церкви, но некоторые также к автокефальной Украинской Церкви. Именно о приверженцах последней идет речь в ужасном донесении оперативной команды СС 5 осенью 1941 г. В нем говорится об уничтожении 229 евреев в г. Хмельника, а также о том, что население города с таким энтузиазмом восприняло весть об избавлении от них, что отслужило благодарственный молебен 677 . Руководство же автокефальной Украинской Церкви хотя и не одобряло антиеврейских акций, но и не осуждало их. На Западной Украине, в Галиции большинство украинцев принадлежало к Грекокатолической Церкви. Ее глава, митрополит Львовский Андрей Шептицкий, лично спасал евреев во Львове и в беседах с различными людьми категорически осуждал холокост. Львов был занят германскими войсками 30 июня 1941 г. И уже утром 1 июля тысячи проживавших в городе евреев были согнаны украинцами в немецкой форме во двор тюрьмы и почти все там расстреляны. На следующий день украинская вспомогательная полиция, подчиненная оперативной группе СС, также участвовала в еврейских погромах. Некоторые из преследуемых, среди них раввин Давид Кахане и сын убитого раввина И. Левин, нашли убежище в резиденции митрополита, где они пережили эту акцию 678 . Пример Андрея Шептицкого вдохновил и грекокатолических монахов. Они укрывали евреев в своих монастырях. В феврале 1942 г. Шептицкий обратился с письмом к Гиммлеру, в котором протестовал против того, что «украинских вспомогательных полицейских принуждают расстреливать евреев». В ответе рейхсфюрера СС говорилось, что митрополит не должен вмешиваться в дело, «которое его не касается».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После освобождения Югославии и прихода к власти в стране коммунистической партии во главе с И. Б. Тито рус. эмигранты начали выезжать в др. страны, многие, в т. ч. и родственники о. Владимира, вернулись в СССР. Нек-рые из рус. клириков переходили в юрисдикцию СПЦ. О. Владимир, будучи клириком СПЦ, остался на своем приходе, был законоучителем в серб. средних школах в Суботице и секретарем рус. миссионерского совета местного отд-ния Красного Креста. Через эту орг-цию он помогал людям выехать на Запад. После кончины митр. Антония о. Владимир во многом пересмотрел свое отношение к Зарубежной Церкви. 3 апр. 1945 г. он отправил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) , в к-ром сообщал о своем желании служить РПЦ. В 1947 г. о. Владимиру поступило предложение от Н. М. Зёрнова , секретаря содружества, стать духовником этого об-ва и настоятелем храма в Доме свт. Василия Великого в Лондоне, однако в то время о. Владимир его не принял. В связи с ухудшением отношений между Югославией и СССР на оставшихся в стране русских обрушились гонения. В июле 1949 г. о. Владимир, окормлявший 2 прихода, был арестован и приговорен к 8 годам исправительно-трудовых работ за «нелегальную религиозную пропаганду» (ему вменялось в вину свидетельство о чудотворном обновлении икон в его храме). Благодаря личному ходатайству перед югославскими властями Архиепископа Кентерберийского Дж. Фишера и изменению политики Тито в отношении Запада в 1951 г. о. Владимир был досрочно освобожден из лагеря и вместе с семьей выехал в Париж, где жили его родители, покинувшие Югославию в 1946 г. В 1953 г. по приглашению еп. Николая ( Велимировича ; впосл. канонизирован СПЦ), проживавшего тогда в Лондоне, о. Владимир переехал в Великобританию и стал 2-м священником в кафедральном соборе во имя свт. Саввы Сербского Западноевропейской епархии СПЦ (р-н Ноттинг-Хилл в Лондоне). Дружественные отношения сложились у него с Сербским королевским домом в изгнании. О. Владимир был знаком со мн. известными людьми, в т. ч. c А. Ф. Керенским , к-рого исповедал во время тяжелой болезни.

