Благословите, дорогой Владыко. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Прошу уничтожить письмо Б[абкина]. Я записал его адрес, но сам ничего не буду писать, а лишь предложу пр[отоиерею] Конкордину подать рапорт об его отсутствии и на нём, по соглашению с ним, и, быть может, проведу дело и через епархиальный совет, укажу срок заместительства. Я думаю, так будет лучше. Может быть, о. Конкордин его известит тогда о решении. Хотел послать пакет вчера с Вагулиным, который едет в Москву и даже остановится на Воздвиженке 17, но отложил свой отъезд, и я пользуюсь братом – в надежде, что его форма офицера не послужит препятствием к благополучному перевозу пакета. Письмо 55 Л. 65 об. Посылаю Вам, дорогой Владыко, копию полученной мною сегодня бумаги. Об этом ввиду слухов у нас уже было совещание в епархиальном совете. Не знаю, что и делать. Думаю, завтра лично съездить в совет и к Великосельцеву. Но так всё это безнадёжно. Нас гонят самым наглым образом. Так новый выпад меня очень волнует. Теперь, очевидно, они совсем не желают считаться с общественным мнением. Благословите, тороплюсь сдать священнику] Весскому, дело которого не из приятных. Прот[оиерея] Игнатова в миссионерский Спасский приход не приняли. Приложение Л. 65 Копия отношения Отдела народного образования, 31 июля 1918 г., 1854. Старорусскому викарному епископу Алексию. Отдел предлагает в трёхдневный срок освободить помещения бывшего епархиального дома, занимаемые епархиальным советом, правлением эмеритальной кассы, попечительством о бедных духовного звания, иконно-книжным складом и библиотекой. Отдел сообщает, что для размещения выселяемых учреждений представляются здания бывшего епархиального училища, находящегося в Деревяницком женском монастыре, а для склада и библиотеки может быть использован Лихудовский корпус. Ходатайство об отводе этих помещений Отделом возбуждается перед губернским Исполнительным комитетом одновременно с настоящим предложением. Председатель Отдела Великосельцев Член Отдела В. Громцев Секретарь М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начавшаяся 22 июня 1941 г. война коренным образом изменила весь привычный уклад жизни в стране. Не могло не измениться и положение Церкви, отношение к ней советского государства. Уже первые слова обращения И. Сталина к народу 3 июля 1941 г.: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры!» были подсказаны не марксистско-ленинской идеологией, а скорее церковной проповедью. Действительность заставляла Сталина и руководство ВКП(б) начать пересмотр своей религиозной политики, перейти к диалогу во имя единства верующих и атеистов в борьбе с общим врагом России. Впрочем, первоначально изменения были небольшие. Архиереям Русской Церкви, в том числе митрополиту Алексию, не препятствовали распространять свои патриотические воззвания, хотя это и являлось нарушением закона. Полностью прекратилась антирелигиозная пропаганда, была свернута деятельность «Союза воинствующих безбожников», правда, формально до 1949 г. он не был распущен. К октябрю 1941 г. были закрыты практически все антирелигиозные периодические издания. Флагман же советского атеизма — журнал «Под знаменем марксизма» начал печатать статьи о выдающихся русских исторических деятелях, великом русском народе, героизме советских солдат и т. п., а в 1944 г. совсем прекратил свое существование. В первые месяцы войны еще нередко проводились репрессии священнослужителей. Когда после начала войны Ленинград «очищался от неблагонадежных элементов», в соответствии с прежней практикой были запланированы репрессии против духовенства. В подготовленной 25 августа 1941 г. Ленинградским Управлением НКВД «Сводке на изъятие контрреволюционного элемента из гор. Ленинграда» намечалось арестовать 27 и выслать еще 38 «церковников, сектантов, католиков и клерикалов», что составляло примерно 3% от общего числа запланированных «к изъятию» 2248 человек . Уже через несколько дней начались репрессии. Возникло даже коллективное «церковное дело». 27–28 августа было арестовано несколько членов клира Никольской Большеохтинской церкви и священник Николай Ильяшенко.

