0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том I — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 1-й том алфавитный том «Православной Энциклопедии», изданный в 2000 году, начинается с буквы «А». Первой статьёй, открывающей череду публикаций не только данного тома, но и всего монументального труда, является материал, посвящённый букве «А». Оканчивается том статьёй, посвящённой Константинопольскому Патриарху Алексию Студиту. В издании представлен широкий круг статей по таким направлениям, как библеистика, патрология, церковная история, литургика, каноническое право и т.д. В 1-м томе присутствуют статьи, в которых рассматривается ряд богословских терминов, например таких как «Абсолют». В издании присутствует обширная статья, посвящённая праотцу Аврааму. Среди статей, которые касаются вопросов патрологии, следует отметить статью «Августин Блаженный». Статья «Акафист» присутствует среди ряда иных публикаций, касающихся вопросов христианской гимнографии. Не обойдены вниманием раскольнические, еретические и сектантские движения, а также их идеологи. Как пример можно привести статью «Аввакум Петров» или публикацию, рассказывающую об адвентистах. В издании присутствует обширный комплекс статей о новомученниках Российских и других святых, иерархах, исторических и церковных деятелях (царях, императорах, Римских Папах и т.д.), носящих имя «Александр». Также в томе представлена обширная статья, посвящённая древней Александрийской Православной Церкви. Этот материал рассказывает не только о древней истории Александрийского Патриархата, но и распространении православного христианства на африканском континенте в целом. В 1-м томе «Православной Энциклопедии» начинается публикация цикла статей «Алексий». Помимо публикаций, посвящённых свят. Алексию, Митрополиту Киевскому и Московскому, и прославленному в лике новомучеников св. цесаревичу Алексию, в издании представлены обширные статьи, повествующие о Святейших Патриархах Московских и всея Руси Алексии I (Симанском) и Алексии II (Ридигере), по благословению и активном участии которого появился и стал развиваться проект «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/shop/657788/

В Русской Зарубежной Церкви, впоследствии, старались не говорить о том, в какой юрисдикции находился архиепископ Серафим в последние годы жизни. «Служил в Софии до своей кончины, последовавшей в конце II Мировой войны» 530 , –пишет об архиепископе Серафиме историк Зарубежной Церкви епископ Никон (Рклицкий) . «Скончался под властью болыиевиков» 531 – уклончиво сообщает об обстоятельствах последних лет жизни святителя В.А. Маевский. Понятно, что авторы приведенных слов не хотели говорить о сознательном переходе архиепископа в Московский Патриархат, а епископ Никон даже исказил факты, ведь архиепископ Серафим умер не в конце войны, а через пять лет после ее окончания, и не только «под властью большевиков», но и в юрисдикции Московского Патриархата. Как уже говорилось выше, архиепископ Серафим общался с архиереями Московского Патриархата еще до войны. Теперь, когда война подходила к концу, а Болгария оказалась в орбите советского влияния, для архипастыря было вполне естественным предпринять шаги к восстановлению общения с Московским Патриархатом. В середине февраля 1945 года архиепископ Серафим, через митрополита Стефана, отправлявшегося в Москву, направил Собору свое приветствие, а митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Патриарху, передал свои книги «Новое учение о Софии, Премудрости Божией» и «Протоиерей С. Булгаков , как толкователь Священного Писания » 532 . 