http://pravenc.ru/text/150739.html

Алексию (Симанскому; впосл. патриарх Алексий I ), сохранность мощей Н. и других Новгородских святых находилась под большой угрозой («...Св. мощи находились в обнаженном виде в гробницах. В раках стекла были выбиты, и в соборе тоже, так что дождь и разный мусор попадал в гробницы. Немцы и испанцы с папиросами во рту и с собаками прогуливались по собору и прикасались своими нечистыми руками ко св. мощам, а собаки обнюхивали их»). 5 нояб. 1941 г. прот. В. Николаевский и прот. Петр Чесноков, добившись у нем. властей пропуска в Софийский собор, «св. мощи свт. Никиты обтерли чистой сырой губкой, предварительно вынув его из гробницы; одели длинную белую сорочку, сшитую специально благодетелями, также облачили его в подризник, епитрахиль, фелонь, малый омофор и возложили на главу его митру; лицо его покрыли воздухом и с благоговением вновь положили его в вычистенную и вытертую гробницу» (Кафедра новгородских святителей. Вел. Новг., 2011. Т. 1. С. 248). 4 июня 1942 г. Софийский собор попал под артиллерийский обстрел и получил 18 пробоин. Вскоре после этого прот. В. Николаевский обнаружил, что «некоторые гробницы были сдвинуты со своих мест, св. мощи разворочены, а около гробницы Никиты лежал неразорвавшийся снаряд (если бы он разорвался, то уничтожил бы гробницу с мощами угодника Божия)» (Там же. С. 249). Указанные новгородские священники с 3-й попытки получили разрешение нем. военных властей на вывоз св. мощей из Софийского собора. Согласно докладной записке, мощи Н. вместе с найденными рядом с ними мощами прп. Антония Римлянина и мощами, к-рые верующие опознали как принадлежащие свт. Новгородскому Моисею , были положены в оказавшуюся пустой гробницу свт. Иоанна (Илии) Новгородского . Вместе с др. обнаруженными св. останками они были вывезены на подводах под молебное пение в ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Георгий (Егорье) Новгородского р-на, где были встречены крестным ходом, в к-ром участвовало ок. 5 тыс. чел. По прибытии обнаружилось, что на мощах Н. была «сорочка... вся изодрана, подрясник тоже, митра измята и брошена в ноги».

http://pravenc.ru/text/2565346.html

1901. Вып. 14. С. 1-146; Курдюмов М. Г. Описание актов, хранящихся в архиве имп. Археографической комиссии//ЛЗАК за 1904 г. СПб., 1907. Вып. 17; ПДРКП; Греков Б. Д. Описание актовых книг, хранящихся в архиве имп. Археографической комиссии. Пг., 1916; Тихомиров М. Н. Новгородский хронограф XVII в.//НИС. 1940. Вып. 7. С. 66-114; Из доклада Л. Н. Парийского высокопр. Алексию, митр. Ленинградскому//ЖМП. 1943. 3. С. 31; НПЛ; ПСРЛ. Т. 1, 2; 1841. Т. 3; Т. 4. Ч. 1; Т. 15. Вып. 1; Т. 16, 25, 30, 33, 42, 43; ГВНиП; ДРКУ; ПсковЛет. 2 вып.; РФА. Вып. 1-4; РФА. 2008; Новгородские грамоты на бересте. М., 1953- [ 2015 ] . Вып. 1- [ 12 ] ; Актовые печати. Т. 1-3; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Др. Руси: XI-XIV вв. М., 1972. С. 38-48, 150-177; Медынцева А. А. Древнерус. надписи новгородского Софийского собора, XI-XIV вв. М., 1978; Опись Новгорода 1617 г./Общ. ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 1. С. 27-173; Роспись новгородских мон-рей и церквей 1615 г.//Там же. Ч. 2. Прил. С. 322-330; Румянцева В. С. Народное антицерк. движение в России в XVII в. М., 1986. Прил. II: Док-ты Новгородского приказа о раскольниках. C. 227-243; Андреев В. Ф. Новый список «Семисоборной росписи» Новгорода//НИС. 1989. Вып. 3(13). С. 219-223; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1990. 10. С. 4; 1994. 2. С. 39; Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992; Смирнов С. М. Восп. о времени моей работы в Новгородском музее//НИС. 1997. Вып. 6(16). С. 296-344; Письма патр. Алексия (Симанского) своему духовнику. М., 2000; Янин В. Л. «Семисоборная роспись» Новгорода// Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 393-401; Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 20042; Анкудинов И. Ю. Роспись новгородских церквей 1615 г.//НИС. 2008. Вып. 11(21). С. 367-382; Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2009. Т. 1. С. 299-301; 2010. Т. 2. С. 163, 165-167; Приходная книга новгородского Дома Св. Софии 1576/77 г.: («Книга записей софийской пошлины»)/Сост.: И.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