http://bogoslov.ru/article/6171408

  Вот, кстати, что пишет Т. Г. Сидаш (не в интервью, откуда Вы, Федор, цитируете, а в книге): …обращение к Златоусту означало воспроизведение не-византийских, античных форм мысли и поведения, а именно это мы видим   в жизни как самого Ивана Неронова, так и его учеников (стр. 227). Далее в книге много всего, но главным является факт противопоставления «античного христианства» и «византийского христианства». Борьба этих двух «христианств» была реализована в конфликте ревнителей благочестия и патриарха Никона в 17-м веке. Подобное противопоставление характерно для протестантских штудий, но чтобы оно присутствовало (пусть даже прикровенно) у староверов? Ну, извините! Ростислав Юрьевич Просветов, г Тамбов 08 ноября 2012г. 01:05 Не только в России. Вениамин Левин писал патриарху Алексию I (Симанскому) из США в 1947 году: " О миссийных задачах нашей церкви в Америке никто не заботится. Здесь имеется свыше 17-ти миллионов цветных поунегритянских народов, очень близких по психологическому типу к православию, и тем не менее среди них не было попытки создать хоть единый приход. Среди них есть католики, епископалы, протестанты. Очень многие из них любят и чтут Россию, но русские священники среди них не работают. Главная причина – желание держаться от них в стороне, как от низшей расы. Эта черта – опасная, свойственная фашизму и расизму. К великому сожалению русское духовенство в Америке сплошь заражено этой болезнью. Я живу здесь свыше 20 лет и не встречал иного отношения к ним среди русских священников. Конечно, все зависит от епископа. А уж какое было бы огромное приобретение – создание приходов с участием «цветных» народов в Америке. Теперь самое время " . ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 437. Л. 66. Черных Александр, Москва 07 ноября 2012г. 19:11 Потому что для этого нет соответствующих предпосылок. Формы социальных конфликтов в России как бы то ни было, но более мягкие, нежели в странах Латинской Америки и Африки, а значит нет предпосылок к появлению подобного явления. Вместо этого у нас сильная религиозно-философская мысль, что тоже символизирует.

http://bogoslov.ru/article/2937865

Диабет, кстати, и явился поводом моего знакомства с отцом Марком. В 1963 году летом я приехала в Троице-Сергиеву лавру. На пути в Троицкий собор мне встретился знакомый иеромонах Варнава (Улитин) и сказал, что некоему молодому иеродиакону нужна моя консультация (я по профессии окулист). Отец Варнава проводил меня в Церковно-археологический кабинет (по сути – музей), в котором нес одно из своих послушаний отец Марк (Лозинский) . Он поприветствовал меня, пригласил сесть. Первые минуты мы обменивались незначительными фразами, присматриваясь друг к другу. Через тяжелые стекла очков на меня смотрели изучающие, внимательные и добрые глаза. Мы долго разговаривали. Отец Марк расспрашивал меня о работе, о жизни, о ярославских храмах, о вере… Я же пыталась выяснить характер его недуга и пришла к печальному выводу: передо мной человек с юношеской формой диабета, трудно поддающейся лечению (причина заболевания – стрессы). Затем отец Марк попросил меня быть его постоянным врачом. Я поблагодарила его за доверие, но сказала, что живу-то я в Ярославле и часто не смогу приезжать. На это отец Марк ответил: «Вы приезжайте, когда сможете, а я больше ни к кому не стану обращаться». А затем добавил смущенно: «Вы не могли бы посмотреть и моего друга, у него тоже проблема с глазами?» Речь шла об отце Матфее (Мормыле). Причиной моего частого посещения лавры теперь стала и необходимость контроля за состоянием зрения отца Марка. Встречались мы в его кабинете, посвященном Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому). Стены были увешаны фотографиями Патриарха с детства и до последних дней его жизни. На одной из фотографий рядом со Святейшим были запечатлены два иподиакона. Один из них – отец Марк. Я удивилась: «Отец Марк, это Вы?» – «Да, я был иподиаконом Святейшего короткое время. Помню один каверзный случай…» И он стал рассказывать. Однажды во время литургии в Богоявленском соборе при великом множестве священнослужителей после малого входа в алтаре все стояли, тесно прижавшись друг к другу. Единственное свободное прост­ранство – Горнее место. И вдруг отцу Марку велят срочно принести что-то (детали я забыла), что находится по другую сторону святого престола. Он ринулся было пробираться через толпу священнослужителей, но понял, что сделать это трудно, а его торопят: «Скорее, Сергей, скорее!» Тогда он поспешил к Горнему месту прямо перед Патриархом и, не поднимая глаз на Святейшего, тем же путем вернулся обратно. Тут раздался грозный голос одного из митрополитов: «Как ты осмелился пройти в такой момент по Горнему мес­ту?» Отец Марк, пребывая в большом напряжении и сильно волнуясь, ответил, видимо, не очень тихо: «Тогда благословите, владыка, крылышки». Раздался тихий смех Святейшего. «Я взглянул на него виновато и увидел: глаза-то у него добрые и он пытается скрыть улыбку».