прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 169 2000 г. 29 ноября. – Письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 207 Ваше Блаженство и Святейшество Патриарх Московский и всея Руси, во Христе Боге зело возлюбленный Брат и сослужитель нашей Мерности, господин Алексий, Ваше почитаемое Блаженство братски о Господе обнимаем и сладчайше приветствуем. Получил Ваше честное письмо за 5761 от 9 ноября сего года и приложенное к нему решение Вашего Священного Синода Русской Церкви, которое специально на заседании нашего Святого и Священного Синода с подобающим вниманием и церковной чуткостью мы изучили. Прежде всего выражаем нашу глубокую печаль из-за постоянных недопониманий наших добрых намерений и действий и постоянных против нас журналистских нападок, основанных на этих недоразумениях, создавших столь серьезное напряжение в душах Высокопреосвященных архиереев Вашего Священного Синода, что само это решение было принято односторонне и без глубокого рассмотрения, и которое, если бы дело было более спокойно изучено, безусловно, не было бы принято. И второе, выражаем надежду, что в скором времени будут поняты добрые намерения нашей Мерности и каноничность наших действий, так что будет снято с душ святейших архиереев, принявших это решение, беспокойство и будут установлены теплые братские отношения между нашими Церквами, как того желает Господь, Который столь горячо молился о единстве нашем в его Первосвященнической молитве. Что касается нашего, ради братской любви, вклада в упразднение недопониманий, которые безусловно огорчают и Ваше доброе сердце, считаем нашим долгом сделать следующие замечания: А) Относительно эстонского вопроса. 1. Как известно, и как красноречиво явствует из подписанной в Цюрихе в апреле 1996 г. памятной записки делегаций наших Церквей, два Патриархата «согласились предоставить православным в Эстонии свободу выбора – какой церковной юрисдикции они желают принадлежать – Константинопольскому Патриархату или Московскому Патриархату».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 26.03.1964 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1964. 7 . Письмо Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 24.06.1970 г.; письмо митрополита Пимена Патриарху Афинагору от 10.08.1970 г.; письмо Патриарха Афинагора митрополиту Пимену от 9.09.1970 г.; письмо митрополита Пимена Патриарху Афинагору от 14.01.1971 г.; переписка иерархов в связи с автокефалией Американской Православной Церкви от 14.01.1971 г.//Журнал Московской Патриархии. 1970. С. 6–11, 12–15; 1971. С. 2–3. 8 . Письмо епископа Мелоисского Емилиана протоиерею В. Боровому и А. С. Буевскому//Архив ОВЦС. Д. 31./Переписка с разными лицами/. 1961. 9 . Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 14.08.1968 г., телеграмма Патриарха Алексия Патриарху Афинагору от 16.09.1968 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1968. 10 . Письма Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 4.09. и 15.11.1968 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1968. 11 . Письмо Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 17.08.1967 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1967. 12 . Телеграмма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 14.09.1967 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1967. 13 . Записка от 14.09.1967 г.//Архив ОВЦС. Д. 31. 1967. 14 . Кончина Вселенского Патриарха Афинагора//Журнал Московской Патриархии. 1972. 8. С. 1. 15 . Там же. С. 1–2. 16 . Известительная грамота Патриарха Константинопольского Димитрия и ответ на нее//Журнал Московской Патриархии. 1973. 2. С. 3–4.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/91...

Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по Святейшему Патриарху Алексию 6 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 5 декабря — в день второй годовщины упокоения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по приснопамятному 15-му Предстоятелю Русской Православной Церкви на месте его погребения — в Благовещенском приделе Елоховского Богоявленского собора в Москве. 5 декабря — в день второй годовщины упокоения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по приснопамятному 15-му Предстоятелю Русской Православной Церкви на месте его погребения — в Благовещенском приделе Елоховского Богоявленского собора в Москве. В своем слове после совершения богослужения Его Святейшество подчеркнул историческое значение личности и деятельности своего предшественника: «Уже сейчас историки пишут об особом вкладе Святейшего Патриарха [Алексия] в дело возрождения веры на Руси, в дело второго Крещения Руси». 5 декабря исполнилось два года со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II. Правка новостей Входящие Правмир Ответить Михаил Тюренков кому: мне, Anna Показать подробные сведения 14:18 (36 мин. назад) С т.зр. редакторской правки — как кейс. Я бы переписал новость иначе (дабы хотя бы немного разрядить неизбежный рефрен «Святейший»): 5 декабря — в день второй годовщины упокоения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по приснопамятному 15-му Предстоятелю Русской Православной Церкви на месте его погребения — в Благовещенском приделе Елоховского Богоявленского собора в Москве. В своем слове после совершения богослужения Его Святейшество подчеркнул историческое значение личности и деятельности своего предшественника: «Уже сейчас историки пишут об особом вкладе Святейшего Патриарха [Алексия] в дело возрождения веры на Руси, в дело второго Крещения Руси». Хотя не настаиваю, что так лучше. Ответить Ответить всем Переслать Ответить

