Не чуждался В. А-ч и современной литературы: в его библиотеке были не только лучшие издания Шиллера, Гёте и др., а и полные комплекты таких литературно-исторических русских журналов, как «Вестник Европы», «Русский Вестник» и др. С любовью отдаваясь чтению и изучению научных трудов по языковедению, святоотеческих творений в их подлинниках, особенно на любимом им греческом языке, В. А-ч не замыкался в этой работе и не уходил от дел обыденной жизни и особенно любимого им сельского хозяйства, внося и сюда научное отношение к делу; так, напр., он несколько лет был редактором журнала по птицеводству, печатая в нем свои тонкие по наблюдательности за жизнью птиц статьи и заметки. В 1881 году профессор Московской Духовной Академии Александр Феодорович Лавров, незадолго перед тем (в августе 1880 г.) овдовевший и принявший иночество (в декабре того же года), возведен был в сан епископа Можайского и поселился на Саввинском подворье в Москве, недалеко от магазина Андреева. «Из простого любопытства, – сказывал В. А-ч, – посмотреть архиерея с короткими волосами, пошел я в одно из воскресений к обедне на Саввинское подворье, где поселился преосвященный, и по окончании службы подошел к нему получить благословение. Благословив меня и узнав мою фамилию, владыка спросил, не я ли автор статей в «Православном Обозрении» о князе Курбском, и после утвердительного ответа пригласил меня к себе на чашку чая. Так началось мое знакомство с преосвященным, с которым меня связывала общая любовь к древней святоотеческой письменности. Я стал часто бывать у преосвященного Алексия, засиживаясь у него иногда подолгу. Во время этих-то посещений я не только узнал, а и полюбил владыку, научился уважать его». Это-то уважение к преосвященному Алексию и склонило В. А-ча к мысли пожертвовать свою библиотеку для студентов Московской Духовной Академии. Побуждением к этому пожертвованию именно тогда же, скоро после начала их взаимного знакомства, было то, что в том же 1881 году В. А-ч должен был уехать за границу для лечения своей давней болезни и был в таком настроении, что мало надеялся на счастливый исход лечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Официальными оппонентами выступили: игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, профессор кафедры библеистики ОЦАД, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока; А.Б. Сомов, Phd, кандидат философских наук, сотрудник Института перевода Библии. Ведущая организация: Санкт-Петербургская духовная академия, г. Санкт-Петербург. На заседании 11 сентября 2017 года совет принял диссертацию к защите. Этому предшествовала экспертиза, проведенная членами диссовета Г.В. Вдовиной, иеромонахом Родионом (Ларионовым), Е.А. Пилипенко. По итогам дискуссии и голосования решением большинства голосов было принято решение о ходатайстве перед Святейшим Патриархом Кириллом о присуждении ученой степени кандидата богословия иерею Михаилу Самкову. На втором заседании совета состоялась защита кандидатской диссертации иерея Алексия Сорокина на тему «Ботаническая лексика Ветхого Завета: теоретические и практические аспекты идентификации библейских фитонимов». Научный руководитель М.Г. Селезнев, кандидат филологических наук, доцент кафедры библеистики ОЦАД. Официальные оппоненты игумен Арсений (Соколов), доктор богословия, профессор кафедры библеистики ОЦАД, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока, А.В. Бобров, доктор биологических наук, профессор кафедры биогеографии географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова выступили на заседании со своими отзывами. Был зачитан отзыв ведущей организации Минской духовной академии. На заседании 11 сентября 2017 года совет принял диссертацию к защите. Этому предшествовала экспертиза, проведенная членами диссовета Д.В. Шмониным, А.Ю. Андреевым и А.Р. Фокиным. На автореферат диссертации поступило 9 отзывов, они были оглашены ученым секретарем. Решением большинства голосов было принято решение о ходатайстве перед Святейшим Патриархом Кириллом о присуждении ученой степени кандидата богословия иерею Алексию Сорокину. Следующее заседание Диссертационного совета ОЦАД по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата богословия назначено на 27 ноября 2017 года.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5071031...

