И сейчас храм Леушинского подворья — это большой просветительский центр. Помогай Бог отцу Геннадию в его просветительской работе, которая и сейчас не менее необходима, чем в 1980е годы, «на заре нашей юности». Отец Иннокентий (Просвирнин), Клавдия Георгиевна Петруненкова и блаженная бабушка Мария Три имени, вынесенные в название этой главы, были для меня объединены тем, что с отцом Иннокентием меня познакомила (очно) Клавдия Георгиевна, и она же (заочно, после кончины подвижницы) познакомила меня с «бабушкой Марией», образ которой так же прочно вошел в душу, как и образы «моих бабушек». Клавдия Георгиевна была уникальным человеком — она всех знала в православном мире, и казалось, что ее тоже все знают. Попробуйте, спросите тех, кто уже был постоянным прихожанином питерских и московских храмов в 1980е годы: «Знал ты Клавдию Георгиевну?» — и он обязательно ответит утвердительно. Особенно если он был прихожанином питерского кафедрального Никольского собора. Клавдия Георгиевна была мощной женщиной. И внешне она была такой, да и внутренне, как показали последний год ее жизни и кончина,  была гигантом. Начну с рассказа о блаженной Марии Маковкиной, с которой Клавдия Георгиевна долгие годы прожила в одной квартире, а потом была ее связной — с ее поручениями ездила в Москву к святейшему Патриарху Алексию I (Симанскому), которого старица хорошо знала. Вот этот рассказ. Молодой девушкой, только что окончившей фельдшерские курсы в Москве, Мария Павловна Маковкина поехала к знаменитому на всю Россию «утешительному старцу» — Варнаве в Гефсиманский скит близ Троице-Сергиевой Лавры. Эта поездка предопределила всю ее жизнь. Келейник старца специально вышел из домика, для того чтобы из многочисленного люда пригласить именно ее, стоящую в очереди последней. Два часа продолжалась беседа с прозорливым старцем, за время которой, по рассказам матушки Марии, была предсказана вся ее жизнь, — все исполнилось именно таким образом, как открыл ей отец Варнава. По его благословению она начала работу в Санкт-Петербурге в Императорском госпитале, где во время войны близко соприкасалась с Великими княжнами и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. Любовь и почтение к Царственным Мученикам она сохраняла до конца своих дней, хотя и не любила об этом говорить. И вообще она была молчалива, сокровенна.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Потом была война. Голубцова забрали сразу же, в 1941-м. Чудесным образом попал он в санитары - " не стрелял, не убивал и мог потом свободно стать священником. А главное - " остался жив. Может, для того Господь его и сохранил, чтобы, вернувшись с фронта, он отнес Главу преподобного в другое, более надежное место - " к Екатерине Павловне Васильчиковой, дворянке по происхождению. Екатерина Васильчикова также проходила по " сергиево-посадскому делу " . Юная девушка уже тогда догадывалась о тайне, связавшей ее родных и друзей. На допросах она держалась независимо и достойно. Взяли ее за " голубую кровь " . Как же - " в родстве с самим Иваном Грозным, Рюриковна, одним словом. Чудом с помощью Е. П. Пешковой Кате Васильчиковой удалось избежать лагерей. Теперь святыня хранилась у нее - " в дубовом ларце, на котором всегда стоял цветок. Сын ее рассказывал мне, что атмосфера в комнате была особенной, теплой... Впрочем, Васильчиков не хотел много рассказывать. Над всеми довлела страшная клятва, которой связали себя участники спасения мощей. Когда мы пришли к Екатерине Павловне и стали расспрашивать про святыню, она была в ужасе, вскочила: - " Откуда вы знаете?! Кто вам сказал?! - " чуть ли не кричала на меня: - " Этого никто не должен знать! В 1946 году, когда власти открыли Троице-Сергиеву лавру для верующих, Васильчикова пошла к Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) и все рассказала. Таким образом сохраненная Глава преподобного была возвращена к мощам. Кажется, все завершилось обыденно и просто. Однако есть еще одно обстоятельство, которое доказывает промыслительность этой истории. Дело в том, что в старости преподобный Сергий страдал болезнью костей, так что верхний его позвонок прирос к основанию черепа. И чтобы отделить от мощей Честную Главу, отцу Павлу Флоренскому и его сподвижникам пришлось использовать церковное копьецо, которым из просфоры вырезается частица для Пресуществления хлеба в Тело Христово. И вот это копьецо оставило на Главе отметину, по которой позже можно было удостовериться, что она та самая, настоящая. Думается, это вовсе не случайность. Так что лишь на первый взгляд в этой истории нет ничего сверхъестественного. Ведь чудо Божие в людях совершается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Теперь Владыка