—239— частности тому или другому студенту, избранному Советом, согласно с условиями сего параграфа“; б) § 6: „Согласно воле жертвователя, воспитывающийся на означенной стипендии в течении всего академического курса студент получает право к своей фамилии прибавлять фамилию „Сергиев“, сохраняя эту прибавку и по выходе из Академии“. Определил и: 1) Принимая во внимание ведомости об успехах и поведении студентов Академии за минувший учебный год, лишить казённых стипендий на будущий 1903–1904 учебный год студентов: 3 курса – Александра Петропавловского, 2 курса – Харитона Иванова, Виктора Соколова, Сергея Петрова и Александра Бартенева и оставленных во 2-м курсе на второй год – Андрея Белявского и Михаила Попцова, а также частных стипендий: П.А. Мухановой в 220 рублей – студента 4 курса Александра Минераллова и В.М. Ундольского в 200 рублей – студента того же курса Сергея Ильинского и передать: казённые стипендии студентам: 3 курса – Александру Грандилевскому (пользовавшемуся стипендией протоиерея И. В. Рождественского в 194 рубля), Ивану Стоянову (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 рублей) и Михаилу Соловьеву (пользовавшемуся стипендией М.А. Хлудова в 118 рублей); 2 курса – Николаю Рождественскому (пользовавшемуся стипендией Ю. Ф. Самарина в 173 рубля), Николаю Краско, Павлу Лепехину и Николаю Писаревскому (пользовавшимся стипендиями Г. П. Хлудова по 80 рублей); частную стипендию П.А. Мухановой – студенту 4 курса Константину Денисову (пользовавшемуся стипендией Епископа Христофора в 160 рублей); стипендию В.М. Ундольского – студенту 2 курса Виктору Соколову. – 2) Стипендии имени А.И. Хлудова назначить студентам 2 курса Николаю Чернявскому и Владимиру Семидалову (пользовавшимся казёнными стипендиями). – Семь стипендий Троице-Сергиевой Лавры – студентам: 4 курса – иеродиакону Алексию (Симанскому), Александру Моисееву (пользовавшемуся стипендией Ломоносовского Комитета в 202 рубля) и Ивану Недригайлову (пользовавшемуся стипендией Архиепископа Алексия в 170 рублей), 3 курса – Сергею Булыгину (пользовавшемуся академической стипендией в 210 рублей) и Александру Троицкому (пользовавшемуся стипендией Епископа Никодима в 192 рубля), 2 курса – Андрею Белявскому

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отец Алексий согласился и через два дня в Псковском соборе на исповеди у отца Кирилла покаялся и обещал отойти от иосифлян. Протоиерей Алексий Кибардин встречался также с членами Управления Миссии отцом Феодором Михайловым, отцом Николаем Шенроком и её секретарем А.Я. Перминовым. Отца Алексия утвердили старшим священнослужителем для нескольких церквей: в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Козьей Горе, в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино, в честь Рождества Христова в Старополье и других. Из Пскова он также привез иконы, видимо написанные в иконописной мастерской Миссии. После этой поездки никаких дальнейших контактов у батюшки с Духовной Миссией не было – вскоре началась частичная эвакуация, а затем связь Осьминского района с Псковом надолго вообще прервалась. В конце октября 1943 года немецкая администрация убеждала отца Алексия эвакуироваться, но он категорически отказался, а через несколько дней началось уничтожение деревень и насильственная эвакуация населения. 