- Это наш европейский выбор! - ответил насквозь промокший батюшка. - А разве Турция - это уже Европа? - Но она же в НАТО… Окончания церемониала дождались только приглашенные в ВИП-ложу, среди которых не оказалось Юлии Тимошенко. Говорили, что приболела. Но, скорее всего, болезнь у нее была исключительно политическая. Во-первых, в одной ВИП-ложе с бывшим соратником она уже по определению не может находиться. Во-вторых, предусмотрительная премьер правильно рассудила, что накануне президентской кампании лучше не встревать во внутрицерковные разборки. А пока Софийскую площадь поливал дождь и Национальная академическая капелла " Думка " исполняла хоралы местных композиторов - восхитительно, надо сказать, исполняла! - в самой Софии Киевской накрывали столы к торжественному приему от имени президента Украины и Вселенского патриарха. И опять не по-православному, а в стиле барбекю. Два патриарха Согласно официальной киевской статистике, больше тридцати процентов украинских верующих заявляют о своей принадлежности к УПЦ Киевского патриархата. На втором месте атеисты - порядка двадцати шести процентов. И только на третьем - чуть больше двадцати процентов - сторонники УПЦ Московского патриархата. Однако личные наблюдения дают пищу для сомнений в правдивости этой цифири. О времени прибытия патриарха Московского и Всея Руси Алексия II сообщений не было. Мы, например, узнали " пароли и явки " из рукописной листовки на одной из троллейбусных остановок. Не видно было и организованных колонн. Тем не менее в Киево-Печерской лавре и окрест нее народу оказалось куда больше, чем на официальной церемонии с участием Варфоломея I. Кстати, протокол встречи Алексия II больше соответствовал церковным канонам. Да и обстановка была куда сердечнее. Окончательная же расстановка сил в духовно-политической жизни Украины проявилась во время праздничной литургии подле монумента Святому Владимиру. После приема, какой оказали Алексию II православные Украины на Владимирской горке, у Вселенского патриарха Варфоломея I должно было напрочь исчезнуть искушение поучаствовать в дележе " пирога " общеславянского православия. Неуютно себя чувствовал и Виктор Ющенко, который, впрочем, очень быстро покинул торжества. Якобы для того, чтобы посетить районы Западной Украины, попавшие под наводнение. Была и другая причина: затеянная Ющенко интрига трещала по швам. И настолько сильно, что дикторы, комментирующие литургию, невзирая на святость момента, неожиданно вспомнили, будто в быту князь Владимир был не таким уж благочестивым - имел двенадцать официальных жен и более восьмисот наложниц, которых разместил в выстроенных вокруг стольного града гаремах. К чему бы это?..

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как это ни странно, но большинству почитателей митрополита Питирима биография его известна лишь в общих чертах, и сопровождается иной раз облаком небылиц. Лишь люди духовно близкие знали подлинного владыку во всей противоречиво-сложной многогранности и в то же время удивительной цельности, остальным лишь казалось, что они его знают. Но и для тех, и для других жизненный путь и труды несравненного издателя, церковно-общественного и культурного деятеля, его молитвенное предстояние и служение Отечеству являются воодушевляющим примером, глубоко поучительны и заслуживают исключительного внимания. В молодости будущий иерарх был близок к Святейшему Патриарху Алексию I (Симанскому), ставленником которого являлся; он духовно возрастал под его омофором, будучи старшим иподиаконом, а затем священником патриаршей крестовой церкви и, наконец, викарным епископом. Именно от патриарха, столбового дворянина, одного из достойнейших носителей русской аристократической культуры, выпускника Московского императорского университета и Московской императорской духовной академии, он многое перенял и усвоил. Глубокий след в его жизни оставил также ученик преподобного Амвросия Оптинского старец Севастиан (Фомин), долгие годы живший в Караганде. От него владыка Питирим унаследовал знание живой духовной традиции Оптинских старцев. И был интереснейшим собеседником для всех, начиная от простых прихожан и кончая руководителями государств. Усердно и умело распространял он свет духовного просвещения, руководя церковным издательством. Этому содействовал личный пример благочестия, смирения и терпения, его удивительное обаяние, русская стать и внутренняя собранность, истинное благородство носителя многовековой отечественной традиции, не только духовной, но и культурной. Скольких людей, среди которых немало весьма известных, привел он к вере и Церкви!.. Его проповеди собирали сотни верующих, после которых они неизменно подходили под благословение архиерея. Тех, кого не успел, он благословлял уже из машины, уезжая домой или в Издательский отдел Московского Патрирахата, который был для него вторым домом.