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Значит, ответственность перед ближним должна быть за каждое слово, за каждый жест. Бывает, мы проявляем наплевательское отношение к человеку, неуважение, необязательность, не выполняем обещаний. Это ужасная вещь, когда человек обещал — и не выполнил, скажем, работу в срок; так он подводит других людей; лучше вообще не обещать. Когда ты чувствуешь, что у тебя сомнения, успеешь ты или не успеешь, — прямо говори: я не обещаю; буду стараться, приложу силы, но обещать не могу; это уже честность. Тогда другой человек не будет на вас злиться, потому что вы предупредили честно. А если уж ты обещал, значит, уж извини, пожалуйста: ты взвесил все свои обстоятельства, и ты мог сделать; не сделал по лени, по нерадению, и ты виноват. Это очень непорядочно и нехорошо; пунктуальность и педантичность требуется в отношениях с ближним; мне так кажется. Так же, когда люди, как сейчас бывает, опаздывают: если ты опаздываешь — сообщи, если ты не можешь — тем более; это заранее надо сказать; сейчас можно позвонить по телефону; надо сообщать всегда, об этом позаботиться. Даже если кто-то заболел, он все равно должен сообщить. Ведь как, скажем, священник служит? Уж он обязательно должен придти на службу; если у него случился инсульт, даже и тогда кто-то сообщает, что он заболел, но обязательно сообщает; а если не сообщили — вот это безответственность, наплевательство; то есть всегда требуется элементарная ответственность и порядочность. По Патриарху Алексию (Симанскому) можно было проверять часы, это же известно; а опоздать к нему немыслимо было, это скандал, этого нельзя. Мы еще не сказали об ответственности перед вещами и перед природой — перед материальным миром, вверенным нам Богом. Перед природой мы ответственны: покормить кота или собачку, дать корм канарейкам; и делать это аккуратно. И по отношению к вещам неодушевленным, естественно, есть ответственность, надо их держать в аккуратности, потому что они служат нам, вещи — наши слуги, они на служение нам даны, и надо относиться к ним с любовью.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-besed-o-...

В тех случаях, когда оригиналы переводных текстов были построены на обыгрывании личных имен, на полях дается этимология имени или перевод. Наконец, довольно часто еп. Афанасий раскрывает акростихи (краегранесия), приводя их в начале текста и подчеркивая красным карандашом ключевые слова и буквы. Так, в Каноне Петру Московскому (24 авг.) красным карандашом подчеркнуты следующие фрагменты, в результате чего возникает текст: Поскольку правленые Минеи не являются текстом, подготовленным к печати, трудно сказать, какие из внесенных исправлений и дополнений мыслились окончательными, а какие являлись лишь записями для памяти. Однако общие принципы содержательной правки вырисовываются достаточно отчетливо. Еп. Афанасий помещает в тексте и на полях сведения, необходимые для понимания богослужебного текста (указание на исторические реалии, этимология имен собственных и т.д.), а также вносит коррективы, соотносящие древний текст с обстоятельствами российской жизни XX века. К работам по исправлению богослужебных книг примыкает и деятельность по составлению богослужебных последований и молитв, диктуемых особенностями современной жизни. Характерен в этом отношении составленный еп. Афанасием в конце пятидесятых годов чин «О хотящих по воздуху путешествовати». Еп. Афанасий придавал очень большое значение такого рода новым молитвословиям, считая их распространение способом воцерковления повседневной жизни. 8.8. Календарно-богослужебная комиссия 408 В 1956 г. при Патриархе создается специальная комиссия, занимающаяся вопросами богослужебного устава, составлением календарей, богослужебных указаний, а также редактированием текстов. Созданию Комиссии как официального органа предшествовала деятельность группы богословов, работавших над изданием Календаря и Богослужебных указаний на 1957 г. 2 ноября 1956 г. митрополит Николай (Ярушевич) пишет патриарху Алексию (Симанскому): «В процессе составления Календаря и Богослужебных указаний (...) встали такие вопросы, как уточнение и пополнение списка святых, установление дат некоторых памятей, соединение служб русским святым со службами вселенским святым и другие важные вопросы, разрешение которых требует не только участия многих специалистов, но и санкции высшей церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