2 марта 1945 года архиепископ Серафим направил письмо Патриарху Алексию I, в котором поздравлял его с избранием. Кроме того, в письме архиепископ Серафим просил Патриарха довести дело осуждения лжеучения протоиерея С. Булгакова до конца 533 . Архиепископ Серафим не считал себя отделенным от Церкви в Отечестве. А потому, воссоединение с Московской Патриархией он воспринял, по-видимому, безболезненно. «Сам архиепископ Серафим, – вспоминает П.И. Петков, – в то время объяснял свой переход в Московский Патриархат отсутствием оснований для дальнейшего разделения» 534 . Важным пунктом в деле перехода архиепископа Серафима в юрисдикцию Московского Патриархата, стал визит в Болгарию делегации Русской Православной Церкви. Делегация в составе 4 человек, возглавляемая архиепископом Григорием (Чуковым), находилась в Болгарии с 6 по 23 апреля 1945 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Вследствие официального характера Журнала значительная часть авторских статей в нем принадлежит Священноначалию — Предстоятелям Русской Православной Церкви Святейшим Патриархам Сергию (Страгородскому), Алексию I (Симанскому), Пимену (Извекову) и Алексию II (Ридигеру); постоянным членам Священного Синода митрополитам Николаю (Ярушевичу), Никодиму (Ротову), Ювеналию (Пояркову), Филарету (Вахромееву); из других авторов, много потрудившихся в Журнале, наибольшее число статей опубликовали митрополиты Питирим (Нечаев) (84), Антоний (Блум) (37), Вениамин (Федченко) (27), Варфоломей (Городцов) (15); архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (26), архим. Макарий (Веретенников) (75), протоиереи Николай Иванов (115), Павел Соколовский (91), Александр Ветелев (79), Геннадий Нефедов (72), Александр Кравченко (66), Алексий Остапов (45), Петр Гнедич (29), Николай Радковский и Николай Харьюзов (по 27), Андрей Сергеенко (23), Всеволод Шпиллер (21), Сергий Савинский (18); профессора К.Е. Скурат (70), Н.Д. Успенский, (68), Л.А. Успенский (54), К.М. Комаров (52), Л.Н. Парийский и И.Н. Шабатин (Никита Волнянский) (по 45), А.И. Иванов (39), А.И. Георгиевский (33), Н.П. Доктусов (27), а также А.В. Ведерников (153), В.А. Никитин (122), П.В. Уржумцев (66), А.Л. Казем-Бек (63), Е.А. Карманов (56), И.Н. Хибарин (55), М.В. Жилкина (57), Е.С. Полищук (52), А.Н. Игнатьев (50), Г.Ф. Троицкий (45). На страницах Журнала регулярно публикуются Патриаршие послания, приветствия, заявления, указы, определения Священного Синода, сообщения о важнейших событиях церковной жизни, юбилейных и памятных событиях, материалы официальной хроники. Традиционно помещаются сообщения о богослужениях Предстоятеля Русской Православной Церкви, наречениях и хиротониях новых епископов, их биографии. Начиная с 1990 г. детально освещаются пастырские визиты и поездки Патриарха Алексия II (418 статей), а также встречи Его Святейшества с различными церковными, государственными и общественными деятелями. Широко представлена епархиальная и приходская жизнь: рассказывается об архиерейских служениях, рукоположениях священников и диаконов, о награждениях священнослужителей, реставрации и строительстве храмов, об освящении новых престолов. Журнал освещает паломнические поездки делегаций Русской Православной Церкви в Святую Землю, на Святой Афон и в другие страны. Публикуются статьи о святынях нашей Церкви, материалы о жизни монастырей, духовных школ и зарубежных учреждений Русской Православной Церкви. Много статей посвящено выдающимся деятелям нашей Церкви: пастырям, богословам, композиторам, иконописцам, духовным писателям.

http://patriarchia.ru/db/text/5306940.ht...