http://pravoslavie.ru/43980.html

Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена заявить, что содержащаяся в этом тексте информация не соответствует действительности. 24 ноября 2006 года, накануне церемонии в Цхинвали, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан находился в Москве и участвовал в наречении архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского , которое возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 25 ноября епископ Феофан также находился в Москве, где принял участие в ряде мероприятий. На следующий день, 26 ноября, он сослужил Святейшему Патриарху за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя и участвовал в архиерейской хиротонии архимандрита Елисея . Эти события широко освещались в средствах массовой информации, в частности, материалы о них размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви. В сложившейся ситуации обращение Центра религиозных исследований Грузии может быть расценено только как заранее продуманная провокация, направленная на компрометацию имени Русской Православной Церкви среди грузинского народа и на разжигание вражды между двумя братскими Поместными Православными Церквами. Служба коммуникации с сожалением отмечает, что данное обращение свидетельствует о наличии политических сил, которые выступают против строительства добрососедских отношений между Россией и Грузией и используют подобные провокации для эскалации напряженности между нашими единоверными народами. Служба коммуникаций ОВЦС за темою Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами   документи Заява Служби ВЗЦЗ у зв " язку з висилкою владою настоятеля " я Церкви в Комментарий Службы коммуникации ОВЦС в связи с выступлением Патриарха Константинопольского Варфоломея на Конференции по вопросам мировой политики в Абу-Даби Комментарий митрополита Волоколамского Антония в связи с принятием документа ВСЦ «Война на Украине, мир и справедливость в европейском регионе» Коментар митрополита Волоколамського глави Церкви на XI Ради Церков Разъяснение Службы коммуникации ОВЦС в связи с интервью Папы Римского Франциска итальянскому изданию Corriere della sera Комментарий Службы коммуникации ОВЦС на интервью митрополита Перистерийского Григория грекоязычным телеканалам «Orthodox TV» и «Aparchi» Коментар голови ВЗЦС щодо факту наруги християнських святинь в Сумела (Трабзон, Туреччина) Коментар голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського у зв " язку з поширенням про звернення колишнього митрополита Заява голови ВЗЦЗ митрополита Волоколамського в зв " язку з долею хлопчика Гарда з Заява Служби церковних зв "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204089...

Согласно соборным определениям, началось все с недовольства литовских князей, и прежде всего князя Ольгерда, тем, что митрополит Алексий редко посещает западную часть митрополии. Причем, по определению патриарха Антония, митрополит не посещал эти земли в течение девятнадцать лет 479 . Однако, если исходить из летописных свидетельств, это само по себе неточно. Последний раз митрополит Алексий был в Киеве с 1358 по 1360 год, а в Литве – в 1353 году. Далее, в соборном определении патриарха Нила сказано, что князь Ольгерд жалуется на митрополита Алексия, который «давно уже оставил свою митрополию без епископского надзора: теперь же пусть или водворится в ней или даст согласие на избрание для нее, вместо себя, другого пастыря» 480 . Это высказывание соответствует следующей выдержке из письма князя Ольгерда: «Мы зовем митрополита к себе, но он не идет к нам: дай нам другого митрополита» 481 . Можно предположить, что в соборном определении речь идет именно об этом послании, которое было написано около 1371 года, еще в разгар московско-тверской войны. В соборных определениях отсутствует упоминание о жалобе тверского князя на митрополита Алексия. И это понятно, ведь соборные определения составлялись после окончания московско-тверской войны, когда Тверь была разгромлена Москвой и уже не представляла значительной самостоятельной политической силы, с которой стоило считаться. Следовательно, главная претензия к митрополиту Алексию заключалась в его отказе посещать западные пределы своей митрополии. Чем же можно объяснить такое игнорирование митрополитом своих обязанностей? В соборном определении патриарха Нила указывается на следующие причины: во-первых, в западных землях православная паства резко сократилась и бросать основную часть верующих ради нее являлось неразумным; вторая причина – недоверие митрополита Алексия к светскому правителю тех земель – князю Ольгерду. В качестве иллюстрации к последнему тезису в том же соборном определении рассказывается, что во время своей последней поездки в Литву митрополит Алексий был пленен князем Ольгердом 482 . Поэтому, само собой, у митрополита могли возникнуть сомнения в безопасности нового путешествия. В дополнение к сказанному в соборном определении добавим: препятствием для длительных поездок митрополита был еще его возраст и состояние здоровья. Иерарху было далеко за семьдесят.