А что же коммунистический режим? Он, в общем и целом, пока ни в чем не менял свою политику. Правда, в газете «Правда» в сентябре 1941 года появилась санкционированная Сталиным статья Емельяна Ярославского, руководителя «Союза воинствующих безбожников», под псевдонимом, впрочем, «Каций Адамиани» «Почему религиозные люди против Гитлера», из которой советские люди вдруг узнали, что, оказывается, христиане могут быть против Гитлера. До этого времени подчеркивалось, что христиане – это одна из опор нацистского режима. Но придавать этому большого значения не приходилось. Нужно сказать, что к этому времени митрополит Сергий был уже очень болен, он уже почти полностью оглох. Но самое страшное заключалось в том, что у него постепенно началась развиваться болезнь Паркинсона, и он чувствовал это свое тяжелое состояние. 12 октября 1941 года он написал завещание о передаче своих полномочий в случае смерти митрополиту Алексию (Симанскому). Опять мы оказываемся в совершенно канонически немыслимом положении. Он, являвшийся всего лишь заместителем Патриаршего Местоблюстителя, сам сделал себя Местоблюстителем, а теперь сам присвоил себе право назначать себе преемника с полнотой прав Предстоятеля Церкви. Но Советское правительство проявило о нем заботу. 19 октября 1941 года было принято решение об эвакуации его в Ульяновск. Он отправился на вокзал вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) , вывезенным из занятого немцами Киева, и с небольшой группой православного духовенства и личным врачом. Он был помещен в вагон вместе со священнослужителями других конфессий. Был там и обновленческий митрополит Введенский, с которым, по некоторым свидетельствам, он обнялся, увидев его. Был там и мусульманский мулла, и иудейский раввин. Вот такой религиозный «Ноев ковчег» в виде этого вагона и отправился в эвакуацию в Ульяновск. Ульяновск, надо сказать, был выбран неслучайно. Это был не просто город в тылу; это был город, в котором оставался один неразрушенный православный храм. Все храмы, конечно, давно были закрыты и почти все, кроме одного, разрушены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончательное решение оказалось не в пользу Миссии. В выпущенных военной администрацией обязательных «Учебных программах для начальных школ» от 18 декабря 1942 г. преподавание религии отсутствовало. Более того, в мае 1943 г., сразу после окончания учебного года, были насильственно закрыты существовавшие в Пскове Дмитровская и Варлаамовская церковные школы. Всех детей старше 12 лет сделали трудообязанными, в то время как прежде это касалось лишь людей в возрасте 14–65 лет 792 . Правда, в дальнейшем факультативное преподавание Закона Божия в школьных помещениях после окончания уроков все же было разрешено. Для руководства подобной деятельностью в Пскове 15 мая 1943 г. был учрежден «Стол по распространению христианской культуры среди молодежи». Согласно сообщению полиции безопасности и СД от 4 декабря 1943 г. охватываемая «Столом» молодежь делилась на 3 группы: маленькие дети, школьники и подростки, посещающие школы. Работа с детьми была организована подобно существующей в детском саду, молодежь же разбивалась на группы, которые занимались религиозно-нравственными вопросами. Политические вопросы на этих занятиях не рассматривались 793 . «Молодежный стол» также разрабатывал учебные планы и готовил учителей для факультативного преподавания Закона Божия. Их катастрофически не хватало. Псаломщик Николо-Конецкого прихода Псковской области С.Д. Плескач в своем докладе от 25 января 1944 г. Ленинградскому митрополиту Алексию (Симанскому) писал: «Педагоги и учителя забегали потому, что их заставили преподавать Закон Божий. А как он будет преподавать, когда он был год тому назад настоящим передовым комсомольцем. Таким образом, кадр учителей не был подготовлен, а потому здесь получился полный разрыв» 794 . Руководящая роль в работе с молодежью принадлежала о. Георгию Бенигсену. В 1946 г. он вспоминал: «Мы делали все, что могли. Открыли сотни приходов, окрестили десятки тысяч некрещеных детей, подростков и взрослых. Открывали церковные приюты, детские сады и приходские школы. Вели огромных размеров катехизацию. Несли проповедь Евангелия в каждый доступный нам уголок. Посильно несли труд социальной помощи. Вели подпольную работу с детьми и молодежью, организуя церковные союзы, содружества, сестричества и братства» 795 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1947 г. Николай (Соловей) обращался к Патриарху Алексию (Симанскому) с письмом, в котором просил о принятии в общение с Церковью. Ответа от Его Святейшества не последовало» (История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М.: ПСТГУ, 2006. С. 304–305). 