6 ноября карательный отряд немцев пришел и в Козью Гору. Сначала они подожгли три государственных учреждения: больницу, амбулаторию, машинно-тракторную станцию – и несколько жилых домов, а затем направились к церкви. Протоиерей вышел к карателями и убедил оставить храм и прилегающие дома в покое, при этом снова отказавшись эвакуироваться. Вскоре немцы ушли из деревни в сторону Поречья 38 . В январе 1944 года Осьминский район освободили советские войска, и тут же начались проверки и аресты местных жителей, сотрудничавших с оккупантами (порой необоснованные). В апреле 1944 года офицер госбезопасности посетил отца Алексия и указал, что на основании собранных о нем данных, тот «ничего плохого не сделал и может продолжать служить, никто... никакой неприятности не причинит». В это же время батюшка подал прошение о принятии в состав клира Ленинградской епархии, но в телеграмме временно управляющего епархией архиепископа Григория (Чукова) заведующему канцелярией Ленинградского митрополита протоиерею Павлу Тарасову от 11 мая 1944 года было указано: «Необходимо запросить митрополита Николая (Ярушевича) о снятии запрещения и воссоединении протоиерея Кибардина». 1-го июня отец Алексий написал доклад митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) о церковной жизни Осьминского района в период оккупации, где среди прочего отмечал: «В сохранившихся храмах сначала совершали богослужения немецкие пасторы, крестили русских детей по лютеранскому обряду, произносили речи-проповеди. Русский народ, сохранивший веру отцов и дедов, хотел иметь русских православных священников, и жители тех мест, где сохранились храмы, стали искать православных священников... Почти в каждом селении имеются часовни. Жители деревень имеют обычай в свои местные праздничные «заветные» дни приглашать священника для совершения богослужения в часовне и совершения треб в деревне – приходилось довольно часто ездить или, вернее, ходить пешком, за неимением транспорта, километров за 10–15 и далее».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Потерпев полное фиаско, «доброжелатели» Владыки не оставили своих намерений. На этот раз они попытались столкнуть его с Зарубежным Синодом. В 1939 г. в берлинской газете «Слово» была напечатана корреспонденция из Харбина о том, что архиепископ Нестор, возвратившись с синодальной конференции, проходившей в Сремских Карловцах, вручил благодарственную грамоту Синода некоему Кауфману. Причём текст корреспонденции был составлен таким образом, что главный редактор одной из харбинских газет Е.С. Кауфман был нарочито смешан с доктором А.И. Кауфманом, возглавлявшим еврейскую общину Харбина. В Харбин из Зарубежного Синода был немедленно послан запрос за подписью митрополита Анастасия (Грибановского) . «Нестор, – говорится в донесении, – написал Анастасию ответ, в котором указал, что грамота была вручена не еврею Кауфману, а Е.С. Кауфману, родившемуся от православных родителей, хорошему христианину, и его газете, в редакционном составе которой нет ни одного еврея. В письме указано, что смешение в корреспонденции двух Кауфманов произошло безсомненно нарочито» 221 . 16 октября 1941 г. исполнилась четверть века архиерейства владыки Нестора. Предстоял также 35-летний юбилей служения его в священном сане. За свои труды Заграничным Архиерейским Собором и Синодом в 1941 г. архиепископ Нестор был награжден бриллиантовым крестом на клобук. Об этом он был извещён архиепископом Гермогеном (Максимовым, 1945), являвшимся членом-представителем Русской Церкви Дальнего Востока в Архиерейском Синоде. С началом Великой Отечественной войны Православная Церковь в Китае и Маньчжурии оказалась в изоляции от всего Православного мира. «...Японской администрацией края парализована вся хозяйственная жизнь эмиграции, исковерканы и больше чем наполовину уничтожены русские школы, некоторые из священников подверглись тяжёлым репрессиям, избиениям и даже смерти. Наличные иерархи, а именно Высокопреосвященнейший митрополит Мелетий [Заборовский], Высокопреосвященнейший архиепископ Нестор [Анисимов], Высокопреосвященнейший архиепископ Виктор [Святин], Высокопреосвященнейший архиепископ Димитрий [Вознесенский], Преосвященнейший епископ Иоанн [Максимович] и Преосвященнейший епископ Ювеналий [Килин], не находятся между собой в дружеском согласии» 222 , – писал в рапорте Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому) священник Богородско-Казанской Табынской женской обители в Какагаши близ Дайрена (Дальний) протоиерей Иоанн Петелин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010