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иногда он совершал проскомидию часа полтора и даже больше, вычитывал один, с помощью сослужащих и даже с помощью молящихся в алтаре мирян, целые тетради имен; заздравная ектения на литургии при его служении превращалась в целый поток молитв, плескавшийся безчисленными именами болящих, скорбящих, заблудших, заключенных, путешествующих. Имена эти – для большинства молящихся только имена – жили в нем, как живые существа, наполняя сердце скорбью, горем и печалью, и редко радостью и благодарностью к Богу за милость и счастье. Но это все было только частью его «разгрузки». Он посещал разваливающиеся семьи, приносил мир в семью, ибо он приносил с собой только любовь, только всепрощающее понимание каждого и всех: для него не было виноватых, и оттого виновные молча и тайно начинали чувствовать свою вину. И не виня их, он виноватых обращал к любви и прощению; шуткой, народным словцом для всех понятным и близким. Он рассеивал тучи, низко ходившие над семьей, тучи злобы, будничного, мелкого, самого могучего вседневного зла. Усталый, измученный возвращался он из какого-нибудь московского, а иногда из за-московского захолустья, а дома его ждал накопившийся за его отсутствие народ. Он тотчас начинал прием, новую разгрузку, не отдохнув от только что совершенной. А какого труда стоила «разгрузка» какого-нибудь профессора или современного общественного деятеля, художника, писателя, которых только безысходное отчаяние кидало в его комнатку! Самый приступ к «разгрузке» требовал несколько часов, и совершенно исключительного, душевного, духовного и умственного подвига и труда; «разгрузка» длилась зачастую годами, ибо на место грузов, только что разгруженных отцом Алексием, жизнь нагружала новый тягчайший груз, а сгибавшийся под ним уже привычно и неизменно шел к отцу Алексию, и отказа не было никому никогда. Он горячо любил и чтил настоятеля оптинского скита отца игумена Феодосия и обоюдно был глубоко чтим этим благодушным, любящим, тихо-величавым старцем. Карточка отца Феодосия стояла на столе у него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М. Исидор Никольский , который был родом из тульской еп. и потому принимавший близко к сердцу дела, касавшиеся его родины Кроме того, преосв. Алексий принадлежал к числу тех лиц, которые поддерживали в м. Филарете убеждение, что м. Исидор, бывший викарий московского Владыки, относится к сему последнему не с должным уважением и преданностию. В бумагах м. Филарета находится между прочим одно собственноручное письмо епископа кавказского Игнатия Брянчанинова , писанное им 12 ноября 1858 г. к еп. Алексию тульскому и очевидно этим последним пересланное м. Филарету, где сообщается следующее: «преосв. митрополит Киевский (м. Исидор), в проезд свой чрез кавказскую епархию (на пути из Грузии в Киев), окритиковал все мои действия, даже коснулся поведения моего. В половине октября я перешел в домик мой, небольшой, но весьма удобный: он в характере Гефсиманских келий московского митрополита. И этому старцу досталось от Исидора! но присутствовавшие не соблазнились на Филарета: им показались странными жесткие нарекания облагодетельствованного на благодетеля. В этом отношении точно также действовал Исидор в Петербурге, когда посетил сию столицу при перемещении своем из московских викариев на кафедру полоцкую»... Впрочем, и из письма м. Филарета к А. Н. Муравьеву в марте 1847 г. видно, что между м. Филаретом и м. Исидором не всегда были ровные отношения: «вот чего не доставало мне, писал м. Ф.,–чтобы преосвященный Исидор и Андрей Николаевич представили меня защитником не православного учения и вооружились против меня письмом, рассуждением и книгою Пусть будет так, если то угодно Богу. Ближние мои отдалече мене сташа, да обратят мя боящийся Тебе, и ведущия свидения Твоя и Письма м. Ф. к Мурав., К. 1869, стр. 230)». Дело шло тогда о мнениях м. Ф. по вопросу о времени приложения Святых Даров и такой взгляд митрополита на смысл действий своих противников произвел, по словам Муравьева (см. «Христ. Чт.» 1899 г. янв., стр. 82, 83, 86), очень сильное впечатление на преосв. Исидора. Муравьев писал даже: «прошу Вас убедительно написать ему, не теряя ни одной минуты, миролюбивое письмо, потому что он даже говорил мне, что мысль о Вашем неудовольствии смущает его, даже во время богослужения».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