Митрополиты Сергий и Алексий на соборе епископов. 8 сентября 1943 г., Москва Благословите, дорогой Владыко, прошу Ваших святых молитв. Любящий Е. Алексий. Р. S. Успокойте Ивана Ивановича: он забыл свои калоши в вагоне; их передал проводник Данилин, и таким образом, они в целости и сохранности. По теперешним временам это ведь целый капитал. Приложение 1 Л. 48 Копия телеграммы. Новгород Епископу Алексию из Валдая. Утром понедельника после реквизиции хлеба в монастыре случайно ранен во время перестрелки отец архимандрит Иосиф ехавший в лодке с представителями милиции в Валдай для успокоения взволнованного происшествием народа Иверского монастыря. Наместник иеромонах Аркадий. По поводу этой телеграммы сделан телеграфом такой запрос: Валдай. Протоиерею Никольскому. Донесите происшедшем Иверском монастыре положение архимандрита Епископ Алексий. С почты получен такой ответ телеграммою: (копия). Для сведения епископу Алексию: Поданная Вами телеграмма 18/7 за 422 Валдай протоиерею Никольскому задержана военно-революционным штабом. Приложение 2 Л. 48 об. Сегодня, в субботу 7-го июля, получен следующий рапорт братии валдайского Иверского монастыря: Имеем честь смиреннейше донести Вашему Преосвященству, что 2-го июля в четыре часа утра (по ст. ст.) в обитель нашу прибыла советская власть для реквизиции хлеба. Взяв хлеб, они пригласили о. настоятеля сопровождать хлеб в г. Валдай по озеру на лодке, и близ берега у г. Валдая гражданами была открыта оружейная стрельба, во время которой о. настоятель ранен пулей в левый бок, ниже сердца. Положение больного признано врачами серьёзным, и находится он в настоящее время в больнице в г. Валдае. Наместник Валдайского Иверского монастыря иеромонах Аркадий. 4 июля 1918 г. Письмо 53 Лл. 60–62 об. 24 июля 1918 г. Дорогой и глубокочтимый Владыко! Получил вчера Ваше письмо через диакона Воронова и сам пользуюсь тоже оказией, чтобы Вам послать сии строки. Епархиальный дом теперь в таком положении: очищается низ, где происходили заседания Союза во имя святой Софии, а также все помещения епархиального склада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископский совет 6 октября 1944 г. действительно был взят под покровительство Сербской Церковью, однако такое положение длилось менее двух месяцев. 27 ноября 1944 г. Священный Синод Сербской Церкви издал указ 1428, согласно которому самостоятельная деятельность Епископского совета прекращалась и его функции передавались епархиальным властям Сербской Церкви. По тому же указу теряло силу и постановление Архиерейского Собора Сербской Церкви от 31 августа 1921 г., согласно которому Русской Зарубежной Церкви давались особые права и фактическая автономия. Теперь русские приходы в Сербии переходили под временный надзор местных сербских архиереев вплоть до урегулирования этого вопроса с Московским Патриархатом. 485 Неопределенное положение русских приходов вынудило оставшихся в Югославии священнослужителей в лице протоиерея Иоанна Сокаля осенью 1944 г. обратиться к Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Алексию (Симанскому) с просьбой о принятии в Московский Патриархат. Протоиерей просил походатайствовать о возвращении на родину. 486 Однако ситуация изменилась. 7 февраля 1945 г. Патриарх Алексий и делегация Сербской Церкви были приглашены на обед Г.Г. Карповым. Здесь было решено создать в Белграде подворье Московского Патриархата. 487 Накопившиеся вопросы были окончательно решены во время визита в Югославию епископа Сергия (Ларина). Этот иерарх был «рукоположен» во епископа в обновленчестве, в декабре 1943 г. был принят в Русскую Православную Церковь простым монахом, но быстро прошел все иерархические ступени заново. В августе 1944 г. он был рукоположен во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии. 8 апреля 1945 г. делегация Московского Патриархата в составе епископа Сергия, протоиереев Стефана Маркова, Димитрия Цветкова, иеромонаха Симеона (Никитина) и проректора Богословского института профессора С. В. Савинского прибыла в Белград. Как вспоминал епископ Василий (Родзянко) (в 1945 г. священник Владимир), епископ Сергий по прибытии в Белград сразу заявил о правах Московского Патриархата на Свято-Троицкий храм. 488 Зная о планах Московской Патриархии открыть подворье в Белграде, 10 апреля 1945 г. русские клирики обратились к Патриарху Алексию с просьбой принять их в подчинение Русской Церкви. 