Нестор не у китайцев... Спаси его Господь!.. Он на Родине. И мой долг подойти ближе к учреждениям Экзархата. […] Патриарх Алексий – Епископу Никандру 17.08.1948 г. Епископу Никандру. Харбин, Батальонная, 24. Телеграмму только что получил 17 августа до возвращения Митрополита Нестора временно обязанности Экзарха возлагаются на Ваше Преосвященство тчк Прошу твёрдо охранять интересы нашего Экзархата во всем держась установленного нами положения тчк Ожидаю Ваших докладов ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ. Епископ Никандр – Патриарху Алексию Телеграмма. [...] Два месяца как задержан китайцами митрополит 430 . Ожидаю распоряжений по управлению, как быть с лицеем Александра Невского. Без Вашей поддержки лицей существовать не может. Прошу благословения. Епископ НИКАНДР. 431 Приписка Г.Г. Карпова на справке Афанасьева       [...] Белышеву. Телеграмму 432 за исключением слов (депортирован в Союз) передать Патриарху Алексию. О лицее переговорю с Патриархом сам, но получение в текущем году затруднительно, документ верните. [Подпись.] 20/VIII Тункин – Г.Г. Карпову от 15.11.1948 г. 409. Входящий 3379. 16/XI 1948 г. [...] При этом направляем для передачи адресату 433 материалы, поступившие от Восточно-Азиатского Экзархата. Приложение: упомянутое. [Подпись.] [Резолюция Г.Г. Карпова:] т. Уткину. Передать письмо еп. Никандра Патриарху Алексию. [Подпись.] СПРАВКА 434 Письмо еп. Никандра направлено П[атриар]ху Алексию. [Подпись.] 17/XI Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпову 18 ноября 1948 г. Дорогой Георгий Григорьевич! Вчера из Совета я получил две посылки из Маньчжурии: шкатулку с вещами м[итрополита] Нестора – иконами, его панагиями и проч, мелкими вещами вплоть до зубного протеза... И прилагаемый при сем футляр с бюваром на Ваше имя и ещё бюваром – на моё имя. «Адреса» не надписаны, очевидно, из-за отсутствия м[итрополита] Нестора. Где сам м[итрополит] Нестор – неизвестно. Видимо предполагают, что он на нашей территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

140-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ (СИМАНСКОГО) 26.12.2017 11:40:01 Николай Бульчук Николай Бульчук: - Я беседую с Валентином Арсентьевичем Никитиным – исследователем русской богословской религиозной мысли, специалистом по культурологии, поэтом, литературоведом, который много лет работал в Издательском Отделе Московской Патриархии, непосредственно связан с семьей Флоренских-Трубачевых. Второй мой собеседник - Николай Сергеевич Георгиевский – основатель и первый регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, семья его была особо приближена в 50-70-е годы к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому). - Мы вспоминаем в этом году 140 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Валентин Арсентьевич, вы – автор книги «Патриарх Алексий I  - служитель Церкви и Отечества. Что вас побудило к созданию этой работы? Валентин Никитин: - На создание книги меня подвигло личное знакомство и дружба с первым описателем жизни Святейшего Патриарха Алексия I Александром Львовичем Казем-Беком. Он был вождем движения «Молодая Россия» в эмиграции после окончания войны. В 1957 году ему удалось вернуться на Родину, и он стал активно сотрудничать с Русской Православной Церковью и ее Священноначалием. Святейший Алексий I принял личное участие в его судьбе. Скажу, что Патриарх просто оградил его своим Патриаршим омофором, и благодаря этому, Александру Львовичу удалось дистанцироваться от органов, от представителей властей предержащих, которые пытались его «ангажировать», использовать его огромные знания на службу советскому государству. Остаток своей жизни – начиная с 1957 года и до кончины – Александр Львович Казем-Бек полностью посвятил служению Русской Православной Церкви. Он был доверенным лицом Патриарха, имел честь с ним несколько раз беседовать, написал замечательное его жизнеописание, которое оставалось неизданным до 1998 года. В 1998 году оно было опубликовано в «Богословских трудах». С этой работой я был знаком еще в рукописи. Архиепископ (будущий митрополит) Питирим (Нечаев), являясь в 1977 году редактором Издательского отдела Московской Патриархии, призвал меня и поручил составить 5-й том Собрания сочинений Святейшего Патриарха Алексия I и написать к нему редакционную вступительную статью. В общем, я с этой задачей справился: работал усердно, мне дали рукописи Александра Львовича Казем-Бека, первого описателя жизни Святейшего, «для служебного пользования». На основе этой рукописи я и написал свою вступительную статью. Но тогда не были изданы ни 5-й том, ни моя вступительная статья. Все осталось под спудом…

http://radonezh.ru/analytics/140-letiyu-...