3. Благодарить Полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, министра культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколова и министра связи и информационных технологий России Л.Д.Реймана за участие в программе состоявшегося визита. 4. С удовлетворением отметить положительную динамику развития отношений между Тульской епархией Русской Православной Церкви и структурами местной власти. ЖУРНАЛ N 70 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о встрече с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным . Справка: 30 сентября 2005 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. В ходе состоявшейся беседы Его Святейшество рассказал Президенту страны об участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных 625-летию Куликовской битвы. Также Святейший Патриарх поделился с В.В.Путиным своими впечатлениями о состоявшемся 14-15 сентября Первосвятительском визите в Азербайджан и встрече с Президентом республики И.Г. Алиевым. Затем Предстоятель Русской Церкви рассказал Президенту Российской Федерации о предстоящих событиях церковно-общественной жизни. В беседе была затронута тема противодействия наркомании, обсуждалось проведение Всероссийской конференции «Призыв Церкви: власть, бизнес, общество — против наркомании», которая состоится в Москве в ноябре сего года. Вместе с тем Святейший Патриарх Алексий поделился своими планами участия в праздновании Дня народного единства, который будет отмечаться 4 ноября. Президент В.В.Путин поблагодарил Святейшего Патриарха Алексия за участие в торжествах, посвященных юбилею Куликовской битвы, отметив важное духовно-нравственное значение этого праздника, и выразил благодарность за его вклад в дело укрепления добрососедских отношений между Россией и Азербайджаном. В заключение беседы Президент В.В.Путин рассказал Патриарху Алексию о своем посещении Афона, отметив, что поездка на Святую Гору произвела на него большое впечатление.

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

Несколько слов на тему имущества. На встрече священства неоднократно говорилось о недовольстве положением и делами по вопросу о церковном имуществе. Пока в этом вопросе не найдены удовлетворительные решения для всех, это не наша работа, а работа Отдела внешних сношений Московской Патриархии. Уже в 1999 г. я предложил архимандриту Елисею простое решение в вопросе о церковном имуществе: Московская Патриархия признает ЭАПЦ – и церковные здания, приходские дома переходят в ее пользование. Это предложение было отвергнуто. То же самое повторилось в 2000 г. в Женеве. В 2001 г. Святейший Патриарх Варфоломей в своем письме к Святейшему Патриарху Московскому Алексию просил представителей Русской Православной Церкви связаться по этому вопросу со мной, но в тот раз никакого контакта не последовало. В 2003 г., когда Святейший Патриарх Алексий посетил Эстонию, я сделал на нашей встрече, где и Вы присутствовали, это же предложение и получил вновь отказ. С самого начала, несмотря на обещания и подписанные соглашения в Цюрихе, Московская Патриархия не признавала нас. По сей день всяческие обсуждения в этом вопросе устроены так, чтоб Московская Патриархия могла делать все возможное, чтоб не признать нас. В этом состоит слабость Отдела внешних сношений Московской Патриархии, и это несправедливо не только по отношению к нашей, но и к Вашей местной Церкви. Для чего продолжать теперь обвинения в мой адрес, будто я ответственен за сложившуюся ситуацию? Что касается пункта Цюрихского соглашения о том, что оба Патриархата просят эстонское правительство обеспечить равные права православных, живущих в Эстонии, то и тут обвинить нас не в чем. Во-первых, обе наши Церкви имеют равные права, в том числе право иметь имущество. ЭПЦ МП имеет полное право на имущество, которое приобрела на собственные средства, а не на имущество, которое в 1993 г. судебным приговором признали за ЭАПЦ. Во-вторых, чтоб решить вопрос имущества, надо было своевременно связаться с нашей Церковью. Одним словом, равные права достигаются в правовом порядке и для их применения необходимо корректное делопроизводство. К сегодняшнему дню у нас с Эстонским государством есть соглашение по имуществу, которое подписано по свободной воле наших Церквей. Если правительство попросило бы нас о согласии изменить эту оговорку (клаузулу), чтоб передать используемое имущество Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в собственность, то это возможно только при условии признания Эстонской Апостольско-Православной Церкви автономной Церковью со стороны Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010