489 Однако способ принятия клириков, предложенный епископом Сергием, устроил не всех. Проблема была в том, что епископ недвусмысленно заявил, что клирики РПЦЗ будут приняты через покаяние. Прежде всего, этим возмутилась Сербская Церковь , так как не сомневалась в каноничности Русской Зарубежной Церкви. Кроме того, русские клирики в Югославии находились под покровительством Сербской Церкви. А потому покаяние, предложенное русским клирикам, воспринималось Сербской Церковью как проявление неуважения. Если верить епископу Василию, епископ Сергий объяснял свой поступок некими полномочиями, полученными в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 августа Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы Или: 24 января Прп. Феодосия Великого Приведем в качестве примера отрывки из письма Святителя Афанасия (Сахарова) к архиепископу Онисиму (Фестинову): 17 июля 1957 года пос. Петушки Владимирской обл. Св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО И МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ! Приветствую Вас с праздником создателя соборного храма и первого собирателя Русской земли. Приветствую и с завтрашним праздником преподобного Сергия, Вашего небесного покровителя. Нередко слышу о Ваших недомоганиях. От всего сердца желаю, чтобы Господь за молитвы чудотворцев Владимирских и преподобного Сергия уврачевал Ваши недуги и чтобы ничто не мешало Вам участвовать в торжествах нашего соборного храма… К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко». Приведем часть письма, написанного Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) Святителем Афанасием (Сахаровым) . Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ, МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ! Сыновне приветствую Вас с восьмидесятилетием. Молю Бога, да даст Вам достигнуть старости еще более маститой, и если не достигнуть лет патриарха Иакова, то хотя бы сравняться с годами жизни с его любимым сыном Иосифом. Молю Бога, да укрепит Ваши силы, духовные и телесные, и да поможет Вам многие, многие годы, до конца дней Ваших мудро окормлять корабль Церковный, право править слово истины и совершать подвиг молитвенника за Церковь Православную и за Русскую землю . Поздравления с праздниками Письма и письменные поздравления – древнейшая форма общения православных. Эта традиция идет еще с апостольских времен. Велико и бесценно эпистолярное наследие церковных писателей. Существуют блистательные образцы переписки простых верующих. «У нас, православных, каждый день праздник», – говорят иногда как бы в шутку верующие. И действительно. Церковный календарь – это сплошной праздник. Письменные поздравления верующих с Пасхой, Рождеством Христовым, престольным праздником или днем Ангела – важное и радостное для каждого христианина событие. Надо знать, что здесь существуют определенные правила, или, точнее, установившиеся формы написания письменных поздравлений к тому или иному празднику. С чего начать такое послание? Если это поздравление какого-либо духовного лица, то надо знать, как правильно к нему обратиться (о чем говорилось выше). Как поздравить с Пасхой

http://azbyka.ru/mnogaya-leta-pravoslavn...

Колокольня с надвратной церковью над юж. воротами Пекинской духовной миссии. Нач. ХХ в., разрушена в 1956 г. Фотография. Нач. ХХ в. С образованием в 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) начался новый этап истории Православия в Китае. Первым вопросом для церковных властей было выяснение правового положения П. д. м. при новом гос. строе и формальное закрепление за ней недвижимого имущества. Большие проблемы создало обложение имущества миссии чрезмерными налогами. Часть собственности, в первую очередь землю, необходимо было передать гос-ву. В Китае действовало 106 правосл. церквей, число правосл. китайцев достигало 10 тыс. ( Ломанов. 2007. С. 347). В кон. 1949 г. архиеп. Виктор (Святин) подвел промежуточный итог своей деятельности на посту главы П. д. м. в рапорте патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) и обратился с просьбой прислать в Китай следующую, 21-ю миссию. Но 24 янв. 1950 г. патриарх Алексий распорядился создать на основе П. д. м. Китайскую Православную Церковь. В июле 1950 г. архиеп. Виктор в сопровождении прот. Феодора Ду выехал по приглашению патриарха в Москву, где в качестве полноправного члена принял участие в сессии Свящ. Синода. Прот. Феодор Ду был пострижен в монашество с именем Симеон и 30 июля рукоположен во епископа Тяньцзиньского. В авг. 1950 г. указом патриарха архиеп. Виктор был назначен патриаршим экзархом Восточноазиатского Экзархата с оставлением в должности начальника 20-й миссии с резиденцией в Пекине. Совет миссии был преобразован в Экзарший Совет, ему было присвоено звание Епископского Совета. В рапорте патриарху Алексию от 16 февр. 1951 г. архиеп. Виктор представил к епископской хиротонии настоятеля Успенского кафедрального собора в Пекине архим. Василия (Шуана) , но последний отказался, сославшись на недомогание и преклонный возраст. Работа по созданию Китайской Православной Церкви встречала много препятствий. Архиеп. Виктор (Святин) выражал сомнения в возможности организации автокефальной Китайской Церкви. Председатель ОВЦС МП митр.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