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

10 Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М. 1897. С.26. 11 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию (1827–1831).//Прибавления. М. 1872. Ч.25. Кн.1. С.48. 15 Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М. 1883. С.17. 16 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.2. С.126. 18 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.4. С.141. 23 Резолюции московского митрополита Филарета.//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. М. 1877. Кн.2. С.42. 24 Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского. В 2 т. М. 1883. Т.1. С.339 и далее; 679 и далее. 25 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М. 1868. С.145. 27 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. М. 1872. Ч.24. Кн.3. С.481. 28 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. М. 1877. Ч.1.С.116. 38 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.3. С.268. 42 Письма митрополита Московского Филарета (в мире Василия Михайловича Дроздова) к родным. С.90. 43 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.38. 45 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.24. Кн.3. С.484. Того же епископа Иннокентия митрополит Филарет просил писать ему письма запросто, без «обрядовых строк», т.е. без предваряющих титулований и заключительных выражений почитания (Там же. Ч.25. Кн.1. С.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

8 . Письмо епископа Мелоисского Емилиана протоиерею В. Боровому и А. С. Буевскому (Η επιστολ του επισκπου Μελης Αιμιλιανο στον πρωθιερα Β. Μποροβι και τον Α. Μπουφσκι)//Архив ОВЦС (Αρχεο του ΤΕΕΣ). Д. 31./Переписка с разными лицами (Αλληλογραφα με διφορα πρσωπα)/. 1961. 9 . Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 14.08.1968 г. (Η απ 14 ης Αυγοστου 1968 επιστολ του Αγιωττου Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν Αλεξου στον Παναγιτατο Αρχιεπσκοπο Κωνσταντινουπλεως Νας Ρμης και Οικουμενικ Πατριρχη Αθηναγρα)· телеграмма Патриарха Алексия Патриарху Афинагору от 16.09.1968 г. (Το απ 16 ης Σεπτεμβρου 1968 τηλεγρφημα του Πατριρχη Αλεξου στον Πατριρχη Αθηναγρα)//Архив ОВЦС (Αρχεο του ΤΕΕΣ). Д. 31, 1968. 10 . Письма Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 4.09. и 15.11.1968 г. (Οι απ 4 ης Σεπτεμβρου και 15 ης Νοεμβρου 1968 επιστολς του Παναγιωττου Αρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως Νας Ρμης και Οικουμενικο Πατριρχη Αθηναγρα στον Αγιτατο Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν Αλξιο)//Архив ОВЦС (Αρχεο του ΤΕΕΣ). Д. 31, 1968. 11 . Письмо Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 17.08.1967 г. (Η απ 17 ης Αυγοστου 1967 επιστολ του Παναγιωττου Αρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως Νας Ρμης και Οικουμενικο Πατριρχη στον Αγιτατο Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν Αλξιο)//Архив ОВЦС (Αρχεο του ΤΕΕΣ). Д. 31, 1967. 12 . Телеграмма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Святейшему Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху Афинагору от 14.09.1967 г. (Το απ 14 ης Σεπτεμβρου 1967 τηλεγρφημα του Αγιωττου Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν Αλξου στον Παναγιτατο Αρχιεπσκοπο Κωνσταντινουπλεως Νας Ρμης και Οικουμενικ Πατριρχη Αθηναγρα)//Архив ОВЦС (Αρχεο του ΤΕΕΣ). Д. 31, 1967.

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/91...

Церковная археология с историей христианского искусства. Общая церковная история Русская церковная история Истор. и обл. раск. и сект. Патрология с агиологией Логика Каноническое право Конституция ССР Церковное пение Церковно-славянский язык Языки древнееврейский  греческий  латинский на выбор: английский  немецкий  французский Русский язык(факультативно) ИТОГО: лекций в неделю  сочинений в год кандидатское сочинение проповедей в год Конституцию проходят только поступающие не из семинарии, по семинарской программе [cxvii] .   Приложение 5 Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория   Доклад При сем имею честь представить Вашему Святейшеству ходатайство профессоров и преподавателей Московской Духовной Академии и Семинарии о благословении Вашего Святейшества на строительство в Москве квартир для профессорско-преподавательского состава. Со своей стороны считаю долгом поддержать пред Вашим Святейшеством означенное ходатайство для улучшения удобств квартирным обеспечением состава корпорации. Вашего Святейшества усерднейший слуга и богомолец 29 декабря 1950 г. [cxviii]   Приложение 6 Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория Доклад Почтительнейше прошу Ваше Святейшество поставить на обсуждение сессии Св.Синода «Положение об оплате наставников Московской и Ленинградской Духовных Академий и Семинарий». У нас нет единого текста «Положения об оплате», хотя за последние 3 года было составлено и введено в действие несколько разных «Положений об оплате». 1-е «Положение» было составлено в декабре 1949 г.; оно действовало в обеих Академиях от 1.12.49 до 1.09.51 года. Его заменило 2-е «Положение», в некоторых пунктах противоположное 1-му; оно действовало 1.09.51 и уступило свое место 1-го апреля 1952 г. третьему «Положению». 3-е «Положение» в основном возвратилось в 1-му «Положению», но признало и некоторые статьи 2-го, не указав, какие именно.