229 Ювеналий (Иван Килин, 1875−1958), впоследствии архиепископ Ижевский. Настоятель и строитель Фаворской пустыни Пермской епархии с 1911 г; игумен − в 1912 , архимандрит − в 1916. В 1919 г. выехал на Дальний Восток; с 1920 г. − в Харбине. Устроитель и настоятель харбинского Казанско-Богородицкого монастыря; епископ Синьцзянский (Китайский Туркестан) − в 1935 г.; далее − Цицикарский, Шанхайский. Вернулся в Россию в 1947 г. Занимал кафедры Челябинскую, Иркутскую, Омскую, Ижевскую. В настоящее время готовится его прославление. 231 Из письма архимандриту Алексию (Симанскому). Историко-археологический кабинет МДА. Инв. 242 Церковно-археологическмй кабинет МДА. Совет этот преосвященный Андроник дает архиандриту Алексию (Симанскому). 243 РГИА. Ф. 797. Оп. 86(1916). III отд. 4 стол. Д.153. О награждении Начальника Урмийской Духовной Миссии Епископа Салмасского Пимена орденом св. Владимира. 244 Председатель братства трезвости; почётный председатель лазаретского семинарского комитета; товарищ председателя пермского комитета Православного Миссионерского общества; председатель отдела о беженцах; председатель комитета общества вспомоществования недостаточным воспитанникам семинарии; член-представитель епархиального ведомства в пермском уездном распорядительном комитете; член учредительного комитета по оказанию помощи детям лиц, призванных на войну; член комиссии при пермском губернаторе по отчуждению помещений под военные лазареты; член военно-спортивного комитета; почётный член Стефановского братства г. Перми; товарищ председателя пермского отделения Православного Палестинского Общества. 245 Во время войны (Картинка из духовно-школьной жизни)./Пермские епархиальные ведомости. 1915, 248 Мелхиседек (Михаил Львович Паевский, 1879−1931); в 1910−1914 гг. − преподаватель духовного училища во Владикавказе. Летом 1916 г. был отозван с должности ректора Тифлисской семинарии, 6 сентября того же года хиротонисан во епископа Кронштадтского. Кстати, именно он отказался в 1904 г. от направления в Урмийскую миссию, и вместо него был назначен иеромонах Пимен Белоликов .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Поездка делегации от Михновской общины в марте 1948 года к патриарху Алексию (Симанскому) стала кульминационным моментом конфликта. Как оказалось, Патриарх в бытность свою викарным епископом в Петрограде был знаком с отцом Понтием, который служил тогда в той же епархии. Он вспомнил отца Понтия, отзывался о нем одобрительно и с уважением и сказал: «Вы правильно делаете, что почитаете память своего Батюшки» 236 . Архиепископу Корнилию было направлено письмо, в котором Патриарх Алексий сообщил, что считает вполне возможным удовлетворить просьбу членов Михновской общины открыть часовню-усыпальницу отца Понтия и разрешить быть духовником священнику Томашевскому, отстраненному архиепископом 237 . Казалось, что конфликт улажен, однако результат явно не устроил архиепископа Корнилия. Во время встречи с уполномоченным 24 марта 1948 года он сообщил, что очень взволнован письмом Патриарха и что выполнение просьбы членов общины сделало бы невозможным его дальнейшее пребывание в Литовской епархии. Он сообщил также, что поручил вильнюсскому духовенству написать протест на свое имя, на основании которого он будет писать письмо патриарху Алексию (Симанскому). Архиепископ Корнилий просил разрешения сослаться на уполномоченного, который якобы поддерживает его точку зрения, тем более что «сектантство очень вредно государству». Гущин на такое заявление напомнил архиепископу про 124-ю статью Конституции СССР, согласно которой Церковь в СССР отделена от государства, и не разрешил в письмах Патриарху ссылаться на себя 238 . Спустя несколько дней общиной была получена резолюция канцелярии архиепископа Корнилия, в которой сообщалось, что «Святейший Патриарх не препятствует проведению епархиальным начальством мероприятий, какие оно считает целесообразными и полезными для Скорбященского прихода – Михновской общины» 239 . «Мероприятия» последовали незамедлительно. Отец Павел Томашевский окончательно был отстранен от духовничества, а часовнюусыпальницу отца Понтия снова закрыли. Почему Патриарх изменил свое первоначальное решение – неизвестно. Архиепископ Корнилий, однако, был переведен на Горьковскую кафедру, что некоторым образом разрядило ситуацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