После торжественной части гости праздника ознакомились с выставкой, рассказывающей о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны и роли духовенства в деле защиты Отечества. В экспозиции представлены материалы, посвященные воевавшему на Курской Дуге старшему лейтенанту Сергею Извекову — будущему Святейшему Патриарху Пимену , митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому) — будущему Патриарху Алексию I , во время блокады Ленинграда совершавшему богослужения и утешавшему жителей осажденного города, архимандриту Кириллу Павлову, наместнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Алипию Воронову, также воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Вниманию белгородцев и гостей города были также представлены экспонаты из фондов Белгородского музея-диорамы «Курская дуга. Белгородское направление», историко-краеведческого музея и награды бойцов Красной Армии, возвращенные из зарубежья. Историко-краеведческий музей Белгорода представил экспозицию «Поднявшие ядерный щит», посвященную истории создания и испытаний советского ядерного оружия и деятельности советской внешней разведки. Центральное место в экспозиции занимают материалы, рассказывающие о человеке, внесшем большой вклад в спасение мира от ядерной войны, — уроженце города Белгорода Владимире Борисовиче Барковском. Благодаря его деятельности у Советского Союза появились чертежи американской атомной бомбы, что позволило уравновесить силы США и СССР в ядерном противостоянии двух сверхдержав. Собравшиеся осмотрели выставку, участниками которой стали 106 экспонентов из России, Украины, Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Молдовы, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Греции, Святой Горы Афон и Палестины. Впервые в выставке «Ангел Святого Белогорья» приняли участие представители Киево-Печерской лавры. В рамках работы выставки вниманию посетителей будут предложены концерты, спектакли, лекции, организованы различные мастер-классы. По традиции для поклонения верующих принесены ковчег с частицей мощей святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца, и ковчег с частицей мощей священномученика Никодима, епископа Белгородского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Апреле 1927 г. архиепископ Алексий оказался среди архиереев, участие которых в образуемом Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Нижегородским Сергием Временном Патриаршем Синоде представилось последнему «возможным и полезным». С тех пор Преосвященный Алексий неизменно оставался постоянным членом этого Синода, будучи одним из ближайших сотрудников митрополита, затем Патриарха Сергия до самой его кончины. В предвоенные годы, практически все стороны церковной жизни находились в поле зрения Временного Синода. Среди обсуждаемых им дел были как вопросы церковного устроения, имеющие историческое значение, так и частные недоумения из приходской практики, по которым требовалось авторитетное святительское суждение. В обсуждении всех этих вопросов Преосвященный Алексий принимал всегда живое участие. 18 Мая 1932 г. в ознаменование пятилетия Временного Патриаршего Синода Заместитель Патриаршего Местоблюстителя возвёл трёх его членов, состоявших в нём с самого основания – архиепископов Хутынского Алексия, Одесского Анатолия и Ярославского Павла в сан митрополита. При этом Преосвященному Алексию был присвоен титул «Старорусский». 503 Вскоре, в связи с кончиной митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова), уже почти десять лет проживавший в Ташкенте митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) принял назначение на его кафедру. А 11 Августа митрополиту Алексию был присвоен титул «Новгородского» по названию его фактической кафедры. Но через год его ожидало новое назначение. В связи с увольнением на покой митрополита Серафима (Чичагова) митрополит Новгородский Алексий 20 Октября 1933 года получил назначение на Ленинградскую кафедру. Однако, назначение это не всеми было воспринято однозначно. По словам епископа Мануила (Лемешевского) , «цель назначения митрополитом Ленинградским Алексия Симанского – опустошить душу народа. – Этот человек, – говорил святитель, – официальный, ...он будет далее от народа и более недоступен, чем митрополит Серафим Чичагов ». 504 Первое время митрополит Алексий служил в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Но вскоре этот храм был закрыт, как и многие другие православные храмы города на Неве. В 1935 г. отошёл к обновленцам Преображенский собор, который очень любил и сам митрополит и его многочисленные прихожане. В результате, к началу войны в Ленинграде осталось лишь пять Православных храмов (с южными и северными пригородами – десять). Характеризуя этот период служения митрополита Алексия, преподаватель Ленинградской Духовной Академии М. Добрынин писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010