http://bogoslov.ru/article/4888315

В подмосковных Мытищах прошла торжественная церемония закрытия VI Московских областных Рождественских образовательных чтений 11 декабря 2008 г. 19:10 Торжественная церемония закрытия VI Московских областных Рождественских образовательных чтений прошла 11 декабря в Ледовом дворце в Мытищах. В торжествах приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , губернатор Московской области Борис Громов , министр образования Московской области Л.Н. Антонова и почти 4000 педагогов, священнослужителей, директоров воскресных школ, православных гимназий и молодежных центров Подмосковья. В течение долгого периода на территории Московской области во всех городах и поселках, во всех общеобразовательных и церковно-приходских школах проходили различные торжественные мероприятия, открытые уроки и круглые столы. Проходили встречи духовенства благочиний Московской епархии с преподавателями и учащимися учебных заведений, подписывались соглашения о сотрудничестве и взаимодействии местных органов образования и церковных округов Московской епархии. Итогом стали многие полезные наработки, которые станут фундаментом дальнейшей плодотворной работы на ниве духовного просвещения молодежи. Перед началом церемонии закрытия митрополит Ювеналий отслужил заупокойную литию по новопреставленному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Губернатор Московской области Б. В. Громов, обратившийся со словами приветствия к участникам мероприятия, отметил, что сейчас Россия переживает поистине трагическое событие — ибо уход из жизни Святейшего Патриарха был чувствительной потерей для каждого верующего сердца. Подводя итоги прошедшим образовательным чтениям, Борис Всеволодович отметил неизменный рост уровня и содержания этих чтений на просторах Московской области. Начатые несколько лет назад, тогда ещё робкие шаги навстречу друг другу переросли в плодотворное и полезное взаимодействие Церкви и государства. В своем приветственном слове митрополит Ювеналий сказал, что почивший в Бозе Святейший Патриарх Алексий II не только благословил проведение областных Рождественских чтений, но и всегда искренне интересовался ходом их проведения, с живым интересом обсуждал их итоги. Также владыка отметил, что многолетнее сотрудничество администрации области и Московской епархии и на этот раз показало себя удивительными плодами самоотверженного труда педагогов и приходского духовенства. Как сообщили Пресс-службе Московской Патриархии в Московской епархии , представителям духовенства, наиболее отличившимся в трудах на ниве духовного просвещения, были вручены церковные и губернаторские награды. Темой VI Московских областных Рождественских образовательных чтений, открывшихся 19 ноября в городах Подмосковья, стала «Семья в современном мире». Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/508105.htm...