38. Речь митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) перед воинами танковой колонны имени Димитрия Донского 39. Докладная записка архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова) в Совет по делам Русской Православной Церкви о внесении средств на нужды, связанные с войной 40. Резолюция конференции епископов святой автономной православной Белорусской Церкви о разрыве канонической и духовной связи с Московским патриархом и непризнании решений Московской Патриархии 41. Письмо партизана А. Г. Голицына митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) о важной роли агитационного листа митрополита, распространявшегося на оккупированной территории 42. Из отчета Курского епархиального управления – «О ходе подписки на 3-й государственный военный заем и сбора средств на оборону, помощь семьям раненых воинов и инвалидам» 43. Письмо управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и епископа Дмитровского Иллария (Ильина) И. В. Сталину с просьбой о принятии в фонд помощи детям-сиротам денежных пожертвований 44. Заявление группы верующих председателю Ленгорисполкома с просьбой открыть часовню Ксении Блаженной 45. Справка канцелярии митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) о несвоевременности возбуждения ходатайства об открытии часовни Ксении Блаженной 46. Письмо И. В. Сталину митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) в связи с назначением его Патриаршим местоблюстителем ввиду кончины патриарха Сергия (Страгородского) 47. Справка митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия о патриотической деятельности священника Ф. А. Пузанова в период оккупации 48. Доклад Л. Н. Парийского уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Ленинградской области д. И. Кушнареву об обследовании церквей Волосовского, Гдовского и Кингисеппского районов Ленинградской области и притеснениях духовенства и верующих со стороны местных властей 49. Распоряжение управляющего Ленинградской епархией архиепископа Григория (Чукова) о недействительности наград экзарха Латвии и Эстонии митрополита Сергия (Воскресенского), выданных им в период оккупации 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ему пришлось возглавить Учебный комитет Синода, но, главное, он участвовал в подготовке материалов по преобразованию высшего церковного управления Русской Церкви. Предвидя значительную поглощённость этой работой, архиепископ Арсений спешил привлечь к руководящему участию в жизни своей Новгородской епархии архимандрита Алексия Симанского. 6 октября 1911 года, согласно определению Синода, ректор Тульской Духовной семинарии архимандрит Алексий перемещался на «таковую же должность в Новгородскую Духовную семинарию», и назначался настоятелем монастыря преподобною Антония Римлянина. Перед отъездом архимандрит Алексий был приглашён на собрание, устроенное для его проводов учащимися семинарии. Обращаясь к отцу Алексию, семинарист Вениамин Глаголев сказал: «Ваше отношение к нам было всегда только хорошим, добрым, сердечным. В своих отношениях к нам Вы были прежде всего человеком, а не начальником и учителем, почему между нами не чувствовалось той преграды, которая так часто разделяет учащихся и учащих и создаёт атмосферу взаимного недоверия, тормозящую – если не более – дело воспитания. Ваше отношение к нам было простым и добрым, а потому и деятельность – плодотворною. За это человеческое отношение к нам мы и благодарим Вас здесь теперь, в прощальный час. Кланяемся уму, кланяемся сердцу, кланяемся человеку, прежде всего, и более всего – человеку». В Новгороде Святейший Патриарх провёл (с некоторым перерывом) около двадцати лет своей жизни. Прибыв из Тулы, архимандрит Алексий вновь оказался под омофором архиепископа Арсения, который готовил своего любимого ученика себе в викарии. В начале 1913 года епископ Тихвинский Андроник (Никольский) , первый викарий Новгородской епархии, получил назначение на Омскую кафедру и в марте отбыл из Новгорода на место своего нового служения. Указом Синода от 28 марта 1913 года определялось «бытие ректора Новгородской Духовной семинарии архимандрита Алексия епископом Тихвинским, вторым викарием Новгородской епархии». Хиротония была назначена на 28 апреля, в Неделю жён-мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«От всей души и сердца благодарю Вас за присланные с Лавровым 150 руб. и кусочек хлеба... Вы спасли меня от смерти. Самочувствие стало лучше. На ваши деньги я купил дров на рынке... До свиданья – Радеев». Спасти Радеева не удалось; он умер, но до самой кончины верил, что будет здоров и послужит еше советскому искусству. [...] ЦГАСПб. Ф. 4769. Оп. 3. Д. 147. Л. 21–22. Подлинник. 