214 «К правительству СССР» или «Соловецкое послание». Обращение православных епископов из Соловецких островов. Рукопись. Май 1927 г. [См.: Акты... С. 500–507.] 217 Николай Платонов, архиеп. Доклад общему собранию членов Св. Синода 31 января 1927 г.//Вестник Священного Синода... 1927. 2 (15). С. 20. 219 Титлинов Б. В., проф. Пять лет борьбы за церковное обновление//Вестник Священного Синода... 1927. 4 (17). С. 17. 222 Там же. С. 76 со ссылкой автора на работу В. И. Ленина «Социализм и религия» (см.: Ленин В. И. ПСС. Изд. 5-е. М., 1979. Т. 14. С. 143). 223 Полная цитата из статьи В. И. Ленина «Социализм и религия»: «Религия должна быть объявлена частным делом – этими словами принято выражать обыкновенно отношение социалистов к религии. [...] Мы требуем, чтобы религия была частным делом, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии. Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен исповедывать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист». 225 Имеется в виду сообщение в «Прибавлениях к Церковным ведомостях» за 1918 г. 5, в которых говорилось, что в Петрограде с 13 по 27 января о гражданском браке и гражданской метрикации выступал член комиссии Наркомюста по подготовке декрета об отделении Церкви от государства И. А. Шпицберг. Церковная печать сообщала, что он – «крещеный еврей, ныне петроградский присяжный поверенный, был не так давно приглашен бывшим обер-прокурором В. Н. Львовым в состав комиссии при Синоде по пересмотру законов о разводе и даже присутствовал в заседаниях Синода» (Прибавления к Церковным ведомостям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В докладе отца Вадима упоминается о самоотверженном служении во время войны многих церковных иерархов и духовенства, о материальной помощи верующих армии - в частности, на средства, собранные верующими, была построена танковая колонна " Дмитрий Донской " . Рассказал он и о том, как верующие укрывали раненых красноармейцев, евреев, помогали военнопленным, о том, что многие священники были казнены оккупантами. Многие священнослужители, надев военную форму, пошли на фронт. " Сколько священников погибло во время войны, никто не знает, учет не велся, но сорок представителей духовенства были награждены медалями " За оборону Ленинграда " , 23 - " За оборону Москвы " . Затем был показан отрывок из фильма " Религиозный Петербург " : представители различных конфессий возлагают венки к мемориалу на Пискаревском кладбище. Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России муфтий Равиль Панчеев рассказал о роли мусульманского духовенства в годы Великой Отечественной войны. Доклад он начал с экскурса в историю, рассказав об участии татарских и башкирских конных отрядов в Отечественной войне 1812 года, о том, что именно они первыми вошли в Париж. Муфтий поделился малоизвестным фактом: половина гарнизона защитников Брестской крепости состояла из представителей традиционно мусульманских народов. Рассказал он и о съезде представителей мусульманского духовенства, о принятом ими обращении к верующим, о денежных пожертвованиях мусульман армии. " Наша религия всегда стояла на защите справедливости. Мусульмане всегда жили вместе со страной. День Победы стал главным праздником, объединившим все народы нашего Отечества " . Настоятель петербургского буддийского дацана Буда Бадмаев выступил с докладом " О вкладе российских буддистов в победу в Великой Отечественной войне " . Он поделился собственным опытом: " Больше десяти лет назад, когда наша делегация возлагала венки на Пискаревском кладбище, ко мне подошел журналист и спросил: " А вы что здесь делаете? " - " Как это - что? - ответил я. - На Невском пятачке лежат мои родственники, мои дядя и дед получили ранения на ленинградском фронте " . Буда Бальжиевич рассказал, что бурят в тогдашнем Ленинграде было не много, всего 500 тысяч человек, и 14 тысяч погибли на Невском пятачке. В дацане проводят мероприятия для ветеранов, но сейчас их осталось очень мало: из реально воевавших среди прихожан дацана всего пять человек, поэтому, подчеркнул настоятель, очень важно хранить память о войне. Был показан отрывок из документального фильма " Ленинградская молитва " , где рассказывалось, в частности, что митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) предлагали во время войны уехать в эвакуацию, но он отказался. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=779...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010