Резолюц. 19 окт. 1866 г. Орлов . изд. стр. 64. 232 Проект инстр. благочин. церквей § 63. Душ. Чт. 1872 г. 1, 451; ср. резолюц. 3 сент. 1830 г. «предписать священнику, что и при всех возможных случаях должно ему назидательным словом стараться чуждающихся церкви привлекать и возвращать в ее матернее недро.» Юбил. сборн, стр. 265. 237 Письмо м. Филарета к архиеп. Твер. Алексию, Москва, 1883 г. стр. 149. Такие же точно отношения к раскольникам, т.е. чуждые всякой начальственности и официальности, м. Филарет признает наиболее целесообразными и со стороны архиереев. «Более удобства обращает, пишет он в одном из своих мнений по вопросам о расколе, и менее угрожает затруднениями не начальственное и формальное, а простое, добровольное сношение архиерея с раскольником, которого архиерей, по любви ко спасению душ, тщательно поищет и в котором кротко и миролюбиво примет разномыслящего, в котором и раскольнику менее будет повода поступать раздражительно, в котором наконец, и оскорбительное слово или действие раскольника менее будет иметь значения, как неприятность в приватном сношении, a не оскорбление прямого начальника». Собр. мнен. и отз. т. III, стр. 182. Такой же способ сближаться и беседовать с раскольниками: «кротце, по общежитию» советует м. Филарет и в частном письме к преосв. Евлампию Екатеринбургскому. Чтен, в общ, люб. дух. просв. 1877 г. отд. III – материалы, стр. 5. 238 Проект, инстр. благочин., § 63. Душеп. Чт. 1872 г. ч. II, стр 451; ср. Собран, мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 583, § 3. 244 Резолюц. 16 мая, 1851 г. Душ. Чт. 1891 г., II ч.. 440 стр., ср. резолюц. 28 июня, 1835 г. Душ. Чт. 1872 г. ч. I., стр. 350. То же самое м. Филарет советует и архиереям; см. письмо его к Евлампию (Пятницкому) , еп. Екатеринбургскому, в котором он пишет: «пособий светского начальства православию осмотрительно и умеренно требовать надлежало». Чт. в общ. люб. дух. просв. 1877 г. III отд., материалы, стр. 9; ср. пис. его к преосвящ. Алексию Тверскому (стр. 269), где он пишет: «помощь гражданской власти надобно просить (только) против обличенных совратителей и против оказательства раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   5) Торжественный акт анафемы против тех князей, которые во главе с тверским князем Михаилом Александровичем, объединились «с нечестивым Ольгердом» (... ). Эти князья призываются раскаяться перед митрополитом, после чего они автоматически будут прощены и патриархом.    6) Особый акт об отлучения смоленского князя Святослава, которого митрополит Алексий уже «справедливо» предал анафеме.    Безоговорочная поддержка московской политики, содержащаяся в этих письмах, находится в противоречии с другим имеющимся в патриаршем реестре документом, который обнаруживает — в том же 1370 году и, возможно, в том же месяце июне — совершенно неожиданный образ действий Филофея. Речь идет о патриаршем акте, подготовленном канцелярией, — в реестре находится копия, — официально упраздняющем Литовскую митрополию, с последующим переводом литовского «епископа» в подчинение митрополиту Киевскому. Однако в последний момент патриарх не подписал этот документ: архивист должен был исключить его из реестра и внести объяснительную запись в положенном месте.    Неожиданное получение дополнительных сведений в ту минуту, когда письма к Алексию и князьям уже были подписаны и отосланы, кажется, единственно могло бы послужить причиной этой аннуляции, которая свидетельствует, между прочим, о довольно беспристрастной позиции Филофея в конфликте между Москвой и Литвой. Первостепенная задача патриархата состояла в сохранении единства, и тут Филофей обнаружил, что цель эта не может быть достигнута простой и неразборчивой поддержкой Москвы. В Тверском княжестве, в великом княжестве Литовском и королевстве Польском проживало значительное количество православных, которые нуждались в постоянном пастырском надзоре и назначении новых епископов. Митрополит, который, подобно Алексию, занимался делами управления в Москве, не мог больше выполнять эти обязанности. Нам неизвестно, какие конкретные обстоятельства вызвали аннулирование акта, проект которого был составлен в июне 1370 года. Возможно, что письмо Ольгерда, которое мы обсудим ниже, прибыло как раз в этот момент. Так или иначе, письменные документы последующих месяцев помогают понять те причины, которые привели к перемене позиции Константинопольского патриархата в 1370 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

«Третья, что Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: «вознесох избранного от людей Моих» (Пс. 88. 20). «Четвертая, что Царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий (…). «Вот коренные положения или догматы Царского и государственного права, основанные на Слове Божием, утвержденные властью Царя Царствующих и Господа Господствующих, запечатленные печатию клятвы Его» (Филарет (Дроздов). Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. – Т. III. – М., 1861. – С. 225-227). " 8. р.Б. Алексию Благодарю Вас за разумные и добрые слова. 7. р.Б. Алексию " Легитимисты никоим образом не могут согласиться, чтобы Закон становился игрушкой и употреблялся в рамках двух взаимоисключающих подходов. А ведь нетрудно заметить, что наши оппоненты руководствуются двойными стандартами. Когда речь идет о Главах Династии, они под микроскопом выискивают в законах всё, что хоть отдаленно может посеять сомнения в легитимном статусе государей. Когда же речь заходит об их собственных выдумках и прожектах, отношение к закону становится чрезвычайно свободным, вплоть до признания его отжившим и ненужным. " Но так не бывает. Если мы не признаем Закон, то нечего тогда вообще рассуждать о правах на престол: каждый может считать себя претендентом на трон, и никто его за это не имеет права осуждать. А если Закон нами признается, он всегда указывает на одно-единственное лицо, обладающее статусом Главы Российского Императорского Дома, являющегося Императором (или Императрицей) де-юре. Иного не дано " . (Легитимизм - краеугольный камень монархии " http://proza.ru/2011/02/25/759 ; написано 10 лет назад, но наши оппоненты не способны расстаться с двойными стандартами) 6. Зачем России люди из под колпака Госдепа? Путин перерос монархию. К тому же после 400 лет работы Альбиону Россию, как и Израиль после 400 лет работы Фараону, ждет Богоправление.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/09/kn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010