19. Телеграмма митрополита Сергия (Страгородского) митрополиту Алексию (Симанскому) с предложением приехать в Московскую Патриархию 29 августа 1943 г. 8 час. г. Ульяновск. Молния. Ленинград, пл. Коммунаров, Никольский собор, митрополиту Симанскому. Предлагается вам явиться [в] Москву [в] патриархию не позднее 5 сентября. Митрополит Сергий ЦГАСПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 147. Л. 177. Рукопись. Телеграфный бланк. 20. Обращение Собора преосвященных архиереев Русской Православной Церкви к Советскому правительству с благодарностью за удовлетворение нужд Церкви 8 сентября 1943 г. г. Москва Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя – Главы Советского правительства И. В. Сталина к нуждам Русской Православной Церкви и к скромным трудам нас, ее смиренных служителей, приносим Правительству нашу общесоборную искреннюю благодарность и радостное уверение, что ободренные этим сочувствием, мы приумножим нашу долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины. Небесный же Глава Церкви да благословит труды Правительства своим зиждительным благословением и да увенчает нашу борьбу за правое дело вожделенной победой и освобождением страждущего человечества от мрачных уз фашизма. Сергий Митрополит Московский и Коломенский. Алексий Митрополит Ленинградский. Николай Митрополит Киевский и Галицкий. Лука Архиепископ Красноярский. Андрей Архиепископ Казанский. Стефан Архиепископ Уфимский. Сергий Архиепископ Горьковский и Арзамасский. Алексий Архиепископ Куйбышевский. Василий Архиепископ Калининский и Смоленский. Иоанн Архиепископ Ярославский и Ростовский. Алексий Архиепископ Рязанский. Варфоломей Архиепископ Новосибирский и Барнаульский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послание Патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) в связи с трехлетней годовщиной Отечественной войны 51. Письмо архиепископа Тамбовского Луки (Войно-Ясенецкого) митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу) с программой активизации деятельности Русской Православной Церкви и борьбы с материализмом 52. Распоряжение благочинного протоиерея П. И. Костенича благочинным округов о проведении богослужений в период летних полевых работ в более ранние часы 53. Заявление архимандрита Филиппа (Морозова) по делу об убийстве экзарха Литвы, Латвии и Эстонии митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского) в Чрезвычайную комиссию по расследованию немецких зверств 54. Обращение Курского епископа Питирима (Свиридова) к настоятелям храмов с просьбой обнародовать обращение Совета жен и матерей офицеров об оказании помощи на содержание детского сада для детей офицеров, погибших и находящихся на фронте 55.Обращение епископа Курского Питирима (Свиридова) к духовенству и мирянам области об оказании помоши раненым и детям погибших воинов 56. Письмо Николая (Ярушевича) митрополита Крутицкого и Коломенского Г. Г. Карпову с ходатайством о награждении медалью «За оборону Москвы» духовенства г. Москвы 57. Письмо патриарха Алексия (Симанского) И. В. Сталину о внесении Патриархией 1 млн. руб. в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии 58. Письмо православного духовенства Закарпатской Руси И. В. Сталину с просьбой принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза 59. Петиция игумена Феофана (Сабова) и 23 священников Мукачевско-Пряшевской епархии к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) Патриаршему местоблюстителю с просьбой принять их епархию в состав Московской Патриархии 60. Отчетные сведения о состоянии Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой епархий, подготовленные архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым), временно управляющим Ленинградской, Вологодской и Олонецкой епархиями по состоянию на 1 ноября 1944 года 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010